Научная статья на тему 'О механизме административно-правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации'

О механизме административно-правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1096
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / OFFICE DISCIPLINE / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / VIOLATION OF SERVICE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев Евгений Павлович

Автором анализируются отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих служебную дисциплину в органах внутренних дел (полиции), рассматриваются вопросы, связанные с особенностями привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мальцев Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MECHANISM OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF SERVICE DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes some particular regulations of the normative legal acts regulating the service discipline in the internal affairs bodies (police); considers the questions connected with the peculiarities of drawing employees to disciplinary responsibility.

Текст научной работы на тему «О механизме административно-правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации»

Е.П. Мальцев

О МЕХАНИЗМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT MECHANISM OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF SERVICE DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Автором анализируются отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих служебную дисциплину в органах внутренних дел (полиции), рассматриваются вопросы, связанные с особенностями привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности.

The author analyzes some particular regulations of the normative legal acts regulating the service discipline in the internal affairs bodies (police); considers the questions connected with the peculiarities of drawing employees to disciplinary responsibility.

В ходе масштабного реформирования Министерства внутренних дел в 2010—2012 гг. была создана новая законодательная база деятельно -сти министерства, принят целый ряд федераль-ных законов, указов президента и ведомственных нормативных правовых актов.

Проанализировав отдельные положения нормативных правовых актов в сфере регули -рования служебной дисциплины в органах внутренних дел (полиции), а также правоот-ношения, складышающиеся в настоящее время по поводу реализации института дисциплинар -ной ответственности, можно проследить тен-денцию, нашедшую отражение в следующих направлениях: повышение до качественно но -вого уровня этических требований к личности сотрудников и эффективности их деятельно -сти; ужесточение юридической ответственно -сти (дисциплинарной, уголовной), повышение внимания к поведению сотрудников как в слу -жебное вр емя, так и вне его.

Не вызывает сомнений тот факт, что пред -ставление об органах правопорядка складыша -ется в первую очередь на основе личного кон -такта с их сотрудниками. Поэтому очень важ -но, каким будет сотрудник российской поли -ции. От этого во многом зависит и успех всей реформы МВД, в рамках которой особое вни -мание уделено повышению профессиональ-ных и личностных требований к кадровому составу.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» определяет служебную дисципли -ну как соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодатель -ством Российской Федерации, Присягой со -трудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руко-водителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и пра-вил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав [1]. Новый Дисциплинарный устав органов внутренних дел [2] дословно воспроизводит дефиницию, содержащуюся в ст. 47 ФЗ № 342.

Часть 2 статьи 47 ФЗ № 342 закрепляет общее положение о том, что руководитель феде-рального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также уполномоченный руководитель в целях обеспечения и укрепления слу -жебной дисциплины могут применять к подчи-нённым сотрудникам меры поощрения и дисци -плинарные взыскания, исчерпывающий перечень которых указан в законе.

Реализация института дисциплинарной от -ветственности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в случае нарушения ими служеб -ной дисциплины предполагает наступление мер юридической ответственности. Следует отме-тить, что из всех видов юридической ответст-венности, применяемых к государственным служащим вообще и к сотрудникам ОВД в ча -стности, на практике приоритет отдается мерам

дисциплинарной ответственности, которые при -званы, с одной стороны, побуждать сотрудни-ков органов внутренних дел к надлежащему вытолнению своих служебных обязанностей, а с другой — способствовать профилактике и превенции правонарушений.

Как отмечает в своем диссертационном ис -следовании А. С. Бялт, «дисциплинарная ответ -ственность сотрудника органов внутренних дел

— это вид юридической ответственности, кото -рая заключается в обязанности сотрудника органов внутренних дел, совершившего наруше-ние установленного законодательством и ведомственными нормативными правовыми акта -ми порядка и правил поведения, как в служеб -ное, так и во внеслужебное время, в отношении которого установлена его вина, претерпевать неблагоприятные последствия, возлагаемые на него непосредственным или прямым начальни -ком с целью оказания воспитательного и пре -вентивного воздействия» [3]. Мы полностью разделяем его позицию.

Результатом дисциплинарных проступков лиц рядового и начальствующего состава орга-нов внутренних дел служат вредные последст-вия, наступающие как в связи с невыполнением, так и с ненадлежащим вытолнением служебных обязанностей.

При выывлении факта нарушения служебной дисциплины подчиненным сотрудником на руководителя (начальника) возлагается обязан -ность предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, принимая во внимание тяжесть совершенного проступка, на -личие и степень вины, наложить дисциплинарное взыскание.

Действующее законодательство о службе в органах внутренних дел под нарушением слу-жебной дисциплины понимает виновное дейст -вие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законода -тельства Российской Федерации, Дисциплинар -ного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должно-стной инструкции), правил внутреннего слу -жебного распорядка федерального органа ис -полнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделе -ния, либо в несоблюдении запретов и ограниче -ний, связанных со службой в органах внутрен -них дел, и требований к служебному поведе-нию, либо в неисполнении (ненадлежащем ис -полнении) обязательств, предусмотренных кон -трактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непо -средственного руководителя при вытолнении основных обязанностей и реализации предос-тавленных прав [1,2].

Закрепленное в Федеральном законе № 342 и Дисциплинарном уставе ОВД определение, по своей конструкции содержательное и ёмкое, но, на наш взгляд, в нем отсутствует один важный аспект, который в свое время был от -ражен в ранее действовавшем законодатель ст -ве, в частности в нем указывалось, что «нару -шением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие) ... если за указанное действие (бездействие) законодательством

Российской Федерации не установлена адми-нистративная или уголовная ответственность»

— данное дополнение служило важной право -вой гарантией (в широком смысле) принципа «Non bis in idem», запрещающего повторное преследование и наказание за одно и то же деяние, закрепленного в нормах международ -ного права [5] и известного юриспруденции еще с античных времен.

Конституция Российской Федерации со -держит положение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным за -коном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Полагаем, что, закрепив в Основном законе страны принцип презумпции невиновности, законодатель стремился не ограничить дейст -вие этого принципа только лишь сферой уго-ловной ответственности (как предусматри -вающей самые жесткие меры наказания), а подчеркнуть важность соблюдения данного принципа применительно ко всем видам юридической ответственности (исключением, в известной мере, может служить лишь граждан-ско -правовая ответственность).

Мы считаем, что изложение рассматривае -мой дефиниции в редакции с учетом озвучен -ного замечания поспособствует оптимизации дисциплинарной практики в органах внутрен -них дел и будет направлено на достижение её главных целей, таких как предупреждение со -вершения новых дисциплинарных проступков; обеспечение законности и эффективности в деятельности по исполнению возложенных функций и задач, а также послужит юридиче-ской гарантией защиты правового статуса со -трудника органов внутренних дел.

Еще один момент, на который нам хотелось бы обратить внимание, — это необходимость установления причинной связи между виновным противоправным поведением и наступившим результатом (вредными последствиями) (как

элементом субъективной стороны дисциплинарного проступка) [5], поскольку установление причинной связи поможет определить, кто дол-

жен нести ответственность за наступление вредоносного результата.

Действующий Дисциплинарный устав устанавливает персональную ответственность руководителя (начальника) за состояние и поддержа -ние служебной дисциплины во вверенном ему подразделении.

Эта норма зачастую позволяет руководите -лям вышестоящего уровня привлекать к дисцип -линарной ответственности нижестоящих начальников без точного установления причинной связи служебной деятельности таких руководителей с фактами нарушения служебной дисциплины, допущенными их подчиненными. Мы разделяем точку зрения А.В. Никифорова по вопросу о недопустимости вменения в обязанности началь-ников (как прямых, так и непосредственных) во всех случаях отвечать за нарушения служебной дисциплины их подчиненными.

Например, на сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков распространяется норма, согласно которой начальник не несет дисциплинарной ответственно -сти за нарушения служебной дисциплины, совершенные подчиненными, за исключением слу -чаев, если он скрыл их либо отдал противоза-конный приказ, распоряжение, указание [6].

Мы поддерживаем предложение закрепить в законодательстве о прохождении службы поло -жение о том, что начальник не должен привле -каться к дисциплинарной ответственности за состояние служебной дисциплины подчиненных, за исключением случаев, когда её низкий уровень обусловлен его личной служебной деятель -ностью (бездеятельностью) либо когда он умышленно допустил сокрытие факта нарушения слу -жебной дисциплины подчиненными.

Т акая норма лишь на первый взгляд выглядит излишне либеральной, однако она не вступает в противоречие ни с действующим законодательством о государственной службе и о службе в органах внутренних дел, ни с правовой доктриной по вопросам юридической ответственности. Данная норма позволит использовать дисциплинарное принуждение как эффективное правовое средство, обеспечивающее справедливость и целесообразность при наложении дисциплинарных взысканий в целях укрепления служебной дисциплины.

Как мы убедились, действующее служебное законодательство содержит ряд правовых норм, составляющих основу механизма правового регулирования служебной дисциплины, а также регламентирует применение мер дисциплинарного принуждения в отношении сотрудников органов внутренних дел. Эффективность использования правовых средств дисциплинарного воздействия во многом зависит от четкой правовой регламентации основания их применения, нормативного

раскрытия содержания каждого вида поощрения и взыскания, а также правовыгх последствий их применения. Использование субъектами дисциплинарной практики мер дисциплинарного принуждения является одним из основный способов воздействия на поведение сотрудников, позволяющим влиять на состояние служебной дисциплины в органах внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от -дельные законодательные акты Российской Фе-дерации: ФЗ от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

2. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Прези -дента РФ от 14.10.2012 № 1377 // СПС «Г арант».

3. Бялт В.С. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011. — С. 12.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС «Г арант».

5. Никифоров Л.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 1998. — С. 49—50.

6. Об утверждении Инструкции по организа-

ции работы по применению поощрений и дисци -плинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Приказ ФСКН России от

28.11.2008 №424 (ред. от 20.09.2012) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.