УДК 37.01 ББК 74.04(2)
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-59-71
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ НОЧУ СОШ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
«САМСОН»)
С. Г. Поддуба, О. П. Осипова
Аннотация. Реализация потенциала цифровой образовательной среды в обеспечении качества образовательного процесса предполагает активизацию профессиональной деятельности педагогов и работы профессиональных (методических) объединений. Стратегия использования цифровых образовательных ресурсов формируется на основе изучения функциональной готовности и отношения субъектов образовательного процесса к их оценке с позиции обеспечения качества образовательного процесса и результатов образовательной деятельности.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые образовательные ресурсы, цифровая образовательная среда, ресурсный подход в педагогическом управлении, профессиональное развитие педагога, коммуникации в цифровой среде.
Для цитирования: Поддуба С. Г., Осипова О. П. Цифровая образовательная среда как стратегический ресурс профессионального развития педагогических работников (на примере НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон») // Наука и школа. 2022. № 5. С. 59-71. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-59-71.
© Поддуба С. Г., Осипова О. П., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A STRATEGIC RESOURCE FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS (USING THE EXAMPLE OF NEPE SECONDARY SCHOOL "EDUCATION CENTER "SAMSON")
S. G. Podduba, O. P. Osipova
Abstract. The realization of the potential of the digital educational environment in ensuring the quality of the educational process involves the activation of the teacher professional functions and the work of professional (methodological) associations. The strategy for using digital educational resources is formed on the basis of studying the functional readiness and the attitude of the subjects of the educational process for their assessment from the standpoint of ensuring the quality of the educational process and the results of educational activities.
Keywords: digitalization of education, digital educational resources, digital educational environment, resource approach in pedagogical management, teacher professional development, communications in the digital environment.
Cite as: Podduba S. G., Osipova O. P. Digital educational environment as a strategic resource for the professional development of teachers (using the example of NEPE secondary school "Education Center "Samson"). Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 59-71. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-59-71.
Введение. Движимая инновациями, технологической и технической эволюцией, цифровизация меняет общество, рынок труда, быт, характер коммуникаций и т. п. всего мирового сообщества. Для многих педагогов цифровизация в сфере образования стала не только причиной профессионально-личностных стрессов, но и возможностью роста, профессионального развития, самореализации. Безболезненное освоение цифровых ресурсов и их использование в образовательном процессе в профессиональной деятельности педагогических работников школы «Самсон» проводилось поэтапно, синхронно с освоением ИКТ-инноваций, активным использованием интернет-ресурсов, появлением и развитием электронных образовательных ресурсов. Цифровая образовательная среда стала неотъемлемой частью в профессиональной деятельности педагогов и фактором повышения функциональной грамотности. Проблемы реорганизации
не только образовательного процесса, но и всех сфер жизнедеятельности человечества в условиях пандемии Covid-19 заняли приоритетное место в ряду проблем, стоящих в тот период перед всем мировым сообществом.
Цель статьи: обобщение опыта активного использования и оценки перспектив развития цифровой образовательной среды как ресурса повышения качества деятельности в современной школе.
Методы исследования: анализ и обобщение практики использования цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагогических работников общеобразовательной организации.
Основная часть. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 создание к 2024 г. «...безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и
уровней» заявлено как приоритетная задача модернизации системы образования [1, с. 6]. Программной основой для выполнения данной задачи является федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализация которого предусматривает целый комплекс мер по материально-техническому, технологическому оснащению образовательных организаций. Несомненно, все это требует совершенствования компетенций работников образования для грамотного и эффективного использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, развития цифровой образовательной среды и как результат обеспечение качества образования.
Цифровая образовательная среда понимается нами как «...открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово "открытость" означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе цифровой образовательной среды, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению» [2, с. 402].
Несомненно, цифровизация многих аспектов жизни современного общества совершенно оправданна. Но вопрос цифровизации образования не так однозначен. Данные исследований ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития), PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) в 2018 г. показали, что во многих семьях с низким уровнем дохода не было доступа к компьютерам. Так, данные Евростата за 2019 г. показали, что доступ к широкополосной сети значительно варьируется по всему Евросоюзу: от 74% в регионах с низким доходом до 97% в регионах с высоким доходом. Что касается готовности педагогических работников к использованию цифровых технологий, то Международное исследование ОЭСР по
преподаванию и обучению в 2018 г. показало, что только 39% преподавателей в странах ЕС чувствовали себя «хорошо» или «очень хорошо» подготовленными к использованию цифровых технологий в повседневной работе [3]. При этом следует отметить, что, например, между государствами - членами ЕС существуют значительные различия в функциональной цифровой грамотности педагогических работников, так же как и в различных регионах Российской Федерации. Так, в некоторых регионах Российской Федерации подавляющее большинство педагогов и обучающихся практически 3-4 года назад не имели или имели незначительный опыт преподавания и обучения в режиме онлайн. А значительная часть педагогов недостаточно свободно владели методами и формами качественной организации он-лайн-обучения. Например, в ситуации необходимого перехода на онлайн-фор-мат обучения, не все цифровые инструменты, электронные материалы были доступны для обучающихся, проживающих в небольших населенных пунктах, сельской местности, в том числе из-за отсутствия широкополосного и высокоскоростного доступа в Интернет. Значительная часть обучающихся относится к группам населения с социальными, материальными проблемами, не имеющими доступа к цифровой образовательной среде [2; 4].
В исследованиях А. Р Вирабовой, С. Г. Воровщикова, О. Ю. Заславской, А. М. Кондакова, О. П. Осиповой, О. А. Шкляровой и других совершенно справедливо подчеркивается, что при реализации политики цифровизации образования, по нашему мнению, следует акцентировать внимание на принципиально важных, но достаточно традиционных вопросах: во-первых, цифровиза-ция должна содействовать обеспечению качества образовательного процесса и качества образования обучающихся; во-вторых, паритет здоровья, личностного
развития обучающихся должен быть основным при проектировании цифровой образовательной среды; в-третьих, в системе школьного образования использование ресурсов цифровой образовательной среды, в том числе цифровых технологий, не может и не должно быть фактором профессиональной деформации педагогических работников или асо-циализации обучающихся [5-7 и др.].
В использовании ресурсов цифровой образовательной среды важным условием является функциональная готовность педагогических работников к применению цифровых ресурсов в обеспечении качества образования. Так, в проекте нового варианта профессионального стандарта педагога (указана предполагаемая дата введения 1 сентября 2022), дается описание целого комплекса требований к трудовым действиям, умениям, знаниям, обеспечивающим достаточный уровень ИКТ-компетентности учителя. Практически в каждом компоненте профессиональной готовности педагога рассматриваются положения о деятельности в цифровой образовательной среде. Так, в общепользовательском компоненте требований кроме традиционного формата действий, предусматривающих владение различными средствами информационных и коммуникационных технологий, навыками аудио- и видеокоммуникации, базами данных и т. п., предусмотрены «.соблюдение этических и правовых норм». При описании общепедагогического компонента и организации образовательного процесса цифровые ресурсы отражены как средовой фактор, активизирующий учебно-познавательную, образовательную (учебную, внеучебную, воспитательную и др.) деятельность педагогов и обучающихся, расширение возможностей для взаимодействия и продуктивной коммуникации всех участников образовательных отношений. Описанные в проекте профстандарта направления, виды деятельности учащихся, по сути, являются метапредметным и
личностным компонентами в усвоении содержания общего образования. В проекте сформулировано сочетание факторов, обеспечивающих профессиональную ИКТ-компетентность педагогов, среди которых наличие достаточной технологической базы образовательной организации, инициирование методами мотивации и стимулирования устойчивой потребности у педагогов к ее использованию в образовательном процессе, и определенная установка администрации образовательной организации по работе с коллективом в условиях цифровизации образования [8].
К решению вопросов развития у педагогических работников ИКТ-компетент-ности, цифровых компетенций, понимаемых нами как комплекс сформированных навыков, которыми должен овладеть каждый современный педагогический работник (поиск и обработка информации, управление информацией и полученными данными, безопасное общение в сети, планирование и организация обучения в цифровой среде, сетевое взаимодействие в условиях цифровой образовательной среды), в школе «Самсон» уделяют пристальное внимание с первых шагов компьютеризации и введения ИКТ в систему общего образования. Именно поэтому большинство педагогических работников школы «Самсон» чувствовали себя достаточно уверенными, когда с началом пандемии Covid-19 цифровые технологии вышли на первый план. Начиная с первых шагов освоения ИКТ-инноваций в образовании, в школе уделялось достаточно внимания к формированию и повышению цифровой компетентности педагогов. Десять лет назад, на тематических педагогических советах, научно-практических семинарах, в работе кафедр и методических профессиональных объединений поднимались вопросы, направленные на совершенствование когнитивной, позици-онно-смысловой, и операционально-дея-тельностной составляющих цифровых
компетенций педагогов. Так, еще в 20132014 учебном году во время одного из педсоветов «Информационные технологии в практике работы школы в свете реализации ФГОС» обсуждались следующие вопросы: современные информационно-коммуникационные технологии в образовании; применение ИКТ на уроках информатики в целях повышения эффективности деятельности учителя; использование интерактивной доски для оптимизации образовательных процессов и развития общеучебных умений и навыков у учащихся на уроках английского языка; интернет-ресурсы как фактор повышения мотивации и успешности обучающихся в учебно-познавательной деятельности; информационные технологии в начальной школе как средство развития информационной культуры младших школьников; использование ИКТ в работе психолога и логопеда. Именно такой подход позволил говорить о готовности образовательной организации к формированию и использованию цифровой образовательной среды для повышения качества и эффективности образовательного процесса.
В последующие годы деятельность педагогических работников в условиях цифровизации образовательной среды школы была направлена на использование преимуществ и минимизацию педагогических рисков цифровых ресурсов в обеспечении качества образования обучающихся, сохранности их здоровья и достижения наилучших результатов личностного развития. Поэтому на различных профессиональных мероприятиях в школе педагоги активно обмениваются опытом использования цифровых ресурсов в формате дистанционного и традиционного образовательного процесса на всех уровнях организации образовательного процесса.
Результаты реализации поставленной проблемы. В школе «Самсон» система образования и профессиональной подготовки педагогов все больше
становится частью цифровой образовательной среды. Педагоги активно посещают онлайн-лекции, форумы, семинары, мастер-классы и т. д., которые проводятся специалистами из московских вузов: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», АНО ДПО «Академия повышения квалификации и инновационного развития кадров», отдельные управления департамента московского образования и др.
Однако следует помнить, что приоритет здоровья в системе общего образования для педагогических работников является неоспоримым, поэтому важно учитывать риски цифровизации образовательной среды. Как показывает опыт работы Центра образования «Самсон», среди наиболее значимых рисков важно учитывать следующие:
• риск нерегулируемости информационных потоков, которые, к сожалению, не всегда отвечают требованиям объективности, научности, доступности, социальной морали и открыты для неподготовленных пользователей;
• необходимость индивидуального гибкого подхода к обучающимся при определении стратегии педагогического управления образовательной деятельностью обучающихся, организации взаимодействия в цифровой образовательной среде с учетом их индивидуальных возможностей (внутренних ресурсов), личностных потребностей, интересов, запросов;
• нерегулируемое погружение в цифровую среду нарушает развитие компетенций коммуникации, лишает обучающихся возможности освоения опыта и совершенствования навыков диалогической и монологической речи, оскудевает их словарный запас, сдерживает/затрудняет мыслительные когнитивные процессы;
• продолжительное использование цифрового оборудования: компьютера, планшета, ноутбука и других гаджетов усугубляет развитие так называемых «школьных патологий», о которых с конца 1990-х гг. пишут гигиенисты, педиатры, физиологи, психологи; специалисты подчеркивают, что активное использование гаджетов приводит к проблемам со зрением, с осанкой, провоцирует гиподинамию, ожирение (недоразвитие мышечной массы) и, как следствие, отклонения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение психоэмоциональной устойчивости; социально-психологический риск подмены реального мира виртуальным;
• тип и дизайн технологических инструментов и образовательных цифровых платформ, а также используемые в образовании цифровые технологии напрямую влияют не только на формат процесса обучения и учения, но и, несомненно, на процессы социализации, адаптации, гражданского и профессионального самоопределения современных школьников, активное участие в жизни общества;
• стремительно развивающиеся цифровые технологии меняют спрос к уровню цифровых компетенций педагогических кадров, требуют активного профессионально-личностного самосовершенствования.
Минимизация данных рисков - один из аспектов в управлении профессиональной деятельностью педагогических работников и управлении образовательным процессом в целом в условиях цифровой образовательной среды. Разработка любого управленческого решения в данном вопросе основывается на результатах педагогической диагностики и обеспечивается в том числе ресурсами ЦОС.
Так, результаты диагностики готовности педагогических работников к активному переходу на онлайн-формат обучения, использованию цифровых ресурсов,
в начале всеобщей изоляции, связанной с пандемией Covid-19, показали, что наибольшие сложности вызывали:
• выбор и работа на определенной цифровой платформе;
• адаптация цифровых образовательных ресурсов с учетом дистанционного формата коммуникации в системе «педагог-обучающийся»;
• ориентация на обязательное соблюдение требований к обеспечению сохранности и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
В НОЧУ СОШ «Центре образования «Самсон» был принят ряд важнейших стратегических мер по обеспечению непрерывности образовательного процесса в условиях цифровизации образовательной среды:
• во-первых, все учителя, кураторы, классные руководители, воспитатели и другие педагогические работники прошли повышение квалификации по работе с основными интерактивными системами обучения;
• во-вторых, анализ ресурсного обеспечения возможности школы и каждого педагогического работника для бесперебойного подключения к Интернету и использование интерактивных систем обучения позволил решить проблему в короткие сроки, обеспечив нуждающихся школьной техникой;
• в-третьих, администрацией школы было принято решение максимально приблизить режим работы обучающихся в условиях дистанта к реальному учебному процессу в школе в соответствии с календарным Комплексным планом и расписанием учебных занятий, воспитательной работы и освоения программ дополнительного образования;
• в-четвертых, обеспечение здоровь-сберегающего личностно-ориентирован-ного образовательного процесса с выполнением требований всех норм и требований СанПиН при работе в цифровой образовательной среде.
Выбор Центром образования «Самсон» платформы ZOOM был обусловлен надежностью и стабильной работой данной платформы, несмотря на большую нагрузку из-за большого количества пользователей. Платформа подходит как для групповых, так и индивидуальных занятий. Преимущества платформы были проанализированы и описаны в коллективной монографии, подготовленной педагогами школы под руководством А. Р. Вирабовой и О. А. Шкляровой [7]. Опыт использования данной платформы подтвердил ее эффективность в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся, в проведении мероприятий по воспитательной работе и дополнительному образованию.
Многие пользователи ZOOM отмечают, что у платформы имеется ряд минусов, которые в нашем случае мы оценили как преимущества, что и определило наш выбор. Так, если для кого-то ограниченное количество участников и ограниченная продолжительность конференции - это «минус», то для организации учебных занятий - это «плюс». Так же плюсом является и тот факт, что организатором конференции может выступать только один человек - педагог. Сама конференция длится 40 минут, ровно столько, сколько идет урок в школе в реальном времени. Учителю не нужно отвлекаться во время урока для контроля времени, система сама отсчитывает отведенные минуты и предупреждает организатора об отключении. Необходимость в звонках на урок и с урока отпадает. Число участников конференции-урока ограничено рамками класса, что приближает онлайн-урок к реальному образовательному процессу.
Итак, использование платформы Zoom позволило обеспечить непрерывность и качество образовательного онлайн-про-цесса. Были сохранены расписание и режим учебного дня, перемены между уроками и дополнительными занятиями, время для приема пищи, динамического
часа и др. Принятое управленческое решение позволило обеспечить здо-ровьесберегающий рабочий режим, следовать принципам системного и лич-ностно-ориентированного подходов в организации образовательного процесса. Помимо основных уроков в период пандемии проводился весь спектр дополнительных развивающих занятий от вокала и обучения игре на фортепиано до хореографии, ИЗО и физкультуры.
На первый взгляд может показаться, что было найдено оптимальное решение в организации образовательного процесса в онлайн-формате. Но тревогу вызывала ситуация, когда обучающийся вынужден находиться перед экраном компьютера значительную часть своего времени, чтобы выполнить весь представленный план. Это не может не сказаться на его самочувствии и состоянии здоровья. Поэтому для полноценной организации образовательного процесса с учетом всех требований здоровьесбе-регающей среды были учтены рекомендации СанНиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом РФ 28.05. 2019, регистрационный № 54764), где в п. 2.10.2 указана общая продолжительность использования ЭСО (электронные средства обучения) на уроке. Кроме того, чтобы снизить статическую нагрузку детей во время дистанционного обучения, использовались физкультминутки во время урока-конференции, задействовали формат творческих заданий без использования компьютера, сокращая работу у экрана до 20-25 минут, то есть половину урока.
Приобретенный профессиональный опыт позволил значительно оптимизировать цифровой формат многих традиционно используемых образовательных технологий: проблемного и проблемно-модульного обучения, коллективной работы (в малых группах или командах),
коллективной творческой деятельности, технологии полного усвоения знаний, учебной дискуссии и др. Главным результатом пройденного периода стало профессиональное и личностное развитие педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Однако, ориентируясь на тенденции в цифрови-зации образования, завяленные в федеральных программных документах, мы полагаем, что не следует снижать активность работы по совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников.
Анализируя требования к использованию педагогическими работниками цифровых образовательных ресурсов в образовательной организации, мы сочли необходимым предоставить возможность педагогам оценить себя самостоятельно, учитывая требования Профстан-дарта и ФГОС общего образования. Так, на предложение оценить уровень владения ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), большинство педагогов Центра образования «Самсон» считают себя уверенными пользователями цифровых образовательных ресурсов: из них 55% - средний уровень; 40% - продвинутый уровень (табл. 1).
Действительно, по нашим наблюдениям, подавляющее большинство педагогических работников свободно владеют основными программами по работе с текстами, таблицами, рисунками, готовят и используют аудио- и видеомате-
риалы, презентации и т. п. Диагностика профессиональной готовности к активному использованию цифровых ресурсов показала, что возраст, стаж работы, квалификационная категория, а также предметная направленность профессиональной педагогической деятельности не являются определяющими в сформиро-ванности цифровой грамотности педагогических работников школы «Самсон».
Использование цифровых образовательных ресурсов можно считать продуктивным, если это позволяет решать основные образовательные задачи в достижении качества образования. Важно было выяснить, как оценивают педагогические работники возможность развития когнитивной, духовно-нравственной, коммуникативной сфер ребенка, качество его социализации в условиях цифровой образовательной среды (табл. 2).
Примерно поровну разделились педагоги во мнении о влиянии цифровой среды на личностное развитие обучающихся.
Педагогам также было предложено по десятибалльной шкале оценить качество и эффективность обратной связи с участниками образовательных отношений с использованием цифровой среды (табл. 3).
В соответствии с полученными результатами были определены содержание и организационно-управленческие мероприятия, направленные на повышение
Таблица 1
Результаты самооценки педагогов НОЧУ СОШ ЦО «Самсон» по уровню владения цифровыми образовательными ресурсами (всего 67 чел.)
Уровень владе- Кол-во Возраст, Стаж работы (общий / Квалификационная категория
ния ЦОР человек лет педагогический), лет без категории первая высшая
Начальный уровень 3 30-44 6-21 / 2-15 2 1 0
Средний уровень 37 27-70 5-4 / 5-48 12 14 11
Продвинутый уровень 27 27-67 8-42 / 5-40 6 15 6
Таблица 2
Результаты оценивания педагогами Центра образования «Самсон» развития отдельных сфер личности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды
Шкала оценивания (в баллах) Сферы личностного развития обучающихся (количество выборов)
когнитивная духовно-нравственная коммуникативная социализация и здоровье
0 1 1 2 12
1 0 1 3 4
2 0 0 4 7
3 10 11 12 14
4 1 6 4 1
5 11 16 11 4
6 9 5 7 1
7 11 8 7 9
8 8 7 5 3
9 8 2 4 5
ЦОР не влияют 5 4 4 4
Таблица 3
Результаты оценки эффективности обратной связи при использовании цифровых ресурсов (по 10-балльной шкале)
Шкала оценивания (в баллах) Формат взаимодействия, чел.
Учитель -ученик Ученик -ученик учитель -родители Учитель -коуч Учитель -менеджер
0 2 3 1 0 4
1 0 2 0 2 0
2 2 0 1 2 1
3 1 1 9 1 1
4 2 7 3 11 1
5 9 10 7 4 13
6 4 4 2 7 4
7 10 9 10 6 5
8 12 8 4 2 8
9 4 3 5 6 2
10 16 4 19 23 6
Не смогли ответить 7 16 6 23 22
качества управления образовательным процессом в условиях ЦОС.
Во-первых, направления/темы методической работы кафедр и профессиональных объединений учителей, на основе которых учителя формулировали темы для самообразования. Например, на 2021-2022 уч. год были определены следующие темы:
• кафедра дошкольного образования: «Особенности организации дистанционного и цифрового обучения дошкольников»;
• кафедра начальной школы: «Информационные технологии как ресурс качества образования НОО в условиях цифровизации образования»;
• кафедра гуманитарных наук: «Проектирование эффективного урока в режиме дистанционного и/или цифрового обучения»;
• кафедра естественных наук: «Синхронное и асинхронное дистанционное обучение. Платформы и приложения»;
• кафедра иностранных языков: «Цифровые решения в овладении иностранным языком»;
• кафедра кураторов: «Особенности организации работы куратора в формате дистанционного обучения и обучения с использованием ИКТ»;
• кафедра психологического сопровождения образовательного процесса: «Дистанционные формы и методы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»; логопедическое объединение: «Особенности организации дистанционного и цифрового обучения детей с нарушениями речи» и др.
Во-вторых, были предприняты управленческие действия по корректировке планов научно-методической работы на кафедрах. Корректировке плана предшествовал самоанализ опыта работы учителей в цифровой среде, открытые учебные занятия, мероприятия, внутри-кафедральные обсуждения современных тенденций в сфере образования и
рекомендаций административно-управленческой команды школы. Все включенные в план научно-методической работы изменения были представлены на заседании научно-методического совета школы и прошли утверждение.
В-третьих, внесены дополнения в план организационно-управленческих мероприятий по развитию цифровой образовательной среды, реализация которого предполагает:
• дальнейшее совершенствование функциональной грамотности, прежде всего, педагогических работников по активному использованию платформ Zoom, Teams, Skype и др.;
• рациональное внедрение цифровых технологий в практику работы в режиме офлайн, онлайн с целью оптимизации образовательного процесса, но при соблюдении норм и требований здоровьесбере-жения;
• ориентацию внимания педагогических работников к изучению результатов научно-педагогических исследований по использованию новых цифровых технологий в организации образовательной деятельности обучающихся для обсуждения на заседаниях кафедр;
• активное использование потенциала интернет-ресурсов для управления процессом формирования интереса, выработки здоровой потребности и регулирования мотивации у обучающихся;
• разнообразить внеурочную работу в детских коллективах на уровне класса, параллелей, творческих объединений с использованием образовательного потенциала видеоэкскурсий, онлайн-игр, викторин, конкурсов, исследований и т. д.;
• активизировать работу по развитию коммуникативных компетенций и речевой культуры обучающихся с использованием цифровых технологий и интернет-ресурсов. Особое внимание уделить развитию монологической и диалогической речи во время учебных и внеурочных занятий;
• обобщить и описать опыт реализации здоровьесберегающего личностно-
ориентированного подхода в управлении образовательным процессом в условиях развития цифровой образовательной среды; подготовить методические рекомендации для педагогов, обучающихся и их родителей, по грамотному использованию гаджетов в образовательном процессе с учетом норм и требований здоровьесбе-режения (здоровьесберегающие памятки по сохранению и укреплению здоровья в цифровой среде).
В-четвертых, необходимость разработки комплексной программы развития электронных образовательных ресурсов в условиях негосударственного образовательного частного учреждения СОШ «Центр образования «Самсон». В качестве одного из важнейших условий проектирования и реализации такой программы мы рассматриваем организацию команды проекта, деятельность которой
позволит не только интегрировать профессионально-личностный потенциал наиболее успешных педагогов, но и расширить охват коллег, способствуя росту и развитию их компетентности в условиях цифровизации образовательной среды.
Выводы. Цифровизация образовательной среды - процесс объективный и перспективный для реорганизации и внесения новшеств в управление общеобразовательной организацией. Процесс цифровизации не может и не должен рассматриваться как цель и самоценность внутренних изменений, проводимых в школе. Цифровизация -ресурс, призванный обеспечить интенсификацию и повышение качества образовательной деятельности педагогов и обучающихся, эффективность управления и развития образовательной организации в современных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.06.2022).
2. Менеджмент образования в условиях информатизации: моногр. / под ред. проф. О. П. Осиповой. М.: МПГУ 2021. 440 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/105907.html (дата обращения: 02.06.2022).
3. Digital Education Action plan 2021-2027. URL: https://education.ec.europa.eu/focus-topics/digital-education/about/digital-education-action-plan (дата обращения: 02.06.2022).
4. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. 2021. URL: https:// www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 02.06.2022).
5. Воровщиков С. Г., Шклярова О. А. Горизонты и риски развития образования в условиях системнык изменений и цифровизации: Шамовские педагогические чтения // Горизонты и риски развития образования в условиях системнык изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г.: в 2 ч. Ч. 1. М.: МАНПО: 5 за знания, 2020. С. 3-12.
6. Заславская О. Ю. Подходы подготовки педагогов к проведению учебного занятия с применением исключительно дистанционных образовательных технологий // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междун. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: МАНПО: 5 за знания, 2021. С. 45-49.
7. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современный условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / под. ред. А. Р. Вирабовой, О. А. Шкляровой. М.: Пробел-2000, 2021. 248 с.
8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 02.06.2022).
9. Вирабова А. Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения: моногр. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. 292 с.
10. Вирабова А. Р., Шклярова О. А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. на-уч.-практич. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: МАНПО: 5 за знания, 2021. С. 571-575.
11. Вирабова А. Р., Шклярова О. А., Поддуба С. Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации // Педагогическое образование и наука. 2020. № 1. С. 23-28.
12. Зимненко В. А., Меркулов П. В. Система методического сопровождения педагогов в условиях дистанционной работы // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: МАНПО: 5 за знания, 2021. С. 582-586.
13. Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учеб. пособие / О. А. Шклярова, Н. Л. Галеева, О. П. Осипова [и др.]; под ред. О. А. Шкляровой. М.: МПГУУ 2021. 382, 1 с. URL: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=45278 (дата обращения: 02.06.2022).
14. Осипова О. П., Шклярова О. А. Подготовка менеджеров образования в условиях его цифрови-зации: идеи, подходы, ресурсы // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 108-124.
15. Поддуба С. Г., Лезова Л. А. Система методического сопровождения профессионально-личностного развития современного педагога в школе «Самсон» // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. М.: МАНПО: 5 за знания, 2021. С. 588-592.
16. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. 2017. № 98. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 02.06.2022).
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 No. 204 "O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadach razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 02.06.2022).
2. Menedzhment obrazovaniya v usloviyakh informatizatsii: monogr. Ed. by O. P. Osipova. Moscow: MPGU, 2021. 440 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/105907.html (accessed: 02.06.2022).
3. Digital Education Action plan 2021-2027. Available at: https://education.ec.europa.eu/focus-topics/ digital-education/about/digital-education-action-plan (accessed: 02.06.2022).
4. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v Rossiyskoy Federatsii. 2021. Available at: https:// www.tadviser.ru/index.php/ (accessed: 02.06.2022).
5. Vorovshchikov S. G., Shklyarova O. A. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmeneniy i tsifrovizatsii: Shamovskie pedagogicheskie chteniya. In: Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmeneniy i tsifrovizatsii. Proceedings of the XII International scientific-practical conference "Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami", 25 Jan 2020.: in 2 vol. Vol. 1. Moscow: MANPO: 5 za znaniya, 2020. Pp. 3-12.
6. Zaslavskaya O. Yu. Podkhody podgotovki pedagogov k provedeniyu uchebnogo zanyatiya s primeneniem isklyuchitelno distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelnymi sistemami. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: MANPO: 5 za znaniya, 2021. Pp. 45-49.
7. Zdorovyesberegayushchee lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennykh usloviyakh: traditsii, opyt, perspektivy razvitiya: Praktiko-orientirovannaya monografiya. Ed. by A. R. Virabova, O. A. Shklyarova. Moscow: Probel-2000, 2021. 248 p.
8. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta 'Pedagog' (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (uchitel)" (podgotovlen Mintrudom Rossii 31.01.2022). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (accessed: 02.06.2022).
9. Virabova A. R. Razvitie zdorovyesberegayushchey sredy v sisteme obrazovaniya na osnove integratsii resursnogo obespecheniya: monogr. Moscow: PR0BEL-2000, 2012. 292 p.
10. Virabova A. R., Shklyarova O. A. Kultura upravleniya kak resurs lichnostnogo i professionalnogo razvitiya vsekh uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelnymi sistemami. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. Mosow: MANPO: 5 za znaniya, 2021. Pp. 571-575.
11. Virabova A. R., Shklyarova O. A., Podduba S. G. Professionalno-lichnostnoe zdorovye pedagogicheskikh rabotnikov kak faktor uspeshnosti obrazovatelynoy organizatsii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2020, No. 1, pp. 23-28.
12. Zimnenko V. A., Merkulov P. V. Sistema metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogov v usloviyakh distantsionnoy raboty. In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelynymi sistemami. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: MANPO: 5 za znaniya, 2021. Pp. 582-586.
13. Shklyarova O. A., Galeeva N. L., Osipova O. P. Komandnyy menedzhment kak resurs upravleniya v obrazovatelynykh sistemakh: ucheb. posobie. Ed. by O. A. Shklyarova. Moscow: MPGU, 2021. 382, 1 p. Available at: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=45278 (accessed: 02.06.2022).
14. Osipova O. P., Shklyarova O. A. Podgotovka menedzherov obrazovaniya v usloviyakh ego tsifrovizatsii: idei, podkhody, resursy. Prepodavatel XXI vek. 2019, No. 2, pp. 108-124.
15. Podduba S. G., Lezova L. A. Sistema metodicheskogo soprovozhdeniya professionalyno-lichnostnogo razvitiya sovremennogo pedagoga v shkole "Samson". In: Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoy shkoly upravleniya obrazovatelynymi sistemami. Proceedings of the XIII International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: MANPO: 5 za znaniya, 2021. Pp. 588-592.
16. Tsifrovizatsiya obrazovaniya v Rossii i mire. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2017. № 98. Available at: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (accessed: 02.06.2022).
Поддуба Светлана Григорьевна, первый заместитель директора НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» e-mail: [email protected]
Podduba Svetlana G., First Deputy Director, Noncommercial Educational Private Establishment secondary school "Education Center "Samson" e-mail: [email protected]
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Osipova Olga P., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Management of Educational Systems named after. T. I. Shamova Department, Social and Humanitarian Education Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2022 The article was received on 02.07.2022