Бичеев Д. В.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
4. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Бичеев Дмитрий Валерьевич, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин
Место учебы: Московская академия экономики и права,
г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается проблема, связанная с необходимостью развития уголовно-процессуального законодательства в сфере реализации полномочий прокурора за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях.
В данной статье приведены статистические данные, которые показывают большой объем нарушений законов со стороны органов предварительного расследования при проверке заявлений и сообщений о преступлениях Ключевые слова: прокурор, приказ, регистрация сообщения, стадии возбуждения уголовного дела
PROCEDURAL POWERS OF THE PUBLIC PROSECUTOR FOR ENFORCING THE LAW DURING THE RECEPTION, REGISTRATION AND VERIFICATION OF THE REPORTS ON CRIME
Bicheev Dmitry Valerievich, Postgraduate of Criminal Law department
Study place: Moscow Academy of Economics and Law, Moscow
Annotation: This article addresses the problem of the necessity of the development of the criminal procedural law in the exercise of powers for the implementation of the public prosecutor at reception, registration and verification of reports on crimes.
This article presents statistical data that show a large amount of violations of the laws on the part of the preliminary investigation in the verification of statements and reports on crimes Keywords: public prosecutor, order, registration of the report on crime, stages of the institution of criminal proceedings
Задачи прокурора в стадии возбуждения уголовного дела вытекают из назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) и выражаются в том, чтобы прокурор надзирал за тем, чтобы ни одно преступление не было укрыто от учета, а лицо, его совершившее, не избежало уголовной ответственности; чтобы никто незаконно не подвергался уголовному преследованию, чтобы соблюдались сроки и процессуальная форма при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, чтобы изначально выявлялись
причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимались меры к их устранению.
Начальным моментом возникновения уголовнопроцессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела является поступление в компетентные правоохранительные органы сообщения о совершенном или готовящемся преступлении [1, с. 8], к которым закон относит заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ), т.е. то, что в ст. 140 УПК РФ названо поводами к возбуждению уголовного дела.
По смыслу п. 9 ст. 5 УПК РФ досудебное производство начинается с момента получения сообщения о преступлении.
При возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен осуществлять надзор за исполнением законов с самого начала уголовного судопроизводства^, с. 71], но какие-либо действия, направленные на процессуальную проверку сообщений о преступлениях, он производить не вправе. Однако, он оказывает не только надзорное, но и направляющее воздействие на органы дознания посредством процессуального контроля и процессуального руководства на протяжении всего досудебного уголовного судопроизводства.
Статья 21 УПК РФ предусматривает, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель. Здесь, как и в некоторых других нормах УПК РФ, прокурор назван первым, а уже потом следуют субъекты предварительного расследования. Но следует понимать, что прокурор на досудебных стадиях уголовного процесса осуществляет надзор, а в судебных стадиях - государственное обвинение.
В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК). Здесь законодатель связывает, прежде всего, со стадией рассмотрения заявления о преступлении, указывая на «случаи обнаружения признаков преступления», обозначая прокурора наряду со следователем и дознавателем как лицо, осуществляющее уголовное преследование. Представляется, что «случаи обнаружения признаков преступления» никак не соотносятся с принятием решений прокурором по оконченным производством следователями или дознавателями уголовным делам. Остается неясным, как прокурор, не обладая с момента принятия указанного выше Закона процессуальными полномочиями по принятию, проверке и разрешению заявлений о преступлениях, может реализовывать требования ч. 2 ст. 21 УПК? [3, с. 44-46] Полагаем, что этот пробел в праве является существенным и должен быть устранен посредством законодательного закрепления прежних полномочий прокурора указанных в УПК РСФСР (ст. 211).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела прокурор вправе проводить проверки исполнения требований федерального
61
Бизнес в законе
3’2014
законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Это направленно, в частности, на обеспечение законности процедуры, предшествующей принятию одного из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.
Следует отметить, что п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ упоминает о регистрации сообщения о преступлении и, на первый взгляд, можно было бы согласиться с позицией ученого Л.В. Брусницына о том, что моментом начала стадии возбуждения уголовного дела является регистрация сообщения о преступлении, и названная норма представляет собой юридическое основание данной позиции. Между тем это не так. Во-первых данная правовая норма разделяет прием сообщения и его регистрацию, при этом совершенно ясно, что прием всегда предшествует регистрации, и следовательно, начало стадии и уголовного процесса законодатель связывает с приемом сообщения, а не с его регистрацией. Тем более, что закон не устанавливает срок, в течение которого с момента поступления сообщения о преступлении оно должно быть зарегистрировано. Во-вторых, дальнейшие действия органа дознания, дознавателя или следователя после приема (получения) сообщения о преступлении не ставятся гл. VII УПК РФ в какую-либо зависимость от факта регистрации такого сообщения. Регистрация сообщения о преступлении является средством обеспечения вида государственного и ведомственного учета и статистической отчетности [4, с. 32].
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» прокуроры должны тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях [5], а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Начальный этап стадии возбуждения уголовного дела, помимо закрепления в УПК РФ обязанности дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа принять, проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение, регулируется Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399) и основа-ными на этом Типовом положении ведомственными нормативными актами [6, с. 32].
В соответствии с указанным приказом любое правоохранительное ведомство обязано принять и зарегистрировать сообщение, заявление о преступлении, принять меры к его проверке [7, с. 24].
Отметим, что при анализе п.1 ч. 2 ст. 37 и чч. 1, 4 ст. 144 УПК РФ становится очевидной непосредственность законодателя, выражающаяся в том, что обязанность прокурора проверить исполнение требований федерального закона при регистрации сообщений о преступлении в ст. 37 УПК РФ содержится, тогда как обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении в ст. 144 УПК РФ не предусмотрена [8, с. 102]. В
ч. 1 ст. 144 УПК РФ прокурор не назван, наряду с дознавателем, следователем, в числе субъектов, обязан-
ных принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение. В то же время ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» указывает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащиеся сведения о нарушении закона.
Законодателю следует закрепить в уголовнопроцессуальный кодекс полномочие прокурора требовать для проверки от органов дознания и предварительного следствия, иных органов, организаций и учреждений заявления и сообщения, документы и материалы регистрации и учёта, иную документацию, в которой могут находиться сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях. Это позволит прокурору контролировать порядок разрешений заявлений, сообщений о преступлениях.
В действующем уголовно-процессуальном кодексе не разрешен вопрос о полномочиях прокурора по устранению и предупреждению нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Какие же меры должен принимать прокурор по устранению и предупреждению правонарушений на данном этапе. Практика прокурорского надзора показывает, что широко применяются такие формы реагирования, как дача указаний по проверке заявлений и сообщений. Прокурорам указано не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощником прокурора) (п. 4.5. Приказа Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 12 сентября 2006 г. № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»).
Анализ прокурорских проверок свидетельствует о том, что самыми распространенными способами укрытия преступлений от учета являются: вынесение незаконного и необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, списание сообщения о преступлении в номенклатурное дело без принятия по нему процессуального решения, вынесение незаконного решения о направлении материала по подследственности либо подсудности, отказ в приеме сообщения о преступлении, фальсификация материала путем внесения заведомо ложных сведений о существенных обстоятельствах, а также о характере и размере причиненного ущерба [9, с. 26]. В этой связи следует изменить редакцию п. 4. ч. 2 ст. 37 УПК РФ, установив, что прокурор уполномочен давать дознавателю, следователю, руководителю следственного органа письменные указания о ходе проверки сообщения о преступлении, направлении расследования, производстве процессуальных действий.
Необходимость письменных указаний обусловлена задачами предотвращения волокиты, обеспечение безотлагательного проведения неотложных действий, направленных на раскрытие преступления [10, с. 104]. Отмечается, что органами дознания МВД России допущено 2 280 998 нарушений законов на стадии приема, регистрации, учета и рассмотрения сообщений о преступлениях [11].
62
Бичеев Д. В.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
При осуществлении надзора за соблюдением закона при приеме и разрешении сообщений о преступлениях на прокурора, помимо обеспечения выполнения требований закона в самой прокуратуре, возложены следующие обязанности [12]:
- систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений;
- обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения;
- при выявлении фактов нарушения порядка приема, регистрации сообщений о преступлениях включая вынесение мотивированного постановления о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений;
- по сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы;
- следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения;
- в целях обеспечения полного и своевременного поступления всех материалов об отказе в возбуждении уголовного дела производить сверку книг (журналов) их регистрации и учета в прокуратурах с аналогичными книгами (журналами) соответствующих подразделений (дежурных частей) органов внутренних дел [13, с. 33-34].
В отличие от УПК РСФСР, УПК РФ не устанавливает сроки проверки прокурором исполнения требований закона о приеме, регистрации и учета сообщений о преступлениях. Однако, частота проверки прокурором соблюдения органами дознания, предварительного следствия учетно-регистрационной дисциплины определена в приказах Генеральной прокуроры РФ. Приказы от 02.06.2011 г. № 162 (п. 1.3), от 06.09.2007 № 137 (п. 3) и от 05.09.2011 № 277 (п.1.1) устанавливают, что указанная проверка должна проводиться систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно. Приказ от 12.09.2006 № 80/725 (п.4.5) содержит положение о том, что уполномоченным прокурорам надлежит не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях.
Несмотря на то, что в указанных приказах определены разные сроки проверки учетно-регистрационной дисциплины, заметим, что эти различия связаны с предельным сроком проверки, общая же идея такова, что указанная проверка должна осуществляться систематически.
Однако мы полагаем, что обеспечению систематического характера проверки прокурором исполнения состояния учетно-регистрационной дисциплины послужит установление в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ нормы о том, что проверка прокурором исполнения закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении осуществляется не реже одного раза в месяц.
Исходя из предельных сроков стадии возбуждения уголовного дела, установленных ст. 144 УПК РФ, многие процессуалисты предлагают установить жесткие сроки периодичностью таких проверок: семь или десять дней.
Власова Н.А. отмечает, что в течение 3 суток разрешается всего 22,7% сообщений о преступлениях (их них в течение 24 часов - 3,1%); от 3 до 10 суток - 43,2% сообщений. Установленный трехдневный срок нарушается в 77,3% случаев, а исключительный десятидневный в 34,1% случаев [14, с. 155]. Эффективной мерой, предотвращающей и устраняющей нарушения закона, являются надзор прокурора за соблюдением сроков проверки сообщения о преступлении.
Специальными задачами прокурора, возникающими в целях обеспечения законности процессуальной деятельности дознавателя, следователя, при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях являются:
- наблюдение за тем, чтобы указанные должностные лица осуществляли лишь те следственные и иные процессуальные действия, которые закон рассматривает как допустимые до возбуждения уголовного дела: требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях и исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); проводить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). При этом прокурор обязан тщательно проверить законность и обоснованность осмотра места происшествия, когда таковым является жилище, и осмотр проводится при отсутствии согласия проживающих в этом помещении лиц;
- законность и обоснованность истребования документов и материалов в редакциях средств массовой информации, когда сообщение о преступлении было распространено в СМИ (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
- соблюдение порядка предоставления результатов ОРД дознавателю или следователю в порядке исполнения их письменных поручений;
- обеспечение следователем (дознавателем) прав лиц, участвующих в проверке сообщения о преступлении (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ) [15, с. 36-37].
Уголовно-процессуальная деятельность может стать эффективной только в случае ее качественного правового регулирования.
Проверяя законность и обоснованность при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, прокурор должен добиваться такого положения, при котором каждое уголовное дело должно возбуждаться в строгом соответствии с УПК РФ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Список литературы:
1. Дикарев И.С. Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела: Монография. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2011. С. 380.
2. Григорьев В.Н., Химичева О.В., Горлов В.М. Прокурор как участник уголовного судопроизводства (стадия возбуждения уголовного дела): Монография. - М.: Московская академия экономики и права, 2008. С. 167.
3. Андрейкин А.А. Прием заявлений о преступлениях. - М.: Законность, № 3. 2012. С. 44 - 46.
4. Сумин А.А. Актуальные проблемы обеспечения законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: учебное пособие. -М.: Московский университет МВД России, 2013. С. 76.
5. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=57951 ;dst=0;ts=079AB5C0F59DB6B289B4CF0958B1CB E4;rnd=0.5218953359872103 (дата обращения: 17.05.2014).
6. Сумин А.А. Указ. соч. С. 76.
63
Бизнес в законе
3’2014
7. Малышева О.А. Полномочия прокурора и их реализация на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: учеб.-практ. пособие. - Рязань: Академия ФСИН России,
2009. - С. 144.
8. Исламова Э.Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск., 2009. С. 202.
9. Шарихин А.Е. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела: лекция. - М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. С. 44.
10. Исламова Э.Р. Указ. соч. С. 202.
11. Представление о нарушении требований уголовнопроцессуального законодательства заместителя Генерального прокурора В.В. Малиновского Первому заместителю Министерства внутренних дел М.И. Суходольскому от 13.05.2010 г. № 69-14-2010. Документ опубликован не был.
12. Приказы Генерального прокурора Российской Федера-
ции от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=115969;dst=0;ts=B7895AB1 DFB66B8B13AC103E1144CB 2C;rnd=0.7014515395276248 (дата обращения: 17.05.2014); от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (с изм., внесенными приказом от 28 декабря 2008 г. № 213) [Электронный ресурс].
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=74766;dst=0;ts=B7895AB1 DFB66B8B13AC103E1144CB2 C;rnd=0.5686086483765393 (дата обращения: 17.05.2014)
13. Сумин А.А. Указ. соч. С. 76.
14. Власова, Н.А. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: дисс. . докт. юрид. наук. М., 2001. С. 405.
15. Сумин А.А. Указ. соч. С. 76.
Reference list:
1. Dikarev I.Pp. Essence and Challenges of the institution of criminal proceedings: Monograph. - Volgograd, Volgograd State University, 2011. Pp. 380.
2. V.N. Grigor'ev, Himicheva O.V., Gorlov V.M. Public prosecutor as a party in criminal proceedings (institution of criminal proceedings): Monograph. - Moscow: Moscow Academy of Economics and Law, 2008. Pp. 71.
3. Andreykin A.A. Reception of statements on crimes. - M.: Legality, № 3. 2012. Pp. 44 - 46.
4. Sumin A.A. Actual problems of the rule of law in the pretrial stages of criminal proceedings: a tutorial. -M.: University of Moscow Russian Ministry of Internal Affairs, 2013. Pp. 76.
5. Prosecutor General's Order № 39, the Interior Ministry №
1070, Emergencies Ministry № 1021, the Ministry of Justice № 253, FSB of Russia № 780, Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 353, Federal Drug Control Service № 399 of 29.12.2005 "On the united registration of crimes" [electronic resource].
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=57951 ;dst=0;ts=079AB5C0F59DB6B289B4CF0958B1CB E4;rnd=0.5218953359872103 (date of access: 05.17.2014).
6. Sumin A.A. Prev. ref. Pp. 76.
7. Malyshev O.A. Powers of public prosecutor and their implementation at the pre-trial stage of criminal proceedings: a tutorial. - Ryazan Academy FSIN of Russia, 2009. - Pp. 144.
8. Islamova E.R. Procedural powers of the prosecutor in the
stage of institution of criminal proceedings: dissertation. Can-
didate of Law Sciences. Irkutsk., 2009. Pp. 202.
9. Sharikhin A.E. Prosecutorial supervision over the legality at the stage of institution of criminal proceedings: lecture. - Moscow: Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation, 2010. Pp. 44.
10. Islamova E.R. Prev. ref. Pp. 202.
11. Sybmission on abuse of the criminal procedural law from Deputy Prosecutor General Vladimir Malinowski to First Deputy Interior Ministry M.I. Sukhodolskiy from 13.05.2010 № 69-14-
2010. The document has not been published.
12. Orders of Prosecutor General of the Russian Federation
dated June 2, 2011 № 162 "On the organization of prosecutorial oversight of procedural activities of the preliminary investigation" [electronic resource].
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=115969;dst=0;ts=B7895AB1 DFB66B8B13AC103E1144CB 2C;rnd=0.7014515395276248 (date of access: 05/17/2014); September 6, 2007 № 137 "On the organization of prosecutorial oversight of procedural activities of inquiry authorities" (with rev., as amended by Order dated 28 December 2008 № 213) [electronic resource]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ on-line.cgi?req=doc;base=LAW;n=74766;dst=0;ts=B7895AB1 DFB 66B8B13AC103E1144CB2C;rnd=0.5686086483765393 (date of access: 05/17/2014)
13. Sumin A.A. Prev. ref. Pp. 76.
14. Vlasova N.A. Problems of improving the forms of pretrial
proceedings in criminal proceedings: dissertation. Doctor of
Law Sciences. Moscow, 2001. Pp. 405.
15. Sumin A.A. Prev. ref. Pp. 76.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права Бичеева Дмитрия Валерьевича «Процессуальные полномочия прокурора по надзору за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях»
Статья Бичеева Дмитрия Валерьевича является актуальной в связи с произошедшими изменениями в уголовном процессе места и роли прокуратуры. Это зафиксировано в Федеральном законе от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Внесены изменения правового положения прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства. Коснулись изменения и полномочий прокурора при приеме, регистрации и проверке сообщении о преступлениях.
Автор справедливо пишет, что задачи прокурора в стадии возбуждения уголовного дела вытекают из назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) и выражаются в том, чтобы прокурор надзирал за тем, чтобы ни одно преступление не было укрыто от учета, а лицо, его совершившее не избежало уголовной ответственности; чтобы никто незаконно не подвергался уголовному преследованию, чтобы соблюдались сроки и процессуальная форма при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, чтобы изначально выявлялись причины и условия, способствующие совершению преступлении, и принимались меры к их устранению.
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 № 271 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» прокуроры должны тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Пристатейный библиографический список свидетельствует о серьезном и грамотном подходе автора к исследованию выделенных аспектов рассматриваемой темы.
Рецензируемая статья содержит элементы научной новизны и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент: научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права
Курылев Иван Иванович
64