инвестиционный потенциал региона
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ*
Л.В. ДАВЫДОВА,
доктор экономических наук, профессор
С.В. ИЛЬМИНСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент Орловский государственный институт экономики и торговли
В настоящее время степень развитости любого государственного образования в социально-экономическом отношении определяется не только ВВП, приходящимся на каждого жителя России, его объемными характеристиками в масштабе страны и регионов, но и инвестициями, теми их элементами, которые были накоплены в инвестиционном арсенале России на протяжении всей истории народного хозяйства. Богатство страны сегодня, в том числе и России, заключается в насыщенности ее инвестициями, элементами и компонентами, их определяющими и образующими. Вот почему наличие инвестиций, их объемы, душевой и видовой состав, дифференциация по направлениям и формам собственности являются стратегической основой развития всей экономики страны, ее регионов. Инвестиции сегодня представляют важный элемент экономики России, существенную основу хозяйственного развития страны, стратегическое острие, направленное на улучшение доходности страны и ее народа, на приумножение ВВП и удвоение его в ближайшей перспективе. Без прогрессивного развития инвестиций в основной капитал, без увеличения их темпов роста вряд ли следует ожидать каких-либо кардинальных улучшений в механизмах взаимодействия экономики и ее инвестиционных составляющих.
* По материалам журнала «Региональная экономика». — 2007. - 1 (40).
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние и перспективы развития и конкурентоспособности национального хозяйства. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому вопросы управления инвестициями имеют огромную роль как для отдельных хозяйствующих субъектов, регионов, так и страны в целом.
Для преобразований в экономике России в конце прошлого века существовало большое число реальных и мнимых предпосылок. Следует признать правильность стратегического курса на переход к рыночной системе хозяйствования с такими ее неотъемлемыми элементами, как демократизация экономической деятельности, либерализация цен, реформирование собственности, создание инфраструктуры рынка, конкуренция и т. д. Но вместе с тем невозможно отрицать не только неоптимальность, но и сравнительную неэффективность механизмов и тактики перехода к рынку.
Причины неэффективности механизмов реформ кроются в существенных различиях в понимании особенностей реформируемого объекта у разных представителей экономической науки и
политики. При этом корни данного различия лежат в разной оценке присущих российской экономике характеристик развития. Наиболее существенные из них касаются такой фундаментальной характеристики, как степень стационарности системы, ее способности к независимому и устойчивому развитию.
Если рассматривать эти свойства в краткосрочном и долгосрочном аспектах, то можно сделать вывод, что современную российскую экономику следует воспринимать как нестационарную систему с родословной прошлого развития, далекой от оптимальной, и учитывать эту ее особенность при принятии социально-экономических решений на всех уровнях анализа и управления. Иной она и не может быть: около 40 % предприятий по показателям ликвидности баланса находятся на уровне банкротства или в предбанкротном состоянии, вызванном потерей финансовой устойчивости, во многом связанной с негативной практикой управления производством и действием внешних факторов — высокими уровнями инфляции и налогообложения, ведущими к утрате предприятиями собственных оборотных средств.
Нестационарность экономики во многом объясняется и тем, что за продолжительный период преобразований власть в России не смогла не только реализовать, но и предложить эффективные решения задач экономического подъема рыночными механизмами. Более того, за эти годы не сформировался ни один из них, а именно — ясный и логичный механизм обоснования и принятия таких решений, адекватный переходным условиям хозяйствования, поскольку не уделялось достаточного внимания необходимости разработки системного методического инструментария прогнозных оценок, предваряющих решения и их социально-экономические последствия, оценок не только качественных, но и количественных.
К основным фундаментальным свойствам российской экономики и социума, которые в 1990-е гг. определяли характер и особенности функционирования социально-экономической системы на всех уровнях ее иерархии, следует отнести особенности научного и технико-технологического потенциала различных отраслей, функциональные, структурные и институциональные особенности, особенности менталитета.
Наиболее слабые места современной российской экономики проявляются в ее структурном и технологическом несовершенстве, в отсутствии или слабой выраженности позитивной структурной и инновационной динамики, в почти полном
отсутствии несырьевой компоненты развития, в низком качестве стратегического управления на макро- и мезоуровнях, в опасной зависимости от конъюнктуры на мировом сырьевом рынке.
Инвестиционный фактор играл важную роль в повышении конкурентных позиций во всех индустриально развитых странах, создавая им преимущества перед остальным миром. Развитие стран Запада и России в 1990-е гг. характеризовали противоположные тенденции. В то время как мировая экономика устойчиво наращивала темпы своего развития после финансового кризиса 1997 г., в России произошло разрушение системы инвестирования. Только за первые шесть лет реформ (1991 — 1996 гг.), когда ежегодный спад инвестиций был особенно глубоким, отношение объемов накопления Российской Федерации к уровню США понизилось с 25 до 4 %, соответственно к уровню Японии — с 34 до 7 %, Германии — с 80 до 14 %, Франции — со 109 до 24 %, Италии — со 120 до 28 %, Великобритании — со 146 до 31 % [9].
Кроме стран «большой семерки», обогнали Россию или вплотную приблизились к ней и так называемые «малые» страны, размеры которых несопоставимо малы. Всего несколько лет назад по масштабам инвестиционной деятельности Россия превосходила каждую из этих стран в несколько раз, и сравнение абсолютных объемов казалось просто неправомерным. В настоящее время это превосходство утрачено, абсолютные масштабы накопления в России оказались меньше, чем в Канаде и Испании.
Динамика инвестиций в основной капитал (табл. 1) свидетельствует о длительности и сложности восстановления разрушенного инвестиционного потенциала.
Снижение объема инвестиций в основной капитал в 1991 — 1998 гг. по темпам в 2,7 раза опережало уменьшение объема ВВП. Только с 2000 г. наблюдается опережающий рост инвестиций по сравнению с ростом ВВП. По оценкам некоторых специалистов, на каждый процентный пункт восстановления инвестиционной базы необходим ежегодный прирост инвестиций в основной капитал в размере 4,75 % [5]. Данный показатель можно считать дорогой ценой недостаточно взвешенных решений в процессе реформирования основных звеньев экономики.
Российская экономика потенциально располагает необходимыми инвестиционными ресурсами. Однако решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор
Таблица 1
Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал России
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г
ВВП:
— в % к предыдущему году 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2
— в % к 1995 г. 65,7 69,0 72,0 — —
Инвестиции:
— в % к предыдущему году 117,4 110,0 102,8 112,5 110,9
— в % к 1995 г. 84,6 93,1 95,7 107,7 119,4
Примечание', по данным www.gks.ru
экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности проблематично. Основной характеристикой данной модели является ее разбалансированность, слабая связь с процессом расширенного воспроизводства.
Очевидна несостоятельность объяснений проблем экономики страны, которая производит авиационно-космическую технику, имеет передовую атомную промышленность, способную, в конце концов, воспринять и адаптировать технологии любого уровня, в том числе информационные, только конъюнктурой рынка сырьевых товаров. Это самым решительным образом обедняет объективную характеристику реальной экономики современной России.
Кроме того, длительный и неоправданный перекос в приоритетах «технологического» и «сырьевого» сценариев развития в пользу последнего привел к тому, что главные активы и инвестиции ныне сосредоточены в экспортно ориентированных отраслях, где лидерство прочно удерживает добыча и первичная переработка ресурсов. На долю машиностроения приходится около 9 % российского экспорта.
Благоприятные последствия импортозамещающего спроса, вызванного финансовым кризисом и девальвацией рубля в августе 1998 г. и последовавшим улучшением конкурентных преимуществ отечественных товаров, к 2002 г. исчерпали свои возможности. Российской экономике необходим рост не только спросовый, но и, что гораздо важнее, инвестиционный — для обновления устаревших основных фондов предприятий. Продвижение в этом направлении дается с большим трудом, поскольку источником инвестиций являются валовые сбережения. Сейчас достаточно четко обозначились несколько наиболее эффективных механизмов превращения накоплений в источники инвестиций в зависимости от типа инвестиций:
1) государственные инвестиции, объем которых определяется уровнем налогов, а увеличение инвестиционных ресурсов невозможно без соответствующего роста налоговых платежей;
2) собственные средства из прибыли предприятий;
3) частные средства крупных экспортно ориентированных компаний (нефтяных, металлургических, химических, ряда других;
4) частные инвестиции, получаемые из банковской системы и рынка ценных бумаг.
По поводу эффективности последнего можно указать на основной сдерживающий фактор применения этого механизма, барьер, разъединяющий производственный и финансовый секторы экономики — это стоимость кредита, которая уже длительное время превышает уровень рентабельности производства основной массы российских товаропроизводителей. Дорогой кредит если чему-то и способствует, то только стагнации и натурализации обмена. Доступный кредит стимулирует покупательный спрос и деловую активность.
Слабость действия инвестиционных механизмов и ряда других факторов, их синергетические эффекты не позволяют основной массе российских агентов внутреннего и внешнего рынков противостоять крупным национальным и транснациональным зарубежным производителям. Во многом этому способствует и ослабление общего потенциала самих предприятий, их основной массы.
Оценка инвестиционных процессов в регионе показала, что ежегодно по миллиарду Орловская область наращивает инвестиционный потенциал (табл. 2). Объем инвестиций в основной капитал за исследуемый период возрос с 3 792,1 млн руб. до 5 824,2 млн руб., т. е. более чем в 1,5 раза. Причем рост происходил не только в фактических ценах, но и в сопоставимых, о чем свидетельствует динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал. Опережающий рост инвестиций на душу населения по сравнению с ростом общего их объема обусловлен сокращением численности жителей области. Уменьшение численности населения происходит как из-за низкой рождаемости, так и из-за высокой смертности. Смертность превышает рождаемость в 2,1 раза. Позитивным
Таблица 2
Показатели, характеризующие инвестиционные процессы в Орловской области за 2002 - 2005 гг. (млн руб.)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Валовой региональный продукт 38 837 45 925,0 55 155,9 58 630,7
Объем инвестиций в основной капитал 3 792,1 4 174,6 5 247,0 5 824,2
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 89 100,2 101,6 101,9
Численность населения (на конец года), тыс. чел. 860,3 850,0 842,4 834,0
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, руб. /чел. 4 407,9 4 911,3 6 228,6 6 983,4
фактором является опережающий рост инвестиций по сравнению с динамикой валового регионального продукта. Оживление экономики начинается именно с опережающего роста инвестиций.
Отраслевая структура инвестиций с точки зрения реструктуризации и модернизации отраслей реального сектора экономики имеет первостепенное значение, так как значительные объемы недофинансирования на протяжении длительного времени привели к воспроизводственным деформациям инвестиционного процесса в реальном секторе экономики. Увеличился износ основных фондов: если в 1991г. в промышленности он составлял 41 %, то сегодня он уже свыше 52 %. В результате низких объемов обновления основных производственных фондов в их массе сохраняется высокая доля физически изношенных элементов. Возраст более трети производственного оборудования превышает нормативные сроки службы. Актуальной является проблема перераспределения средств от ограниченного круга отраслей, главным образом добывающих, к трудоемким секторам, в первую очередь к обрабатывающим отраслям промышленности. В обрабатывающей промышленности резервы увеличения выпуска продукции определяются качеством оборудования и используемых технологий. Значительный износ основного капитала в обрабатывающих отраслях является причиной наиболее низкой загрузки оборудования, а также фактором, ограничивающим возможности роста производства.
В отраслевом разрезе преобладают инвестиции в промышленность (25 %). Во многом это результат реализации крупных инвестиционных проектов ярмарки инвестиций: строительства завода по производству солода мощностью 100 тыс. т в год в Свердловском районе, предприятия по производству полипропиленовых труб «Пласти-кор» и завода «Пенобетон» в Орле, запуска новой линии по розливу соков мощностью 58 млн л в год на ЗАО «Кока-Кола Боттлерз Орел», расширения производства по сборке торгового холодильного оборудования на ООО «Фригогласс-Евразия».
Сельское хозяйство на втором месте по объему инвестиций в основной капитал (23,0 %). Отличительная особенность инвестпроектов в этом секторе — протяженность во времени, период реализации этих проектов, как правило, не ограничен одним-двумя годами. Так, соглашение администрации области и ЗАО «Нефтяная компания «Нобель Ойл» на прошлогодней ярмарке инвестиций предусматривает вложение в сельскохозяйственный сектор области в течение 2005 — 2008 гг. 360 млн руб. Между тем уже в 2005 г. инвестиции компании составили 265 млн руб. Банк «Авангард», вложивший свыше миллиарда рублей в строительство завода по производству солода, в прошлом году профинансировал также поставки в область сельхозтехники и оборудования более чем на 40 млн долл. Не первый год работает в области ЗАО «Сет-Орел-инвест», которое только в прошлом году вложило в развитие сельхозпроизводства в Покровском районе 188 млн руб.
Жилищно-коммунальное хозяйство на третьем месте (24,0 %). И это является позитивным фактом в свете реформирования системы ЖКХ. Далее идет связь (9,0 %) и транспорт (7,0 %). Крупнейшими инвесторами в сфере связи являются ОАО «Центр-Телеком» и ОАО «Вымпелком», инвестировавшие в программу развития сотовой радиосвязи «Билайн» 130 млн руб. в 2005 г., а в 2006 г. планирующие довести общую сумму инвестиций до 300 млн руб. При анализе отраслевого разреза инвестиций важное значение играет оценка инвестиционной привлекательности конкретной отрасли, в которую планируются инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций в основной капитал несколько изменились (табл. 3).
Из общего объема инвестиций собственные средства составили в 2005 г. 45,1 %, а заемные, напротив, возросли соответственно до 54,9 %. Следует отметить, что в структуре собственных средств доля прибыли сократилась с 31 до 22 %, а амортизационных отчислений, напротив, возросла с 17,2 до 24,3 %. Такое изменение в составе собственных средств организаций объясняется
Таблица 3
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в Орловской области
за 2002 - 2004 гг.
2002 г. 2003 г. 2004 г.
Показатель Сумма, млн руб. Уд. вес, % Сумма, млн руб. Уд. вес, % Сумма, млн руб. Уд. вес, %
Инвестиции в основной капитал, всего 3 792 100,0 4 174,6 100 5247 100,0
Собственные средства, из них • прибыль • амортизация 1 960,1 1 176,7 651,8 51,7 31,0 17,2 1 966,0 995,7 870,3 47,1 23,8 20,8 2 366,4 1 159,6 1 275,0 45,1 22,1 24,3
Привлеченные средства, из них • кредиты банков • бюджетные средства 1 832,0 105,3 510,5 48,3 2,8 13,5 2 208,6 247,8 546,0 52,9 5,9 13,1 2 880,6 393.5 776.6 54,9 7,5 14,8
следующими причинами. Во-первых, в экономике в течение последнего десятилетия стабильна доля убыточных организаций — более 40 %. По оперативным данным за 2005 г., убыток возрос на 28 % и составил 1 053 млн руб., а количество убыточных предприятий возросло на 77 [8]. Таким образом, почти половина предприятий не имеют в качестве источника финансирования инвестиций прибыли. Еще значительная часть организаций является низкорентабельной. В результате финансовые возможности большого числа организаций значительно ограничены.
В отличие от прибыли преимущество амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций заключается в том, что при любом финансовом положении организации этот источник имеет место при условии реализации продукции и всегда остается в ее распоряжении. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 65 % покрывают потребности фирм в инвестициях. В России доля амортизационных отчислений в капитальных вложениях значительно ниже. Вместе с тем за последнее время их размер возрос и превысил долю прибыли. Объяснением может служить то, что с 1 января 2002 г. в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, значительно сокращены сроки полезного использования объектов основных средств. Кроме того, все организации получили право в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ применять нелинейный метод начисления амортизационных отчислений. Эти нововведения позволяют усилить роль амортизационных отчислений в финансировании капитальных вложений и способствуют укреплению финансового положения организаций.
Участие кредитной системы в инвестиционной сфере незначительно, что во многом связано с сохранением макроэкономических условий, ориентирующих на переток кредитных ресурсов
из низкодоходного и долговременного производственного сектора в более прибыльный и краткосрочный финансовый сектор. Поэтому, несмотря на рост заемных источников финансирования капитальных вложений, кредиты банков составили лишь 7,5 %. Сравнительно низкий удельный вес этого источника ресурсов объясняется достаточно высокой его стоимостью. В настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11 %, ставка по предоставляемым кредитным ресурсам колеблется в пределах 16 — 18 %. По оценкам специалистов, в нормально функционирующей экономике средняя норма прибыли примерно в два раза превышает среднюю ставку процента вследствие различия в скорости оборота производительного и фиктивного капиталов. Если за среднюю ставку принять ставку рефинансирования ЦБ РФ, то рентабельность должна быть примерно равна 22 %. Фактическая рентабельность активов в целом составила 7,8 %, то есть ниже нормального уровня примерно в 3 раза. Таким образом, несмотря на то, что ставка рефинансирования имеет положительную тенденцию к снижению, ее уровень достаточно высок, и кредитные ресурсы не всегда доступны для широкого круга предпринимателей.
Поступление иностранных инвестиций в различные отрасли российской экономики достаточно дифференцировано, так как сказывается различная глубина кризисных явлений в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала, особенно в отрасли с большой степенью риска, и делают выбор в пользу рентабельных отраслей, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль. Предпочтение отдается производителям экспортной продукции, поставщикам сырья и энергоносителей, отраслям, в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций или своих правительств.
Если в 1997 г. наибольший интерес иностранные инвесторы проявляли к финансовой или банковской деятельности, а также к деятельности по обеспечению функционирования топливной промышленности, то в 1999 г. акцент был перенесен на реальный сектор экономики, причем в основном на спросовые отрасли, а именно: пищевую, легкую промышленность, торговлю, общественное питание и пр. Однако приходится констатировать, что иностранные инвесторы не спешат вкладывать капитал в те виды производств, которые работают на насыщение российского рынка дефицитными и высококачественными товарами, в технологическую модернизацию машиностроения и других отраслей промышленного и части импортозамещающего профиля, в том числе на основе конверсии оборонных предприятий. Россия в целом продолжает оставаться страной с низкой привлекательностью для иностранных инвесторов.
Оценку предпринимательских и финансовых рисков осуществляют несколько мировых рейтинговых агентств. Страновой риск представляет собой синтетический показатель восприятия международным сообществом конкретной страны с точки зрения существования в ней предпринимательской деятельности. Для их расчета используются девять частных показателей, для которых экспертно определен вес в итоговом показателе: экономическая характеристика с весом 25 %, политический риск — 25 %, долговой индикатор — 10 %, невыполнение долговых обязательств или реструктуризация — 10 %, доступ к банковским финансам — 5 %, доступ к краткосрочным финансам — 5 %, доступ к рынкам капитала — 5 %, процент скидки при форфейтинге — 5 %.
Динамика странового риска России также характеризуется скачками. Так, в 1992 г. согласно рейтингу Россия занимала 129-е место (из 169 стран), осенью 1995 г. — 142-е место, в 1996 г. рейтинг поднялся до 86-го места, в 1997 г. — 91-е место, 1998 г. — 129-е место, в 1999 г. рейтинг России не был присвоен вообще из-за объявления суверенного дефолта 1998 г. В 2000 г. — 95-е место, в 2001 г. — 97-е место, в 2002 г. — 93-е место [7].
На территории Орловской области зарегистрировано 136 совместных предприятий из 25 стран мира. На их долю приходится одна пятая часть валового регионального продукта, почти 20 % инвестиций в основной капитал от общего объема. За пять лет иностранные фирмы капитализировали в экономику области более 180 млн долл. Только за 2005 г. объем иностранных инвестиций составил 19 млн долл.
В настоящее время в области с участием иностранного капитала реализуется ряд крупных инвестиционных программ и отдельных проектов. Так, совместно с компанией «Джейз Энтепрайзиз ЛТД» реализован инвестиционный проект, в рамках которого построен и успешно действует завод по выпуску безалкогольных напитков «Кока-кола Боттлерз Орел». Вложения превысили 23 млн долл. Предполагается инвестирование дополнительных средств на расширение производства.
Компанией «Фригорекс Кипрус» создано ООО «Фригогласс-Евразия» по производству холодильных витражей, морозильных камер. Это завод полного производственного цикла. В реализацию проекта вложено около 12 млн долл. В 2002 г. предприятие вышло на проектную мощность 30 тыс. изделий. К 2010 г. планируется довести объем инвестиций в развитие производственных мощностей завода до 30 млн долл., увеличив объем ежегодного производства холодильного оборудования до 125 тыс. ед. Дополнительно будут созданы 150 высокооплачиваемых рабочих мест, и общая численность работающих на предприятии составит 800 человек.
Дальнейшее развитие производственных мощностей планируется и в ЗАО «Велор» (предприятие по производству облицовочной плитки построено с итальянской фирмой «Велко Индустриале С. П. А.»). Завод начинал с одного миллиона квадратных метров плитки в год, а в 2005 г. объем производства превысил уже 13 млн кв. м. На расширение предприятия предполагается направить еще около 50 млн долл., чтобы довести объемы производства облицовочной и напольной плитки до 20 млн кв. м в год. Значительно будет расширена фирменная торговая сеть.
В прошлом году продолжилась реализация сразу нескольких крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. В их числе строительство завода по производству медицинских препаратов. Стоимость проекта 1 млрд руб., уже освоено более 200 млн. По соглашению с немецкой компанией «ОWA» реализуется и инвестиционный проект по организации производства потолочных плит. Уже проведены изыскательские работы на выбранном земельном участке, оформлен договор его аренды. Проектным институтом выполнен нулевой цикл. Общая стоимость этого проекта — 35 млн евро.
Для того чтобы определить способы укрепления инвестиционного потенциала региона, первоначально необходимо выяснить сущность данной категории. В российской прессе, аналитических
материалах довольно часто встречаются такие понятия, как «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный климат», «инвестиционная активность», «инвестиционный потенциал». При этом каждый автор вкладывает свое субъективное мнение в данные определения. Специалисты журнала «Эксперт» отождествляют инвестиционную привлекательность с понятием инвестиционного климата, включают в понятие инвестиционной привлекательности понятия инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. И. Н. Волков и М. В. Грачева в составе инвестиционного климата выделяют аналогичные понятия. Интенсивность инвестиционного потока определяется инвестиционной привлекательностью региона [4,7].
Инвестиционный потенциал — это объективные предпосылки (возможности) региона для инвестиций, т. е. насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), которые могут быть выражены количественно.
Инвестиционный потенциал региона — это совокупность объективных социально-экономических и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в его основной капитал.
Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов: трудового, потребительского, инфраструктурного, производственного, инновационного, финансового, институционального, природно-ресурсного. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 88 российских регионов
Инвестиционный риск — законодательные условия деятельности инвесторов с точки зрения вероятности потери инвестиций и дохода от них — своеобразные «правила игры» на рынке инвестиций [4]. Степень инвестиционного риска зависит прежде всего от политической и социально-экономической ситуации.
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминаль-
ного, экологического. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска — относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).
По итогам 9-го ежегодного рейтинга российских регионов 2003 — 2004 гг., подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», наиболее ярким событием для Орловской области стало 5-е место области в главной номинации «За минимальный инвестиционный риск». Для Орловской области данный результат является лучшим за все годы, что стало возможным, в первую очередь, за счет значительного снижения законодательного, социального и экономического рангов составляющих инвестиционного риска.
Орловская область в рейтинге регионов России, имеющих минимальный инвестиционный риск, уступает только традиционным лидерам рейтинга — таким как Ярославская, Новгородская области, Санкт-Петербург. Причем пять лет назад наш регион занимал 34-е место. Необходимо отметить, что Орловская область за прошедший год поднялась в рейтинге российских регионов, имеющих минимальный инвестиционный риск, на семь позиций, обойдя Московскую область, Татарстан и ряд других крупных регионов. По уровню политической составляющей инвестиционного риска область традиционно входит в первую десятку лидеров, что для инвесторов, вкладывающих средства в экономику Орловщины, является дополнительным весомым аргументом, позволяющим уверенно смотреть в будущее.
Инвестиционный климат региона РФ представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных природно-географичес-ких, социально-экономических, экологических условий, определяющих масштабы (объемы и темпы) привлечения частных инвестиций в основной капитал региона РФ.
Инвестиционная привлекательность — это совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона, т. е. инвестиционная привлекательность региона рассматривается исключительно в причинно-следственной связи с инвестиционной активностью в регионе.
Инвестиционная активность в регионе представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона.
Региональные инвестиционные некоммерческие риски — это вероятность неполной реализации
Структура инвестиционного климата региона
инвестиционного потенциала региона (а для инвестора — вероятность потери инвестиций или дохода от них), обусловленная наличием в регионе внешних по отношению к инвестиционной деятельности негативных социально-политических и экологических условий ее осуществления (см. рисунок).
Эффективность использования инвестиционного потенциала региона определяется соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционного потенциала.
Эффективность использования инвестиционной привлекательности региона определяется соотношением уровня инвестиционной активности в регионе с уровнем его инвестиционной привлекательности. Таким образом, инвестиционный потенциал является составной частью инвестиционной привлекательности региона.
Одна из важнейших задач, стоящих в настоящий период перед предприятиями регионов России, в том числе и Орловской области, — обновление основных производственных фондов. Данная задача может быть решена путем привлечения инвестиций, поступление которых возможно из иностранных (международных), внешних российских (из-за пределов региона) и внутрирегиональных источников капитала. Совершенно очевидно, что интенсивность инвестиционного потока определяется инвестиционной привлекательностью региона, которая, как уже было отмечено, трактуется как сочетание двух основных характеристик: инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
В сложившейся ситуации представляется актуальным определение возможностей внутренних источников и разработка механизма управления внутренними инвестиционными ресурсами, особенно в части капитала институциональных инвесторов с позиции их конвергенции.
Инвестиционный капитал региона, на наш взгляд, представляет собой всю совокупность внутрирегиональных источников инвестиций: прибыль предприятий, активы региональных институцио-
нальных инвесторов (банков, страховых компаний, паевых, инвестиционных и пенсионных фондов), сбережения населения, государственные и муниципальные источники инвестиций.
Прибыль предприятий региональной экономики, образуемая в процессе хозяйственной деятельности, является на сегодняшний день основным инвестиционным ресурсом предприятий. В то же время собственник предприятия, действуя как рациональный субъект экономических взаимоотношений, рассчитывает получить часть прибыли в качестве собственного вознаграждения или дивидендов. Более того, из прибыли предприятий собственник формирует также различные резервы, например с целью самострахования бизнеса. Все это, безусловно, уменьшает инвестиционные ресурсы, однако для предприятий в последнее время стал актуальным такой источник инвестиций, как лизинг — финансирование инвестиций через специально организованные лизинговые компании. В соответствии с российским налоговым законодательством лизинговые платежи предприятий относятся на себестоимость продукции. Таким образом, предприятия кроме чистой прибыли, имеют дополнительный источник инвестиций в виде лизинговых схем.
Особенный интерес представляют такие внутрирегиональные источники инвестиционного капитала, как институциональные инвесторы (банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды). Кредитные организации или банки располагают значительными финансовыми ресурсами. Финансирование инвестиций осуществляется банками через кредитование, операции с ценными бумагами и лизинговые операции. К сожалению, ресурсная база коммерческих банков сегодня не соответствует требованиям предприятий по стоимости и временному качеству: банки могут предоставить в основном лишь краткосрочные ссуды и под высокий процент.
Страховые организации, выполняя свое первоочередное назначение — защиту субъектов хозяйствования от рисков, аккумулируют значительные страховые ресурсы. В отличие от ресурсов коммерческих банков данные инвестиционные источники являются более длительными и менее дорогими, соответственно, они больше удовлетворяют предприятия по своим качествам.
Сбережения населения являются одним из основных источников долгосрочной капитальной
Инвестиционная активность
Прогнозная
базы банковского сектора при формировании инвестиционных ресурсов. Финансовый кризис 1998 г. значительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 г. наметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса доллара населению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 2005 г. рост сбережений населения в банках Орловской области составил 44,9 %, объем сбережений населения в банках по состоянию на 1 января 2006 г. составил 7,1 млрд руб. [8]. Этот рост обусловлен также принятием Закона «О страховании вкладов в коммерческих банках».
Государственные и муниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета, который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры и механизмы инвестиционного воздействия. В Орловской области разработана и действует правовая база по регулированию государственных инвестиций. В области принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Орловской области». Следует отметить особо притягательный момент: предусмотренные в законе условия одинаково выгодны как отечественным, так и иностранным инвесторам. Кроме того, действует ряд других законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности: Закон «О зонах экономического развития в Орловской области»; о поддержке ряда отраслей в их инвестициях и работе, пакет актов, связанных с совершенствованием земельных отношений. Неудивительно, что такая законодательная почва оказалась благоприятной для инвестиционных вложений.
Разумеется, создание среды для нормального бизнеса — это не только законодательство. Это многоуровневая система мер, предпринимаемых властью для обеспечения спокойной, беспроблемной деятельности не только крупных предприятий, но, что особенно важно, — малого и среднего бизнеса.
Один из аспектов региональной инвестиционной политики — создание и расширение эффективной рыночной инфраструктуры. В области действуют центр рыночных отношений «Развитие», торгово-промышленная палата, «Орловская инвестиционно-земельная компания», лизинговые компании «Орел-Лизинг» и «Орел-Агролизинг», акционерное общество «ОПК-Инвест». На базе центра «Развитие» действует инвестиционно-строительная компания, основной задачей которой является активизация жилищного строительства (в том числе и социального). Она участвует в программе ипотечно-
го кредитования, а также в строительстве жилья для молодых семей. Для упорядочения работы с промышленными предприятиями, привлечения внутренних и внешних инвестиций в промышленный сектор экономики области образовано и успешно действует ОАО «Орловская промышленная компания» (учредитель — администрация области).
Для реализации возможностей наиболее полного и эффективного использования рассмотренных внутренних источников инвестирования с целью обновления регионального промышленного хозяйства необходима разработка такого механизма управления этими ресурсами, который позволил бы увеличить инвестиционный потенциал региона путем конвергенции различных источников инвестиционного капитала. Данный механизм может быть создан в виде разработки и реализации специальной региональной политики в интересах органов власти региона либо в виде создания специальной коммерческой структуры в интересах частных собственников. Однако наиболее осуществимым, на наш взгляд, будет являться смешанный вариант, учитывающий интересы органов власти региона и региональных промышленных элит.
Определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития страны и регионов играют инвестиции. Сейчас для России необходима разработка эффективной федеральной и региональной инвестиционной политики, причем акцент должен делаться на региональном уровене.
Региональная инвестиционная политика представляет собой систему мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально ориентированного развития региона.
Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.
Первый блок — это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся:
1) инвестиционный климат в регионе;
2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона;
3) уровень инвестиционных рисков;
4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.
Указанные факторы, главным образом, связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые, в свою очередь, определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики:
1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;
2) формирование региональной инвестиционной программы;
3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими элементами этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).
Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.
Таким образом, решение задачи увеличения инвестиционного потенциала видится в развитии конвергенции инвестиционных капиталов путем создания системы государственной поддержки инвестиционной деятельности на региональном уровне. Отличительной особенностью решения данной задачи должна являться система мер государственной поддержки, направленная на увеличение притока инвестиционных ресурсов институциональных инвесторов (банков, страховых
компаний, пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) в реальный сектор региональной экономики.
Конечной целью реализации данного решения будет являться получение синергетического эффекта от совместного, подчиненного единой цели использования инвестиционного капитала всех участников региональной финансовой системы.
Механизм управления и реализации стратегии укрепления инвестиционного потенциала региона можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, методов и средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровней для достижения целей инвестиционного развития региона.
Вопрос о структуре механизма управления на сегодняшний день остается дискуссионным, а в отношении структуры механизма управления и реализации стратегии укрепления инвестиционного потенциала региона — практически неизученным. На наш взгляд, механизм управления и реализации стратегии укрепления инвестиционного потенциала региона включает в себя следующие структурные элементы:
• цели управления, трансформированные в критерии управления (количественный аналог целей);
• факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);
• методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей);
• ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).
Для успешной разработки, и прежде всего для реализации региональной стратегии укрепления инвестиционного потенциала, целесообразно осуществить следующие мероприятия:
1) создать специализированный информационно-аналитический центр по обработке информации о субъектах региональной инвестиционной системы и состоянии инвестиционного климата в регионе. Данный центр должен включать в себя совокупность информационных ресурсов региона,
обеспечивающих взаимодействие всех участников реализации стратегии;
2) организовать профессиональное информационно-инвестиционное обеспечение предпринимательских и промышленных структур региона через информационно-аналитический центр и региональные средства массовой информации, в том числе и электронные;
3) создать и реализовать специальную комплексную программу «Инвестиционный атлас региона», позволяющую обеспечить открытость информации о регионе, его инвестиционном рынке.
Все составляющие механизма управления региональной инвестиционной стратегией являются многоуровневыми, то есть содержат федеральный, региональный и муниципальный уровни. Поэтому эффективность применения любого структурного элемента механизма напрямую зависит от согласованности действий всех уровней власти. Таким образом, сущностью механизма управления региональной инвестиционной стратегией является целенаправленное воздействие структур
управления федерального, регионального и муниципального уровней на всех субъектов региональной инвестиционной системы в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона.
Таким образом, укрепление инвестиционного потенциала видится в развитии конвергенции инвестиционных капиталов путем создания системы государственной поддержки инвестиционной деятельности на региональном уровне. Отличительной особенностью решения задачи должна являться система мер государственной поддержки, направленная на увеличение притока инвестиционных ресурсов институциональных инвесторов (банков, страховых компаний, пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) в реальный сектор региональной экономики. Конечной целью реализации намеченного будет являться получение синергетического эффекта от совместного, подчиненного единой цели использования инвестиционного капитала всех участников региональной финансовой системы.
Литература
1. Бендиков М. А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.
2. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента / В 2 т. — К.: Эльга, 2004. 624с.
3. Веретенникова И. И. Инвестиции как условие экономического роста / Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 11. С. 2 - 7.
4. Волков, И. М. Проектный анализ: Учебник для вузов. /И.М. Волков, М. В. Грачева. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
5. Заика И. Национальная экономика и инвестиции. / Экономист. — 2003. № 7. С. 21 — 26.
6. Игонина Л. Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. В. А. Слепова — М.: Юристъ, 2002. 480 с.
7. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. // Эксперт. 2002. № 45.
8. Социально-экономическое положение Орловской области в 2005 году. — Орловская правда. 2006. 15 марта.
9. Чертко Н. Т. Инвестиции — важнейший фактор национальной конкурентоспособности / Вопросы статистики. 2000. № 7. С. 50 — 53.
10. http://www.gks.ru.