УДК 372.3/.4
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Корчагина Екатерина Анатольевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, Россия, Иркутская область, д. Буреть, воспитатель, [email protected].
Аннотация. Данная статья будет полезна воспитателям детей дошкольного возраста, студентам педагогических факультетов. В статью включено сравнение двух возрастных периодов. Описываются практические методы и приемы развития речи младших дошкольников, используемые педагогами в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: речевое развитие, дошкольники, игра, ФГОС.
PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
Korchagina Catherine.
Municipal budgetary pre-school educational institution, Russia, Irkutsk region, preschool teacher, [email protected].
Abstract. This article will be useful for teachers of preschoolers and students of pedagogical faculties. The article includes a comparison of two age periods and describes the practical methods and techniques of speech development of preschoolers used by teachers in a preschool educational institution.
Key words: speech development, preschoolers, game, Federal State Educational Standard.
Тема особенностей речевого развития детей младшего дошкольного возраста не нова, но от этого не становится менее актуальной. В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе, не умеют слушать товарищей. Сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи, а занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста и первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет или все вместе. Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, чаще инициируется взрослым, оно неустойчивое и кратковременное. Тем не менее, возникает новая форма общения с взрослым -общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность, а позже переходит в самостоятельную.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ задач по речевому развитию детей второй группы раннего и младшего возраста.
Таблица - 1. Сравнительный анализ задач по речевому развитию детей второй группы раннего и младшего возраста (по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы)_
Вторая группа раннего возраста Младшая группа
Развивающая речевая среда
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки, рассказываем об этих предметах, а также об интересных событиях. С помощью поручений дать возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Посмотри, кто пришел в раздевалку и расскажи мне») В целях развития инициативности речи предоставлять детям возможность самостоятельно рассказывать о предметах ближайшего окружения. Подсказывать образцы обращения к взрослым «Спроси: «Понравилась вам наша выставка?»
Формирование словаря
Развивать умение находить предметы по названию, цвету, размеру. Обогащать словарь названиями игрушек, предметов быта, домашних животных и их детенышей. Развивать умение понимать обобщающие слова; обращать внимание на сходные по значению слова. Называть существенные детали и части предметов, домашних животных и их детенышей.
Звуковая культура речи
Упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных (кроме свистящих, шипящих, сонорных). Развивать артикуляционный аппарат. Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса. Формировать умение отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Закреплять артикуляцию звуков. Учить говорить спокойно, с естественной интонацией.
Грамматический строй речи
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи некоторые предлоги Учить получать из простого нераспространенного предложения распространенное, путем введения определений, дополнений, обстоятельств; учить составлять предложения с однородными членами («Со мной вместе живут мама, папа, брат и кошка»). Активно использовать в речи предлоги.
Связная речь
Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы («Кто?», «Куда?», «Что делает?», «Во что одет?») Учить задавать вопросы, т.е. развивать инициативную речь детей. Формировать умение вести диалог с педагогом, детьми, другими взрослыми.
Рассматривая особенности речевого развития детей 3-4 лет, следует обратить внимание, что данный период особенно сенситивен к усвоению родной речи. Как видно из сравнительной таблицы, на 3 году развивается звуковая сторона речи, дети овладевают грамматическими формами, обобщением,
коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций речи (дети должны знать, что можно, а что нельзя). Как уже отмечалось выше, уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий, хотя отдельные ошибки допускаются, так как сохраняется неправильное звукопроизношение. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка увеличивается до 2000 слов, речь все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его), дети задают много вопросов, которые никак нельзя оставлять без ответов.
Речь ребенка превращается в универсальное средство общения, потому главным показателем правильности речевого развития будет выступать грамотная, четкая, красивая языковая среда в которой находится ребенок. Объем понимаемых ребенком слов, так называемый «пассивный словарь», определяет уровень сформированности мышления ребенка.
Для формирования речи ребёнка эффективно применять словесные приемы к которым относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Приём «Оценка детской речи»является мотивированным суждением о речевом высказывании ребенка, характеризующим качество её выполнения. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей, организует его поведение. При использовании данного приёма необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, повышения речевой активности, интереса к речевой деятельности. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Для стимулирования развития связной речи помогает такой прием, как разговор по телефону, ситуация общения, где с помощью наводящих вопросов взрослый побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом. Также, необходимо создавать ситуацию успеха.
Следует также отметить, что особое внимание необходимо обращать на культуру собственной речи, потому, педагогам и родителям необходимо повышать качество собственного уровня речевого развития.