Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патронова Ирина Александровна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Организация дистанционного обучения в период пандемии 2020 года выявила целый ряд проблем организационного, правового, технологического характера. Были сделаны соответствующие выводы, организованы обучающие семинары, курсы повышения квалификации, апробированы эффективные технологии. Однако возвращение к дистанционным формам организации образовательного процесса вызвало повторную растерянность, нежелание отдельных специалистов системы образования и образовательных систем организовать эффективную деятельность. Какими профессионально-личностными компетенциями должен обладать учитель при применении дистанционных форм обучения, какие профессиональные дефициты может испытывать и какие профессиональноличностные компетенции следует формировать и развивать у учителя в целях оптимальной организации дистанционного обучения. Данные вопросы мы пытались поднять и решить. Осознание педагогическими коллективами потребности в эффективном дистанционном обучении не только в период пандемии, но и в ситуациях сезонных заболеваний, особенностей климата или в условиях проектирования индивидуальных образовательных маршрутов предполагает создание непрерывного организационно-методического сопровождения. Какими средствами можно выявить и устранить профессиональные дефициты, какие технологии будут оптимальными. Наряду с традиционными формами и методами сопровождения педагогов, как консультирование, обучение по программам дополнительного образования, использовались такие, как менторство, реверсивное наставничество, андрагогический аудит и адресное сопровождение образовательных организаций и отдельных специалистов. Цель исследования. В рамках исследования мы ставили перед собой проблему поиска оптимальной технологии организационнометодического сопровождения развития профессионально-личностных компетенций педагогов в целях организации дистанционных форм образовательного процесса. Методология (материалы и методы). Эмпирическое исследование проведено с использованием аудита сайтов, аккаунтов в социальных сетях, обращений граждан по поводу организации дистанционного обучения. Нами также были использованы авторские контрольно-измерительные материалы в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, анкетирования в социальных сетях обучающихся, родителей и педагогов. Полученные результаты обрабатывались с помощью аналитических инструментов MS Excel. Результаты. По результатам исследования выявлены необходимые компетенции, а также профессионально-личностные дефициты педагогов, влияющие на качество профессиональной деятельности в процессе организации дистанционных форм образования. Выборка педагогов включала специалистов системы общего образования центрального Федерального, Западного и Северо-Кавказского округов России, а также педагогов Казахстана, Кыргызстана и Беларуси (учителей, методистов, администраторов школ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN ORDER TO ORGANIZE DISTANCE LEARNING

The research problem and the rationale for its relevance. The organization of distance learning during the pandemic of 2020 revealed a number of problems of organizational, legal, and technological nature. Relevant conclusions were made, training seminars and advanced training courses were organized, and effective technologies were tested. However, the return to distance forms of organizing the educational process has caused repeated confusion, reluctance of individual specialists of the education system and educational systems to organize effective activity. What kind of professional and personal competencies a teacher should have when applying distance learning forms, what professional deficits can be experienced and what professional and personal competencies should be formed and developed in a teacher in order to optimally organize distance learning. We tried to raise and solve these questions. Awareness by teaching teams of the need for effective distance learning not only during a pandemic, but also in situations of seasonal diseases, climate features, or in the conditions of designing individual educational routes involves the creation of continuous organizational and methodological support. By what means it is possible to identify and eliminate professional deficiencies, which technologies will be optimal. Along with traditional forms and methods of teacher support, such as counseling, training in additional education programs, such as mentoring, reverse mentoring, andragogical audit and targeted support of educational organizations and individual specialists were used. The goal of research. Within the framework of the research, we set ourselves the problem of finding the optimal technology of organizational and methodological support for the development of professional and personal competencies of teachers in order to organize distance forms of the educational process. Methodology. An empirical study was conducted using an audit of websites, social media accounts, citizens' appeals regarding the organization of distance learning. We also used control and measuring materials as part of the implementation of additional professional education programs, questionnaires in social networks of students, parents and teachers. The obtained results were processed using MS Excel analytical tools. Results. The results of the study revealed the necessary competencies, as well as professional and personal deficits of teachers that affect the quality of professional activity in the process of organizing distance forms of education. The sample of teachers included specialists of the education system of the Central Federal, Western and North Caucasian districts of Russia, as well as teachers of Kazakhstan, Kyrgyzstan and Belarus (teachers, methodologists, school administrators).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.018.43:004.9+371.123

Исследование развития профессионально-личностных компетенций педагогов образовательных организаций в целях организации дистанционного обучения

И. А. Патронова

https://orcid.org/0000-0003-0820-6225 patronova@list.ru

Research on the development of professional and personal competencies of teachers of educational organizations in order to organize distance learning

I. A. Patronova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Организация дистанционного обучения в период пандемии 2020 года выявила целый ряд проблем организационного, правового, технологического характера. Были сделаны соответствующие выводы, организованы обучающие семинары, курсы повышения квалификации, апробированы эффективные технологии. Однако возвращение к дистанционным формам организации образовательного процесса вызвало повторную растерянность, нежелание отдельных специалистов системы образования и образовательных систем организовать эффективную деятельность.

Какими профессионально-личностными компетенциями должен обладать учитель при применении дистанционных форм обучения, какие профессиональные дефициты может испытывать и какие профессионально-личностные компетенции следует формировать и развивать у учителя в целях оптимальной организации дистанционного обучения. Данные вопросы мы пытались поднять и решить.

Осознание педагогическими коллективами потребности в эффективном дистанционном обучении не только в период пандемии, но и в ситуациях сезонных заболеваний, особенностей климата или в условиях проектирования индивидуальных образовательных

маршрутов предполагает создание непрерывного организационно-методического сопровождения.

Какими средствами можно выявить и устранить профессиональные дефициты, какие технологии будут оптимальными.

Наряду с традиционными формами и методами сопровождения педагогов, как консультирование, обучение по программам дополнительного образования, использовались такие, как менторство, реверсивное наставничество, андрагогический аудит и адресное сопровождение образовательных организаций и отдельных специалистов.

Цель исследования. В рамках исследования мы ставили перед собой проблему поиска оптимальной технологии организационно-методического сопровождения развития профессионально-личностных компетенций педагогов в целях организации дистанционных форм образовательного процесса.

Методология (материалы и методы). Эмпирическое исследование проведено с использованием аудита сайтов, аккаунтов в социальных сетях, обращений граждан по поводу организации дистанционного обучения. Нами также были использованы авторские контрольно-измерительные материалы в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, анкетирования в социальных сетях обучающихся, родителей и педагогов. Полученные результаты обрабатыва-

лись с помощью аналитических инструментов MS Excel.

Результаты. По результатам исследования выявлены необходимые компетенции, а также профессионально-личностные дефициты педагогов, влияющие на качество профессиональной деятельности в процессе организации дистанционных форм образования. Выборка педагогов включала специалистов системы общего образования центрального Федерального, Западного и Северо-Кавказского округов России, а также педагогов Казахстана, Кыргызстана и Беларуси (учителей, методистов, администраторов школ).

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The organization of distance learning during the pandemic of2020 revealed a number of problems of organizational, legal, and technological nature. Relevant conclusions were made, training seminars and advanced training courses were organized, and effective technologies were tested. However, the return to distance forms of organizing the educational process has caused repeated confusion, reluctance of individual specialists of the education system and educational systems to organize effective activity.

What kind of professional and personal competencies a teacher should have when applying distance learning forms, what professional deficits can be experienced and what professional and personal competencies should be formed and developed in a teacher in order to optimally organize distance learning. We tried to raise and solve these questions.

Awareness by teaching teams of the need for effective distance learning not only during a pandemic, but also in situations of seasonal diseases, climate features, or in the conditions of designing individual educational routes involves the creation of continuous organizational and methodological support.

By what means it is possible to identify and eliminate professional deficiencies, which technologies will be optimal.

Along with traditional forms and methods of teacher support, such as counseling, training in additional education programs, such as mentoring, reverse mentoring, andragogical audit and targeted support of educational organizations and individual specialists were used.

The goal of research. Within the framework of the research, we set ourselves the problem of finding the optimal technology of organizational and methodological support for the development of professional and personal competencies of teachers in order to organize distance forms of the educational process.

Methodology. An empirical study was conducted using an audit of websites, social media accounts, citizens' appeals regarding the organization of distance learning. We also used control and measuring materials as part of the implementation of additional professional education programs, questionnaires in social networks of students, parents and teachers. The obtained results were processed using MS Excel analytical tools.

Results. The results of the study revealed the necessary competencies, as well as professional and personal deficits of teachers that affect the quality of professional activity in the process of organizing distance forms of education. The sample of teachers included specialists of the education system of the Central Federal, Western and North Caucasian districts of Russia, as well as teachers of Kazakhstan, Kyrgyzstan and Belarus (teachers, methodologists, school administrators).

Ключевые слова: повышение квалификации специалистов, непрерывное образование, организационно-методическое сопровождение, дистанционное обучение.

Keywords: advanced training of specialists, continuing education, organizational and methodological support, distance learning.

Введение. Дистанционное обучение как форма организации современного образовательного процесса стало частью образовательной практики.

Образовательные системы столкнулись с необходимостью деятельности в условиях неопределенности, поиска эффективных решений и ресурсов, новых средств коммуникации.

В этих условиях от субъектов образовательной деятельности потребовалась готовность к жизни в ситуации неопределенности (толерантность к неопределенности), осознанность и рефлексивность, ответственность и жизнестойкость (resilience), готовность к действиям в изменяющихся условиях и непрерывное саморазвитие, дивергентность мышления как способность к продуцированию множества ре-

шений и созданию новых вариантов решения возникающих задач [1].

Требования общества к качеству обновленной педагогической деятельности, личностным и профессиональным качествам педагогов повлекли и изменения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования, поиску новых форм поддержки и сопровождения педагогических коллективов со стороны системы дополнительного профессионального образования.

В период пандемии 2020 года переход на дистанционную форму обучения выявил ряд профессионально-личностных дефицитов специалистов. И если в период пандемии создание условий для дистанционного обучения вызвало ряд организационных и технологических затруднений у целого ряда образовательных организаций, то переход на дистанционное обучение в 2021/22 учебном году выявил ряд управленческих просчетов и профессионально-личностные дефициты педагогов.

Стремительный переход на дистанционное обучение в период пандемии в 2020 году определил такие системные проблемы образования, как конфликт между уровнем развития образования и развитием технологий, неготовность образовательной системы к массовому переходу на дистант, технологическая неготовность цифровых систем и средств коммуникации к массовому дистанционному обучению [2].

Дистанционное обучение выявило также и ряд положительных тенденций в современной системе образования: готовность к изменениям, активную включенность обучающихся, реверсивное наставничество, потенциал цифровых инструментов для сопровождения качественного образования, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, оценивания результатов. Можно отметить, дистанционное обучение явилось средством поддержания непрерывности учебного процесса [3].

Наше исследование лежит в плоскости поиска научных методов организационно-методической деятельности в целях развития профессионально-личностных компетенций педагогов для организации дистанционного школьного обучения.

Обзор литературы

Теоретические основы дистанционного обучения исследуются в работах А. А. Андреева [4],

О. Н. Бекетовой [5], А. М. Бершадского, В. В. Вержбицского, В. Г. Кинелева, Е. С. По-лат [6], С. А. Щенникова и др.

Методология цифровой дидактики рассматривается в работах В. И. Блинова [7], И. М. Ре-моренко, А. А. Вербицкого [8] и др.

Вопросам обеспечения методического сопровождения дистанционного обучения посвящены работы С. В. Агапонова [9], О. Ю. Гар-мановой, М. А. Горюновой, А. В. Золотаревой [10].

Методология трансформации цифрового обучения, организации дистанционного обучения складывается, основываясь на научной полемике о целесообразности, осознанной необходимости дистанционного обучения, полемике о преимуществах и недостатках подобной формы образования. Продолжаются дискуссии о целесообразности применения понятий «циф-ровизации» образования как системы, «цифрового образования» как возможно применимого термина и т. д.

Вопросы выбора компетенций педагога эпохи цифрового образования, педагога дистанционного обучения как формы образования основываются на ряде нормативных документов, таких как профессиональный стандарт, Федеральный закон «Об образовании в РФ», нормативные документы, принятые в период организации дистанционного обучения.

В нашем исследовании мы опирались на анализ реального состояния дел и основывались на понимании о том, что результативность профессиональной деятельности зиждется на педагогических и управленческих компетенциях.

Анализ качества образования в период организации дистанционного обучения, осуществленный путем изучения результатов обучающихся, мониторинга образовательной деятельности обучающихся, анкет педагогов и родителей, а также анализ сайтов образовательных организаций, обращений и предложений, поступивших в органы исполнительной власти, позволил выявить ряд проблем.

Среди наиболее встречающихся можно отметить: отсутствие налаженной коммуникации субъектов образовательной деятельности -89%, недостаточность ресурсов для организации дистанционного образования (устойчивого интернета, времени на подготовку и организа-

цию образовательных событий, техники, технологий) - 92%, и отдельно следует выделить неготовность кадров (мотивационная, личностная, профессиональная) - 94%.

Результаты нашего анализа готовности образовательных систем подтверждаются результатами исследователей данной сферы. Авторы выделяют организационную, психологическую, технологическую готовность организаций [10].

Мы предположили, что организационную, психологическую и отчасти технологическую неготовность можно отнести к профессиональным дефицитам, отсутствию необходимых компетенций у части специалистов.

Специфическими признаками компетенций как результата педагогического процесса являются изменчивость во времени, зависимость от социальных условий и ожиданий, ориентация на перспективные требования к профессии, деятельностный характер, отражение способности действовать в нестандартных условиях и мотивации к непрерывному самообразованию [11].

Профессиональная компетенция включает в себя как характеристику квалификации (знания, навыки, умения, профессиональный опыт), так и наличие профессионально-значимых личностных качеств, способностей к эффективным коммуникациям, социальные связи, которые обеспечивают эффективность и самостоятельность профессиональной деятельности в условиях изменчивой внешней среды [12].

Основываясь на четырехкомпонентной модели содержания профессионального образования, включающей в себя знания, умения, опыт профессиональной, в том числе основанной на профессиональном творчестве, деятельности и субъективное ценностное отношение, компетенции, предопределяют усредненный уровень его усвоения педагогом.

Компетенции, как результат профессионального образования педагогов, по мере накопления профессионального опыта трансформируются из образовательного результата в личностно осознаваемую, закрепившуюся в субъективном профессиональном опыте и имеющую для личности педагога ценностный субъективно значимый смысл совокупность компетенций, формирующих профессиональную компетентность [13].

В контексте теории человеческого капитала для оценки уровня развития профессиональной компетентности педагога в рамках осуществления профессиональной деятельности в период дистанционного обучения, воспользуемся разработками российских ученых, занимающихся проектированием SMART-моделей компетенций [14].

Следует отметить, что динамичность взглядов на развитие и оценку профессиональных компетенций личности в информационном обществе предопределяется активным участием человека в преобразовании окружающего мира. Согласимся с мнением Л. В. Бабича и М. А. Головчанина в том, что ядро компетенций педагога «нового типа» представлено творческим осмыслением собственных профессиональных обязанностей, способностью к восприятию новой информации и инновационных технологий обучения, высоким уровнем накопленной профессиональной квалификации, а также гибкими навыками (soft skills: адаптивность, конку-рентоориентированность, инициативность, коммуникабельность, мобильность).

При разработке системы оценочных критериев мы также исходили из нормативных требований к педагогической профессии и результатам профессиональной подготовки, закрепленных в федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования, высшего образования, профессиональном стандарте «Педагог» и других документах, в соответствии с которыми профессиональная компетентность педагога определяется как сложно структурированная система, включающая в себя предметную, методическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, цифровую, рефлексивную (я-концепция) группы компетентностей.

Предметная компетентность характеризует владение педагогом интегрированной и целостной системой научных знаний и способов деятельности, в том числе по преподаваемому учебному предмету (предметам).

Методическая компетентность позволяет оценить сформированность у педагогов способности к проведению глубокого системного анализа социально-педагогических условий осуществления педагогической деятельности, к проектированию дистанционного образова-

тельного процесса, направленного на достижение конкретных образовательных целей, к осуществлению отбора оптимальных педагогических технологий, способов, средств и приемов обучения в организации эффективной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность характеризует способность педагога к учету в дистанционном образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, к осуществлению воспитательной функции, направленной на формирование гармоничной и социально-ответственной личности.

Коммуникативная компетентность не только отражает эффективные навыки применения педагогов вербальных и невербальных средств общения, ораторские способности, но и характеризует его способность к конструктивному разрешению конфликтов, организации эффективного взаимодействия не только с обучающимися, но и с коллегами, родителями и иными заинтересованными в результативности образовательного процесса субъектами.

Актуальность использования в оценке профессиональной компетентности педагога цифровой компетентности в современных условиях возрастает, что связано с законодательным закреплением дистанционной формы обучения, периодически устанавливаемыми ограничениями на ведение очного формата учебных занятий в школе в связи с пандемией коронавирус-ной инфекции.

Рефлексивная компетентность отражает способность педагога к осмыслению собственного педагогического опыта, своей роли в образовательном процессе, в профессиональном социуме, характеризует его способность произвольно обращать сознание внутрь, на личность педагога.

Личностный компонент профессиональной компетентности позволяет рассматривать ценностный и мотивационный контекст личности в педагогической профессии, отражает субъективное отношение к профессиональной деятельности.

Интеграция положений теории человеческого капитала, SMART-подхода к оценке профессиональной компетентности педагога и установленных нормативных требований к ее структурной организации позволил в настоя-

щем исследовании сформировать комплекс критериев и показателей для оценки эффективности концепции капитализации личности педагога с позиций накопления им профессиональной компетентности. Следует отметить, что оценочные критерии отражали степень совпадения заданных целью профессионального образования показателей с фактическими, действительно сформированными. Сложность и многообразие эффектов профессионального образования при этом предопределяет необходимость использования комплекса показателей, необходимых и достаточных для обобщенной характеристики [15] эффективности капитализации личности педагога в региональной системе дополнительного профессионального педагогического образования.

Таким образом, на основе анализа теоретических источников, нормативно-правовых требований к педагогу-профессионалу, его личности и поведению, педагогического опыта, полученных экспериментальных данных, исходя из структуры профессиональной компетентности как результата профессионального педагогического образования, нами была определена следующая система критериев и показателей.

Software-based (цифровая компетентность): использование цифровых ресурсов и технологий, создание авторских педагогических цифровых ресурсов и технологий, создание дидактических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Methodical guidance (методическая компетентность): анализ, проектирование и реализация социально-педагогических условий, целе-полагание в образовательном процессе, педагогическое проектирование, организация профессиональной деятельности.

Active and communications (коммуникативная компетентность): партнерство и общение с родителями, включенность в проф. сообщество, сотрудничество с коллегами, партнерство и взаимодействие с социумом. Regulation through psychology (психолого-педагогическая компетентность): знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей, организация воспитания, организация здоровьесбережения. Teacher's knowledge (предметная компетентность): профессиональные и предметные зна-

ния, интеграция знаний разных предметных областей, целостность научного мировоззрения, владение способами формирования предметных и метапредметных результатов.

Методология (материалы и методы).

Эмпирическое исследование проведено с использованием аудита сайтов образовательных организаций, аккаунтов в социальных сетях, обращений граждан по поводу организации дистанционного обучения. Нами также были использованы авторские контрольно-измерительные материалы в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, анкетирования в социальных сетях обучающихся, родителей и педагогов. Полученные результаты обрабатывались с помощью аналитических инструментов MS Excel.

В рамках исследования мы опирались на результаты исследований наших коллег [10; 16; 17], а также результаты, полученные нами самостоятельно. Мы основывались на понимании компетентности преподавателя дистанционного обучения, как готовности/способности к организации и осуществлению обучения в дистанционном формате, т. е. при опосредованном взаимодействии с обучающимися [18].

Всего в исследовании в процессе освоения программ дополнительного профессионального образования, а также самостоятельного прохождения оценки компетенций приняли участие 9340 специалистов системы образования России, 310 специалистов Беларуси, 920 - Казахстана, 810 - Кыргызстана.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены уровни компетенций, определенные в рамках нашего исследования. Нам было важно не сравнить результаты специалистов разных образовательных систем, а уточнить общие тенденции формирования компетенций и наметить пути их развития.

Уровни к

Осуществленный анализ профессиональных дефицитов и перспектив позволил выстроить непрерывную систему профессионального методического сопровождения дистанционного обучения.

Наиболее значимым, быстро реагирующим ресурсом постоянного сопровождения след у-ет считать Центр поддержки дистанционного обучения, созданный на базе Института развития образования. Данная структура представляет собой раздел на сайте образовательного учреждения, аккумулирующий различные ресурсы сопровождения дистанционного обучения [19]: нормативные, содержательные, методические и др.

Также важными следует считать организацию работы горячей линии по вопросам дистанционного обучения, серию образовательных мероприятий, разработанные методические материалы. Большая часть консультаций горячей линии была связана с вопросами нормативного сопровождения, использованию цифровых технологий, вопросам оценивания. Адресное, персонифицированное методическое сопровождение основывалось на профессиональном аудите ресурсов образовательных организаций и представляло собой серию непрерывных образовательных событий по этапам и направлениям (таб. 2).

Следует отметить, что наибольшую эффективность по вопросам управления, организации дистанционного обучения имели инструктивно-методические совещания.

Данные мероприятия позволили, опираясь на проведенный аудит, выявить имеющиеся затруднения по вопросам проектирования нормативной базы, образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, вопросов коммуникации и предупредить возможные нарушения.

Таблица 1

Низкий Средний Высокий

Методическая компетентность 23% 39% 38%

Предметная компетентность 19% 46% 35%

Коммуникативная компетентность 27% 48% 25%

Психолого-педагогическая компетентность 14% 52% 34%

Цифровая компетентность 32% 53% 15%

Таблица 2

Этапы непрерывных образовательных событий

1-й этап Реализация дополнительной профессиональной программы «Организация дистанционного обучения»

2-й этап Образовательный аудит (анализ сайтов, ресурсов, обращений)

3-й этап Проектирование адресного непрерывного сопровождения

4-й этап Реализация адресного непрерывного сопровождения

Инструктивно- методические совещания Обучающие вебинары Индивидуальные консультации Реализация программы ДПО

Обучающие вебинары позволили актуализировать методические и предметные знания педагогов-предметников, организовать методическое сопровождение.

Индивидуальные консультации позволили осуществить дополнительную поддержку по проблемам проектирования образовательных программ, использования цифровых технологий и проблем коммуникации. Следует сказать, что в период дистанционного обучения консультации приобрели статус наставничества.

Применительно к реализации программ дополнительного профессионального образования следует сказать следующее.

С 2020 года по программам «Цифровая образовательная среда: профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий», «Современные стратегии преподавания учебных предметов, и предметных областей в условиях развития цифровой образовательной среды» прошли обучение 8362 специалиста системы образования Орловской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К инструктивно-методическим совещаниям подключились более 2700 человек. Было возобновлено адресное обучение по вопросам дистанционного обучения. По запросам органов муниципальной исполнительной власти было организовано адресное сопровождение систем образования.

Мониторинг дистанционного обучения, анализ управленческих решений выявил целый ряд управленческих просчетов: отсутствие постоянной включенности образовательных организаций в мероприятия, организованные Институтом развития образования, недостаточное организационно-методическое сопровождение образования со стороны учредителей образовательных организаций, отсутствие должного постоянного контроля со стороны учредителей и руководителей образовательных организаций.

Думается, что мониторинг организации дистанционного обучения позволил выявить и системные управленческие просчеты:

- недостаточность программ повышения квалификации для представителей учредителя образовательных организаций,

- недостаточность ресурсов для эффективного управления системой образования (кадров, времени).

Система управления в условиях перехода образовательных учреждений в дистанционный режим работы должна демонстрировать гибкость, мобильность, обратную связь, оперативно менять тактику действий в результате изменения внешних условий, накопления опыта, получения новой информации [20].

Обсуждение

Обсуждение целей, методологии и результатов исследования осуществлялось в рамках заседаний ученых советов Института развития образования Орловской области в течение 2021-2023 годов, региональном методическом объединении, V Международной научно -практической онлайн-конференции памяти заслуженного учителя Российской Федерации Галины Александровны Лабейкиной «Архитектура непрерывного педагогического образования: альянс науки и практики», 17 февраля 2022 года, а также на площадках Московского международного салона образования в г. Москве в мае - июне 2022 года.

Заключение

Анализ профессионально-личностных компетенций, их развитие, профессиональные затруднения специалистов системы образования в период организации дистанционного обучения позволил выявить общие тенденции, затруднения различных образовательных систем.

Можно говорить и об общих тенденциях развития образования: развитие профессио-

нально-личностных специалистов системы образования, гибкость образовательных систем и стрессоустойчивость, консолидация образовательных ресурсов, непрерывное профессиональное сопровождение специалистов системы образования, налаженная коммуникация субъектов образовательного процесса.

Благодарности

Автор благодарит специалистов образовательных систем Центрального, СевероЗападного и Северо-Кавказского федеральных округов России, а также педагогов Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. Отдельные слова благодарности специалистам учреждений образования Брянской, Орловской, Тульской областей и Института развития образования Орловской области.

Библиографический список:

1. Лукша, П. Образование для сложного мира. Презентация книги, 2018. - URL: https:// rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856 072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения 11.03.2022). - Текст : электронный.

2. Чернышов, С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества / С. А. Чернышов. -Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 3. - С. 131-155.

3. Беспалова, Ю. В. Дистанционное обучение в современном образовании / Ю. В. Беспалова. - Текст : непосредственный // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании : сборник научных трудов. В 2 частях. -Саратов, 2021. - С. 109-112.

4. Андреев, А. А. Очерки дистанционного обучения в России / А. А. Андреев. - Текст : непосредственный // Управление образованием: теория и практика. - 2014 - № 1 (13). - C. 16-32.

5. Бекетова, О. Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О. Н. Бекетова, С. А. Демина. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 69-78.

6. Полат, Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения / Е. С. Полат. - Текст : непосредственный // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 71-77.

7. Блинов, В. И. Технологии цифрового профессионального образования: традиции и перспективы / В. И. Блинов. - Текст : непо-

средственный // Образовательная панорама. -2019. - № 2 (12). - С. 58-63.

8. Вербицкий, А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий. - Текст : электронный // Homo Cyberus : электронный научно-публицистический журнал. - 2019. - URL: http://journal.homocybe rus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 11.03.2022).

9. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Л. М. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др. - Санкт-Петербург : БХВ - Петербург, 2010. - 326 с.

10. Золотарева, А. В. Готовность системы образования к переходу в удаленный режим работы: рефлексия уроков пандемии / А. В. Золотарева. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2021. -№ 2 (119). - С. 8-18.

11. Ткач, Т. В. Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетенции выпускника школы. / Н. К. Соло-пова, Т. В. Ткач. - Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2006. - Том 12. -С.486-489.

12. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2005. - С. 181. -Текст : непосредственный.

13. Бондаревская, Е. В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / Е. В. Бондарев-ская. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 3-10.

14. Бабич, Л. В. Модель smart-компетенций как основа формирования человеческого капитала / Л. В. Бабич, М. А. Головчин, Е. С. Миро-ненко. - Текст : непосредственный // Экономика образования. - 2021. - № 1 (122). - С. 4-17.

15. Новиков, А. В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации : монография. - Москва : ВНИИ МВД России, 2007. - С. 117. - Текст : непосредственный.

16. Анализ затруднений при реализации дистанционных образовательных технологий у различных категорий педагогических работников / Р. Е. Булат, Х. С. Байчорова, А. Ю. Лебедев, Н. А. Никитин. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. -2021. - № 2. - С. 116-123.

17. Мусина, Д. С. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе дистанционного обучения сельских детей / Д. С. Мусина, Ж. С. Лю-Мин-Чин. - Текст : непосредственный // Педагогика сельской школы. - 2020. -№ 4 (6). - С. 82-94.

18. Севастьянова, С. А. Дистанционное обучение: компетентность преподавателя (на примере предметной области математика) / С. А. Севастьянова. - Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. - 2020. -Т. 9, № 2 (31). - С. 279-283.

19. Центр дистанционного образования. -URL: http: //xn--h 1 albh .xn--p1 ai/distancionnoe -obuchenie/centr-podderzhki-distancionnogo-obu cheniya/ (дата обращения 11.03.2022). - Текст : электронный.

20. Сеткова, И. Н. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения / И. Н. Сет-кова, А. К. Лукина, М. А. Волкова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - Вып. 1 (33). - С. 92-102.

References:

1. Luksha, P. Education for a complex world. Book presentation, 2018 [Obrazovanie dlya slozhnogo mira. Prezentaciya knigi]. Available at: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/78027632 7b856072bd5d282452d6a55e.pdf (accessed date: 03/11/2022).

2. Chernyshov, S. A. Mass transition of the school to distance learning in the assessments of the local pedagogical community [Massovyj perekhod shkoly na distancionnoe obuchenie v ocenkah lokal'nogo pedagogicheskogo soob-shchestva], Education and Science, 2021, Vol. 23, No. 3, pp. 131-155.

3. Bespalova, Yu. V. Distance learning in modern education [Distancionnoe obuchenie v sovremennom obrazovanii], Parities, priorities and accents in digital education. Proceedings of scientific papers. In 2 parts. Saratov, 2021, pp.109-112.

4. Andreev, A. A. Essays on distance learning in Russia [Ocherki distancionnogo obucheniya v Rossii], Education Management: Theory and Practice, 2014, No. 1 (13), pp. 16-32.

5. Beketova, O. N., Demina, S. A. Distance education in Russia: problems and development prospects [Distancionnoe obrazovanie v Rossii: prob-lemy i perspektivy razvitiya], Social and humanitarian knowledge, 2018, No. 1, pp. 69-78.

6. Polat, E. S. The problem of determining the effectiveness of distance learning [K probleme opredeleniya effektivnosti distancionnoj formy obucheniya], Open education, 2005, No. 3, pp.71-77.

7. Blinov, V. I. Technologies of digital vocational education: traditions and prospects [Tekhnologii cifrovogo professional'nogo obra-zovaniya: tradicii i perspektivy], Educational panorama, 2019, No. 2 (12), pp. 58-63.

8. Verbitsky, A. A. Digital learning: problems, risks and prospects [Cifrovoe obuchenie: prob-lemy, riski i perspektivy], Web scientific journal "Homo Cyberus", 2019, Available at: http : //j ournal .homocyberus. ru/Verbitskiy_AA_1_2 019 (accessed date: 03/11/2022).

9. Lebedeva, L. M., Agaponov, S. V., Goryu-nova, M. A. Distance learning technologies: design and implementation of training courses [Dis-tancionnye obrazovatel'nye tekhnologii: proektiro-vanie i realizaciya uchebnyh kursov], Saint Petersburg, 2010.326 p.

10. Zolotareva, A. V. Readiness of the education system for the transition to remote work: reflection of the lessons of the pandemic [Gotovnost' sistemy obrazovaniya k perekhodu v udalennyj rezhim raboty: refleksiya urokov pandemii], Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2021, No. 2 (119), pp. 8-18.

11. Tkach, T. V., Solopova, N.K. The aspects of the formation of information and communication competence of a school graduate [Nekotorye aspekty formirovaniya informacionno-kommunikacionnoj kompetencii vypusknika shko-ly], Bulletin of the Tambov State Technical University, 2006, Vol. 12, pp. 486-489.

12. Romantsev, V. A., Fedorov, I. V., Osi-pova, O. V., Tarasyuk, G. M. Professional and pedagogical concepts: Dictionary [Profession-al'no-pedagogicheskie ponyatiya: Slovar'], Ed. by G. M. Romantseva. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Vocational Pedagogical University, 2005. 181 p.

13. Bondarevskaya, E. V. Paradigm as a methodological regulator of pedagogical science and innovative practice [Paradigma kak metodo-logicheskij regulyativ pedagogicheskoj nauki i in-novacionnoj praktiki], Pedagogy, 2007, No. 6, pp. 3-10.

14. Babich, L. V., Golovchin, M. A., Mironen-

ko, E. S. The model of smart competencies as a basis for the formation of human capital [Model' smart-kompetencij kak osnova formirovaniya che-lovecheskogo kapitala], Economics of Education, 2021, No. 1 (122), pp. 4-17.

15. Novikov, A. V. Informatization of legal education in the university system of professional training of future specialists in the field of economic security of the Russian Federation: Monograph [Informatizaciya yuridicheskogo obrazovaniya v vuzovskoj sisteme professional'noj podgotovki budushchih specialistov v sfere ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Monografiya], Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 117 p.

16. Bulat, R. E., Baychorova, H. S., Lebe-dev, A. Yu., Nikitin, N. A. Analysis of difficulties in the implementation of distance learning technologies for various categories of teachers [Analiz zatrudnenij pri realizacii distancionnyh obra-

zovatel'nyh tekhnologij u razlichnyh kategorij ped-agogicheskih rabotnikov], Modern science-intensive technologies, 2021, No. 2, pp. 116-123.

17. Musina, D. S., Liu-Ming-Chin, Zh. S. Formation of professional competence of teachers of additional education in the process of distance learning of rural children [Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagogov dopolni-tel'nogo obrazovaniya v processe distancionnogo obucheniya sel'skih detej] Pedagogy of a rural school, 2020, No. 4 (6), pp. 82-94.

18. Sevastyanova, S. A. Distance learning: teacher competence (on the example of the subject area of mathematics) [Distancionnoe obuchenie: kompetentnost' prepodavatelya (na primere pred-metnoj oblasti matematika)], Samara Scientific Bulletin, 2020, Vol. 9, No. 2 (31), pp. 279-283.

19. Distance Education Center [Centr distancionnogo obrazovaniya], Available at: http://xn--h1albh.xn--p1ai/distancionnoe-obuchenie/centr-podderzhki-distancionnogo-obucheniya/ (accessed date: 03/11/2022)

20. Setkova, I. N., Lukina, A. K., Volkova, M. A. New roles of the teacher in conditions of distance learning [Novye roli pedagoga v usloviyah distancionnogo obucheniya], Continuous education: XXI century, 2021, No. (33), pp. 92-102.

Образец для цитирования статьи:

Патронова, И. А. Исследование развития профессионально-личностных компетенций педагогов образовательных организаций в целях организации дистанционного обучения / И. А. Патронова. -Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2022. - № 3 (52). - С. 15-24.

Example for article citation:

Patronova, I. A. Research on the development of professional and personal competencies of teachers of educational organizations in order to organize distance learning [Issledovanie razvitiya professionalno-lichnostnyx kompetencij pedagogov ob-razovatelnyx organizacij v celyax organi-zacii distancionnogo obucheniya], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 3 (52), pp. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.