СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ХАРАКТЕРА
В.Р. Валиулина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье исследуется наличие связей между речевой деятельностью и типом характера субъекта.
Ключевые слова: речевая деятельность, личность, характер, психолингвистика, связь.
Одной из базовых единиц коммуникации считается текст — ведь «мы говорим нормально, не разрозненными словами, а предложениями и текстами, и наша речь покоится на ситуации» [5]. Так как основные коммуникации между людьми происходят сегодня в заочной форме, можно говорить о том, что в социуме появляется необходимость за краткий период времени по небольшому отрывку из письменного или устного текста уметь оценивать психологические характеристики и индивидуальные особенности его автора. Возможность быстрого определения характерологических особенностей человека по его речи смогла бы облегчить решение данной задачи. В области практической психологии подобные исследования могли бы способствовать разработке программ проведения тренингов, бизнес-семинаров, курсов повышения квалификации, новых диагностических опросников и тестов.
В психологической науке одной из наиболее распространенных методик изучения речевых структур является методика многоуровневого анализа речевых действий, разработанная Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым [2]. Она базируется на целостно-функциональном подходе А.И. Крупнова, где текст рассматривается как продукт речевой деятельности, в котором, как и в речевом акте, отражается вся структура личности человека.
Данная методика использовалась рядом исследователей с целью выявления индивидуально-психологических характеристик субъектов речевой деятельности.
Так, результатом совместного исследования О.В. Хмелевской и Е.Ю. Чеботаревой стало обнаружение некоторых значимых связей между типом темперамента студентов и индивидуальными особенностями их речевых действий [4].
Помимо этого Е.Ю. Чеботарева изучала наличие связей между характеристиками психосоциотипов, выделяемых на основании типологии К. Юнга, и особенностями речевых действий испытуемых [1]. В рамках данного исследования в частности было обнаружено, что показатель экстраверсии обратно связан с показателем выраженности смысловой категории действия в речи, что люди сенсорного типа используют в своей речи короткие и однозначные фразы, а представители интуитивного типа склонны к пространным фразам и разнообразной лексике.
Изучение связей гендерных особенностей речевых характеристик с проявлениями психосоциотипов выявило связь между речевыми характеристиками мужчин и женщин и выраженностью сенсорности/интуитивности [1].
Ю.В. Пархаева и Е.Ю. Чеботарева изучали гендерные различия таких свойств, как направленность личности, мотивация, авторитарность, агрессивность, альтруизм, доминирование [3]. Было обнаружено, что одни и те же индивидуально-психологические характеристики у мужчин и женщин связаны с разными речевыми характеристиками.
В рамках нашего исследования была предпринята попытка выявить связи между типом характера человека и особенностями его письменной речи. В проведенном нами исследовании приняли участие 150 человек: студенты РУДН в возрасте от 18 до 20 лет (54 юноши, 96 девушек). Мы использовали тест-опросник Шмишека и методику психолингвистического анализа речевых действий. Для выявления связей между выраженностью типов акцентуаций характера с психологическими характеристиками речевых действий студентов мы использовали методы ранговых корреляций Спирмена и Т-критерия Стьюдента. Обобщение результатов корреляционного анализа и метода Т-критерия позволили нам составить следующие описания психологических особенностей речевых действий студентов с разными типами акцентуаций характера.
Демонстративный тип. Операционально-динамический компонент речевой деятельности этих студентов отличается высокой активностью и использованием небольшого набора языковых средств. Изучение мотивационного компонента показало, что в их речи преобладает эгоцентрическая мотивация. В когнитивном компоненте у этого типа осмысленность преобладает над осведомленностью. В их текстах часто встречаются оценки, сопоставления. Обобщений у них меньше, чем у других типов, но они чаще других дают своим текстам названия. Описания действий в их речи встречаются реже, чем у других испытуемых, а описаний внешности нет совсем. Можно предположить, что демонстративы держат в памяти весь текст целиком и сохраняют его общую целостность, при этом уделяют больше внимания своим рассуждениям.
Результативный компонент текстов отличается высоким уровнем содержательности и одним из самых низких показателей понятности. Эмоциональный компонент отличается максимальной эмоциональной выразительностью. В регуля-
торном компоненте отмечается редкое использование уточнений, повторов. Эти студенты задают мало вопросов, редко ссылаются на других рассказчиков и редко перебивают себя. Преобладание в их речи интернальной регуляции, видимо, связано с тем, что демонстративы уверенные в себе люди и для них наиболее авторитетным является их собственное мнение.
Застревающий тип. В мотивационном компоненте было выявлено, что эти студенты чаще употребляют в своих текстах «я-фразы», чем «он-фразы», редко используют обращения и не прерывают предложения на полуслове. В рамках когнитивного компонента они почти не используют оценочные фразы, не описывают внешность и действия людей. Результативный компонент характеризуется низкой содержательностью и понятностью текстов. Эмоциональный компонент отличается преобладанием стенических эмоций и средней эмоциональной выразительностью. Регуляторный компонент демонстрирует преобладание интернальной регуляции: в их речи редко встречаются уточнения и самоперебивы; они практически не задают вопросов своим собеседникам. Видимо, они предпочитают молчать и не проявлять инициативу, чтобы лишний раз не подвергнуться критике или не совершить ошибку.
Возбудимый тип. Изучение операционально-динамического компонента показало, что эти испытуемые предпочитают отказываться от выполнения предложенных заданий. В мотивационном компоненте отмечается среднее количество «я-» и «он-фраз», редкое использование обращений и свернутых фраз. Когнитивный компонент отличается большим количеством сопоставлений. Результативный компонент речевых действий испытуемых отличается довольно высокой содержательностью и понятностью. Вместе с тем тексты недостаточно выразительны. Эмоциональный компонент также не отличается выразительностью, однако можно сказать, что стеничность более свойственна их речи, чем астеничность. Регуляторный компонент отличается большим количеством ссылок, «самопере-бивов» и частым употреблением вопросительных предложений, что может быть связано с их склонностью к реакции возбуждения, импульсивностью, неспокой-ностью характера.
Гипертимный тип. Изучение операционально-динамического компонента речевых действий гипертимов показало, что они редко отказываются от выполнения задания, они весьма общительны, подвижны и стараются быть в курсе всех событий. В рамках мотивационного компонента им не свойственно обрывать предложения на полуслове; в их речи часто встречаются «я-фразы», что говорит о преобладании у них эгоцентрической мотивации. В когнитивном компоненте отмечается частое использование оценочных фраз, причинно-следственных связей и категорий действия. Видимо, это связано с тем, что у студентов данного типа всегда есть свое мнение и они с радостью делятся им с окружающими. Результативный компонент речевой деятельности отличается низким уровнем содержательности и понятности текстов. Эмоциональный компонент характеризуется сте-ничностью и эмоциональной выразительностью. В регуляторном компоненте отмечается, что гипертимы редко задают вопросы собеседнику и не перебивают себя во время разговора.
Тревожный тип. Изучение операционально-динамического компонента показало, что тревожные студенты редко отказываются от выполнения предложенных им заданий, видимо, боясь тем самым обидеть собеседника. Мотивационный компонент речевых действий характеризуется преобладанием «я-фраз» и эгоцентрической мотивацией. Можно предположить, что это связано с тем, что представители данного типа склонны к самокритике, попыткам разобраться в собственных чувствах и мыслях. В когнитивном компоненте отмечается, что они редко оценивают и сопоставляют события, о которых упоминают во время разговора, нечасто выносят суждения и описывают действия. Результативный компонент отличается высоким уровнем содержательности и понятности текстов. Их речь выразительна, в процессе разговора затрагивается большое количество вопросов. Эмоциональный компонент характеризуется выразительностью и стеничностью. В регуляторном компоненте отмечается большое количество повторов. Малое количество уточнений, самоперебивов, ссылок и задаваемых вопросов свидетельствует об интер-нальной регуляции таких студентов. Вероятно, это связано с тем, что они видят причину происходящего скорее в себе, чем в других.
Экзальтированный тип. Анализ операционально-динамического компонента речевых действий экзальтированных студентов показал, что они довольно редко отказываются от выполнения предложенных заданий. Видимо, это связано с их словоохотливостью, высокой контактностью и общительностью. Мотивационный компонент характеризуется большим количеством «он-фраз». В рамках когнитивного компонента часто встречаются оценочные суждения, причинноследственные связи и обобщения. Можно предположить, что это связано с тем, что они очень привязаны к окружающим людям, альтруистичны и склонны к проявлению сострадания и эмпатии. Поэтому стремятся как можно глубже разобраться в происходящем. Описания действий встречаются намного реже, видимо, потому, что их больше интересуют чувства и переживания, чем конкретные действия и поступки. Результативный компонент отличается низким уровнем понятности и выразительности текстов. Эмоциональный компонент речевых действий отличается высокой выразительностью и преобладанием стенических эмоций. В рамках регуляторного компонента редко встречаются самоперебивы.
Эмотивный тип. Анализ операционально-динамического компонента показал, что эмотивы практически никогда не отказываются от выполнения предложенных им заданий. Изучение мотивационного компонента показало, что они демонстрируют эгоцентрическую мотивацию, так как частота употребления «я-фраз» в их текстах достаточно велика. Это, скорее всего, связано с их тревожностью, высокой чувствительностью и искренностью чувств. Они тем самым пытаются разобраться в себе, своих волнениях и тревогах. Когнитивный компонент отличается низким уровнем оценочности. В текстах редко встречаются обобщения и сопоставления. Возможно, они воспринимают происходящее вокруг не как единое целое, а разбивают его на составляющие компоненты, подробно рассматривая каждый из них. Эмотивные студенты не дают заголовков своим рассказам, редко описывают какие-либо действия. Результативный компонент отличается высоким
уровнем содержательности, понятности и выразительности. Можно предположить, что это связано с их уважительным отношением к окружающим, стремлением быть понятыми и казаться интересными собеседниками. Эмотивный компонент отличается эмоциональной выразительностью и преобладанием стенических эмоций. В рамках регуляторного компонента отмечаются частые повторения. В текстах редко встречаются уточнения, самоперебивы, вопросительные предложения. Таким образом, можно говорить об интернальной регуляции эмотивов.
Циклотимный тип. Операционально-динамический компонент речевой деятельности циклотимиков отличается малым числом отказов от выполнения предложенных заданий. В рамках мотивационного компонента речь не прерывается на полуслове, а фразы имеют логическое завершение. Когнитивный компонент отличается малым количеством сопоставлений и причинно-следственных связей, редко встречаются описания внешности людей. Видимо, циклотимы не стремятся глубоко вникать в смысл происходящего, а воспринимают события обобщенно, как картину в целом. Изучение результативного компонента речевых действий показало, что их тексты содержательны, понятны и выразительны. Циклотимы зависят от внешних обстоятельств. Поэтому, видимо, в своих рассказах они стремятся максимально раскрывать содержание происходящего, чтобы собеседник не терял нить повествования. Эмоциональный компонент отличается эмоциональной выразительностью текстов и преобладанием стенических эмоций. В регуляторном компоненте отмечается редкое употребление вопросительных предложений и повторений.
Таким образом, в результате проведения эмпирических исследований можно сказать, что текст как продукт речевой деятельности человека может служить индикатором многих его индивидуально-психологических черт. В частности, можно с уверенностью говорить о наличии значимых связях между особенностями письменной речи субъекта и типом его характера.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Чеботарева Е.Ю. Особенности речевой деятельности студентов разных психосоциотипов. Личность в межкультурном пространстве // Материалы III Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. Ч. 2. 20—21 ноября 2008 г. — М., РУДН, 2008. — С. 241—245.
[2] Чеботарева Е. Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1998.
[3] Чеботарева Е.Ю., Пархаева Ю.В. Проявление личностных особенностей мужчин и женщин в речи Функциональная семантика, семиотика знаковых систем и методы их изучения. I Новиковские чтения: Материалы Международной научной конференции (Москва, 5—6 апреля 2006 г.). — М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 532—535.
[4] Чеботарева Е.Ю., Хмелевская О.В. Индивидуально-типические особенности студентов с разными стилями овладения иностранным языком // Личность студента. Сборник научных трудов ШПГУ. — Шуя, 2001. — С. 110—114.
[5] Шмидт З.Й. Текст и история как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. — 1978.
ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL ASPECT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTER
V.R. Valiulina
The Department of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The author of the article describes some correlations between speech activity and type of character. Key words: speech activity, personality, character, psycholinguistics, corellation.