Инвестиционный потенциал
УДК 330.322
анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере астраханской области)
с.В. ЗАЙЦЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail:[email protected] астраханский государственный технический университет
В статье отмечается, что социально-экономическое развитие России невозможно без проведения эффективной государственной инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата в субъектах всех уровней: регионах, сферах экономики и отдельных организациях. Благодаря активизации предпринимательской деятельности в РФ вырос интерес иностранных инвесторов к российскому рынку. Это способствует расширению инвестиционных процессов в стране и экономическому росту в секторе реальной экономики.
Ключевые слова: инвестиционная политика, государственное регулирование инвестиционных процессов, инвестиционная деятельность
Инвестиционный процесс играет решающую роль в экономике любой страны, в ее стабильном развитии как в текущий, так и в перспективный периоды [11, 12]. Интерес к проблеме инвестиционной привлекательности российской экономики определяется потребностью в совершенствовании инвестиционного климата для привлечения инвестиций [2, 5, 6, 7]. Сложность государственного регулирования инвестиционных процессов обусловливается тем, что управление инвестициями является значимым средством структурного преобразования политического, экономического и социального потенциалов России, инструментом проведения
эффективной и действенной социальной политики [8]. Поэтому необходимо теоретическое обоснование условий реализации стратегии и концепции регионального развития, что позволит повысить эффективность инвестиций.
Проблемы инвестиционного потенциала регионов изучали такие ученые, как В.Д. Андриянов [1], В.Ю. Катасонов [10], М.А. Марголин [13], И.В. Гришина [9], В.Н. Мякшин [15] и др.
Возрастание значимости инвестиционного процесса в современных экономических условиях привело к необходимости более глубокого исследования основных направлений совершенствования инвестиционной политики в России и ее регионах. При этом можно согласиться с мнением А.В. Та-раскина и Л.Г. Симоненко, что «.. .в этих условиях была глубоко осознана значимость получения такой информации, которая позволила бы всесторонне обосновать финансовые, стратегические и текущие решения, снизить информационный риск при разработке стратегии развития и бизнес-планирования» [16].
Объектом исследования, проведенного автором, стала Астраханская область.
Астраханская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Выгодное географическое местоположение, высокий уровень экономики определили
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис.1.Динамика валовогорегиональногопродуктаАстраханскойобластив2001-2010гт.,млн руб.
ее геополитическую значимость. Расположение на перекрестке транспортных путей, значительные промышленный и технический потенциалы обеспечиваютей доминирующее положение среди прикаспийских субъектов России.
В процессеисследования инвестиционной привлекательности Астраханской области автору удалось:
- проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
-выделить нагфавления инвестиционной деятельности в Астраханской области;
- изучить условия инвестиционнойдеятель-ности в регионе;
-научнообосноватьприоритетные направления инвестиционной деятельности в регионе;
-внести предложенияпо совершенствованию инвестиционной деятельности на территории Астраханской области.
Экономикарегиона являетсяодной из самых результативных в Южном федеральном округе. За 2002-2011 гг. здееь удалось увелтить:
- индекс промышленного производства - на 21,1%;
- валовой региональный продукт области - на
45,2%;
- платные услуги населению - на 35,4%;
- выпускгфодукции сельского хозяйства - на
6 6,6%;
- оборот розничной торговли - в 2,55 раза;
- грузооборот транспортных предприятий (на коммерческой основе) - на 29%.
В результате:
- индекс гфомышленного производствасоста-вил 105,1%;
- темпы роста экономики (по показателю ВРП в 2008 г.) - 107,4%;
- валоваяпродукциясельскогохозяйства-114,7%! (рис.1).
Из анализа данных рис. 1 следует, что экономическая политика, направленная на увеличение валового регионального продукта (общего и на душу населешм), в последниедесять лет в регионе была достаточно успешной. Рост ВРП обусловлен положительной динамикой в таких секторах экономики, как строительство, промышленное производство и развитиепотребительскогорынка.
Инвестиционную привлекательность Астраханского региона определяет комплекс геополитических и природных ресурсов.
Область расположена на пересечении между-наеодньк транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», что вызывает интенсивное развитие астраханскоготранспортного узла.Транспорт-ная составляющая региона имеет разветвленную сеть соммуникаций: автодорог - более 3,4 тыс. км, водных путей - до 1,4 тыс. км, железных дорог -
1 Материшысайта «Анализ ешестиционной полишкив России». URL: http://www.park.ru.
свыше 590 км и 184 км Волго-Каспийского судоходного канала. Особым преимуществом является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать достоинства всех видов транспорта.
Уровень занятости населения по области составляет 56,2%, что выше аналогичного показателя по Южному федеральному округу (54,5%), но ниже показателя в целом по России (59,9%).
Геоэкономическое положение г. Астрахани обусловило значительное увеличение инвестиционных поступлений в регион. В последние годы Астраханская область была одним из лидеров Юга России по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. Динамика инвестиций в экономику области за 2002-2011 гг. отражена на рис. 2.
Значительное увеличение инвестиций в основной капитал обусловлено реализацией собственных инвестиционных программ крупнейшими предприятиями региона: филиалом ОАО «Нефтяная компания «Лукойл», ООО «ГазпромдобычаАстрахань», ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р».
Распределение общего объема инвестиций по секторам экономики в 2011 г. было следующим (в млрд руб.).
1. Первичный сектор:
- добыча полезных ископаемых - 19 297;
70000
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -
189.
2. Вторичный сектор:
- обрабатывающие производства - 480;
- строительство - 155;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1 524.
3. Третичный сектор:
- гостиницы и рестораны - 570;
- ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования, оптовая и розничная торговля - 2 039;
- связь и транспорт - 16 614;
- аренда и предоставление услуг, операции с недвижимым имуществом - 5 634;
- обязательное социальное обеспечение, государственное управление и обеспечение военной безопасности - 1 121;
- предоставление социальных услуг и здравоохранение - 2 019;
- образование - 560.
В Астраханской области в 2011 г. сложилась определенная структура инвестиций по секторам экономики:
- строительство - 6%;
- образование - 1%;
- здравоохранение - 4%;
- добыча полезных ископаемых - 35%;
рис. 2. Динамика общего объема инвестиций в Астраханской области в 2002-2011 гг., млрд руб.
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
Таблица 1
результаты интегральной оценки инвестиционной привлекательности Астраханской области в 2010-2011 гг.
Значение интегрального показателя
Показатели 2010 2011
РФ Астраханская область РФ Астраханская область
Показатели инвестиционного потенциала региона
Показатели производственно-финансового потенциала региона: - объем промышленного производства П1 1,000 0,395 1,000 0,398
- темпы изменения объема промышленного производства П2 1,000 1,016 1,000 0,970
- уровень развития малого предпринимательства П3 - доля убыточных предприятий П4 1,000 1,000 0,709 0,860 1,000 1,000 0,730 0,840
- суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов пред- 1,000 0,310 1,000 0,260
приятий П5 - объем розничного товарооборота П6 1,000 0,786 1,000 0,781
- экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье П7 1,000 0,168 1,000 0,204
Показатели социального потенциала региона: - обеспеченность населения жильем П8 1,000 0,950 1,000 0,951
- обеспеченность населения легковыми автомобилями П9 1,000 0,989 1,000 0,950
- обеспеченность населения домашними телефонами и аппаратами 1,000 0,918 1,000 0,914
сети общего пользования П10
- обеспеченность населения автомобильными дорогами с твердым 1,000 2,000 1,000 2,080
покрытием П11
- объем платных услуг для населения П12 1,000 0,505 1,000 0,510
- уровень жизни населения региона П13 1,000 0,658 1,000 0,644
Природно-географический потенциал: - наличие природных запасов нефти и газа (углеводородных 1,000 0,010 1,000 0,010
ресурсов) П14
- наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов 1,000 0,002 1,000 0,002
(кроме углеводородных) П15
- географическое положение региона по отношению к внешнетор- 1,000 0,290 1,000 0,290
говым выходам России П16
Показатели, определяющие региональный уровень социально-политической
и экологической безопасности для инвесторов (уровень инвестиционных некоммерческих рисков в регионе)
Доля малоимущего населения П17 1,000 0,306 1,000 0,242
Уровень преступности П18 1,000 0,736 1,000 0,888
Уровень безработицы П19 1,000 0,593 1,000 0,816
Уровень экологической загрязненности и дискомфортности 1,000 1,834 1,000 1,833
климата в регионе П20
Отношение населения региона к процессам формирования 1,000 0,882 1,000 0,882
рыночной экономики П21
Уровень политической стабильности в регионе П22 1,000 1,000 1,000 1,000
- связь и транспорт - 30%;
- предоставление услуг, операции с недвижимостью, аренда - 10%;
- розничная и торговля оптовая - 4%;
- обрабатывающие производства - 1%2.
Для интегральной оценки инвестиционной привлекательности региона (ИПР) проведем анализ
2 Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года: утверждена постановлением правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П. URL: http://www.jilkin.ru/strategiya/.
основных социально-экономических показателей Астраханской области за 2010-2011 гг. (табл. 1).
Показатели сравнения по РФ в табл. 1 приняты за единицу, учитывая, что среднероссийский показатель принимает максимальное значение, в данном случае - это 22 (сумма всех 22 показателей). По Астраханской области в 2010 г. сумма всех показателей составила 15,917. Соответственно, интегральный показатель инвестиционного потенциала в 2010 г. в области был равен 0,724. В 2011 г. - 0,736. То есть общий потенциал Астра-
ханской области в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 1,6%.
Расчет итогового показателя инвестиционной привлекательности региона производится по формуле, приведенной в работе И. Ройзмана и Т. Бондаревой:
ИП = Х • 1 / ИР,
и '
тщИП - интегральныйпоказатель инвестиционной привлекательности региона; Хи-интегралып>1Йпокстатель инвестиционного потенциала;
ИР - с°едневзвешенный иидексинвестицион-ного риска региона.
Динамика инвестиционной привлекательности Астраханской о бластиириведе нана рис.3.
Формирование инвестиционно привлекательного имиджа Астраханскойобласти предполагает:
- увеличение значимости факторов, оказывающих позитивное влияние на инвестиционные климат территории;
-снижениестепенинегативноговоздействия или нейтрализацию факторов, препятствующих реализации инвестиционного потенциала [4];
-активизациюи усилениедеятельности органов исполнительной власти региона и действующих наего территориипредприятийиорганизацийпо привлечению инвестиций;
- максимальное использование инвесторами экономического потенциала и ресурсных возможностей области.
8,5 -
Таким образом, проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей Астраханской области, можно прийти к следующему выводу: регион обладает значительным инвестиционным потенциалом, от эффективности использования которого нащзямую зависят рост в соответствующих видах производств и увеличение ВРП.
Несмотря на то, что в последние годы наме-тилсяпозитивныйтрендпообъемоишее стиций, поступающих в регион, в экономике области по-прежнемуощущаетсяихнедостаток,что не позволяет полностью использовать имеющийся инвестиционный потенциал. Дефицит инвестици-онныхресурсовобусловливаетнеобходимость их наиболее рационального использования путем вы-бораприоритетных направлений инвестирования. С.В. Бастрыкин и Н.С. Обухова на основе изучения опыта формирования и реализации инвестиционно-промышленной политики регионов России в своей работеподчеркивают,чтоодним из ее главных недостатков является «.отсутствие экономического обоснования приоритетов инвестиционной поддер>юси»[3].Поэтому авторы отмечают: «Поскольку инвестиционно-промышленная политика предполагаетналичиеприоритетных направлений, возникает задача сделать процесс выбора научно и экономически обоснованным. Отличительной чертой данной методики должна стать система объективных показателей, рассчитанных на основе
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
рис. 3. Динамика инвестиционной привлекательности Астраханской области в 2002-2011 гг, млрд руб.
8 -7,5 -7 -6,5 -6 -5,5 -5 -
статистической информации с минимальной долей субъективных экспертных оценок» [3]. Следовательно, обоснованный научно и экономически выбор приоритетов инвестиционной поддержки -важнейший элемент в повышении эффективности инвестиционной политики и росте инвестиционной привлекательности экономики Астраханской области. Основываясь на данном выводе, обоснуем выбор приоритетных направлений инвестирования в экономику региона, используя комплекс статистических показателей и моделей.
Анализ имеющихся по Астраханской области данных показывает, что как в ВРП, так и во всех видах экономической деятельности наблюдается возрастающий характер линейной функциональной зависимости, т.е. увеличение иностранных инвестиций приводит к росту валового регионального продукта и объемов производства. Рассчитанные коэффициенты корреляции представлены в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 показывает, что увеличение иностранных инвестиций на 1 тыс. долл. (в среднем по рассматриваемым годам - 29,10 тыс. руб.) приводит в среднем к увеличению ВРП на 0,494 млн руб. Таким образом, увеличение иност-
Таблица 2
Результаты расчетов связи между объемами иностранных инвестиций и объемом продукции обрабатывающих производств Астраханской области, млн руб.
ранных инвестиций дает десятикратное увеличение ВРП.
Наиболее сильна связь между иностранными инвестициями и производством пищевой продукции (коэффициент корреляции - 0,832) и продукцией машиностроения и металлообработки (коэффициент корреляции - 0,442). К примеру, увеличение иностранных инвестиций на 1 тыс. долл. приведет в среднем к росту объема реализации продукции пищевой промышленности на 44,2 тыс. руб. (при условии, что все иностранные инвестиции будут направляться в пищевую промышленность).
Результаты проведенных автором расчетов показывают, что при увеличении иностранных инвестиций наибольший прирост объемов производства (соответственно и рост ВРП) следует ожидать в сфере производства пищевой продукции. В связи с этим данную сферу можно рассматривать в качестве приоритетной в Астраханской области с точки зрения поощрения притока иностранных инвестиций.
Индексы приоритетных секторов экономики Астраханской области в 2010-2015 гг. приведены в табл. 3.
Анализируя данные табл. 4, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением экономики до 2015 г. будет являться туризм. По сравнению с 2010 г. вложения в данный сектор вырастут в 3 раза, что позволит превратить регион в развитый туристический центр. Второе место в рейтинге приоритетных направлений занимают судостроение и сервис нефтегазового сектора. Значительный рост ожидается в сфере транспортных перевозок. Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является основным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. АВТУ включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. На территории этих портов работают 20
Таблица 3
Индексы приоритетных секторов экономики в 2011-2015 гг., %
Показатель
ВРП
Объем продукции химического и нефтехимического производств
Объем продукции машиностроения и металлообработки
Объем деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производств
Объем продукции текстильного и швейного производств
Объем производства пищевой продукции
Коэффициент корреляции
0,494
0,245
0,442
0,250
0,235
0,832
Уравнение регрессии
Г = 0,5422х + 38 991,26
Г = 0,1318л: + 128,39
Г = 0,0394л + 1 875,02
Г = 0,0027л + 1 063,79
Г = 0,0016л + 135,7
Г = 0,0442л + 673,51
Сектор 2010 2011 2015
Рыбохозяйственный 159 296 478
комплекс
Туристский сектор 241 450 832
Аграрный сектор 150 168 193
Газовый сектор 199 266 355
Судостроение и сервис 328 397 489
нефтегазового сектора
Объемы транспортных 230 335 477
перевозок
стивидорных компаний (из них 2 специализируются на перевалке наливных грузов и 18 - на перевалке сухих грузов). В настоящее время модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1 и Акса-райская-2, через которые постоянно идет растущий поток грузов в Казахстан. Несмотря на выгодное географическое положение с точки зрения развития транспортных перевозок (пассажирский транспорт -1,9% ВРП, грузовой - 12,1%), регион так и не стал территорией размещения крупного транспортного узла. Более того, конкуренция в сфере перевозок по направлению «Север-Юг» постоянно возрастает. Увеличивается объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по новому транспортному коридору ТЯАСЕСА, поддерживаемому ЕС. В целом рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является неустойчивым.
Агропромышленный комплекс занимает последнее место в приоритетных секторах. Отдача от вложений в сельское хозяйство значительно ниже, чем в судостроении и рыбохозяйственном комплексе.
По мнению автора, на современном этапе социально-экономического развития в Астраханской области к приоритетным направлениями развития региона следует отнести:
- стимулирование роста добычи нефти и газа в Волго-Каспийском бассейне;
- развитие транспортных инфраструктур;
- модернизацию АПК и формирование агро-кластера;
- модернизацию рыбопромышленного комплекса;
- поддержание устойчивости экосистемы;
- развитие аквакультуры;
- формирование туристического кластера;
- развитие агломерации Астрахани;
- развитие судостроения.
Для приоритетных направлений развития региона был разработан комплекс первоочередных мероприятий, которые необходимо включить в инвестиционную программу региона (табл. 4).
Основными проблемами при реализации приоритетных направлений развития Астраханской области могут быть следующие:
- риск исчерпания ресурсов;
- ограничения внутреннего рынка;
- то обстоятельство, что Астрахань - самый крупный российский город на Каспии, но не выполняет функцию лидера макрорегиона;
- отсутствие стратегии городского развития;
- отсутствие инвесторов [14];
- то, что более 17% жилья находится в аварийном состоянии;
- слабые городские инфраструктуры;
- несовершенство таможенного и налогового законодательства в части, касающейся создания нормативно-правовых условий для развития судостроительной и судоремонтной промышленности.
С учетом исследуемой проблемы - обоснования приоритетов реструктуризации экономики Астраханской области необходимо рассмотреть возможность формирования объективных предпосылок для диверсификации предприятий добывающей промышленности по мере повышения ими собственной конкурентоспособности и эффективности функционирования. Тогда устранение структурных диспропорций будет естественным следствием развития наиболее конкурентоспособных видов экономической деятельности на основе освоения ими новой продукции и товарных рынков.
Выход очевиден: межотраслевой перелив капиталов на основе механизма мультипликатора с учетом баланса развития взаимосвязанных видов экономической деятельности. Например, создание механизма направления доли инвестиций из ТЭК, который, безусловно, является инвестиционно привлекательным, в сферы деятельности, создающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Концентрация капитала в точках, имеющих наибольший мультипликативный эффект, является одной из основных задач разработки инвестиционной программы Астраханской области.
Как показывает анализ, большая часть сфер деятельности имеет невысокую привлекательность для инвесторов, особенно для иностранных, в силу малой рентабельности инвестиций, чем обусловлено противоречие между потребностями в инвестициях и инвестиционным предложением.
Инвестор, как правило, ориентируется на цены и рентабельность основных производственных факторов - труда, земли, капитала. Поэтому основные инвестиционные вложения направляются в сферы, в которых их сочетание наиболее выигрышно (универсальной с этой точки зрения является торговля). Наличие в регионе в настоящее время огромного количества торговых предприятий обусловлено относительной дешевой, низкоквалифицированной рабочей силой, малой (по сравнению с производством) капиталоемкостью.
Таблица 4
Приоритетные направления развития Астраханской области
Приоритетное направление Основная проблема Тип действия
РФ Регион Бизнес
Формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния Страны Каспия обгоняют Астраханскую область по темпам роста в 2 и более раз. Дефицит внятных культурных, экономических и политических российских инициатив на Каспии Астрахань - центр российских инициатив на Каспии и в Центральной Азии. Проектное инвестирование (событийное -450 лет городу) Проектное инвестирование. Поддержка новых секторов экономики (научно-инновационный, информационный, образовательный, досуг и развлечения, медицинские услуги) Участие в частно-государственном партнерстве транснациональных и средних компаний
Стимулирование роста добычи газа и нефти в Вол-го-Каспийском бассейне Ограничение доступа к существующим инфраструктурам. Дефицит инфраструктур Обеспечение правовой доступности инфраструктур. Приоритеты развития инфраструктур. Правовой режим эксплуатации инфраструктур Привлечение в область новых субъектов добычи и транспортировки газа и нефти. Строительство новых инфраструктур, сервисных компаний Разработка новых месторождений Ввод основных фондов и инфраструктуры ТНК
Развитие транспортных инфраструктур Неустойчивость грузопотока. Различия в «правовом поле» стран Каспия. Неадекватность инфраструктур Астраханской области Софинансирование завершения текущих транспортных проектов Завершение текущих транспортных проектов Инвестиции в транспортные инфраструктуры
Модернизация АПК и формирование агрокластера Износ оросительных систем. Нет рыночного позиционирования. Размыт бренд. Раздроблено производство. Нет вертикальной интеграции и специализации Софинансирование модернизации мелиоративных систем (знак для инвесторов). Водообеспечение зоны подстепных ильменей и малых протоков. Защита рынка Развитие торговой системы. Реализация кластерной политики в переработке и реализации сельхозпродукции. Инвестиционный климат и укрепление бренда Инвестиции. Развитие ритейла. Выход на новые рынки и развитие специализации. Модернизация и стандартизация производства
Модернизация рыбопромышленного комплекса. Поддержание устойчивости экосистемы. Развитие аквакуль-туры Исчерпаемость природных ресурсов. Устаревшие технологии и стандарты хозяйствования. Высокая конкуренция теневого сектора Ликвидация теневого сектора. Инвестиции в воспроизводство рыбных ресурсов. Реконструкция рыбоводных заводов и каналов Регулирование природопользования. Борьба с теневым сектором. Согласованная кластерная политика по отношению к рыбному и турсектору. Поддержка инвестиций в проекты в сфере технологической аквакуль-туры Инвестиции. Технологизация. Переход на новые стандарты. Выход на новые рынки
Формирование туристического кластера Риск исчерпания ресурсов. Ограничения внутреннего рынка. Моно специализация. Нет стандартов Поддержка комплекса гостеприимства в рамках 450-летия Астрахани. Организация статуса курортно-рекреацион-ной зоны Реабилитация городской среды. Ежегодное событие международного масштаба. Реализация кластерной политики Организация события международного масштаба. Выход на внешние рынки. Диверсификация. Модернизация инфраструктуры
Окончание табл. 4
приоритетное направление основная проблема тип действия
рф регион Бизнес
Развитие агломерации Астрахани Астрахань - самый крупный российский город на Каспии, но он не выполняет функцию лидера макрорегиона. Отсутствует стратегия городского развития. Отсутствуют инвесторы. 17,2% ветхого и аварийного жилья. Слабые городские инфраструктуры Проектное инвестирование (событийное - 450 лет городу). Астрахань - центр российских инициатив на Каспии и Юге РФ. Решение проблемы ветхого жилья (в том числе в рамках программы «Жилище») Совершенствование территориального планирования. Проектное инвестирование. Содействие развитию ритейла. Создание рынка жилья и земли. Поддержка новых секторов экономики (научно-инновационный, информационный, образование, досуг и развлечения, медицинские услуги) Проектное инвестирование. Создание новых биз-несов в сфере рынков жилья и земли. Формирование конкурентного сектора в ЖКХ
Повышение качества государственного управления в регионе и муниципальных образованиях Недостаточно высокая эффективность механизмов расходования бюджетных средств. Вероятность дефицитности областного бюджета. Несовершенство межбюджетных отношений Содействие реформе региональных и муниципальных финансов Внедрение БОР. Внедрение управления результатами. Стимулирование административной и бюджетной реформы в муниципальных образованиях. Участие в конкурсе на получение субсидий из фонда реформирования региональных финансов в 2006 г Вовлечение в процесс бюджетного планирования. Участие представителей крупнейших налогоплательщиков в экспертизе бюджетных программ
Развитие судостроения Несовершенство таможенного и налогового законодательства в части, касающейся создания нормативно-правовых условий для развития судостроительной и судоремонтной промышленности Совершенствование законодательства. Государственные преференции судостроительс-тву и судоремонту. Упрощенный порядок получения разрешения на ремонт военных кораблей стран СНГ Привлечение заказов. Согласование развития с МТК «Север-Юг», нефтегазовым сектором и сектором промышленного рыболовства Проектное инвестирование
Невысокая инвестиционная активность производственных предприятий по сравнению с торговыми структурами объясняется (наряду с налогами и выгодными условиями вложения средств в сферу торговли) различиями в управлении торговым и промышленным капиталом.
Направлениями повышения эффективности Астраханского региона могут стать:
- проектное инвестирование;
- поддержка новых секторов экономики (научно-инновационный, информационный, образовательный, досуг и развлечения, медицинские услуги);
- привлечение в область новых субъектов добычи и транспортировки газа и нефти;
- строительство новых инфраструктур;
-создание сервисных компаний;
- развитие торговой системы;
- реализация кластерной политики в сельском хозяйстве, сфере переработки продукции;
- привлечение заказов;
- согласование развития с МТК «Север-Юг», нефтегазовым сектором и промышленным рыболовством.
Для запуска механизма повышения инвестиционной привлекательности в каждом регионе необходимо осуществить:
- определение приоритетов и перспектив экономического развития, основанного на максималь-
ном использовании инвестиционного потенциала в соответствии со спецификой конкурентных преимуществ;
- выбор направлений реструктуризации экономики с опорой на внутрирегиональные, а также заемные источники инвестиций.
При создании условий для функционирования механизма повышения инвестиционной привлекательности бюджетные инвестиции (федеральные, региональные, муниципальные) должны выполнять компенсирующую, стимулирующую и регулирующую роли в реализации разработанной стратегии.
список литературы
1. Андриянов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика. 1999. 662 с.
2. Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов // Вопросы статистики. 2006. № 6. С. 48-51.
3. Бастрыкин С.В., Обухова Н.С. Принципы формирования инвестиционно-промышленной политики на мезоуровне // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 124-130.
4. Бастрыкин С.В., Обухова Н. С. Направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности в сельском муниципальном образовании //. Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 11. С. 48-58.
5. Беленькая О. Рейтинг инвестиционной привлекательности отраслей российской экономики. URL: http://research.finam.ru/special/viewitem01127.
6. Вологдин Е.В. Основные методы и подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона. Очерки о Новосибирском социальном ком-
мерческом банке «Левобережный». Новосибирск: СИФБД. 2005. С. 112-121.
7. Гвоздарева Л.П. Влияние социальной стабильности на уровень частных инвестиций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 42. С. 46-51.
8. Государственное регулирование национальной экономики / под ред. Е.В. Самофалова. М.: КноРус. 2008. 272 с.
9. Гришина И.В. Новый методический подход к оценке инвестиционной активности в регионах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 19. С. 2-12.
10. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил. 2005. 328 с.
11. Лахматкина Н.И., Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учеб. пособие для вузов. М.: КноРус. 2009. 145 с.
12. Макарова М.В. Секреты инвестиционной деятельности: все об инвестициях. М.: Олимп-Бизнес. 2009. 289 с.
13. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиций. М.: Экмос. 2001. 240 с.
14. Монин А.А. Книга начинающего инвестора: куда и как вкладывать личные деньги. СПб.: Питер. 2008. 125 с.
15. Мякшин В.Н. Методология формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона // Региональная экономика: теория и практика 2013. № 28. С. 46-55.
16. Тараскина А.В., Симоненко Л.Г. Проблемы определения финансовой ситуации предприятия судостроительной отрасли в условиях рыночного окружения // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 20. С. 38-43.
Finance and credit Investment potential
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
ANALYSIS OF INVESTMENT APPEAL OF THE REGION (USING THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION)
Sergei V. ZAITSEV
Abstract
The article states that the social and economic development of Russia is impossible without implementing the effective State investment policy aimed at the
enhancement of competitive ability and improvement of the investment climate of constituent entities at all levels: regions, spheres of economy and individual organizations. Due to revitalization of business
activity in the Russian Federation, the interest of foreign investors in the Russian market has grown. It contributes to expanding domestic investment processes and economic growth in the real sector of economy.
Keywords: investment, policy, State regulation, processes, activity
References
1. Andriyanov V.D. Rossiya: ekonomicheskii i investitsionnyi potentsial [Russia: economic and investment potential]. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 662 p.
2 . Ageenko A . A . Metodologicheskie podkhody k otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti otraslei ekonomiki regiona i otdel'nykh khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Methodological approaches to the assessment of economic sectors' investment appeal of the region and individual economic entities]. Voprosy sta-tistiki - Statistics matters, 2006, no. 6, pp. 48-51.
3. Bastrykin S.V., Obukhova N.S. Printsipy formi-rovaniya investitsionno-promyshlennoi politiki na me-zourovne [The principles of building the investment and industrial policy at meso-level]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Bulletin of Astrakhan State Technical University, 2006, no. 4, pp. 124-130.
4. Bastrykin S.V., Obukhova N.S. Napravleniya i instrumenty aktivizatsii investitsionnoi deyatel'nosti v sel'skom munitsipal'nom obrazovanii [The areas and instruments for investment activity revitalization in rural municipality]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 11, pp. 48-58.
5. Belen'kaya O. Reiting investitsionnoi privlekatel'nosti otraslei rossiiskoi ekonomiki [Rating of investment appeal of the Russian industries]. Available at: http://research.finam.ru/special/viewitem01127 . (In Russ.)
6. Vologdin E.V. Osnovnye metody i podkhody k otsenke investitsionnoi privlekatel 'nosti regiona. Ocherki o Novosibirskom sotsial 'nom kommercheskom banke "Levoberezhnyi" [The main methods and approaches to assessing the investment appeal of the region. Sketches about Novosibirsk social commercial bank Levoberezhny]. Novosibirsk, SIFBD Publ., 2005, pp.112-121.
7. Gvozdareva L.P. Vliyanie sotsial'noi stabil'nosti na uroven' chastnykh investitsii [Influence of social stability on the level of private investments]. Natsional 'nye
interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, no. 42, pp. 46-51.
8. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noi ekonomiki [State regulation of the national economy: a manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 272 p.
9. Grishina I.V. Novyi metodicheskii podkhod k otsenke investitsionnoi aktivnosti v regionakh Ros-siiskoi Federatsii [A new methodological approach to assessing the investment activity in the regions of the Russian Federation]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 19, pp. 2-12.
10. Katasonov V.Yu. Investitsionnyi potentsial ekonomiki: mekhanizmyformirovaniya i ispol 'zovaniya [Investment potential of economy: formation and use mechanisms]. Moscow, Ankil Publ., 2005, 328 p.
11. Lakhmatkina N.I., Podshivalenko G.P. Investit-sii: uchebnik[Investment: a manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 145 p.
12. Makarova M.V. Sekrety investitsionnoi deyatel'nosti: vse ob investitsiyakh [Secrets of investment activity: it's all about investments]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2009, 289 p.
13. Margolin A . M . Ekonomicheskaya otsenka investitsii [Economic assessment of investments]. Moscow, Ekmos Publ., 2001, 240 p.
14. MoninA.A. Kniga nachinayushchego investo-ra: kuda i kak vkladyvat'lichnye den'gi [A guide for an entry-level investor: where and how to invest personal money]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 125 p.
15. Myakshin V.N. Metodologiya formirovaniya strategii povysheniya investitsionnoi privlekatel'nosti regiona [A methodology of developing the region's investment appeal enhancement strategy]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 28, pp. 46-55.
16. Taraskina A.V., Simonenko L.G. Prob-lemy opredeleniya finansovoi situatsii predpriya-tiya sudostroitel'noi otrasli v usloviyakh rynochnogo okruzheniya [Problems of determining the financial situation of a ship-building sector enterprise in the market environment]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 20, pp. 38-43.
Sergei V. ZAITSEV
Astrakhan State Technical University, Astrakhan,
Russian Federation