Консультирование может быть организовано и с помощью мессендже-ров, электронной почты (менее удобно и мобильно), а также таких информационно-коммуникативных платформ, как ZOOM, Discord, MOODLE, и тому подобное.
Вопрос здесь даже не в технической стороне, а в продуманном взаимодействии на уровне «учитель - ученик(и)». Это грамотное и планомерное взаимодействие возможно лишь в случае заинтересованности обеих сторон образовательного процесса в результате, его полноте и доступности выводов.
В заключение хотелось бы отметить, что проведенный анализ понятий применительно к новым техническим возможностям системы образования позволяет сделать ряд выводов по данной проблематике, а также определить перспективы развития школьного учебно-исследовательского блока. Именно старшеклассники, имеющие опыт подобного рода деятельности на предыдущих этапах обучения (начальное, среднее звено), обладающие определенными навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями, мотивированные на решение теоретических и практических задач, - та часть школьной аудитории, которая, по нашему мнению, наиболее качественно и продуманно может подойти к проекту как способу познания и самореализации, в том числе в условиях дистан-
Библиографический список
ционного обучения. В отрыве от консультативной помощи педагога реализация подобной практики весьма проблематична. Учитель в этой системе - связующее звено, определяющее направление и возможные варианты работы.
Сам факт применения дистанционных образовательных технологий в проектной и исследовательской деятельности старшеклассников позволит не ограничиваться лишь поурочной и факультативной работой, а даст возможность регулярного взаимодействия между участниками процесса, заранее оговоренного и обозначенного условиями и необходимостью коммуникации для реализации целей и задач.
Что касается перспектив дальнейших исследований в этой области, то они определяются не только теоретическими изысканиями, но и реальным практическим применением конкретных наработок, направленных на повышение уровня заинтересованности педагогов к такому виду учебной деятельности, а также учеников, в особенности старшеклассников, готовых к активному сотрудничеству, формированию навыков исследовательской работы. Это позволит, по мнению автора, создавать и поддерживать атмосферу взаимной заинтересованности на уровне «учитель - ученик», а также вырабатывать новые навыки, формируемые посредством методики проектной и исследовательской работы.
1. Фортова Л.К. Интеграция педагогического и эргономического знаний как условие цифровой трансформации образовательного пространства. АНИ: педагогика и психология. 2019; № 4 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-pedagogicheskogo-i-ergonomicheskogo-znaniy-kak-uslovie-tsifrovoy-transformatsii-obrazovatelnogo-prostranstva
2. Белова Т. Г Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 35: 30 - 35. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Зюлин В.В., Кортунова Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов. Среднее профессиональное образование. 2010; № 9: 39 - 41. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/16/1268024682/39-41.pdf
4. Гилядов С.Р, Бурцев М.О. Проектная деятельность как средство получения нового социального опыта в условиях дистанционного обучения. Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. 2021: 508 - 511. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44864203_34081704.pdf
5. Гребнева Д.М. Управление проектной деятельностью в условиях дистанционного. ИНСАЙТ. 2021; № 3 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektnoy-deyatelnostyu-shkolnikov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya
References
1. Fortova L.K. Integraciya pedagogicheskogo i 'ergonomicheskogo znanij kak uslovie cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo prostranstva. ANI: pedagogika i psihologiya. 2019; № 4 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-pedagogicheskogo-i-ergonomicheskogo-znaniy-kak-uslovie-tsifrovoy-transformatsii-obrazovatelnogo-prostranstva
2. Belova T.G. Issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya v sovremennom obrazovanii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 35: 30 - 35. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Zyulin V.V., Kortunova T.A. Proektnaya uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya special'nyh kompetencij u studentov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; № 9: 39 - 41. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/16/1268024682/39-41.pdf
4. Gilyadov S.R., Burcev M.O. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo polucheniya novogo social'nogo opyta v usloviyah distancionnogo obucheniya. Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoj shkoly upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. 2021: 508 - 511. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44864203_34081704.pdf
5. Grebneva D.M. Upravlenie proektnoj deyatel'nost'yu v usloviyah distancionnogo. INSAJT. 2021; № 3 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektnoy-deyatelnostyu-shkolnikov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya
Статья поступила в редакцию 22.10.21
УДК 378
Getmanenko A.O., Cand. of Sciences (Psychology), director ANO "The Center of Modern Art' (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Baburyan A.I., senior lecturer, ANO HE The Institute of Modern Art (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF HIGHER EDUCATION PROGRAMS IN THE FIELD OF VOCAL ARTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION. The dig-italization of education is one of the brightest modern global trends and one of the key national tasks of Russia. Gradually covering all stages and levels of education, it creates the potential for improving its quality, increasing the competitiveness of graduates, expanding the boundaries of education and including the state in the global educational system. At the same time, when assessing the role of digitalization and the effects of its implementation, there are conflicting points of view, both problems and prospects are noted. This article focuses on organization of studies in higher education programs in the arts. The authors conclude that the introduction of digital technologies should take into account and rely on the traditions of art education formed in Russia. At the same time, possibilities of providing access to a large layer of audio and video materials, e-books, ensuring the availability of lecture materials, the formation of an electronic portfolio of the student, ensuring the development of his independent creative activity, are highlighted as positive effects. At the same time, the authors point out that the organization of classes requires taking into account the specifics of the subject and offer effective forms of introducing digital technologies into teaching the subject "Solo Singing" in the implementation of higher education programs, which also determines the practical significance of the study.
Key words: digitalization, high education, digital educational system.
А.О. Гетманенко, канд. психол. наук, директор АНО «Центр современного искусства «Терция», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.И. Бабурян, доц., АНО ВО «Институт современного искусства», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Цифровизация образования - одна из наиболее ярких современных мировых тенденций и одна из ключевых национальных задач России. Постепенно охватывая все ступени и уровни образования, она создает потенциал для повышения его качества, роста конкурентоспособности выпускников, расширения границ образования и включения государства в глобальную образовательную систему. При этом при оценке роли цифровизации и эффектов ее внедрения существуют противоречивые точки зрения, отмечаются как проблемы, так и перспективы. В данной статье особое внимание уделяется вопросу организации
учебных занятий по программам высшего образования в области искусств. Авторами делаются выводы о том, что внедрение цифровых технологий должно проходить с учетом и в опоре на традиции художественного образования, сформированные в России. При этом в качестве положительных эффектов выделяются возможности обеспечения доступа к большому пласту аудио- и видеоматериалов, электронных книг, обеспечение доступности лекционных материалов, формирование электронного портфолио обучающегося, обеспечивающего развитие его самостоятельной творческой деятельности. При этом авторы также указывают на то, что сама организация занятий требует учета специфики преподаваемого предмета и предлагают эффективные формы внедрения цифровых технологий в преподавание предмета «Сольное пение» при реализации программ высшего образования, что также определяет практическую значимость исследования.
Ключевые слова: цифровизация, высшее образование, сольное пение, цифровая образовательная среда.
Цифровизация - современный тренд в развитии человеческого общества. Подразумевая под собой внедрение электронных технологий и процессов, она охватывает все сферы: производство, экономику, культуру, образование, науку и т.д. Данная тенденция является важным условием включения государства и общества в глобальный мир и направлена на обеспечение качества и доступности образования. Необходимость создания цифровой образовательной среды является приоритетом совершенствования данной сферы и национальной задачей развития России, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г № 204.
Ожидаемым результатом внедрения цифровизации в систему образования является повышение конкурентоспособности, формирование и развитие новых компетенций у обучающихся, создание потенциала инновационного развития образования, включение государства в глобальную образовательную среду и пр. Вместе с тем решение вопросов, связанных с обеспечением условий внедрения цифровых форм и ресурсов в образовательный процесс, устанавливает ряд требований как к педагогическим работникам, которые с необходимостью должны обладать соответствующими компетенциями в сфере использования цифровых технологий, так и к материально-техническому и методическому обеспечению образовательной организации.
Высшее образование - та ступень, которая является наиболее адаптивной к внедрению инноваций, так как именно выпускники вузов создают интеллектуально-трудовой потенциал страны. Неудивительно, что тенденции глобализации и цифровизации охватили в первую очередь высшее образование. Начиная с перехода к Болонской системе, перед вузами стоит задача обеспечения конкурентоспособности и качества образования с целью включения в единое европейское пространство высшего образования. Такая модернизация, безусловно, является перспективной с точки зрения обогащения человеческого потенциала государства, несмотря на необходимые для реализации данных задач ресурсные вложения.
Наряду с этим в России существует аутентичная, построенная на традициях русской национальной школы система художественного образования, куда, в том числе, входят вузы, реализующие программы высшего образования в области искусств: театрального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального. Инновационные тенденции с необходимостью должны находить отражение и при их реализации. Однако наряду с вышеобозначенными положительными эффектами существует ряд проблем, связанных с реализацией прикладных дисциплин (в частности - специальности в рамках музыкального исполнительства) и применением цифровых технологий.
На основании вышеизложенного целью данного исследования является выявление существующих на современном этапе проблем реализации программ высшего образования в области искусств.
Объект исследования - реализация программы высшего образования в области искусств в России, предмет - использование электронного и дистанционного обучения при реализации программ высшего образования в области искусств по дисциплине «Музыкальное исполнительство. Эстрадно-джазовое пение».
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- проанализировать концептуальные основы организации обучения по программам высшего образования в области искусств;
- изучить правовые акты, регулирующие деятельность в сфере высшего образования, и определить приоритеты модернизации системы высшего образования в России на современном этапе;
- выделить проблемы и перспективы цифровизации при реализации программ высшего образования в области искусств (музыкальное исполнительство, эстрадно-джазовое пение).
Осмысление процесса цифровизации и его эффектов отражено в трудах исследователей в области культуры, образования, философии, социологии.
Обращение к данной теме датируется 90-ми годами XX века. Согласно позиции М.Л. Димиденко [1], цифровизация школы подразумевается, как процесс, так и результат перехода на электронную систему. При этом, как верно отмечает А.А. Вербицкий, важно найти баланс между внедрением цифровых и электронных технологий и сохранением тех условий обучения, которые будут обеспечивать развитие коммуникации, включение человека в общество. Таким образом, электронные цифровые технологии должны становиться в рамках образовательного процесса не заменой, а неким посредником, транслятором, средством, облегающим взаимодействие. По мнению А.А. Вербицкого [2], именно цифровое обучение является средством включения человека в систему непрерывного образования (Life-Long-Learning).
Наряду с этим в работах А.М. Дорожкина [3], С.Л. Ивашевского [4], А.А. Касьяна [5], Н.Д. Никандрова [6], Е.П. Савруцкой [7], И.И. Сулимы [8], А.А. Терентье-ва [9] особое внимание обращено на цифровизацию как катализатор обогащения и развития человеческого потенциала. Следовательно, подходы к осмыслению цифровизации в научной мысли весьма противоречивы.
В данной работе применены следующие методы: теоретический и методологический анализ трудов зарубежных и отечественных авторов; общенаучные методы познания (сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция). Исследование строилось на основе синергетического подхода, в соответствии с которым культура и образование как один из ее элементов понимаются как целостная эмерджентная система, обладающая способностью к самоорганизации и «самотворению» при сохранении идентичности ее элементов (О.Н. Астафьева [10]), а также как открытая система, имеющая ресурсы для взаимного обмена с окружающей средой (О.Я. Гелих, Е.Н. Князева [11]).
Новизна исследования заключается в том, что на основе комплексного практико-ориентированного анализа роли цифровизации образования на современном этапе выделяются прикладные основы организации занятий по дисциплине «Сольное пение» с использованием электронных и дистанционных технологий в рамках реализации программы высшего образования в сфере искусств.
Теоретическая и практическая значимость. Цифровизация рассматривается как инструмент совершенствования образовательного процесса, переосмысляются принципы и подходы к организации обучения, позволяющие создать кумулятивный эффект от внедрения новых цифровых технологий и сохранения традиционных подходов, сохраняющих аутентичность системы художественного образования в России. При этом практическую значимость имеет характеристика тех форм организации занятий, которые позволять реализовать вышеуказанный теоретический подход при планировании занятий по дисциплине «Сольное пение» в вузах.
Образование несет культурно-историческую функцию, обеспечивая передачу традиций, ценностей, обусловливая тем самым связь поколений, обеспечивая сохранение и развитие культуры, человечества в целом. При этом особую роль в организации образования занимает человек.
В рамках гуманистической доктрины ценностным ориентиром и смыслом педагогической деятельности является человек как самоценность. Данное качество при этом рассматривается как врожденное, отсюда задачей общества в целом и педагогического воздействия в частности становится не научение, не привитие человеку определенных знаний, умений и навыков, но создание таких условий, которые будут обеспечивать в полной мере реализацию потенциала человека, его индивидуальных качеств в соответствии с личными интересами, желаниями и мотивами.
Данный взгляд в дальнейшем получил свое развитие в рамках личностно ориентированного подхода, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен выстраиваться в опоре на «субъект-субъектные» отношения между преподавателем и обучающимся. Таким образом, преподаватель стал трансформироваться в наставника, основной целью которого стало диагностирование талантов, индивидуально-личностных особенностей ученика, выражающих потенциал его личности, и создание таких условий (путем выбора специфических методов и приемов обучения), которые позволят стимулировать самостоятельные творческие поиски обучающегося, тем самым обеспечивая рост познавательной активности и развитие креативных свойств.
Современный этап развития образования в России ознаменован ориентацией на положения компетентностного подхода, в соответствии с которым целью становится воспитание грамотного, высококвалифицированного специалиста, обладающего гибкостью мышления и потенциально высоко востребованного на рынке труда.
В рамках данного подхода ведущую роль в процессе обучения занимает включение обучающегося в деятельность - приобретение опыта, обеспечивающего получение профессиональных знаний, специфических умений и навыков, а также развитие личностных качеств и включение в контекст потенциальной трудовой деятельности. В этой связи акцент с точки зрения организации образования смещается на создание таких условий, которые обеспечат самореализацию, самодетерминацию, развитие индивидуальности, социализацию, что обеспечит достижение цели образования - воспитание личности, способной решать профессиональные проблемы.
Роль образования в жизни человека на современном этапе связана с включением его в культурно-исторический контекст и созданием условий, которые обеспечат обогащение и развитие культуры в целом посредством стимулирования творческой активности каждого обучающегося.
Образование уникально тем, что, будучи включенным в систему традиций, являясь своеобразным каналом, соединяющим современность с традиционными историческими формами, оно само включено в культуру общества, находясь в зависимом положении от соответствия требованиям, диктуемым им. Наиболее очевидно это стало в настоящем периоде, когда эпидемиологическая ситуация в мире заставила все формы культуры в экстренном порядке перейти в цифровой формат Образование в данном контексте не стало исключением. Таким образом, безусловно, произошло обогащение потенциала, расширение границ, что позволяет говорить о таких новых качествах, как кросс-культурность, глобальность, универсальность образования.
Вместе с тем ряд образовательных программ, реализуемых в области искусств, стали заложниками новых условий.
Высшее профессиональное образование в области искусств - отдельный вид образования, охватывающий такие отдельные виды искусств, как театральное, вокальное, хореографическое, художественное, исполнительское и т.д. Его особенностью является необходимость сохранения историко-культурных традиций и обеспечение преемственности поколений. Особенно это важно для России, так как профессиональные исполнители и деятели искусств для нашей страны стали своеобразными культурными символами. Следовательно, задачей развития высшего профессионального образования в этой области на современном этапе становится, с одной стороны, сохранение самобытности и традиционности русской школы (что в некотором смысле предполагает его замкнутость), с другой - включение в общий контекст развития высшего образования и обеспечение применения современных подходов с целью воспитания конкурентоспособной профессиональной личности.
Реализация национального проекта «Образование» подразумевает создание безопасной цифровой образовательной среды, которая могла бы обеспечить высокое качество и доступность образования на всех его уровнях. Являясь безусловно инновационным элементом и включая в себя такие структуры, как электронная библиотека, видеозаписи лекций и конференций, сервис фиксации и отслеживания успеваемости и результативности студента в иных видах деятельности, формирование электронного портфолио, электронная образовательная среда обеспечивает расширение границ образования.
Организации высшего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, имеют право применять технологии электронного и дистанционного обучения при реализации программ. При этом у каждого обучающегося должен быть доступ к электронной библиотеке, электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, включающей в себя организационно-методические материалы (учебные планы, программы дисциплин, доступ к ресурсам, обязательным для освоения в соответствии с программами дисциплин), средства мониторинга результативности обучения (в том числе результатов промежуточной и итоговой аттестаций), программно-методические материалы (записи занятий, видеоконференции и т.д.), коммуникативные средства, предназначенные как для организации взаимодействия внутри студенческого сообщества, так и для связи обучающихся с представителями образовательной организации.
Важно при этом учитывать, что инновационность образования не должна превращаться в самоценность. Необходимо сохранять баланс между внедряемыми современными технологиями, отвечающими запросам инновационного общества, и защитой историко-социокультурного пласта.
Как отмечает Д.А. Рытов [12], цифровизация в организации обучения музыкантов-исполнителей имеет ряд положительных моментов. В контексте реализации программ высшего образования в области искусств (в частности «Музыкальное исполнительство. Эстрадно-джазовое пение») внедрение элементов электронного и дистанционного обучения происходит в нескольких формах:
- формирование электронной библиотеки, фонотеки и видеотеки. Таким образом, каждый студент получает возможность приобщиться к лучшим образцам, расширить свой музыкальный кругозор, освоить необходимый материал. Важно отметить, что размещенная информация соответствует стандартам высокого качества звука и изображения, что позволяет изучить особенности исполнительского стиля, специфику аранжировки и интерпретации произведения, проанализировать используемые средства музыкальной выразительности;
- формирование электронного портфолио, что в значительной степени расширяет творческие возможности студента: каждый обучающийся может пройти прослушивание в любой точке мира, стать участником кастингов и отборов. Кроме того, портфолио может стать элементом формирования и развития внутренней мотивации студента, навыков критического мышления, самоанализа;
- вебинары, включающие лекционный материал, находящийся в открытом доступе. Это позволяет обращаться к материалам в случае необходимости, повторять его или осваивать самостоятельно;
- проведение занятий в режиме онлайн посредством использования различных платформ видеосвязи (Zoom, Skype, What's app и т.д.).
При этом следует учитывать, что в рамках реализации образовательных программ в области искусств особую важность приобретает проведение контактных (аудиторных) занятий в первую очередь по предметам специальности, организуемых, как правило, в индивидуальной форме. Специфика работы музыканта-исполнителя заключается не только в освоении профессиональных навыков и развитии специальных способностей, но и в выработке индивидуальной
манеры исполнения, что требует тонкого анализа. Проведение таких занятий в дистанционном формате устанавливает повышенные требования к обеспечению материально-ресурсной базой как со стороны образовательной организации, так и со стороны студента. Очевидно, что финансовые ресурсы образовательной организации не позволяют обеспечить доступом к стабильному высокоскоростному интернету, техническим средствам (компьютерам, планшетам), профессиональной звуковой аппаратуре каждого студента и преподавателя. Организация учебного пространства, соответствующего вышеуказанным требованиям к материально-технической базе, зачастую недоступна и студентам.
Кроме того, в рамках дистанционного формата качество проведения занятий находится в прямой зависимости от стабильности работы Интернета, его высокой скорости. Любые сетевые перебои несут негативное воздействие на образовательный процесс.
В контексте работы с вокалистами в сфере эстрадно-джазового пения процесс организации дистанционных занятий осложняется отсутствием возможности работы с микрофоном. При этом, безусловно, организация дистанционного обучения по данной дисциплине имеет ряд положительных моментов. Важно при этом отметить, что фокус педагогического воздействия при постановке задач в рамках занятий должен смещаться с музыкально-художественной стороны исполнения на вокально-техническую. Таким образом, основными навыками, которые могут быть усовершенствованы в рамках дистанционного формата индивидуальных занятий по дисциплине «Сольное пение», являются:
- вокально-слуховая координация и чистота интонирования. Здесь особенно эффективным будем использование приема подбора мелодии исполняемого произведения на музыкальном инструменте, пение а капелла;
- работа над словом (определение акцентов, работа над грамотным произношением слова, над четкостью дикции и активизацией артикуляционного аппарата, анализ художественно-смыслового содержания произведения);
- работа над фразировкой;
- развитие чувства ритма (анализа ритмических конструкций мелодии).
Следует отметить, что работа над художественно-образной составляющей
более эффективной является с использованием электронного обучения, а не дистанционного. Возможный формат - предоставление студентом видеозаписей своего исполнения. В данной ситуации отсутствует зависимость от качества интернет-соединения. С педагогической точки зрения такой формат позволяет студенту развивать аналитические навыки, в том числе вокальный слух: имея возможность прослушать и просмотреть многократно видеозапись собственного выступления, студент может сконцентрироваться на местах, вызывающих затруднение, проанализировать причины. При этом преподаватель также дает свои комментарии, а обсуждение на занятиях позволяет студенту формировать эталонный образ исполнения.
Именно такой подход к организации занятий по дисциплине «Сольное пение» в вузе при внедрении цифровых форм и сохранении контактных аудиторных занятий позволит усовершенствовать образовательный процесс путем внедрения электронных технологий, создав тем самым перспективы для его дальнейшего совершенствования.
В ходе исследования нами были проанализированы гуманистический, лич-ностно ориентированный, компетентностный подходы к рассмотрению роли образования в жизни человека. На основании данного анализа был сделан вывод о том, что для реализации культурно-исторической функции образования необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечивать взаимосвязь и преемственность исторических традиций и внедрять современные образовательные технологии.
Анализ правовых актов в сфере образования, в особенности национальных проектов и входящих в их состав федеральных программ, позволил сделать вывод о том, что приоритетным на данном этапе является цифровизация образования, направленная на обеспечение доступности и качества образования.
В ходе дальнейшего исследования была оценена роль цифровизации в организации обучения по программам высшего образования в области искусств. Сделан вывод о том, что положительный эффект внедрения электронных технологий заключается в расширении границ коммуникации, обеспечении доступа к огромному пласту аудио- и видеоматериалов, которые студенты могут осваивать самостоятельно. Электронное портфолио студента рассматривается как основа развития творческой деятельности, стимул для накопления самостоятельного творческого опыта (участие в кастингах, прослушиваниях).
При этом организация индивидуальных учебных занятий по ряду исполнительских дисциплин требует аудиторных занятий и не позволяет полностью увести их в дистанционный формат. Это связано как с отсутствием необходимой материально-технической базы у вузов и студентов, так и с высокой степенью зависимости качества проведения занятий от технической стороны (качества интернет-соединения). При этом в качестве альтернативы с целью развития у студентов навыков самоанализа, формирования критического мышления, развития вокального слуха предлагается внедрение элементов электронного обучения, связанного с оценкой и анализом видеозаписей исполнения.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что цифровизация, безусловно, является основой современного высшего образования, в том числе и в области искусств. Однако следует помнить, что любые технологии - лишь средства совершенствования качества обучения, а их внедрение - не самоцель.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Homo Cyberus. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019
2. Дорожкин А.М. О смысле модернизации образования. Гуманитарные науки и образование. 2010; № 4 (4): 63 - 67.
3. Ивашевский С.Л. Диалектика идеалов и правовых норм в образовательной культуре России: монография. Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2008.
4. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1996.
5. Никандров Н. Ценности в системе образовательной культуры России. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии: монография. Бейрут - Нижний Новгород: Издательство НИМ «Махинур», 2006: 189 - 195.
6. Савруцкая Е.П., Жигалев Б.А., Викулина М.А., Макшанцева Н.В. Институты образования и молодежь: на пути устойчивого развития общества: монография. Нижний Новгород: НГЛУ, 2017.
7. Сулима И.И. Антропология диалектики образования и традиции. Непрерывное образование: XXI век. 2015; № 3 (11): 3 - 12.
8. Терентьев А.А. Российская цивилизация: уроки исторического опыта и современности. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018.
9. Астафьева О.Н., Делокаров К.Х. Теория самоорганизации и образование. По материалам научно-методической конференции «Синергетика и учебный процесс». Лицейское и гимназическое образование. 2000; № 3: 92 - 98.
10. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Синергетические основы социального управления. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: учебное пособие. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2003: 213 - 242.
11. Рытов Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя. Вестник СПбГИК. 2019; № 3 (40): 135 - 139.
References
1. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. Homo Cyberus. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019
2. Dorozhkin A.M. O smysle modernizacii obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2010; № 4 (4): 63 - 67.
3. Ivashevskij S.L. Dialektika idealov i pravovyh norm v obrazovatel'noj kulture Rossii: monografiya. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo VVAGS, 2008.
4. Kas'yan A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka imirovozzrenie: monografiya. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NGPU, 1996.
5. Nikandrov N. Cennosti v sisteme obrazovatel'noj kul'tury Rossii. Dialog civilizacij: bazovye koncepty, idei, tehnologii: monografiya. Bejrut - Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NIM «Mahinur», 2006: 189 - 195.
6. Savruckaya E.P., Zhigalev B.A., Vikulina M.A., Makshanceva N.V. Instituty obrazovaniya i molodezh': na puti ustojchivogo razvitiya obschestva: monografiya. Nizhnij Novgorod: NGLU, 2017.
7. Sulima I.I. Antropologiya dialektiki obrazovaniya i tradicii. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015; № 3 (11): 3 - 12.
8. Terent'ev A.A. Rossijskaya civilizaciya: uroki istoricheskogo opyta i sovremennosti. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2018.
9. Astaf'eva O.N., Delokarov K.H. Teoriya samoorganizacii i obrazovanie. Po materialam nauchno-metodicheskoj konferencii «Sinergetika i uchebnyj process». Licejskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. 2000; № 3: 92 - 98.
10. Gelih O.Ya., Knyazeva E.N. Sinergeticheskie osnovy social'nogo upravleniya. Menedzhment i marketing v social'noj sfere: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Knizhnyj dom, 2003: 213 - 242.
11. Rytov D.A. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v podgotovke muzykanta-ispolnitelya. Vestnik SPbGIK. 2019; № 3 (40): 135 - 139.
Статья поступила в редакцию 08.10.21
УДК 373.1
Gorbulina N.A., postgraduate, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN PEDAGOGICAL CONDITIONS PROVIDING THE UPBIHGING ASPECT OF FOREIGH LANGUAGE EDUCATION IN THE PROCCESS OF ACQUISITION OF THE REGIONAL COMPONENT IN HIGH SCHOOL. The article is devoted to the problem of regional component implementation of high school students at foreign language lessons. The article contains the main approaches and principles aimed at upbringing aspect implementation in the process of acquisition of the regional component. The author gives the detailed description of the pedagogical description providing the effectiveness of this process. The most important of them are the following: positive motivation formation in the process of the regional component acquisition, creating of the authentic linguistic and cultural environment; integration of lessons in class and extra curriculum activities and individual work. Integration of the basic subjects and linguistically oriented subjects; using the special system of tasks. The represented complex of pedagogical conditions can be used in the process of traditional and distance education in high school.
Key words: pedagogical conditions, foreign language, up-brining, high school students.
Н.А. Горбулина, аспирант, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: [email protected]
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Статья посвящена реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку на уровне среднего общего образования. В статье представлены основные подходы и принципы, обеспечивающие реализацию воспитательного аспекта иноязычного образования в ходе овладения региональным компонентом. В исследовании особое внимание уделяется представлению комплекса условий, определяющих эффективность данного процесса, среди которых наиболее значимыми являются следующие: формирование положительной мотивации у обучающихся к овладению региональным компонентом, погружение обучающихся в аутентичную языковую и культурную образовательную среду, интеграция аудиторной, внеурочной деятельности и самостоятельной работы, интеграция общекультурных дисциплин и дисциплин лингвистического профиля, применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации воспитательного аспекта в ходе процесса овладения региональным компонентом. Реализация указанных условий может быть обеспечена как в рамках традиционного обучения, так и рамках дистанционного обучения.
Ключевые слова: педагогические условия, иностранный язык, воспитание, обучающиеся старших классов.
В обращении президента В.В. Путина к гражданам страны в процессе проведения прямой линии, посвященной освещению наиболее актуальных проблем современной России, указывалось на актуальность реализации аксиологической направленности деятельности работников различных сфер жизнедеятельности российского общества: социальной политики, медицины, образования. В выступлении лидера государства особое внимание уделялось важности реализации воспитательных задач на различных уровнях российского образования в условиях глобализации. Было отмечено, что построение аксиологической основы образовательного процесса является надежной опорой формирования и развития гражданина России. Также подчеркивалось, что решение данной проблемы требует обеспечения специальных условий, способствующих формированию лично-
сти обучающихся, которые смогут достойно представлять и защищать интересы своей Родины на региональном и международном уровнях [1].
В этой связи для данного исследования представляется значимым рассмотрение ценностного потенциала иноязычного образования как важнейшего инструмента решения воспитательных задач на уровне осуществления международного взаимодействия с представителями запада и востока. Сохранить свои духовные скрепы и достойно пронести их через всю жизнь - это сложная задача, реализация которой требует специально разработанной педагогической основы, обеспечивающей крепкую интериоризацию ценностей родной культуры в современном многокультурном мире. Общеизвестно, что нравственные и духовные ценности россиян не всегда соотносятся с ценностями и мировоззрением пред-