Научная статья на тему 'К вопросу о регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в системе МВД России и проблемах, возникающих при возбуждении уголовных дел'

К вопросу о регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в системе МВД России и проблемах, возникающих при возбуждении уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1537
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
REGISTRATION REPORT A CRIME / CHECKING REPORTS OF A CRIME / CRIMINAL CASE / РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козырь Юлия Викторовна, Сементьев Евгений Игоревич

В статье освещаются проблемы, возникающие на этапах рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела. Авторы раскрывают и анализируют актуальные проблемы, возникающие на указанных этапах уголовного судопроизводства с учетом специфики деятельности правоохранительных органов по различным категориям преступлений и при возникновении различных ситуаций. Также рассматриваются практические проблемы предварительной юридической квалификации, влекущие за собой ошибки при проведении проверки сообщений о преступлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козырь Юлия Викторовна, Сементьев Евгений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF REGISTRATION OF STATEMENTS AND REPORTS OF CRIMES IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA AND THE PROBLEMS ARISING FROM THE INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with the problems that arise at the stage of consideration of reports of crime, a criminal case. The authors reveal and analyze topical problems at these stages of criminal proceedings, taking into account the specifics of the law enforcement agencies for different categories of crimes and in case of different situations. Practical problems of pre-legal qualifications are also considered, entailing an error during the audit reports of crimes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в системе МВД России и проблемах, возникающих при возбуждении уголовных дел»

УДК 343.12 ББК 67.411

© 2016 г. Ю. В. Козырь,

врио начальника кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института

МВД России.

Тел.: 8 (928)768-33-44.

Е. И. Сементьев,

преподаватель кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института МВД России.

Тел.: 8 (928) 960-24-00.

к вопросу о регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в системе мвд россии и проблемах, возникающих при возбуждении уголовных дел

В статье освещаются проблемы, возникающие на этапах рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела. Авторы раскрывают и анализируют актуальные проблемы, возникающие на указанных этапах уголовного судопроизводства с учетом специфики деятельности правоохранительных органов по различным категориям преступлений и при возникновении различных ситуаций. Также рассматриваются практические проблемы предварительной юридической квалификации, влекущие за собой ошибки при проведении проверки сообщений о преступлениях.

Ключевые слова: регистрация сообщения о преступлении, проверка сообщения о преступлении, возбуждение уголовного дела.

Yu. V. Kozir - Acting Head, Department of Criminal Procedure, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation.

E. I. Sementiev - lecturer of criminal proceedings Rostov Law Institute of the Russian Interior Ministry.

ON THE ISSUE OF REGISTRATION OF STATEMENTS AND REPORTS OF CRIMES IN THE SYSTEM

OFTHE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIAAND THE PROBLEMS ARISING FROM THE INITIATION

OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with the problems that arise at the stage of consideration of reports of crime, a criminal case. The authors reveal and analyze topical problems at these stages of criminal proceedings, taking into account the specifics of the law enforcement agencies for different categories of crimes and in case of different situations. Practical problems of pre-legal qualifications are also considered, entailing an error during the audit reports of crimes.

Key words: registration report a crime, checking reports of a crime, a criminal case.

Порядок регистрации заявлений и сообщений, в части, относящейся к структурным подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, определен «Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 (далее по тексту - Инструкция).

При этом практическая деятельность подразделений МВД России показывает, что момент подачи заявления о совершенном преступлении, лицами, подвергшимися противоправным деяниям уголовно-правового характера, имеет немаловажное значение для организации работы полиции в контексте

противодействия преступности, так как промедление в принятии решений о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих проверке, а впоследствии и доказыванию, может повлечь необратимые последствия, ведущие к объективной невозможности реализации одного из главных принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенные уголовно наказуемые деяния.

В этой связи полагаем, что от обоснованности и оперативности действий указанных выше должностных лиц - сотрудников дежурных частей - частично зависит результат проверки заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждения впоследствии уголовных

дел в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке.

При этом работа по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях занимает в органах внутренних дел значительное место, именно в органы внутренних дел ежегодно поступает не менее 91 % всех регистрируемых правоохранительными органами заявлений и сообщений о преступлениях. Из числа указанных заявлений и сообщений, поступающих в органы внутренних дел, не менее 67 % приходится на заявления и сообщения о преступлениях, принятые в дежурной части по телефону, не менее 25 % - устные заявления лиц, обратившихся непосредственно к сотрудникам органов внутренних дел, не менее 8 % - письменные заявления и сообщения о преступлениях, направленные посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здания органов внутренних дел.

Приведенные выше сведения указывают о зависимости результатов разрешения заявлений и сообщений о преступлениях от сотрудников дежурных частей органов внутренних дел, так как названные результаты разрешения находятся в зависимости от своевременной, обоснованной и мотивированной юридической оценки изложенных в заявлениях и сообщениях сведений, предварительной квалификации противоправных деяний.

Принятые в дежурной части по телефону сообщения, не содержащие информацию о преступлении, рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, не подлежат. В данной части в Инструкции приведены некоторые положения, которые созданы для регулирования, отслеживания и фиксации неправомерных либо необоснованных действий сотрудников дежурных частей, подлежащих последующей правовой оценке и принятию мер дисциплинарного характера и иных мер.

К таким положениям следует отнести то, что в целях обеспечения контроля полноты регистрации сообщений, поступивших по телефону, телефонные линии, находящиеся в дежурной части, в обязательном порядке подключаются к программно-техническим средствам регистрации информации, позволяющим организовать архивное хранение записываемых сведений не менее 30 суток. Запи-

си программно-технических средств регистрации информации поступивших в дежурную часть по телефону сообщений о преступлениях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем при отсутствии надобности уничтожаются с письменного согласия председателя комиссии [1].

Промедление в принятии сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел, в соответствии с ведомственными приказами МВД России, уполномоченными принимать решения о порядке выезда на места происшествий, о составе следственно-оперативной группы из числа заступающих на суточное дежурство сотрудников следственных подразделений, подразделений дознания, оперативных подразделений, экспертных подразделений, подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка, может непосредственно повлиять на результаты разрешения заявления либо сообщения о преступлении, поступившего в органы внутренних дел.

Результаты осмотров места происшествия, в ходе которых не были обнаружены и изъяты следы противоправной уголовно наказуемой деятельности, а также иные предметы и документы, которые могут иметь значение для установления обстоятельств совершенного преступления, влекут затягивание самого процесса возбуждения уголовного дела.

Реагирование на заявления и сообщения о преступлениях можно разделить на следующие этапы.

Прием заявления о преступлении от заявителей, путем составления уполномоченными на то субъектами досудебного производства, протоколов принятия устного заявления. Указанный способ фиксации сведений о преступлениях практическими работниками считается наиболее распространенным и наиболее отвечающим принципам уголовного судопроизводства, затрагивающим права не только лиц, пострадавших от совершения преступлений, а также лиц, которые могут подвергнуться впоследствии уголовному преследованию. На данном этапе лица, по мнению которых они подверглись противоправным уголовно наказуемым деяниям, предупреждаются в обязательном порядке о возможных уголовно-правовых последствиях ложности сообщения о преступлении, доносе. Для уго-

ловного судопроизводства данный этап имеет значение в части документального закрепления сведений о противоправном деянии и последующего использовании этих сведений в ходе досудебного производства при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства по существу, хотя заявление о преступлении не может быть признано никаким иным доказательством, нежели иным (письменным) документом.

Принятые посредством телефонной связи заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, так как нередко заявители в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не могут защищать свои права и законные интересы. При этом также необходимо учитывать обязанности полиции по противодействию преступности, предупреждению и пресечению преступлений, выявлению и раскрытию преступлений.

Устные заявления и сообщения преступлениях, полученные участковым уполномоченным полиции или другим сотрудником органов внутренних дел, должны быть незамедлительно переданы по телефону или с помощью другого вида связи в дежурную часть для регистрации и принятия по ним соответствующих решений. Категорически запрещается передавать заявления и сообщения о преступлениях сотруднику для проверки, без регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях, находящихся в дежурной части органа внутренних дел.

Все заявления и сообщения о преступлениях регистрируются в том органе внутренних дел, в который они поступили. Сотрудники не имеют права отказывать в приеме заявления и сообщения по мотивам подследственности, установленной в ст. 151, 152 УПК РФ [2], и направлять по этой причине заявителя в другие органы внутренних дел или в иные правоохранительные органы. Только и исключительно после регистрации заявления и сообщения о преступлении возможно решение вопроса о направлении их по подследственности, что является прерогативой лиц, из числа руководителей данного органа внутренних дел, в том числе, руководителей следственных подразделений МВД России.

В практической деятельности присутствуют случаи проявления недостаточной компе-

тентности сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел, и лиц из числа руководящего состава подразделений органов внутренних дел, которые приводят к необоснованной квалификации противоправных деяний, указанных в заявлениях и сообщениях о совершении преступлений. Это влечет за собой необоснованное возложение обязанностей по проверке сообщений о преступлениях на лиц из числа сотрудников оперативных служб, либо служб, отвечающих за обеспечение общественного порядка, по несвойственным этим подразделениям линиям работы. В частности, поручение участковым уполномоченным полиции о проведении проверки по заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности (например, мошенничества, совершенные в сфере предпринимательской деятельности) либо о проведении проверки по преступлениям, относящимся к так называемым общеуголовным составам, возлагаемой на оперативные подразделения по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

По данному поводу имеется правовая позиция Верховного суда РФ, нашедшая свое отражение в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» [3].

Такие ошибки при определении субъекта доследственной проверки необходимо исключить, так как впоследствии это приводит к неэффективному использованию сил и средств органов внутренних дел, иным проблемам, возникающим в правоприменительной практике.

Помимо недостаточной профессиональной компетентности некоторых сотрудников органов внутренних дел лица, представляющие в правоохранительные органы заявления и сообщения о преступлениях (заявители), в различных случаях по причине своей правовой неграмотности сообщают сведения, которые не могут быть квалифицированы как преступления. Однако и сами заявители нередко настаивают на возбуждении уголовных дел, не осознавая правовых последствий, и в большинстве случаев это можно объяснить их добросовестным заблуждением относительно наличия в чьих-либо действиях признаков уголовно наказуемого деяния. Отдельные

лица, преследуя различные, в том числе, корыстные мотивы и цели сознательно сообщают о якобы совершенных в отношении них преступлениях. Однако впоследствии доказать их умысел на заведомо ложный донос представляется достаточно сложным, в основном по вышеуказанным мотивам.

Данные недостатки предполагается возможным устранить путем проведения занятий в рамках служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел, при этом обращая особое внимание на изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, с учетом не только сложившейся следственной практики, но и с учетом практики рассмотрения уголовных дел в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, с изучением позиций Конституционного суда и Верховного суда Российской Федерации в части, касающейся регулирования уголовно-процессуальных норм на стадии возбуждения уголовного дела.

Следующим этапом работы органов внутренних дел при принятии, регистрации, разрешений заявлений и сообщений о преступлениях является их учет. Особенных проблем в практической деятельности данное направление не вызывает, так как порядок хранения соответствующих книг учета и журналов строго регламентирован законодателем и соблюдается сотрудниками органов внутренних дел.

Основным рассматриваемым этапом стадии возбуждения уголовного дела является этап принятия процессуальных решений по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

Из уголовно-процессуального закона следует, что на данном этапе должно быть принято одно из трех решений [2]:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

В данном аспекте представляются наиболее важными полнота и эффективность проведенной проверки как необходимые условия для обоснованной и мотивированной квалификации деяний в строгом соответствии с нормами уголовного законодательства РФ.

Зачастую недостаточные знания норм уголовно-процессуального права приводят к

неполному использованию сотрудниками, осуществляющими проверку сообщений о преступлениях, положений как ст. 144 УПК РФ [2] в частности, так и положений уголовно-процессуального законодательства РФ в общем.

Нередки случаи нарушений прав участников досудебного производства, выражающиеся в не разъяснении процессуальных прав и обязанностей, не предупреждении об уголовной ответственности при получении объяснений от граждан.

Такие нарушения норм уголовно-процессуального законодательства могут повлечь и в отдельных случаях влекут признание полученных при использовании в доказывании таких объяснений недопустимыми доказательствами, на что необходимо обратить особое внимание в связи с все более частым использованием органами дознания такого уголовно-процессуального института, как производство дознания в сокращенной форме.

Сотрудники подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции нередко неэффективно используют возможности проведения наиболее полной проверки сообщений о преступлениях путем проведения целого ряда мероприятий, производство которых до возбуждения уголовного дела ранее не было предусмотрено законодательством. К таким действиям можно отнести производство осмотра документов, предметов, требования производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов. При проведении проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности производство вышеуказанных мероприятий полагается необходимым, так как их результаты непосредственно влияют на юридическую квалификацию деяний и могут повлечь необоснованное возбуждение уголовных дел, а следовательно, необоснованное привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц, чьи действия можно охарактеризовать отсутствием преступного умысла и рассматривать в гражданско-правовом поле. В данном случае следует отметить грамотную работу МВД России в этом направлении, направленную на пресечение таких случаев. Указанные доводы нашли свое отражение в Приказе Следственного департамента МВД России № 55 от 26.10.2011 «Об организации

ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст. 140-145 УПК РФ о преступлениях экономической коррупционной направленности» [4], обязательном для применения следователями органов внутренних дел в служебной деятельности.

По принятым заявлениям и сообщениям о преступлениях в органах внутренних дел организуется проведение оперативно-разыскных, разыскных мероприятий и производство неотложных следственных действий (осмотр места происшествия, получение объяснений от непосредственно заявителей, установление личности и местонахождения возможных свидетелей и очевидцев совершенных преступлений, назначение и проведение криминалистических исследований, проведение оперативно-разыскных мероприятий, указанных в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5]).

Материалы проверки сообщения о преступлении представляются лицами, уполномоченными на проведение таких проверок прямым либо непосредственным руководителям, которыми принимаются решения о направлении дальнейшего хода проверки, в том числе даются письменные либо устные указания об этом.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела влечет за собой принятие наиболее эффективных мер для решения задач уголовного судопроизводства.

Обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела предотвращает принятие к невиновным лицам мер уголовно-процессуального и уголовно-правового характера, ограничение их конституционных прав и свобод, посягательство на их честь и достоинство, а также экономит силы и средства. В свою очередь, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел и укрытие преступлений от учета подрывают авторитет органов правопорядка.

В организации в органах внутренних дел приема, учета, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях можно выделить социальное, правовое и управленческое значение этого направления деятельности.

Социальное значение рассматриваемой деятельности определяется тем, что она выступает одним из критериев оценки гражданами Российской Федерации состояния работы органа внутренних дел по охране обще-

ственного порядка и борьбе с преступностью на обслуживаемой территории.

Правовое значение этой работы состоит в том, что она является первичным этапом оценки данных о совершенном преступлении, когда необходимо в ограниченные сроки отреагировать на заявление или сообщение о преступлении, принять предусмотренные законом решения, о которых мы говорили ранее.

На этом этапе решаются две важные правовые задачи, а именно обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление и не допущение возбуждения уголовного дела по формальным признакам.

Организационное обеспечение расследования преступлений в органах внутренних дел начинается с момента регистрации заявлений и сообщений о преступлениях. Это определяет управленческое значение данной проблемы, поскольку четкая организация работы по рассмотрению и окончательному разрешению заявлений и сообщений о преступлениях обусловливает быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений.

Таким образом, учитывая социальное, правовое и управленческое значения организации данного направления работы, ее объем и место в повышении эффективности борьбы с преступностью, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях выступает одной из основных функций в деятельности органов внутренних дел.

Важной гарантией соблюдения законности при приеме и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является разъяснение заявителям установленного порядка их приема и рассмотрения во всех дежурных частях органов внутренних дел, а также в помещениях, где осуществляется прием граждан. Представляется необходимым предоставление указанных сведений для свободного ознакомления путем размещения на информационных стендах, что в настоящее время достаточно эффективно используется органами внутренних дел в оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, к основным недостаткам, допускаемым на стадии возбуждения уголовного дела, можно отнести:

- необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела (путем искажения фактов, содержащихся в заявлении, сообщении о преступлении; вследствие недостаточной эффек-

тивности использования законодательно закрепленных возможностей проверки, неполноты проверки);

- возбуждение уголовного дела при отсут-

Литература

1. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736. URL: http://rg.ru/2014/11/14/mvd-dok.html

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в действующей редакции). URL: http:// base.garant.ru/12125178/

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога». URL: http://rg.ru/ 2013/12/27/praktika-dok.html

4. Приказ Следственного департамента МВД России № 55 от 26.10.2011 «Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст. 140-145 УПК РФ о преступлениях экономической коррупционной направленности» -официально опубликован не был.

5. Федеральный законот 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности». URL: ht-tps://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 7519/

ствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, сопряженных с неверной квалификацией деяний.

Bibliograhy

1. Instruction on the order of reception, registration and permission of the territorial bodies of the Interior Ministry statements and reports of crimes on administrative offenses, incidents, approved by Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 8.29.2014 number. URL: http: // rg. ru / 2014/ 11/14 / mvd-dok.html

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174-FZ (as amended). URL: http://base.garant.ru/12125178/

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 19.12.2013 № 41 «On the practice of courts of law on preventive measures in the form of detention, house arrest and bail». URL: http://rg.ru/2013/12/27 /praktika-dok.html

4. Order of the Investigation Department of Ministry of Internal Affairs of Russia № 55 from 26.10.2011 «On the organization of institutional control when considering material checks in order Articles 140-145 Code of Criminal Procedure of the economic crimes of corruption» - has not been published officially.

5. Federal law of 8.12.1995 number 144-FZ (ed. From 29.06.2015) «On operative-investigative activities». URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_7519/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.