Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КООРДИНАТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Кондратюк Татьяна Александровна, Зайцева Маргарита Сергеевна

Статья посвящена вопросу организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов. Актуализируются значимость, направления сотрудничества университета и школы в рамках профессиональной образовательной площадки. Исследование позволило определить этапы организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов: диагностический, проектировочный и реализационный; обосновать содержание подготовки координаторов профессионально-образовательной площадки. Исследование проводилось на основе компетентностного подхода по реализации практик-ориентированной подготовки будущих педагогов. В заключении делается вывод о перспективности практики организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов через практико-ориентированную подготовку координаторов профессиональных-образовательных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Кондратюк Татьяна Александровна, Зайцева Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE INVOLVEMENT OF TEACHERS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the problem of organizational and methodological support for the teachers’ involvement in the process of training future teachers. The significance, types of activities, areas of cooperation between the university and the school within the professional educational platform are updated. The study made it possible to determine the stages of organizational and methodological support for the teachers’ involvement in the process of training future teachers: diagnostic, design and implementation; to substantiate the content of the training of the coordinator of the professional and educational platform. The study was conducted on the basis of a competence-based approach and the implementation of practice-oriented training of future teachers. Тhe conclusion is made about the prospects of the practice of organizational and methodological support for the teachers’ involvement in the process of training future teachers through practice-oriented training of coordinators of professional and educational platforms.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 337

доктор педагогических наук, профессор Адольф Владимир Александрович

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Кондратюк Татьяна Александровна Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); старший преподаватель Зайцева Маргарита Сергеевна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов. Актуализируются значимость, направления сотрудничества университета и школы в рамках профессиональной образовательной площадки. Исследование позволило определить этапы организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов: диагностический, проектировочный и реализационный; обосновать содержание подготовки координаторов профессионально-образовательной площадки. Исследование проводилось на основе компетентностного подхода по реализации практик-ориентированной подготовки будущих педагогов. В заключении делается вывод о перспективности практики организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов через практико-ориентированную подготовку координаторов профессиональных-образовательных площадок.

Ключевые слова: организационно-методическое сопровождение, вовлечение, учитель, будущий педагог, координатор профессионально-образовательной площадки, профессиональная подготовка в вузе, повышение квалификации.

Annotation. The article is devoted to the problem of organizational and methodological support for the teachers' involvement in the process of training future teachers. The significance, types of activities, areas of cooperation between the university and the school within the professional educational platform are updated. The study made it possible to determine the stages of organizational and methodological support for the teachers' involvement in the process of training future teachers: diagnostic, design and implementation; to substantiate the content of the training of the coordinator of the professional and educational platform. The study was conducted on the basis of a competence-based approach and the implementation of practice-oriented training of future teachers. The conclusion is made about the prospects of the practice of organizational and methodological support for the teachers' involvement in the process of training future teachers through practice-oriented training of coordinators of professional and educational platforms.

Key words: organizational and methodological support, involvement, teacher, future teacher, coordinator of the professional and educational platform, professional training at the university, advanced training.

Введение. Вовлечение учителей в процесс подготовки будущего педагога обеспечивает его качественное профессиональное становление, формирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации [4]. Учителя способствуют погружению будущих педагогов в реальный мир профессиональной педагогической культуры, являются наставниками, раскрывающими практические основы профессионального мастерства, профессиональных компетентностей [6].

В современной практике образования возникает потребность в организационно-методическом сопровождении вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов. Исследование выполнено по проекту «Научно-методологическое и методическое сопровождение вовлечения учителей общеобразовательных организаций в процесс подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций педагогической направленности и педагогических университетов», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках государственного задания № 073-00090-22-02, на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» и Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа № 1 имени В.И. Сурикова» г. Красноярска.

Обосновано содержание подготовки координаторов профессионально-образовательных площадок по вовлечению учителей в процесс подготовки будущих педагогов в рамках программы повышения квалификации.

Изложение основного материала статьи. Для определения содержания организационно-методического сопровождения вовлечения учителей общеобразовательных организаций в процесс подготовки будущих педагогов необходимо определить виды деятельности, которые способствуют этому вовлечению. На их основе проектировались подходы к организации вовлечения, разрабатывалась дорожная карта и практико-ориентированная программа повышения квалификации для подготовки координаторов профессионально-образовательных площадок [4].

Вовлечение учителей в процесс подготовки будущих педагогов подразумевает:

- реализацию практического обучения;

- взаимодействие университета с общеобразовательными организациями;

- направленность образовательного процесса на подготовку выпускников к решению профессиональных задач.

Результатом вовлечения учителей в процесс подготовки будущего педагога становится развитие единого научно-

методического пространства, обеспечивающего разнообразие профессиональных запросов, ликвидацию профессиональных дефицитов как у учителей, так и у будущих педагогов, непрерывном развитии профессионального мастерства и становлении новой педагогической практики. Что позволит повысить качество подготовки выпускника педагогического вуза и результативность его вхождение и удержание в профессии.

Сущность сопровождения мы рассматриваем как процесс и как стратегию взаимодействия. Организационно-методический аспект сопровождения базируется на идеях В.А. Сластенина, который характеризует сопровождение как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности субъекта в проблемной ситуации [6].

Целью организационно-методического сопровождения будущих педагогов является профессиональное становление, а у учителей-практиков - профессиональное развитие. У тех и других происходит раскрытие личностно-профессиональных потенциалов, методическое, технологическое, личностное «достраивание» профессиональных компетенций, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. На эти аспекты педагогической деятельности ориентировано методическое сопровождение вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов.

Понимание сопровождения как педагогической стратегии позволяет планировать, поэтапно осуществлять и своевременно регулировать педагогическую деятельность учителей и будущих педагогов за счет выбора содержания, методов и средств деятельности адекватно ее целям и задачам.

Исследование проводилось на основе компетентностного подхода и реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по профилю «Физическая культура». Применялись методы теоретического анализа, наблюдения, опроса, обобщения педагогического опыта, педагогического моделирования.

Практика по вовлечению учителей в процесс практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры осуществлялась в три этапа. На первом (диагностическом) этапе, определены запросы и мотивация, готовность обучающихся института физической культуры, спорта и здоровья имени И.С. Ярыгина (далее - институт) и 120 учителей общеобразовательных организаций г. Красноярска и Красноярского края, Хабаровского края, Омска, Хакассии, Крайнего Севера и работодателей участвовать в процессе подготовки будущих педагогов. Так, для учителей участие в процессе подготовки будущих педагогов востребовано и актуально, так как позволяет лично осмыслить свои приоритеты, осознать свои ценности и убеждения, оставаться в профессии и быть в ней удовлетворенным, развивается как профессионалу для решения актуальных профессиональных задач [6]. Для будущих педагогов практико-ориентированная подготовка востребована, так как позволяет осваивать педагогическую культуру, эффективный инструментарий педагогической деятельности. Для работодателей участие в подготовке будущих педагогов востребовано, так как позволяет сокращать и ликвидировать дефицит кадров, устранять профессиональные дефициты педагогов, развивать профессиональные компетенции и осуществлять качественное изменение педагогической практики для реализации приоритетных задач образования [1].

Исследование запроса на вовлечение учителей в процесс подготовки будущих педагогов позволило определить зоны взаимодействий в образовательном процессе, которые обеспечивают у будущих педагогов появление старших партнеров, позволяют увидеть векторы и перспективы личностно-профессионального становления. На профессионально-образовательных площадках учителя демонстрируют продуктивные навыки и успешный опыт, способствуют присвоению культурно-профессиональных ценностей, освоению профессионально-трудовых действий [3].

В результате исследования мотивации 120 учителей выявлено, что собственное решение о возможности участвовать в подготовке будущих педагогов не так однозначно. Больше половины учителей однозначно согласны (25,0%) и скорее согласны (27,8%). Другие ответы распределились следующим образом: «не знаю» - 13,9%, «скорее нет» - 25,0%, «нет» -8,3%. Таким образом, категоричное «нет» высказали всего три респондента, а мнение других все же может измениться, если будут созданы благоприятные и выгодные, стимулирующие условия, к которым может относиться организационно-методическое сопровождение вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов через создание профессионально-образовательных площадок и подготовку их координаторов.

Мы выявили запросы администрации и профессиональные дефициты учителей муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №1 имени В.И. Сурикова (далее - школа) для определения содержания организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов. Для его реализации создали профессионально-образовательную площадку.

Профессионально-образовательная площадка рассматривается нами как место организации взаимодействия участников практико-ориентированной подготовки будущих педагогов. В результате диагностического этапа был определен и уточнен предмет взаимодействия института и школы: функциональная грамотность обучающихся в области здоровья и безопасности.

Под функциональной грамотностью обучающихся в области здоровья и безопасности мы понимаем определенный уровень овладения навыками здорового и безопасного образа жизни, которые позволяют школьникам успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира, его цифровизации, проявляющихся в различных видах здоровьесберегающей деятельности.

Исходя из предмета профессионально-образовательной площадки мы определили основные направления сотрудничества образовательная, методическая, проектная, исследовательская деятельность. Взаимодействие учителей и будущих педагогов осуществлялось в образовательном процессе двух спортивных классов начального общего образования.

В рамках практического обучения будущие педагоги осуществляли педагогическую деятельность по:

- формированию универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования на физкультурно-оздоровительных занятиях;

- формирование мотивации и подготовку обучающихся начального общего образования к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне » для первой и второй возрастной группы (6-8 и 9-10 лет);

- внеклассной физкультурно-оздоровительной работе в группах продленного дня.

На втором (проектировочном) этапе разработали практико-ориентированную программу повышения квалификации координаторов профессионально-образовательной площадки.

Цель программы - формирование готовности координаторов профессионально-образовательных площадок для обеспечения организационно-методического сопровождения учителей общеобразовательных организаций по вовлечению их в процесс подготовки будущих педагогов.

Под понятием «Координатор профессионально-образовательной площадки» мы понимаем сотрудника образовательной организации, который организует деятельность профессионально-образовательной площадки на основе результатов диагностического этапа, отвечает за вовлечение учителей в процесс практической подготовки будущих педагогов, проектирует, координирует и контролирует их деятельность в образовательном процессе [2].

Мы определили, что основной процесс, который реализует координатор профессионально-образовательной площадки -управление персонифицированным вовлечением учителей в процесс подготовки будущих педагогов.

Под управлением, мы понимаем - целенаправленное воздействие (субъекта управления - координатора) на управляемую систему (профессионально-образовательная площадка) для достижения желаемого результата (вовлечение учителя в процесс подготовки будущего учителя). Управление предполагает не только принятие самих управленческих решений, но и реализацию процессов: прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль.

Прогнозирование направлено на определение предмета профессионально-образовательной площадки, содержания, цели вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов с учетом специфики образовательной организации и профиля подготовки. Определение способов, форм и средств взаимодействия, предвидение рисков и своевременной коррекции действий учителей и будущих педагогов. Использование технических и человеческих ресурсов профессионально-образовательной площадки. Важно, чтобы координатор был готов к прогнозированию заинтересованности участников профессионально-образовательной площадки, был способен внедрять наставничество как личностно-профессиональный стимул для учителя и будущего педагога.

Планирование направлено на целесообразность и определение действий во времени, пространстве, задач и промежуточных и итоговых результатов. Координатор осуществляет персонифицированный подбор учителей, способных стать наставниками; планирует взаимодействие с ними; определяет формы, методы, средства взаимодействия. Например, заключение партнёрского договора и создание дорожной карты становления и развития учителя, в которой определены интересы, ожидания, результаты, зоны персональной ответственности, зоны актуального и ближайшего развития, способы поощрения. Планирование деятельности учителя с будущими педагогами обязательно нужно проводит с согласованием содержания и графиком учебного процесса института. Определения способностей и входного уровня знаний и умений будущих педагогов, определение зоны актуального и ближайшего развития в профессии.

Особое место в деятельности координатора занимает как внешняя, так и внутренняя координация деятельности профессионально-образовательной площадки в части:

- сбора и работы с базой наставников и наставляемых, подбор учителей-практиков, способных стать наставниками;

- согласование содержания и сроков совместной работы университета и школы;

- организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения);

- решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;

- мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц.

Основная функция контроля в деятельности координатора заключается в определении результатов, рисков и

адекватной оценки степени достижений учителей и будущих педагогов через:

- контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества;

- контроль проведения программ наставничества;

- участие в оценке вовлеченности учителей в различные формы наставничества.

На основании вышеизложенного, мы спроектировали модульную практико-ориентированную программу подготовки координаторов профессионально-образовательных площадок. В программе представлены модули:

- координатор профессионально-образовательных площадок как субъект деятельности;

- технологии прогнозирования целей, результатов, процессов взаимодействия, конструирование содержание деятельности координаторов, учителей-наставников и будущих педагогов;

- организационно-управленческие задачи координаторов профессионально-образовательной площадки и способы их решения;

- модерация и фасилитация деятельности координатора профессионально-образовательной площадки.

Слушатели в результате освоения программы повышения квалификации смогут:

- организовывать деятельность профессионально-образовательных площадок, на базе которых осуществляется подготовка обучающихся профессиональных образовательных организаций педагогической направленности и педагогических университетов с привлечением учителей общеобразовательных организаций;

- организовывать взаимодействие учителей наставников и будущих педагогов;

- обеспечивать взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) обучающихся, направленное на актуализацию и поддержку мотивации к овладению педагогической профессией;

- обеспечивать педагогический контроль и оценку наставнической деятельности;

- разрабатывать программно-методическое обеспечение наставнической деятельности;

- осуществлять педагогическое сопровождение наставнической деятельности учителей;

- реализовывать мониторинг и оценку качества реализации учителями наставничества;

- организовывать и проводить обучающие и досуговые мероприятия, направленные на актуализацию и поддержку мотивации к овладению педагогической профессией;

- владеть современными техниками, методами, приемами профессиональной коммуникации.

Эта деятельность позволит координатору осуществлять в конечном итоге персонифицированное вовлечение учителей-практиков в процесс подготовки будущих педагогов.

На третьем (реализационном) этапе мы создали профессионально-образовательную площадку по вовлечению учителей в процесс подготовки будущих педагогов и проводим апробацию программы подготовки координаторов. Осуществляем на базе муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №1 имени В.И. Сурикова внедрение в практику и совершенствование различных форм и технологий научно-методического сопровождения по вовлечению (адресной поддержки) педагогических работников и управленческих кадров с учетом глобальных вызовов и задач развития системы образования.

Выводы. Таким образом, создание и реализация организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов является актуальной и перспективной организационно-управленческой и проектно-педагогической задачей. Практическая апробация описанного выше способа организационно-методического сопровождения вовлечения учителей в процесс подготовки будущих педагогов посредствам организации профессионально-образовательной площади и подготовки координаторов площадок в модельном виде осуществляется на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №1 имени В.И. Сурикова. Пилотные пробы показывают реализуемость и результативность проекта «Научно-методологическое и методическое сопровождение вовлечения учителей общеобразовательных организаций в процесс подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций педагогической направленности и педагогических университетов», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Литература:

1. Вовлечение работников общеобразовательных организаций в подготовку будущих педагогов / В.А. Адольф, М.С. Зайцева, А.И. Кондратюк. [и др.]. - Красноярск: Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2021. - 248 с.

2. Вовлечение учителей общеобразовательных организаций в процесс подготовки будущих педагогов: методическое пособие для практической работы / В.А. Адольф, Т.А. Кондратюк, Н.Е. Строгова. [и др.]. - Красноярск: Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2021. - 68 с.

3. Ильина, Н.Ф. Вовлечение школьных учителей в процесс подготовки будущих педагогов: профессионально-образовательные площадки / Н.Ф. Ильина, И.Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 76. - Ч. 1. - С. 135-138

4. Организационно-методическое обеспечение наставничества в профессиональной подготовке будущих педагогов / В.А. Адольф, А.И. Кондратюк, Т.А. Кондратюк, М.С. Зайцева // Народное образование. - 2022. - № 3 (1492). - С. 115-120

5. Сластенин, В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / В.А. Сластенина, И.А. Колесникова. - Москва: Академия, 2006. - 240 с.

6. Степанова, И.Ю. Вовлечение учителей-практиков в подготовку обучающихся педагогических университетов / И.Ю. Степанова, Н.Ф. Ильина. - Красноярск, 2021. - 228 с.

Педагогика

УДК 371.124

кандидат педагогических наук, доцент Алексеева Ирина Степановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Баягантаев Григорий Григорьевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена развитию профессиональных компетенций сельских молодых педагогов: определено понятие «развитие профессиональных компетенций»; представлена модель развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы. Под развитием профессиональных компетенций молодых сельских педагогов понимается совокупность новообразований, способствующая развитию мотивационного, личностно-творческого и ресурсно-информационного компонентов, представляющих изменения в их профессионально-личностном развитии в условиях сельской школы. Цифровая школа молодых педагогов «Профи+» выступает основным средством развития профессиональных компетенций молодых сельских педагогов, что соответствует особенностям технологизации образования на современном этапе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, молодые педагоги, сельская школа, модель, цифровая школа молодых педагогов «Профи+».

Annоtation. The article is devoted to the development of professional competencies of rural young teachers: the concept of "development of professional competencies" is defined; a model for the development of professional competencies of young teachers in a rural school is presented. The development of professional competencies of young rural teachers is understood as a set of neoplasms that contribute to the development of motivational, personal-creative and resource-informational components that represent changes in their professional and personal development in a rural school. The digital school for young teachers "Profi +" is the main means of developing the professional competencies of young rural teachers, which corresponds to the peculiarities of the technologization of education at the present stage

Key words: professional competencies, young teachers, rural school, model, digital school for young teachers "Profi+".

Введение. Повышению качества школьного образования способствует развитие профессиональных компетенций молодых педагогов, содержание которых соответствует современному социальному заказу. Недостаточное педагогическое обеспечение развития искомых компетенций в условиях сельской школы вызывает необходимость внедрения системы педагогического сопровождения молодых педагогов. Цель исследования - разработать модель развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы. Содержание профессиональных компетенций составляют информационная, исследовательская, коммуникативная, организационно-управленческая субкомпетенции, а также субкомпетенции самоорганизации и саморазвития. Под развитием профессиональных компетенций молодых сельских педагогов понимается совокупность новообразований, способствующая развитию мотивационного, личностно-творческого и ресурсно-информационного компонентов, представляющих изменения в их профессионально-личностном развитии в условиях сельской школы. Эти особенности заложены в модели развития профессиональных компетенций молодых сельских педагогов. В условиях трансформации системы образования указанная модель позволяет нивелировать ограничения региональной специфики профессионального развития молодых педагогов.

Изложение основного материала статьи. К качеству профессиональной деятельности педагогических работников предъявляются требования, зафиксированные в Национальной системе учительского роста [10]. Она описывает предпосылки для повышения качества школьного образования, определяя содержание профессиональных компетенций педагогов в соответствии с современным социальным заказом, отражающим повышение статуса профессии педагога [5]. Указанные требования разработаны с учетом новых условий рынка труда, включающих технологизацию системы образования [17]. В этой связи используются достижения научно-технического процесса, которые внедряются в образовательный процесс для повышения качества обучения [13].

Развитие профессиональных компетенций у молодых педагогов содействует повышению их профессионального уровня в условиях трансформации системы образования. Данные условия определяют специфику профессии учителя на современном этапе развития общества. Молодым педагогам необходимо регулярно совершенствовать свои умения и навыки в современном обществе, адаптироваться к изменяющимся условиям, заниматься профессионально-личностным саморазвитием и самореализовываться. Этому в том числе способствует профессиональная образовательная среда [12], успешность индивидуализации процесса [6] и отношение молодого педагога к своей профессии и самому себе [1].

Сложности развития профессиональных компетенций у молодых педагогов, работающих в сельских школах, связаны с тем, что недостаточно разработано педагогическое обеспечение развития искомых компетенций. Эти ограничения вызваны преимущественно региональной спецификой профессионального развития молодых педагогов, которые работают в удаленных от районного центра малочисленных и малокомплектных школах, вынуждены совмещать несколько должностей, тем самым обеспечивая несколько направлений педагогической деятельности. К специфике также относят повышенную роль трудового воспитания и связь с народными традициями [16]. Молодые сельские педагоги могут быть подвержены нервно-психическим срывам, иметь недостаточную мотивацию к избеганию неудач, проявлять ситуативную тревожность, испытывать сложности с профессиональной адаптацией [18].

Необходимо внедрение системы педагогического сопровождения молодых сельских педагогов, которых должна отличать высокая универсальная целостность личности [11]. В связи с этим на первый план выдвигается разработка соответствующей модели, которая учитывает происходящие трансформации в системе образования. Данное обстоятельство определило цель исследования, а именно: разработать модель развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность понятия развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.