Научная статья на тему 'Влияние транспорта на инвестиционную привлекательность региона'

Влияние транспорта на инвестиционную привлекательность региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
448
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ВНЕОТРАСЛЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Надирян София Левоновна, Дудник Диана Юрьевна, Гибашева Анастасия Олеговна

В статье рассмотрена взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой Краснодарского края, с учетом внеотраслевого эффекта. Анализируя региональную инвестиционную политику в области транспорта, можно сделать вывод, что инвестиции в транспорт вызывают экономический рост. Экономический рост в свою очередь способствует росту капитальных вложений в транспортную инфраструктуру, вызывая тем самым синергетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Надирян София Левоновна, Дудник Диана Юрьевна, Гибашева Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of transport on the region''s investment attractiveness

The article describes the correlation between the transport sector and the economy of Krasnodar region, taking into account внеотраслевого effect. Analyzing the regional investment policy in the field of transport, we can conclude that investment in transport drove economic growth. Economic growth, in turn, promotes the growth of capital investments in transport infrastructure, thereby creating synergy effect

Текст научной работы на тему «Влияние транспорта на инвестиционную привлекательность региона»

УДК 65.011

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

С. Л. Надирян, Д. Ю. Дудник, А. О. Гибашева

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой Краснодарского края, с учетом внеотраслевого эффекта. Анализируя региональную инвестиционную политику в области транспорта, можно сделать вывод, что инвестиции в транспорт вызывают экономический рост. Экономический рост в свою очередь способствует росту капитальных вложений в транспортную инфраструктуру, вызывая тем самым синергетический эффект.

Ключевые слова: транспорт, внеотраслевые эффекты, экономика, инвестиционная привлекательность, инвестиции.

Введение

Взаимовлияние и взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой исследуются учеными достаточно активно. Эффект инвестирования в транспортную инфраструктуру с последующим ростом экономических показателей, взаимодействие между различными видами транспорта и применение современных логистических технологий исследовались во многих научных работах [3]. Существуют различные мнения относительно того, экономика, влияет на транспорт, или транспорт стимулирует экономику. Иначе говоря, инвестиции в транспорт вызывают экономический рост или экономический рост способствует росту капитальных вложений в транспортную инфраструктуру.

Учет внеотраслевого эффекта при определении общественной эффективности капитальных вложений на транспорте основан на следующих принципах:

• транспорт должен рассматривается как один из участников экономики страны, вносящий свой вклад в конечные экономические результаты;

• для эффективности оценки роли транспорта необходимо выяснить долю эффекта, которая может быть условно разделена между участниками. При действующей системе цен и тарифов

прибыль, получаемая транспортом, не всегда характеризует его вклад в суммарный эффект экономики в целом;

• доля эффекта, относимого на транспорт, выделяется из принципа равной эффективности всех участников пропорционально капитальным вложениям;

• внеотраслевой эффект, обусловленный только капитальными вложениями в транспорт, целиком относятся к его доле.

Основная часть

На протяжении многих лет Краснодарский край, обладая значительным

инвестиционным потенциалом и

конкурентными преимуществами на российском и международном рынках, сохраняет позиции одного из лидеров среди регионов России, обладающих высокой инвестиционной превликательностью.

Решающим условием повышения инвестиционной привлекательности

Краснодарского края является

последовательная политика, проводимая региональной администрацией по созданию максимально благоприятных условий для развития бизнеса. Факторы формирования инвестиционного потенциала и

инвестиционных рисков представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности

К основным факторам, формирующим инвестиционную привлекательность региона можно отнести:

• Удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура.

• Политическая стабильность региона.

• Диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства

• Высокий потенциал предприятий сельскохозяйственной отрасли.

• Наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха.

• Наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих

выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур.

• Богатые природные ресурсы.

• Наличие высококвалифицированной рабочей силы.

• Защита прав инвесторов.

На территории Краснодарского края гарантируется стабильность прав инвесторов. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,

реквизированы, к ним не могут быть применены иные меры, равные указанным по последствиям. Деятельность иностранных инвесторов на территории Краснодарского края обеспечивается полной и безусловной правовой защитой в соответствии с

международными договорами,

действующими на территории Российской Федерации, федеральным

законодательством и законодательством Краснодарского края. Надежно защищены права собственности на землю, создается единый кадастр собственников имущества и земли. Простая и прозрачная система налогообложения и предоставление льгот. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус одобренных. Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот. В общей сложности льготы могут снизить затраты инвесторов на 25—30 %. Инвестиционная деятельность на территории Краснодарского края

регулируется законом Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 731-К3 «О государственном стимулировании инвестиционной

деятельности в Краснодарском крае».

В настоящее время ЮФО - центр сельскохозяйственного, энергетического, строительного и железнодорожного машиностроения, судо- и авиастроения, а также станкостроения, автомобильной промышленности и производства

электроники. Производства локализованы преимущественно в Ростове, Краснодаре, Волгограде и Астрахани. Машиностроение является перспективной отраслью, несмотря

(Ростовская и Ставропольский имеют высокий машиностроения

на определённые проблемы в этом секторе. Основными факторами развития являются государственная поддержка и рост спроса. Наиболее перспективными подотраслями машиностроения для развития на юге РФ являются автопром, электортехника, авиа и ж/д строение. Ряд регионов ЮФО Волгоградская области и Краснодарский край) потенциал для развития и обеспечат прирост выпуска к 2025 г. в 3-5 раз. Реализация потенциала развития машиностроения в ЮФО сдерживается износом основных фондов, технологическим отставанием, недостатком кадров и другими разрывами по факторам конкурентоспособности.

Краснодарский край - один из самых плотно заселенных регионов страны (70.61 чел. На кВ. км.), особенно его приморские и прикубанские районы. Край занимает площадь 76 тыс. квадратных километров и является южным регионом России. В крае проживает свыше пяти миллионов человек , в том числе около 53 % - в городах и 47 % - в сельской местности. Для сельского расселения характерны крупные сельского поселения, их средний размер - более 1400 человек [1,2] . Благодаря густой сети качественных дорог и более высокому уровню автомобилизации городские услуги доступны многим сельским жителям.

л ЕИСК ЁЙСКИИ у 'И

ХУШЕВСКИ» 1

V Ш (-у

СТЛРОИИНСК»»-

р.ц КРЫЛОВЕ КОИ Р-Н

лснннгпшпм^ рл

КАНЕВСКОЙ

ЛРИИОе-СХСЬ Л* ГА РЕ КИЙ о Л

г.паховЕикки Р-н

.НИН

ЯАв/"5вСЧИ|4 Р-Ч навигвмщь..^^

аелогпимский

Г. ПиОРЕЦК р.н

ткхореихлд Р-м

[>.н р*< ЬАОкЛЭСКНЙ кмснларыейпнй кои-нсрвсчин ■■-и»,. 4<ропоткнн р-н тьипиеск™ __ ■ . т. спавннск- ди не кои р-н р+1 птькЕанчекк'*

ГСиРЭОКСКИИ УС т ь ГАЬ14

г КРАСНОДАР Р-Н

КРЫМСКИИРН г крымс*

г <нл№ • • лыонскки

•"■ч - БЕЛОРЕЧЕНСК

г. Новороссийск» семрскиь

Р-н

Р-Н

НОБОКУБ ДНС НИН Р-н

КУРГА I |Н I (С ПМ

Р.Н УС ПЕНС кий

Р-Н » г ЛАБИНСК

I г£гл каких

« ГОРЯЧИЙ ключ

агшеронский

ТУА411: ннскии р-н г. ТУАПСЕ • л—™

ОТРАДНАНС кии Р-Н

чостовскиЛ Р-н

. Г. СОЧИ

Рис. 2. Географическое положение Краснодарского края

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние четыре направления деятельности соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз -Новороссийск" и газопроводом "Россия -Турция" ("Голубой поток"). Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).

Стабильность ВРП Краснодарского края (региональная экономика сократилась лишь на 1,8 % в 2009 году, по сравнению с падением агрегированного ВРП регионов России на 6,8 %) отражает диверсифицированный характер его экономики. В 2011 году экономика региона выросла приблизительно на 5 % по сравнению с 6,2 % восстановительного роста в 2010 году. Рост в промышленном производстве и в транспорте сопровождался уверенным ростом в строительстве и розничной торговле, что является следствием растущего значения

Краснодарского края как комплекса черноморских курортов.

По последним данным Росстата Краснодарский край занимает 7 место среди регионов РФ по объему валового

регионального продукта (ВРП), и первое среди субъектов ЮФО, а его доля в ВРП округа достигает 44 %. Ростовская область ближайший "конкурент" в округе, даёт 27,5 % и занимает 14 место в стране.

В отраслевой структуре краевого ВРП выделяются транспорт (16,2 % против 8,2 % для России в целом) и сельское хозяйство (16,0 % против 7,8 %). Удельный вес промышленности по сравнению со среднероссийским показателем в два раза ниже — 16 % (против 33 % по РФ в целом и 23 % для Южного федерального округа).

В 2012 году в экономику края инвестировано почти 800 млрд рублей, при этом иностранные инвесторы вложили в экономику края более $1,1 млрд - в 1,4 раза больше, чем в 2011 году. Помимо этого в прошлом году в Краснодарском крае завершено 56 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 105,5 млрд рублей, создано более 3,7 тыс. новых рабочих мест.

Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1 % в декабре 2011 года до 0,8 % в декабре 2012 года. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 5,2 % к 2011 году. Величина среднедушевых денежных доходов в 2012 году достигла 19,9 тыс. рублей в месяц. При этом номинальная заработная плата возросла на 18,3 %, среднемесячный размер заработной платы составил 21,9 тыс. рублей.

Подробнее о ситуации в основных секторах реальной экономики за 2012год. По итогам 7 месяцев промышленность края имеет прирост производства на 1,1 %. Это несколько ниже среднероссийского результата (на 2,1 процентных пункта).

В числе отраслей, где с начала года наблюдается сокращение деловой активности, - производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство кожи и обуви.

В январе-июле объем производства валовой продукции сокращен относительно аналогичного показателя прошлого года на 0,4 % .

При этом объемы валовой продукции сельского хозяйства в крае самые высокие, как в округе, так и по стране в целом.

Завершение строительства ряда олимпийских объектов, включая

инфраструктурные, стало причина отрицательной динамики в отрасли за истекший период текущего года.

Но, несмотря на сокращение объема строительных работ на 0,5и %, край сохранил

свои позиции в стране и ЮФО. По объему выполненных строительных работ Кубань, как и по итогам 2011 года, занимает 1 место в округе и третье в стране. В стоимостном выражении в крае произведено 73 % всех строительных работ в округе.

Объемы услугорганизаций транспорта(с учетом транспортирования по

трубопроводам) выросли на 6,6 % за счет опережающего роста пассажирского транспорта.

Так, объёмы пассажирских перевозок выросли на 3,1 %, пассажирооборот - на 10 % за счет увеличения показателей в железнодорожном, автомобильном и воздушном видах транспорта. По стране в целом пассажирооборот увеличен на 6,6 %.

На долю края приходится 3,5 % грузовых и 2,2 % пассажирских перевозок в России. Край лидирует в округе по объемам грузоперевозок автомобильным транспортом и занимает 4 место в стране по этому показателю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На положительные результаты в этой сфере оказал влияние возросший потребительский спрос, подкрепленный ростом заработной платы - на 19,2 % (данные Росстата за январь-июнь 2012 года), что является самым высоким показателем среди субъектов ЮФО и превосходит среднероссийский прирост (15 %).

При этом доля края в обороте розничной торговли ЮФО достигает 40 %. Предварительно, оценивая итоги 2012 года, предполагается, что объем ВРП края в целом по году должен превысить 1,3 трлн. рублей с приростом к 2011 году не ниже 2,1 %. Среднемесячная заработная плата в 2012 году составит 21,9 тыс. рублей с ростом на 19 % в номинальном и на 11 % в реальном выражении.

Заключение

Рассматривая региональную

инвестиционную политику в области транспорта, можно сделать вывод, что инвестиции в транспорт вызывают экономический рост. Экономический рост в свою очередь способствует росту капитальных вложений в транспортную инфраструктуру, вызывая тем самым синергетический эффект. Таким образом, основываясь на описанных принципах учета внеотраслевого эффекта при определении общественной эффективности капитальных вложений в транспорт, возможно прогнозировать изменение ВРП при различных вариантах инвестирования.

Библиографический список

1. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 1, Самара: СГЭА; 1997. 143 с.

2. Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Экономическая география России. М.: Просвещение, 1999. 35 с.

3. Моисеева К. Н. Экономические основы логистики: учебное пособие. /К. Н. Моисеева. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 528 с.

IMPACT OF TRANSPORT ON THE REGION'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS

S. L. Nadiryan, D. U. Dudnik, A. O. Gibasheva

The article describes the correlation between the transport sector and the economy of Krasnodar region, taking into account внеотраслевого effect. Analyzing the regional investment policy in the field of transport, we can conclude that investment in transport drove economic growth. Economic growth, in turn, promotes the growth of capital investments in transport infrastructure, thereby creating synergy effect

Keywords: transport, minor effects, economy, investment attractiveness, of investment.

Bibliographic list

1. Voronin V. V. Economic geography of the Russian Federation: in 2 CH. H. 1, Samara: СГЭА; 1997. 143.

2. Smooth YU. N., Доброскок V. A., Semenov S. P. Economic geography of Russia. Moscow; Education, 1999. 35.

3. Moiseev K. Economic fundamentals of logistics. The tutorial. /K. Moiseeva - M..: INFRA-M. 2008. - 528 p.

Надирян София Левоновна - ассистент кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: транспорт, экономика, логистика, общее количество публикаций 21 статья, e-mail: Sofi008008@yandex. ru

Дудник Диана Юрьевна - студенка кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных

исследований: транспорт, экономика, логистика, общее количество публикаций 2 статья,e-mail: diana14-92@mail. ru

Гибашева Анастасия Олеговна - студенка кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: транспорт, экономика, логистика, общее количество публикаций 2 статьям-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.