Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ДЕФЕКТОЛОГИ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Архипова Суола Николаевна

В статье рассматривается проблема организации практики студентов дефектологического направления с применением дистанционных технологий на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Ее актуальность обусловлена тем, что в условиях пандемии система образования РФ в частности и всего мира в целом начала полностью переходить на дистанционный формат обучения, который стал безальтернативной мерой с рядом трудностей объективного и субъективного характера. Цель исследования - выявление проблем организации и проведения учебных и производственных практик будущих дефектологов в удаленной форме и разработка их решений. На основе анализа учебнометодической документации и анкетирования определены сложности организационного, содержательного и технологического характера в дистанционной практической подготовке будущих дефектологов, обоснованы предложения по их преодолению. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопроса о применении дистанционных технологий при подготовке дефектологов, учитывая возможность возникновения экстремальных явлений в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Архипова Суола Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PRACTICAL TRAINING OF FUTURE DEFECTOLOGISTS IN A DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

The article deals with the problem of organizing educational practices for students in the field of defectology using remote technologies on the example of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Its relevance is due to the fact that in the context of the pandemic, the entire education system of the Russian Federation and world practice as a whole began to move completely to the distance learning, which has become an alternative measure with a number of objective and subjective problems. The purpose of the study is to identify the problems of organizing and conducting educational and industrial practices of future defectologists in a remote form and offer their solutions. Based on the analysis of educational and methodological documentation and questionnaires, the problems of organizational, substantive, and technological nature in remote practical training of future defectologists are identified, proposals for their solution are substantiated. The results of the study can be used in further study of the use of remote technologies in training of future defectologists, in respect to possibility of extreme phenomena in the modern world.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 188-192. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 188-192.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.30

К проблеме практической подготовки будущих дефектологов в условиях дистанционного обучения

Татьяна Григорьевна Корякина1, Суола Николаевна Архипова2

■^Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 1koryakinatg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5934-1761 2suola2012@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6057-1206

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации практики студентов дефектологического направления с применением дистанционных технологий на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Ее актуальность обусловлена тем, что в условиях пандемии система образования РФ в частности и всего мира в целом начала полностью переходить на дистанционный формат обучения, который стал безальтернативной мерой с рядом трудностей объективного и субъективного характера. Цель исследования - выявление проблем организации и проведения учебных и производственных практик будущих дефектологов в удаленной форме и разработка их решений. На основе анализа учебно-методической документации и анкетирования определены сложности организационного, содержательного и технологического характера в дистанционной практической подготовке будущих дефектологов, обоснованы предложения по их преодолению. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопроса о применении дистанционных технологий при подготовке дефектологов, учитывая возможность возникновения экстремальных явлений в современном мире.

Ключевые слова: дистанционное обучение, практическая подготовка, будущие дефектологи, практика студентов, учебная практика, производственная практика, специальное (дефектологическое) образование

Для цитирования: Корякина Т.Г., Архипова С.Н. К проблеме практической подготовки будущих дефектологов в условиях дистанционного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 188-192. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.30.

Original article

To the problem of practical training of future defectologists in a distance learning environment Tatyana G. Koryakina1, Suola N. Arkhipova2

^North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia 1koryakinatg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5934-1761 2suola2012@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6057-1206

Abstract. The article deals with the problem of organizing educational practices for students in the field of defectology using remote technologies on the example of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Its relevance is due to the fact that in the context of the pandemic, the entire education system of the Russian Federation and world practice as a whole began to move completely to the distance learning, which has become an alternative measure with a number of objective and subjective problems. The purpose of the study is to identify the problems of organizing and conducting educational and industrial practices of future defectologists in a remote form and offer their solutions. Based on the analysis of educational and methodological documentation and questionnaires, the problems of organizational, substantive, and technological nature in remote practical training of future defectologists are identified, proposals for their solution are substantiated. The results of the study can be used in further study of the use of remote technologies in training of future defectologists, in respect to possibility of extreme phenomena in the modern world.

Keywords: distance learning, practice-oriented model, practical training, future defectologists, student practice, training practice, industrial practice, special (defectological) education

For citation: Koryakina T.G., Arkhipova S.N. To the problem of practical training of future defectologists in a distance learning environment. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 188-192. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.30 (In Russian).

Одной из актуальных проблем в эпоху цифровизации, обострившихся в пандемию, является подготовка будущих специалистов в соответствии с практико-ориентированной моделью образования. В настоящее время сохраняется тенденция дистанционного формата обучения как

© Корякина Т.Г., Архипова С.Н., 2021

безальтернативной формы. Отмечая трудности внедрения подобного обучения, исследователи выделяют объективные и субъективные причины. К первым относятся сложности материально-технического сопровождения, качественного внедрения образовательных программ в удаленном формате, ко вторым - особенности взаимодействия и самоорганизации субъектов образования (Кроткова, Нурлыгаянов, 2020: 74).

Организационный процесс перехода обучения в дистанционный формат на начальном этапе пандемии проходил в срочном порядке, что, в свою очередь, привело к стихийному освоению преподавателями и студентами облачных технологий, изменениям устоявшегося распорядка дня, сложностям самоорганизации студентов (Блинов и др., 2020). Дистанционное обучение создало парадоксальную ситуацию, заключающуюся, с одной стороны, в обеспечении самоизоляции, с другой - в стирании личных границ, где преподаватели и обучающиеся взаимодействуют в домашней обстановке. Большая доля дополнительных обязательств была возложена на семьи, которым пришлось обеспечить детей техническими средствами связи, организовать время и пространство так, чтобы члены семьи не мешали друг другу. Все это налагало на них дополнительную финансовую и моральную нагрузку (Abuhammad, 2020).

Развитие профессиональных компетенций у студентов происходит прежде всего через практическую подготовку с расширением социального партнерства (Yudina et al., 2017). Для этого в дистанционном формате обучения использовались информационно-компьютерные и педагогические направления технологии образования, также во время пандемии обучающиеся активно вовлекались в волонтерское движение, которое входит в социально-культурную технологию (Па-клина, 2019).

Компетентностный подход к подготовке специалистов в вузе предполагает практико-ори-ентированную модель образования, где основное место занимают учебные и производственные практики. Сложность реализации практического компонента подготовки будущих специалистов в дистанционном формате обусловлена проблемами организационной, содержательной и технологической направленности.

В исследовании принимали участие 85 студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Респонденты - бакалавры СВФУ (n = 76) - обучаются по профилю «Логопедия», магистры (n = 9) - по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».

Цель исследования - выявление проблем организации и проведения учебных и производственных практик будущих дефектологов в дистанционной форме и предложение их решений. Для достижения поставленной цели применены следующие методы: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, нормативных и учебно-методических документов СВФУ по практической подготовке студентов, наблюдение и анкетирование.

Специально разработанная анкета состояла из 15 вопросов, позволяющих выявить проблемы при прохождении практики в условиях дистанционного обучения, определить причины их возникновения и наиболее эффективные технологии их устранения. Опрос осуществлялся в дистанционном формате через заполнение анкеты в Google Forms. Анкетирование студентов проведено в феврале 2021 г., примерно через год после того, как Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало вузам организовать обучение с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения учреждений в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

На основе результатов опроса, наблюдения, бесед со студентами и преподавателями выделены следующие проблемы практической подготовки будущих дефектологов, которые возникли в условиях дистанционного обучения. Первая сложность, наблюдаемая при переходе на удаленный формат - организационная, отражающая необходимость пересмотра учебно-методической документации по практике, взаимодействия с базами практики и контроля за выполнением программы практики.

Для решения данной проблемы в СВФУ изданы приказы об организации практики в дистанционной форме и проведена большая работа по подготовке соответствующей учебно-методической документации по практической подготовке будущих дефектологов. Как показал анализ этой документации, все рабочие программы и фонды оценочных средств актуализированы в связи с переходом на дистанционный формат прохождения практики и утверждены на заседаниях кафедр.

Учитывая удаленную форму прохождения практики, рабочие программы в СВФУ актуализированы путем пересмотра заданий и внедрения инновационных технологий. Большинство респондентов указали на следующие изменения: анализ занятий изменен на анализ видеозаписей занятий или ситуаций, очные занятия - на представление конспектов занятий, очные занятия с детьми с ОВЗ - на занятия с помощью видеосвязи (рисунок 1).

Отправка заданий родителям 34,6

Занятия по видеосвязи 54,8

Представление конспектов занятий 62,5

Симуляционные занятия 13,5

Анализ видеозаписей занятий 70,2

Рисунок 1 - Актуализированные практические задания в соответствии с дистанционным форматом, %

В условиях ограничительных мер острой проблемой стала организация взаимодействия с базами практики, поскольку образовательные учреждения также были вынуждены перейти на дистанционное обучение, кроме ДОУ. Тем не менее на основе актуализированных договоров о практической подготовке с организациями студенты в дистанционной форме проходили практику в службах ранней помощи, дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах.

В рамках практики с применением дистанционных технологий магистранты были переориентированы с активного взаимодействия с детьми раннего возраста на тесное партнерское сотрудничество с родителями. В то же время практика у бакалавров была построена на опосредованном взаимодействии с детьми через логопедов в детских садах и школах.

Из числа студентов, проходивших практику с использованием дистанционных технологий, большинство были прикреплены к дошкольным образовательным организациям (56,7 %) и школам (35,6 %) (рисунок 2). На практике обучающиеся оказывали дистанционную психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития и консультировали родителей по вопросам организации обучения и семейного воспитания через облачные сервисы.

Волонтерский корпус 3,8

Служба ранней помощи 3,8

Школа 35,6

Детский сад 56,7

Центр для детей с ОВЗ 17,3

Кафедра 26,9

Рисунок 2 - Места прохождения практики студентами СВФУ в дистанционной форме, %

В связи с эпидемиологической обстановкой студенты имели возможность пройти практику при кафедре, а также в качестве волонтеров. Несколько обучающихся проходили ее в форме добровольчества на базе центров волонтерства. Они оказывали помощь семьям с детьми с ОВЗ, пожилым людям.

Для организации контроля за выполнением программы практики активно использовались ресурсы информационных технологий, а также онлайн-платформа, на которой размещена система электронного и дистанционного обучения СВФУ. Помимо этого, проводилась защита отчетов практики через облачные сервисы в форме фокус-групповых дискуссий.

Следующей проблемой, которая специфична именно для практической подготовки педаго-гов-дефектологов, явилось обеспечение взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями в условиях дистанционного формата общения. Некоторым детям, имеющим проблемы задержки психического развития, сложно общаться опосредованно при помощи компьютерных технологий. Об этом как об основной сложности прохождения практики в удаленном формате говорили большинство опрошенных студентов (51,9 %).

Для решения данной проблемы был использован комплекс методов и средств на разных этапах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в соответствии с программой

34, 6

■ 13,5

практики. Практическая подготовка будущих дефектологов включает задания, направленные на развитие компетенций в области психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья. Почти половина практикантов отметили, что осуществляли он-лайн-обследование с применением видеосервисов (52,4 %), вторая - что изучали материалы ранее проведенных диагностик.

Как видно из результатов опроса (рисунок 3), на диагностическом этапе студенты использовали онлайн-диагностику речевых нарушений, анализировали данные предыдущих исследований, в том числе анамнез ребенка, а также беседовали с родителями. Коррекционно-развива-ющая работа включала онлайн-занятия, отправку заданий родителям, симуляционные занятия и анализ записей и ситуаций. Так, например, по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии» анализ занятий специалистов служб ранней помощи заменен на анализ видеозаписей занятий дефектологов с детьми раннего возраста, размещенных в сети Интернет. При этом для качественного выполнения задания студентам предлагалось осуществить сравнительное исследование на основе специального алгоритма. Оценочно-прогностическая работа проводилась на базе изучения видео- и фотоматериалов, присылаемых родителями.

По отчетам родителей о выполненных заданиях I 1

С помощью опроса родителей 7,8

На основе результатов ранее проведенных . _ _

диагностик '

В режиме онлайн с помощью видеосервисов 52,4

Рисунок 3 - Формы проведения диагностического обследования детей с ОВЗ, %

Результаты опроса студентов позволяют сделать вывод и о положительной стороне дистанционного психолого-педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ: возможность оказать консультационную услугу для родителей по коррекционно-развивающей работе с детьми вне зависимости от территориальной удаленности, активное использование индивидуального подхода и т. п. Эти обстоятельства особенно актуальны для Республики Саха (Якутия), учитывая территориальную особенность и низкую плотность населения.

Третьей проблемой, на наш взгляд, являлось технологическое обеспечение реализации программы практики. В условиях дистанционной практической подготовки стали необходимостью активное освоение и применение технологий различной направленности: информационно-коммуникационной, педагогической и социально-культурной.

Информационно-коммуникационные технологии включают в себя программно-техническое обеспечение электронными устройствами с возможностью использования видео- и аудиосвязи, электронной почты, сервисов Zoom, WhatsApp, Instagram, Moodle и др. Анализ технического обеспечения преподавателей и студентов СВФУ для реализации дистанционной практической подготовки выявил наличие компьютерной техники, программ для видеосвязи, доступа к сети Интернет.

Занятия с детьми с ОВЗ в основном проводились онлайн с помощью информационно-коммуникационных технологий (56,0 %) и в режиме офлайн, т. е. высылалась инструкция родителям или обучающимся для самостоятельного выполнения задания (45,1 %). Для качественного анализа результатов просматривались видеозаписи занятий с детьми под руководством родителей (50,5 %), изучались фотоматериалы по итогам продуктивной деятельности - рисунки, письменные работы и т. п. (35,4), осуществлялись беседы с родителями об особенностях взаимодействия с детьми (21,2 %). Для занятий чаще всего применялись ресурсы сервисов Zoom (84,8 %), WhatsApp (84,8 %), материалы рассылались с помощью электронной почты и путем размещения постов в Instagram. Студенты также имели возможность изучать учебно-методические материалы по практике и размещать отчетную документацию через онлайн-платформу Moodle в системе электронного и дистанционного обучения СВФУ (www.yagu.s-vfu.ru).

На учебной и производственной практике применялась педагогическая технология анализа ситуаций для активного обучения, в рамках которой студенты анализировали видео занятий и игр с детьми с ОВЗ, обсуждали ситуации и случаи.

Социально-культурная технология использовалась преимущественно в рамках летних учебных и производственных практик в волонтерской деятельности студентов.

Таким образом, по итогам исследования, проведенного на базе ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», определены субъективные и объективные проблемы при реализации учебной и производственной практики в дистанционной форме и обоснованы решения по их устранению при организации дистанционной практической подготовки будущих дефектологов. В результате опроса выявлено, что, несмотря на трудности прохождения практики в удаленном формате, благодаря соответствующей подготовке нормативных, организационных, технологических, учебно-методических условий для ее проведения, студенты СВФУ полностью выполнили программу практики по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Материалы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем применения дистанционных технологий в рамках подготовки будущих дефектологов, учитывая возможность возникновения экстремальных ситуаций в современном мире.

Список источников:

Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 6-33. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10201.

Кроткова А.В., Нурлыгаянов И.Н. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология. 2020. № 5. С. 72-81.

Паклина Е.А. Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 130-134. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-3-130-134.

Abuhammad S. Barriers to distance learning during the COVID-19 outbreak: A qualitative review from parents' perspective // Heliyon. 2020. Vol. 6, no. 11. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05482.

Yudina I.A., Abramova N.A., Kornilova E.N. Organization of special education teachers training in conditions of re-gionalization of education (on the example of the republic of Sakha - Yakutia) // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 55. P. 10.

References:

Abuhammad, S. (2020) Barriers to distance learning during the COVID-19 outbreak: A qualitative review from parents' perspective. Heliyon. 6 (11). Available from: doi:10.1016/j.heliyon.2020.e05482.

Blinov, V.I., Sergeev, I.S. & Esenina, E.Yu. (2020) Sudden distance learning: the first month of emergency. Vocational Education and Labor Market. (2), 6-33. Available from: doi:10.24411/2307-4264-2020-10201. (In Russian)

Krotkova, A.V. & Nurlygayanov, I.N. (2020) Psychological and pedagogical difficulties of distance learning of educational programs in the field of training "Special (Defectological) Education". Defectology. (5), 72-81. (In Russian)

Paklina, E.A. (2019) Technologies of organizing volunteer activities in higher education institutions. Vestnik of Saint Petersburg State University of Culture. (3), 130-134. Available from: doi:10.30725/2619-0303-2019-3-130-134. (In Russian)

Yudina, I.A., Abramova, N.A. & Kornilova, E.N. (2017) Organization of special education teachers training in conditions of regionalization of education (on the example of the republic of Sakha - Yakutia). Espacios. 38 (55), 10.

Информация об авторах Т.Г. Корякина - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=639325.

С.Н. Архипова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid= 263066.

Information about the authors T.G. Koryakina - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=639325.

S.N. Arkhipova - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid= 263066.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.