Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ИМ. Т И. ШАМОВОЙ (МПГУ)'

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ИМ. Т И. ШАМОВОЙ (МПГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭВАЛЮАЦИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Галеева Наталья Львовна

В статье описаны основные результаты анализа исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов КУОС им. Т. И. Шамовой ИСГО МПГУ по теме НИР 5.7.6.4. «Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества: ресурсный подход». Обобщены данные разработки методологических подходов к проектированию и реализации концептуальных основ внутренней системы оценивания качества образования в школах России, представлены информационно-методические материалы, разработанные как продукты выпускных квалификационных работ и кандидатских диссертаций. Описан используемый в исследованиях подход к внутреннему оцениванию качества образования в школах как к эвалюации на основе теории и методологии управления при сочетании качественных и количественных оценок различных показателей школьного образования, а также результаты разработки инструментов для оценивания качества самой системы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Галеева Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT AS AN OBJECT OF RESEARCH AT THE DEPARTMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS MANAGEMENT NAMED AFTER T I. SHAMOVA (MPSU)

The article describes the results of the analysis of the research activities of undergraduates of the Department of Educational Systems Management named after T.I. Shamova (MPSU) on the research topic 5.7.6.4. „Methodology for assessing the quality of education focused on the innovative development of society: resource approach”. The data on the development of methodological approaches to the design and implementation of the conceptual foundations of the internal system for assessing the quality of education in Russian schools is summarized, information and methodological materials developed as products of final qualifying works and PhD theses are presented. The approach used in the research to the internal assessment of the quality of education in schools is described as an evaluation based on the theory and methodology of management with a combination of qualitative and quantitative assessments of various indicators of school education, as well as the results of the development of tools for assessing the quality of the assessment system itself.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ИМ. Т И. ШАМОВОЙ (МПГУ)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 378.14.015.62 ББК 72.5

DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-79-88

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ИМ. Т. И. ШАМОВОЙ (МПГУ)1

О. П. Осипова, Н. Л. Галеева

Аннотация. В статье описаны основные результаты анализа исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов КУОС им. Т. И. Шамовой ИСГО МПГУ по теме НИР 5.7.6.4. «Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества: ресурсный подход». Обобщены данные разработки методологических подходов к проектированию и реализации концептуальных основ внутренней системы оценивания качества образования в школах России, представлены информационно-методические материалы, разработанные как продукты выпускных квалификационных работ и кандидатских диссертаций. Описан используемый в исследованиях подход к внутреннему оцениванию качества образования в школах как к эвалюации на основе теории и методологии управления при сочетании качественных и количественных оценок различных показателей школьного образования, а также результаты разработки инструментов для оценивания качества самой системы оценивания.

Ключевые слова: управление в образовательной системе, внутренняя система оценивания качества образования, эвалюация, научные исследования студентов магистратуры и аспирантов.

Для цитирования: Осипова О. П., Галеева Н. Л. Внутренняя система оценивания качества образования как объект исследования на кафедре управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой (МПГУ) // Наука и школа. 2022. № 6. С. 79-88. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-6-79-88.

1 Исследование выполнено в рамках Гранта «Разработка модели внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) общеобразовательной организации в соответствии с обновленными ФГОС - 122061400039-6» .

© Осипова О. П., Галеева Н. Л., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT AS AN OBJECT OF RESEARCH AT THE DEPARTMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS MANAGEMENT NAMED AFTER T. I . SHAMOVA (MPSU)

N. L. Galeeva, O. P. Osipova

Abstract. The article describes the results of the analysis of the research activities of undergraduates of the Department of Educational Systems Management named after T.I. Shamova (MPSU) on the research topic 5.7.6.4. „Methodology for assessing the quality of education focused on the innovative development of society: resource approach". The data on the development of methodological approaches to the design and implementation of the conceptual foundations of the internal system for assessing the quality of education in Russian schools is summarized, information and methodological materials developed as products of final qualifying works and PhD theses are presented. The approach used in the research to the internal assessment of the quality of education in schools is described as an evaluation based on the theory and methodology of management with a combination of qualitative and quantitative assessments of various indicators of school education, as well as the results of the development of tools for assessing the quality of the assessment system itself.

Keywords: management in the educational system, internal system of assessment of the quality of education, evaluation, scientific research of masters and postgraduates.

Cite as: Osipova O. P., Galeeva N. L. Internal system of education quality assessment as an object of research at the Department of Educational Systems Management named after T.I. Shamova (MPSU). Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 79-88. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-79-88.

В Научной школе управления образовательными системами Т И . Шамо-вой, к которой авторы имеют честь принадлежать, задолго до начала активного этапа модернизации школьного образования сложился научно обоснованный подход к исследованию системы вну-тришкольного оценивания качества образовательного процесса . Татьяна Ивановна еще в 1980-х гг. доказала, что «...демократизация управления требует объединения контроля сверху и снизу.», а «.практическая возможность реализации этого требования обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя; самоконтроля учителя с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя с общественным контролем...» [1] .

Однако в те годы в большинстве школ отсутствовали представления о педагогическом коллективе как субъекте управления, способном на основе ценностно-смыслового единства осуществлять образовательную деятельность в режиме саморазвития . А ВШК (внутришколь-ный контроль) осознавался педагогическим коллективом только как план контрольных мероприятий при отсутствии единого понимания необходимости реализации всех функций управления при осуществлении измерения качества как результатов образования, так и самого процесса

В данной статье авторы не ставят цели подробно останавливаться на описании истории проведенных научных исследований процесса становления современной внутренней системы

оценивания качества образования (ВСОКО) . Достаточно упомянуть, что на этапе модернизации системы внутриш-кольного управления практически все российские ученые, исследующие проблемы управления школой, хотя бы однажды погружались в изучение проблем оценивания качества школьного образования на этапе введения ФГОС, Проф-стандарта педагога и других документов, требующих реализации комплекса системных подходов: системно-деятель-ностного, системно-функционального, системно-ресурсного, компетентностно-го [2-5] .

За последнее двадцатилетие в педагогических системах успешно развивается подход к оцениванию как к эвалюа-ции, что предполагает осознанное расширенное использование в практике ВСОКО методологических основ теории управления и принятия решений на сочетании качественных и количественных оценок [6, с. 8-12] . Очевидно, что для образовательных систем школ внешняя эвалюация обеспечивает систематическую диагностику внешними организациями При этом данные внешней эвалюации могут использоваться для сопоставления разных школ не только в масштабах региона или государства, но и в рамках международных исследований (TIMMS, PISA и т. д . ) .

Внутренняя эвалюация в российских школах реализуется в формате ВСОКО (внутришкольной или, в современной формулировке, внутренней системы оценивания качества образования) [7, с . 19-24; 8, с . 1489-1493] .

Процесс перехода от монофункциональной оценки к полифункциональной эвалюации в образовании сегодня является неизбежным следствием глобальных процессов во всех сферах социального управления . Многолетний опыт работы специалистов кафедры управления образовательными системами им Т И . Шамовой позволил создать и успешно реализовать в школах России

модель системы внутреннего оценивания качества образовательных результатов и качества образовательного процесса, а также модель метаоценивания качества ВСОКО (специалисты по эвалюации называют подобные модели «эвалюацией эвалюации», а Татьяна Ивановна Шамова говорила об этом, как о «качественном управлении качеством образования» [9, с . 58-63; 10, с . 45-50] .

На кафедре управления образовательными системами им Т И Шамовой ИСГО МПГУ (далее - КУОС) было проведено большое количество исследований проблем ВСОКО как главного инструмента управления качеством образовательного процесса в школе На кафедральных научных семинарах изучались и обсуждались научные публикации российских и зарубежных авторов, научные публикации профессорско-преподавательского состава кафедры (Т И . Шамова, Н . Л . Галеева, О . А . Шклярова, С . Г. Воровщиков и др . ) . Одним из важнейших результатов этой работы стало освоение сотрудниками КУОС шести важнейших принципов оценивания, прозвучавших в 2001 г в докладе профессора Дайаны Хесс на конференции в Будапеште в январе 2001 г Анализ данных принципов (важность, адекватность, объективность, интегрированность, открытость, простота) позволил нам в сотрудничестве с Лицеем МПГУ, а также со школами России, участниками инновационных научно-образовательных площадок, разработать удобную и понятную систему оценивания качества образовательных результатов в предметном обучении, сочетающую в себе требования ФГОС к образовательным результатам с научными подходами в сфере реализации педагогического оценивания [11] .

Работа со школами как базами исследований и производственных практик позволила сотрудникам КУОС не только обеспечить консалтинговую помощь школьным коллективам в модернизации ВСОКО, но и обеспечила возможность

исследования реалий с выделением конкретных «точек роста» и проблем школьных образовательных систем К 2020 г. преподаватели КУОС сотрудничали более чем с 60 школами в Москве и других регионах России . Именно эти школы становились первыми базами для исследований проблем введения во ВСОКО требований обновленных ФГОС, а также для апробации разработанных в магистерских выпускных квалификационных работах (далее - ВКР) и кандидатских диссертациях информационно-методических и образовательных продуктов

В рамках НИР, реализуемой в МПГУ по теме «Разработка модели внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) общеобразовательной организации в соответствии с обновленными ФГОС - 122061400039-6», авторы предприняли попытку проанализировать результаты ВКР магистрантов и аспирантов КУОС, исследовавших проблемы модернизации ВСОКО в своих выпускных работах с середины второго десятилетия нашего столетия

Так, в 2016 г магистрант кафедры С В Семенов с успехом защитил выпускную работу «Модернизация вну-тришкольной системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС» Автор доказывал в работе, что обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных . Выделив как первостепенную задачу модернизации управления в системе школьного образования, выпускник представил исследование, которое в очередной раз подтвердило положения научной школы Т. И . Шамовой о демократизации управления, определив в процессе исследования качества управления главный дефицит в отсутствии оптимального распределения управленческих полномочий между всеми субъектами образовательного процесса - от ученика до руководителя

Одним из выводов автора стало доказанное утверждение о том, что основой конструктивного анализа готовности школы к реализации ФГОС должен стать системный подход, позволяющий конкретизировать изменения в системе управления, в первую очередь - в системе оценивания качества образовательного процесса .

В выпускной работе магистранта В . П . Коротких «Проектирование и реализация регламента внутришкольной системы оценки качества образовательного процесса (ВСОКО)» представлен разработанный и апробированный регламент ВСОКО, на основе которого была разработана и реализована Дорожная карта «От ВШК к ВСОКО», позволяющая провести все этапы «превращения» классического ВШК во ВСОКО четко, без лишних временных затрат Важным методологическим итогом в работе В П Коротких были формулировки требований к ВСОКО, основанных на реализации пяти правил социально ориентиро-ванногоуправлениядляобразовательной организации [12, с . 104-113] .

Исследование на тему «Ресурсы качества образовательного процесса в инклюзивном образовании» провела магистрант Т А Михеева в 2016 г В рамках исследовательской работы была выявлена и подробно описана совокупность ресурсов общеобразовательной организации, обеспечивающих качество реализации инклюзивного образовательного процесса: нормативно-правовых, материально-технических, информационно-методических, кадровых, социально-демографических, финансовых . В исследовании приняли участие коллективы шести школ Москвы, школы г Грозного и г. Ялты . Анализ актуального уровня ресурсной обеспеченности общеобразовательных организаций показал, что ведущим фактором, оказывающим определяющее влияние на степень ресурсной готовности образовательной организации, является в первую очередь

управленческое мастерство руководителей, заключающееся в способности создавать новые или актуализировать имеющиеся ресурсы, а также рационально распределять их. Основным ресурсом, влияющим на качество инклюзивного образовательного процесса, автор называет кадровый ресурс как основной реализатор ценностей и принципов инклюзивного образования [13, с 72-75; 14, с . 88-91] .

Некоторые темы ВКР магистрантов были посвящены исследованию и разработке технологий ВСОКО Так И А Каза-ченко в 2016 г. успешно защитила работу на тему «Микроисследование как ресурс управления качеством образовательного процесса», описала микроисследование как полифункциональный инструмент ВСОКО, в полной мере отвечающий требованиям к технологии, эффективно обеспечивающий тактический и оперативный уровень управления Автор показала, что результаты разработанного и апробированного на практике алгоритма микроисследования определяют его высокий управленческий потенциал, доказательством этого служил значительный рост диагностируемых в микроисследовании параметров качества образовательного процесса [15, с 326-330]

Иногда магистранты выбирали темы, продуктами выполнения которых становились практико-ориентированные информационно-дидактические материалы для реализации конкретных показателей во ВСОКО Так М А Пиме-нова в 2018 г опередила положения ФГОС третьего поколения о возможности разработки авторских курсов и модулей, разработала критериальную систему оценивания качества таких курсов на примере элективных В своей работе «Управление качеством элективных курсов в образовательной организации» автор обобщила опыт реализации таких курсов в школах Москвы и России, разработала и апробировала систему

оценивания качества программ элективных курсов в школах Москвы Важным продуктом этой работы стала разработка автором методических материалов для преодоления выявленных недостатков при оценивании программ

С каждым годом интерес магистрантов к исследованию процесса оценивания как полифункционального инструмента внутришкольного управления рос и расширялся В 2019 г трое выпускников магистратуры защитили ВКР по темам, связанным с ВСОКО . О . А . Дудале-ва представила на защите работу на тему «Ресурсный подход к проектированию и реализации системы оценки качества образования» Автор показала перспективы применения ресурсного подхода к проектированию ВСОКО через возможность проведения исследований, основанных на опыте различных экспертных групп (экспертов, педагогов, членов родительского совета и др ) При этом особый научный интерес автора вызвало детальное рассмотрение связи дефицита квалифицированных педагогических кадров (в вопросах контрольно-измерительного характера) с содержанием отдельных блоков ВСОКО (государственная регламентация образовательной деятельности, мониторинг, общественно-профессиональная экспертиза, внутришкольный контроль и итоговая государственная аттестация) Автором разработаны и апробированы матрицы для анализа ресурсов, обеспечивающих качество проектирования и реализации ВСОКО, состоящие из двух блоков: оценки ресурсов качества проектирования ВСОКО и оценки ресурсов качества процесса реализации ВСОКО

В том же 2019 г в ходе проведенных работ по теоретическому изучению составляющих ВСОКО и практических исследований качества ВСОКО в школах г. Грозного на примере репрезентативной группы школ магистрантом А. С . -М . Гишларкаевым рассмотрена критериальная система оценивания как

методологическая основа построения процесса ВСОКО, разработан и апробирован банк диагностических материалов для оценивания качества ВСОКО в школах г. Грозного, достоверно показана зависимость уровня образовательных результатов школы от качества реализуемого в этой школе ВСОКО [16, с . 279-290] .

Еще один магистрант из Чеченской республики А И Амаев исследовал в работе «Технология оценивания предметно-методологической компетентности педагога как управленческий ресурс реализации региональной системы учительского роста» вопрос ресурсного обеспечения роста предметной компетенции уже работающих учителей . Основное преимущество разработанной автором модели «учительского роста» заключается в том, что за счет разработанной системы диагностики и точного представления результатов в карте предметной компетенции, учитель получает после диагностики, по сути, готовый план по самообразованию в области своего предмета А это дало возможность использовать продукты ВКР не только в формате региональных диагностик (в исследовании принимало участие более 4 тысяч педагогов со всего региона), но и в системе ВСОКО в каждой школе для определения целенаправленной методической помощи каждому учителю [17, с 109-114]

Одним из актуальных направлений научно-исследовательской деятельности аспирантов и соискателей кафедры являются научные работы в сфере исследования качества управления образовательными системами . При проведении экспериментальной части исследования молодые ученые успешно проектируют модели подготовки управленческих и педагогических кадров Реализация разработанных моделей подтверждает высокую степень их эффективности Так, например, разработаны и реализованы «Модель подготовки

специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования» [18]; «Модель развития и совершенствования организационно-управленческой компетентности менеджеров образования при реализации магистерских программ» [19, с . 58-68] и др . Данные диссертации по научной специальности 5 . 8 . 7 . «Методология и технология профессионального образования» были подготовлены на КУОС им . Т И . Шамовой и успешно защищены .

Необходимо отметить также, что магистранты и аспиранты кафедры принимают активное участие в написании учебных, учебно-методических пособий и монографий совместно с преподавателями кафедры, используя данные своих исследований в качестве достоверных иллюстраций [20-22]

Таким образом, можно констатировать, что исследовательская работа магистрантов, аспирантов и соискателей успешно реализуется в рамках НИР кафедры как на уровне разработки методологических подходов к проектированию и реализации концептуальных основ ВСОКО (характеристики ВСОКО, основанные на реализации пяти правил социально ориентированного управления для образовательной организации, разработка содержания «эвалюации эвалюации» для оценивания качества ВСОКО как объектной и как процессной системы), так и на уровне создания информационно-методических материалов для ВСОКО как продуктов НИР (регламент ВСОКО с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу распределенной ответственности, Дорожная карта «От ВШК к ВСОКО», технологии микроисследования как полифункционального инструмента ВСОКО для тактического и оперативного уровня управления, критериальные системы для оценивания качества авторских курсов и

модулей, качества экскурсионной деятельности, качества ресурсов, выполнение требований к условиям становления личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС и т. д. ) .

Исследования проблем реализации и научно-методического сопровождения ВСОКО на кафедре продолжаются в

рамках научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов . В настоящее время в исследованиях акцентируются возможности использования цифровых технологий для обеспечения качества реализации ВСОКО как инструмента управления качеством школьного образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

2. Конаржевский Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПУ, 1986. 135 с.

3. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. 352 с.

4. Станкевич Е. Ю. К вопросу оценки качества образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2215 (дата обращения: 13.11.2022).

5. Хомерики О. Г. Внутришкольный контроль: каким он должен быть // Педагогика. 1998. № 8. С. 45-50.

6. Гуськова М. В., Звонников В. И. Этапы развития эвалюации в образовании // Экономика образования. 2011. № 4. С. 8-12.

7. Макарова Е. А., Пальмова Е. А. Эвалюация как неотъемлемая составляющая системы управления современным образованием // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8, № 2. С. 19-24.

8. Ефремова Н. Ф. Эвалюация как информационная основа управления качеством обучения // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1489-1493.

9. Галеева Н. Л. Критерии и показатели качества внутришкольного управления // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения»: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. М.: 5 за знания: МПГУ. 2019. С. 58-63.

10. Галеева Н. Л. Педагогическое оценивание в образовательной организации: опыт и перспективы // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифрови-зации»: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. М.: МАНПО. 5 за знания. 2020. С. 45-50.

11. Галеева Н. Л., Романова Т. Г., Якимов И. А. Оценивание качества образовательных результатов в современной школе: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. Л. Галеевой. М.: МПГУ, 2021. 176 с.

12. Коротких В. П., Галеева Н. Л. Дорожная карта разработки и реализации регламента внутриш-кольной системы оценки качества образовательного процесса (ВСОКО) // Управление образованием. 2017. № 6. С. 104-113.

13. Михеева Т. А. К вопросу об инклюзивной компетентности педагога // Национальный язык и культура в условиях глобализации: материалы VI заоч. Всерос. науч.-практ. конф. студентов вузов, ссузов и учащихся школ. Казань: ИД «МеДДок», 2019. С. 72-75.

14. Михеева Т. А. Некоторые аспекты управления процессом обучения детей с ОВЗ на примере работы с учащимися, находящимися на длительном лечении в научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Научная школа Т. И. Ша-

мовой: методолого-теоретический и технологический ресурсы развития образовательных систем»: сб. науч. тр. X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания: МПГУ 2018. С. 88-91.

15. Казаченко И. А., Галеева Н. Л. Особенности применение социальных технологий ВСОКО в управлении качеством образовательного процесса // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 326-330.

16. Гишларкаев А. С.-М., Галеева Н. Л. Анализ зависимости качества образовательных результатов от качества ВСОКО в общеобразовательных организациях г. Грозный // Преемственность в образовании. 2019. № 23 (10). С. 279-290.

17. Амаев А. И. Управление процессом реализации проекта «Региональная система учительского роста» в Чеченской республике // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами «Научная школа Т. И. Шамовой: методолого-теоретический и технологический ресурсы развития образовательных систем»: сб. науч. тр. X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания: МПГУ, 2018. С. 109-114.

18. Осипова О. П. Табатадзе Л. М. Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования: моногр. / под ред. проф. О. П. Осиповой. М.: ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина», 2022. 344 с.

19. Савенкова Е. В., Осипова О. П., Шклярова О. А. Транспрофессионализм как ресурс в системе подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. С. 58-68.

20. Менеджмент образования в условиях информатизации: моногр. / О. П. Осипова, А. Б. Байма-ханов, Е. А. Балабаева и др.; под ред. О. П. Осиповой; М-во просвещения РФ, ФГБОУ ВО МПГУ. М.: МПГУ 2021. 438 с.

21. Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учеб. пособие / [О. А. Шклярова, Н. Л. Галеева, О. П. Осипова и др.]; под ред. О. А. Шкляровой. М.: МПГУ, 2021. 384 с.

22. Проектирование и экспертиза образовательных систем: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся в магистратуре по педагогическому направлению подготовки (44.04.01) / О. П. Осипова, А. У. Анзорова, А. В. Тимофеева и др. М., 2016. 118 с.

REFERENCES

1. Shamova T. I., Davydenko T. M., Shibanova G. N. Upravlenie obrazovatelnymi sistemami: ucheb. posobie. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2006.

2. Konarzhevskiy Yu. A. Chto nuzhno znat direktoru shkoly o sistemakh i sistemnom podkhode. Chelyabinsk: ChGPU, 1986. 135 p.

3. Potashnik M. M., Moiseev A. M. Upravlenie sovremennoy shkoloy (v voprosakh i otvetakh). Moscow: Novaya shkola, 1997. 352 p.

4. Stankevich E. Yu. K voprosu otsenki kachestva obrazovaniya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013, No. 1. Available at: https://human.snauka.ru/2013/01/2215 (accessed: 13.11.2022).

5. Khomeriki O. G. Vnutrishkolnyy kontrol: kakim on dolzhen byt. Pedagogika. 1998, No. 8, pp. 45-50.

6. Guskova M. V., Zvonnikov V. I. Etapy razvitiya evalyuatsii v obrazovanii. Ekonomika obrazovaniya. 2011, No. 4, pp. 8-12.

7. Makarova E. A., Palmova E. A. Evalyuatsiya kak neotyemlemaya sostavlyayushchaya sistemy upravleniya sovremennym obrazovaniem. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2011, Vol. 8, No. 2, pp. 19-24.

8. Efremova N. F. Evalyuatsiya kak informatsionnaya osnova upravleniya kachestvom obucheniya. Fundamentalnye issledovaniya. 2015, No. 2-7, pp. 1489-1493.

9. Galeeva N. L. Kriterii i pokazateli kachestva vnutrishkolnogo upravleniya. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami "Sovremennye

vektory razvitiya obrazovaniya: aktualnye problemy i perspektivnye resheniya". Proceedings of the XI International scientific-practicl conference. Vol. 1. Moscow: 5 za znaniya: MPGU, 2019. Pp. 58-63.

10. Galeeva N. L. Pedagogicheskoe otsenivanie v obrazovatelnoy organizatsii: opyt i perspektivy. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami "Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmeneniy i tsifrovizatsii". Proceedings of the XII International scientific-practicl conference. Vol. 1. Moscow: MANPO. 5 za znaniya, 2020. Pp. 45-50.

11. Galeeva N. L., Romanova T. G., Yakimov I. A. Otsenivanie kachestva obrazovatelnykh rezultatov v sovremennoy shkole: teoriya i praktika: ucheb.-metod. posobie. Ed. N. L. Galeeva. Moscow: MPGU, 2021. 176 p.

12. Korotkikh V. P., Galeeva N. L. Dorozhnaya karta razrabotki i realizatsii reglamenta vnutrishkolnoy sistemy otsenki kachestva obrazovatelnogo protsessa (VSOKO). Upravlenie obrazovaniem. 2017, No. 6, pp. 104-113.

13. Mikheeva T. A. K voprosu ob inklyuzivnoy kompetentnosti pedagoga. In: Natsionalnyy yazyk i kultura v usloviyakh globalizatsii. Proceedings of the VI correspondence All-Russian scientific-practical conference of students of universities, colleges and schools. Kazan: ID "MeDDok", 2019. Pp. 72-75.

14. Mikheeva T. A. Nekotorye aspekty upravleniya protsessom obucheniya detey s OVZ na primere raboty s uchashchimisya, nakhodyashchimisya na dlitelnom lechenii v nauchno-prakticheskom tsentre psikhicheskogo zdorovya detey i podrostkov im. G. E. Sukharevoy. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami "Nauchnaya shkola T. I. Shamovoy: metodologo-teoreticheskiy i tekhnologicheskiy resursy razvitiya obrazovatelnykh system". Proceedings of the X International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: 5 za znaniya: MPGU, 2018. Pp. 88-91.

15. Kazachenko I. A., Galeeva N. L. Osobennosti primenenie sotsialnykh tekhnologiy VSOKO v upravlenii kachestvom obrazovatelnogo protsessa. Molodoy uchenyy. 2018, No. 22, pp. 326-330.

16. Gishlarkaev A. S.-M., Galeeva N. L. Analiz zavisimosti kachestva obrazovatelnykh rezultatov ot kachestva VSOKO v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh g. Groznyy. Preemstvennost v obrazovanii. 2019, No. 23 (10), pp. 279-290.

17. Amaev A. I. Upravlenie protsessom realizatsii proekta "Regionalnaya sistema uchitelskogo rost" v Chechenskoy respublike. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami "Nauchnaya shkola T. I. Shamovoy: metodologo-teoreticheskiy i tekhnologicheskiy resursy razvitiya obrazovatelnykh system". Proceedings of the X International scientific-practical ckonference. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: 5 za znaniya: MPGU, 2018. Pp. 109-114.

18. Osipova O. P. Tabatadze L. M. Sistema podgotovki spetsialista kreativnykh industriy v usloviyakh informatizatsii srednego professionalnogo obrazovaniya: monogr. Ed. prof. O. P. Osipova. Moscow: GBPOU "Moskovskiy tekhnikum kreativnykh industriy im. L. B. Krasina", 2022. 344 p.

19. Savenkova E. V., Osipova O. P., Shklyarova O. A. Transprofessionalizm kak resurs v sisteme podgotovki menedzherov obrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Prepodavatel XXI vek. 2021, No. 2, pp. 58-68.

20. Osipova O. P., Baymakhanov A. B., Balabaeva E. A. et al. Menedzhment obrazovaniya v usloviyakh informatizatsii: monogr. Ed. O. P. Osipova. Moscow: MPGU, 2021. 438 p.

21. Shklyarova O. A., Galeeva N. L., Osipova O. P. et al. Komandnyy menedzhment kak resurs upravleniya v obrazovatelnykh sistemakh: ucheb. posobie. Ed. O. A. Shklyarova. Moscow: MPGU, 2021. 384 p.

22. Osipova O. P., Anzorova A. U., Timofeeva A. V. et al. Proektirovanie i ekspertiza obrazovatelnykh sistem: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya v magistrature po pedagogicheskomu napravleniyu podgotovki (44.04.01). Moscow, 2016. 118 p.

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами им . Т И . Шамовой, Московский педагогический государственный университет e-mail: op.osipova@mpgu.edu

Osipova Olga P., ScD in Education, Professor, Educational Systems Management Department named after T I . Shamova, Moscow Pedagogical State University e-mail: op.osipova@mpgu.edu

Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, профессор кафедры управления образовательными системами им . Т И . Шамовой, Московский педагогический государственный университет e-mail: nl.galeeva@mpgu.su

Galeeva Natalia L., PhD in Biology, Professor, Educational Systems Management Department named after T I . Shamova, Moscow Pedagogical State University e-mail: nl.galeeva@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 12.11.2022 The article was received on 12.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.