Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ)'

Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1746
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинов Николай Александрович

В статье определены основные полномочия прокурора по проведению надзора в стадии возбуждения уголовного дела, гарантирующие реализацию права на защиту лиц, вовлечённых в уголовно-процессуальные отношения. Проанализированы полномочия прокурора по надзору в первоначальной стадии в законодательстве иных государств-членов СНГ. На основе выявленных особенностей в законодательстве стран постсоветского пространства автором разработаны дополнения и изменения в отечественное уголовно-процессуальное законодательство. В результате сделан вывод о необходимости наделить прокурора полномочиями по проверке законности задержания лица по подозрению в совершении преступления и возможностью вынесения постановления об освобождении лиц, задержанных с нарушением порядка, установленного УПК РФ. Автор предлагает дополнить УПК РФ новой статьёй «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела». В тексте закона следует сделать прямое указание на конкретные полномочия прокурора в данной стадии уголовного судопроизводства в целях повышения эффективности деятельности участников уголовного судопроизводства по обеспечению права на защиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO PROTECTION UNDER CRIMINAL PROCEEDINGS (ACCORDING TO THE LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER MEMBER STATES OF THE CIS)

The article defines the main powers of the prosecutor conducting supervision at the stage of initiation of criminal proceedings, guaranteeing the realization of the right to the protection of persons involved in criminal procedure relations. The powers of the prosecutor supervising the initial stage are analyzed in the laws of other member states of the CIS. Based on the revealed peculiarities in the laws of the countries of the former Soviet Union, the author devises additions and changes to the Russian criminal procedural legislation. It is concluded that the prosecutor should be provided with the authority to verify the legality of a suspect’s detention and adjudge the release of the persons detained in violation of the proceedings established by the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The author proposes to supplement the Criminal Procedure Code of the Russian Federation with a new article “The Supervision of the Prosecutor over the Legality of Criminal Case Initiation”. The law should contain direct references to prosecutor’s specific powers at the beginning of criminal proceedings in order to increase the efficiency of the participants of criminal proceedings to ensure the right to defense.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ)»

УДК 343.14

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-160-170

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

(ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ) Логинов НА.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, Российская Федерация

Аннотация. В статье определены основные полномочия прокурора по проведению надзора в стадии возбуждения уголовного дела, гарантирующие реализацию права на защиту лиц, вовлечённых в уголовно-процессуальные отношения. Проанализированы полномочия прокурора по надзору в первоначальной стадии в законодательстве иных государств-членов СНГ. На основе выявленных особенностей в законодательстве стран постсоветского пространства автором разработаны дополнения и изменения в отечественное уголовно-процессуальное законодательство. В результате сделан вывод о необходимости наделить прокурора полномочиями по проверке законности задержания лица по подозрению в совершении преступления и возможностью вынесения постановления об освобождении лиц, задержанных с нарушением порядка, установленного УПК РФ. Автор предлагает дополнить УПК РФ новой статьёй «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела». В тексте закона следует сделать прямое указание на конкретные полномочия прокурора в данной стадии уголовного судопроизводства в целях повышения эффективности деятельности участников уголовного судопроизводства по обеспечению права на защиту.

Ключевые слова: прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания, сообщение о преступлении, стадия возбуждения уголовного дела, прокурорский надзор.

PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO PROTECTION UNDER CRIMINAL PROCEEDINGS (ACCORDING TO THE LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER MEMBER STATES OF THE CIS)

N. Loginov

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs

87, Gorky st., Vladimir, 600000, Russian Federation

Abstract. The article defines the main powers of the prosecutor conducting supervision at the stage of initiation of criminal proceedings, guaranteeing the realization of the right to the protection of persons involved in criminal procedure relations. The powers of the prosecutor supervis-

© CC BY Логинов Н.А., 2018.

ing the initial stage are analyzed in the laws of other member states of the CIS. Based on the revealed peculiarities in the laws of the countries of the former Soviet Union, the author devises additions and changes to the Russian criminal procedural legislation. It is concluded that the prosecutor should be provided with the authority to verify the legality of a suspect's detention and adjudge the release of the persons detained in violation of the proceedings established by the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. The author proposes to supplement the Criminal Procedure Code of the Russian Federation with a new article "The Supervision of the Prosecutor over the Legality of Criminal Case Initiation". The law should contain direct references to prosecutor's specific powers at the beginning of criminal proceedings in order to increase the efficiency of the participants of criminal proceedings to ensure the right to defense.

Key words: prosecutor, investigator, interrogating officer, body of inquiry, crime report, the stage of initiation of criminal proceedings, prosecutor's supervision.

Одним из средств обеспечения права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела, а также законности и обоснованности принимаемых процессуальных решений является прокурорский надзор.

Говоря о прокурорском надзоре, можно сделать вывод, что он протекает на протяжении всего досудебного производства, в полной мере охватывая и стадию возбуждения уголовного дела [6, с. 91].

Нельзя не отметить точки зрения А.С. Епанешникова, утверждающего, что при отсутствии такого надзора у должностных лиц предварительного расследования (следователей, дознавателей) гораздо чаще возникали бы противоправные желания нарушить права лиц, как обратившихся за помощью в связи с совершением в отношении них действия, так и тех, в отношении которых разрешается вопрос об уголовном преследовании [5, с. 10].

Развивая мнения вышеуказанного учёного, следует сказать, что нередко права граждан нарушаются при принятии органами предварительного расследования решения о возбуждении уголовного дела. Такие нарушения чаще всего обусловлены непол-

ным объёмом проверок, проведённых по сообщениям о преступлениях, недостаточным исследованием обстоятельств, имеющих существенное значение для объективной оценки наличия признаков противоправного деяния.

Распространённость нарушений в рассматриваемой сфере носит системный характер и является, как правило, непреодолимым препятствием в осуществлении задач и достижении целей уголовного судопроизводства, в том числе права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство [6], закреплённые Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод [9].

Принятие федерального закона от № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. внесло существенные изменения. В частности, с появлением новой главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в деятельности прокуратуры на первый план выходит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина [7, с. 238]. Как отмечают В.Г. Бессарабов и К.А. Кашаев, несмотря на то, что приоритетным направ-

лением остаётся обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, при этом "стержнем" прокурорской деятельности становится правозащитная функция [2, с. 121].

Прокурорский надзор, будучи одним из действенных инструментов обеспечения прав и законных интересов лиц, вовлечённых в орбиту уголовно-процессуальных отношений, имеет, по мнению И.А. Попова, наибольшую значимость в стадии возбуждения уголовного дела в связи с тем, что недопущение нарушений прав личности на данной стадии во многом обеспечивает надлежащее и быстрое реагирование на полученную информацию, а это, по сути, является первоначальным этапом доступа граждан к правосудию [11, с. 141].

По мнению А.В. Агутина и Г.Л. Куликовой, которое представляется научно обоснованным, на первоначальной стадии уголовного процесса прокурор надзирает за надлежащим исполнением закона при осуществлении действий, бездействия, а также при принятии процессуальных решений [ 1, с. 44]. Дополним, что в поле надзорной деятельности попадают не только окончательные, но и о промежуточные решения, например, о продлении срока проверки поступившего сообщения о преступлении.

Далее представляется логичным и обоснованным рассмотреть конкретные полномочия прокурора по надзору, осуществляемому на стадии возбуждения уголовного дела.

В частности, начиная со стадии возбуждения уголовного дела, требуется надзор со стороны прокурора за формой и содержанием как каждого отдельного процессуального документа,

так и всей их совокупности, которые составляются (формируются) в ходе доследственной проверки. Для этого прокурор имеет целый ряд полномочий, однако все они должны подвергнуться определённому (в некоторых случаях критическому) осмыслению [3; 8].

Первое. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ [19] прокурор в рамках своей компетенции проверяет исполнение требований федеральных законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Это означает, что такая деятельность осуществляется на всех этапах указанной стадии. При этом она охватывает своим содержанием не только УПК РФ, но и иные федеральные законы, соблюдение которых также обязательно.

Особо следует отметить данное положение уголовно-процессуального закона России ещё и потому, что аналогичная норма прописана абсолютно во всех уголовно-процессуальных законах государств-членов СНГ. Данный факт свидетельствует о том, что роль прокурора в реализации надлежащей процедуры рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях нельзя недооценивать. Именно с момента поступления сообщения о преступлении возникают уголовно-процессуальные отношения, а вовлечённые в них лица нуждаются в полноценной защите своих прав, одним из которых является и право на защиту.

Говоря о законодательстве России, следует уточнить, что и подзаконные приказы, имеющие нормативный характер, также прямо предписывают прокурору принимать самое активное и действенное участие в обеспечении прав и законных интересов участни-

ков процесса, в том числе в обеспечении права на защиту тем лицам, в отношении которых подлежит разрешению вопрос о возбуждении уголовного дела. Так, прокурор обязан исследовать все проверочные материалы, определять, были ли проверки проведены полно и с соблюдением установленных сроков [12].

Несмотря на то, что в УПК РФ, а также в иных федеральных законах периодичность прокурорских проверок не установлена, подзаконными актами на прокурора возложена обязанность делать это систематически [13]. Минимальная периодичность проверок -один раз в течение месяца, а при поступлении к прокурору информации о допущенных нарушениях тот должен осуществлять проверку безотлагательно, т. е. сразу же после обнаружения таких случаев.

Второе. В соответствии с ч. 1 ст. 124 УПК РФ [19] поступившие к прокурору жалобы рассматриваются и разрешаются им в срок, не превышающий 3 суток. Продление такого срока, но не более чем до 10 суток, возможно лишь при наличии соответствующих оснований, когда реально требуются дополнительные материалы или дополнительные действия.

При этом можно заметить, что в законе правом обращаться к прокурору наделены заинтересованные лица, в том числе и не имеющие конкретно определённого процессуального статуса, а на стадии возбуждения уголовного дела такой статус (потерпевшего, подозреваемого и др.) им и не предоставляется.

При этом в случае обнаружения нарушений закона прокурор обладает даже большими полномочиями, чем

суд при рассмотрении аналогичных жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ [19; 4, с. 394, 395]. Ведь суд только фиксирует факт нарушения закона, тогда как прокурор обязан принять действенные меры реагирования [6, с. 94].

Логично в данном контексте утверждает О.В. Химичева, что прокурорский надзор, и осуществляемый в том числе на стадии возбуждения уголовного дела, имеет ревизионный характер [21, с. 197, 198]. Действительно, прокурор не связан доводами, содержащимися в жалобе, и обязан проверять материалы в полном объёме, в том числе и по тем фактам нарушений закона, которые будут обнаружены им лично.

Следует также дополнить, что этот аргумент имеет наибольший вес в деятельности прокурора по обеспечению права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела, т. к. именно прокурор мерами реагирования может обязать других участников данной стадии (следователя, дознавателя, органа дознания) неукоснительно соблюдать права и интересы лиц, вовлечённых в сферу уголовно-процессуальных отношений, и обеспечивая в том числе реализацию ими права на защиту.

Третье. Прокурор рассматривает поступившие к нему жалобы об отказе в приёме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ [19]). В данном контексте продуктивным полномочием, по нашему мнению, является право прокурора, предоставленное п. 3 ч. 3 ст. 53 УПК Армении, которая предусматривает возможность истребовать документы, материалы и дела, которые могут содержать сведения о происшествиях и причастных к ним лицах [14]. Дополним, что это могут быть не

только материалы, по которым была подана жалоба, но и другие, и содержащиеся в том числе в тех уголовных делах, по которым в настоящее время уже ведётся (или ранее велось) уголовное судопроизводство.

Четвертое. Прокурор вправе получать копии постановлений следователей, дознавателей о принятии процессуальных решений (ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 148 УПК РФ [19]). Для полной реализации указанного права законодатель возложил на соответствующих должностных лиц прямую обязанность направлять копии прокурору. Если это произошло, полномочие прокурора реализуется "автоматически", столь же однозначным нарушением закона должны признаваться случаи, когда передачи копий не произошло. Кроме того, это касается и ряда других решений, в том числе тех, на основании которых на стадии возбуждения уголовного дела производились следственные действия или, например, принималось решение по ходатайству лица об осуществлении дознания в сокращённой форме (ч. 5 ст. 226.4 УПК РФ [19]).

Интерес вызывает законодательная конструкция нормы п. 6 ч. 2 ст. 33 УПК Киргизии относительно полномочия прокурора проверять законность задержания и выносить постановление об освобождении лиц, задержанных с нарушением требований УПК Киргизии [15]. Это положение является своего рода продолжением требований ч. 3 ст. 92 УПК РФ [19], согласно которому в отечественном уголовно-процессуальном законе полномочия прокурора ограничиваются лишь получением копии протокола о задержании подозреваемого. По нашему мнению, не это ли положение, предусмотренное в УПК

Киргизии, является ни чем иным, как действенным способом защиты прав лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления.

Аналогичную норму следует предусмотреть и в действующем уголовно-процессуальном законе России. В частности, предлагается дополнить ч. 2 ст. 37 УПК РФ пунктом 53 [19], в котором установить обязанность прокурора проверять законность задержания и выносить постановление об освобождении лиц, задержанных с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом. Полагаем, что данное нововведение позволит прокурору не только получать информацию о проведённом задержании лица по подозрению в совершении преступления, но и действенно реагировать на факты незаконной и необоснованной деятельности со стороны должностных лиц, полномочных применять данную меру процессуального принуждения. Таким образом, прокурор сможет реализовывать защиту законных интересов личности, обеспечивая и гарантируя право на защиту.

Пятое. Прокурор вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела независимо от того, кем оно было вынесено - следователем или дознавателем (ч. 4 ст. 146 УПК РФ [19]). Такое полномочие прокурор реализует в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. На основании исследования сущности полномочий прокурора по отмене постановлений следователя, дознавателя и обеспечению тем самым права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела наиболее

прогрессивной выглядит норма ст. 179 УПК Беларуси «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела». В частности, осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе: проверять исполнение органом уголовного преследования требований закона о приёме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении; отменять постановление органа дознания, следователя или нижестоящего прокурора о соединении или выделении заявлений и сообщений о преступлении и материалов проверки по ним; отменять постановление органа дознания, следователя или нижестоящего прокурора о приостановлении проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении и направлять материалы для осуществления проверки; отменять постановление органа дознания, следователя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки и направлять материалы для проведения дополнительной проверки; отменять постановление органа дознания, следователя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки и возбудить уголовное дело; отменять постановление органа дознания, следователя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и направлять материалы для проведения дополнительной проверки и др. [16]. Очевидно, что такой обширный спектр полномочий позволяет прокурору досконально изучить материалы проверки сообщения о преступлении, законность и обоснованность всех принимаемых процессуальных решений, посредством

чего реализуется и право на защиту в данной стадии уголовного судопроизводства. Практически аналогичные полномочия прокурора закреплены и в ст. 150 УПК Таджикистана [17], а также в ст. 337, 338 УПК Узбекистана [18], ст. 331 УПК Туркменистана [20].

Расширить полномочия прокурора в стадии уголовного дела в действующем уголовно-процессуальном законодательстве России предлагает А.А. Ленихин, который утверждает, что целесообразно вернуть прокурору право при наличии оснований возбуждать уголовные дела, а также принимать иные итоговые решения на данной стадии [10, с. 95].

Думается, что предлагаемые автором новации, ранее уже апробированные в уголовно-процессуальных законах иных государств-участников СНГ, могут существенно повлиять на повышение эффективности действий прокурора по обеспечению права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела. Важна в данном случае не только надзорная функция прокурора, а также и возможность скорейшего наделения лица, вовлечённого в уголовно-процессуальные отношения, определённым статусом и реализация им предоставленных ему прав, в том числе и права на защиту. При этом прокурору отводится здесь особая роль, т. к. посредством его процессуальной деятельности реально обеспечивается право на защиту в стадии возбуждения уголовного дела.

Таким образом, на основании сказанного считаем целесообразным дополнить УПК РФ статьей 149 «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела» [19], в которой необходимо чётко указать

на надзорный характер деятельности прокурора в данной стадии, а также перечислить его конкретные полномочия. В частности, закрепить возможность прокурора проверять, надлежащим ли образом орган уголовного преследования осуществляет регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, отменять постановления следователя, дознавателя, возбуждать уголовные дела, разрешать вопрос о необходимости привлечения к юридической ответственности должностных лиц, рассматривающих сообщения о преступлении и т. п.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что роль прокурора в обеспечении права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела важна и значительна. Подтверждается это нормативным выражением как в уголовно-процессуальном законе РФ, так и в законодательстве иных государств-членов СНГ. Для усиления роли прокурорского надзора с учётом анализа законодательства стран постсоветского пространства автором обоснованы вышеизложенные изменения и дополнения в действующий уголовно-процессуальный закон России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агутин А.В., Куликова Г.Л. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: учеб. пособие. М.: Академия Ген. прокуратуры Российской Федерации, 2016. 96 с.

2. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. 464 с.

3. Григорьев В.Н. Доступ к правосудию и полномочия прокурора, признавшего отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным / под ред. А.В. Си-моненко // Современные проблемы уголовной политики: материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. 2015. С. 89-94.

4. Гриненко А.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учеб. пособие. М.: Проспект, 2017. 1040 с.

5. Епанешников А.С. Защита прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого в российском досудебном производстве: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. 210 с.

6. Зяблина М.В. Прокурорский надзор в системе гарантий соблюдения прав и свобод участников уголовного судопроизводства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 6. С. 90-94.

7. Климова Я.А., Зайцева Е.А. Трансформация полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2015. № 2 (8). С. 234-242.

8. Ковалева М.Г. Полномочия прокурора по надзору за законностью возбуждения уголовного дела // Криминалистъ. 2008. № 2. С. 90-96.

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ETS № 5) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

10. Ленихин А.А. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Отечественная юриспруденция. 2017. № 6 (20). С. 93-96.

11. Попов И. А. О некоторых мерах по совершенствованию Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Публичное и частное право. 2012. № IV (XVI). С. 140-155.

12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.03.2014 года № 147/209/187/23/1 19/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» // Российская газета. 2014. 13 августа.

13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 (ред. от 08.06.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257672/ (дата обращения: 02.01.2018).

14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения от 01.07.1998 № ЗР 207 [Электронный ресурс] // Юротдел: [сайт]. URL: http://yurotdel.com/zakony/ugolovno-processualnyi-kodeks-armenii.html (дата обращения: 02.02.2018).

15. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 02.022017 № 20 (вводится в действие Законом КР от 24.01.2017 № 10 с 01.01.2019 г.) // Информационный портал МВД Кыргызской республики. URL: http://www.mvd.kg/index.php/kg/explore/ normative-base/248-ugolovno-protsessualnyj-kodeks-kyrgyzskoj-respubliki-2-02-2017 (дата обращения: 26.12.2017).

16. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З [Электронный ресурс] // Кодексы Республики Беларусь: [сайт]. URL: http://kodeksy. by/ugolovno-processualnyy-kodeks (дата обращения: 02.02.2018).

17. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 03.12.2009 (с изм. и доп. по состоянию на 24.02.2017) [Электронный ресурс] // Параграф. URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30594304 (дата обращения: 22.01.2018).

18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (утверждён Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2013-XII) [Электронный ресурс] // Всё законодательство Узбекистана: [сайт]. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=290342_ugolovno-processualnyy_kodeks_(utverjden_zakonom_ruz_ot_22_09_1994_g_n_2013-xii) (дата обращения: 12.02.2018).

19. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 27.02.2018).

20. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана от 18.04.2009 № 28-IV [Электронный ресурс] // Turkmen business: [сайт]. URL: http://www.turkmenbusiness.org/node/124 (дата обращения: 14.03.2018).

21. Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. 287 с.

REFERENCES

1. Agutin A.V., Kulikova G.L. Organizatsiyaprokurorskogo nadzora za ispolneniyem zakonovpri

priyome, registratsii i razreshenii soobshcheniy o prestupleniyakh [The Organization of the Prosecutor's Supervision over the Execution of Laws on Reception, Registration and Resolution of Crime Reports]. Moscow, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation Publ., 2016. 96 p.

2. Bessarabov V.G., Kashaev K.A. Zashchita rossiyskoy prokuraturoy prav i svobod cheloveka i

grazhdanina [The Protection of Human Rights and Freedoms by the Russian Prosecutor's Office]. Moscow, Gorodets Publ., 2007. 464 p.

3. Grigoryev V.N. [Access to Justice and Powers of the Prosecutor Who Recognized the Refusal

to Initiate Criminal Proceedings Unlawful or Unreasonable]. In: Sovremennyye problemy ugolovnoy politiki: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. T. 1 [Modern Problems of Criminal Policy: The Proceedings of the 6th International Theoretical and Practical Conference. Vol. 1]. 2015. pp. 89-94.

4. Grinenko A.V. Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: postateynyy nauchno-

prakticheskiy kommentariy [The Criminal Procedure Code of the Russian Federation: Itemized Theoretical and Practical Commentary]. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 1040 p.

5. Yepaneshnikov A.S. Zashchita prav i zakonnykh interesov podozrevayemogo i obvinyayemogo v

rossiyskom dosudebnom proizvodstve: diss.... kand. yurid. nauk [Protection of the Rights and Legitimate Interests of the Suspect and the Accused in the Russian Pre-Trial Proceedings: PhD Thesis in Law]. Chelyabinsk, 2003. 210 p.

6. Zyablina M.V. [Prosecutor's Supervision in the System of Guarantees of Observance of Rights

and Freedoms of Participants in Criminal Proceedings]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2016, no. 6, pp. 90-94.

7. Klimova Ya., Zaitseva E.A. [Transformation of Powers of the Public Prosecutor at the Ini-

tial Stage of a Criminal Case]. In: Sibirskiye ugolovno-protsessual'nyye i kriminalisticheski-ye chteniya [The Siberian Criminal Procedure and Criminalist Readings], 2015, no. 2 (8), pp. 234-242.

8. Kovaleva M.G. [The Supervisory Powers of the Prosecutor Concerning the Legality of Crimi-

nal Proceedings]. In: Kriminalist" [Criminalist], 2008, no. 2, pp. 90-96.

9. [The Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms of 04.11.1950 (ETS No. 5)]. In: Sobraniye zakonodatel'tva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1998, no. 20, art. 2143.

10. Lenikhin A.A. [Powers of the Public Prosecutor at a Stage of Criminal Case Initiation]. In: Otechestvennayayurisprudentsiya [Russian Jurisprudence], 2017, no. 6 (20), pp. 93-96.

11. Popov I.A. [On Some Measures to Improve the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation]. In: Publichnoye i chastnoyepravo [Public and Private Law], 2012, no. IV (XVI), pp. 140-155.

12. [The Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Investigative Committee of the Russian Federation, the Federal Service for Drug Control of the Russian Federation, the Federal Customs Service, the Federal Penitentiary Service, the Ministry of Defense of the Russian Federation, service of bailiffs, the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Liquidation and the Consequences of Natural Disasters of 26.03.2014 no. 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 "On Strengthening Prosecutor's Supervision and Departmental Control over the Legality of Procedural Actions and Decisions to Deny the Prosecution of a Criminal Case when Resolving Crime Reports"]. In: Rossiyskaya Gazeta, 2014, August 13.

13. [The Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 05.09.2011 no. 277 (edited on 08.06.2015) "On the Organization of Prosecutorial Supervision over the Implementation of Laws When Receiving, Registering and Resolving Crime Reports in the Bodies of Inquiry and Preliminary Investigation"]. In: Garant: Informatsionno-pravovoy portal [Garant: The Information and Legal Portal]. Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1257672 (accessed: 02.01.2018).

14. [The Criminal Procedure Code of the Republic of Armenia dated 01.07.1998 no. ZP 207]. In: Yurotdel [Legal Department]. Available at: http://yurotdel.com/zakony/ugolovno-processu-alnyi-kodeks-armenii.html (accessed: 02.02.2018).

15. [The Criminal Procedure Code of the Kyrgyz Republic dated 02.02.2017 no. 20 (enacted by the Law of the KR dated 24.01.2017 no. 10 from 01.01.2019)]. In: Informatsionnyy portal MVD Kyrgyzskoy respubliki [Information Portal of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic]. Available at: http://www.mvd.kg/index.php/kg/explore/normative-base/248-ugolov-no-protsessualnyj-kodeks-kyrgyzskoj-respubliki-2-02-2017 (accessed: 26.12.2017).

16. [The Criminal Procedure Code of the Republic of Belarus dated 16.07.1999 no. 295-3]. In: Kodeksy Respubliki Belarus' [The Codes of the Republic of Belarus]. Available at: http:// kodeksy.by/ugolovno-processualnyy-kodeks (accessed: 02.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. [The Criminal Procedure Code of the Republic of Tajikistan dated 03.12.2009 (with amendments and additions dated 24.02.2017)]. In: Paragraf [Paragraph]. Available at: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30594304 (accessed: 22.01.2013).

18. [The Criminal Procedure Code of the Republic of Uzbekistan (approved by the Law of the Republic of Uzbekistan dated 22.09.1994 no. 2013-XII]. In: [All Laws of Uzbekistan]. Available at: https://nrm.uz/contentf?doc=290342_ugolovno-processualnyy_kodeks_(utver-jden_zakonom_ruz_ot_22_09_1994_g_n_2013-xii) (accessed: 12.02.2018).

19. [The Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18.12.2001 no. 174-FZ (as amended on 19.02.2013)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [Consul-tantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34481 (accessed: 27.02.2018).

20. [The Criminal Procedure Code of Turkmenistan dated 18.04.2009 no. 28-IV]. In: Turkmen business. Available at: http://www.turkmenbusiness.org/node/124 (accessed: 14.03.2018).

21. Khimicheva O.V. Kontseptual'nyye osnovy protsessual'nogo kontrolya i nadzora na dosudebnykh stadiyakh ugolovnogo sudoproizvodstva [Conceptual Bases of Procedural Control and Supervision at Pre-Trial Stages of Criminal Proceedings]. Moscow, UNITY-DANA Publ., Law and Right Publ., 2004. 287 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Логинов Николай Александрович - аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых; e-mail: nickolasloginoff@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolay A. Loginov - postgraduate student at the Department of Criminal Law Disciplines, Institute of Law of the Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs; e-mail: nickolasloginoff@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Логинов Н.А. Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 160-170. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-160-170

FOR CITATION

Loginov N.A. Prosecutorial Supervision over the Implementation of the Right to Protection under Criminal Proceedings (According to the Law of the Russian Federation and Other Member States of the CIS). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, рp. 160-170. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-160-170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.