Научная статья на тему 'Особенности речевой деятельности студентов с разными акцентуациями характера'

Особенности речевой деятельности студентов с разными акцентуациями характера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
448
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА / ЧЕЛОВЕК / ПСИХОЛОГИЯ / РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ / VOCAL ACTIVITY / CHARACTER FEATURES / MAN / PSYCHOLOGY / VOCAL SO-INTERCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиулина Виктория Ринатовна

Статья посвящена проявлениям особенностей характера человека в его речевой деятельности. Многие лингвисты и психологи в своих работах подтверждают, что по деятельности человека, в том числе и речевой, можно определить его личностные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of speech activity of students with different types of character

The article is devoted to display of character in individual speech activity. Many linguists and psychologists confirm that it is possible to define personal features on the speech activity of a person.

Текст научной работы на тему «Особенности речевой деятельности студентов с разными акцентуациями характера»

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

В.Р. Валиулина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проявлениям особенностей характера человека в его речевой деятельности. Многие лингвисты и психологи в своих работах подтверждают, что по деятельности человека, в том числе и речевой, можно определить его личностные особенности.

Ключевые слова: речевая деятельность, особенности характера, человек, психология, речевое сообщение.

Особенностью современных процессов глобализации является постоянный рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Без коммуникативного и информационного сопровождения практически невозможно представить себе эффективное функционирование современных социальных институтов. Коммуникативная грамотность и компетентность в общении становятся одними из самых востребованных качеств современного человека во всех сферах его жизнедеятельности. Одной из наиболее важных проблем коммуникации является понимание, т.е. правильность передачи и восприятия речевого сообщения. Эта проблема неразрывно связана с понятием личности участников коммуникации: языковой, речевой или коммуникативной личностью.

В психолингвистике языковая личность понимается как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурноязыковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [4].

Некоторые авторы, помимо языковой личности, рассматривают и такие смежные понятия, как понятия речевой или коммуникативной личности.

Так, В.В. Красных выделил следующие типы личности: человек говорящий, языковая личность, речевая личность и коммуникативная личность [5]. И.Н. Ту-пицына определяет коммуникативную личность как «одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативной потребности, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающим адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации» [7].

Кроме того, на сегодняшний день накоплено немало исследований, которые демонстрируют проявление индивидуальных свойств субъекта говорения (письма) в продуцируемом им речевом акте (тексте).

Так, М.М. Смирнова считает, что на специфику речевой деятельности человека непосредственно влияет его локус контроля [6]. С.С. Дашкова обнаружила значимые связи между общим объемом текста и такими характеристиками человека, как замкнутость, осмотрительность, принципиальность, властность [2]. Т.Н. Калентьева выявила индивидуально-типические особенности формирования мысли у интровертов и экстравертов с разным уровнем эмоциональной устойчивости [3].

Таким образом, многие ученые подчеркивают важность исследования индивидуальных характеристик субъектов коммуникации. Письменные и устные тексты рассматриваются ими как продукты субъективной речевой деятельности, носящие определенный отпечаток индивидуально-личностных свойств и характеристик субъекта данной деятельности.

Наши исследования были направлены на выявление значимых связей между типом характера субъекта коммуникации и особенностями его речевой деятельности. В своей работе мы взяли за основу методику многоуровневого анализа речевых действий, разработанную Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым [8].

В нашем исследовании приняли участие 150 человек: студенты РУДН в возрасте от 18 до 20 лет (54 юношей, 96 девушек). Мы использовали тест-опросник Шмишека и методику психолингвистического анализа речевых действий. В данной статье мы рассмотрим результаты анализа лингвистического аспекта речи. Программа лингвистического анализа речевых действий предполагала изучение трех уровней: языкового, речевого и содержательно-смыслового. По итогам исследования мы составили следующие описания лингвистических особенностей речевых действий студентов с разными типами акцентуаций характера.

Демонстративный тип. На языковом уровне речь демонстративов отличается объемностью, длинными фразами и большим количеством ошибок. Видимо, увлеченные беседой, они забывают следить за грамотностью речи. Кроме того, они любят быть в центре внимания, а большой текст позволяет дольше удерживать интерес собеседника.

Речевой уровень характеризуется высоким показателем связности, особенно на уровне текста. Вероятно, связывая части текста между собой, они стараются не дать читателю потерять линию повествования.

На содержательно-смысловом уровне речевые действия отличаются нарушениями последовательности повествования и частым использованием категорий обстоятельства и состояния. Видимо, для них наиболее важен процесс самовыражения в речи, а при помощи различных смысловых категорий они стараются максимально красочно и театрально преподнести свои мысли.

Застревающий тип. На языковом уровне тексты студентов с застревающей акцентуацией отличаются большим объемом и низкой лексической вариативностью. При средней правильности речи в текстах практически нет ошибок. Возможно, из-за своей повышенной подозрительности и мнительности они предпочитают аккуратность в речи и стараются редко использовать новые слова.

Речевой уровень анализа свидетельствует о хорошей связности, с преимущественным использованием связей на уровне текста. Тексты экспрессивны и отличаются низким уровнем усложненности.

На содержательно-смысловом уровне речевые действия таких студентов отличаются частыми отступлениями от первоначальной темы разговора. Они успевают затронуть много разных вопросов, но редко описывают людей. Возможно, они предпочитают избегать тех тем, которые являются для них уязвимыми.

Возбудимый тип. На языковом уровне тексты таких студентов отличаются малым объемом, низким уровнем лексической насыщенности и вариативности. Они допускают довольно много ошибок, особенно в построении фраз. Вероятно, они делают акцент на содержании текста и не обращают внимания на порядок слов в предложениях.

На речевом уровне тексты отличаются низкой связанностью и большим количеством сложных предложений. Фразы часто обрываются на полуслове. Возможно, это своеобразное отражение внутренних самокопаний и переживаний таких испытуемых.

Содержательно-смысловой уровень характеризуется малым количеством затронутых вопросов и описанных людей. Этим студентам не свойственны отступления от темы и нарушения последовательности речи, они редко употребляют смысловые категории. Вероятно, из-за неуверенности в своих познаниях представители данного типа редко называют конкретные даты событий, боясь ошибиться.

Гипертимный тип. На языковом уровне тексты отличаются большим объемом, лексической насыщенностью и большим количеством ошибок. Стремясь донести до слушателя (читателя) как можно больше информации, гипертимы не следят за правильностью речи, а делают акцент на ее информационной насыщенности.

На речевом уровне тексты гипертимов отличаются средней связанностью и усложненностью. В речи часто встречаются цитаты и сложные предложения.

Содержательно-смысловой уровень отличается широким спектром затронутых вопросов и наличием большого числа смысловых категорий количества и времени. Это напрямую связано с подвижностью таких студентов: они предпочитают ритмичное изложение своих мыслей с использованием в речи конкретных дат и цифр.

Тревожный тип. На языковом уровне тексты отличаются высокой лексической насыщенностью и большим количеством ошибок, особенно грамматических. Представители данного типа стремятся как можно меньше использовать в своей речи лексически незначимые слова, употребляя при этом сложные, возможно, не всегда понятные им самим фразы и конструкции.

Речевой уровень текстов отличается низким уровнем связности между однородными членами предложения. Пытаясь систематично представить свою речь, они быстро сбиваются и теряют нить повествования.

На содержательно-смысловом уровне отмечаются частые отступления от темы разговора и нарушения последовательности. В своей речи тревожные студенты часто употребляют различные смысловые категории, стараясь тем самым скрыть

свою неуверенность в процессе общения с другими людьми. Однако смысловые категории количества в их текстах встречаются довольно редко. Видимо, боясь ошибиться, они предпочитают не вдаваться в подробности.

Экзальтированный тип. На языковом уровне тексты экзальтированных студентов характеризуются большим объемом, высоким уровнем лексической насыщенности и вариативности. В их речи часто встречаются различные ошибки, особенно в построении фраз. Видимо, из-за своей эмоциональности они редко следят за правильностью структуры текста.

На речевом уровне отмечается высокий показатель связанности, особенно на уровне предложений и текста в целом. Экзальтированные студенты предпочитают не усложнять свои фразы, особенно редко они вставляют в свою речь однородные члены предложения. Напротив, сложные предложения встречаются в их текстах часто. Вероятно, это также связано с их чувствительностью и умением восторгаться.

Содержательно-смысловой уровень отличается частыми отступлениями от темы и наличием большого количества затронутых вопросов. Стремясь быть интересными собеседниками, они с радостью делятся своими знаниями с другими людьми. Частое использование смысловых категории позволяет им максимально красочно передавать информацию.

Эмотивный тип. На языковом уровне тексты эмотивных студентов объемны и лексически насыщены. Эмотивы практически не допускают ошибок в своей речи. Видимо, их чуткость по отношению к людям отражается в стремлении сохранять правильность речи.

На речевом уровне отмечается высокий показатель связности текстов. Стараясь сделать речь максимально плавной и связанной, эмотивы стремятся войти в доверие к людям и наладить эмоциональный контакт с ними.

На содержательно-смысловом уровне тексты отличаются широким спектром затронутых вопросов. Эмотивы часто употребляют различные смысловые категории, вероятно, стремясь тем самым придать своей речи выразительность.

Циклотимный тип. На языковом уровне отмечается слабая наполненность фраз. Тексты циклотимиков объемные и лексически насыщенные. Возможно, они не могут постоянно следить за правильностью своей речи и увлекаются содержательной стороной текста.

На речевом уровне отмечается низкий показатель связности речи в целом и, в частности, на уровне частей текста. В рассказах циклотимиков часто встречаются сложные предложения, но однородные члены они используют редко. В целом их речь не отличается сложностью. В моменты дистимных состояний цик-лотимики замыкаются в себе и сокращают общение с другими людьми. Вероятно, в эти периоды они становятся молчаливыми и неразговорчивыми, а их речь — простой и односложной.

На содержательно-смысловом уровне циклотимики редко отступают от темы разговора. Вероятно, для них важно выразить свое мнение отдельно по каждому вопросу, чтобы не сбиться с темы повествования. В целом, их речь насыщена смысловыми категориями действия и признака, однако категории обстоятельства

они используют довольно редко. Возможно, они предпочитают ритмичное изложение простому описанию событий.

Таким образом, мы видим, что речевая деятельность представителей каждого типа акцентуации характера имеет свои уникальные особенности. Дальнейшие исследования в этом направлении могут способствовать разработке различных диагностических программ, которые можно было бы использовать для определения личностно-индивидуальных особенностей испытуемых по кратким отрывкам из их текстов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. — 2001. — № 3.

[2] Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Дисс. ... канд. филол. наук. — Л., 1982.

[3] Калентьева Т.Л. Психологический анализ речи как способа формирования и формулирования мысли в процессе говорения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1989.

[4] КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

[5] КрасныхВ.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М.: Гнозис, 2003.

[6] Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности-ин-тернальности личности в тексте: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1989.

[7] Тупицына И.Н. Речевая коммуникация: личностно-когнитивное измерение: Дисс. ... д-ра филол. наук. — М., 2005.

[8] Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. — М.: Изд-во РУДН, 1998.

SPECIAL FEATURES OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTER

V.R. Valiulina

Social and Differential Psychology Department Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to display of character in individual speech activity. Many linguists and psychologists confirm that it is possible to define personal features on the speech activity of a person.

Key words: vocal activity, character features, man, psychology, vocal so-intercourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.