УДК 342.9
DOI 10.23672/t6753-5263-3275-c
Марченко Геннадий Викторович
доктор исторических наук, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России
Паншина Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России
Шеянов Константин Валентинович
старший преподаватель
кафедры управления
персоналом и воспитательной работы,
Санкт-Петербургский университет
МВД России
Gennady V. Marchenko
Doctor of Historical Sciences,
Professor of the Department
of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Svetlana V. Panshina
Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Department
of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Konstantin V. Sheyanov
Senior Lecturer of the Department
Of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Actual problems of information
confrontation in the context of the implementation of youth policy in the territory sovereign state: theoretical and legal research
Актуальные проблемы информационного
противоборства в контексте реализации молодежной политики на территории суверенного государства: теоретико-правовое исследование
Аннотация. В статье представлен анализ наиболее значимых аспектов нормативно-правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации, а также - основные контуры ее правового закрепления и реализации в странах-членах Европейского союза. Выявляя некоторые направления информационных атак ряда зарубежных организаций на российскую молодежь и акцентируя внимание на отдельных аспектах формирования легитимной информационной среды, способствующей нейтрализации деструктивного воздействия на молодое поколение, авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования правового механизма блокирования информационного давления на молодежь и принятия на государственном уровне более действенных мер по решению комплекса молодежных проблем.
Annotation. The article presents an analysis of the most significant aspects of the legal regulation of youth policy in the Russian Federation, as well as the main outlines of its legal consolidation and implementation in the member states of the European Union. Identifying some areas of information attacks by a number of foreign organizations on Russian youth and focusing on certain aspects of the formation of a legitimate information environment that helps to neutralize the destructive impact on the younger generation, the authors come to the conclusion that it is necessary to further improve the legal mechanism for blocking information pressure on youth and adoption at the state level. more effective measures to solve a complex of youth problems.
Ключевые слова: международное право, государственный суверенитет, информационное противоборство, легитимная информационная среда, информационная инфраструктура, молодежная политика.
Keywords: international law, state sovereignty, information confrontation, legitimate information environment, information infrastructure, youth policy.
В современных условиях динамичного развития общественных отношений одним из центральных направлений обеспечения социального благополучия и предметом государственной заботы является реализация молодежной политики. В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы молодежной политики как предмет совместного ведения требуют единого правового регулирования в масштабах Российской Федерации, предполагая при этом установление разграничения полномочий совместного ведения между Федерацией и ее субъектами, соотношение их объемов и пределов. В Российской Федерации к молодежи относится социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации. Исходя из положения п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», под молодежной политикой следует понимать комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации. В кругу приоритетных задач по достижению целей государственной молодежной политики «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» особое место занимает задача по формированию информационного поля, благоприятного для развития молодежи, а также повышению эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи [7]. По нашему представлению, эффективность решения данной задачи способствует обеспечению ожидаемого результата в условиях современной вариации информационного противоборства, объектом вовлечения в которое выступает молодежь. При этом следует отметить, что согласно указанных «Основ государственной молодежной политики», под «инфраструктурой молодежной политики» понимается система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также, иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи. Базовым условием реализации молодежной политики выступают межведомственное взаимодействие органов системы публичной власти, при участии институтов гражданского общества, различных
юридических лиц и граждан Российской Федерации. Для сравнения в Европейском союзе (далее -ЕС) молодежная политика относится к разряду вспомогательных компетенций стран - членов ЕС, обладающих возможностью осуществлять собственные меры поддержки и координации отдельных направлений молодежной политики. В ноябре 2001 г. Европейская комиссия приняла Белую книгу «Новые стимулы для молодежи Европы», объединяющую идеи учреждения новой структуры, способствующей:
- во-первых, консолидации всех заинтересованных лиц, действующих в сфере молодежной политики;
- во-вторых, вовлечению молодежи в более ак-ти в н ое участие в процесс принятия решений по многим ключевым вопросам общественной жизни [9].
Накопленный потенциал сетевых технологий и существующий арсенал технологических приемов воздействия на сознание европейской молодежи подтверждается обширностью принятых программ и сформированных к настоящему времени различных молодежных объединений, практикующих многообразие способов реализации своих целей, осуществляющих европейское измерение молодежной информации и корреспондирующих букве и духу «Европейской Хартии молодежной информации» от 19 ноября 2004 г. [4]. К указанным программам и объединениям следует отнести Молодежные программы ЕС «Эразмус» («Erasmus») и «Молодежь в действии», Молодежные информационные центры и сервисы, Информационный центр по Европейской и Международной мобильности, Международную гражданскую службу («Service Civil International» - SCI), партнерскую сеть «Евро-деск» («EURODESK»), виртуальный Европейский центр Знаний о молодежной политике, Фонд Солидарности для мобильности молодежи («The Solidarity Fund for Youth Mobility»), Европейское молодежное агентство информирования и консультирования («ERYICA»), Европейский Молодежный Форум («YFJ»), Европейскую ассоциацию молодежных карточек («EYCA») и др. Общим для отмеченных программ и объединений является их непосредственное интегрирование в сетевое Интернет-пространство. При этом к индикаторам молодежного информирования относятся:
- роль правительства;
- законодательство в области молодежной информации; стабильность финансирования;
- равный доступ для всех;
- региональное и местное измерение;
- научные исследования и экспертиза;
- инновации;
- участие молодежи;
- межсекторное взаимодействие;
- качество услуг;
- обучение;
- разнообразие предоставляемой информации [5, р. 21-22].
Несомненный интерес для выявления европейской системы международного информирования молодежи в контексте придания ей импульса про-тестного движения представляют следующие документы ЕС:
«Доступ молодых людей к правам через молодежное информирование и консультирование» [11];
«Руководство о доступе молодых людей из неблагополучных районов к социальным правам» [12];
«Компас-пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи» [10] и ряд других документов.
Ситуация тотального перевода в формат цифрового общения современных каналов коммуникации с участием молодежи, ориентированных на процесс ее активизации в общественных делах и решение многих задач личного характера, предопределяет особую роль сетевых технологий первого двадцатилетия XXI в., используемых не только для разрешения различного рода жизненных проблем молодежи, но и для превращения молодых людей в объект информационного противоборства. При определении термина «информационное противоборство» мы разделяем точку зрения С.Ю. Чимарова, отметившего следующее: «Под информационным противоборством следует понимать информационный компонент отношений и соответствующие формы противостояния между различными противоборствующими сторонами, целеполагание деятельности которых заключается в достижении победы над вероятным противником в результате информационных атак на его информационные ресурсы, инфраструктуру и сознание населения, а также, на минимизацию эффективности ответных действий противника на свою информационную сферу и сознание своего населения» [8, с. 66-67].
Согласно выводу данного автора, эффективность проявления информационного противоборства проявляется на трех уровнях:
1) информационное поражение/информационная победа (высший уровень);
2) подрыв морального духа и психологической готовности населения противоборствующей стороны (средний уровень);
3) порождение у населения противоборствующей стороны сомнения в правильности происходящего в стране:
- политический курс;
- состояние экономики;
- борьба с коррупцией;
- реализация канонов справедливости;
- уровень общественной безопасности, правопорядка и другие показатели (низший уровень) [8, с. 66-67].
К примеру, в отмеченном «Компасе-пособии» в решении задачи защиты своих прав молодежи предлагается, при необходимости, оказывать давление на представителей власти посредством сотрудничества с ними или доведения до них своих аргументов иногда через протест или давление, поскольку, «как правило, политика изменяется в результате воздействия по разным направлениям - через сотрудничество и конфронтацию» [10, р. 366].
С правовой точки зрения современные проблемы информационного противоборства имеют прочное сопряжение с решением вопроса обеспечения легитимной информационной среды, под которой в нормативно-правовом плане понимается:
- во-первых, состояние психики должностных лиц, общественных деятелей и населения государства;
- во-вторых, действующие в обществе модели принятия решений и воздействия на общественное сознание;
- в-третьих, легитимная информационная инфраструктура [6].
В этой связи следует заметить, что указанное «Компас-пособие» акцентирует внимание на целесообразности следующих действий молодежи, связанных со специфическим подходом к формированию новой системы координат легитимной информационной среды:
1. В формате участия в сетевом «Международном молодежном правозащитном движении» («МПД») активизация молодых людей, преимущественно, из стран Центральной и Восточной Европы в их совместной работе по поддержке акций в защиту прав молодежи и формированию нового поколения защитников прав человека.
2. Формирование картины потребностей, проблем и ее сетевое продвижение посредством распространения шокирующей или малоизвестной информации в качестве рычага давления на власти или средства давления на общественность.
3. Участие в оказании давления на отдельные государства посредством задействования механизма лоббирования, проведения кампаний и акций с опорой на потенциал различных
ассоциаций, неправительственных организаций, благотворительных обществ и других инициативных групп граждан.
4. Организация молодежных инициатив по образцу, апробированной в России инициативы «Legal Team», специализирующейся на оказании юридической помощи молодым людям, пострадавшим от действия полиции [10, p. 367-374].
Отмеченные правозащитные рекомендации в направлении легитимизации нового понимания молодежной политики наиболее обстоятельно разработаны зарубежными организациями «Международная амнистия» («Amnesty International»); «Хьюмэн Райтс Вотч» («Human Rights Watch»); «Хьюмэн Райтс Ферст» («Human Rights First»); «Интерайтс» («InterRights») и др.
Целеполагание информационного давления на государственные структуры указанных и им подобных международных организаций в плане корректирования молодежной политики корреспондирует концепции третьего поколения прав как формы юридизации отношений между социальными общностями, включая молодежь. В данном случае речь идет о правовой концепции, квинтэссенция которой заключается в экстраполяции индивидуальных прав человека на взаимоотношения социальных общностей и выражение притязаний человека на свободу социальной самоорганизации [2, с. 45].
Исходя из логики формирования новой парадигмы легитимной информационной среды, отмеченные зарубежные молодежные организации придерживаются следующего свода рекомендаций:
- во-первых, организация кампаний по подготовке писем, «бомбардирующих» органы публичной власти обширным массивом писем от своих членов в различных странах;
- во-вторых, проведение уличных акций или демонстраций с тиражированием их миссии и хода проведения в СМИ, социальных сетях и на различных других платформах Интернета;
- в-третьих, подготовка своих («альтернативных») докладов в адрес контрольного органа ООН с целью формирования общей картины реального положения дел с правами человека в конкретной стране;
- в-четвертых, в дополнение к демонстрациям поддержки или общественного возмущения -проведение неофициальных встреч или брифингов для должностных лиц.
Обобщая общий тренд технологических приемов выражения молодежного протеста, инструктивные указания зарубежных манипуляторов формулируют следующий вывод: «Иногда простой угрозы сделать что-либо достоянием гласности бывает достаточно, чтобы добиться изменений в политике или практике. Если когда-то для этого
использовались кассеты, плакаты или факс, теперь для этого служат кампании электронных рас-сылок и подачи петиций, Интернет-сайты, блоги и социальные сети» [10, с. 421]. Указанные документы ЕС, включая специальные программы, руководства и пособия по реализации молодежной политики и интегрированию молодых людей под эгидой правозащитной деятельности в число акторов протестного движения актуализируют необходимость апеллирования к теме правового регулирования в сфере информационного противоборства. Данный тезис подтверждается выводом А.Р. Алиева о сопряженности национального правового воздействия в отмеченной сфере с применением комплекса усилий по «включению» совокупности юридических средств на правовое регулирование отношений между различными сторонами информационных отношений в мировом масштабе [1].
По нашему мнению, целеполагание правового регулирования в сфере информационного противоборства заключается:
- во-первых, в совершенствовании законодательной основы обеспечения информационной безопасности и защиты национальных интересов государства;
- во-вторых, в оптимизации информационных отношений участников информационного противостояния и приведения их в соответствие с нормами международного права.
Подводя итог изложенному, мы полагаем обоснованным утверждение о целесообразности развития информационных отношений между государствами в духе международной концепции «ограничения информационного агрессии» и ее подкрепления действием национальной концепции «минимизации последствий информационной агрессии», способствующей упрочнению суверенитета государства. Отмеченный тезис корреспондирует отдельным экспертным оценкам отечественных специалистов в области международного права, выводы которых заключаются в констатации того, что государственный суверенитет имеет такое же прямое отношение к информационному пространству, как и к геофизическим видам пространства [3]. Таким образом, с точки зрения международного права, действие первой указанной концепции является желательным, а с позиции национального права, - действие второй концепции необходимым. Применительно к особенностям реализации молодежной политики в контексте современного информационного противоборства, следует признать необходимость адресного воздействия различных государственных институций по направлениям оперативного и качественного решения комплекса жизненных проблем молодых людей, подкрепленных активизацией контрпропагандистской работы с молодежью на основах российского патриотизма и осознанию молодыми людьми ответственности за судьбу своей страны.
Литература:
1. Алиев А.Р. К проблеме международно-правового регулирования в сфере информационного противоборства / А.Р. Алиев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 277-279.
2. Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями / Н.В. Варламова // История государства и права. М. : Юрист, 2009. № 15. С. 44-47.
3. Дылевский И.Н. адаптации международно-правового понятия «агрессия» к специфике информационного пространства / И.Н. Дылевский [и др.] // Официальный сайт «Digital Report». URL : https://digital.report/agressiya-v-cyber-prost ranstve/ (дата обращения 20.06.2021).
4. Европейская Хартия молодежной информации. Принята 19 ноября 2004 г. URL : https:// studylib.ru/doc/2585087/evropejskaya-hartiya-molo dezhnoj-informacii (дата обращения 09.06.2021).
5. Кангелоси A. Развитие молодежной информации в Европе. Страсбург : Типография Совета Европы, 2010. 26 p. URL : https://rm.coe.int/ 168070 23ea (дата обращения 27.06.2021).
6. Модельный закон ОДКБ № 11 - 3.3 от 30 октября 2018 г. «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму». URL : http ://old. paodkb.ru/upload/iblock/914/p_3-3c_mz-inform_pro tivob_terror-docx.docx (дата обращения 20.06. 2021).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Чимаров С.Ю. Актуальные вопросы информационного противоборства в Республике Беларусь: направления онлайн-воздействия на подрыв экономического уклада и общественного порядка в государстве / С.Ю. Чимаров // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70. Ч. 1. С. 66-69.
9. Act European Commission white paper of 21 November 2001 «White Paper on Youth». URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= LEGISSUM%3Ac11055 (дата обращения 26.05. 2021).
10. Brander P. Compass. Manual for Human Rights Education with Young People. Strasbourg : SPDP, Conseil de l'Europe, 2020. 486 p.
11. Information jeunesse et conseil pour l'accès des 14. Manuel de l'animateur en éducation non formelle pour la préparation et la prestation des sessions d'étude organisées dans les Centres européens de la jeunesse. Strasbourg : SPDP, Conseil de l'Europe, 2014. 104 p.
Literature:
1. Aliev A.R. On the problem of international legal regulation in the sphere of information confrontation / A.R. Aliev // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. №. 6-1. P. 277-279.
2. Varlamova N.V. The third generation of human rights as a form of legalizing relations between social communities / N.V. Varlamova // History of the State and law. M. : Lawyer, 2009. № 15. P. 44-47.
3. Dylevsky I.N. On the adaptation of the international legal concept of «aggression» to the specifics of the information space / I.N. Dylevsky // Official website of «Digital Report». URL : https://digital.re-port/agressiya-v-cyber-prostranstve/ (date of application 20.06.2021).
4. European Charter of Youth Information. Adopted on November 19, 2004. URL : https://studylib.ru/doc/ 2585087/evropejskaya-hartiya-molodezhnoj-infor-macii (date of application 09.06.2021).
5. Kangelosi A. Development of youth information in Europe. Strasbourg : Printing House of the Council of Europe, 2010. 26 p. URL : https://rm.coe.int/16807 023ea (date of application 27.06.2021).
6. CSTO Model Law № 11-3.3 of October 30, 2018 «On information warfare against terrorism and extremism». URL : http://old.paodkb.ru/upload/iblock/ 914/p_3-3c_mz-inform_protivob_terror-docx.docx (date of application 20.06.2021).
7. Decree of the Government of the Russian Federation № 2403-r of November 29, 2014 «On approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // SPS «ConsultantPlus».
8. Chimarov S.Yu. Actual issues of information confrontation in the Republic of Belarus: directions of online influence on undermining the economic structure and public order in the state / S.Yu. Chimarov // Trends in the development of science and education. 2021. № 70. Part 1. P. 66-69.
9. Act European Commission white paper of 21 November 2001 «White Paper on Youth». URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= LEGISSUM%3Ac11055 (date of application 26.05. 2021).
10. Brander P. Compass. Manual for Human Rights Education with Young People. Strasbourg : SPDP, Conseil de l'Europe, 2020. 486 p.
11. Information jeunesse et conseil pour l'accès des 14. Manuel de l'animateur en éducation non formelle pour la préparation et la prestation des sessions d'étude organisées dans les Centres européens de la jeunesse. Strasbourg : SPDP, Conseil de l'Europe, 2014. 104 p.
12. O'Kelly K. OLeitfaden zur Empfehlung CM // Rec (2015) 3 des Ministerkomitees an die Mitgliedstaaten über den Zugang von Jugendlichen aus benachteiligten Stadtteilen zu sozialen Rechten (ENTER). Strasbourg : Euparat, 2020. 72 p.
12. O'Kelly K. OLeitfaden zur Empfehlung CM // Rec (2015) 3 des Ministerkomitees an die Mitgliedstaaten über den Zugang von Jugendlichen aus benachteiligten Stadtteilen zu sozialen Rechten (ENTER). Strasbourg : Euparat, 2020. 72 p.