Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачеян Лариса Александровна, Завёрткина Любовь Васильевна

В статье представлена характеристика дистанционной формы обучения как современного варианта обучения студентов педагогического вуза; перечислены основные дистанционные образовательные технологии; раскрыта сущность и особенности использования среды электронного обучения «ИОС Moodlе» и системы управления обучением (Learning Management System - LMS) «Mirapolis LMS); проанализированы возможности, предоставляемые СДО «Mirapolis LMS». Указано, что профессиональная педагогическая компетентность рассматривается рядом авторов как общность теоретической и практической готовности обучающихся к реализации педагогической деятельности. Сущностные характеристики компетентности прокомментированы результатами опроса студентов о возможностях использования дистанционного обучения для формирования важных профессиональных качеств учителей-дефектологов; представлены результаты опроса студентов дефектологического факультета о возможности эффективного использования дистанционного обучения для формирования ряда их специальных профессиональных компетенций; результаты опроса студентов о формируемых умениях планировать коррекционно-развивающую работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, воспитания, развития и их социальной адаптации. В статье перечислены основные трудности организации дистанционного обучения студентов-дефектологов и направления решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вачеян Лариса Александровна, Завёрткина Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PEDAGOGUES-DEFECTOLOGISTS’ PROFESSIONAL QUALITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article presents the characteristics of the distance learning as the modern version of teaching students of a pedagogic university; we list the main distance educational technologies; we reveal the essence and features of using e-learning environment «IOS Moodle» and learning management system “Mirapolis LMS”; we analyse the possibilities provided by “Mirapolis LMS”. It is indicated that professional pedagogic competency is by a number of authors considered to be a community of theoretical and practical readiness of students to implement pedagogic activities. The essential characteristics of competency are commented on by the results of a survey of students about the possibilities of using distance learning to form important professional qualities of teachers-defectologists; the results of a survey of students of Defectology Faculty on the possibility of effective use of distance learning for the formation of a number of their special professional competences are presented; the results of a survey of students about the formed skills to plan correctional and developmental work taking into account the structure of the violation are of interest as well as the current state and potential capabilities of disabled persons and carrying out psychological, medical and pedagogic support of such people on issues of education, upbringing, development and their social adaptation. The article lists the main difficulties of organising distance learning for students - defectologists and the directions of solving the identified problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 251-256. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 4, pp. 251-256.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 376

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-251-256

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вачеян Лариса Александровна, кандидат психологических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, vacheyan74@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-9811-8901

Заверткина Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, l.zavertkina02@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-5615-6029

Аннотация. В статье представлена характеристика дистанционной формы обучения как современного варианта обучения студентов педагогического вуза; перечислены основные дистанционные образовательные технологии; раскрыта сущность и особенности использования среды электронного обучения «ИОС Moodk» и системы управления обучением (Learning Management System - LMS) «Mirapolis LMS); проанализированы возможности, предоставляемые СДО «Mirapolis LMS». Указано, что профессиональная педагогическая компетентность рассматривается рядом авторов как общность теоретической и практической готовности обучающихся к реализации педагогической деятельности. Сущностные характеристики компетентности прокомментированы результатами опроса студентов о возможностях использования дистанционного обучения для формирования важных профессиональных качеств учителей-дефектологов; представлены результаты опроса студентов дефектологического факультета о возможности эффективного использования дистанционного обучения для формирования ряда их специальных профессиональных компетенций; результаты опроса студентов о формируемых умениях планировать коррекционно-развивающую работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, воспитания, развития и их социальной адаптации. В статье перечислены основные трудности организации дистанционного обучения студентов-дефектологов и направления решения выявленных проблем.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональные качества, профессиональная компетентность, успешность дистанционного обучения, профессиональные компетенции педагога, специальное (дефектологическое) образование.

Для цитирования: Вачеян Л.А., Заверткина Л.В. К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефек-тологов в условиях дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 251-256. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-251-256

Research Article

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF PEDAGOGUES-DEFECTOLOGISTS' PROFESSIONAL QUALITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Larisa А. Vacheyan, Candidate of Psychological Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, vacheyan74@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-9811-8901

Lyubov V. Zavertkina, Candidate of Pedagogic Sciences, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia, l.zavertkina02@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-5615-6029

Abstract. The article presents the characteristics of the distance learning as the modern version of teaching students of a pedagogic university; we list the main distance educational technologies; we reveal the essence and features of using e-learning environment «IOS Moodle» and learning management system "Mirapolis LMS"; we analyse the possibilities provided by "Mirapolis LMS". It is indicated that professional pedagogic competency is by a number of authors considered to be a community of theoretical and practical readiness of students to implement pedagogic activities. The essential characteristics of competency are commented on by the results of a survey of students about the possibilities of using distance learning to form important professional qualities of teachers-defectologists; the results of a survey of students of Defectology Faculty on the possibility of effective use of distance learning for the formation of a number of their special professional competences are presented; the results of a survey of students about the formed skills to plan correctional and developmental work taking

© Вачеян Л.А., Заверткина Л.В., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -S № 4 251

into account the structure of the violation are of interest as well as the current state and potential capabilities of disabled persons and carrying out psychological, medical and pedagogic support of such people on issues of education, upbringing, development and their social adaptation. The article lists the main difficulties of organising distance learning for students -defectologists and the directions of solving the identified problems.

Keywords: distance learning, professional qualities, professional competency, distance education success, pedagogue's professional competences, special defectological education.

For citation: Vacheyan L.A., Zavertkina L.V. On the issue of the formation of pedagogues-defectologists' professional qualities in the conditions of distance learning. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 4. pp. 251-256. (In Russ.) ISSN 2073-1426 https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-251-256

Сегодня траектория развития высшего образования находится в зависимости от развития цифровых и информационных технологий. Приоритетным направлением деятельности педагогических вузов становится формирование профессиональных качеств и компетенций педагогов средствами дистанционного обучения [Андрюхина: 6].

В настоящее время в Российской Федерации применение дистанционного обучения определяется рядом нормативно-правовых актов и законов. В законе «Об образовании в РФ» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ...»1 Вузы должны создавать условия для «функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [Кучмезов: 256].

Современное понимание дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие между разделенными территориально преподавателем и студентами с использованием коммуникативных цифровых технологий. Определить качество дистанционного обучения можно, ориентируясь на такие параметры: доступность, оперативность, демократичность, социальность, результативность, интернациональность [Кроткова: 72-79; Курицина: 34; Sahin-Topalcengiz: 563; Jacques: 122].

Однако ключевым показателем качества дистанционного обучения является интегративность - постоянное систематическое взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой в учебном процессе. Подтверждением тому является широкое распространение в вузах технологии электронного обучения (e-leaming), которая включает:

- использование мультимедиа различных модификаций;

- использование информации на электронных носителях в процессе обучения;

- применение видео- и аудиоматериалов в ходе обучения [Рожнов: 103].

По мнению Notar, дистанционное обучение подчиняется общим для педагогики и дидактики высшей школы закономерностям этого процесса, но реализуются они специфическими средствами интернет-технологий [Notar: 652].

И.А. Леонтьева провела анализ развития информационно-коммуникационных образовательных технологий в вузах Российской Федерации и выделила этапы данного процесса:

1. Цифровизация деятельности кафедр, деканатов, библиотек.

2. Активное использование электронных и цифровых технологий в процессе образовательной деятельности.

3. Создание электронной информационно-образовательной среды вузов с возможностью ее использования всеми участниками образовательной деятельности [Леонтьева: 85].

Например, в структуру электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского входит среда электронного обучения «ИОС Moodle», которая обеспечивает:

1. Различные варианты, включая синхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

2. Связь преподавателя и студентов через e-mail, доски объявлений, форумы, встроенную систему сообщений.

3. Доступ к программам учебных курсов.

4. Доступ к информации, размещенной в ИОС Moodle, при котором характер информации, ее объем определяются ролью пользователя в системе.

5. Возможность оценки образовательной программы благодаря ответам на вопросы онлайн-анкет.

6. Формирование электронного портфолио.

В условиях пандемии Covid-19 2020-2021 гг. в образовательной деятельности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского активно использовалась система дистанционного обучения (СДО, система управления обучением, Learning Management System - LMS) «Mirapolis LMS».

«Mirapolis LMS» - это программная платформа, которая позволяет организовать и автоматизировать

большинство процессов, связанных с обучением. Преподавателям платформа позволяет загружать готовый и создавать авторский учебный материал в разнообразном формате, а также отслеживать успешность обучения. Студенты могут использовать все необходимые инструменты для обучения в удобное время, в комфортном месте и с различных устройств [Разу-мова, Рицкова: 48].

Инновационные возможности дистанционного обучения позволяют формировать важнейшие профессиональные качества и компетенции педагога, которые могут быть применены в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Т.Н. Андрюхина, М.Ю. Бухаркина, А.М. Бершад-ский, Е.С. Полат отмечают, что в процессе дистанционного обучения могут применяться: метод проектов, кейс-задания, различные игровые технологии. Перечисленные методы способствуют формированию профессиональной компетентности педагога (В.И. Байденко, А.В. Баранников, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков, М.В. Ры-жакова, В.В. Сериков, С.Б. Серяков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). По мнению авторов, компетентность - это сложная интегрированная система, которая позволяет не только иметь знания, но и применять их на практике, решая профессиональные задачи.

В.А. Сластенин указывает: «профессиональная педагогическая компетентность - единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеристики профессионализма» [Сластенин: 19]. Ю.П. Поваренков в своих работах рассматривает профессионально важные качества педагога как сочетание профессиональных способностей, знаний, умений и таких профессионально значимых качеств, как профессиональные интересы, установки, определенные черты характера и др. Они складываются как интегральные системные качества, а их продуктивность определяется разным сочетанием индивидуальных свойств субъекта профессиональной деятельности [Поваренков: 176].

Новые реалии педагогической деятельности в системе общего и специального образования диктуют нам условия подготовки педагогических кадров для этой системы. Дистанционное обучение, с одной стороны, стало необходимостью в период пандемии Covid-19, а с другой - позволило формировать важнейшие профессиональные качества и компетенции современного педагога.

Анализ государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» и стандарта педагога позволяет отметить, что основные группы профессиональных компетенций, которые формируются у студентов, готовят обучающихся к успешной рабо-

те в области образовательной, воспитательной и развивающей деятельности с детьми с ОВЗ.

Профессиональная готовность педагога-дефекто-лога предполагает формирование специальных психолого-педагогических навыков, умений и знаний, которые позволяют осуществлять обучение и воспитание лиц с особыми образовательными потребностями. Образовательный стандарт специального (дефектологического) образования требует формирования ряда профессиональных компетенций у обучающихся. Например, для студентов, обучающихся по профилю «Дошкольная дефектология» в области обучающей деятельности акцент делается на формирование умений подбирать, адаптировать и использовать различные методы, формы и средства обучения детей с ОВЗ; осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии обучения; создавать специальные условия образовательной среды.

Для осуществления воспитательной деятельности студенты должны овладеть такими умениями, как адаптация, отбор и реализация технологий воспитания детей с ОВЗ, поиск методов и средств воспитательного воздействия для социализации лиц с ОВЗ, организация профориентации подростков с ОВЗ.

Развивающая деятельность учителей-дефекто-логов предполагает освоение обучающимися умения организовывать и проводить на основе диагностики коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации подростков с особыми потребностями в образовании.

Для осуществления ценностно-ориентационной деятельности с детьми с ОВЗ у студентов формируются следующие компетенции: выбирать образовательные и воспитательные мишени и траектории индивидуального развития, организовывать педагогический процесс для обучающихся с ОВЗ в целом с использованием новых образовательных технологий.

Профессиональная компетентность педагога (профессионализм) определяется как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, что отмечено в государственном стандарте специального (дефектологического) образования [Аринова: 11].

Сформированные в процессе обучения теоретические и практические функциональные умения педагога могут быть реализованы в диагностической, дидактической, коммуникативной, коррекционно-развивающей деятельности. Эти умения составляют основу профессиональной компетентности выпускников и могут быть сформированы, в частности, с помощью средств дистанционного обучения [Крот-кова: 73; Разумова, Рицкова: 49; Фирсов: 105].

Однако опыт дистанционного обучения студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского на дефектологическом

Педагогика. Психология. Социокинетика -S № 4 253

факультете в условиях пандемии Covid-19 в 20192021 гг. вскрыл некоторые проблемы, которые мы хотим обозначить в рамках данной статьи.

С целью изучения мнения студентов относительно возможности/успешности использования дистанционного обучения для формирования профессиональных качеств и компетенций у будущего специалиста мы в ноябре - феврале 2020/21 учебного года провели анкетирование 38 студентов дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Все участники опроса прошли дистанционное обучение с использованием Moodle, а также курс обучения на платформе Мтаро^ в 2020/21 учебном году.

Участникам эмпирического исследования предлагались утверждения, с которыми они могли согласиться полностью, частично согласиться или не согласиться.

Результаты опроса показали, что, по мнению студентов, дистанционное обучение может способствовать формированию лишь некоторых профессиональных компетенций. 76 % студентов частично согласились, что для формирования умения выбирать и реализовывать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированно-го подхода к лицам с ОВЗ достаточно осуществления дистанционного обучения. Согласились с этим утверждением только 13 % респондентов и 11 % полностью не согласны с утверждением. Данные профессиональные умения формируются при непосредственном взаимодействии с детьми с ОВЗ в ходе учебной и производственной практики при участии всех участников образовательного процесса. Формат дистанционного обучения не может в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в процессе формирования этих профессиональных компетенций.

В то же время 58 % студентов согласны с утверждением, что формы и средства дистанционного обучения способствуют формированию навыка организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекцион-но-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты, 21 % согласны с этим утверждением частично и 21 % не согласны с этим утверждением.

Участники опроса в основном сомневаются, что дистанционное обучение поспособствует формированию умений планировать образовательно-коррек-ционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ. 32 % согласились с утверждением, 61 % высказали свое сомнение и 8 % не согласились с утверждением.

56 % студентов согласны с утверждением, что формы и средства дистанционного обучения могут

сформировать навыки по организации и самоанализу образовательно-коррекционной деятельности. 31 % респондентов согласны с этим утверждением частично и 13 % не согласились с утверждением.

58 % обучающихся лишь частично согласились, что в процессе дистанционного обучения возможно развить способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики, 16 % полностью не согласны с этим утверждением и 26 % - согласны.

37 % студентов не согласны, что возможно освоить методы консультировании и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ по вопросам образования, развития, семейного воспитания и их социальной адаптации в условиях дистанционного обучения, 34 % сомневаются, что такая возможность есть, и 29 % респондентов полагают, что это возможно.

Таким образом, по мнению обучающихся, профессиональные качества и компетенции, связанные с развитием аналитических способностей, умения работать с текстами, психолого-педагогической документацией успешно формируются в условиях дистанционного обучения. Однако профессиональные компетенции и качества, предполагающие умение устанавливать эмоциональный контакт с детьми с ОВЗ, поддерживать их активное внимание в ходе обучения, взаимодействовать с родителями или законными представителями воспитанников, осуществлять психолого-педагогическую диагностику и кор-рекционно-развивающую работу, не могут быть полноценно сформированы в условиях дистанционного обучения. Поэтому наиболее целесообразным, с нашей точки зрения, является сочетание очной и дистанционной форм обучения студентов для формирования профессиональных качеств и компетенций у будущего педагога-дефектолога.

Нами отмечается, что дистанционное обучение на платформе «МтароИБ LMS» в качестве инструмента обучения и формирования компетенций студентов имеет ряд преимуществ:

- возможность слушать лекции и участвовать в практических занятиях с аудио- и видеоподключением и преподавателей, и студентов;

- выполнять учебные задания в удобное для студента время;

- вести трансляцию занятий из любого места, оборудованного ноутбуком или компьютером;

- загружать учебный материал в различных форматах.

Но существуют и трудности в организации дистанционного обучения студентов, например:

- неустойчивая связь между преподавателем и студентами, обусловленная техническими проблемами;

- отсутствие индивидуального подхода;

- увеличение доли самостоятельной работы при изучении сложных для понимания тем дисциплины;

- снижение уровня получаемых практических умений и навыков (поэтому не все дисциплины можно изучать дистанционно);

- отсутствие уверенности в ответственном, сознательном отношении студентов к выполняемым заданиям.

Мы видим решение указанных проблем в реализации двух направлений работы:

1. Организационно-техническое направление (для осуществления эффективной работы участников образовательного процесса в дистанционном формате): обеспечение вузов многополосным скоростным Интернетом, обучение участников образовательного процесса базовым навыкам использования средств дистанционного обучения (так называемые цифровые мастерские), обязательное включение в штат сотрудников факультетов менеджера по техническому сопровождению процесса дистанционного обучения.

2. Содержательное направление (для осуществления практико-ориентированного обучения студентов в формате «живого общения» с детьми с ОВЗ): создание базы обучающих видео-кейсов, картотеки видеоматериалов, содержащих примеры коррекцион-но-развивающей и диагностической работы с детьми различных нозологических групп; включение студентов в работу по консультированию родителей детей с ОВЗ в формате онлайн-консультаций.

Примечания

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: http:// base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 29.10.2021)

Список литературы

Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. Т. 12, № 2. С. 6-10.

Аринова К.Н. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 3. С. 10-14.

Кроткова А.В. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология: научно-методический журнал. 2020. № 5. С. 72-80.

Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского университета. 2016. № 2. С. 34-50.

Кучмезов Р.А. Методологические подходы к проблеме формирования профессиональной компетентно-

сти будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70/1. С. 255-258.

Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 84-88.

Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль, 2008. 200 с.

Рожнов А.А., Соломченко М.А., Ильенко Н.М., Жилина Л.В. Модель формирования профессиональных качеств у будущих педагогов посредством игровой технологии // Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 102-109.

Разумова А.Б., Рицкова Т.И. Цифровая трансформация: тенденции развития образовательного процесса и готовность педагогов // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 3-4 декабря 2020 г. Ярославль, 2021. С. 47-52.

Сластенин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сласте-нина. М., 2012. 608 с.

Система дистанционного обучения «Mirapolis LMS»: официальный сайт. URL: https://www.mirapolis. ru/blog/chto-takoe-sdo/ (дата обращения: 29.10.2021)

Фирсов В.Л. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения // Наука и современность. 2012. № 15. С. 104-107.

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского: официальный сайт. URL: http://yspu.yar.ru/Студентам: Нормативные документы (дата обращения: 29.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jacques S. Remote knowledge acquisition and assessment during the covid-19 pandemic, S. Jacques, A. Ouahabi, T. Lequeu. International Journal of Engineering Pedagogy, 2021, vol. 10, рр. 120-138.

Notar C.E., Wilson J.D., Friery K.A. Going the distance: active learning, Education, 2002, vol. 4, рр. 649654.

Sahin-Topalcengiz E. Teachers' Opinions about Distance Web 2.0 Tools Training and Teachers' In-Class Web 2.0 Practices, E. Sahin-Topalcengiz, B. Yildirim. Journal of Turkish Science Education, 2020, vol. 17, рр. 561-577.

References

Andryukhina T.N. Distancionnoe obuchenie v vu-ze [Distance learning at the university]. Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universite-ta [Bulletin of the Samara State Technical University], 2015, vol. 12/2, pp. 6-10. (In Russ.)

Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 255

Arinova K.N. Gotovnost' pedagogov k professio-nal'noj deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnogo obrazo-vaniya [The Readiness of teachers for professional activity in the conditions of inclusive education]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences], 2018, vol. 3, pp. 10-14. (In Russ.)

Krotkova A.V. Psihologo-pedagogicheskie trudnosti distancionnogo osvoeniya obrazovatel'nyh program po napravleniyu podgotovki "Special'noe (defektologich-eskoe) obrazovanie " [Psychological and pedagogical difficulties of remote learning of educational programs in the field of training "Special (defectological) education"]. Defektologiia: nauchno-metodicheskii zhurnal [Defecto-logy: scientific and methodological journal], 2020, vol. 5, pp. 72-80 (In Russ.)

Kuricyna G.V. Sushchnostno-soderzhatel'nye harak-teristiki distancionnogo obucheniya v vuze [Essential and meaningful characteristics of distance learning at a university]. Vestnik Buriatskogo universiteta [Bulletin of the Buryat University], 2016, vol. 2, pp. 34-50. (In Russ.)

Kuchnezov R.A. Metodologicheskie podhody k problem formirovaniya professional'noj kompetentnosti bu-dushchego pedagoga [Methodological attitudes to the problem of the formation of professional competence of the future teacher]. Problemy sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2021, vol. 70/1, pp. 255-258. (In Russ.)

Leont'eva I.A. Distancionnoe obuchenie kak odno iz sredstv povysheniya kachestva obrazovaniya studentov v vuze [Distance learning as one of the means of improving the quality of education of students at the university]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2017, vol. 6, pp. 84-88. (In Russ.)

Povarenkov YU.P. Problemy psihologii professio-nal'nogo stanovleniya lichnosti. [Problems of the Psychology of Professional Formation of a Personality]. Yaroslavl, 2008, p. 200. (In Russ.)

Rozhnov A.A., Solomchenko M.A, Il'enko N.M., Zhilina L.V. Model' formirovaniya professional'nykh kachestv u budushchih pedagogov posredstvom igrovoj tekhnologii [Model of formation of professional features

in future teachers by means of game technology]. Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2021, vol. 1, pp. 102-109. (In Russ.)

Razumova A.B., Rickova T.I. Cifrovaya transforma-ciya: tendencii razvitiya obrazovatel'nogo processa I gotovnost' pedagogov [Digital transformation: trends in the development of the educational process and the readiness of teachers]. Social'noe i professional'noe stanov-lenie lichnosti v epohu bol'shih vyzovov: Mezhdiscipli-narnyj diskurs: sbornik statej vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Social and professional formation of personality in the era of big challenges: Interdisciplinary discourse: collection of articles of the All-Russian conference with international participation]. Yaroslavl, December 03-04, 2020. Yaroslavl, 2021, pp. 47-52. (In Russ.)

Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2012, p. 608 (In Russ.)

Sistema distancionnogo obucheniya «Mirapolis LMS» [The distance learning system "Mirapolis LMS"]. URL: https://www.mirapolis.ru/blog/chto-takoe-sdo/ (access date: 29.10.2021)] (In Russ.)

Firsov V.L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti studentov vuza k nepreryvnomu professio-nal'nomu obrazovaniyu v usloviyah distancionnogo obucheniya [Pedagogical conditions for the formation of readiness of university students for continuous professional education in the conditions of distance learning]. Nauka i sovremennost' [Science and modernity], 2012, vol. 15, pp. 104-107. (In Russ.)

Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij univer-sitet im. K.D. Ushinskogo: oficial'nyj sajt [Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky: official website]. URL: http://yspu.yar.ru/Students: Regulatory documents (access date: 29.10.2021) (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 28.11.2021.

The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 28.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.