ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕКСТА МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ РОССИИ*
Е.Ю. Чеботарева
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу кадрового потенциала в России в области психолингвистики на основе обобщения исследований, представленных молодыми учеными в рамках работы Всероссийской научной школы для молодежи «Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы» 8—20 ноября 2010 г., Москва, РУДН.
Ключевые слова: психолингвистика, дискурс, речевая деятельность, языковая личность, ген-дерные особенности речевой деятельности, библейские тексты, межкультурная коммуникация, билингвизм, бикультурная идентичность, региональная идентичность, текстовая коммуникация.
Анализ исследований в области психо- и социолингвистики текста, представленных молодыми учеными во время работы Всероссийской научной школы для молодежи «Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы», позволяет выделить несколько основных направлений данных исследований.
Так, ряд исследований посвящен анализу психолингвистических особенностей дискурса в определенных сферах современной жизни: журналистике, рекламе, политике, бизнесе и пр. Больше всего молодых исследователей привлекает дискурс различных жанров современных СМИ.
Так, С.А. Лычаная (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) исследует особенности дискурса политических радионовостей. Кроме того, она считает, что использование материала радионовостей в обучении аудированию на иностранном языке способствует наиболее эффективному формированию коммуникативных умений слухового восприятия у студентов.
Л.М. Закоян (РУДН) в своем диссертационном исследовании выявила особенности выражения агрессии в текстах современных русскоязычных СМИ. Она описала основные способы выражения агрессии на разных уровнях текста.
Д. Костина (РУДН) исследовала репортаж как специфический жанр спортивного дискурса. В результате проведенного исследования она описала жанровые, структурные, прагматические и языковые особенности спортивного репортажа и сделала вывод о том, что именно выявленные особенности делают репортаж ведущим жанром спортивного дискурса.
В.Е. Сибатров (РУДН) изучает лингвистические особенности испанской рекламы на радио. Он утверждает, что текст радиорекламы как инструмент влияния на потребителя рекламы должен опираться одновременно на социологические и психологические критерии, характеризующие поведение реципиентов, но чаще
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Гос. контракт № 14.741.11.0052.
всего реклама трактуется как явление в большей части социальное, и рассматриваются, в первую очередь, стилистические особенности рекламных текстов, в то время как грамматическая составляющая рекламных текстов остается практически незатронутой. И автор считает, что необходимо подробнее изучать неологизмы, заимствования, оригинальный синтаксис, особенности морфологии рекламных текстов.
Другим направлением, активно исследуемым молодыми учеными, является изучение проявлений различных индивидуально-типических и личностных характеристик человека в его речевой деятельности и в тексте как продукте речевой деятельности. Данное направление, в частности, активно развивается рязанскими молодыми исследователями под руководством проф. Н.А. Фоминой (И.В. Чивилева, Т.М. Беспалова, С.В. Елгина, Ю.А. Гришениной и др.). В рамках этого направления исследуются характеристики текстов, продуцируемых людьми с разными характеристиками темперамента, интеллекта, базовых свойств личности (например, общительность, инициативность, любознательность, ответственность).
В РУДН также ряд студентов и аспирантов (В.Р. Валиулина, Е.Ю. Меркушо-ва, Ю.В. Пархаева, А.С. Лоскутова, М.М. Подобед) занимается проблемами выявления речевых коррелятов различных индивидуально-психологических и личностных характеристик авторов текстов. Эти исследователи ставят перед собой задачи не столько анализа проявлений в тексте не отдельных свойств личности, сколько описания речевых характеристик различных психологических типов. Они ставят перед собой задачу разработать типологию речевых действий студентов, соотносимую с типами личности. Также представители этого направления исследуют ген-дерные особенности проявления индивидуальных свойств автора в речи. В ряде исследований показано, что одни и те же личностные характеристики в речи мужчин и женщин проявляются по-разному.
Особо следует упомянуть направление исследований, выявляющих этнокультурные особенности групп посредством анализа текстов. Так, Ю.А. Гришенина (Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова) изучает этнокультурную специфику языкового сознания. Исследовательница показала, как особенности ценностно-смыслового компонента образа мира российских, индийских и африканских студентов проявляются в целостном тексте как продукте их индивидуальной речевой деятельности.
В частности, она доказала, что для россиян характерна большая эмоциональность, коммуникативная ориентированность текстов, высокий уровень самоконтроля при продуцировании текстов, меньшая оригинальность и частые нарушения логичности и последовательности. Для текстов индийцев свойственны высокая социоцентрическая мотивация, склонность к проявлениям силы воли, планомерность действий и минимальное использование форм сослагательного наклонения глаголов. Тексты африканцев отличались наибольшей оригинальностью, логичностью и последовательностью при невысокой эмоциональности и минимальном числе форм повелительного наклонения.
Отмечается и большой интерес молодых исследователей к библейским текстам. Например, А.Г. Волкова (Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского) изучает проблему моделирования мира в библейском ив-
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2011, № 3
рите на материале псалмов. Она обосновывает актуальность восстановления древней картины мира, особенно картины мира той религии, которая повлияла на современное христианство — древнего иудаизма. Она считает, что, исследуя язык книг Торы, Невиим и Ктувим (Пятикнижия, Пророков и Писаний), возможно приблизиться к пониманию библейского мировосприятия.
А.В. Чеботарева (РГГУ) посредством анализа текста Деяний апостолов изучает устройство и социальный состав раннехристианской общины. Изучение устройства и организации жизни общины ранних христиан дает возможность шире ориентироваться в истории Древнего Рима, а также глубже понять истоки современной христианской культуры. Она показывает, что библейские тексты являются довольно информативными источниками для анализа истории, культуры, психологии и социологии определенной исторической эпохи.
Не удивительно, что глобализационные процессы в мире, активизация межкультурных контактов вызвали всплеск интереса к психологическим и психолингвистическим проблемам межкультурной коммуникации. Молодые исследователи занимаются проблемами прагматики межкультурной коммуникации, сравнительными межкультурными исследованиями коммуникативного поведения.
Также большой интерес вызывает проблематика билингвизма. Современные молодые ученые рассматривают особенности интеллекта билингвов. Так, Н.А. Козлова (РУДН) в своих исследованиях доказала, что студенты-билингвы превосходят монолингвов как по общему уровню социального интеллекта, так и по всем его аспектам. Она утверждает, что билингвы более способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
A.Б. Чернова (Удмуртский государственный университет) занимается проблемой становления бикультурной идентичности в межэтнических семьях. Она считает, что одним из способов решения этой проблемы является изучение факторов формирования позитивной этнической идентичности и успешной адаптации в этнической среде.
B.Р. Морено (Санкт-Петербургский государственный университет) занимается проблемой билингвальной личности писателей и особенностями художественных текстов писателей-билингвов.
Довольно нестандартный предмет научных исследований — региональную идентичность — избрала Н.В. Ткаченко (Московский педагогический государственный университет). Она исследует феномен Ташкентца с использованием метода глубинного интервью. Автор доказывает, что создание такого феномена вносит вклад не столько в политические события, сколько в художественно-литературное творчество, литературно-изобразительная рефлексия. Задача ее исследования — получить некие общие маркеры региональной идентичности людей, через которые можно описать феномен ташкентца.
Не менее важная задача решается и Е.В. Вороновой (Минский государственный лингвистический университет) — выявление способов (лингвистических маркеров) текстовой коммуникации автора и читателя.
Таким образом, современные молодые ученые изучают широкий круг психолингвистических проблем текстологии. Они ставят перед собой актуальные и сложные задачи и успешно разрешают их, опираясь на имеющуюся в этой области методологическую и методическую базу.
Однако следует отметить, что, на наш взгляд, молодые ученые недостаточно внимания уделяют современным зарубежным психолингвистическим теориям и методам, например, современным направлениям дискурс-анализа. Также далеко не во всех представленных во время работы научной Школы исследованиях четко обозначены применяемые методы исследования, редко используются методики эмпирического исследования текстов.
На этом фоне выгодно выделяются, например, исследования Ю.А. Гришени-ной (Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова), Н.В. Ткаченко (Московский педагогический государственный университет), в которых используется целый ряд психологических и психолингвистических методик, сбор эмпирических данных, выбор которых тщательно обосновывается.
Также вызывают особый интерес исследования, выполненные с использованием не известных широко, но тщательно обоснованных методик. Так, например, А.Б. Чернова (Удмуртский государственный университет) представила метод тематического анализа, который состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов текстов (интервью, самоописаний, эссе) на основе квантифи-цирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы.
На основе анализа исследований молодых ученых в области психолингвистики текста мы считаем, что в России имеется большой кадровый потенциал в этой научной области. Но для его развития требуется поддержка научного сообщества, активный обмен опытом и результатами научных исследований, поиск новых форм знакомства молодых ученых с передовыми зарубежными теориями и практиками, более активное использование в текстологических исследованиях эмпирических и математико-статистических методов, активное внедрение результатов исследования в практику.
THE BASIC DIRECTIONS OF PSYCHOLINGUISTIC RESEARCHES OF TEXT BY YOUNG SCIENTISTS OF RUSSIA
E. Chebotareva
The Department of social and differential psychology Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaja str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted the analysis of personnel potential in Russia in the field of psycholinguistics on the basis of generalisation of the researches presented by young scientists within the framework of the All-Russia scientific school for youth «Textual criticism today: results, problems, methods», on November, 8—20th, 2010, Moscow, РУДН.
Key words: psycholinguistics, discourse, speech activity, language person, gender features of speech activity, bible texts, intercultural communications, bilingualism, bicultural identity, regional identity, text communications.