УДК 342.9
DOI 10.23672/s0627-1611-5181-q
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Алексеев Алексей Анатольевич
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Alexey A. Alekseyev
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Personnel Management and Educational Work, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Тонышев Александр Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России alben2011 @mail.ru
Alexander V.Tonyshev
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department
Of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
alben2011 @mail.ru
Нормативное правовое
регулирование этических основ поведения служащих полиции в республике сальвадор
Legal regulation of ethical
principles of conduct of police officers in the republic of el salvador
Аннотация. В статье представлен анализ нормативных положений, определяющих пределы правового регулирования профессионально-этических канонов поведения служащих Национальной гражданской полиции Республики Сальвадор. Выявляя регулируемую Законом область профессиональной этики сальвадорских полицейских, авторы акцентируют внимание на соответствии отмеченных нормативных положений национального законодательства универсальным правилам, предопределяющим общее направление правоохранительной миссии полиции и способствующим повышению к ней доверия со стороны общества.
Ключевые слова: право, закон, мораль, кодекс поведения, этика, этико-правовые основы, правоохранительная деятельность.
Annotation. The article presents an analysis of the regulations defining the limits of legal regulation of professional and ethical canons of behavior of employees of the National Civil Police of the Republic of El Salvador. Identifying the area of professional ethics of Salvadoran policemen regulated by the Law, the authors focus on the compliance of the mentioned normative provisions of national legislation with the universal rules that predetermine the general direction of the police law enforcement mission and contribute to increasing public confidence in it.
Keywords: right, law, morality, code of conduct, ethics, ethical and legal foundations, law enforcement.
Проблема соотношения морали и права относится к разряду ключевых для всей области деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку от осознанного и морально
выдержанного поведения каждого сотрудника к выполнению долга своей службы в определяющей степени зависит не только эффективность всей системы органов внутренних дел, но и их
восприятие обществом с точки зрения уважения и признания социальной необходимости. Отмеченный тезис корреспондирует выводам Р. Пиля, сформулировавшего 9 принципов, которыми должна руководствоваться полиция. В соответствии с формулой второго принципа указанного полицеиста, «способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [1, с. 33]. Указанное универсальное правило в полной мере нашло свое отражение и в отношении деятельности служащих Национальной гражданской полиции (исп. «Los Miembros de la Policía Nacional Civil», PNC) Республики Сальвадор, концептуальные основы нормативно-правового регулирования профессиональной этики поведения которой корреспондируют положениям ст. 1 Конституции страны, закрепляющей человеческую личность в качестве источника и цели деятельности государства, организованного для достижения справедливости, правовой определенности и общего блага [2]. Отмеченные конституционные установления предопределяют доминантный тренд общественной миссии PNC Республики Сальвадор, пределы деятельности которой зафиксированы в ст. 159 (абзац 2) Основного закона: «Национальная гражданская полиция выполняет функции городской и сельской полиции, призванных обеспечивать порядок, безопасность и спокойствие общественности, обеспечивать сотрудничество с другими учреждениями государства в процедуре расследования преступлений и осуществлять свои функции в соответствии с законом и строгим соблюдением прав человека». Закрепляя принцип невмешательства сальвадорской полиции в политическую жизнь страны, ст. 82 Конституции содержит прямой запрет для служащих полиции относительно их принадлежности к какой-либо политической партии, участию в политической рекламе и демонстрации полицейскими своей приверженности популярным избирательным позициям. Выполняя свои должностные обязанности к качестве государственных служащих, полицейские Республики Сальвадор обязаны придерживаться правил поведения, предусмотренных Законом «О государственной этике» [6], принятым в соответствии с отмеченной ст. 1 Конституции страны, а также с учетом положений Конвенции ООН против коррупции [4], Межамериканской конвенцией против коррупции [3] и Рамочным договором о демократической безопасности в Центральной Америке [7]. Исходя из нормативного положения ст. 1 указанного Закона, его целепола-гание заключается в правовом регулировании и поощрении этического поведения государственных служащих в реализации ими публичных функций государства и муниципалитета, предотвращении и выявлении коррупционных действий, а также наказания за действия, противоречащие законодательно установленным обязанностям и этическим запретам для действующих и бывших государственных служащих.
В прямой постановке вопросы нормативно-правового регулирования этических основ поведения служащих PNC Республики Сальвадор нашли свое отражение в положениях Органического Закона «О гражданской Национальной полиции»
(далее-Закона о полиции), введенного в действие законодательным Декретом № 653 от 06 декабря 2001 г. [5]. Следует заметить, что в соответствии со ст. 1 Закона о полиции, правовой статус PNC определяется в качестве института публичного права с правосубъектностью, соответствующей внутренним правилам исполнительной власти Республики Сальвадор. В структурном плане Закон о полиции состоит из X глав, включающих в себя 38 статей. В контексте настоящего исследования особого внимания заслуживают положения статей 13-16 главы IV «Нормы поведения» (исп. «Código de Conducta»). Согласно ст. 13, служащие PNC при выполнении своих полицейских функций должны соблюдать следующий Кодекс поведения:
1) всегда выполнять обязанности, возложенные на них законом, служить обществу и защищать всех людей от противоправных действий в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их функцией;
2) уважать и защищать человеческое достоинство, отстаивать и защищать права человека и всех людей;
3) хранить доступную им секретную информацию конфиденциального характера, о которой они знают, если только исполнение долга или потребности правосудия не предполагают иного;
4) не допускать применения, подстрекательства или терпимого отношения к любым актам пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также, ссылок на приказ вышестоящего начальника или особые обстоятельства (состояние войны или угроза войны, угроза национальным властям и безопасности, внутренняя нестабильность или любое другое чрезвычайное положение);
5) обеспечивать полную защиту неприкосновенности и здоровья людей, содержащихся под стражей, включая принятие незамедлительных мер для оказания им медицинской помощи в случае необходимости;
6) не допускать никаких коррупционных действий, решительно им противостоять и бороться с ними;
7) незамедлительно информировать любой контролирующий государственный о всех случаях возможного или очевидного нарушения установленных правил поведения;
8) выполнять свою работу с максимальными усилиями, максимальной самоотдачей и ответственностью в удовлетворении потребностей службы.
Положения ст. 14 обязывают служащих PNC при исполнении ими своих обязанностей носить официальную униформу, освобождая при этом от ношения униформы определенные категории служащих. В соответствии со ст. 15, служащие PNC должны носить штатное оружие в тех
обстоятельствах и в тех случаях, которые установлены Законом. Использование оружия регулируется следующими правилами:
1) при исполнении своих обязанностей служащие PNC, прежде чем прибегать к применению силы и огнестрельного оружия, должны максимально использовать ненасильственные средства. Они могут применять силу и огнестрельное оружие только тогда, когда другие средства неэффективны или не гарантируют достижение ожидаемого законного результата;
2) служащие PNC не должны применять огнестрельное оружие против людей, кроме как:
a) в целях самообороны или самообороны других лиц;
b) в случае неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения;
c) с целью предотвращения совершения особо тяжкого преступления;
d) в случае серьезной угрозы жизни с целью задержания лица, представляющего опасность и оказания им сопротивления, и только в том случае, если менее крайние меры недостаточны и абсолютно неизбежны;
3) если применение огнестрельного оружия неизбежно, то служащие PNC должны:
a) проявлять сдержанность и действовать соразмерно серьезности преступлений и законной преследуемой цели;
b) минимизировать ущерб и травмы, уважать и защищать человеческую жизнь;
c) оперативно оказывать помощь и медицинские услуги раненым или пострадавшим лицам;
d) как можно скорее сообщить о случившемся родственникам или близким друзьям пострадавших от применения огнестрельного оружия;
4) о всех случаях причинения телесных повреждений или смерти, применения силы или огнестрельного оружия, служащие PNC должны немедленно сообщить об этом своему начальству;
Литература:
1. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции / С.Ю. Чимаров // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 33-34.
2. Constitución de la República de El Salvador. Decreto Constituyente № 32. De Fecha 21 De Julio. De 1983. URL : https://www.asamblea.gob.sv/sites/ de-fault/files/documents/decretos/171117_072857074_ archivo_documento_legislativo.pdf (дата обращения 27.06.2021).
5) при выполнении своих обязанностей по защите прав человека, служащие PNC должны гарантировать право граждан на собрания и демонстрации. В случае законных действий по вынужденному прекращению митинга или демонстрации служащие PNC должны использовать наименее опасные средства и только в той мере, в какой это необходимо. При этом служащие PNC в своих действиях по прекращению митинга или демонстрации должны воздерживаться от применения огнестрельного оружия, за исключением случаев проведения насильственных собраний и только тогда, когда исчерпано использование других средств, и только при соблюдении обстоятельств, предусмотренных в п. 2 ст. 15 Закона о полиции;
6) исключительные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любая другая чрезвычайная общественная ситуация, не могут служить оправданием нарушения норм, регламентирующих применение служащими PNC огнестрельного оружия. Исходя из положений ст. 16 Закона о полиции, служащие PNC в соответствии со сложившейся обстановкой должны быть сосредоточены в режиме доступности, что определяется правилами Закона о полиции. В данном случае под режимом доступности понимается постоянство служащих PNC в месте, времени, функциях и форме, установленных Генеральным управлением полиции [5].
Резюмируя изложенное, мы считаем необходимым сформулировать следующие выводы.
Во-первых, рассмотренные этико-правовые основы полицейской деятельности в Республике Сальвадор имеют четкий и всесторонний характер своего нормативного правового закрепления, предопределяющего должный уровень доверия общества к правоохранительной миссии сальвадорской Национальной гражданской полиции.
Во-вторых, фактор соответствия закрепленных в национальном законодательстве Республики Сальвадор моральных постулатов, определяющих гуманизм и правозащитный характер деятельности Национальной гражданской полиции, подтверждает ориентированность государства в направлении устойчивого продвижения страны по пути дальнейшего упрочнения демократических основ общества.
Literature:
1. Chimarov S.Yu. K voprosu o «principah pravoprimeneniya» Roberta Pilya v deyatel'nosti policii / S.Yu. Chimarov // Vestnik Sankt - Peterburg-skogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3 (75). P. 33-34.
2. Constitución de la República de El Salvador. Decreto Constituyente № 32. De Fecha 21 De Julio. De 1983. URL : https://www.asamblea.gob.sv/sites/ de-fault/files/documents/decretos/171117_072857074_ archivo_documento_legislativo.pdf (дата обращения 27.06.2021).
3. Convención Interamericana contra la Corrupción. Adoptado en: Caracas, Venezuela. Fecha: 03/29/96. URL : https://www.alcaldiabogota.gov.co/sidie/con-tenido/imagesContenido/TICIContraCorrupcion.pdf (дата обращения 30.06.2021).
4. Convención de las Naciones Unidas contra la Corrupción. Resolución 58/4 de la Asamblea General, de 31 de octubre de 2003. URL : https:// www.unodc.org/documents/mexicoandcentralamer-ica/publications/Corrupcion/Convencion_de_las_ NU_contra_la_Corrupcion.pdf (date of application 30.06.2021).
5. Decreto Legislativo № 653 de 2001 - Ley Orgánica de la Policía Nacional Civil de El Salvador, 06 December 2001 (accessed 29 June 2021). URL : https ://www. refworld .org/docid/4c6947072.htm l (date of application 27.06.2021).
6. Ley de Ética Gubernamental. Numero del decreto: 873. Fecha de Emisión: 13/10/2011. URL : https://www.asamblea.gob.sv/decretos/de-tails/2223#:~:text=LEY%20DE%20ÉTICA%20GU-BERNAMENTAL%2C%20LA,ÉTICAS%20ESTA-BLECIDAS%20EN%20LA%20MISMA (date of application 12.06.2021).
7. Tratado Marco de Seguridad Democrática en Centro América. Viernes, 15 de diciembre de 1995. URL : https://www.iidh.ed.cr/multic/UserFiles/Bibli-oteca/IIDHSeguridad/12_2010/4b294167-d00a-4804-8336-0a6739d1e0a6.pdf (date of application 10.07.2021).
3. Convención Interamericana contra la Corrupción. Adoptado en: Caracas, Venezuela. Fecha: 03/29/96. URL : https://www.alcaldiabogota.gov.co/sidie/con-tenido/imagesContenido/TICIContraCorrupcion.pdf (дата обращения 30.06.2021).
4. Convención de las Naciones Unidas contra la Corrupción. Resolución 58/4 de la Asamblea General, de 31 de octubre de 2003. URL : https:// www.unodc.org/documents/mexicoandcentralamer-ica/publications/Corrupcion/Convencion_de_las_ NU_contra_la_Corrupcion.pdf (date of application 30.06.2021).
5. Decreto Legislativo № 653 de 2001 - Ley Orgánica de la Policía Nacional Civil de El Salvador, 06 December 2001 (accessed 29 June 2021). URL : https ://www. refworld.org/docid/4c6947072.html (date of application 27.06.2021).
6. Ley de Ética Gubernamental. Numero del decreto: 873. Fecha de Emisión: 13/10/2011. URL : https://www.asamblea.gob.sv/decretos/de-tails/2223#:~:text=LEY%20DE%20ÉTICA%20GU-BERNAMENTAL%2C%20LA,ÉTICAS%20ESTA-BLECIDAS%20EN%20LA%20MISMA (date of application 12.06.2021).
7. Tratado Marco de Seguridad Democrática en Centro América. Viernes, 15 de diciembre de 1995. URL : https://www.iidh.ed.cr/multic/UserFiles/Bibli-oteca/IIDHSeguridad/12_2010/4b294167-d00a-4804-8336-0a6739d1e0a6.pdf (date of application 10.07.2021).