НАУЧНЫЕ СТАЖИРОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В РЕЧИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ РУДН*
Е.Ю. Чеботарёва
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу опыта научных стажировок молодых ученых, занимающихся проблемами языковой личности, ее проявлений в тексте, в научно-образовательном центре психолого-педагогических исследований личности. Намечаются возможные перспективы дальнейшего научного и практического сотрудничества в данной области.
Ключевые слова: стажировки молодых ученых, научно-образовательный центр, речевая деятельность, свойства личности, психолингвистический анализ текста, гендерные особенности речевой деятельности.
В ноябре 2010 г. на базе филологического факультета РУДН в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» выполнялась работа по теме: «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи „Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы"». Одной из баз для проведения стажировок молодых ученых в области текстологии стал научно-образовательный центр (НОЦ) психолого-педагогических исследований личности филологического факультета РУДН.
Научно-образовательный центр психолого-педагогических исследований личности в своих научных исследованиях опирается на целостно-функциональный подход к изучению личности, индивидуальности и деятельности, разрабатываемый его научным руководителем А.И. Крупновым. В рамках этого подхода разработана инновационная методика диагностики и коррекции свойств личности, зарегистрированная как ноу-хау РУДН.
Одним из направлений научных исследований НОЦ является изучение проявлений различных индивидуально-типических и личностных характеристик человека в его речевой деятельности и в тексте как продукте речевой деятельности. Это направление учеными НОЦ развивается уже более 15 лет. В 1998 году было издано учебное пособие «Психолингвистический анализ речевых действий», в котором представлен методика многоуровневого анализа речевых действий, разработанная Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым. В 2009 году издан
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Гос. контракт № 14.741.11.0052.
инновационный электронный учебно-методический комплекс «Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации» (авторы В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева, регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информ-регистр» № 15302).
Эти научные и практические разработки были представлены молодым ученым — участникам Всероссийской научной школы «Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы».
В свою очередь, молодые ученые представили свои научные проекты. Обобщая итоги стажировки молодых ученых в НОЦ, можно определить некоторые тенденции развития исследований проявлений личности и индивидуальности человека в речи.
Прежде всего следует отметить большой интерес молодых ученых к этой области психолингвистики текста. Многие современные молодые исследователи так или иначе затрагивают проблемы личности, языковой личности, языкового сознания, языковой картины мира и т.п. либо рассматривают связи с различными характеристиками текста отдельных личностных сфер, таких, например, как мотивация, воля, эмоции.
Можно говорить о формировании отдельной научной психолингвистической школы в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина под руководством проф. Н.А. Фоминой. Студенты и аспиранты Рязанского госуниверситета проводят целый ряд интересных исследований в русле целостного подхода к изучению проявлений языковой личности и ее свойств в речи, разработанного Н.А. Фоминой. Представителями этого направления исследуются характеристики текстов, продуцируемых людьми с разными характеристиками темперамента, интеллекта, базовых свойств личности (например, общительность, инициативность, любознательность, ответственность).
В частности, исследования И.В. Чивилевой показывают, что тексты лиц с выраженной активностью отличаются небольшим объемом словаря, большим количеством нарушений в отборе лексических единиц, немногими отступлениями от заданной темы и логичностью, в то время как тексты лиц с невыраженной активностью — большим объемом словаря, меньшим количеством ошибок при отборе лексики, но нелогичностью повествования, частыми отступлениями от основной темы. Кроме того, тексты лиц с выраженной активностью эмоциональны, окрашены позитивными эмоциями, логичны, в них заметна склонность авторов к планированию действий в заданной ситуации, но менее выражено стремление к анализу и сила воли. Тексты лиц с невыраженной активностью характеризуются более частыми проявлениями негативных эмоций, меньшей склонностью к планированию, частыми нарушениями логики повествования, отступлениями от заданной темы. Они более склонны проявлять силу воли и анализировать свои действия.
В своих исследованиях Т.М. Беспалова показала, что гармонично развитое свойство ответственности, например у курсантов военного училища проявляется в малом объеме и малой усложненности текстов, в более полном отражении дено-татной схемы ситуации, очень редких нарушениях логичности и отступлениях
от темы, большом количестве пространственно-временных категорий. У этой категории лиц обнаруживается больше грамматических и речевых ошибок, что автор объясняет повышенным вниманием к содержательной стороне речи.
С.В. Елгина отмечает, что тексты лиц с доминированием первой сигнальной системы в большей степени нацелены на описание, а лиц с преобладанием второй сигнальной системы — на анализ, осмысление. Также в текстах «первосиг-нального» типа чаще встречаются логические связи противоположности на уровне целых фраз, рядоположенности, порядка следования, причинно-следственных связей, а в текстах «второсигнального» типа — логические связи противоположности на уровне отдельных слов, функциональных отношений.
Особый интерес для РУДН, как для международно-ориентированного университета представило исследование Ю.А. Гришениной (Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова). Гришенина изучает этнокультурную специфику языкового сознания. Она показала, как особенности ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов проявляются в целостном тексте как продукте их индивидуальной речевой деятельности. В частности, для россиян характерна большая эмоциональность, коммуникативная ориентированность текстов, высокий уровень самоконтроля при продуцировании текстов, меньшая оригинальность и частые нарушения логичности и последовательности. Для текстов индийцев характерны высокая социо-центрическая мотивация, склонность к проявлениям силы воли, планомерность действий и минимальное использование форм сослагательного наклонения глаголов. Тексты африканцев отличались наибольшей оригинальностью, логичностью и последовательностью при невысокой эмоциональности и минимальном числе форм повелительного наклонения.
Таким образом, в вузах Рязани целостно-функциональный подход активно развивается в применении к психолингвистическим исследованиям речи и текста.
Студентами и аспирантами РУДН исследования психолингвистических характеристик текста проводятся под руководством Е.Ю. Чеботарёвой. В этом направлении основное внимание уделяется выявлению речевых коррелятов различных индивидуально-психологических и личностных характеристик авторов текстов.
Выявлению связей между различными типами акцентуаций характера и психолингвистическими параметрами текста посвящено диссертационное исследование В.Р. Валиулиной. Показано, что представители демонстративного типа характера допускают большое количество ошибок, чаще говорят о других, чем о себе. Они редко дают названия своим текстам и предпочитают полноценно раскрывать одну тему, а не рассматривать сразу несколько вопросов одновременно. В текстах студентов застревающего типа характера много синтаксических ошибок и повторов, речь таких людей экспрессивна и отличается положительным эмоциональным настроем. Представители возбудимого типа характера часто отступают от первоначальной темы разговора, их тексты отличаются бессвязностью, скачкообразностью и некоторой пассивностью из-за отсутствия глагольных форм. Кроме того, такие студенты чаще говорят о других, чем о себе, и предпочитают
уточнять и повторять уже сказанное. Тексты студентов гипертимного типа характера отличаются небольшим объемом, простотой изложения, низкой содержательностью и бессвязностью. В них достаточно много ошибок в употреблении слов и обращений к собеседнику. Студенты тревожного типа часто отступают от первоначальной темы разговора, стараются следить за правильностью своей речи и редко используют в изложении уточняющие детали, к примеру категории количества. Студенты экзальтированного типа допускают большое количество различных ошибок и обрывают мысль на полуслове. Тексты студентов эмотивного типа характера отличаются связностью на уровне сложных предложений и последовательностью, наличием глагольных форм, отсутствием однородных членов предложения и описаний других людей. Речь студентов циклотимного типа отличается скачкообразностью, сбоями в изложении и отсутствием фразеологических оборотов.
Изучаются связи различных типов личности студентов с особенностями их речевой деятельности. Ставится задача разработать типологию речевых действий студентов, соотносимую с типами личности (А.С. Лоскутова).
Исследована связь акцентуаций характера у подростков с особенностями их речевой деятельности. В настоящее время осуществляется работа над созданием программы развития уверенности у подростков посредством развития их речевых навыков (Е.Ю. Меркушова).
Изучена специфика мужских и женских речевых маркеров тех личностных свойств, в проявлении которых, по данным научных источников, имеются наиболее яркие гендерные различия: направленность личности, мотивация, авторитарность, агрессивность, альтруизм-эгоизм, доминирование-зависимость. Доказано, что в текстах мужчин и женщин эти свойства выражаются по-разному (Ю.В. Пархаева).
Изучению гендерных особенностей мотивации и специфики проявления мотивации в текстах мужчин и женщин посвящены исследования М.М. Подобед. Мотивация в текстах мужчин проявляется ярче, а тексты женщин в основном ориентированы на поддержание отношений. У мужчин общий высокий уровень мотивации связан с лексической насыщенностью; мотив социальной активности проявляется в небольшом объеме высказывания, преобладание мотива творческой активности — с меньшей экспрессивностью, более частыми нарушениями логичности и последовательности высказывания. Тексты мужчин с ярко выраженными мотивами комфорта и активности более эмоциональны и в основном позитивно окрашены. Ярко выраженная рабочая направленность проявляется в частом использовании категории пространства.
Направления психолингвистических исследований в РУДН, с одной стороны, во многом перекликаются с исследованиями рязанских молодых ученых, с другой стороны, имеют и свою специфику: исследуются проявления в тексте не отдельных свойств личности, а речевые характеристики различных психологических типов.
Кроме того, молодые ученые — участники школы — заинтересовались исследованиями НОЦ в области психологических и психолингвистических проблем
межкультурной коммуникации, овладения неродным языком, билингвизма, этнической идентичности, межкультурной толерантности и пр.
Таким образом, молодые ученые — участники Всероссийской научной школы для молодежи «Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы», проводившейся в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», имели возможность ознакомиться с научными, методическими и практическими разработками НОЦ, обменяться опытом научных исследований и их внедрения в образовательный процесс и в практику. Наметились интересные перспективы дальнейшего сотрудничества молодых ученых с НОЦ психолого-педагогических исследований личности РУДН в области психолингвистики текста. В частности, планируется совместная организация и проведение научных конференций, научных исследований, более долгосрочные стажировки молодых ученых из других вузов в НОЦ РУДН. Также планируется сотрудничество в области внедрения научных результатов в практику, в частности, в процессы оптимизации обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному, в программы социально-психологической адаптации иностранных студентов, совершенствование психологических служб вузов.
SCIENTIFIC TRAINING OF YOUNG SCIENTISTS IN THE FIELD OF RESEARCHES OF PERSONAL CHARACTERISTICS DISPLAYS IN SPEECH IN THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTRE PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL RESEARCHES OF THE PERSON OF PFUR
E.Yu. Chebotareva
The Chair of Social and Differential Psychology
Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted the analysis of experience of scientific training of the young scientists, dealing with by problems of the language person and its displays in text, in the scientific-educational centre Psihologo-pedagogical researches of the person. Possible prospects of the further scientific and practical cooperation in the given area are outlined. The work was fulfilled at financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the federal target program "Scientific, research and pedagogical staff of innovative Russia", The State contract № 14.741.11.0052.
Key words: training of young scientists, the scientifically-educational centre, speech activity, properties of person, psycholinguistic analysis of the text, gender features of speech activity.