Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная промышленная политика (на материалах Орловской области)'

Региональная инвестиционная промышленная политика (на материалах Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова И. В., Должикова М. И.

Обоснована целесообразность собственной экономической политики региональных властей, важнейшим элементом которой является инвестиционная составляющая. Анализ инвестиционной промышленной политики, реализуемой в Орловской области, позволил выделить перспективные ее направления, способные обеспечить устойчивое функционирование производственных предприятий конкретных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минакова И. В., Должикова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная промышленная политика (на материалах Орловской области)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Данные рабочей группы Госсовета РФ по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов. — Режим доступа: http:// regionalistica.ru/files/gossovet/gossovet.doc.

УДК 332.146:330.322

И.В. Минакова (Орел, ОРАГС),

М.И. Должикова (Орел, ОрелГУ)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Обоснована целесообразность собственной экономической политики региональных властей, важнейшим элементом которой является инвестиционная составляющая. Анализ инвестиционной промышленной политики, реализуемой в Орловской области, позволил выделить перспективные ее направления, способные обеспечить устойчивое функционирование производственных предприятий конкретных территорий.

Одной из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики России является обеспечение стабильного интенсивного экономического роста во всех отраслях промышленного комплекса.

Россия исторически формировалась как федеративное государство. Обеспечение управляемости огромной страной, поддержание стабильности в отношениях между центром и регионами, создание условий для развития общероссийского рынка — всегда были в числе главных забот государства. Активная политика регулирования регионального развития проводилась и в советский период. Однако в административно-плановой экономической системе СССР отдельный регион (административнотерриториальная единица) представлял собой прежде всего часть национальной экономики (единого народнохозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей мере — экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения трудовых ресурсов и т. д.). Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями.

Переход к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Каждый регион — субъект федерации — становится экономи-

ческой подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Теперь он рассматривается как квазигосударство, представляющее собой относительно обособленную подсистему национальной экономики и аккумулирующее все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру». Для России такая децентрализация неизбежна ввиду того, что федеративное государство отличается от унитарного тем, что в нем регионы-субъекты федерации, как правило, обладают большими правами, чем регионы первого ранга в унитарных государствах. Вместе с тем, многие российские регионы (республики, края, области) по территории, численности населения превосходят целые страны, что позволяет предположить необходимость предоставления им возможности для реализации своей инициативы в решении вопросов их развития (не в ущерб целостности экономики, государства и общества, конечно). Данная идея становится одной из ключевых в работах по региональной экономике, основывающихся на институциональном подходе [1. С. 25-37; 2. С. 44-46]. Большое внимание в них уделяется политике региональных органов власти как одному из важнейших факторов экономического развития регионов. Субнациональные власти в федеративных государствах должны обладать достаточно широким набором полномочий, позволяющим говорить о собственной экономической политике региональных властей. Это в полной мере относится к промышленной политике.

В самом общем виде промышленная политика может быть определена как комплекс действий государства по целенаправленному изменению структуры экономики за счет создания более благоприятных условий ддя развития определенных (приоритетных) секторов и производств [3]. Промышленная политика включает следующие важнейшие направления (рис. 1).

<

а

н

а

ч

о

в

и

и

н

ч

В

Я

Е

о

Рч

В

Инвестиционная политика

Налоговая политика

Кадровая политика

Социальная политика

Бюджетная политика

Содействие

предпринимательству

Рис. 1. Направления региональной промышленной политики

Мы сосредоточим свое внимание именно на инвестиционной составляющей промышленной политики, поскольку именно инвестиционная политика предопределяет устойчивые тенденции и направления экономического роста, создает необходимые условия для социально-экономического развития. Не случайно рост ВВП в экономике определяется прежде всего инвестициями. В Китае, например, доля инвестиций составляет 46 % ВВП. В ведущих странах мира — 25-30 %, в России — всего 18 % [4. С. 23].

Российские регионы нуждаются в инвестициях (табл. 1) [5. С. 43]. На начало 2004 г. инвестиционная потребность регионов в виде оформленных бизнес-планов составила сумму в 40 млрд долл. [6].

Таблица 1

Инвестиционный запрос по федеральным округам

Федеральный округ Объем инвестиционных потребностей, млрд долл.

Центральный 6,6

Северо-Западный 7,9

Южный 3,8

Приволжский 3,7

Уральский 4,3

Сибирский 2,7

Дальневосточный 12,1

Всего 40,9

Орловская область входит в число наиболее привлекательных и стабильных регионов по инвестиционному климату (табл. 2) [7].

Характерной особенностью промышленности Орловской области является то, что она формировалась в 1960-е гг. в условиях временного отхода от централизованных методов планирования и управления, когда преобладали региональные подходы, приведшие к созданию достаточно многопрофильного производственного потенциала. Многие предприятия входили в структуру оборонно-промышленного комплекса и имели устойчивое и достаточное финансирование государственных оборонных заказов.

В то же время именно промышленность в условиях перехода к рыночным отношениям в наибольшей степени оказалась подверженной кризисным явлениям. Так, за 1992-1998 гг. число работающих в промышленности Орловской области сократилось на 61,2 тыс. чел. (44 % от общего числа работающих) [8].

Таблица 2

Регионы с уровнем инвестиционного риска ниже среднероссийского за последние 12 лет

Регионы Средний индекс интегрального риска 96/95-2007/06 Ранг среднего риска

Москва 0,785 1

Белгородская область 0,816 2

Санкт-Петербург 0,818 3

Новгородская область 0,819 4

Республика Татарстан 0,819 5

Калининградская область 0,865 9

Ярославская область 0,866 6

Московская область 0,869 7

Нижегородская область 0,869 8

Краснодарский край 0,896 10

Липецкая область 0,912 12

Республика Башкортостан 0,914 11

Ростовская область 0,932 13

Саратовская область 0,937 15

Вологодская область 0,938 14

Орловская область 0,951 16

Чувашская Республика 0,959 17

Тверская область 0,961 19

Ленинградская область 0,962 18

Томская область 0,965 20

Республика Мордовия 0,970 21

Калужская область 0,972 22

Пермский край 0,975 23

Ставропольский край 0,981 25

Волгоградская область 0,987 26

Самарская область 0,988 24

Владимирская область 0,995 27

В настоящее время в области функционирует 1658 хозяйствующих субъектов, занимающихся промышленным производством. Доля промышленного производства в общем объеме ВРП составляет около 30 %, доля в налоговых поступлениях — 43,2 %. В нем занято около 70 тыс. чел., что составляет более 25 % от общей численности работающих в экономике области [9]. Согласно прогнозам, за период с 2003 г. по 2010 г. объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличится в 1,7 раза (рис. 2) [9].

Рост объемов промышленного производства в % н 2оо т 2000 Г°ДУ-

180 160 140 120 100 80

176,9

1 62,

131,1 4/, 5

1 24,5

95,2

□ , і і і і і

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

оценка

Рис. 2. Динамика промышленного производства Орловской области

В структуре промышленного производства области обрабатывающие производства составляют 82,9 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 16,9 %, добыча полезных ископаемых — 0,2 % (рис. 3) [10].

Структура промышленного производства области за 8 месяцев 2007 года, в %

□ добыча полезных ископаемых

□ обрабатывающие производства

■ производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Рис. 3. Структура промышленного производства Орловской области в 2007 г., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные показатели работы промышленных предприятий Орловской области представлены в табл. 3 [10].

Таблица 3

Основные показатели работы промышленного комплекса Орловской области за январь-август 2007 г. по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Индекс производства, % к предыдущему году

млн руб. темп роста, % к предыдущему году

Добыча полезных ископаемых 61,2 177,4 87

Обрабатывающие производства 28 704,3 124,1 111,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 596,0 121,2 94,6

В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал составил около 24 млрд руб., что в 1,6 раза больше уровня 2006 г. в сопоставимых ценах, а фактически — в 2 раза (рис. 4) [9].

Рис. 4. Динамика объемов инвестиций в основной капитал

в Орловской области

На объектах федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, реализуемых на территории области, за счет всех источников финансирования освоено около 2 млрд руб. капитальных вложений, что в сопоставимой оценке в 1,5 раза выше соответствующего периода 2006 г. За счет средств федерального бюджета из них освоено свыше 1 млрд руб., что также в 1,5 раза больше уровня 2006 г.

Достигнутые результаты во многом стали следствием активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, определяемой органами государственной власти области в качестве одного из приоритетных направлений региональной промышленной политики, которое конкретизируется в Концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 г. (рис. 5).

Рис. 5. Приоритетные направления развития промышленности Орловской области

В рамках Концепции в области реализуется ряд инновационноинвестиционных программ. Первая из принятых областных программ — целевая инновационная программа «Развитие сельскохозяйственного машиностроения в Орловской области на 2002-2006 гг.» направлена на создание отечественного производства современной сельскохозяйственной техники. За период реализации программы произведено продукции для АПК на 2,5 млрд руб., в развитие производства инвестировано 200 млн руб.

Областная инновационно-инвестиционная программа «Развитие приборостроения и электроники в Орловской области на 2004-2007 гг.», утвержденная Постановлением Коллегии администрации Орловской области № 167 от 28.10.2004 г., позволила организовать производство 170 видов новых изделий, создать 130 новых рабочих мест.

В рамках областной инновационно-инвестиционной программы «Развитие производства дорожно-строительной техники на 2006-2010 гг.» в 2006 г. произведено дорожной техники, комплектующих и запасных частей к ней на 1,3 млрд руб. В развитие производства инвестировано 180 млн руб.

Реализация инновационно-инвестиционной программы «Развитие легкой и мебельной промышленности Орловской области на 2004-

2007 гг.» обеспечила освоение 56 новых видов продукции, внедрение 66

новых технологий. Объем налоговых платежей в областной бюджет увеличился на 35 %.

Областная инновационная программа «Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 г.» направлена на диверсификацию производства на территории Орловской области с постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, увеличение притока денежных средств за счет экспорта инновационной продукции.

Реализация указанных программ способствует повышению инновационного потенциала и инвестиционной активности в регионе, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на устойчивость и интенсивность экономического роста.

Важнейшей задачей реализации региональной промышленной политики является активизация роста промышленного производства в малых городах и районных центрах области, что обеспечит решение имеющихся на данных территориях социально-экономических проблем. В рамках реализации данного направления органами государственной власти области совместно с промышленными предприятиями разработана и реализуется программа «Развитие промышленности Болховского района на 2006-

2008 гг.», направленная на повышение темпов экономического роста промышленных предприятий Болховского района, создание здесь экономических и организационных условий для развития обрабатывающих производств, привлечения инвестиций. По итогам 2006 г. и 1 квартала 2007 г. темп роста объемов обрабатывающих производств на территории Болховского района составил 150 % по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет.

В целом, областные инновационно-инвестиционные программы представляют собой необходимый элемент стратегического планирования развития промышленного комплекса региона на средне- и долгосрочную перспективу, обусловливая целесообразность изучения и обобщения опыта реализации инвестиционной промышленной политики в Орловской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. May В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопросы экономики. — 2001. — № 11. — С. 25-37.

2. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. — 2002. — № 4. — С. 46-66.

3. Кузнецов Б.В. Нужна ли России промышленная политика? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://www.opec.ru/library/article.asp d_no=270&c_no=9. — Загл. с экрана.

4. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике (анонс) / Под ред. Сулакшина С.С. — М.: Научный эксперт, 2007. — 438 с.

5. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд — ключевое решение инвестиционных проблем России. — М.: Научный эксперт, 2006.

6. Россия: все 89 регионов. — СТЕС PUBLISHING, LLC, 2003.

7. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов:

2006-2007 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.raexpert.ru/ratings. — Загл. с экрана.

8. Российская Федерация. Законы. Закон Орловской области. О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года: от 9.03.2006 г. № 586-03.

9. Об итогах социально-экономического развития Орловской области в 2007 г. — Департамент экономической политики Орловской области. — Орел, 2008.

10. Прогноз социально-экономического развития Орловской области на 2008-2010 гг. — Департамент экономической политики Орловской области. — Орел, 2007.

УДК 330

И.В. Ильин (Орел, ОрелГТУ)

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены потребности в капиталоемких и долгосрочных инвестициях секторов транспортной и энергетической инфраструктуры, сделан вывод о несоответствии потребностей в проектном финансировании его реальному использованию в России. На основе наблюдаемых модификаций традиционной методики проектного финансирования выделены сдерживающие факторы и предложены направления оптимизации институциональной среды для эффективного применения проектного финансирования.

Термин «проектное финансирование» в последнее время все чаще и чаще употребляется российским экономическим сообществом в свете перехода отечественной экономики в фазу устойчивого роста. Так, по прогнозам экспертов, на развитие транспортной инфраструктуры всех видов, нефтегазового и энергетического секторов в период 2005-2020 гг. потребуются инвестиции порядка 1 трлн долл.

Однако, положение России на мировом рынке проектного финансирования в период 2004-2007 гг. соответствовало только 2 месту в Восточной Европе и 34 месту в мире в целом (из 67 исследованных стран) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.