Научная статья на тему 'Особенности регистрации сообщений о преступлениях как повод возбуждения уголовного дела'

Особенности регистрации сообщений о преступлениях как повод возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
977
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / CRIME / CRIME REPORT / REGISTRATION OF CRIME REPORTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виляйкин Максим Юрьевич

В статье рассматривается регистрация сообщений о преступлении как составной элемент института рассмотрения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Так, выработано авторское определение рассматриваемой категории: регистрация сообщений о преступлении это внесение уполномоченным лицом сведений о принятом сообщении о совершенном или готовящемся преступлении в соответствующие учетные документы путем присвоения порядкового номера сообщению, указания даты, времени его принятия, а также иной информации, указание которой предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Проанализирована ситуация, сложившаяся в Республике Мордовия относительно регистрации сообщений о преступлениях в органах внутренних дел. Представлены статистические данные, которые могут быть учтены в практике правоохранительных органов для совершенствования системы регистрации сообщений о преступлениях. Выработаны рекомендации по совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виляйкин Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGISTRATION OF MESSAGES ON CRIMES AS A PRETEXT OF A CRIMINAL CASE

The article deals with the registration of crime reports as an integral element of the Institute for the consideration of reports of committed and pending crimes. The author's definition of the considered category is developed. Registration of messages on a crime is entering by the authorized person of data on the accepted message on the committed or preparing crime into the corresponding accounting documents by assignment of serial number to the message, the indication of date, time of its acceptance, and also other information which indication is provided by the criminal procedure legislation. The situation in the Republic of Mordovia regarding the registration of reports of crimes in the internal Affairs bodies is also analyzed. The statistical data that can be taken into account in the practice of law enforcement agencies to improve the system of registration of reports on crimes is presented. Developed recommendations for the improvement of the Russian criminal procedure legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности регистрации сообщений о преступлениях как повод возбуждения уголовного дела»

УДК 343.1

М. Ю. Виляйкин

магистрант

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Саранск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ КАК ПОВОД ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация. В статье рассматривается регистрация сообщений о преступлении как составной элемент института рассмотрения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Так, выработано авторское определение рассматриваемой категории: регистрация сообщений о преступлении - это внесение уполномоченным лицом сведений о принятом сообщении о совершенном или готовящемся преступлении в соответствующие учетные документы путем присвоения порядкового номера сообщению, указания даты, времени его принятия, а также иной информации, указание которой предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Проанализирована ситуация, сложившаяся в Республике Мордовия относительно регистрации сообщений о преступлениях в органах внутренних дел. Представлены статистические данные, которые могут быть учтены в практике правоохранительных органов для совершенствования системы регистрации сообщений о преступлениях. Выработаны рекомендации по совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: преступление, сообщение о преступлении, регистрация сообщений о преступлении.

M. Yu. Vilyaykin

Master student

Mid-Volga Branch of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, the Russian Federation

FEATURES OF REGISTRATION OF MESSAGES ON CRIMES AS A PRETEXT OF A CRIMINAL CASE

Abstract. The article deals with the registration of crime reports as an integral element of the Institute for the consideration of reports of committed and pending crimes. The author's definition of the considered category is developed. Registration of messages on a crime is entering by the authorized person of data on the accepted message on the committed or preparing crime into the corresponding accounting documents by assignment of serial number to the message, the indication of date, time of its acceptance, and also other information which indication is provided by the criminal procedure legislation. The situation in the Republic of Mordovia regarding the registration of reports of crimes in the internal Affairs bodies is also analyzed. The statistical data that can be taken into account in the practice of law enforcement agencies to improve the system of registration of reports on crimes is presented. Developed recommendations for the improvement of the Russian criminal procedure legislation.

Key words: crime, crime report, registration of crime reports.

В ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса не оговорена регистрация сообщений о преступлениях, и значительная часть ученых-процессуалистов не дают своего научного определения. В п. 3 ст. 5 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 [4], указано, что регистрация сообщения о

преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регистрации в соответствии с ведомственными нормативно -правовыми актами, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении данных о его фиксации в соответствующей книге с присвоением регистрационного номера.

Положения о регистрации сообщений о преступлениях, содержащиеся в приказах соответствующих органов, немного отличны друг от друга. Так, в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, предусмотрено, что регистрация заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - присвоение каждому полученному заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и фиксация в ней краткой информации по существу заявления (сообщения) [6], а в инструкции ФССП [5], например, не раскрывается данное понятие.

ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» осуществляет ведение централизованных учетов. Так, по итогам каждого месяца на сайте МВД России [10] публикуется сборник «Состояние преступности в России», который является общедоступным. В нем отражается количество зарегистрированных преступлений, статистические данные по преступлениям определенной направленности: экономическим, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т.д. Также в данном отчете был раздел «Сведения о результатах разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в органах внутренних дел», однако по неопределенным причинам в 2015 г. этот раздел был исключен из сборника. Отсутствие в публичном доступе значительной части статистической информации по соответствующей теме было отмечено по итогам проведения круглого стола Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Реализация принципов уголовной политики в сфере защиты прав пострадавших от преступных посягательств» 28 марта 2017 г. Причина, послужившая исключению данной информации, до настоящего времени неизвестна. Возможно, это можно объяснить значительным ростом количества заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях в органах внутренних дел (2012 г. - 26392871, 2013 г. - 28387122, 2014 г. -29288545 (информация по следующим годам отсутствует), и сравнительным уменьшением количества регистрируемых преступлений (2013 г. - 2206249, 2014 г. - 2190578, 2015 г. - 2388476, 2016 г. - 2160063, 2017 г. - 2058476) [1], что, в свою очередь, может свидетельствовать о недостаточно развитом механизме беспрепятственного доступа пострадавших от преступных посягательств граждан к правосудию.

Считаем необходимым также проанализировать данные Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Мордовия [10].

Из рис. 1 видно, что в последние три года (2016-2018 гг.) количество зарегистрированных сообщений значительно возрастает. Так, в 2017 г. количество соответствующих сообщений возросло на 14 % по сравнению с 2016 г., а в 2018 г., по сравнению с предыдущим годом, - на 12,7 %. В целом, за последние три года количество зарегистрированных сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях увеличилось на 28,5 %.

160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

Рис. 1. Количество зарегистрированных сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях в органах внутренних дел по Республике Мордовия

139118

156775

120118

=гг

126032 125423

121951

2013

2014

2015

2016

2017

2018

10500-1 9987 A 10298

10000 ✓ 9757 / / 9507

9500 ✓ 8972

9000 ✓ / 870 / 2

8500 ✓

8000 ✓

7500 —f

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 2. Количество зарегистрированных преступлений по Республике Мордовия

С количеством зарегистрированных преступлений дело обстоит наоборот. За период с 2016 г. по 2018 г. их становится меньше. В 2017 г. количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 5,9 % по сравнению с 2016 г., а в 2018 г., по сравнению с предыдущим годом, - на 3,1 % В целом, за последние три года количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 9,2 % (рис. 2).

Причины, по которым количество зарегистрированных сообщений возрастает, различны. Основной причиной является то, что граждане по любым спорным вопросам обращаются в полицию, даже когда нарушения имеют гражданско-правовой характер. Соответственно, необходимо обратить внимание на то, что производится учет всей информации, поступающей в правоохранительные органы (то есть регистрируются не только преступления, но и проступки). В качестве оснований уменьшения количества зарегистрированных преступлений можно назвать, во-первых, связанность с декриминализацией некоторых составов преступлений; во-вторых, непринятие мер по регистрации поступающих сообщений о преступлениях, а также несвоевременная их регистрация и т.д.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что регистрация сообщений о преступлении - это внесение уполномоченным лицом сведений о принятом сообщении о совершенном или готовящемся преступлении в соответствующие учетные документы путем присвоения порядкового номера сообщению, указания даты, времени его принятия, а также иной информации, указание которой предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.

С момента регистрации сообщений о преступлении начинается стадия возбуждения уголовного дела. Большое количество лиц, занимающихся изучением основ уголовно-процессуального права, считают ее обособленной стадией процесса. Хотя в настоящее время устоявшееся мнение относительно этой стадии изменилось. Многообразие взглядов [3; 7; 8], в целом, можно свести в две позиции.

Приверженцы кардинального изменения предполагают, что стадия возбуждения уголовного дела подлежит ликвидации [4], а функционирование рассмотрения сообщений о преступлениях необходимо выделить из области регулирования уголовного процесса и урегулировать отдельным общеправовым документом [11].

С.И. Гирько полагает, что производство по делу должно быть возбуждено посредством подачи заявления о фактических противоправных действиях [1]. По мнению Ю. В. Деришева, нужно осуществлять проверку сообщений о противозаконных действиях в рамках административного законодательства [2].

Многие ученые, обосновывающие свое мнение относительно ликвидации стадии возбуждения уголовного дела, ссылаются на практику других государств.

Так, например, законами Англии установлено, что органы расследования приступают к расследованию после того как поступило заявление о преступлении. Таким образом, собственно стадии проверки сообщения о преступлении, по результатам которой принималось бы специальное мотивированное процессуальное решение, уголовно-процессуальные законы Англии не предусматривают.

Исследуя положения Уголовно-процессуального кодекса Украины от 13 апреля 2012 г., мы приходим к выводу об отсутствии стадии возбуждения уголовного дела. Так, в ст. 214 установлено, что следователь, прокурор безотлагательно, но не позже 24 ч. после представления заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после выявления им самостоятельно из любого источника фактов, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. Следователь, который будет осуществлять досудебное расследование, определяется руководителем органа досудебного расследования.

В Уголовно-процессуальном кодексе Латвии в ст. 369 указано, что поводом к началу уголовного процесса является представление следственному учреждению, прокуратуре или суду сведений, указывающих на предполагаемое совершение преступного деяния, либо получение таких сведений учреждением, ответственным за ход уголовного процесса. Таким образом, мы делаем вывод о том, что в уголовном процессе Латвии отсутствует институт проверки сообщений о преступлении.

Преобразование российского уголовно-процессуального права под зарубежные шаблоны не представляется возможным ввиду принципиальных отличий. Например, в уголовном праве вышеупомянутой Англии не содержится определения преступления, в отличие от национального законодательства.

Таким образом, право каждого государства имеет свои особенные черты, которые присущи только данному государству, поэтому ссылка на практику зарубежных стран при решении вопроса о ликвидации стадии возбуждения уголовного дела не находит своего подтверждения.

Другая группа ученых придерживается противоположного мнения. Они считают, что механизм рассмотрения сообщений о преступлениях является самостоятельной составляющей, которая лежит в основании уголовного процесса, а

также способствует реализации и защите гражданами своих прав и законных интересов.

Так, данной позиции придерживается Я.П. Ряполова, которая считает, что деятельность по выявлению оснований для возбуждения уголовного преследования необходимо сохранить вне зависимости от внешних факторов [9].

Анализируя вышесказанное, нам ближе вторая точка зрения по следующим причинам.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела в российском праве имеет особое значение, так как именно на этой стадии устанавливается наличие либо отсутствие признаков преступного деяния, она направлена на обеспечение эффективности уголовно-процессуальной системы в целом. Устранение данной составляющей приведет к ряду проблем.

Так, во-первых, это потребует реформации органов дознания и предварительного следствия, что приведет к проблемам финансового, материально-технического, информационного и иного обеспечения.

Во-вторых, это может отрицательно сказаться на состоянии законности и правопорядка, так как правоохранительные органы смогут проводить различные следственные действия без выяснения необходимых аргументов о преступлении, в связи с чем участятся случаи процессуальных ошибок и, по сути, заявления о преступлениях, по которым принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, трансформируются в решения, по которым уголовное дело будет прекращено производством.

В-третьих, в разы увеличится загруженность органов дознания и следствия. Это повлечет за собой необходимость увеличения количества рабочих мест, дополнительного обучения и т.д.

В-четвертых, участятся нарушения прав лиц, втянутых в сферу уголовного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гирько С.И. О некоторых проблемных вопросах процессуальной регламентации ускоренного досудебного производства / С.И. Гирько // Российский следователь. — 2010. — № 15. — С. 14-16.

2. Деришев Ю.В. Стадия возбуждения уголовного - реликт «социалистической законности» / Ю.В. Деришев // Российская юстиция. — 2003. — № 8. — С. 34-36.

3. Кругликов А.П. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела в современном уголовном процессе России? / А.П. Кругликов // Российская юстиция. — 2011. — № 6. — С. 56-59.

4. О едином учете преступлений: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков № 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29.12.2005 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12144358/ (дата обращения: 11.01.2019).

5. Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях: приказ Минюста РФ № 139 от 02.05.2006 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12147054/ (дата обращения: 09.12.2018).

6. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России № 736 от 29.08.2014 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70791976/ (дата обращения: 15.01.2019).

7. Романовская О.В. Правовой статус органов судейского сообщества в Российской Федерации // Гражданин и право. — 2015. — № 7. — С. 17-30.

8. Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного Комитета Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2013. — № 1 (1). — С. 114-121 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/iiles/ esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_13_1_19.pdf (дата обращения: 17.01.2019).

9. Ряполова Я.П. Процессуальные действия, проводимые в стадии возбуждения уголовного дела: правовые, теоретические и организационные основы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Я.П. Ряполова — М., 2013. — 27 с.

10. Статистика и аналитика (Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2013-2017 гг.) / Сайт Министерства внутренних дел по Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 01.12.2018).

11. Химичева Г.П. Уточнить процедуру доследственной проверки / Г.П. Химичева // Уголовное судопроизводство. — 2012. — № 1. — С. 23-26.

REFERENCES

1. Gir'ko S. I. About some problematic issues of a procedural regulation of the accelerated pre-judicial production. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2010, no. 15, pp. 14-16 (in Russian).

2. Derishev Iu. V. Stage of excitement criminal - a relict of «socialist legality». Rossiis-kaia iustitsiia = Russian Justice, 2003, no. 8, pp. 34-36 (in Russian).

3. Kruglikov A. P. Is there a need the stage of initiation of legal proceedings in modern criminal proceedings of Russia is necessary? Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justice, 2011, no. 6, pp. 56-59 (in Russian).

4. O edinom uchete prestuplenii: prikaz General'noi prokuratury RF, MVD RF, MChS RF, Miniusta RF, FSB RF, Minekonomrazvitiia RF i Federal'noi sluzhby RF po kontroliu za oborotom narkotikov № 39/1070/1021/253/780/353/399 ot 29.12.2005 (About uniform crime reporting: order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ministry of Emergency Situations, Ministry of Justice of the Russian Federation, FSB of the Russian Federation, Ministry of Economic Development of the Russian Federation and Federal Drug Control Service of the Russian Federation no. 39/1070/1021/253/780/353/399 of 29.12.2005). Available at: http://base.garant.ru/ 12144358/ (accessed 11.01.2019).

5. Ob utverzhdenii Instruktsii o edinom poriadke organizatsii priema, registratsii i prover-ki v Federal'noi sluzhbe sudebnykhpristavov soobshchenii o prestupleniiakh: prikaz Miniusta RF № 139 ot 02.05.2006 (About the approval of the Instruction about a uniform order of the organization of reception, registration and check in Federal Bailiff Service of messages about crimes: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation no. 139 of 02.05.2006). Available at: http://base.garant.ru/12147054/ (accessed 09.12.2018).

6. Ob utverzhdenii Instruktsii o poriadke priema, registratsii i razresheniia v ter-ritorial'nykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii zaiavlenii i soobshchenii o prestupleniiakh, ob administrativnykh pravonarusheniiakh, o proisshestviiakh prikaz MVD Rossii № 736 ot 29.08.2014 (About the approval of the Instruction about an order of reception, registration and permission in territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of statements and messages about crimes, about administrative offenses, about incidents: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation no. 736 of 29.08.2014). Available at: http://base.garant.ru/70791976/ (accessed 15.01.2019).

7. Romanovskya O. V. Legal status of bodies of judicial community in the Russian Federation. Grazhdanin ipravo = Citizen and Law, 2015, no. 7, pp. 17-30 (in Russian).

8. Romanovsky G. B. The legal status of Investigative Committee of the Russian Federation. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2013, no. 1 (1), pp. 114-121 (in Russian). Available at: https:// esj. pnzgu.ru /files/esj. pnzgu.ru /romanovskaya_ov_ 13_1_19.pdf (accessed 17.01.2019).

9. Riapolova Ia. P. Protsessual'nye deistviia, provodimye v stadii vozbuzhdeniia ugo-lovnogo dela: pravovye, teoreticheskie i organizatsionnye osnovy: avtoref dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.09 [The legal proceedings conducted to stages of initiation of legal proceedings: legal, theoretical and organizational bases: abstract of diss. of cand. of law]. Moscow, 2013, 27 p.

10. Statistika i analitika (Kratkaia kharakteristika sostoianiia prestupnosti v Ros-siiskoi Federatsii za ianvar'-dekabr' 2013-2017 gg.) (Statistics and analytics (Short characteristic of a condition of crime in the Russian Federation for January-December, 2013-2017)). Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (accessed 01.12.2018).

11. Khimicheva G. P. To specify the procedure of investigation verification. Ugolovnoe sudoproizvodstvo = Criminal Judicial Proceeding, 2012, no. 1, pp. 23-26 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Виляйкин Максим Юрьевич — магистрант, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 430003, г. Саранск, ул. Федосеенко 6, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Vilyaykin Maksim Yur'evich — Master student, Mid-Volga Branch of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), 6 Fedoseenko Street, Saransk, 430003, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Виляйкин М.Ю. Особенности регистрации сообщений о преступлениях как повод возбуждения уголовного дела / М.Ю. Виляйкин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Vilyaykin M. Yu. Features of registration of messages on crimes as a pretext of a criminal case. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.