Научная статья на тему 'К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза'

К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / педагогика сельской школы / механизмы сопровождения профессионального развития учителя / организационно-методическое сопровождение / магистратура педагогического университета / a teacher / pedagogy of a rural school / mechanisms for supporting the professional development of a teacher / organizational and methodological support / master’s degree of a pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Филипповна Долганова, Елена Евгеньевна Сартакова

Развитие сельских школ как основной группы российских общеобразовательных организаций обусловило задачу формирования современного кадрового ресурса, обладающего не только предметно-специализированными компетенциями, но и готовностью к профессиональной деятельности в области психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, в том числе средствами цифровой дидактики, организации процесса самосовершенствования и др. Профессиональное развитие, становление педагогического мастерства учителя в современных условиях школы на селе возможно лишь посредством его непрерывного образования. Одним из этапов формального непрерывного образования для педагогов сельских школ является магистратура. Целью настоящей работы является систематизация научных представлений о механизмах организационно-педагогического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза. В статье средствами теоретического анализа систематизировано научное знание об особенностях сельской школы в условиях современных комплексных структурных изменений, о специфике профессиональной педагогической деятельности данной группы учителей. Доказывается положение, что одним из механизмов профессионального развития учителя сельской школы является магистратура со специализированной образовательной программой. На основе историко-педагогического анализа предлагается систематика ведущих механизмов сопровождения профессионального развития педагога сельской школы (в том числе научно-методическое, организационно-педагогическое и др.), технологий, форм его реализации (тьюторство, кураторство, наставничество и др.), вводится понятие организационно-методического сопровождения образовательного процесса как деятельности акторов по проектированию и реализации взаимодействия между субъектами (обучающимися, координаторами, преподавателями и др.) средствами разработанного комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение его результативности. Анализируется содержание организационно-методического сопровождения образовательного процесса, разработанное для магистрантов Томского государственного педагогического университета. Реализация данной магистерской программы, в том числе авторская модель организационно-методического сопровождения, позволит результативно решать как задачи подготовки новых профессионалов для современной системы сельского образования, так и создать условия для становления будущих исследователей в области педагогики сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надежда Филипповна Долганова, Елена Евгеньевна Сартакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the mechanisms of organizational and methodical support of training teachers for work in rural schools by means of the Master’s degree program of pedagogical university

The development of rural schools as the main group of Russian general education organizations has led to the task of forming a modern human resource with not only subject-specialized competencies, but also readiness for professional activity in the field of psychological and pedagogical support of the educational process, including means of digital didactics, organization of the process of self-improvement, etc. Professional development, the formation of pedagogical skills of a teacher in modern conditions of school in rural areas is possible only through his continuous education. One of the stages of formal continuing education for teachers of rural schools is a master’s degree. The purpose of this work is to systematize scientific ideas about the mechanisms of organizational and pedagogical support for the preparation of teachers to work in a rural school by means of a master’s degree of a pedagogical university. In the article, by means of theoretical analysis, the scientific knowledge about the peculiarities of rural schools in the conditions of modern complex structural changes is systematized, the specifics of the professional pedagogical activity of this group of teachers are highlighted. The position is proved that one of the mechanisms of professional development of a rural school teacher is a master’s degree with a specialized educational program. On the basis of historical and pedagogical analysis, a systematics of the leading mechanisms for supporting the professional development of a rural school teacher is proposed (including scientific and methodological, organizational and pedagogical, etc.), technologies, forms of its implementation (tutoring, curatorship, mentoring, etc.), the concept of organizational and methodological support of the educational process as the activity of actors in the design and implementation of interaction between subjects is introduced (students, coordinators, teachers), by means of the developed complex organizational and methodological activities aimed at improving its effectiveness. The content of organizational and methodological support of the educational process developed for undergraduates of Tomsk State Pedagogical University is analyzed. The implementation of this master’s program, including the author’s model of organizational and methodological support, will effectively solve both the tasks of training new professionals for the modern system of rural education, and create conditions for the formation of future researchers in the field of rural school pedagogy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 84-92. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 5 (229), pp. 84-92.

УДК 378

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-84-92

К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза

Надежда Филипповна Долганова1, Елена Евгеньевна Сартакова2

1 2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 dolganovanf@tspu.edu.ru

2 lopolit@rambler.ru

Аннотация

Развитие сельских школ как основной группы российских общеобразовательных организаций обусловило задачу формирования современного кадрового ресурса, обладающего не только предметно-специализированными компетенциями, но и готовностью к профессиональной деятельности в области психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, в том числе средствами цифровой дидактики, организации процесса самосовершенствования и др. Профессиональное развитие, становление педагогического мастерства учителя в современных условиях школы на селе возможно лишь посредством его непрерывного образования. Одним из этапов формального непрерывного образования для педагогов сельских школ является магистратура. Целью настоящей работы является систематизация научных представлений о механизмах организационно-педагогического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза.

В статье средствами теоретического анализа систематизировано научное знание об особенностях сельской школы в условиях современных комплексных структурных изменений, о специфике профессиональной педагогической деятельности данной группы учителей. Доказывается положение, что одним из механизмов профессионального развития учителя сельской школы является магистратура со специализированной образовательной программой.

На основе историко-педагогического анализа предлагается систематика ведущих механизмов сопровождения профессионального развития педагога сельской школы (в том числе научно-методическое, организационно-педагогическое и др.), технологий, форм его реализации (тьюторство, кураторство, наставничество и др.), вводится понятие организационно-методического сопровождения образовательного процесса как деятельности акторов по проектированию и реализации взаимодействия между субъектами (обучающимися, координаторами, преподавателями и др.) средствами разработанного комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение его результативности. Анализируется содержание организационно-методического сопровождения образовательного процесса, разработанное для магистрантов Томского государственного педагогического университета.

Реализация данной магистерской программы, в том числе авторская модель организационно-методического сопровождения, позволит результативно решать как задачи подготовки новых профессионалов для современной системы сельского образования, так и создать условия для становления будущих исследователей в области педагогики сельской школы.

Ключевые слова: учитель, педагогика сельской школы, механизмы сопровождения профессионального развития учителя, организационно-методическое сопровождение, магистратура педагогического университета

Для цитирования: Долганова Н. Ф., Сартакова Е. Е. К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 84-92. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-84-92

© Н. Ф. Долганова, Е. Е. Сартакова, 2023

To the question of the mechanisms of organizational and methodical support of training teachers for work in rural schools by means of the Master's degree program of pedagogical university

Nadezhda F. Dolganova1, Elena E. Sartakova2

1 2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 dolganovanf@tspu.edu.ru

2 lopolit@rambler.ru

Abstract

The development of rural schools as the main group of Russian general education organizations has led to the task of forming a modern human resource with not only subject-specialized competencies, but also readiness for professional activity in the field of psychological and pedagogical support of the educational process, including means of digital didactics, organization of the process of self-improvement, etc. Professional development, the formation of pedagogical skills of a teacher in modern conditions of school in rural areas is possible only through his continuous education. One of the stages of formal continuing education for teachers of rural schools is a master's degree.

The purpose of this work is to systematize scientific ideas about the mechanisms of organizational and pedagogical support for the preparation of teachers to work in a rural school by means of a master's degree of a pedagogical university.

In the article, by means of theoretical analysis, the scientific knowledge about the peculiarities of rural schools in the conditions of modern complex structural changes is systematized, the specifics of the professional pedagogical activity of this group of teachers are highlighted. The position is proved that one of the mechanisms of professional development of a rural school teacher is a master's degree with a specialized educational program.

On the basis of historical and pedagogical analysis, a systematics of the leading mechanisms for supporting the professional development of a rural school teacher is proposed (including scientific and methodological, organizational and pedagogical, etc.), technologies, forms of its implementation (tutoring, curatorship, mentoring, etc.), the concept of organizational and methodological support of the educational process as the activity of actors in the design and implementation of interaction between subjects is introduced (students, coordinators, teachers), by means of the developed complex organizational and methodological activities aimed at improving its effectiveness. The content of organizational and methodological support of the educational process developed for undergraduates of Tomsk State Pedagogical University is analyzed.

The implementation of this master's program, including the author's model of organizational and methodological support, will effectively solve both the tasks of training new professionals for the modern system of rural education, and create conditions for the formation of future researchers in the field of rural school pedagogy.

Keywords: a teacher, pedagogy of a rural school, mechanisms for supporting the professional development of a teacher, organizational and methodological support, master's degree of a pedagogical university

For citation: Dolganova N. F., Sartakova E. E. K voprosu o mekhanizmakh organizatsionno-metodicheskogo so-provozhdeniya podgotovki uchiteley k rabote v sel'skoy shkole sredstvami magistratury pedagogicheskogo vuza [To the question of the mechanisms of organizational and methodological support of teacher training for work in rural schools by means of the Master's degree of a pedagogical university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 5 (229), pp. 84-92 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-84-92

Введение

Одной из основных особенностей развития российской системы образования является наличие большого числа сельских образовательных организаций. Для успешной реализации приоритетных направлений политики государства в области образования необходимо решить ряд стратегически важных задач, ведущую роль в которых играет учитель.

Развитие сельских школ как основной группы российских общеобразовательных организаций обусловило задачу формирования современного кадрового ресурса, обладающего не только предметно-специализированными компетенциями, но и готовностью к профессиональной деятельности в области психолого-педагогического обеспечения

образовательного процесса, в том числе средствами цифровой дидактики, организации процесса самосовершенствования и др.

Профессиональное развитие, становление педагогического мастерства учителя в современных условиях школы на селе возможно лишь посредством его непрерывного образования. Одним из этапов формального непрерывного образования для педагогов сельских школ является магистратура. Представляя собой второй уровень высшего образования, она отличается более высокими требованиями к обучающимся и обеспечивает формирование углубленного уровня теоретических знаний и практических навыков, а также вырабатывает и закрепляет способности к научно-исследовательской

работе. При подготовке учителя сельской школы в условиях магистратуры педагогического вуза следует обеспечить должное организационно-методическое сопровождение магистерской деятельности обучающихся посредством механизмов сопровождения их профессионального развития.

Целью настоящей работы является систематизация научных представлений о механизмах организационно-педагогического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза.

Материал и методы

Теоретическую основу исследования составили ведущие идеи теорий непрерывного образования (А. А. Вербицкий, Р. М. Шерайзина, З. Б. Ефлова и др.), профессионального становления сельского педагога (М. А. Александрова, Л. В. Байбородова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), организационно-методического сопровождения обучающихся (Е. Я. Бельская, А. С. Воронин, К. М. Граб-чук и др.), применения цифровых технологий в сопровождении (С. А. Бешенков, С. Д. Каракозов, А. Ю. Уваров) и др.

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ литературы, проектирование гипотез, результатов исследования и механизмов их достижения, логические методы; эмпирические: гуманитарные (беседа, экспертная оценка), опросно-диагностические (анкетирование, тестирование), анализ продуктов деятельности, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа; статистические: математическая и графическая обработка и оформление первичных данных.

Результаты и обсуждение

В настоящее время можно констатировать, что к особенностям российской системы образования необходимо отнести преобладание сельских школ, которым присущи специфические особенности. Заметим, что факторы, обуславливающие особенности образования в сельской местности, содержательно неоднородны, а в реальных условиях и вовсе могут быть диаметрально противоположными. Эти аспекты систематизировались различными учеными (Л. В. Байбородовой, М. П. Гурьяновой, М. Ф. Груздевым, Г. Е. Котьковой, П. П. Пивненко и др.). Наиболее полно современные характеристики сельской школы и однородные факторы, играющие огромную роль в формировании специфики конкретных образовательных организаций, были представлены в диссертации З. Б. Ефловой [1, с. 62-63].

С нашей точки зрения, к неоднородным факторам стоит причислить внутришкольные факторы

каждой конкретной образовательной организации, такие как численность учащихся, уровень их интеллектуального и физического развития, этническая принадлежность, социальный статус семьи и прочие, лежащие в основе своеобразности функционирования определенной сельской школы. К факторам, также влияющим на специфику образования в сельской школе, относят высокий показатель среднего возраста педагогического коллектива и факт дефицита молодых специалистов. В настоящее время достаточно часто констатируется, что множество сельских образовательных организаций испытывают недостаток в педагогах: не хватает учителей иностранного языка и естественно-научных дисциплин; зачастую ведущие предметы (математику, русский язык и др.) преподают специалисты, не имеющие соответствующего образования. Показательны результаты исследования Общероссийского народного фронта за 2019 г: доля ставок учителей, фактически занятых списочным составом, в 2019 г. составила по стране 93,2 % от их общего числа; 7,4 % фактически занятых ставок педагогов ежегодно замещаются в срочном порядке [2]. Сложность решения задачи обеспечения сельских школ специалистами может быть обусловлена и тем, что более 42 % педагогов данной группы школ являются предпенсионерами и пенсионерами.

Кадровый голод сельских общеобразовательных организаций ощущается не только физическим отсутствием необходимых работников, но и потребностью в учителях, способных решать нестандартные педагогические задачи организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы. Это делать очень тяжело для данной группы специалистов не только в силу большого опыта педагогической деятельности (средний возраст учителей сельских общеобразовательных организациях (ООО) составляет 47 лет, а стаж работы - выше 27 лет [3]), но и определенных традиционных навыков организации профессиональной педагогической деятельности, сложности и комплексности учительского труда в данной группе организаций.

Общеизвестно, что сельская система образования функционирует в более сложных экономических, культурных и социальных условиях, чем городская [4, с. 40], соответственно, педагогам приходится брать на себя, помимо образовательных функций, социокультурные, просветительские, социально-педагогические, компенсаторные, адаптивные и иные в зависимости от конкретно сложившихся условий и возникших обстоятельств [4, 5]. А успешность их реализации напрямую зависит от профессионализма педагогических сельских кадров в школе.

В настоящее время в достаточной степени сформированы научные представления об особенностях профессиональной деятельности сельского учителя (многопредметности, полифункциональности, динамичной сменяемости видов профессиональной деятельности, обусловленной социокультурной ситуацией сельского поселения и др.), его «дополнительном» функционале [1, с. 112] в условиях частично закрытого социокультурного, образовательного пространства [6]. Содержание профессиональной деятельности сельского учителя связано с рядом особенностей, в том числе значительной территориальной обособленностью, информационной изолированностью, малой численностью педагогических и ученических коллективов, организационно-методическими проблемами, которые имеют место быть в процессе профессионального его становления и совершенствования. Л. В. Байбородова обращает внимание, что это во многом определено спецификой их базового педагогического образования, которое нацелено на освоение содержания и технологий, которые присущи обычной школе и не приспособлены к условиям малочисленных классов [7, 8].

Учитывая отличительные аспекты функционирования школы в сельской местности и особенности профессионального становления и развития учителя в ней, мы полагаем, что в процессе его непрерывного образования в рамках магистратуры педагогического вуза целесообразно обеспечить действенную и эффективную систему сопровождения, удовлетворяющую потребностям современной сельской школы.

Рассмотрим значение слова «сопровождение» в общем смысле. Под сопровождением какого-либо явления, процесса понимается совершение действия, сопутствующего другому основному действию и/или дополняющего его [9]. Говоря о сопровождении в образовании с точки зрения сопровождения в процессе реализации образовательных программ в вузе, ведущая идея этого термина, на наш взгляд, отражена в работе Л. В. Мардахаева, который рассматривает его с позиции совместного движения «сопровождающего в интересах достижения сопровождаемым определенной цели» [10, с. 82].

Исследователи выделяют различные механизмы сопровождения профессионального развития сопровождаемого (обучающегося) сопровождаемым (наставником), такие как педагогическое сопровождение (А. В. Обрезков, М. Н. Певзнер и др.), психолого-педагогическое сопровождение (В. И. Байденко, И. В. Переверзева и др.), методическое сопровождение (В. Ю. Кричевский, Л. Г. Та-рита и др.), научно-методическое сопровождение (В. Д. Забурьянова, Л. В. Кочегарова), организаци-

онно-методическое сопровождение (Е. Я. Бель-ская, А. С. Воронин и др.) и др.

В научной литературе понятие организационно-методического сопровождения рассматривается как особый вид сопровождения, осуществляемый посредством методической составляющей (формы, методы, средства). Данное сопровождение определяется С. В. Лаптевой, Е. В. Мошкиной как целостная, системная деятельность по реализации данного сопровождения [11, 12]. На текущий момент последней диссертационной работой по вопросам организационно-методического сопровождения обучающихся стала диссертация Е. Я. Бельской, в которой автор вводит понятие «организационно-методическое сопровождение деятельности кураторов в техническом университете» как системно организованном процессе сопровождения профессионального развития кураторов групп и его ресурсного обеспечении [13, с. 4].

На наш взгляд, под организационно-методическим сопровождением образовательного процесса следует понимать деятельность акторов по проектированию и реализации взаимодействия между субъектами (обучающимися, координаторами, преподавателями и др.) средствами разработанного комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение его результативности. На основании историко-педаго-гического анализа совокупности различных форм и технологий сопровождения выделим профессиональные тренинги, модерирование, супервизию, тьюторство, кураторство, наставничество [14] и др.

Рассмотрим отличительные особенности этих механизмов профессионального сопровождения. В исследовании О. В. Гончаровой [15] указывается, что профессиональные тренинги представляют собой систему воздействий, основанных на сотрудничестве и направленных на стимулирование стремления к личностному развитию и росту профессионализма. Они построены тренинг-менеджером с учетом профессиональных, квалификационных и личностных особенностей участников на блочно-модульном принципе, предполагают поэтапное обучение и широкое использование активных развивающих методов с целью переноса полученных знаний и умений в тренинге в реальную профессиональную деятельность, грамотно сочетая при этом все имеющиеся средства: упражнения и задания (деловые игры, групповая работа как в больших, так и в малых группах, установочные мини-лекции, видеофильмы, всевозможные компьютерные обучающие программы и др.).

Рассматривая модерирование как одну из форм сопровождения педагогов, М. Н. Певзнер указывает, что его основная функция заключается в раскрытии потенциальных возможностей и способностей

учителя за счет профессионального управления социально-педагогическим взаимодействием в группе [16]. В процессе реализации данной формы сопровождения могут использоваться технологические приемы визуализации, вербализации, презентации и обратной связи, обеспечивающие процесс свободной коммуникации без прямого руководства и субъективной оценки характера результатов взаимодействия участников. Модерирование воздерживается от вмешательства в процесс, так как его отличительной особенностью является именно непосредственное невмешательство в него [13].

Обсуждая индивидуальную и/или групповую супервизию, обратим внимание на работу М. И. Лорсановой, в которой автор определяет ее как оказание консультационной помощи педагогу в преодолении его профессиональных затруднений посредством глубокой коррекции и при необходимости формирования у подопечного новых профессиональных установок [14]. Отметим, что су-первизия подразумевает экспертизу профессиональной деятельности супервизируемого, определение его проблемных мест в работе, создание индивидуальной программы по разрешению трудностей, контроль за достижением поставленных целей в определенные временные отрезки, обсуждение результатов работы по плану и внесение в него корректив при необходимости.

Отдельными формами сопровождения являются тьюторство и кураторство. Многие авторы подчеркивают роль тьюторства в организации образования и самообразования педагога посредством реализации индивидуальной образовательной программы поддержки, направленной на содействие его самоопределения и самореализации в профессиональной и общественной жизни, выявлению направления своего развития, перспектив личностного и профессионального роста [15]. По мнению Е. Я. Бельской, тьютор оказывает помощь в реализации индивидуального образовательного пути студента, куратор же работает с академической группой в целом [13]. При этом понятие «куратор» можно определить и трактовать его как участника образовательного процесса, оказывающего педагогическую, организационную, социально-психологическую поддержку и помощь студентам [13]. Кураторство считается эффективной формой психолого-педагогического сопровождения. Наставничество же представляет собой отношения, с помощью которых наставник осуществляет процесс передачи и ускорения личного, социального, профессионального опыта и обеспечивает поддержку неопытного человека в его профессиональном становлении [13].

На наш взгляд, среди механизмов профессионального сопровождения в рамках организацион-

но-методического сопровождения в образовательном процессе следует понимать деятельность координатора. Именно данный субъект осуществляет координацию (согласование) продуктивной деятельности оставшихся субъектов процесса обучения (обучающегося, преподавателя), путем выстраивания организации взаимодействия между ними с использованием разработанного комплекса методических мероприятий, направленных на повышение результативности этого процесса. Для нас координатор - это организатор взаимодействия преподавания и учения с использованием возможностей цифровой поддержки в вузе. В плане организации процесса обучения - это методист, осуществляющий поддержку преподавателя средствами педагогического дизайна. Для обучающегося координатор - это тьютор, оказывающий ему соответствующую помощь (см. таблицу).

Следует отметить, еще одним из основных моментов в организационно-методическом сопровождении профессионального развития, особенно учителя сельской школы, являются цифровые технологии. Благодаря этим средствам появляется возможность реализации образовательных программ в дистанционной и/или сетевой формах.

Такое организационно-методическое сопровождение было разработано для обучающихся и преподавателей, участвующих в реализации магистерской образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Педагогика сельской школы». Данная магистерская программа была открыта в Томском государственном педагогическом университете и нацелена на профессиональное развитие педагогических работников сельских школ (будущих педагогов-методистов и педагогов-наставников), членов управ-ленческо-педагогических команд сельских школ, а также будущих аспирантов.

В рамках магистерской программы обеспечивается достижение планируемых результатов освоения соответствующей образовательной программы. Данный процесс четко регламентирован и оформлен посредством документов, таких как основная образовательная программа, рабочий учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик, программы государственной итоговой аттестации. Содержание программы представлено как особыми дисциплинами по профилю программы («Гносеологические основы исследования сельской школы», «Профессиональная деятельность учителя сельской школы», «Использование средств педагогической праксиологии в исследованиях сельской школы», «Педагогическая феноменология как механизм изучения сельской школы и социума» и др.), так и самостоятельными модулями

Роли координатора и его функции по организационно-методическому сопровождению

образовательного процесса

Функции сопровождения в условиях электронно-информационной образовательной среды

в отношении обучающихся в отношении преподавателей

Консультирование обучающихся по организации работы с методическим обеспечением образовательного процесса, включая цифровые ресурсы Консультирование преподавателей по аспектам проектирования, разработки и организации методического обеспечения образовательного процесса в образовательной организации, включая цифровые ресурсы

Выявление потребностей обучающихся и определение их уровня компетенций (дефицитов) Развитие цифровых навыков преподавателей (выявление затруднений, разработка и реализация программы сопровождения педагога)

Обеспечение эффективного и своевременного обновления обучающих ресурсов и их доступности Анализ документов, регламентирующих образовательный процесс, консультирование по данным вопросам

Помощь в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, исходя из его потребностей и выявленных дефицитов Проектирование и разработка отдельных компонентов основных образовательных программ, а также их дальнейшая реализация в онлайн- и/или офлайн-режимах

Поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в работе с ЦОС ТГПУ (сайт, ЭИОС, Moodle и др.) Консультирование преподавателей при работе с ЦОС ТГПУ (сайт, ЭИОС, Moodle, РПД и др.)

Координация самостоятельной работы обучающихся в межсессионный период средствами цифровых образовательных ресурсов Разработка, наполнение и анализ рабочих программ образовательных программ в информационной системе РПД ТГПУ

Обеспечение освоения обучающимися методики работы с цифровым профилем обучающегося Подготовка совместно с преподавателем электронных учебно-методических комплексов с необходимым наполнением по дисциплинам/практикам/НИР

Помощь в организации практик и НИР Запуск онлайн-курсов преподавателей в системе дистанционного обучения ТГПУ на платформе MOODLE (Moodle ТГПУ -https://moodle.tspu.edu.ru/)

Обеспечение мотивации и стимулирование самостоятельности у обучающихся, а также вовлечение их в деятельность Разработка и адаптация средствами педагогического дизайна элементов учебно-методических комплексов (в том числе онлайн-курсы)

Организация индивидуальной и групповой рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов Обеспечение организации образовательного процесса средствами цифровой дидактики

Организация связи с субъектами образовательного процесса Помощь в организации связи с группой в наиболее подходящем формате с учетом конкретных обстоятельств

(«Дидактика сельской школы», «Управление сельской школой», «Воспитательная деятельность в сельской образовательной организации» и др.).

Цель организационно-методического сопровождения субъектов образовательного процесса -проектирование и реализация комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение результативности процесса подготовки учителя сельской школы в магистратуре педагогического вуза, в частности: 1) осуществление педагогического дизайна образовательной магистерской программы «Педагогика сельской школы»; 2) удовлетворение образовательных запросов участников образовательного процесса (обучающихся, преподавателей); 3) разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов субъектов образовательного процесса; 4) помощь в организации самостоятельной работы субъектов образовательного процесса (дисциплины, практики, НИР); 5) поддержка субъектов образовательного процесса, испытывающих за-

труднения при работе с цифровыми образовательными средствами (ЦОС).

Сам процесс организационно-методического сопровождения базируется на таких методологических подходах, как компетентностный, субъектно ориентированный, системно-деятельностный. При этом ведущими его принципами выступают принципы вариативности, субъектности, непрерывности, продуктивности, рефлексивности.

Приведем отдельные механизмы организационно-методического сопровождения процесса подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза. В процессе педагогического дизайна образовательной магистерской программы «Педагогика сельской школы» используем цифровые образовательные ресурсы, интегральные образовательные технологии. Для удовлетворения образовательных запросов участников образовательного процесса внедряем элементы субъектно ориентированных технологий, модульного, смешанного обучения. В процес-

се поддержки субъектов образовательного процесса, испытывающих затруднения при работе с цифровой образовательной средой, используем групповое, индивидуальное консультирование, практикумы, решение профессиональных задач и др.

Одним из важнейших вопросов организационно-методического сопровождения является вопрос его результативности. С нашей точки зрения, результативность организационно-методического сопровождения определяется рядом критериев и соответствующих показателей.

Критерий 1. «Удовлетворенность субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей) организационным сопровождением», показатели: доступность информации об учебном процессе, позитивная оценка работы координатора, оперативность реагирования на запросы, своевременное консультирование, учет пожеланий субъектов образовательного процесса по организации совместной работы, своевременное обновление для обучающих ресурсов и их доступность.

Критерий 2. «Удовлетворенность субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей) методическим сопровождением», показатели: уровень информационной поддержки субъектов, испытывающих затруднения в работе с ЦОС ТГПУ (сайт, ЭИОС, МооШе, РПД и др.); качество реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, осуществления программы сопровождения педагога.

Критерий 3. «Удовлетворенность образовательных запросов обучающихся», интегрированный показатель: уровни удовлетворенности участников образовательного процесса.

Критерий 4. «Позитивные изменения в психосоциальном развитии субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей)», показатели: уровень готовности к непрерывному профессиональному развитию, уровень адаптации в условиях изменяющегося образовательного и жизненного пространства и др.

К основным средствам организационно-методического сопровождения данной образовательной программы в Томском государственном педагогическом университете относятся журнал «Я-как-проект»; платформы для проведения конференций; электронная информационно-образовательная среда ЭИОС ТГПУ (https://eios.tspu.edu.ru); средства для персональной работы с куратором (личная страница обучающегося; страничка куратора; блог куратора); электронные курсы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на основе системы управления обучением MOODLE (https://moodle.tspu.edu. ги); сайт ТГПУ (https://www.tspu.edu.ru).

С нашей точки зрения, спроектированная и реализуемая в настоящее время система организационно-методического сопровождения деятельности магистров в Томском государственном педагогическом университете станет действенным и эффективным механизмом подготовки учителей к работе в сельских школах региона.

Заключение

Можно констатировать, что в Томском государственном педагогическом университете впервые в России открыта магистерская образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Педагогика сельской школы». Данная программа уже в настоящее время является механизмом координации инновационной деятельности сельских школ региона. Ее реализация, в том числе авторская модель организационно-методического сопровождения, позволит более результативно решать задачи подготовки новых профессионалов для современной системы сельского образования и создать условия для становления будущих исследователей в области педагогики сельской школы, формирования научно-педагогического сообщества специалистов в данной научной области.

Список источников

1. Ефлова З. Б. Непрерывное образование учителя современной сельской школы: концептуально-методологические основы: дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2021. 448 с.

2. Эксперты ОНФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился // Материалы Общероссийского народного фронта от 24 июня 2019 г URL: https://onf.ru/2019/06/24/eksperty-onf-deficit-uchiteley-v-rossiyskih-shkolah-za-god-uvelichilsya (дата обращения: 01.12.2022).

3. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18. С. 1-17.

4. Гурьянова М. П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 1. С. 40-44.

5. Гурьянова М. П. Социальный педагог в сельской России. М.: Современное образование, 2014. 248 с.

6. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. М.: ИИДСВ РАО, 2018. 155 с.

7. Байбородова Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Инновации в сельской школе. URL: https://si-sv. co^nnovatsii/bajborodova_selskaja-malochisl-shkola.pdf?ysclid=lap1zy8w4i577392594 (дата обращения: 19.11.2022).

8. Байбородова Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения // Образовательная панорама: научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Обрезков А. В. Педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2022. 204 с.

10. Мардахаев Л. В. Профессиональная идентификация в процессе профессионально ориентированной социализации обучаемых // ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 9-14.

11. Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая функция куратора учебной группы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 205 с.

12. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 185 с.

13. Бельская Е.Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.

14. Лорсанова М.И. Педагогические условия реализации супервизии в профессиональной деятельности педагогов: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2020. 196 с.

15. Гончарова О. В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 19.11.2022).

16. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов и др.; под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 316 с.

References

1. Eflova Z. B. Nepreryvnoye obrazovaniye uchitelya sovremennoy sel 'skoy shkoly: kontseptual'no-metodologicheskiye osnovy. Dis. dokt. ped. nauk [Continuing education of a modern rural school teacher: conceptual and methodological foundations. Diss. doc. of ped. sci.]. Veliky Novgorod, 2021. 448 p. (in Russian).

2. Eksperty ONF: Defitsit uchiteley v rossiyskikh shkolakh za god uvelichilsya [RPF experts: The shortage of teachers in Russian schools has increased over the year]. Materialy obshcherossiyskogo narodnogo fronta ot 24 iyunya 2019 g. [Materials of the All-Russian Popular Front dated June 24, 2019]. Moscow, 2019 (in Russian). URL: https://onf.ru/2019/06/24/eksperty-onf-deficit-uchiteley-v-rossiyskih-shkolah-za-god-uvelichilsya (accessed 1 December 2022).

3. Zair-Bek S. I., Mercalova T. A., Anchikov K. M. Kadry shkol'nogo obrazovaniya: vozmozhnosti i defitsit [School education personnel: opportunities and deficits]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya: Informatsionno-analiticheskiye materialypo rezul'tatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledovaniy, 2020, no. 18, pp. 1-17 (in Russian).

4. Gur'yanova M. P. Vektor razvitiya obrazovaniya v sel'skom sotsiume: vybor budushhego dlya sela regiona [The vector of development of education in rural society: the choice of the future for the village of the region]. Uchyonyye zapiskiPetrozavod-skogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of Petrozavodsk State University, 2015, no. 1, pp. 40-44 (in Russian).

5. Gur'yanova M. P. Sotsial'nyy pedagog v sel'skoy Rossii [Social educator in rural Russia]. Moscow, Sovremennoye obrazovaniye Publ., 2014. 248 p. (in Russian).

6 Gur'yanova M. P. Razvitiye sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti s det'mi i sem'yami v prostranstve mesta zhitel'stva [Development of social and pedagogical activities with children and families in the space of the place of residence]. Moscow, IIDSV RAO Publ., 2018. 155 p. (in Russian).

7. Bayborodova L. V. Sel'skaya malochislennaya shkola: kakaya ona segodnya [Rural small school: what is it like today]. Innovatsii v sel'skoy shkole (in Russian). URL: https://si-sv.com/Innovatsii/bajborodova_selskaja-malochisl-shkola. pdf?ysclid=laptzy8w4i577392594 (accessed 19 November 2022).

8. Bayborodova L. V. Dostupnost' dopolnitel'nogo obrazovaniya detey na sele: problemy i puti ikh resheniya [Availability of additional education for children in the countryside: problems and ways to solve them]. Obrazovatel'naya panorama: nauchno-metodicheskiy zhurnal, 2018, no. 1, pp. 28-33 (in Russian).

9. Obrezkov A. V. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye professional'nogo stanovleniya kursantov voyennogo vuza. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support for the professional development of cadets of a military university. Dis. cand. ped. sci.]. Chelyabinsk, 2022. 204 p. (in Russian).

10. Mardakhaev L. V. Professional'naya identifikatsiya v protsesse professional'no-oriyentirovannoy sotsializatsii obuchayemykh [Professional identification in the process of professionally-oriented socialization of trainees]. CITISE, 2019, no. 1(18), pp. 9-14 (in Russian).

11. Lapteva S. V. Organizatsionno-pedagogicheskoye soprovozhdeniye sotsial'noy adaptatsii studentov v vuze kak tselevaya funktsiya kuratora uchebnoy gruppy. Dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical support of social adaptation of students at the university as a target function of the curator of the study group. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2016. 205 p. (in Russian).

12. Moshkina E. V. Organizatsionno-pedagogicheskoye soprovozhdeniye protsessa podgotovki studentov zaochnoy formy v usloviyakh elektronnogo obucheniya. Dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical support of the process of preparing correspondence students in terms of e-learning. Dis. cand. ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2014. 185 p. (in Russian).

13. Bel'skaya E. Ya. Sistema organizatsionno-metodicheskogo soprovozhdeniya deyatel'nosti kuratorov akademicheskikh grupp v tekhnicheskom universitete. Dis. kand. ped. nauk [The system of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups at a technical university. Dis. cand. ped. sci.]. Tomsk, 2021. 214 p. (in Russian).

14. Lorsanova M. I. Pedagogicheskiye usloviya realizatsii supervizii vprofessional'noy deyatel'nostipedagogov. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the implementation of supervision in the professional activities of teachers. Dis. cand. ped. sci.]. Armavir, 2020. 196 p. (in Russian).

15. Goncharova O. V. Innovatsionnyye tekhnologii organizatsii nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya professional'noy deyatel'nosti pedagogov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Innovative technologies for organizing scientific and methodological support for the professional activities of teachers in an educational institution]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya -Modern problems of science and education, 2014, no. 6 (in Russian). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (accessed 19 November 2022).

16. Pevzner M. N., Zaychenko O. M., Buketov V. O. et al. Nauchno-metodicheskoye soprovozhdeniye personala shkoly: peda-gogicheskoye konsul 'tirovaniye i superviziya [Scientific and methodological support of school personnel: pedagogical consultation and supervision]. Ed. M. N. Pevzner, O. M. Zaychenko. Veliky Novgorod, NovGU; Institut obrazovatel'nogo marketinga i kadrovyh resursov Publ., 2002. 316 p. (in Russian).

Информация об авторах

Долганова Н. Ф., старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Сартакова Е. Е., доктор педагогических наук, доцент, профессор, руководитель научно-образовательного центра педагогики сельской школы, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the authors

Dolganova N. F., Senior Lecturer, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Sartakova E. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the department of pedagogy and education management, Head of CEC pedagogy of rural school, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 17.03.2023; принята к публикации 01.08.2023 The article was submitted 17.03.2023; accepted for publication 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.