ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОЛИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УГАНДА
С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-270-272
Аннотация. В статье проводится анализ нормативных правовых положений, регламентирующих область дисциплинарных правоотношений в Республике Уганда. Выявляя правовые основы дисциплинарного режима среди личного состава угандийской национальной полиции, автор акцентирует внимание на деонтологическом аспекте служебной дисциплины, составляющем квинтэссенцию должного отношения полицейских к исполнению ареала своих функциональных обязанностей и предопределящем достижение необходимого авторитета полиции в обществе.
Ключевые слова: служебная дисциплина, деонтология, Дисциплинарный кодекс, дисциплинарный контроль, дисциплинарные правоотношения, органы внутренних дел, национальная полиция.
В Республике Уганда деонтологические основы полицейской службы и дисциплины личного состава полицейских сил страны (англ. «Uganda Police Force», UPF) закреплены в главе VI «Дисциплина» Закота «О полиции Республики Уганда», введенного в действие 14 октября 1994 г. [1]. В мае 2006 г. в текст данного Закона были внесены необходимые изменения, вступившие в силу 8 июня 2016 г. [2]. Согласно п. 1 ст. 44 «Установление дисциплинарного кодекса поведения полиции», в UPF должен существовать «Дисциплинарный кодекс поведения полиции», являющийся основой для дисциплинарного контроля над всеми полицейскими и другими лицами, работающими в системе UPF в соответствии с этим Дисциплинарным кодексом. Исходя из положения п. 2 данной статьи, Дисциплинарный кодекс должен иметь форму, установленную в Приложении к Закону. На основании п. 3 ст. 44, министр UPF наделен правом, по согласованию с Генеральным инспектором, на внесение изменений в Дисциплинарный кодекс посредством законодательного акта. В ст. 45 «Лица, подпадающие под действие кодекса» установлено, что под действие «Дисциплинарного кодекса поведения полиции» подпадают следующие лица: а) аттестованные члены UPF; b) лица, зачисленные в полицию или проходящие
подготовку в качестве офицера полиции; 0 сотрудники полиции местной администрации, предусмотренной ст. 67 Закона «О полиции Республики Уганда».
Правовой режим увольнения сотрудников полиции, в том числе по факту их недисциплинированности, закреплен в ст. 47, согласно которой полицейский орган наделен правом увольнения сотрудника полиции ранга помощника суперинтенданта полиции или выше. При этом, увольнение сотрудника полиции в ранге помощника комиссара полиции или выше подлежит письменному одобрению Президента. Подробные рекомендации относительно увольнения сотрудников полиции зафиксированы в ст. 48. Кроме того, в указанной главе VI «Дисциплина» закреплены положения, связанные со следующими вопросами:
1) учреждение дисциплинарного суда полиции и защита его членов от судебного преследования (ст. 49);
2) определение категорий дисциплинарных судов полиции (ст. 50);
3) создание и состав апелляционного суда при совете полиции (ст. 51);
4) создание и состав региональных судов полиции (ст. 52);
5) создание и состав нижестоящих судов полиции (ст. 53);
6) решения апелляционных судов полиции (ст. 54);
7) порядок подачи апелляции (ст. 55);
8) арест за дисциплинарные проступки (ст. 56);
9) место заключения правонарушителей (ст. 57);
10) приоритет уголовного законодательства над дисциплинарным (ст. 58);
11) наказание и определение дезертирства (ст. 59).
В соответствии с отмеченной ст. 59, лицо, оставившее службу в UPF, совершает правонарушение и подлежит осуждению уголовным судом к лишению свободы сроком на один год. При том, полицейский считается дезертиром, если он: a) самовольно отлучается из своего подразделения или формирования или из того места, где долг службы требует его нахождения, с намерением не возвращаться в это подразделение, формирование или место; Ь) находясь согласно своим полномочиям за пределами подразделения, или формирования, или того места, где этого требует служебный долг, во время этого отсутствия проявляет намерение не возвращаться в свое подразделение или к месту своей службы; о) находясь согласно своим полномочиям за пределами подразделения, или формирования, или того места, где этого требует служебный долг, совершает действие или бездействие, естественным и вероятным последствием которого является воспрепятствование возвращению к месту службы в требуемое время. Лицо, которое отсутствовало без разрешения в течение непрерывного периода 21-го дня или более, должно считаться дезертировавшим согласно пп. a) и Ь) ст.59, если не будет доказано обратное. Любое лицо, которое помогает, обеспечивает, убеждает или пытается помочь, обеспечить или убедить другого покинуть полицейские силы Уганды, совершает правонарушение и подлежит при осуждении тому же наказанию, что и дезертир (п.3 ст.59). Текст «Дисциплинарного кодекса поведения полиции» приведен в приложении к ст.44 Закона «О полиции Республики Уганда» и включает в себя 35 пунктов: 1) лица, подпадающие под действие кодекса; 2) обя-
занности сотрудников полиции; 3) отношения внутри полицейских сил Уганды; 4) правонарушения со стороны сотрудников полиции; 5) вступление в брак с иностранным гражданином; 6) причинение убытков правительству; 7) распространение вредной пропаганды; 8) насилие по отношению к вышестоящему офицеру; 9) злоупотребление подчиненным офицером; 10) жестокое обращение с подчиненным; 11) непослушное или репрессивное поведение; 12) дискредитирующее или незаконное поведение; 13) пьянство; 14) скандальная манера; 15) ложь или уловки; 16) правонарушения по отношению к официальному документу; 17) неточный сертификат инспектора или аналитика; 18) неповиновение законным приказам; 19) пренебрежение долгом; 20) отказ от работы или отсутствие без отпуска; 21) злость; 22) нарушение доверия; 23) коррупционная практика; 24) незаконное или ненужное использование полномочий; 25) нечистоплотность;
26) повреждение одежды или других предметов, предоставленных для работы;
27) трусость; 28) наказание за дисциплинарные проступки; 29) непредоставление оплаты за время отсутствия на службе без отпуска; 30) взыскание штрафа; 31) запрет и приостановка прохождения службы; 32) утрата пенсионных прав при увольнении; 33) информирование должностных лиц относительно их обвинения; 34) право на вызов свидетелей; 35) режим жалобы сотрудников полиции [3]. Как представляется, сам факт наименования данных пунктов позволяет оценить деонтологический масштаб охвата института служебной дисциплины среди личного состава угандийский полиции. Предъявляя высокий уровень требований к служебной дисциплине в полиции, Правительство страны демонстрирует свое стремление к повышению доверия общества к указанной правоохранительной институции, что соответствует букве и духу второго принципа Р. Пиля, суть которого сводится к следующему: «способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [4, с. 33].
Резюмируя изложенное, необходимо рует сущностному содержанию междуна-отметить глубину и обоснованность нор- родных стандартов, ориентированных на мативных правовых положений относи- строгое регламентирование дисциплинар-тельно поддержания должного уровня ных правоотношений в системе нацио-служебной дисциплины в полицейских ря- нальных органов внутренних дел. дах Республики Уганда, что корреспонди-
Библиографический список
1. The Police Act of the Republic of Uganda. Charter 303. Commencement: 14 October, 1994. // Официальный сайт «The Uganda Legal Information Institute, ULII». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mia.go.ug/sites/default/files/download/THE_POLICE_ACT.pdf (дата обращения: 10.03.2021)
2. The Police Act of the Republic of Uganda. Charter 303. Commencement: 8 June 2006. // Официальный сайт «The Uganda Legal Information Institute, ULII». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ulii.org/system/files/legislation/act/2006/2006/police%20ammendment%20Act%202006. pdf (дата обращения: 17.03.2021)
3. Disciplinary code of conduct. Republic of Uganda Police Force // Официальный сайт «The Uganda Legal Information Institute, ULII». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ulii.org/ug/legislation/consolidated-act/303 (дата обращения: 30.09.2020).
4. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№3 (75). - С. 33-34.
LEGAL FRAMEWORK OF SERVICE DEONTOLOGY DISCIPLINES IN THE POLICE OF THE REPUBLIC OF UGANDA
S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article analyzes the normative legal provisions governing the field of disciplinary legal relations in the Republic of Uganda. Revealing the legal foundations of the disciplinary regime among the personnel of the Ugandan National Police, the author focuses on the de-ontological aspect of service discipline, which constitutes the quintessence of the proper attitude of police officers to the performance of their functional duties and predetermines the achievement of the necessary authority of the police in society.
Keywords: service discipline, deontology, Disciplinary Code, disciplinary control, disciplinary legal relations, internal affairs bodies, national police.