Научная статья на тему 'Анализ психологического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера'

Анализ психологического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
540
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ХАРАКТЕР / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / СВЯЗЬ / SPEECH ACTIVITY / PERSONALITY / CHARACTER / PSYCHOLINGUISTICS / CORELLATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиулина В. Р.

В статье исследуется наличие связей между речевой деятельностью и типом характера субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of psychological aspect of speech activity of students with different types of character

The author of the article describes some correlations between speech activity and type of character.

Текст научной работы на тему «Анализ психологического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера»

СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ХАРАКТЕРА

В.Р. Валиулина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье исследуется наличие связей между речевой деятельностью и типом характера субъекта.

Ключевые слова: речевая деятельность, личность, характер, психолингвистика, связь.

Одной из базовых единиц коммуникации считается текст — ведь «мы говорим нормально, не разрозненными словами, а предложениями и текстами, и наша речь покоится на ситуации» [5]. Так как основные коммуникации между людьми происходят сегодня в заочной форме, можно говорить о том, что в социуме появляется необходимость за краткий период времени по небольшому отрывку из письменного или устного текста уметь оценивать психологические характеристики и индивидуальные особенности его автора. Возможность быстрого определения характерологических особенностей человека по его речи смогла бы облегчить решение данной задачи. В области практической психологии подобные исследования могли бы способствовать разработке программ проведения тренингов, бизнес-семинаров, курсов повышения квалификации, новых диагностических опросников и тестов.

В психологической науке одной из наиболее распространенных методик изучения речевых структур является методика многоуровневого анализа речевых действий, разработанная Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым [2]. Она базируется на целостно-функциональном подходе А.И. Крупнова, где текст рассматривается как продукт речевой деятельности, в котором, как и в речевом акте, отражается вся структура личности человека.

Данная методика использовалась рядом исследователей с целью выявления индивидуально-психологических характеристик субъектов речевой деятельности.

Так, результатом совместного исследования О.В. Хмелевской и Е.Ю. Чеботаревой стало обнаружение некоторых значимых связей между типом темперамента студентов и индивидуальными особенностями их речевых действий [4].

Помимо этого Е.Ю. Чеботарева изучала наличие связей между характеристиками психосоциотипов, выделяемых на основании типологии К. Юнга, и особенностями речевых действий испытуемых [1]. В рамках данного исследования в частности было обнаружено, что показатель экстраверсии обратно связан с показателем выраженности смысловой категории действия в речи, что люди сенсорного типа используют в своей речи короткие и однозначные фразы, а представители интуитивного типа склонны к пространным фразам и разнообразной лексике.

Изучение связей гендерных особенностей речевых характеристик с проявлениями психосоциотипов выявило связь между речевыми характеристиками мужчин и женщин и выраженностью сенсорности/интуитивности [1].

Ю.В. Пархаева и Е.Ю. Чеботарева изучали гендерные различия таких свойств, как направленность личности, мотивация, авторитарность, агрессивность, альтруизм, доминирование [3]. Было обнаружено, что одни и те же индивидуально-психологические характеристики у мужчин и женщин связаны с разными речевыми характеристиками.

В рамках нашего исследования была предпринята попытка выявить связи между типом характера человека и особенностями его письменной речи. В проведенном нами исследовании приняли участие 150 человек: студенты РУДН в возрасте от 18 до 20 лет (54 юноши, 96 девушек). Мы использовали тест-опросник Шмишека и методику психолингвистического анализа речевых действий. Для выявления связей между выраженностью типов акцентуаций характера с психологическими характеристиками речевых действий студентов мы использовали методы ранговых корреляций Спирмена и Т-критерия Стьюдента. Обобщение результатов корреляционного анализа и метода Т-критерия позволили нам составить следующие описания психологических особенностей речевых действий студентов с разными типами акцентуаций характера.

Демонстративный тип. Операционально-динамический компонент речевой деятельности этих студентов отличается высокой активностью и использованием небольшого набора языковых средств. Изучение мотивационного компонента показало, что в их речи преобладает эгоцентрическая мотивация. В когнитивном компоненте у этого типа осмысленность преобладает над осведомленностью. В их текстах часто встречаются оценки, сопоставления. Обобщений у них меньше, чем у других типов, но они чаще других дают своим текстам названия. Описания действий в их речи встречаются реже, чем у других испытуемых, а описаний внешности нет совсем. Можно предположить, что демонстративы держат в памяти весь текст целиком и сохраняют его общую целостность, при этом уделяют больше внимания своим рассуждениям.

Результативный компонент текстов отличается высоким уровнем содержательности и одним из самых низких показателей понятности. Эмоциональный компонент отличается максимальной эмоциональной выразительностью. В регуля-

торном компоненте отмечается редкое использование уточнений, повторов. Эти студенты задают мало вопросов, редко ссылаются на других рассказчиков и редко перебивают себя. Преобладание в их речи интернальной регуляции, видимо, связано с тем, что демонстративы уверенные в себе люди и для них наиболее авторитетным является их собственное мнение.

Застревающий тип. В мотивационном компоненте было выявлено, что эти студенты чаще употребляют в своих текстах «я-фразы», чем «он-фразы», редко используют обращения и не прерывают предложения на полуслове. В рамках когнитивного компонента они почти не используют оценочные фразы, не описывают внешность и действия людей. Результативный компонент характеризуется низкой содержательностью и понятностью текстов. Эмоциональный компонент отличается преобладанием стенических эмоций и средней эмоциональной выразительностью. Регуляторный компонент демонстрирует преобладание интернальной регуляции: в их речи редко встречаются уточнения и самоперебивы; они практически не задают вопросов своим собеседникам. Видимо, они предпочитают молчать и не проявлять инициативу, чтобы лишний раз не подвергнуться критике или не совершить ошибку.

Возбудимый тип. Изучение операционально-динамического компонента показало, что эти испытуемые предпочитают отказываться от выполнения предложенных заданий. В мотивационном компоненте отмечается среднее количество «я-» и «он-фраз», редкое использование обращений и свернутых фраз. Когнитивный компонент отличается большим количеством сопоставлений. Результативный компонент речевых действий испытуемых отличается довольно высокой содержательностью и понятностью. Вместе с тем тексты недостаточно выразительны. Эмоциональный компонент также не отличается выразительностью, однако можно сказать, что стеничность более свойственна их речи, чем астеничность. Регуляторный компонент отличается большим количеством ссылок, «самопере-бивов» и частым употреблением вопросительных предложений, что может быть связано с их склонностью к реакции возбуждения, импульсивностью, неспокой-ностью характера.

Гипертимный тип. Изучение операционально-динамического компонента речевых действий гипертимов показало, что они редко отказываются от выполнения задания, они весьма общительны, подвижны и стараются быть в курсе всех событий. В рамках мотивационного компонента им не свойственно обрывать предложения на полуслове; в их речи часто встречаются «я-фразы», что говорит о преобладании у них эгоцентрической мотивации. В когнитивном компоненте отмечается частое использование оценочных фраз, причинно-следственных связей и категорий действия. Видимо, это связано с тем, что у студентов данного типа всегда есть свое мнение и они с радостью делятся им с окружающими. Результативный компонент речевой деятельности отличается низким уровнем содержательности и понятности текстов. Эмоциональный компонент характеризуется сте-ничностью и эмоциональной выразительностью. В регуляторном компоненте отмечается, что гипертимы редко задают вопросы собеседнику и не перебивают себя во время разговора.

Тревожный тип. Изучение операционально-динамического компонента показало, что тревожные студенты редко отказываются от выполнения предложенных им заданий, видимо, боясь тем самым обидеть собеседника. Мотивационный компонент речевых действий характеризуется преобладанием «я-фраз» и эгоцентрической мотивацией. Можно предположить, что это связано с тем, что представители данного типа склонны к самокритике, попыткам разобраться в собственных чувствах и мыслях. В когнитивном компоненте отмечается, что они редко оценивают и сопоставляют события, о которых упоминают во время разговора, нечасто выносят суждения и описывают действия. Результативный компонент отличается высоким уровнем содержательности и понятности текстов. Их речь выразительна, в процессе разговора затрагивается большое количество вопросов. Эмоциональный компонент характеризуется выразительностью и стеничностью. В регуляторном компоненте отмечается большое количество повторов. Малое количество уточнений, самоперебивов, ссылок и задаваемых вопросов свидетельствует об интер-нальной регуляции таких студентов. Вероятно, это связано с тем, что они видят причину происходящего скорее в себе, чем в других.

Экзальтированный тип. Анализ операционально-динамического компонента речевых действий экзальтированных студентов показал, что они довольно редко отказываются от выполнения предложенных заданий. Видимо, это связано с их словоохотливостью, высокой контактностью и общительностью. Мотивационный компонент характеризуется большим количеством «он-фраз». В рамках когнитивного компонента часто встречаются оценочные суждения, причинноследственные связи и обобщения. Можно предположить, что это связано с тем, что они очень привязаны к окружающим людям, альтруистичны и склонны к проявлению сострадания и эмпатии. Поэтому стремятся как можно глубже разобраться в происходящем. Описания действий встречаются намного реже, видимо, потому, что их больше интересуют чувства и переживания, чем конкретные действия и поступки. Результативный компонент отличается низким уровнем понятности и выразительности текстов. Эмоциональный компонент речевых действий отличается высокой выразительностью и преобладанием стенических эмоций. В рамках регуляторного компонента редко встречаются самоперебивы.

Эмотивный тип. Анализ операционально-динамического компонента показал, что эмотивы практически никогда не отказываются от выполнения предложенных им заданий. Изучение мотивационного компонента показало, что они демонстрируют эгоцентрическую мотивацию, так как частота употребления «я-фраз» в их текстах достаточно велика. Это, скорее всего, связано с их тревожностью, высокой чувствительностью и искренностью чувств. Они тем самым пытаются разобраться в себе, своих волнениях и тревогах. Когнитивный компонент отличается низким уровнем оценочности. В текстах редко встречаются обобщения и сопоставления. Возможно, они воспринимают происходящее вокруг не как единое целое, а разбивают его на составляющие компоненты, подробно рассматривая каждый из них. Эмотивные студенты не дают заголовков своим рассказам, редко описывают какие-либо действия. Результативный компонент отличается высоким

уровнем содержательности, понятности и выразительности. Можно предположить, что это связано с их уважительным отношением к окружающим, стремлением быть понятыми и казаться интересными собеседниками. Эмотивный компонент отличается эмоциональной выразительностью и преобладанием стенических эмоций. В рамках регуляторного компонента отмечаются частые повторения. В текстах редко встречаются уточнения, самоперебивы, вопросительные предложения. Таким образом, можно говорить об интернальной регуляции эмотивов.

Циклотимный тип. Операционально-динамический компонент речевой деятельности циклотимиков отличается малым числом отказов от выполнения предложенных заданий. В рамках мотивационного компонента речь не прерывается на полуслове, а фразы имеют логическое завершение. Когнитивный компонент отличается малым количеством сопоставлений и причинно-следственных связей, редко встречаются описания внешности людей. Видимо, циклотимы не стремятся глубоко вникать в смысл происходящего, а воспринимают события обобщенно, как картину в целом. Изучение результативного компонента речевых действий показало, что их тексты содержательны, понятны и выразительны. Циклотимы зависят от внешних обстоятельств. Поэтому, видимо, в своих рассказах они стремятся максимально раскрывать содержание происходящего, чтобы собеседник не терял нить повествования. Эмоциональный компонент отличается эмоциональной выразительностью текстов и преобладанием стенических эмоций. В регуляторном компоненте отмечается редкое употребление вопросительных предложений и повторений.

Таким образом, в результате проведения эмпирических исследований можно сказать, что текст как продукт речевой деятельности человека может служить индикатором многих его индивидуально-психологических черт. В частности, можно с уверенностью говорить о наличии значимых связях между особенностями письменной речи субъекта и типом его характера.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Чеботарева Е.Ю. Особенности речевой деятельности студентов разных психосоциотипов. Личность в межкультурном пространстве // Материалы III Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. Ч. 2. 20—21 ноября 2008 г. — М., РУДН, 2008. — С. 241—245.

[2] Чеботарева Е. Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1998.

[3] Чеботарева Е.Ю., Пархаева Ю.В. Проявление личностных особенностей мужчин и женщин в речи Функциональная семантика, семиотика знаковых систем и методы их изучения. I Новиковские чтения: Материалы Международной научной конференции (Москва, 5—6 апреля 2006 г.). — М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 532—535.

[4] Чеботарева Е.Ю., Хмелевская О.В. Индивидуально-типические особенности студентов с разными стилями овладения иностранным языком // Личность студента. Сборник научных трудов ШПГУ. — Шуя, 2001. — С. 110—114.

[5] Шмидт З.Й. Текст и история как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. — 1978.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL ASPECT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTER

V.R. Valiulina

The Department of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The author of the article describes some correlations between speech activity and type of character. Key words: speech activity, personality, character, psycholinguistics, corellation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.