УДК 34.343.1
А.С. Лукомская*
ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ, ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
В данной статье рассматриваются проблемы процедуры принятия, регистрации и проверки сообщения об экологическом преступлении. Обосновывается идея о разграничении и исследовании поводов и оснований регистрации сообщения о преступлении, возбуждения уголовного дела и начала уголовного преследования по уголовным делам об экологических преступлениях. Описывая идею унификации стадии возбуждения уголовного дела, рассматривая ее через призму специфики экологических преступлений, мы обосновываем необходимость различать повод и основание для регистрации сообщения, для возбуждения уголовного дела, для начала предварительного расследования, где под поводом для регистрации сообщения преступления предлагаем считать любое обращение гражданина с просьбой о защите его нарушенного права; основанием для регистрации сообщения о преступлении — любое сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ; поводом для возбуждения уголовного дела — любое сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ, при наличии в нем сведений о событии преступления или об обстоятельствах, указывающих на событие преступления, и отсутствии на момент рассмотрения очевидной их ложности; основанием для возбуждения уголовного дела — удостоверение события совершения преступления (в условиях очевидности), и удостоверение события, указывающего на совершение преступления (в условиях неочевидности); поводом для начала предварительного расследования, уголовного преследования от имени государства — сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ, по которому принято решение о возбуждении уголовного дела; основанием для начала предварительного расследования — постановление о возбуждении уголовного дела.
Автор приходит к выводу, что существует необходимость разработки единого порядка по оформлению и направлению структурными подразделениями органов экологического контроля материалов в правоохранительные органы по фактам уголовно наказуемых нарушений природоохранного и природоресурсного законодательства.
Ключевые слова: экологическое преступление, стадия возбуждения уголовного дела, поводы и основания, сообщение об экологическом преступлении.
Неблагоприятная экологическая обстановка в государстве и мире, увеличение числа совершаемых и невыявленных экологических преступлений, незащищенность человека, общества и государства от разрушительных последствий экологических преступлений определяют актуальность исследования проблем реализации конституционных прав граждан на доступ к правосудию, возмещение вреда, причиненного экологическим преступлением, которые в большей степени ярко представлены в стадии возбуждения уголовного дела.
В 2011 г. на одной из научных конференций предложен отказ «от процессуальной формы о возбуждении уголовного дела» и вместо его постановления «основанием для начала производства по уголовно-
му делу предложено считать заявление, сообщение о преступлении», санкционируемое «письменным указанием начальника органа дознания, руководителя следственного органа о начале производства по уголовному делу» [1]. С высказанным предложением сложно согласиться, в связи с чем попытаемся критически оценить сложившиеся в теории и на практике проблемы, связанные с процедурами принятия, регистрации и проверки сообщения о преступлении по делам об экологических преступлениях, с учетом их специфики и особенностей.
Положения п. 43 ст. 5 УПК РФ и ч. 1 ст. 140 УПК РФ к поводам для возбуждения уголовного относят: 1) сообщения о преступлении, предусмотренные ст. 141 и 142 УПК РФ (заявление о преступлении, явка
* © Лукомская A.C., 2017
Лукомская Анастасия Сергеевна ([email protected]), кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Институт права, социального управления и безопасности, Удмуртский государственный университет, 426034, Российская Федерация, г Ижевск, ул. Университетская, 1.
с повинной); 2) сообщение о совершенном и готовящемся преступлении, полученном должностным лицом из иныгх источников, чем в ст. 141 и 142 УПК РФ (рапорт об обнаружении признаков преступления (например, составленный по результатам ОРМ, по факту принятия материалов, указанный в ч. 1.2 ст. 149 УПК РФ); постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) и др.
Источниками информации, кроме указанный в ст. 141 и 142 УПК РФ, по делам об экологических преступлениях могут являться: сообщения о преступлении, полученные из СМИ; обращения и жалобы граждан; обращения государственный и иныгх организаций; информация, переданная по телефону, телеграфу и иныши средствами связи, посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальные сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученныгх в ходе личного приема. Такая информация подлежит оформлению в один из правовыгх актов, предусмотренный ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
Практика показывает, что сообщения об экологическом преступлении можно разделить на группы относительно характера и объема сведений:
— сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное должностным лицом из иныгх источников, чем в ст. 141 и ст. 142 УПК РФ;
— заявления об экологическом преступлении от физических лиц, юридических лиц и муниципальные образований в порядке ст. 141 и ст. 142 УПК РФ;
— факты1 совершения экологических преступлений, непосредственно обнаруженные сотрудниками правоохранительныгх органов, оформленные в порядке 143 УПК РФ.
1) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное должностным лицом из иныгх источников, чем в ст. 141 и ст. 142 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется, а постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выносится по результатам рассмотрения обращения государственного органа, по итогам проведенной им проверки или выывлен-ные нарушений в действиях (бездействиях) хозяйствующих субъектов в рамках осуществления над-зорныгх полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Контролирующий орган отправляет материалы проверки с сообщением об экологическом преступлении с конкретной целью привлечения к уголовной ответственности лица.
В 1992 г. на основе письма заместителя Генерального прокурора РФ Н.И. Шаклеина министру экологии России бышп сформированы требования
к оформлению и направлению материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно наказуемых нарушений природоохранительного законодательства, согласно которым материалы, направленные в органы прокуратуры, должны были содержать следующие документ: 1. Сопроводительное письмо с изложением конкретныгх нарушений природоохранительного и санитарного законодательства, повлекших вредные последствия, размера причиненного ущерба, причин, по которым требуется вмешательство прокуратуры; 2. Протокол по факту нарушения природоохранительного законодательства должен содержать следующие сведения: а) полное описание места события, границ и зон загрязнения; причин, способствовавших его совершению; вредныгх последствий допущенного нарушения; б) название закона, ведомственным инструкций, положений и других нормативные актов, нарушенные должностным лицом; в) фамилию, имя, отчество и занимаемую должность лиц, действие или бездействие которые привели к нарушению; 3. Заключение специалистов, которое должно содержать характеристику установленного нарушения, размер ущерба, его обоснование, причины и условия, способствовавшие наступлению этого события, наличие причинной связи между допущенным нарушением и наступившими последствиями загрязнения окружающей среды, заболеванием и отравлением людей; виновника события, суть допущенного им нарушения закона и ведомственные нормативные актов; 4. К материалам также указывалось приложить документы, подтверждающие нарушение требований органов государственного экологического контроля (протоколы ранее проведенные проверок, предписания, документы о применении административные мер воздействия, результаты анализа лабораторные исследований воды, воздуха, почв, фотографии (если таковые имелись), постановления о приостановлении или прекращении работ, эксплуатации объекта, сведения о принятых органами экологического контроля мерах по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, подтвержденные соответствующим документом.
Если уместно рассматривать такие требования к формальным составам экологических преступлений, выграженным в нарушении норм и требований экологического законодательства, с учетом сроков проверки контролирующего органа, а также сроков для отправки материалов, то их применение к материальным составам экологических преступлений влечет утрату возможности получить образцы, следы и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
В настоящее время положения структурные подразделений Министерства природные ресурсов и экологии РФ: Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водные ресурсов,
Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию содержат отдельные бессистемные нормы о передаче материалов в правоохранительные органы, но без указания четкого единого порядка и ответственности за неисполнение требований закона.
Например, в регламенте Росгидромета установлено, что в случае, если стало известно, что хозяйственная или иная деятельность, являющаяся объектом проведения внепланового мероприятия по контролю, связана с нарушениями требований законодательства РФ, вопросы выявления, предотвращения и пресечения, которые не относятся к компетенции Росгидромета, должностные лица Росгидромета (его территориального органа) обязаны направить в соответствующие уполномоченные органы государственной власти РФ информацию (сведения) о таких нарушениях.
Типовое положение о территориальных органах Росприроднадзора содержит единственное указание на полномочие управления в соответствующей сфере деятельности направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры РФ, органы внутренних дел РФ и иные государственные органы материалы о выявленных в результате мероприятий по контролю нарушениях для рассмотрения по подведомственности.
Регламент Росводресурсов устанавливает лишь то, что сообщения, в том числе анонимные, о совершенных или готовящихся преступлениях пересылаются в соответствующие правоохранительные органы.
Положение о Рослесхозе содержит требование о том, чтобы в установленном законодательством РФ порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам.
Регламент Роснедр включает норму о том, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
С учетом того, что координация деятельности правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота возложена на систему прокуратуры в РФ, Приказом Генпрокурора РФ № 145 такие требования для территориальных органов Минприроды России не сформированы, единый порядок не разработан и не предусмотрен. Иначе, как приказано для должностных лиц системы
прокуратуры России, при выявлении в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании признаков экологических преступлений на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ незамедлительно выносить постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы. Обеспечить исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, своевременное и качественное разрешение информации о преступлениях, принятие законных и обоснованных решений по материалам проверок. Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями как на этапе проведения проверок, так и в ходе расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты при проведении проверок и расследовании уголовных дел, неоднократного принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопрос об устранении нарушений закона и о привлечении к ответственности виновных лиц.
Всего при осуществлении надзорной деятельности в экологической сфере в 2014 г. по материалам прокурорских проверок возбуждено 1799 уголовных дел (в 2010 г. - 1411 дела).
Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ: в 2015 г. — 1996 материалов отправлено, из них 1799 возбуждено (в 2010 г. — 1837 отправлено, 1411 возбуждено), из них:
— об охране земли, вод, атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в 2015 г. — 215 материалов отправлено, а 154 возбуждено (в 2010 г. — 201 отправлено, 93 возбуждено);
— об охране животного мира и водных биологических ресурсов в 2015 г. — 345 материалов отправлено, а 312 возбуждено (в 2010 г. — 444 отправлено, 359 возбуждено),
— о лесопользовании в 2015 г. — 1268 материалов отправлено, 1995 возбуждено (в 2010 г. — 1115 отправлено, 927 возбуждено).
По материалам прокурорских проверок лесной отрасли в 2016 г. возбуждено 1230 уголовных дел.
В 2015 г. по результатам проверок Минприроды РФ приостановлена деятельность 46 хозяйствующих субъектов, грубо нарушивших природоохранное законодательство, по отправленным сообщениям возбуждено 32 уголовных дела, по заповедникам — 78, национальным паркам — 182. В области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по сравнению с 2014 г. в 2015 г. направлено материалов для принятия решения о возбуждении уголовных дел в среднем более чем на 30 %.
Таким образом, обосновывается необходимость разработки единого порядка по оформлению и направлению структурными подразделениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию) материалов в правоохранительные органы по фактам уголовно наказуемых нарушений природоохранного и приро-доресурсного законодательства.
2) В органы учета поступают заявления об экологическом преступлении от физических лиц, юридических лиц и муниципальных образований. И если сообщения от органов контроля больше указывают на нарушения конкретных требований законодательства, то заявления второй выделенной группы чаще не содержат четких сведений относительно причины, характера, источника негативного воздействия на компонент природной среды, а сообщают о вредных последствиях, выраженных и внешне наблюдаемых проявлениях негативного воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.
3). Реже встречаются факты совершения экологических преступлений, непосредственно обнаруженных сотрудниками правоохранительных органов.
Число экологических преступлений, зарегистрированных в порядке 144—145 УПК РФ в период с 2007 по 2016 год (ст. 246-262 УК РФ), ежегодно сокращается и составляет: в 2007 г. — 41242, в 2008 г. — 44883, в 2009 г. — 46607, в 2010 г. — 39155, в 2011 г. — 29151, в 2012 г. — 27583, в 2013 г. — 24728, в 2014 г. — 25526, в 2015 г. — 24856, в 2016 г. — 23668 [2]. Это вовсе не означает, что посягательств на экологический правопорядок и экологическую безопасность становится меньше. Речь идет об общих тенденциях неэффективности порядка приема, регистрации, рассмотрения сообщений о преступлениях, в том числе об экологических, поскольку для последних еще характерны проблемы, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием, обоснованные в том числе несовершенством материальных норм главы 26 УК РФ.
Несмотря на то что материалы контролирующих органов с поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела представляются более «желанными» для принятия решения о возбуждении уголовного дела, это обстоятельство не должно умалять требования об обязательном приеме, а при наличии признаков преступления регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.
Условно стадия возбуждения уголовного дела состоит из следующих взаимозависимых и взаимообусловленных этапов (стадий): прием сообщения о преступлении; регистрация сообщения о преступлении; проверка сообщения о преступлении.
Поступление сообщения о преступлении означает начало уголовно-процессуальной деятельности по приему сообщения о преступлении. Сообщение о преступлении вне зависимости от каких-либо ус-
ловий подлежит обязательному приему во всех следственных органах, что исходит из положений нормы ч. 1 ст. 144 УПК РФ и конкретных ведомственных приказов Генпрокуратуры РФ, СК РФ, ОВД РФ, ПО ФСБ, ОГПН ФПС, ФТС России
При этом анализ законодательства показывает, что обязанность по приему сообщения о преступлении вовсе не сопровождается требованием об обязательной его регистрации. Норма ч. 1 ст. 144 УПК РФ этап регистрации сообщения не предусматривает, что нельзя сказать о конкретных ведомственных инструкциях по приему, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. При этом важно отметить различный подход в этом вопросе.
В СК РФ ведется книга регистрации сообщений о преступлении. При буквальном толковании для того, чтобы заявителю побудить провести процессуальную проверку по сообщению об экологическом преступлении, предварительное расследование по которому производится следователями СК РФ в порядке ст. 144—145 УПК РФ, оно должно содержать не предположения, а сведения о совершенном или готовящемся деянии и фактические данные, относящиеся к объективным признакам состава экологического преступления.
Согласно абзацу первому и второму пункта 20 Приказа СК РФ № 72, «заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки... »
Согласно Приказу МВД России от 29.08.14 № 736, различают: заявления о преступлении и заявления о происшествии; сообщения о преступлении и сообщения о происшествии.
К заявлениям о преступлении относятся: письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по
которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта [3].
Согласно пункту 2.1.3 того же приказа, письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, приравниваются к заявлениям о происшествии.
Сообщение о преступлении — сообщение, изложенное в устной форме (за исключением сообщений, подлежащих занесению в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной), в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
Сообщение о происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
Для того чтобы заявителю побудить провести процессуальную проверку по сообщению об экологическом преступлении, предварительное расследование по которому производится дознавателями ОВД РФ, в порядке ст. 144—145 УПК РФ, оно должно, согласно Приказу МВД № 736, пройти следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений. Письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, докладываются руководителю территориального органа и с его поручением передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения, а в КУСП делается отметка. Если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления, непосредственный исполнитель составляет рапорт на имя руководителя и с его поручением передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и рассмотрения в соответствии с требованиями УПК РФ.
Инструкция МЧС РФ разделяет сообщения о преступлениях и сообщения о происшествиях, что подразумевает первичную проверку поступившего сообщения, предшествующую его регистрации в конкретном журнале.
В приказе ФСБ России регламентирован прием иной информации о преступлениях и событиях, согласно которому письменное указание о регистрации и порядке проверки, в зависимости от ее содержания, исходит от соответствующего руководителя.
Ситуация, когда принятию решения о регистрации сообщения об экологическом преступлении предшествует его оценка с точки зрения наличия или отсутствия поводов для его регистрации не обоснована и приводит к порочной практике.
Поступающие сообщения (некриминального характера) со сведениями о горении мусора, сработавшей сигнализации, беспокойстве жителей из-за неясного шума и др. также должны быть зарегистрированы и проверены на предмет наличия в них материальных и процессуальных предпосылок возбуждения уголовного дела, иначе на предмет сведений о событии преступления или об обстоятельствах, указывающих на событие преступления и отсутствие на момент рассмотрения очевидной их ложности, а также на предмет удостоверения факта (события) совершения экологического преступления (в условиях очевидности) и удостоверения фактов (событий), указывающих на совершение экологического преступления (в условиях неочевидности).
Таким образом, более детально описывая идею унификации стадии возбуждения уголовного дела, рассматривая ее через призму специфики экологических преступлений, мы обосновываем необходимость различать повод и основание для регистрации сообщения, для возбуждения уголовного дела, для начала предварительного расследования, где под:
— поводом для регистрации сообщения преступления считать любое обращение гражданина с просьбой о защите его нарушенного права;
— основанием для регистрации сообщения о преступлении считать любое сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ;
— поводом для возбуждения уголовного дела рассматривать любое сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ, при наличии в нем сведений о событии преступления или об обстоятельствах, указывающих на событие преступления, и отсутствии на момент рассмотрения очевидной их ложности;
— основанием для возбуждения уголовного дела рассматривать удостоверение события совершения преступления (в условиях очевидности) и удостоверение события, указывающего на совершение преступления (в условиях неочевидности);
— поводом для начала предварительного расследования, уголовного преследования от имени государства считать сообщение о преступлении, предусмотренное п. 43 ст. 5 УПК РФ, по которому принято решение о возбуждении уголовного дела;
— основанием для начала предварительного расследования признавать постановление о возбуждении уголовного дела.
Библиографический список
1. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Правовое и криминалистическое обеспечение расследования преступлений». М.: Академия управления МВД России, 2011.
2. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: https://wwwfedstat ru/indicator/41859.
3. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 07.11.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570).
References
1. Rekomendatsii Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Pravovoe i krimmalisticheskoe obespechenie
rassledovaniia prestuplenii» [Recommendations of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Legal and Criminological Support of Crime Investigation»]. M.: Akademiia upravleniia MVD Rossii, 2011 [in Russian].
2. Ofitsial'nyi sait federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official site of the Russian Federation Federal State Statistics Service]. Retrieved from: https://www.fedstat.ru/indicator/41859 [in Russian].
3. Prikaz MVD Rossii ot 29.08.2014 №2 736 (red. ot 07.11.2016) «Ob utverzhdenii Instruktsii o poriadke priema, registratsii i razresheniia v territorial'nykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii zaiavlenii i soobshchenii o prestupleniiakh, ob administrativnykh pravonarusheniiakh, o proisshestviiakh» (Zaregistrirovano v Miniuste Rossii 06.11.2014 N 34570) [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.08.2014 № 736 (revised 07.11.2016) «On approval of the Instruction on the procedure for the admission, registration and authorization in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of statements and reports on crimes, administrative offenses, incidents» (Registered in the Ministry of Justice of Russia November 6, 2014 №2 34570) [in Russian].
A.S. Lukomskaya*
REASONS AND GROUNDS FOR REGISTERING A REPORT ON A CRIME, INITIATING A CRIMINAL CASE AND INITIATING CRIMINAL PROSECUTION IN CRIMINAL CASES
ON ENVIRONMENTAL CRIMES
This article discusses the problems of the procedure for the adoption, registration and verification of a report on an environmental crime. The author substantiates the idea of delineation and investigation of the reasons and grounds for registering a report on a crime, initiating a criminal case and initiating criminal prosecution in criminal cases on environmental crimes. Describing the idea of unifying the stage of initiating a criminal case, considering it through the prism of the specifics of environmental crimes, it is justified to distinguish between the reason and the grounds for registering a communication, for initiating a criminal case, for initiating a preliminary investigation, where: any communication of a citizen with a request on the protection of his violated right; the basis for the registration of a crime report is any report of a crime provided for in § 43, Art. 5 of the Code of Criminal Procedure; the reason for initiating a criminal case is to consider any communication about a crime provided for in § 43, Art. 5 of the Code of Criminal Procedure, if it contains information about the event of a crime or about the circumstances indicating the event of a crime, and the absence at the time of their apparent falsity; the basis for the institution of a criminal case is to consider the identification of the event of the commission of a crime (in conditions of evidence), and the certification of an event indicating the commission of a crime (under conditions of non-obviousness); the reason for the initiation of a preliminary investigation, criminal prosecution on behalf of the state, consider a report on the crime provided for in § 43, Art. 5 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, according to which a decision was made to initiate criminal proceedings; the ground for initiating a preliminary investigation is to recognize the decision to institute criminal proceedings.
The author comes to the conclusion that there is a need to develop a unified procedure for processing and sending structural units of environmental monitoring bodies to law enforcement agencies on the facts of criminally punishable violations of environmental and natural resource legislation.
Key words: ecological crime, stage of initiation of criminal case, reasons and grounds, communication on environmental crime.
* Lukomskaya Anastasia Sergeevna ([email protected]), Department of Criminal Procedure and Law Enforcement, Institute of Law, Social Management and Security, Udmurt State University, 1, Universitetskaya Street, Izhevsk, 426034, Russian Federation, Russian Federation.