Научная статья на тему 'Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации'

Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностный рост учителя / научно-методический совет / педагогический совет / научно-методическая работа кафедр общеобразовательной организации / цифровая образовательная среда / professional and personal growth of a teacher / scientific and methodological council / pedagogical council / scientific and methodological work of the departments / scientific and methodological work of departments of general education organizations / digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддуба Светлана Григорьевна

Научно-методическая работа в школе выходит на новый уровень в современных условиях цифровой трансформации образования. Педагогический работник – одна из немногих профессий, требующих постоянного развития, самосовершенствования и соответствия современным требованиям. Эффективность работы современной образовательной организации в первую очередь зависит от профессионально-личностных характеристик специалистов. Профессиональный рост учителя – одно из самых приоритетных направлений научно-методической работы некоммерческого образовательного частного учреждения средняя общеобразовательная школа «Центр образования “Самсон”». В статье описан опыт организации научно-методической работы центра по сопровождению профессионально-личностного развития педагогических работников. Раскрыты особенности организации такой работы в условиях цифровой образовательной среды. Особое внимание уделено слаженности взаимодействия команды менеджмента общеобразовательной организации по реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддуба Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of support for the professional and personal development of teachers in the work of the scientific and methodological service of a general education organization

Scientific and methodological work in school is reaching a new level in modern conditions of digital transformation of education. Teaching is one of the few professions that require constant development, self-improvement and compliance with modern requirements. The effectiveness of a modern educational organization primarily depends on the professional and personal characteristics of specialists. Professional growth of a teacher is one of the highest priority areas of scientific and methodological work of the Secondary School “Education Center ‘Samson’ ”. The article describes the experience of organizing scientific and methodological work in the Samson Center to support the professional and personal development of teaching staff. The features of organizing such work in a digital educational environment are revealed. Particular attention is paid to the coherence of interaction between the management team of a general education organization in implementing support for the professional and personal development of teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-108-122 УДК 371.1.07

С.Г. Поддуба

Некоммерческое образовательное частное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Центр образования "Самсон"»,

115470 г. Москва, Российская Федерация

Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации

Научно-методическая работа в школе выходит на новый уровень в современных условиях цифровой трансформации образования. Педагогический работник - одна из немногих профессий, требующих постоянного развития, самосовершенствования и соответствия современным требованиям. Эффективность работы современной образовательной организации в первую очередь зависит от профессионально-личностных характеристик специалистов. Профессиональный рост учителя - одно из самых приоритетных направлений научно-методической работы некоммерческого образовательного частного учреждения средняя общеобразовательная школа «Центр образования "Самсон"». В статье описан опыт организации научно-методической работы центра по сопровождению профессионально-личностного развития педагогических работников. Раскрыты особенности организации такой работы в условиях цифровой образовательной среды. Особое внимание уделено слаженности взаимодействия команды менед-го Ё жмента общеобразовательной организации по реализации сопровождения

профессионально-личностного развития педагогов.

ин 4 £

н го к Ключевые слова: профессионально-личностный рост учителя, научно-мето-

2 § ^ дический совет, педагогический совет, научно-методическая работа кафедр

* ^ о общеобразовательной организации, цифровая образовательная среда о -9- го о ° ^ ш РЭ

I- с о © Поддуба С.Г, 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Поддуба С.Г. Особенности реализации сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в работе научно-методической службы общеобразовательной организации // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 108-122. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-4-108-122

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-108-122

S.G. Podduba

Non-profit Educational Private Institution Secondary School "Education Center 'Samson' ", Moscow, 115470, Russian Federation

Features of the implementation

of support for the professional

and personal development of teachers

in the work of the scientific

and methodological service

of a general education organization

Scientific and methodological work in school is reaching a new level in modern conditions of digital transformation of education. Teaching is one of the few professions that require constant development, self-improvement and compliance with modern requirements. The effectiveness of a modern educational organization primarily depends on the professional and personal characteristics of specialists. Professional growth of a teacher is one of the highest priority areas of scientific and methodological work 0 of the Secondary School "Education Center 'Samson' ". The article describes | o the experience of organizing scientific and methodological work in the Samson 5 £

I— CD ^

Center to support the professional and personal development of teaching staff. | g ^ The features of organizing such work in a digital educational environment ^ 5 2 are revealed. Particular attention is paid to the coherence of interaction between j^-e- £ the management team of a general education organization in implementing (SB j—o support for the professional and personal development of teachers.

Key words: professional and personal growth of a teacher; scientific and methodological council; pedagogical council; scientific and methodological work of the departments, scientific and methodological work of departments of general education organizations, digital educational environment

CITATION: Podduba S.G. Features of the implementation of support for the professional and personal development of teachers in the work of the scientific and methodological service of a general education organization. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 108-122. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-108-122

CK

профессионально значимых компетенций по использованию ресурсов

о о

ш ало F с о

Активное позиционирование нововведений и необходимость преобразований в развитии образования побуждает современную школу включаться и работать в режиме инновационного развития. В таком режиме традиционный формат организации методической работы школы далеко не всегда соответствует возрастающим профессиональным интересам и запросам педагогических работников. В связи с этим перед школой встает вопрос о переводе методической работы в статус научно-методической, где инновационной, опытно-экспериментальной научно-педагогической деятельности педагоги уделяют внимание как условию повышения качества и эффективности образовательного процесса. Акцентируя внимание на значении методической службы в работе общеобразовательной организации, З.К. Берёзкина отмечает, что «научно-методическая работа является одним из важнейших объектов в системе управления школой, связанная, в первую очередь, с развитием профессионализма учителя, отражающегося в конкретных результатах учебно-воспитательного процесса. Ее прямой, непосредственной целью является рост педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива» [1, с. 270].

Поэтому в ходе нашего научно-педагогического исследования и практической деятельности мы подчеркиваем, что одной из приоритетных задач в работе научно-методической службы современной школы является организационно-управленческое сопровождение как профессионального, так и личностного (эмоционального интеллекта, мягких навыков ^ор^кПк), критического мышления и т.п.) совершенствования, саморазвития педагогических работников. В условиях модернизации и инновационного развития системы общего образования педагогиче-

го ^ ^ о

X I d £ ° 5 t: ? ^ ш х х

Z X 1

ц 2 ские работники школы сталкиваются с необходимостью освоения новых

8 о.ю' цифровой образовательной среды, по обеспечению цифровой безопасно-

сти и освоению и применению здоровьесберегающих требований.

Актуальность реорганизации и развития научно-методической работы в деятельности общеобразовательных организаций, обоснование тактической и стратегической значимости научно-методического сопровождения педагогических работников за последние 25 лет рассматривались в работах Н.Л. Галеевой, Н.В. Гладик, В.И. Зверевой, Н.П. Капустина, Н.В. Немовой, М.М. Новожиловой, Е.В. Орловой, П.И. Третьякова, Т.И Шамовой и др. Подчеркивая перспективность такой работы, Н.Л. Галеева и Ж.Н. Чарнецкая пишут: «И если важность научно-методической работы в современной школе вряд ли кто-то будет оспаривать, то ее форматы, формы, содержание, подходы - это предмет научных споров для поиска конструктивных ответов на актуальные вопросы» [11, с. 435].

Целенаправленное развитие научно-методической работы в некоммерческом образовательном частном учреждении средняя общеобразовательная школа «Центр образования "Самсон"» (НОЧУ СОШ ЦО «Самсон») позволяет успешно решать вопросы по управлению профессионально-личностным развитием педагогических работников. Такая работа направлена на оказание поддержки педагогам по освоению, адаптации нововведений, участию и организации опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности, а также целенаправленным управлением профессионально-личностным развитием педагогических работников в условиях цифровой трансформации образования. Одним из значимых шагов в инициировании участия, сопровождении педагогических работников в разных формах проведения научно-педагогических мероприятий, в освоении педагогических инноваций стала реорганизация профессиональных объединений в кафедры. Такое решение послужило толчком к активизации профессионально-личностного развития, к раскрытию научно-исследовательского, профессионального творческого потенциала значительной части педагогических работников.

В ЦО «Самсон» с 2011 г. ежегодная (периодическая тематическая) диагностика педагогических кадров была переведена в статус мониторинга профессионального роста педагога и педагогического коллектива. В содержание мониторинга в настоящее время введены следующие показатели: 0

- результативность и эффективность профессиональной деятельности; | о

- личная активность в научно-исследовательской (опытно-экспериментальной, инновационной, проектной, стажировочной и т.п.) работе; ^ § |

- творческая командная и индивидуальная работа по формированию ^ 5 2 учебно-дидактических, методических материалов; ^-е- £

- участие в педагогических мероприятиях внешкольных профессио- ^ §-ю нальных форумах;

- прохождение дополнительного профессионального образования и демонстрация приобретенного опыта в практической деятельности во внутришкольных и внешкольных мероприятиях;

- подготовка публикаций;

- ведение собственного образовательного сайта; активность сетевого взаимодействия с участниками образовательных отношений и т.п. Результаты мониторинга профессиональной активности педагогических работников размещены на общешкольной платформе Public-01 и находятся в общем доступе. Объективность общей картины профессионально-личностного развития педагогов школы позволяет не только судить о результативности научно-методической работы, но и слаженности работы команды менеджмента [7].

Одной из форм работы по активизации профессионально-личностного развития педагогических работников в ЦО «Самсон» является мотивация на обобщение результатов освоения нового и тиражирования собственного опыта его использования в процессе работы по индивидуальному плану самообразования. Продуктом такой работы становятся доклады/сообщения о результатах участия в различных педагогических мероприятиях, учебно-дидактические и методические разработки, подготовка публикаций. Так, показатели публикационной активности педагогов за последние 5 лет достаточно стабильны - не менее 10 статей в сборниках научно-практических конференций, педагогических журналах, коллективных монографиях и т.д. [2; 3; 5].

Научно-методической службой школы ежегодно формируется сборник методических разработок, в который входят обзорные, методические статьи, сценарии учебных и внеурочных мероприятий, информационно-аналитические отчеты. В публикациях отражены не только результаты различных форм научно-педагогической деятельности предметно-методологической направленности, но и опыт работы педагогов по изучению и внедрению передовых педагогических идей, разработке механизмов реализации позиционируемых тенденций в развитии общего образования. Мы убеждены, что подготовка публикации - важный механизм стимулирования творческой активности, продукт профессиональной рефлексии, который отражает не только сформированность профессиональных компетенций педагога, но и стремление к профессиональному

аг ко ин

^ самосовершенствованию, карьерному росту, личностному развитию. тая ени

2 I 1

х и 2 в различных научно-практических мероприятиях внутришкольного,

05 Ш ° "1

о.-9- го регионального уровней, федерального и даже международного уровня.

8 При планировании такой работы учитываются профессиональные инте-

Не менее значимы инициирование и поддержка участия педагогов

m и-ш

г- С О 112

ресы педагогов, тенденции в развитии образования и педагогической

науки, направления программы стратегического развития ЦО «Самсон». Традиционно участие педагогов нашей школы в ежегодной Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения», Международном Педагогическом марафоне, в региональных и межведомственных семинарах, конференциях [3; 4; 10].

Внутришкольная организация, координация, определение направления по сопровождению профессионально-личностного развития педагогических работников в рамках научно-методической деятельности реализуется через работу кафедр. Создание кафедр вместо предметных методических объединений в ЦО «Самсон» не является «данью моде», а предполагает целенаправленную серьезную работу по вовлечению педагогических работников и специалистов в научно-методическую, опытно-экспериментальную работу в соответствии со стратегией развития организации. В настоящее время педагогический коллектив в ЦО «Самсон» представлен 9 кафедрами: дошкольного образования, начального основного образования, психологического сопровождения, естественно-математических наук, гуманитарно-общественных наук, иностранных языков, физической культуры и спорта, эстетического воспитания и кафедрой кураторов.

Профессиональные объединения сотрудников содействуют продуктивному сотрудничеству, взаимодействию всего коллектива школы, координации и регулированию всех процессов. Поэтому в ЦО «Самсон» специалисты, занимающиеся обеспечением качества здоровьесбе-регающей личностно-ориентированной образовательной среды, созданием оптимально комфортных условий и безопасности обучающихся, следовательно, участвующие в реализации образовательных программ, также организованы в структуры (Центр психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, Медико-психолого-педагогический консилиум, Информационно-технологическое объединение, Отдел развития и др.).

Под руководством заведующих кафедрами и руководителя научно-методического совета школы учителя участвуют в разработке и апробации программ, учебно-дидактических и методических материалов для основного, а также дополнительного образования, реализации профиль- 0 ного обучения. Особое внимание уделяется разработке и внедрению | о педагогического инструментария для успешной реализации системы воспитательной работы. -то!

В рамках научно-методической работы каждый педагог выбирает ^ у 2 тему профессионального саморазвития и совместно с руководителем ¡^-е-й кафедры, наставником определяет план ее реализации. По результатам ^ §-ю работы над своей научно-практической темой педагоги:

- изучают и апробируют новшества, опубликованные в научно-педагогических, методических изданиях, тиражируемые коллегами на профессиональных форумах;

- разрабатывают, апробируют собственные учебно-методические, дидактические материалы;

- выступают с результатами профессиональной деятельности на тематических педагогических советах, которые проводятся 3 раза в год;

- проводят мастер-классы, практикумы, семинары для коллег и обучающихся в вузах, организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования;

- оформляют результаты проделанной работы в виде планов-сценариев учебных занятий, статей, методических рекомендаций, программ индивидуальной и групповой поддержки обучающихся, развития ода-ренностей, делясь своим опытом и наработками с коллегами [8]. Справедливости ради следует отметить, что для коллективов многих общеобразовательных организаций такой режим и ритм работы является обязательным. Опытные педагоги разрабатывают персональную тему научно-методической работы самостоятельно. Важно, чтобы профессиональные интересы педагога были комплементарны стратегии развития нашей организации, перекликались с общешкольной темой методической работы. Следуя принципам выстраивания демократичных отношений в управлении персоналом, допускается определенная свобода в выборе/формулировке темы или направления в научно-исследовательской работе некоторых педагогов. Но в этом случае инициативные темы не только обязательно обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры, но и должны пройти процедуру экспертной оценки, публичной защиты. Новые, не совсем вписывающиеся в формат общешкольной методической темы, направления научно-практической работы педагога могут рассматриваться как перспективные, интересные с точки зрения психолого-педагогических исследований. Главное требование - выбор темы вне общего формата не должен противоречить общей идеологии, методологии развития российской системы общего образования и миссии образовательной организации. Все темы проходят обсуждение на заседаниях кафедры и утверждаются. В рамках общешкольного научно-практического

аг ко ин

^ семинара, проводимого дважды в год, каждому педагогу предостав-

¡г ? к ени

2 I 1

х у т работы, провести открытое учебное занятие, мастер-класс или любое

□.-(^го другое мероприятие [6; 7].

8 В деятельности научно-методической службы особое внима-

ляется возможность вынести на обсуждение результаты проделанной

m

г- С О

ние в работе с педагогами уделяется развитию научного мышления,

непрерывному совершенствованию предметно-методологических, организационно-управленческих, валеологических компетенций, когнитивная составляющая которых тесно связана с изучением, освоением и апробацией в практической деятельности фундаментальных теоретических положений [3; 4]. Приобретенные, самостоятельно освоенные результаты теоретических исследований также являются предметом для обсуждения на заседаниях кафедры. В такой ситуации педагог выступает как инициатор освоения нового в педагогической науке для своих коллег. Все темы, мероприятия и другие события обязательно учитываются при разработке плана работы кафедры на учебный год.

Проектный и командный подход являются ключевыми при организации проблемных творческих групп в разработке и реализации программ и планов работы над общешкольной методической темой. Одним из обязательных направлений деятельности является разработка, апробация и внедрение современных педагогических и образовательных технологий, обеспечивающих рост качества образовательного процесса и способствующих сохранности и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, качеству образования обучающихся.

Развитию научно-методической работы и соответственно профессионально-личностному росту педагогических работников способствует реализация идеи профессионально-социального партнерства школы с различными организациями, заинтересованными в повышении качества общего образования. Так, с 2006 по 2019 г. ЦО «Самсон» являлся инновационной научно-образовательной площадкой (ИНОП) Московского педагогического государственного университета (МПГУ), а сотрудничество с кафедрой управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой стало доброй традицией профессионального взаимодействия и продолжается сейчас. С 2008 г. коллектив школы занимался разработкой, апробацией и масштабированием научно-практических, информационных, учебно-методических ресурсов в управлении здоро-вьесберегающей личностно-ориентированной образовательной среды. На базе школы успешно проходят обучение, стажировки не только педагогические работники, управленцы/руководители из различных образовательных организаций, но и студенты, и аспиранты МПГУ, Сеченов- -ского университета. | о

Внутришкольная научно-методическая служба при подготовке программ и планов работы учитывает персональные особенности педагоги- ^ § | ческой деятельности каждого учителя, ориентируясь в числе актуальных ^ 5 2 вопросов и на решение персонально-значимых проблем педагогиче- ^-е-^ ских работников с учетом стратегических задач школы. Именно такая ^ ¡—о установка является определяющей при анализе международных

и российских тенденций в развитии системы общего образования, коллегиальном выборе и формулировке темы методической работы на определенный период (1-3 года). Формулировка методической темы для педагогического коллектива - результат командной работы заместителей директора, заведующих кафедрами, творческих инициативных педагогов. По сути, тема методической работы - продукт профессионального осмысления и осознания важности разработки и реализации конкретных актуальных направлений на ближайший учебный год.

Приведем пример развития методической темы «Образовательная среда школы как условие и ресурс развития творческих способностей педагога и обучающегося в условиях реализации ФГОС второго поколения и постепенного перехода к ФГОС третьего поколения», опубликованной в комплексном плане ЦО «Самсон» на 2023-2024 учебный год. В качестве основных целей и задач заявлено:

- совершенствование условий для реализации ФГОС, что предполагает обновленное содержание начального и основного общего образования;

- повышение качества обученности выпускников на уровне среднего общего образования;

- развитие условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и специального общего образования образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с ФГОС;

- выявление и развитие детской одаренности и поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

- реализация индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся;

- активизация работы по развитию творческого и инновационного потенциала учительского корпуса за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;

- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследо-вательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары и курсо-

го ^ ^ о

X I ^ л

° 5 t: ? ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ g ^ вую подготовку

CK

у 2 В описании планируемых результатов выделены ожидаемые резуль-^-е-™ таты деятельности педагогов, обучающихся и образовательной органы о.ю' низации в целом. Для педагогов: непрерывное повышение профес-

m и-ш

г- С О 116

сиональной компетентности и личностных достижений, реализация

интеллектуального и творческого потенциала; повышение качества обучения; распространение педагогического опыта; участие в общественном управлении образовательного учреждения. Для обучающихся: положительная динамика качества образования, формирование личностных компетенций, соответствующих модели выпускника; достижение личностных результатов, обретение метапредметных результатов (в соответствии со стандартами образования); раскрытие и реализация интеллектуального и творческого потенциала; объективная оценка результатов обучения и социальной проектной деятельности; формирование у членов школьного сообщества эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление их причастности к истории развития школы, ее успехам, традициям; здоровьесберегающая среда и осознание личностной ответственности за свое здоровье; участие в общественном управлении.

В целом результаты от выполнения задач научно-методической работы будут содействовать поддержке положительного имиджа школы -как образовательной организации, выпускающей высокообразованную, социально активную личность, готовую к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, как центра педагогического мастерства, и обеспечивать демократизацию процессов внутришкольного управления [6; 7].

Сталкиваясь с проблемой или ощущая дефицит профессиональных навыков, компетенций педагог нашей школы обращается за поддержкой к заведующему кафедрой, наставнику, руководителю творческой инновационной группы, в которой он состоит. И вместе с опытным педагогом формулирует проблему, обсуждает и выявляет возможные пути и способы ее решения. Основываясь на данных такого собеседования, учитель применяет на практике полученные рекомендации, действует по образцу, осознает алгоритм решения выявленной проблемы, применяет его на практике. В дальнейшем в процессе проработки проблемы педагог совершенствует приобретенные навыки, предлагает альтернативные пути решения данной проблемы, анализируя свой собственный опыт вместе с наставником и коллегами. В итоге оценивает результат собственной деятельности и делится опытом с коллегами. -

Если десять лет назад такое решение проблемы занимало многие | о месяцы и иногда растягивалось на год и более, то на современном этапе

ГО ^

цифровой трансформации образования с помощью предложенной нами -т о Ц в педагогическом исследовании процессуальной модели профессио- ^ у 2 нально-личностного развития педагогических работников в условиях ^-е-^ цифровой образовательной среды, с использованием ее внешних и вну- ^ ¡—о тренних ресурсов, а также при слаженном взаимодействии команды

менеджмента общеобразовательной организации появилась возможность решать проблемы профессионального дефицита, реализации профессионального и личностного потенциала педагогических работников в максимально короткие сроки с минимальными затратами времени и персональных ресурсов [9].

Грамотно выстроенная научно-методическая работа не только развивает профессиональную, методологическую составляющую педагогического работника, не только дает ему методический инструментарий для решения педагогических образовательных задач, но и способствует развитию внутренней уверенности педагога как специалиста, как профессионала. Создает для педагога среду, необходимую и способствующую развитию его личностных качеств: способности к профессиональной коммуникации, стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию, развитию эмпатии, эмоционального интеллекта, критического мышления и т.п.

Тематические педагогические советы, которые проводятся в нашей школе три раза в год, носят не формальный, а деятельностный интерактивный обучающий характер. Именно на таких педагогических советах педагоги делятся собственным опытом проработки и решения профессиональных и личностных проблем, с которыми они сталкиваются в практике своей педагогической деятельности. Приведем примеры тем, обсуждаемых на педсоветах в 2020/2021 учебном году, когда все школы столкнулись с проблемой изоляции и организации тотального дистанционного/онлайн обучения. Например, на педагогическом совете № 2 «Профилактика педагогического выгорания в рамках внедрения нового педагогического стандарта» обсуждались следующие вопросы: профессиональное здоровье как объект самоменеджмента педагога; учитель и его роль в обществе на примере опыта КНР, Финляндии и др. стран; учитель глазами детей; пути и средства профилактики профессионального выгорания педагога; искусство как средство помощи педагогу в разных жизненных ситуациях; эмоциональный интеллект и актуальность его развития в профессии педагога и др. На педагогическом совете № 3 «Онлайн-обучение и дистанционное обучение. Технологии и средства дистанционного обучения. Преимущество и недостатки дистанционного обучения для обучающихся» были обсуждены следующие проблемы: онлайн-обучение и дистанционное обучение; преимущества

го ~ ^ о

X I

и недостатки дистанционного обучения по разным предметам; синхрон-

си I х 2 § 1

ц 2 цифровые решения в овладении предметными знаниями; проектирова-

ск

¿-д.™ ние эффективного урока в режиме дистанционного обучения; инфор-о о ^ ш о F с о

ное и асинхронное дистанционное обучение: платформы и приложения;

^ о.ю' мационные технологии как ресурс качества образования в условиях дистанционного обучения; организация работы куратора в формате

118 I

дистанционного обучения; дистанционные формы и методики психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе; особенности дистанционного обучения дошкольников; особенности дистанционного обучения детей с нарушениями речи; использование интернет-ресурсов и цифровых компьютерных технологий в дистанционной форме обучения на уроках изобразительного искусства; особенности проведения онлайн-уроков по физической культуре. На педагогическом совете № 4 «Современные проблемы образования в вопросах и ответах» были рассмотрены результаты решения проблем, связанных с процессами цифровой трансформации образовательного процесса и развитием цифровой образовательной среды в школе.

Накопленный за время исследования организационно-управленческий опыт показал, при формировании цифровой образовательной среды в образовательных организациях важно оценить внутренние и внешние ресурсы, рассмотреть особенности повышения профессиональной функциональной грамотности педагогических работников, а также личностное развитие, самосовершенствование как направления в работе научно-методической службы. Анализ цифровой образовательной среды ЦО «Самсон» дает возможность констатировать достаточность электронных образовательных ресурсов и ИК-технологий для эффективного использования данных ресурсов в организации образовательного процесса и сопровождении профессионально-личностного развития педагогических работников.

Все эти факторы способствовали переводу системы методического управления педагогическим коллективом в научно-методическую систему. Был разработан целый пакет внутришкольных документов (локальных актов), создающих условия вовлечения педагогических работников в работу научно-методических подразделений школы, а также обеспечивающих стабильность и системность данной работы в школе. При подготовке такого пакета нормативных и организационно-управленческих документов был изучен и учтен опыт более 100 лучших по рейтинговым оценкам общеобразовательных организаций из разных регионов России. Так, особенности формирования и использования ресурсов цифровой образовательной среды нашли отражение в Положениях о научно-методическом совете, о методической предметной кафе- о дре, о индивидуальном сопровождении обучающихся «группы риска», Ц § о медико-психолого-педагогическом консилиуме в школе, о проектной о | деятельности и научно-практической конференции обучающихся и др. -т о Ц

Таким образом, именно научно-методическое сопровождение педа- х у т гогических работников современной школы обеспечивает устойчивость ^-е- й инновационного режима, своевременность и адекватность профессио- ^ ¡—о нальных ответов на социальные, технические и технологические вызовы.

Библиографический список / References

1. Березкина З.К. Управление внутришкольной научно-методической работой как условие профессионального развития учителя // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 70-73. [Berezkina Z.K. Management of intra-school scientific and methodological work as a condition for teacher professional development. Siberian Pedagogical Journal. 2007. No. 7. Pp. 70-73. (In Rus.)]

2. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании: Сборник статей / Под ред. В.Р. Кучмы, А.Р. Вирабо-вой. М., 2017. [Variativnost tekhnologiy zdorovesberezheniya v doshkolnom i shkolnom obrazovanii [Variability of health-saving technologies in preschool and school education]. V.R. Kuchma, A.R. Virabova (eds.). Moscow, 2017.]

3. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: В 2-х ч. Ч. 1. М., 2021. С. 571-575. [Virabova A.R., Shklyarova O.A. Management culture as a resource for personal and professional development of all participants in the educational process. Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelnymi sistemami. In 2 vols. Vol. 1. Moscow, 2021. Pp. 571-575. (In Rus.)]

4. Галеева Н.Л. Качество управления научно-методической системой школы: критерии и показатели // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.) / Отв. ред. С.Г. Воров-щиков, О.А. Шклярова: В 2 ч. Ч. 1. М., 2017. С. 254-258. [Galeeva N.L. Quality of management of the school's scientific and methodological system: criteria and indicators. Perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: ot doshkolnogo do vysshego. S.G. Vorovshchikov, O.A. Shklyarova (eds.). In 2 vols. Vol. 1. Moscow, 2017. Pp. 254-258. (In Rus.)]

5. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ори-ентированная монография / Под ред. А.Р. Вирабовой, О.А. Шкляровой. М., 2021. [Zdorovesberegayushchee lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennykh usloviyakh: traditsii, opyt, perspektivy razvitiya [Health-saving personality-oriented education in modern conditions: Traditions,

ro ~

о x x

4 £ ° 5 t: ? ^ Ф I x

z о x experience, development prospects]. A.R. Virabova, O.A. Shklyarova (eds.).

x и ¡2

CK

Ol

Moscow, 2021.] Осипова О.П., профессиональн

электронного обучения // Проблемы современного образования. 2022.

о_-Э- го 6. Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А. Педагогические риски профессиональной деятельности педагогов в условиях организации

120

№ 3. С. 164-176. DOI: 10/31862/2218-8711-2022-3-164176. [Osipova O.P., Savenkova E.V., Shklyarova O.A. Pedagogical risks of professional activities of teachers in the context of organizing e-learning. Problems of Modern Education. 2022. No. 3. Pp. 164-176. DOI: 10/31862/2218-8711-2022-3164176. (In Rus.)]

7. Поддуба С.Г. Особенности командного взаимодействия в формате проектной деятельности структурных подразделений школы «Самсон» // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова: В 2 ч. Ч. 2. М., 2018. С. 288-292. [Podduba S.G. Features of team interaction in the format of project activities of structural divisions of the Samson school. Nauchnaya shkola T.I. Shamovoy: metodologo-teoreticheskie i tekhnologicheskie resursy razvitiya obrazovatelnykh system. S.G. Vorovshchikov, O.A. Shklyarova (eds.). In 2 vol. Vol. 2. Moscow, 2018. Pp. 288-292. (In Rus.)]

8. Поддуба С.Г., Лезова Л.А. Система методического сопровождения профессионально-личностного развития современного педагога в школе «Самсон» // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1. М., 2021. С. 588-592. [Podduba S.G., Lezova L.A. System of methodological support for professional and personal development of a modern teacher at the Samson school. Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelnymi sistemami. In 2 vols. Vol. 1. Moscow, 2021. Pp. 588-592. (In Rus.)]

9. Поддуба С.Г., Осипова О.П. Цифровая образовательная среда в практике деятельности общеобразовательных организаций // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. № 3. С. 144-162. [Podduba S.G., Osipova O.P. Digital educational environment in the practice of educational organizations. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022. No. 3. Pp. 144-162. (In Rus.)]

10. Учение Т.И. Шамовой в практической деятельности дошкольных и школьных образовательных организаций / Под ред. В.Р. Кучмы, А.Р. Вирабовой. М., 2018. [Uchenie T.I. Shamovoy v prakticheskoy deyatelnosti doshkolnykh i shkolnykh obrazovatelnykh organizatsiy [Teachings of T.I. Shamova

in the practical activities of preschool and school educational organizations]. го Ц V.R. Kuchma, A.R. Virabova (eds.). Moscow, 2018.] | 5

11. Чарнецкая Ж.Н., Галеева Н.Л. Научно-методическая работа в современ- ° го к ной школе: новое или актуальное? // Шамовские чтения: Сборник ста- z о х тей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. ¡^ и g М., 2023. С. 434-438. [Charnetskaya Zh.N., Galeeva N.L. Scientific and о/в-Я methodological work in modern school: New or relevant? Shamovskie chteniya. ^

In 2 vols. Vol. 2. Moscow, 2023. Pp. 434-438. (In Rus.)]

Статья поступила в редакцию 15.07.2023, принята к публикации 04.09.2023 The article was received on 15.07.2023, accepted for publication 04.09.2023

Сведения об авторе / About the author

Поддуба Светлана Григорьевна - первый заместитель директора по учебному процессу, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования "Самсон"», г. Москва

Svetlana G. Podduba - first deputy director for educational process, non-profit educational private institution secondary school "Education Center 'Samson' ", Moscow E-mail: podduba@samson-corp.ru

о

TO

^ о

X X

.0

о

1— го к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.