Научная статья на тему 'Особенности реализации региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области'

Особенности реализации региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е.В., Хорева Т.А.

В Орловской области в настоящее время ведется широкомасштабная работа по активизации инновационных и инвестиционных процессов на предприятиях и организациях; развитию взаимодействия промышленных предприятий, научных учреждений и вузов; увеличению численности и повышение престижа работников, занятых научно-технической и инновационной деятельностью. Проводимая Коллегией администрации Орловской области научно-техническая и инновационная политика, отмечают авторы, направлена на формирование благоприятных условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития региона: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие образования, культуры за счет объединения усилий региональных органов власти и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Администрация Орловской области ведет целенаправленную работу по выработке и реализации долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. в. сибирская,

доктор экономических наук, профессор

т. а. хорева

орловский государственный институт экономики и торговли

Инновационная деятельность как процесс создания и внедрения инноваций не является новой для российской науки, однако современные условия хозяйствования, трансформация собственности существенно меняют представления о роли инноваций в деятельности промышленных предприятий регионов, о роли и месте инновационного процесса в его общей стратегии. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В условиях глобализации экономики, ужесточения конкурентной борьбы и перехода России к устойчивому развитию в значительной степени возрастает роль инновационной деятельности промышленных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота [1].

Региональная инновационная политика — составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования. Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базо-

вые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.

В Орловской области ведется широкомасштабная работа по активизации инновационных и инвестиционных процессов на предприятиях и организациях; развитию взаимодействия промышленных предприятий, научных учреждений и вузов; увеличению численности и повышению престижа работников, занятых научно-технической и инновационной деятельностью. Проводимая Коллегией администрации Орловской области научно-техническая и инновационная политика направлена на формирование благоприятных условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития региона: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие образования, культуры за счет объединения усилий региональных органов власти и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Это позволило создать в Орловской области наиболее полную среди регионов Российской Федерации нормативную правовую базу, включающую областные законы: «О промышленной политике», «Об инвестиционной деятельности в Орловской области», «О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области», «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области», «О Концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года», направленные на увеличение производства высокотехнологичной

продукции, дальнейшее развитие высоких, в т. ч. ресурсо- и энергосберегающих технологий, укрепление кадрового потенциала области, ее выхода на качественно новый уровень социально-экономического развития.

Администрация Орловской области ведет целенаправленную работу по выработке и реализации долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства области [2].

Одним из обобщающих показателей экономического развития области является валовой региональный продукт, характеризующий производство добавленной стоимости во всех отраслях экономики (рис. 1).

Промышленное производство оказывает существенное влияние на социально-экономическое состояние экономики области. Структура валового регионального продукта показывает, что на конец 2007 г. доля промышленного производства в валовом региональном продукте составляла 32 %. В нем занято 87,3 тыс. чел., что составляет 21,18 % от общего количества занятых в экономике области. В 2007 г. в области функционировали 1 737 предприятий, занимающихся промышленной деятельностью (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды).

Наращивание потенциала промышленности достигается за счет пяти основных элементов (рис. 2) [5].

Первый элемент — система стратегического планирования и комплексный подход. С целью формирования конкурентной экономики в области принята и реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2010 г. Совместно с областным Советом народных депутатов коллегия администрации области наработала серьезное региональное законодательство, включающее в себя концепцию промышленной политики, ряд инновационных и инвестиционных законов и региональных программ. Принятая Концепция

Промышленность

Прочие 11%

Торговля и общепит

16% ей

Транспорт и связь НТ-- -11%

Строительство 10%

Рис. 1. Структура валового регионального продукта в 2007 г.

промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области до 2010 г. определила важнейшие стратегические приоритеты, принципы и поддерживающие механизмы развития экономики области [4].

Наблюдающееся на большинстве промышленных предприятий Орловщины оживление — результат долгой, кропотливой работы и трудовых коллективов, и руководителей, и власти. Администрация области сумела создать объективные предпосылки для роста промышленного производства. В условиях рынка орловским промышленным предприятиям оказалось очень сложно подняться в одиночку, поэтому своевременным и оправданным оказалось то, что была создана мощная промышленная корпорация. Создание крупных интегрированных структур в промышленности и в сельском хозяйстве — стратегическая задача администрации области, и ее успешное решение даст возможность радикально оздоровить всю экономику области. Сегодня в области есть определенные материальные ресурсы для поддержки промышленности, но для их эффективного использования необходимо объединить все разрозненные усилия предприятий, объединить их физический и интеллектуальный потенциалы. И главную роль в этом процессе призвана сыграть «Орловская промышленная компания» (ОПК). Задачи, стоящие перед промышленной компанией, сложные, но вполне выполнимые. Их решение позволит обеспечить устойчивый рост и промышленности, и экономики в целом.

Основная цель деятельности компании — это комплексное управление интеграционными про-

Рис. 2. Наращивание потенциала промышленности Орловской области

цессами в промышленности, базирующееся на самостоятельных интересах и возможностях каждого предприятия и направленное на реализацию основных задач развития Орловской области.

ОАО «Орловская промышленная компания» создано в целях активизации работы по повышению эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности промышленного комплекса области, выработки механизмов и реальных инструментов реализации региональной государственной политики. ОАО «Орловская промышленная компания» является координатором развития сельскохозяйственного машиностроения в Орловской области в соответствии с Областной целевой инновационной программой, рассчитанной на пять лет и имеющей статус Закона Орловской области. В реализации программы задействованы все машиностроительные предприятия области.

Всего 10 предприятий области выпускают почти половину объема промышленной продукции. На первом месте ОАО «Орловская промышленная компания», которое является основным акционером таких предприятий, как ОАО «Автоагрегат» (г. Ливны), ОАО «Ливныпластик» (г. Ливны), ОАО «Автосельмаш», ЗАО «ПродмашОрел», ЗАО «Дор-маш», ЗАО «Орловская промышленная компания — Машиностроение», с объемом выпуска товарной продукции около 6 млрд руб. На этих предприятиях работает более 6,5 тыс. чел. Продукция предприятий ОПК поставляется в десятки стран мира.

Одна треть ведущих предприятий принадлежит иностранным юридическим лицам — «Велор», «Кока-Кола Боттлерз Орел», активно развивающим свои производства в Орловской области.

В то же время развитие промышленного комплекса происходит на фоне воздействия факторов, снижающих эффективность его работы. К ним относятся: недостаточно активная работа отдельных руководителей предприятий и муниципальных образований области по привлечению инвестиционных ресурсов; низкая эффективность действующей системы подготовки рабочих кадров в профессионально-технических училищах; слабое обеспечение субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами, особенно долгосрочного характера. На отдельных предприятиях остается на низком уровне эффективность производства, слабо используется имеющийся опыт в реализации активной маркетинговой, инвестиционной и инновационной политики, в

использовании прогрессивных ресурсосберегающих технологий, освоении конкурентоспособных видов продукции.

В связи с этим важно отметить, что до 2006 г. индекс промышленного производства в области превышал среднероссийские показатели: в 2005 г. — 110,3 %, российский — 104 %. Обрабатывающие производства имели годовой уровень еще больше — 112,7 %. Однако в 2006 г. индекс промышленного производства значительно снизился и составил 103,0 %, но уже в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 5,5 % и составил 108,5 % (рис. 3) [6].

Поэтому руководителями области была принята конкретная программа по реформированию структуры промышленного производства и увеличению объемов производства, которая успешно претворяется в жизнь.

Второй элемент — реформирование структуры промышленного производства. Реализация важных инновационно-инвестиционных областных программ создает условия для производства рыночной продукции.

В 2007 г. выполнялась отраслевая инновационно-инвестиционная программа «Развитие приборостроения и электроники в Орловской области» Участниками программы инвестировано в развитие производства более 100 млн руб. За период реализации программы освоено около 110 новых видов изделий, внедрено 30 новых технологий.

Программа «Развитие легкой и мебельной промышленности Орловской области» направлена на создание условий для восстановления и дальнейшего развития потенциала данных отраслей. В период ее реализации объемы производства предприятий-участников увеличились на 24 %, доля инновационной продукции возросла до 37 %,

Рис. 3. Динамика индексов промышленного производства Орловской области

инвестировано 84 млн руб., освоено 114 единиц новых видов продукции и внедрено 74 новые технологии.

Завершена разработка инвестиционной программы «Развитие производства дорожной техники в Орловской области».

Третий элемент — современный менеджмент. В области сложилась многоступенчатая система подготовки и переподготовки управленческих и инженерно-технических кадров. Успешно реализуется президентская программа, в рамках которой за 7 лет подготовлено более 226 специалистов. Продуктивно ведется переподготовка кадров для промышленности с привлечением ведущих российских ученых и специалистов в созданных региональных центрах качества, логистики и маркетинга, Орловской школе бизнеса и др. Ежегодно в области на базе вузов проводится не менее двух десятков научно-практических конференций по актуальным проблемам развития производства. Желание качественно и эффективно работать во многом зависит от уровня заработной платы.

По итогам 2007 г. средняя заработная плата в промышленности по сравнению с 2006 годом выросла на 26,4 % и составила 8341 руб.

Четвертый элемент — инновации, качество, инвестиции. Рост промышленного производства связан: с активизацией инновационной и инвестиционной деятельности предприятий; внедрением современных технологий управления, соответствующих международным стандартам; проведением работ по оптимизации использования производственного потенциала, совершенствованию маркетинговой политики. Поэтому особо важным является принятие и успешная реализация программы «Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 года». Программа направлена на создание экономических и организационно-правовых условий для развития научно-инновационной деятельности в Орловской области. Она представляет собой систему комплексных мероприятий, инновационных проектов, направленных на решение как государственных задач, так и важнейших проблем, стоящих перед предприятиями области. Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать инвестиционные и инновационные процессы на предприятиях промышленности и агропромышленного комплекса области за счет усиления механизмов государственной поддержки эффективных проектов, направленных на развитие инновационного предпринимательства в Орлов-

ской области. Основными задачами Программы являются:

• совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;

• увеличение числа организаций области, использующих инновации;

• развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

• развитие малого наукоемкого производственного бизнеса;

• увеличение объема конкурентоспособной инновационной продукции, производимой организациями Орловской области;

• создание постоянно действующей системы мониторинга научно-технического потенциала;

• финансово-кредитная поддержка приоритетных разработок;

• целевая ориентация подготовки специалистов в вузах в интересах перспективных направлений развития промышленности и социальной сферы на основе «кадрового сопровождения».

В настоящее время определились более 100 участников областной программы. Сформирована региональная инновационная инфраструктура, позволяющая достигать системы «технологических коридоров», обеспечивающих коммерческое освоение научных знаний, изобретений, ноу-хау, и наукоемких технологий. Созданы такие важнейшие ее элементы, как: ООО «Орел — технопарк»; Центр логистики и маркетинга, интеллектуальной собственности и трансфера технологий; Региональный центр качества; Координационный совет по формированию и реализации политики в области качества.

Нашли свое место и активно работают и федеральные структуры: ФГУ «Орловский ЦНТИ»; ФГУ «Орловский ЦСМ»; а также Орловская торгово-промышленная палата, Областной Союз предпринимателей, Центр государственных информационных ресурсов Орловской области.

Ведется поиск новых форм организации инновационной сферы, а также принципов организации инновационной инфраструктуры. В настоящее время рассматривается возможность создания регионального Коучинг-центра, целью которого станет решение задач продвижения новых технологий и созданных на их основе продукции и услуг на региональный, российский и международный рынки. Возможно создание Центра контрактации, деятельность которого должна ориентироваться на обеспечение заключения контрактов, договоров

25-

10-

5-

16,9 17,6 У /

13,4 | 1= 12,9 |

А _1 Р _ > _1

2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 4. Доля инновационно-активных предприятий

Год

между предприятиями или лицами, производящими продукцию, и организациями, заготавливающими и сбывающими ее, на создание единой информационной базы по поиску заказчиков и исполнителей.

На протяжении 2003—2005 гг. в области наблюдался рост объемов инновационной продукции. В 2005 г. 54 предприятия использовали более тысячи передовых производственных технологий. Однако в 2006 и 2007 гг. доля инновационно-активных предприятий снизилась и составила соответственно 13,4 и 12,9 % (рис. 4) [6].

Поэтому в настоящее время являются особо актуальными принятие и реализация программы «Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 года», которая в перспективе позволит сохранить прежние положительные тенденции.

Происходящие сегодня процессы интеграции России в мировой рынок невозможны без обеспе-

чения высокого уровня конкурентоспособности российских товаров. Приоритетным фактором, влияющим на конкурентоспособность продукции, остается качество. Еще в 2001 г. был создан совет по формированию и реализации региональной политики в области качества, создан «Региональный центр качества». В настоящее время 25 орловских предприятий и организаций имеют сертифицированные системы менеджмента качества. Среди них крупнейшие экспортеры: акционерные общества «Дормаш», «Мценский литейный завод», «Ливгидромаш» и др. Цель региона — довести долю предприятий с сертифицированной системой менеджмента качества среди социально значимых до 50 % к 2010 г.

Орловские предприятия ведут прозрачную финансовую деятельность, проводят современную инновационную политику; производят конкурентоспособную продукцию и готовы к приему инвестиций. Они активно участвуют в ярмарках инвестиций.

Сумма вложений в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилась и составила в 2007 г. 13,4 млрд руб. В первом квартале 2008 г. инвестиции выросли на 10 % к уровню прошлого года и достигли 14,74 млрд руб. Особенностью современных инвестиционных процессов является изменение отраслевого распределения инвестиций (табл. 1).

Наибольший размер инвестиций направлен в машиностроение и металлообработку, а также пищевую промышленность. Здесь концентрируется половина всех инвестиций. Это связано с тем, что инвестиции в данные отрасли могут вызвать мощный мультипликационный эффект внутреннего производственно-технического спроса и повышения деловой активности.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие основных отраслей промышленного комплекса Орловской области, %

0

Отрасль Год

2003 2004 2005 2006 2007

Вся промышленность 100 100 100 100 100

Обрабатывающие производства, всего 85,5 87,7 87,4 87,7 87,7

В том числе: Машиностроение и металлообработка 30,0 31,1 30,2 31,3 30,8

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 12,3 12,1 12,0 12,1 12,2

Промышленность строительных материалов 12,4 13,0 12,3 12,4 12,3

Легкая промышленность 11,4 12,1 12,8 12,3 12,4

Пищевая промышленность 19,4 19,4 20,1 19,6 20,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, всего 14,0 12,0 12,2 12,1 12,1

В том числе электроэнергетика 14,0 12,0 12,2 12,1 12,1

Добыча полезных ископаемых 0,5 0,3 0,4 0,2 0,2

Пятый элемент — стратегическое партнерство.

Оно рассматривается в нескольких направлениях: стратегическое партнерство государства и бизнеса, расширение хозяйственных связей на уровне регионов, стратегическое партнерство с лидерами российской и мировой экономики.

Таким образом, проводимая администрацией области промышленная политика, включающая комплексную программу поддержки и развития индустриального и научно-технического потенциалов, направлена на обеспечение устойчивого роста объемов промышленного производства, укрепление финансово-экономического положения предприятий промышленного комплекса, реализацию ряда важных для экономического развития области инвестиционных и инновационных проектов. Это позволит обеспечить увеличение поступлений в доходную часть регионального бюджета, рост доходов работающего населения.

Плановый индекс промышленного производства 2008 г. по отношению к 2007 г. составит 115 %. Достигнуть таких результатов можно только в условиях сохранения стабильности и экономического роста.

Рассмотренные рычаги наращивания потенциала промышленности являются универсальными. Политика инновационного развития, осуществляемая в Орловской области, может выступать одним из ориентиров при разработке региональной инновационной политики и в других Российских регионах.

На основе анализа состояния экономики области можно сформулировать основные задачи стабилизации промышленного производства региона. К ним относятся:

• восстановление стимулов для повышения производительности труда и увеличения производства продукции;

• восстановление нормальных пропорций между расходованием предприятиями средств на потребление и развитие производства;

• совершенствование системы материально-технического снабжения и сбыта продукции, основанной на рыночных отношениях;

• проведение эффективной антимонопольной политики с целью ликвидации ценовых перекосов и создания конкурентоспособной среды;

• структурные преобразования в отраслях промышленности и санация предприятий;

• поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства в промышленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сохранение научно-технического потенциала и реорганизация научно-технического комплекса в промышленности региона;

• активизация инвестиционной деятельности;

• разработка схемы рационального размещения производительных сил региона, обеспечение эффективной занятости и переподготовки кадров;

• совершенствование системы управления промышленных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики, 2003, № 3. С. 26.

2. Заседание Коллегии администрации области // Орловская правда, 2006, июнь (6). С. 2.

3. Информационные статистические материалы о социально-экономическом положении регионов РФ. 2007 г.

4. Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года. //Орловская правда. 2006, март (15). С. 7—10.

5. Пять элементов промышленного роста // Орловская правда, 2006, апрель (29). С. 2.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.