Научная статья на тему 'Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности'

Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ / PERSONALITY / THE LANGUAGE PERSONALITY / TYPOLOGY OF THE PERSONALITY / SPEECH BEHAVIOUR / MULTILEVEL RESEARCH OF THE PERSON / PSYCHOLIGUISTIC ANALYSIS OF TEXTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лоскутова Анна Сергеевна

Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' types of personality and speech characteristics specific to them

In the article the correlations of students' personal features and characteristics of their speech activity are analyzed. Typical texts of students of various personal types are described. The work was fulfilled with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the federal target program «Scientific, research and pedagogical staff of innovative Russia», The State contract № 14.741.11.0052.

Текст научной работы на тему «Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности»

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

А.С. Лоскутова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.

Ключевые слова: личность, языковая личность, типология личности, речевое поведение, многоуровневое исследование личности, психолингвистический анализ текстов.

В психологии принято понимать личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных связях и отношениях, которые являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеют существенное значение для него самого и окружающих. Основной связью человека с окружающим его социумом является речевая деятельность. Речь человека несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, образовании, интеллекте, характере, темпераменте, профессии [4].

Изучение связи личностных особенностей с характеристиками речевой деятельности имеет большое значение в психологии и в повседневной жизни. Данную тему затрагивают такие науки, как неолингвистика (антропоцентрическое языковедение), психолингвистика, социопсихолингвистика. Эти науки в настоящий момент активно развиваются, поэтому изучение проблематики связи различных личностных типов и речевой деятельности является важным пунктом в их развитии. Помимо этого, решение данной проблемы облегчило бы работу по организации и планированию тренингов, связанных с повышением ораторского искусства, коммуникабельности.

В связи с тем, что речь человека несет в себе информацию о самых различных чертах его личности, является отражением его личностных характеристик, выделяют понятие языковой личности. Наиболее полно понятие языковой личности описано в работах Ю.Н. Караулова. Он понимает языковую личность как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью» [2].

К настоящему времени уже накоплено немало информации о связи черт характера человека с особенностями его речевой деятельности [5; 6]. Речевые корреляты целостной личности того или иного типа исследованы в меньшей степени.

* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Гос. контракт № 14.741.11.0052.

Лоскутова А.С. Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой...

Существует несколько типологий языковой личности, базирующихся на выделении черт речевого портрета личности, таких как интроверсия-экстраверсия, сенсорная или интуитивная ориентация при отражении окружающего мира, ориентация на логику или эмоции при принятии решений, способность к кооперации в повседневном речевом поведении, а также способ строить свою жизнь (так-тик-персивер).

Существует множество теорий личности. Для нашего исследования основной является типология, разработанная на основе предложенного в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли личностного опросника MMPI (Миннесотский многофакторный личностный перечень). Нами использовался его сокращенный вариант Мини-мульт, включающий оценку личности по степени выраженности восьми личностных типов: астено-невротический, социопатический, истерический, социально-дезадаптивный, паранойальный, психастенический, шизоидный, гипертимный. Для выявления особенностей речевого поведения студентов применялся психолингвистический анализ речевых действий, разработанный Е.Ю. Чеботарёвой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым.

В исследовании приняли участие 108 человек, студенты в возрасте от 17 до 22 лет, 66 женщин и 42 мужчины. Цель исследования — выявление связей между особенностями личности и характеристиками речевой деятельности. Анализ речевой деятельности проводился на материале мотивационных писем студентов.

На основании полученных в ходе исследования результатов были сделаны выводы об отличительных характеристиках текстов студентов с разными типами личности:

Студенты истероидного типа обычно строят длинные, но не всегда до конца сформулированные фразы; связность выражается преимущественно на уровне целого текста. Истероидам мешает следить за последовательностью и связностью речевых конструкций их повышенная говорливость с целью привлечения внимания, получения восхищения со стороны собеседника.

Личности астено-невротического типа также широко используют незаконченные фразы, больше говорят о других, чем о себе, чаще используют смысловые категории количества. Наличие в их текстах незаконченных фраз, скорее всего, говорит о низком уровне приспособляемости к изменяющимся условиям, о склонности к потере равновесия. Люди с таким типом личности отличаются пассивностью, медлительностью, поэтому для них важно запоминать количественные характеристики того или иного предмета или явления; смысловые категории количества для них, вероятно, являются чем-то вроде опоры, например, при извлечении из памяти какого-то события, или при защите своей позиции во время конфликта.

Представители социопатического личностного типа редко используют средства связи между однородными членами предложения, их фразы часто незакон-чены. Однако они дают заглавия своим текстам, используют фразеологические обороты. Их тексты содержат прерывистые, непоследовательные, несвязанные фразы в силу их тревожности, сензитивности, робости. Использование социопа-тами фразеологических оборотов, скорее всего, можно объяснить тем, что в силу своей робости они не решаются использовать часто свои собственные речевые

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 1

конструкции, естественные обороты речи, а заимствуют фразеологизмы для передачи своих мыслей. Социопатический тип дает заголовки своим текстам, скорее всего, потому, что людям данного типа свойственны добросовестность, старательность: раз есть текст, он должен иметь заглавие.

Социально дезадаптивные студенты часто допускают лексические ошибки в высказываниях, используют смысловые категории состояния. Люди данного типа конфликтны, агрессивны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Видимо, находясь в позиции агрессивного нападающего, они без особой серьезности относятся к лексическому оформлению своих высказываний, будучи увлеченными ссорой. Такие люди используют в своей речи слова категории состояния, вероятно, из-за того, что их волнует их собственное состояние: неустойчивое настроение, обидчивость, повышенная чувствительность. Тексты таких студентов невелики по объему и не отличаются содержательностью. Они редко используют в своих текстах обобщения. Скорее всего, это происходит потому, что студенты данного личностного типа зачастую пренебрегают социальными нормами из-за присущей им конфликтности.

Студенты паранойального типа часто допускают ошибки в своих текстах, особенно грамматического характера; их тексты не отличаются связностью между однородными членами, для них характерны незаконченные фразы. Односторонность и агрессивность паранойального типа не способствует грамматически правильному построению высказываний, так как они сконцентрированы на той или иной сверхидее, что не позволяет следить за грамотностью речи. Трудности в использовании средств связи между однородными членами предложения возникают из-за их агрессивности и конфликтности и связанного с этим эмоционального состояния.

Представители психастенического личностного типа часто используют оценочные фразы и конструкции, описывающие внешность, но редко пользуются средствами связи между однородными членами предложения. Этот тип в своих текстах оценивал то или иное событие или явление как внушающее тревогу, страх, так как люди этого типа отличаются повышенной мнительностью, боязливостью, нерешительностью. Тексты людей психастенического типа содержат прерывистые, непоследовательные, несвязанные фразы в силу их тревожности, сензитив-ности, робости, постоянных сомнений. Можно предположить, что психастеники часто описывают внешность в своей речи, в связи с тревожностью людей данного типа по поводу собственной внешности: они не уверены в своей привлекательности, поэтому говорят о теме внешности в своих текстах.

Студенты шизоидного типа личности допускают в своих текстах достаточно много грамматических ошибок, практически не используют средства связи, особенно между однородными членами предложения, обобщения в их высказываниях также отсутствуют; в целом тексты не отличаются большим объемом и содержательностью. Они используют оценочные конструкции, часто задают вопросы, обращаются к собеседнику за помощью. Отчужденность от общества шизоидного типа приводит к тому, что таким людям трудно следить за грамматически правильным оформлением своей речи, возможно, предпочитая уединение, они и не стремятся уделять этому большое внимание. Повышенная чувствительность

ЛоскутоваА.С. Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой...

и отчужденность в межличностном общении шизоидного типа отражается в непоследовательных и прерывистых фразах. Они как бы стремятся быстрее закончить беседу или свой монолог, высказав все вперемешку. Тексты представителей шизоидного типа не отличаются содержательностью, скорее всего, оттого что эти люди в основном отстранены от происходящих в настоящее время событий, практически к ним равнодушны; они погружены в свои мысли, абстрактные образы. Так, лишь изредка возвращаясь к выполнению поставленной задачи, людям шизоидного типа достаточно сложно сохранять последовательность и содержательность высказываний.

Тексты студентов с гипертимным типом личности изобилуют грамматическими ошибками, их последовательность нарушена, однако для них характерна усложненность сложными предложениями. Гипертимному типу личности мешает грамматически правильно и последовательно строить свои высказывания чрезмерная возбудимость и активность. Они настолько увлечены тем, о чем рассказывают, что не следят за грамматическим строем текстов.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о существовании связи между различными личностными особенностями студентов и их речевыми действиями.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Буянова Л.Ю., Рыбникова В.А. Языковая личность как текст: проблема образов сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование. — М., 2000.

[2] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.

[3] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

[4] Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. — М.: Лабиринт, 2004.

[5] Чеботарёва Е.Ю., Валиулина В.Р. Проявление типа характера человека в его речевой деятельности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» — 2006. — № 2(4). — С. 22—27.

[6] Чеботарёва Е.Ю., Меркушова Е.Ю. Возможности диагностики акцентуаций характера подростков по особенностям их речи // Детская и подростковая реабилитация. — 2008. — № 3. — С. 28—35.

STUDENTS' TYPES OF PERSONALITY AND SPEECH CHARACTERISTICS SPECIFIC TO THEM

A.S. Loskutova

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the correlations of students' personal features and characteristics of their speech activity are analyzed. Typical texts of students of various personal types are described.

The work was fulfilled with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the federal target program «Scientific, research and pedagogical staff of innovative Russia», The State contract № 14.741.11.0052.

Key words: personality, the language personality, typology of the personality, speech behaviour, multilevel research of the person, psycholiguistic analysis of texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.