Научная статья на тему 'Методы и механизмы государственной поддержки развития промышленности на уровне региона (на примере Орловской области)'

Методы и механизмы государственной поддержки развития промышленности на уровне региона (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / REGION / INDUSTRY / STRATEGY / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова А. Я., Рябинина Н. И., Рязанцева А. Н., Цуканова Т. М.

Тема. Статья посвящена проблемам развития отечественной промышленности и создания новых высокотехнологичных производств на фоне складывающейся геополитической ситуации в мире. Цели. Определение и совершенствование методов и механизмов государственной поддержки развития промышленности в региональном разрезе, которые могут быть практически реализованы на местах. Методология. В статье использованы методы системного анализа и синтеза, а также методы программного управления и регулирования. Результаты. Разработаны стратегические ориентиры развития Орловской области и промышленности региона. Представлены предложения по методам и механизмам государственной поддержки развития промышленности области, направленные на повышение конкурентоспособности региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Определены условия привлечения инвесторов для создания в регионе новых высокотехнологичных производств. Установлены инструменты, направленные на повышение престижа инженерных профессий, рост привлекательности обучения по направлениям инженерно-технического профиля. Обсуждение. Представленные в работе положения обсуждались на заседаниях регионального объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» по вопросу развития промышленности в регионе, а также на заседании Совета руководителей промышленных предприятий Орловской области по вопросу формирования предложений, касающихся разработки мер государственной поддержки промышленного производства, реализуемых в рамках государственной программы «Развитие промышленности Орловской области на 2015-2020 годы». Выводы. Для того чтобы продукция Российской Федерации была конкурентоспособной на мировом рынке, необходимо создавать условия для экстенсивного инновационного развития промышленности страны и ее регионов. При этом необходимо решить комплекс задач в области стратегического планирования, разработать экономические механизмы поддержки, устранить накопившиеся административные проблемы, а также повысить адресность государственных методов и механизмов развития промышленности в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and mechanisms of State support for the development of industry in the region (the Orel oblast case study)

Importance The article considers the problems of development of the domestic industry and creation of new high-tech industries taking into account the evolving geopolitical situation in the world. Objectives The article aims to define and improve the working methods and mechanisms of State support for industry development in a regional perspective that can be locally implemented. Methods We used the methods of system analysis and synthesis, as well as program management and regulation methods. Results We developed strategic orientations for the development of the Orel oblast and the industry in the region. We propose certain methods and mechanisms of State support of development of the oblast's industry. We specify the terms of attracting investors in the oblast's new high-tech industries. Discussion The presented proposals were discussed at meetings of the regional association of employers The Union of Industrialists and Entrepreneurs of the Orel Oblast on the development of industry in the oblast, as well as at the meeting of the Board of Managers of Industrial Enterprises of the Orel Oblast on the issue of formation of proposals relating to the development of measures of State support for industrial production, implemented in the framework of the State program of Development of the Industry of the Orel Oblast for 2015-2020. Conclusions To enhance the competitive ability of the Russian Federation in the world market, it is necessary to create conditions for extensive industrial innovative development of the country and regions, to solve a complex of tasks in strategic planning, economic support mechanisms, the backlog of administrative problems, and improve the targeting of public methods and mechanisms of the development of industry in the regions.

Текст научной работы на тему «Методы и механизмы государственной поддержки развития промышленности на уровне региона (на примере Орловской области)»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Регион в национальной экономике

МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Алена Александровна УВАРОВА3*, Наталья Ивановна РЯБИНИНАЬ, Анна Николаевна РЯЗАНЦЕВА0, Татьяна Михайловна ЦУКАНОВАЙ

а доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и финансов, Госуниверситет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орёл, Российская Федерация president-kcpp@yandex.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов, Госуниверситет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орёл, Российская Федерация fm22@rambler.ru

с аспирант кафедры государственного управления и финансов, Госуниверситет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орёл, Российская Федерация пигЛеег@гатЫег. ги

d магистрант кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков,

Госуниверситет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орёл, Российская Федерация

tatyanakul11@yandex.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Тема. Статья посвящена проблемам развития отечественной промышленности и создания новых высокотехнологичных производств на фоне складывающейся геополитической ситуации в мире.

Цели. Определение и совершенствование методов и механизмов государственной поддержки развития промышленности в региональном разрезе, которые могут быть практически реализованы на местах.

Методология. В статье использованы методы системного анализа и синтеза, а также методы программного управления и регулирования.

Результаты. Разработаны стратегические ориентиры развития Орловской области и промышленности региона. Представлены предложения по методам и механизмам государственной поддержки развития промышленности области, направленные на повышение конкурентоспособности региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Определены условия привлечения инвесторов для создания в регионе новых высокотехнологичных производств. Установлены инструменты, направленные на повышение престижа инженерных профессий, рост привлекательности обучения по направлениям инженерно-технического профиля.

Обсуждение. Представленные в работе положения обсуждались на заседаниях регионального объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» по вопросу развития промышленности в регионе, а также на заседании Совета руководителей промышленных предприятий Орловской области по вопросу формирования предложений, касающихся разработки мер государственной поддержки промышленного производства, реализуемых в рамках го сударственной программы «Развитие промышленности Орловской области на 2015-2020 годы».

Выводы. Для того чтобы продукция Российской Федерации была конкурентоспособной на мировом рынке, необходимо создавать условия для экстенсивного инновационного развития промышленности страны и ее регионов. При этом необходимо решить комплекс задач в области стратегического планирования, разработать экономические механизмы поддержки, устранить накопившиеся административные проблемы, а также повысить адресность государственных методов и механизмов развития промышленности в регионах.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В настоящее время как никогда остро стоят вопросы в мире и экономике отчетливо показывают, что в развития отечественной промышленности и создания стратегической перспективе конкурентоспособными новых высокотехнологичных производств. События будут только те страны, в основу развития которых

История статьи:

Принята 24.02.2015 Принята в доработанном виде 12.05.2015

Одобрена 26.05.2015

УДК 351.8241:332.122(470.319)

Ключевые слова: регион, промышленность, стратегия, государственная поддержка

поставлены процессы создания и внедрения научных разработок в производство, осуществления технологической модернизации производства в масштабах всей страны и ее регионов на уровне государственных программ.

В Орловской области губернатором поставлена комплексная задача для региона: в течение ближайших пяти лет войти в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов Центрального федерального округа по всему комплексу показателей социально-экономического развития. Например, чтобы войти в пятерку регионов округа по объему валового регионального продукта на душу населения, необходимо выполнить поставленную в 2003 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачу удвоения валового внутреннего продукта страны за 10 лет. Другими словами, для обеспечения к 2020 г. объема валового регионального продукта на душу населения в Орловской области на уровне не ниже 474 528 руб./чел. необходимо обеспечить его рост в 2,3 раза.

По статистическим данным, в 2013 г. размер валового регионального продукта на душу населения в Орловской области составил 212 867,40 руб./чел1. Среднегодовой темп прироста данного показателя за последние 5 лет в регионе равен 12,05%. На основании экстраполяции, проведенной в ходе исследования, установлено, что при сохранении данных тенденций значение валового регионального продукта на душу населения к 2020 г. составит 471 977,931 руб./чел. Полученное значение является недостаточным для обеспечения целевого показателя по вхождению региона в пятерку регионов-лидеров Центрального федерального округа. Например, среднегодовой темп прироста валового регионального продукта на душу населения в Ярославской области, которая занимает 5-е место в округе по данному показателю, составляет 20,7%.

Для определения стратегических ориентиров развития Орловской области рассмотрим конкурентные преимущества региона, к основным из которых относятся:

1) выгодное территориально-географическое расположение. Орловская область находится в самом центре Центральной России, на юге Центрального экономического района. Административным центром является г. Орёл, расположенный почти в

1 Валовой региональный продукт Орловской области в 1998— 2013 гг. URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ ru/statistics/grp/.

центре области (в 382 км к югу от Москвы, в 398 км от Харькова, в 141 км от Брянска, в 426 км от Воронежа, в 387 км от Смоленска, в 1 034 км от Санкт-Петербурга, в 944 км от Бреста, в 1 009 км от Риги).

Основные автомобильные дороги региона: М2 «Крым» Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород, Р119 Орёл — Тамбов, А141 Орёл — Витебск, Р92 Орёл — Калуга.

Через регион проходят железнодорожные магистрали Москва — Харьков — Симферополь, Рига — Орёл;

2) наличие центров компетенции в области разработки и производства инновационной продукции в приборо- и машиностроении. Удельный вес инновационно активных предприятий в основных видах деятельности промышленного комплекса Орловской области составляет:

- по производству транспортных средств и оборудования — 60%;

- по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 35%;

- по производству машин и оборудования — 24%;

3) наличие квалифицированных научно-исследовательских, инженерных и трудовых ресурсов в области приборо- и машиностроения. Научно-исследовательская и инновационная деятельность ученых и специалистов развивается по нескольким направлениям, учитывающим весь спектр научного потенциала вузов, региональные приоритеты, а также объективную результативность и перспективность научных исследований;

4) наличие свободных производственных площадей и земельных участков для размещения крупных промышленных объектов. На территории области находятся два индустриальных парка:

- сертифицированный действующий индустриальный парк «Орел» с развитой энергетической и логистической инфраструктурой во главе с опытной управляющей компанией Орловский филиал ОАО «Северсталь-метиз»;

- индустриальный парк «Зелёная роща», предлагающий резидентам земельные участки на условиях долгосрочной аренды, точки подключения к инженерным сетям, государственную поддержку и гарантии Орловской области;

5) возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимой энергетической и инженерной инфраструктурой2.

На основании стратегического анализа конкурентных преимуществ региона необходимо сформулировать стратегическое видение Орловской области, которое следует поставить во главу промышленной политики региона. Область представляет собой узловой центр в Центральном федеральном округе, аккумулирующий сеть предприятий и научно-исследовательских институтов в сфере приборо- и машиностроения в целях разработки и тиражирования инновационных технологий и решений, подготовки высококвалифицированных спе циалистов, конкуренто спо собных и востребованных на мировом рынке3.

В этой связи миссия инновационного развития Орловской области может быть сформулирована следующим образом. Это формирование сетевой научно-исследовательской и производственной региональной площадки, на которой осуществляются разработка и аккумуляция инновационных технологий, выполняются решения в рамках определенных центров компетенций, позволяющие реализовать инновационно-инвестиционные проекты с высокой добавленной стоимостью и социально-экономическим эффектом, способствующие формированию высокого уровня и качества жизни в регионе4.

Таким образом, генеральной целью развития Орловской области является формирование высокого качества жизни, социального благополучия и экологической среды при постоянном росте численности населения на базе устойчивого повышения эффективности инновационного развития экономики и социальной сферы, наращивания и отдачи капитала для вхождения к 2020 г. в пятерку регионов-лидеров Центрального федерального округа по объему валового регионального продукта на душу населения [1].

В настоящее время Орловская область занимает лидирующие позиции среди регионов Центрального федерального округа по следующим видам продукции5:

2 Уварова А.Я. Теория обеспечения гарантированного уровня эффективности управления внешнеэкономической деятельностью в региональных экономических системах: монография. Воронеж: Научная книга, 2012. С. 243-244.

3 Там же. С. 244.

4 Там же.

5 Там же. С. 240.

- 1-е место — по производству стальной проволоки;

- 3-е место — по производству чулочно-носочных изделий;

- 4-е место — по доле металлургического производства и производства готовых металлических изделий в общем объеме производства;

- 6-е место — по производству мясной продукции;

- 8-е место — по цветной металлургии;

- 9-е место — по доле производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в общем объеме производства;

- 10-е место — по доле производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме производства.

В этой связи стратегическими приоритетами развития промышленности области по направлениям деятельности должны стать6:

- развитие машиностроения для отечественной легкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности с особым выделением мини-технологий для малых предприятий;

- углубление переработки продукции аг р о п р о м ы ш л е н н о г о ко м п л е кс а с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах выращивания сельскохозяйственной продукции;

- развитие производства оборудования и материалов для программы индивидуального жилищного строительства;

- развитие производства приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, нефтегазового комплекса, мониторинга окружающей среды;

- развитие коммунально-дорожного и погрузочно-транспортного машиностроения (в том числе мини-машиностроения для

6 Садков В.Г., Машегов П.Н., Морозов Б.А., Павлов Ю.В., Збинякова Е.А. Критерии оценки уровня инновационности и системная модель управления инновационно-инвестиционными процессами в регионах России // Управление общественными и экономическими системами: многопредметный научный журнал. 2003. № 1. URL: http:// umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2003/1/pdf/Sadkov_Zbinykova_ Mashegov_Pavlov_Morozov.pdf

жилищно-коммунального хозяйства и дорожно-строительного производства);

- развитие фармацевтической промышленности на естественно-природной основе;

- развитие машиностроения для малой энергетики, производства энергосберегающего оборудования и приборов;

- развитие производств отдельных видов импортозамещающей продукции электронной промышленности.

Однако необходимо отметить, что высокие темпы роста валового регионального продукта не гарантируют перехода экономики региона на инновационный путь развития. Можно выполнить количественные, но не качественные показатели. Поэтому увеличение валового регионального продукта в первую очередь должно осуществляться за счет вложения бюджетных средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем. В ходе инвестиций должно произойти смещение структуры производства в сторону обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности.

Структура валовой добавленной стоимости Орловской области в 2013 г. представлена в табл. 1.

В связи с тем, что в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости Орловской области обрабатывающая промышленность стоит на первом месте (табл. 1), реализация поставленных целей возможна по трем направлениям:

- увеличение объемов производства функционирующих предприятий (экстенсивный рост);

- увеличение добавленной стоимости производимой продукции (интенсивный рост);

- введение новых производств, привлечение новых инвесторов в регион.

Эти направления можно реализовать под эгидой импортозамещения. Но каждое из них требует государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Реализация первого направления возможна только при определении новых рынков сбыта. Второе направление предполагает участие в целевых федеральных или региональных программах развития промышленности по отраслям. Третье направление должно осуществляться с учетом интересов существующих в регионе предприятий, а

Таблица 1

Структура валовой добавленной стоимости Орловской области в 2013 г.

Раздел ВЭД %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13,9

Рыболовство, рыбоводство 0

Добыча полезных ископаемых 0,1

Обрабатывающие производства 18,3

Производство и распределение 3,6

электроэнергии, газа и воды

Строительство 6,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт 14,6

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны 0,8

Транспорт и связь 13,4

Финансовая деятельность 0,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда 6,8

и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение 8,7

военной безопасности, социальное страхование

Образование 6,4

Здравоохранение и предоставление 5,1

социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, 1,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальных и персональных услуг

Деятельность домашних хозяйств 0

Источник: данные Росстата.

также с учетом деятельности приглашенных в регион инвесторов, для которых региональные предприятия могут выступать в качестве поставщиков или заказчиков.

В настоящее время в регионе действует система мер поддержки промышленных предприятий, реализуется государственная программа «Развитие промышленности Орловской области на 2013-2016 годы»7.

В регионе осуществляется ряд косвенных мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности промышленных предприятий. Среди них:

- предоставление государственных гарантий Орловской области8;

7 Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие промышленности Орловской области на 2013— 2016 годы»: постановление правительства Орловской области от 10.10.2012 № 363.

8 О предоставлении государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения: постановление правительства Орловской области от 15.06.2011 № 178.

- предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций9, по налогу на прибыль организаций10.

К сожалению, налоговые преференции учитывают преимущественно узкогрупповые интересы, так как лишь единицы предприятий удовлетворяют критериям для их получения.

В промышленном комплексе Орловской области остаются проблемы, которые могут быть решены путем активизации деятельности органов власти. Так, в Концепции промышленной политики Орловской области на период до 2020 г.11 сформулированы основные причины, являющиеся препятствием для развития промышленности региона.

К причинам общего характера относятся:

- недостаточный уровень менеджмента и маркетинговой деятельности;

- несоответствие деятельности ряда организаций промышленности области современным требованиям;

- отсутствие эффективной системы налоговых льгот, стимулирующей производство;

- острый дефицит высококвалифицированных рабочих массовых профессий и инженерно-технических работников.

- недостаточный уровень активности в разработке систем менеджмента качества;

- недостаточный уровень качества и конкурентоспособности продукции;

- отсутствие эффективной региональной производственной кооперации, отвечающей интересам экономики области;

- незащищенность внутреннего рынка от внешней экспансии продовольствия и потребительских товаров;

- устаревание и низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий области;

- производственно-технологическое отставание

9 О налоге на имущество организаций: закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ.

10 О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области: закон Орловской области от 05.09.2014 № 1650-ОЗ.

11 О концепции промышленной политики Орловской области

на период до 2020 года: закон Орловской области от 01.12.2011

№ 1305-ОЗ.

ряда предприятий области от конкурирующих иностранных производителей (физический и моральный износ основных фондов, отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий, использование устаревших технологий и оборудования);

- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, вузами и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований;

- недостаточное вовлечение субъектов малого

и среднего предпринимательства в сферу

промышленного производства. Структура малого

и среднего предпринимательства в основном

представлена сферой торговли и услуг. Субъектов

промышленной деятельности среди малых и

средних предприятий очень мало. В основном

они оказывают услуги и производят продукцию

для крупных промышленных предприятий на 12

условиях аутсорсинга12.

Сре ди пр ичин в нутре нне го характе ра фигурируют13:

- слабая инвестиционная и инновационная активность;

- недостаточная эффективность производства;

- недостаточный уровень загрузки производственных мощностей;

- высокая степень износа основных фондов, устаревшие технологии производства.

В этой связи авторами в рамках взаимодействия с региональным объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» разработаны предложения по государственной поддержке действующих в регионе промышленных предприятий и привлечению инвесторов для создания новых высокотехнологичных производств (табл. 2). Они призваны дополнить комплекс действующих мер, а при системной реализации позволят решить накопившиеся проблемы, повысить эффективность деятельности предприятий, добиться ожидаемых результатов развития региона.

12 О концепции промышленной политики Орловской области на период до 2020 года: закон Орловской области от 01.12.2011 № Ш5-ОЗ.

13 Там же.

Таблица 2

Предложения по государственной поддержке действующих в регионе промышленных предприятий и привлечению инвесторов для создания новых высокотехнологичных производств

Задачи

Предложения

Направление № 1. Активный региональный маркетинг и PR [2-4]

1. Повысить степень известности Орловской области на национальном и международном уровнях.

2. Привлечь внимание заинтересованных сторон к потенциалу и сильным сторонам региона.

3. Показать привлекательные для инвесторов условия инвестирования в экономику области.

4. Представить область как перспективного партнера, обладающего значительным потенциалом.

5. Сформировать позитивный имидж Орловской области.

6. Добиться высокой эмоциональной и физической вовлеченности жителей региона в происходящие в Орловской области события.

7. Укрепить «региональный патриотизм»

1. Выпускать специализированные периодические издания, освещающие и анонсирующие все значимые события, происходящие в регионе.

2. Выпускать презентационные и информационно-рекламные материалы по отраслям и сферам деятельности [5].

3. Развивать деловой туризм в регионе: проводить на крупных региональных площадках конференции, форумы, отраслевые выставки, ярмарки.

4. Изменить концепцию и дизайн информационного портала (сайта) Орловской области, сделать навигацию более простой и понятной для пользователей.

5. Активно внедрять и использовать Digital-PR (коммуникации через электронные технологии) региона на площадке информационного портала (сайта) Орловской области, в социальных сетях (Вконтакте, Instagram, Facebook, Twitter), ориентируясь при этом как на внутреннюю, так и на внешнюю аудитории.

6. Создать специализированный центр (или иную структуру) для реализации комплекса мероприятий регионального маркетинга и PR в рамках единой концепции и стратегии

Направление № 2. Продвижение продукции промышленных предприятий на внутреннем рынке и содействие внешнеэкономической деятельности

1. Увеличить объемы производства действующих предприятий.

2. Стимулировать спрос на продукцию ключевых предприятий региона.

3. Содействовать формированию новых и поддержке существующих рынков сбыта продукции региональных предприятий.

4. Установить межрегиональные и международные связи

1. Предоставлять государственные гарантии хозяйствующим субъектам при приобретении ими в кредит продукции, производимой региональными промышленными предприятиями приоритетных видов деятельности.

2. Осуществлять государственный заказ продукции региональных предприятий.

3. Возмещать часть затрат на модернизацию и перевооружение основных фондов тех предприятий и организаций, которые являются заказчиками промышленных предприятий региона.

4. Создать на базе Орловской торгово-промышленной палаты региональный центр сертификации продукции и оказания консультационных услуг (в том числе по условиям работы в рамках Всемирной торговой организации) промышленным предприятиям-экспортерам и компаниям, планирующим осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

5. Осуществлять мониторинг и прогнозирование перспективных рынков сбыта продукции

Направление № 3. Содействие инновационной и научно-технической деятельности предприятий [6-10]

1. Стимулировать развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

2. Увеличить количество новых инновационных производств

1. Предоставлять предприятиям субсидии на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

2. Возмещать часть затрат предприятий при приобретении ими патентов на новые технологии и технические решения у российских вузов, академических и отраслевых институтов, компаний, иностранных предприятий.

3. Оказывать помощь (информационную, финансовую) в патентовании (в том числе за рубежом).

4. Продвигать региональные предприятия, активно занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, в российские технологические платформы [11].

5. Предоставлять гранты вузам на проведение научно-исследовательских работ в стратегических технических областях, значимых для промышленных предприятий региона

Продолжение табл.2

Задачи

Предложения

Направление № 4. Содействие ускоренной модернизации производственных мощностей

1. Сократить степень износа основных производственных фондов.

2. Увеличить производительность труда.

3. Организовать новые виды производств

1. Разрабатывать целевые программы [12, 13] поддержки приоритетных отраслей (машино- и приборостроения), предполагающие возмещение части затрат, направляемых предприятиями на модернизацию и перевооружение основных фондов.

2. Разработать прозрачный механизм предоставления государственных гарантий области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов предприятий по приоритетным направлениям развития экономики региона

Направление № 5. Содействие полноценному развитию производственной инфраструктуры

1. Предоставлять комплексную информацию 1. Разработать концепции развития региональных индустриальных потенциальным инвесторам о существующих парков, базирующиеся на идее реализации кластерного свободных производственных площадках, об подхода, предполагающие определение потенциальных обеспечении их инженерной инфраструктурой. резидентов, и выстроить стратегию их продвижения на основе

2. Осуществить вовлечение свободных земель и тех видов деятельности, на размещение которых ориентирован площадей региона в хозяйственный оборот индустриальный парк

Направление № 6. Формирование законченных цепочек производства готовой продукции (реализация кластерного подхода) в промышленном комплексе региона [14-19]

1. Увеличить объемы производства действующих предприятий.

2. Улучшить качество и потребительскую ценность производимого продукта предприятиями региона.

3. Освоить новые виды бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Расширить региональную специализацию.

5. Создать новые рабочие места.

6. Привлечь в регион конкурентоспособные компании.

7. Сформировать межрегиональные связи.

8. Привлечь в регион федеральное финансирование

1. Инициировать разработку проектов производства конкурентоспособных, востребованных рынком продуктов, интересных для инвесторов, в которые могут быть вовлечены ключевые предприятия и вузы области.

2. Разработать модели перспективных цепочек создания добавленной стоимости в рамках действующих в регионе производств и привлекать предприятия к их практической реализации на основе взаимовыгодного сотрудничества.

3. Провести ряд мероприятий (конференций, круглых столов) в целях информирования менеджмента компаний о сути кластерного подхода, его целях и преимуществах для субъектов экономической деятельности.

4. Развивать систему реализации инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства по приоритетным направлениям развития экономики региона

Направление № 7. Кадровое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов

1. Содействовать повышению кадрового 1. Возмещать затраты промышленных предприятий приоритетных потенциала предприятий. видов деятельности, связанные с организацией и осуществлением

2. Содействовать созданию новых рабочих мест. зарубежных стажировок сотрудников.

3. Минимизировать безработицу. 2. Привлекать менеджмент предприятий для участия в программах

4. Популяризировать инженерное образование повышения квалификации и профессиональной переподготовки

(управленческих, инженерных кадров) Направление № 8. Информационное обеспечение деятельности промышленных компаний региона и инвесторов

1. Сократить трудоемкость и снизить издержки предприятий и инвесторов на поиск необходимой информации.

2. Создать условия для эффективного взаимодействия между региональными предприятиями.

3. Повысить эффективность использования ресурсов субконтрактации.

4. Выявить потребности предприятий в новых

1. Создать геоинформационную карту Орловской области, содержащую визуализированную информацию о расположении инвестиционных объектов, действующих компаний, объектов производственной, транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона.

2. Разработать инвестиционный паспорт Орловской области.

3. Создать, продвигать и обеспечивать своевременную

наполняемость интернет-площадки регионального видах продукции, услуг в целях создания новых информационного взаимодействия «власть — бизнес — кадры», производств содержащую:

1) систематизированную информацию о всех промышленных предприятиях региона (с контактами, ссылками на основной сайт);

2) базы данных производств, востребованных в кратко- и среднесрочной перспективе;

Окончание табл.2

Задачи_Предложения_

3) базы данных производственных услуг, предоставляемых предприятиями в рамках аутсорсинга;

4) базы данных вакансий и резюме;

5) базы данных маркетинговых исследований;

6) базы данных государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства;

7) базы данных региональных организаций, специализированных на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8) информацию о программах бизнес-образования (повышения квалификации и переподготовки, семинарах и конференциях);

9) банк данных по производственным площадям и коммерческой недвижимости, в том числе:

- перечень подготовленных инвестиционных площадок, индустриальных парков;

- информацию о незадействованных площадях на предприятиях, в муниципальных образованиях области;

- реестр неиспользуемых земельных участков, пригодных для строительства производственных помещений

Источник: авторская разработка.

В целях повышения престижа инженерных профессий, роста привлекательности специальностей инженерно-технического профиля и обеспечения высокого уровня подготовки специалистов разработан комплекс мероприятий, который будет способствовать ликвидации «кадрового голода» (острого дефицита высококвалифицированных инженерных кадров), сложившегося в промышленности. Комплекс включает следующие мероприятия:

1. Формирование у молодежи (особенно школьников) позитивного образа профессии инженер, укрепление и поддержание ее авторитета, повышение степени заинтересованности к техническим специальностям:

- проведение независимых маркетинговых исследований для изучения спроса на технические и рабочие специальности на федеральном и региональном уровнях;

- информирование абитуриентов о реальной ситуации на рынке труда, уровне оплаты труда и востребованности рабочих и инженерных профессий в перспективе на 4-5 лет (создание информационного портала «Профессии, которые востребованы завтра» на сайте Минобрнауки России с отражением информации по в целом по стране и по регионам);

- объявление государственного заказа на разработку электронного справочника для школьников «Самая востребованная профессия — инженер»,

в котором дается подробное описание инженерно-технических профессий по видам экономической деятельности;

- подготовка проектов познавательных и интеллектуальных телепередач, телевикторин, игр для школьников с участием государственного и частного финансирования;

- объявление государственного заказа на разработку нового электронного формата научно-популярных журналов для школьников;

- объявление государственного заказа на разработку компьютерных игр, которые развивают конструкторские навыки и креативное мышление;

- организация и проведение ежегодных фестивалей интеллектуального творчества детей и молодежи;

- увеличение количества школьных олимпиад технической направленности в Перечне олимпиад школьников, формируемом ежегодно Минобрнауки России. Установление стипендии на первом курсе победителям и призерам олимпиад за счет средств областных бюджетов.

2. Создание довузовских институтов содействия

развитию инженерных навыков у подрастающего

поколения:

- создание на базе бывших домов пионеров современных площадок для детского технического творчества «Школьные мастерские» и оснащение

их необходимым оборудованием (разработка стандарта технического оснащения таких площадок);

- создание развитой сети лицеев-интернатов при региональных технических вузах, тесно скоординированной с федеральными и региональными программами поддержки талантливой молодежи в Российской Федерации. Разработка сетевой модели лицеев-интернатов, включающей структуру и материально-техническое оснащение, требования к уровню обучающихся, преподавателям, образовательным программам;

- введение в образовательные программы среднего общего образования дисциплины «Выбор профессии», которая будет проводиться на базе «Школьных мастерских».

3. Проведение модернизации инженерного образования в университете в соответствии с национальными и международными стандартами:

- актуализация инженерных направлений (бакалавриат и магистратура) и специальностей в соответствии с потребностями и перспективами развития экономики;

- разработка программ подготовки инженерных кадров в соответствии с национальными и международными стандартами [20].

4 . По п ул я р из аци ю ак кр е д ито в анн ы х образовательных программ по подготовке инженерных кадров:

- информирование потенциальной аудитории (абитуриентов) о возможностях и перспективах, которые открываются при получении инженерного образования по аккредитованной в соответствии с национальными и международными стандартами образовательной программе;

- предоставление грантов некоммерческим организациям, действующим в регионах Российской Федерации, для реализации проектов по популяризации инженерного образования в регионах (разработка социальной рекламы, формирование историй успеха выпускников, имеющих инженерное образование, организация встреч этих людей со школьниками, знакомство школьников с передовыми предприятиями региона, активизация движения кураторства промышленными предприятиями муниципальных школ).

5. Обеспечение трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией:

- целевая подготовка инженерных кадров промышленными предприятиями с последующим привлечением студентов в инженерные проекты предприятий;

- освобождение от налога на прибыль средств предприятий, направленных на оплату целевых договоров по подготовке студентов;

- создание и продвижение электронных информационных площадок взаимодействия студентов и выпускников с потенциальными работодателями через краудсорсинговые проекты;

- разработка финансовых механизмов поддержки молодых специалистов, трудоустроенных в рамках приоритетных направлений развития экономики, а также имеющих непопулярные инженерные и рабочие профессии в связи с дифференцированной оплатой труда в различных регионах на промышленных предприятиях.

Основной посыл при выполнении данных мероприятий — последовательность предпринимаемых шагов и активное участие всех заинтересованных субъектов (органов власти всех уровней, предприятий, вузов).

Подводя итог, необходимо отметить, что проблема низких темпов экономического роста экономики в Российской Федерации и ее регионах связана с отсутствием четко определенных государственных механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Некоторые регуляторы (ГОСТы, СНиПы, технические регламенты и т.д.) определяют повышение требований к технологическому оснащению и качеству продукции отечественных предприятий. Чаще всего это вызвано повышением требований к экспортной продукции со стороны международного сообщества и правилами Всемирной торговой организации. При этом сроки перехода на эти регламенты не согласуются с предприятиями, не оговариваются и государственные программы поддержки данного перехода. Осуществить модернизацию производства и перейти на использование новых технологий, отвечающих международным требованиям по экологии и расходу материалов, возможно только в долгосрочной перспективе при определении приоритетных точек роста и механизмов государственной поддержки. Только совместными усилиями с высокой долей участия государства можно сформировать инновационную и конкурентоспособную экономику.

Таким образом, внедрение в практику представленных ранее методов и механизмов поддержки развития промышленности региона будет способствовать изменению структуры региональной экономики, повышению ее конкурентоспособности как внутри страны, так и за ее пределами, обеспечит

привлечение в Орловскую область частных инвестиций, в том числе и для создания новых высокотехнологичных производств. В конечном итоге это будет способствовать переходу экономики региона действительно на инновационный путь развития.

Список литературы

1. Садков В.Г., Кириенко В.Е., Брехова Т.Б., Збинякова Е.А., Королев Д.В. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента. М.: Прогресс, 2011. 335 с.

2. ДинниК. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.

4. Самостроенко Г.М., Пупкова Г.А. Маркетинговое обеспечение инвестиционной активности в регионе: монография. Воронеж: Научная книга, 2010. 218 с.

5. ОгилвиД. Огилви о рекламе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 240 с.

6. Асаул А.Н., Капаров Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.

7. Белоусова Л. С., Литвинов А.А. Приоритетные направления и инструментарий региональной политики поддержки бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2013. № 3. С. 42-47.

8. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография. М.: Экономика, 2010. 255 с.

9. Голенков В.А., СтепановЮ. С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. М.: Машиностроение 1, 2007. 333 с.

10. МатвееваЛ.Г., СтефанковИ.О. Стратегический подход к развитию промышленных предприятий в условиях экономических санкций // Terra economicus. 2014. Т. 12. № 2-2. С. 26-29.

11. РудникП.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики // Форсайт. 2011. Т. 5. № 1. С. 16-25.

12. Закалкина Е.В., Садков В.Г. Управление устойчивым развитием регионов и совершенствование информационного обеспечения: монография. Орел: ОрелГТУ, 2007. 169 с.

13. Садков В.Г., Овчинникова О.П., Сапожников А.А. Государственное регулирование развития регионов России. М.: Прогресс, 2005. 260 с.

14. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике: монография. Екатеринбург: УрГЭУ, 2008. 154 с.

15. Романова О.А., ЛавриковаЮ.Г. Кластерное развитие экономики региона: теоретические возможности и практический опыт // Экономика региона. 2007. № S4. С. 40-52.

16. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. М.: Альпина Паблишер, 2015. 201 с.

17. Ускова Т.В., Барабанов А.С., Попова О.И., Иогман Л.Г., Ильин В.В. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 246 с.

18. Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2011. 320 с.

19. PorterMichaelE. On Competition: Updated and Expanded Edition. Harvard Business Review Press, 2008. 576 p.

20. Чубик П.С., Чучалин А.И., Замятин А.В. Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 86-90.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Region in National Economy

METHODS AND MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY IN THE REGION: THE OREL OBLAST CASE STUDY

Alena A. UVAROVAa*, Natal'ya I. RYABININAb, Anna N. RYAZANTSEVAc, Tat'yana M. TSUKANOVAd

a State University — Education-Science-Production Complex, Orel, Russian Federation president-kcpp@yandex.ru

b State University — Education-Science-Production Complex, Orel, Russian Federation fni22@rambler.ru

c State University — Education-Science-Production Complex, Orel, Russian Federation nurcheer@rambler. ru

d State University — Education-Science-Production Complex, Orel, Russian Federation tatyanakull 1@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Corresponding author

Article history:

Received 24 February 2015 Received in revised form 12 May 2015 Accepted 26 May 2015

Keywords: region, industry, strategy, State support

Abstract

Importance The article considers the problems of development of the domestic industry and creation of new high-tech industries taking into account the evolving geopolitical situation in the world.

Objectives The article aims to define and improve the working methods and mechanisms of State support for industry development in a regional perspective that can be locally implemented. Methods We used the methods of system analysis and synthesis, as well as program management and regulation methods.

Results We developed strategic orientations for the development of the Orel oblast and the industry in the region. We propose certain methods and mechanisms of State support of development of the oblast's industry. We specify the terms of attracting investors in the oblast's new high-tech industries.

Discussion The presented proposals were discussed at meetings of the regional association of employers The Union ofIndustrialists and Entrepreneurs of the Orel Oblast on the development of industry in the oblast, as well as at the meeting of the Board ofManagers of Industrial Enterprises of the Orel Oblast on the issue of formation of proposals relating to the development of measures of State support for industrial production, implemented in the framework of the State program of Development of the Industry of the Orel Oblast for 2015-2020.

Conclusions To enhance the competitive ability of the Russian Federation in the world market, it is necessary to create conditions for extensive industrial innovative development of the country and regions, to solve a complex of tasks in strategic planning, economic support mechanisms, the backlog of administrative problems, and improve the targeting of public methods and mechanisms of the development of industry in the regions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Sadkov V.G., Kirienko V.E., Brekhova T.B., Zbinyakova E.A., Korolev D.V. Strategii kompleksnogo razvitiya regionov Rossii ipovyshenie effektivnosti regional 'nogo menedzhmenta [Strategy for the integrated development of the regions of Russia and the improvement of the regional management efficiency]. Moscow, OOO Progress ID Publ., 2011, 352 p.

2. Dinnie K. Brending territorii. Luchshie mirovye praktiki [Nation Branding: Concepts, Issues, Practice]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013, 336 p.

3. Pankrukhin A.P. Marketing territorii [Marketing of a Territory]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, 416 p.

4. Samostroenko G.M., Pupkova G.A. Marketingovoe obespechenie investitsionnoi aktivnosti v regione: monografiya [Marketing support of investment activity in the region: a monograph]. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2010, 218 p.

5. Ogilvy D.M. Ogilvi o reklame [Ogilvy on Advertising]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., Eksmo Publ., 2013, 240 p.

6. Asaul A.N., Kaparov B.M., Perevyazkin V.B., Starovoitov M.K. Modernizatsiya ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsii [Modernization of the economy based on technological innovation]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2008, 606 p.

7. Belousova L.S., Litvinov A.A. Prioritetnye napravleniya i instrumentarii regional'noi politiki podderzhki biznesa [Priority directions and the instruments of regional policy to support business]. Region: Sistemy, Ekonomika, Upravlenie = Region: Systems, Economy, Management, 2013, no. 3(22), pp. 42-47.

8. Glaz'ev S.Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa [A strategy of rapid development of Russia in the global crisis]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 255 p.

9. Golenkov V.A., Stepanov Yu.S., Sadkov V.G., Mashegov P.N. Strategiya innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii i rol' universitetskikh kompleksov v modernizatsii obrazovaniya [The strategy of innovative development of Russian regions and the role of university complexes in the modernization of education]. Moscow, Mashinostroenie 1 Publ., 2007, 333 p.

10. Matveeva L.G., Stefankov I.O. Strategicheskii podkhod k razvitiyu promyshlennykh predpriyatii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsii [A strategic approach to the development of industrial enterprises in the conditions of economic sanctions]. TERRA ECONOMICUS, 2014, vol. 12, no. 2-2, pp. 26-29.

11. Rudnik P. Tekhnologicheskie platformy v praktike rossiiskoi innovatsionnoi politiki [Technology Platforms in the Russian Innovation Policy Practice]. Foresight-Russia, 2011, vol. 5, no. 1, pp. 16-25.

12. Zakalkina E.V., Sadkov V.G. Upravlenie ustoichivym razvitiem regionov i sovershenstvovanie informatsionnogo obespecheniya: monografiya [Management of regional sustainable development and the improvement of information support: a monograph]. Orel, OrelSTU Publ., 2007, 169 p.

13. Sadkov V.G., Sapozhnikov A.A. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya regionov Rossii [State regulation of the development of Russian regions]. Bratsk, BrSTU Publ., 2004, 147 p.

14. Men'shenina I.G., Kapustina L.M. Klasteroobrazovanie v regional 'noi ekonomike: monografiya [Clustering in the regional economy: a monograph]. Yekaterinburg, UrSUE Publ., 2008, 154 p.

15. Romanova O.A., Lavrikova Yu.G. Klasternoe razvitie ekonomiki regiona: teoreticheskie vozmozhnosti i prakticheskii opyt [Cluster development of the economy of a region: theoretical opportunities and practical experience]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2007, no. S4, pp. 40-52.

16. Tarasenko V. Territorial'nye klastery: Sem' instrumentov upravleniya [Local Clusters: Seven Tools of Management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2015, 201 p.

17. Uskova T.V., Barabanov A.S., Popova O.I., logman L.G., Il'in V.V. Proizvodstvennye klastery i konkurentosposobnost' regiona: monografiya [Industrial clusters and the competitiveness of the region: a monograph]. Vologda, ISEDT of RAS Publ., 2010, 246 p.

18. Shvetsov A.N. Sovershenstvovanie regional'noi politiki: kontseptsii i praktika [Improving the regional policy: concepts and practice]. Moscow, KRASAND Publ., 2011, 320 p.

19. Porter M.E. On Competition. Harvard Business Review Press, 2008, 576 p.

20. Chubik P.S., Chuchalin A.I., Zamyatin A.V. Sistema mezhdunarodnoi sertifikatsii i registratsii professional'nykh inzhenerov [The system of international certification and registration of professional engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2011, no. 4, pp. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.