Научная статья на тему 'Характеристики лингвистического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера'

Характеристики лингвистического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЬ / ТЕКСТ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHARACTER / PERSON / LANGUAGE PERSON / SPEECH / TEXT / SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиулина В. Р.

Многие лингвисты и психологи в своих исследованиях подтверждают, что по речи человека можно определить его личностные особенности. В данной статье автор рассматривает проявление характерологических особенностей субъекта в лингвистическом аспекте его речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of linguistic aspect of speech activity of students with different types of character

Many linguists and psychologists confirm that it is possible to define personal features on individual speech activity. The author of the article considers display of type of character in personal speech activity.

Текст научной работы на тему «Характеристики лингвистического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ХАРАКТЕРА

В.Р. Валиулина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Многие лингвисты и психологи в своих исследованиях подтверждают, что по речи человека можно определить его личностные особенности. В данной статье автор рассматривает проявление характерологических особенностей субъекта в лингвистическом аспекте его речевой деятельности.

Ключевые слова: характер, личность, языковая личность, речь, текст, речевая деятельность.

На сегодняшний день имеется немало исследований, которые демонстрируют проявление индивидуальных свойств субъекта говорения (письма) в продуцируемом им речевом акте (тексте).

Так, А.В. Визгина и С.Р. Пантилеев выяснили, что в речи мужчин и женщин по-разному проявляются одни и те же психологические черты [1]. С.С. Дашкова [2] выявила значимые связи между общим объемом текста и различными характеристиками человека. Т.Н. Калентьева [3] обнаружила особенности формирования мысли у интровертов и экстравертов с разным уровнем эмоциональной устойчивости.

Мы, в свою очередь, провели ряд эмпирических исследований с целью выявления связей между типом характера субъекта коммуникации и особенностями его речевой деятельности. В нашем исследовании приняли участие 150 человек: студенты РУДН в возрасте от 18 до 20 лет. Мы использовали методику многоуровневого анализа речевых действий, разработанную Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым [4], и тест-опросник Шмишека. Программа лингвистического анализа речевых действий предполагала изучение трех уровней: языкового, речевого и содержательно-смыслового. По итогам исследования мы составили следующие описания лингвистических особенностей речевых действий студентов с разными типами акцентуаций характера.

Демонстративный тип. На языковом уровне тексты отличаются большим объемом. Речевой уровень характеризуется высоким показателем связности. Вероятно, соединяя части текста между собой, демонстративы стараются не позволить читателю потерять линию повествования. На содержательно-смысловом уровне отмечаются частые отступления от темы, малое число затронутых вопросов и среднее число упомянутых персонажей. В процессе коммуникации для де-монстративов важнее возможность собственного самовыражения, чем информативная наполненность речи.

Застревающий тип. На языковом уровне тексты отличаются низкой лексической вариативностью. Вероятно, из-за повышенной подозрительности они пред-

почитают аккуратность в речи. Речевой уровень анализа свидетельствует о хорошей связности на уровне текста. На содержательно-смысловом уровне речевые действия отличаются частыми отступлениями от первоначальной темы разговора. Возможно, из-за своей уязвимости они предпочитают избегать некоторых тем.

Возбудимый тип. На языковом уровне тексты характеризуются большим числом ошибок в построении фраз. Видимо, такие студенты делают акцент, в основном, на содержании текста, а не порядке слов в предложении. Речевой уровень отличается низкой связанностью и большим количеством сложных предложений. Возможно, это отражение внутренних самокопаний таких испытуемых. Содержательно-смысловой уровень характеризуется малым количеством затронутых вопросов и смысловых категорий. Вероятно, из-за неуверенности в своих знаниях такие студенты стараются не конкретизировать события, а рассматривают картину в целом.

Гипертимный тип. На языковом уровне тексты отличаются объемностью, лексической насыщенностью и большим количеством ошибок. Стремясь донести как можно больше информации, гипертимы не следят за правильностью своей речи. На речевом уровне тексты отличаются большим количеством цитат. Видимо, гипертимы стараются максимально заинтересовать собеседника именно своей интеллектуальностью. Содержательно-смысловой уровень отличается наличием большого числа смысловых категорий количества и времени. Гипертимы подвижны и предпочитают ритмичное изложение своих мыслей.

Тревожный тип. На языковом уровне тексты отличаются высокой лексической насыщенностью и большим количеством ошибок. Речевой уровень отличается низким уровнем связности. Возможно, пытаясь систематично представить свою речь, эти студенты быстро сбиваются и теряют нить повествования. На содержательно-смысловом уровне отмечаются частые отступления от темы и отсутствие в текстах смысловых категорий количества. Видимо, боясь ошибиться, они предпочитают не вдаваться в подробности.

Экзальтированный тип. На языковом уровне тексты характеризуются объемностью и большим числом ошибок. Видимо, из-за своей эмоциональности экзальтированные студенты редко следят за правильностью структуры текста. На речевом уровне отмечается наличие большого количества сложных предложений, что, вероятно, связано с их чувствительностью и умением восторгаться. Содержательно-смысловой уровень отличается широким спектром затронутых вопросов, что, видимо, связано с их стремлением быть интересными окружающим людям.

Эмотивный тип. На языковом уровне тексты объемны, лексически насыщены и почти без ошибок. На речевом уровне отмечается высокий показатель связности. Видимо, желание наладить эмоциональный контакт с окружающими отражается у эмотивов в стремлении сохранять правильность и связность своей речи. На содержательно-смысловом уровне они часто употребляют различные смысловые категории, тем самым придавая речи выразительность.

Циклотимный тип. На языковом уровне отмечается слабая наполненность и насыщенность фраз. Возможно, циклотимики максимально увлекаются содер-

жательной стороной текста. На речевом уровне отмечается низкий показатель связности и усложненности. На содержательно-смысловом уровне циклотимики редко отступают от темы разговора. Вероятно, для них важно системно излагать свои мысли.

Таким образом, мы видим, что речевая деятельность представителей каждого типа акцентуации характера имеет свои уникальные лингвистические особенности, которые проявляются на различных уровнях владения языком.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. — 2001. — № 3.

[2] Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Дисс. ... канд. филол. наук. — Л., 1982.

[3] Калентьева Т.Л. Психологический анализ речи как способа формирования и формулирования мысли в процессе говорения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1989.

[4] Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. — М.: Изд-во РУДН, 1998.

CHARACTERISTICS OF LINGUISTIC ASPECT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTER

V.R. Valiulina

Department of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Many linguists and psychologists confirm that it is possible to define personal features on individual speech activity. The author of the article considers display of type of character in personal speech activity.

Key words: character, person, language person, speech, text, speech activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.