УДК 332.14:330.332.12
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ТОЧЕК ИНВЕСТИЦИОННОГО РОСТА
В.Н. МЯКШИН, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Российская Федерация
Предмет/тема. Статья посвящена новому концептуальному подходу к управлению экономическими системами в регионах Российской Федерации. Рассмотрены экономические отношения, возникающие в процессе управления инвестиционной деятельностью. Выделены приоритетные виды экономической деятельности в среднесрочной перспективе.
Цели/задачи. Цель - разработка методологии определения приоритетных направлений инвестирования для оптимизации отраслевых структур на основе выявления ключевых точек инвестиционного роста, что позволит повысить инвестиционную привлекательность смежных отраслей и сбалансированность экономического развития региона.
Методология. Использованы системно-аналитические и экономико-математические методы исследования (обобщение, сопоставление, систематизация, а также метод межотраслевого баланса).
Результаты. Автором предложен концептуальный подход к управлению структурными преобразованиями в экономике региона на основе выделения приоритетных видов экономической деятельности в среднесрочной перспективе. Кроме этого, разработана методология определения приоритетных направлений инвестирования в целях оптимизации отраслевых структур. Даны рекомендации по формированию стратегических приоритетов региональной инвестиционной политики.
Проведен анализ структуры распределения инвестиций по видам экономической деятельности в Архангельской области, позволивший сделать вывод
о несбалансированности инвестиционных потоков и деформации отраслевой структуры экономики.
Выводы/значимость. Разработанная методология является достаточно универсальным инструментом для государственного управления структурными преобразованиями в экономике регионов России на основе выявления ключевых точек инвестиционного роста.
Сделан вывод о том, что для реструктуризации экономики региона в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов необходимы приоритетные направления, развитие которых способно привести в действие механизм инвестиционной индукции и, таким образом, способствовать повышению инвестиционной активности в смежных отраслях.
Ключевые слова: ключевые точки инвестиционного роста, механизм инвестиционной самоиндукции, коэффициент инвестиционной самоиндукции, межотраслевой баланс
Модернизация экономики регионов России, активизация роли инвестиционных процессов, носящих отчасти стихийный характер, и возрастающие потребности общества к качеству жизни - все это обусловливает необходимость разработки нового концептуального подхода к управлению структурными преобразованиями в экономике региона. Данный подход заключается в выявлении ключевых точек инвестиционного роста, активизация которых
в краткосрочной перспективе приводит в действие механизм инвестиционной самоиндукции в среднесрочной перспективе и дает желаемые изменения инвестиционной активности смежных отраслей.
Тенденции в развитии структурной экономической политики находят отражение в трансформации отраслевой структуры инвестиций, которая является важнейшей характеристикой регионального инвестиционного процесса [1].
Анализ структуры распределения инвестиций по видам экономической деятельности в Архангельской области позволяет сделать вывод о несбалансированности инвестиционных потоков, что является причиной деформации отраслевой структуры экономики. Основными реципиентами инвестиций являются наиболее развитые экспортно-сырьевые отрасли, что приводит к усилению структурных диспропорций, повышает зависимость экономики от отдельных отраслей, в частности добывающей отрасли (инвестиции в добычу полезных ископаемых составляют около 36% общего объема). Сложившаяся ситуация объективно приводит к пассивному включению Архангельской области в ряд сырьевых экономических районов.
Необходимость устранения структурных диспропорций на основе выявления ключевых точек инвестиционного роста имеет для Архангельской области (включая Ненецкий автономный округ) большое значение (доля добычи полезных ископаемых составляет более одной трети ВРП). Если область претендует на собственное место в экономике, необходимо значительно активизировать процесс обновления производственного потенциала на основе оптимизации отраслевых структур.
Высоким темпам экономического роста за счет экспорта сырьевых ресурсов следует предпочесть прогрессивные структурные сдвиги, даже если это приведет к снижению темпов роста в краткосрочной перспективе [2].
При решении задачи реструктуризации экономики на примере Архангельской области в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов необходимо в первую очередь сосредоточиться на приоритетных направлениях, развитие которых способно привести в действие механизм инвестиционной самоиндукции и способствовать повышению инвестиционной активности в смежных отраслях [3, 4].
Под ключевыми точками инвестиционного роста в данной работе понимаются приоритетные виды экономической деятельности, рост инвести-
ционной активности в которых, обусловленный ростом инвестиционной привлекательности, вызывает дополнительный инвестиционный спрос в смежных (взаимосвязанных) отраслях, характеризующий потребность в дополнительных (самоиндуцированных) инвестициях.
Самоиндуцированные инвестиции - это дополнительные капиталовложения, необходимость в которых обусловлена привлечением инвестиций в смежные виды экономической деятельности. При этом рост инвестиционного спроса в смежных отраслях вызван повышением инвестиционной привлекательности и, как следствие, инвестиционной активности в одной из ключевых точек инвестиционного роста.
Механизм возникновения самоиндуцированных инвестиций может быть представлен следующим образом: повышение инвестиционной активности, обусловленное ростом инвестиционной привлекательности одной из приоритетных отраслей, автоматически приводит к росту потребности в инвестициях в смежных отраслях.
Сущность инвестиционной самоиндукции как экономического явления заключается в возникновении дополнительного инвестиционного спроса в смежных отраслях, который характеризует потребность в дополнительных (самоиндуцированных) инвестициях, обусловленную ростом инвестиционной активности в приоритетных видах экономической деятельности.
Основная научная идея исходит из концепции рынка как непрерывного динамического процесса, в котором участвуют все виды экономической деятельности, постоянно взаимодействующие друг с другом через многочисленные и изменчивые связи.
Межотраслевой баланс (МОБ) позволяет увидеть моментальный снимок, срез этого процесса во времени [5]. Предложенная методология позволяет определить виды экономической деятельности, наиболее существенные для динамики рыночного процесса на данном этапе его развития.
После воздействия на выбранную ключевую точку инвестиционного роста дальнейшие изменения происходят исключительно за счет рыночного процесса, который вовлекает в орбиту действия этой точки связанные с ней виды экономической деятельности и производит в них изменения через механизм инвестиционной самоиндукции с максимально возможной эффективностью.
По истечении заранее определенного срока производится исследование системы с помощью МОБ. В случае необходимости снова производится воздействие (возможно, уже на иные ключевые точки инвестиционного роста), и процедура повторяется заново.
В ходе проведенного исследования разработаны агрегированные межотраслевые балансы Архангельской области (включая Ненецкий автономный округ) за 2007-2010 гг. с применением стоимостных измерителей. Разработанная модель имеет прикладной характер. Она ориентирована на доступную экономическую информацию, апробирована посредством экспериментальных расчетов, используется в качестве инструмента для исследования инвестиционного процесса Архангельской области.
Модель межотраслевого баланса позволяет выявить ключевые точки инвестиционного роста экономики Архангельской области - приоритетные виды экономической деятельности (индукторы), вокруг которых образуется экономическое поле смежных видов деятельности.
Для определения точек инвестиционного роста предложен коэффициент инвестиционной самоиндукции (КИС), исчисляемый как отношение объема инвестиций в основные фонды видов экономической деятельности, смежных с 7-м видом, к объему инвестиций в основные фонды 7-го вида экономической деятельности.
Экономическое содержание коэффициента инвестиционной самоиндукции: характеризует долю инвестиций, индуцированных в смежных отраслях, в объеме первичных инвестиций, привлеченных в 7-й вид экономической деятельности.
Для определения коэффициента инвестиционной самоиндукции разработан алгоритм расчета на основе матриц коэффициентов полных материальных затрат и прямой фондоемкости, рассчитанных на основе межотраслевого баланса.
Для исчисления коэффициента инвестиционной самоиндукции надо рассчитать произведение элементов вектора коэффициентов прямой фондоемкости и элементов матрицы коэффициентов полных материальных затрат 5"..:
= fSj.
(1)
5. - матрица коэффициентов полных материальных затрат, показывающих средние затраты 7-го продукта на производство единицы конечного продукта.-го вида экономической деятельности по всей цепи смежных производств. Элементы полученной матрицы Ь.. показывают величину основных фондов, использованных непосредственно в -м виде экономической деятельности и опосредованно в .-м виде для выпуска единицы конечной продукции .-го вида (табл. 1).
При допущении, что инвестиции осуществляются при сохраняющемся техническом уровне, значения элементов матрицы Ь совпадают со значениями коэффициентов приростной фондоемкости.
Коэффициент инвестиционной самоиндукции (КИС) 7.. исчисляется как отношение объема инвестиций в основные фонды смежных видов экономической деятельности к объему инвестиций в основные фонды .-го вида экономической деятельности, необходимых для производства дополнительной единицы конечной продукции .-го вида:
= 1 • ®
11
Результаты расчетов представлены в табл. 2. Коэффициент инвестиционной самоиндукции позволяет определить инвестиционный потенциал точек инвестиционного роста (способность -го вида экономической деятельности индуцировать инвестиции в смежных отраслях).
Таким образом, КИС показывает, во сколько раз объем самоиндуцированных инвестиций в смежные виды экономической деятельности больше (меньше) объема первичных инвестиций, привлеченных в исследуемый вид экономической деятельности.
Интегральный коэффициент инвестиционной самоиндукции исчисляется как сумма коэффициентов инвестиционной самоиндукции . для каждого вида экономической деятельности за вычетом первичных инвестиций в .-й вид деятельности:
n b
h=Х—-1. j tr bj
(3)
где - вектор (матрица-строка) коэффициентов прямой фондоемкости, показывающих величину основных фондов, непосредственно занятых в производстве единицы валовой продукции в .-м виде экономической деятельности;
На основе интегрального показателя можно определить точки инвестиционного роста, для которых объем самоиндуцированных инвестиций превышает объем привлеченных (первичных) инвестиций.
Для выявления ключевых точек инвестиционного роста применяется уровневая интерпретация значений рассчитанных интегральных коэффициен-
"i 5
o
Таблица 1
"O
ш
ш
> Ci)
o
B- ^ cd m
^ O
o. > T3 [I
|.o
O -7
® o
Расчет величины основных фондов, использованных непосредственно в г-м виде экономической деятельности и опосредованно ву-м виде для выпуска единицы конечной продукции /-го вида, рубли стоимости основных фондов/рубли стоимости конечной продукции
со 00 (D
I
ю о
сл
о
со
j-c виды экономической деятельности
/-е виды экономической деятельности Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (исключая лесозаготовки) Лесозаготовки Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства (исключая ЦБП и обработку древесины) Целлюлозно-бумажное производство Обработка древесины и производство изделий из дерева Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торгов- ля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Сельское хозяйство, охота и лесное 2,77 0,38 0,29 0,01 0,13 0,14 0,15 0,03 0,05 0,04 0,05 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,03 0,04
хозяйство (исключая лесозаготовки)
Лесозаготовки 0,26 2,57 0,24 0,02 0,23 0,62 0,61 0,08 0,17 0,08 0,14 0,06 0,05 0,05 0,06 0,05 0,07 0,12
Рыболовство, рыбоводство 0,13 0,08 1,62 - 0,05 0,03 0,04 0,01 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Добыча полезных ископаемых 0,10 0,16 0,09 1,92 0,14 0,11 0,12 0,47 0,12 0,07 0,07 0,10 0,06 0,06 0,08 0,07 0,09 0,06
Обрабатывающие производства (ис- 0,06 0,08 0,05 0,02 0,58 0,13 0,15 0,06 0,13 0,06 0,11 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,05 0,10
ключая ЦБП и обработку древесины)
Целлюлозно-бумажное производство 0,06 0,07 0,05 0,02 0,15 0,69 0,09 0,06 0,14 0,06 0,12 0,05 0,04 0,04 0,04 0,04 0,05 0,10
Обработка древесины и производс- 0,02 0,02 0,02 0,01 0,04 0,03 0,58 0,02 0,04 0,02 0,03 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,03
тво изделии из дерева
Производство и распределение элек- 0,03 0,03 0,03 0,03 0,06 0,05 0,05 0,82 0,04 0,03 0,02 0,03 0,02 0,02 0,05 0,05 0,06 0,02
троэнергии, газа и воды
Строительство 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01 0,01 0,01 0,02 0,31 0,01 0,00 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 -
Оптовая и розничная торговля; 0,04 0,03 0,03 0,03 0,06 0,03 0,03 0,13 0,06 0,33 0,04 0,05 0,02 0,02 0,03 0,03 0,04 0,04
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны - - - - 0,01 - - 0,01 0,01 0,01 0,91 0,01 - - - - - 0,01
Транспорт и связь 0,23 0,16 0,21 0,22 0,37 0,16 0,19 0,73 0,46 0,69 0,31 4,21 0,15 0,15 0,19 0,17 0,23 0,27
Финансовая деятельность - - - - 0,01 - - 0,01 - - - - 3,77 0,03 - - - -
Операции с недвижимым имущест- 0,07 0,06 0,06 0,13 0,20 0,08 0,09 0,31 0,12 0,12 0,16 0,14 1,12 7,32 0,08 0,07 0,09 0,14
вом, аренда и предоставление услуг
1=1 ■та о о
■в
s» вс
о
еа С1> вс ас s» sa
ClJ
Я о
ес О
г
я Я s»
w
СГ5
■та
s»
so"
м
о о s о
Окончание табл. 1
/-е виды экономической деятельности j-e виды экономической деятельности
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (исключая лесозаготовки) Лесозаготовки Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства (исключая ЦБП и обработку древесины) Целлюлозно-бумажное производство Обработка древесины и производство изделий из дерева Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,03 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 2,29 0,03 0,04 0,01
Образование - - - - 0,01 - 0,01 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 2,51 0,02 0,01
Здравоохранение и предоставление социальных услуг — — — — — — — 0,01 — — — — — — 0,01 0,01 1,02 —
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 0,04 0,02 0,04 0,03 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 2,90
1=1 ■та о о
■та
S» ВС
о
еа С1> ВС ЕС S» 6а
ClJ
Я о ас о
г я я s»
Источник: рассчитано по данным межотраслевого баланса Архангельской области за 2010 г.
Таблица 2
Коэффициенты инвестиционной самоиндукции, рассчитанные на основе межотраслевого баланса Архангельской области за 2010 г.
/-е виды экономической деятельности
j-e виды экономической деятельности
я «
* S
о в
и Ч о ^
О В
Р5 S
S § « Ё И о := К
и
«
о ва о
1С
с.
о
а -
•j
ва о Ч с
1С 2 D-
я =
1 =
X =
**
о Ч
с =
я
J
2
ю
а
=
с
о.
=
о с В
=
св
м
я -
н =
-
е.
о -
в -а
п 5
о о
е. ва н
о
5
о =
=
о Ч
и ■в
ч
и -
=
с о.
н
и
И И
3 -в
= Э
н о
е. :
о л
В ю
и =
я
а §
Я 8 Н
Р- Я «
= "
= ч
а <и
с —
н в
О т
S в
и
е- ¡¿
- :В
е в
I я
S- в
i с.
с -
и
с. =
3 я
S =
= -
•J
с
-
е.
с =
и
i с. Н
--
и -
я ва с
и =
я =
в
е
с
«
а а.
Я
s
я ч 8 и е. я
Щ i
В О
8 aj
К «о
4
Э «
5 о £• в в 8
Щ О
я О.
Н •J
и
с =
■в
S- в
я и
Н и
ьъ
и В
а =
=
г.
ва с
я е. ю О
СГ5 ■в S»
SI
М
О
о S о
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (исключая лесозаготовки)
1,00
0,15
0,18
0,23
0,20
0,25
0,03
0,17
0,11
0,05
0,01
0,00
0,01
0,01
0,03
0,01
"i 5
o
Продолжение табл. 2
"О
ш
ш
> Ci)
о
j-e виды экономической деятельности
/-е виды экономической деятельности Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (исключая лесозаготовки) Лесозаготовки Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства (исключая ЦБП и обработку древесины) Целлюлозно-бумажное производство Обработка древесины и производство изделий из дерева Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торгов- ля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное стра- хование Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Лесозаготовки 0,10 1,00 0,15 0,01 0,40 0,89 1,05 0,09 0,54 0,25 0,16 0,01 0,01 0,01 0,03 0,02 0,07 0,04
Рыболовство, рыбоводство 0,05 0,03 1,00 - 0,09 0,05 0,06 0,01 0,05 0,04 0,02 - - - - - 0,01 -
Добыча полезных ископаемых 0,04 0,06 0,06 1,00 0,24 0,16 0,21 0,57 0,40 0,22 0,07 0,02 0,02 0,01 0,03 0,03 0,09 0,02
Обрабатывающие производства 0,02 0,03 0,03 0,01 1,00 0,18 0,26 0,07 0,43 0,18 0,12 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,05 0,03
(исключая ЦБП и обработку древесины)
Целлюлозно-бумажное производство 0,02 0,03 0,03 0,01 0,26 1,00 0,15 0,07 0,45 0,19 0,13 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,05 0,04
Обработка древесины и производс- 0,01 0,01 0,01 - 0,07 0,04 1,00 0,02 0,13 0,05 0,04 - - - 0,01 0,00 0,01 0,01
тво изделии из дерева
Производство и распределение элек- 0,01 0,01 0,02 0,01 0,11 0,07 0,09 1,00 0,13 0,08 0,03 0,01 0,01 - 0,02 0,02 0,06 0,01
троэнергии, газа и воды
Строительство - - - - 0,01 0,01 0,01 0,02 1,00 0,02 - - - - - - 0,01 -
Оптовая и розничная торговля; 0,01 0,01 0,02 0,01 0,10 0,04 0,05 0,16 0,18 1,00 0,05 0,01 0,01 - 0,01 0,01 0,04 0,01
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны - - - - 0,01 - - 0,01 0,02 0,04 1,00 - - - - - - -
Транспорт и связь 0,08 0,06 0,13 0,11 0,64 0,24 0,32 0,90 1,51 2,07 0,34 1,00 0,04 0,02 0,08 0,07 0,22 0,09
Финансовая деятельность - - - - 0,01 - - 0,01 0,01 0,01 0,01 - 1,00 - - - - -
Операции с недвижимым имущест- 0,02 0,02 0,04 0,07 0,34 0,11 0,16 0,38 0,39 0,36 0,18 0,03 0,30 1,00 0,03 0,03 0,09 0,05
вом, аренда и предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; — — — — 0,03 0,01 0,01 0,04 0,05 0,04 0,02 — — — 1,00 0,01 0,04 0,00
социальное страхование
Образование - - - - 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,02 0,01 - - - 0,01 1,00 0,02 -
Здравоохранение и предоставление - - - - 0,01 - 0,01 0,01 0,01 0,01 - - - - - - 1,00 -
социальных услуг
СО 00 (D
I
Ю О
СЛ
З1 эт cd m
^ О
= i о_ >
тз [I
а о
О -7
® о
о
со
G
1 S
a э-
s
§
£
у-е виды экономической деятельности j^ifai xi4H4ifBH03dan и х1чнч1гвийоэ 'xi4H4ireHj£w -моя XHhodu aHHaifHBxaoïfodjj 1,00 1,34 0,34
j^irai х1чнч1гвийоэ эинэ1гяш,э -oïfodn и 3HH3HBdxooHBdï/£ 0,02 1,83 0,83
3HHBao£Bd<)o 1 1,25 0,25
ЭИНЕЯОХ -BdX3 ЭОНЧ1ГВИЙОЭ ¡ихэонэвн -oi.iy ионнэоя эинэьэнээдо и 3HH3ifHBdHj£ aoHHaaxadBïifooj 0,01 1,29 0,29
ХЛГЭЖ ЭИНЭ1ГЯВХЭ -oïfodn и ettiade 'мояхээй1^ми гачютжияСэн л iiiiIhhIoiiq 1 1,07 0,07
ЧХЭОНЧ1ГЭХИЭ1/ |Я;!10.1|И!||||ф 1 1,42 0,42
ЧЕИЯЭ и xdonoH^dx 1 3 3 0,
NHBdoxaad и мйинихэод 0,03 2,24 1,24
ИИНВЯО£Ч1ГОН ojoHHHir Hoxawïfodn и иштэНт х1чяох1ч<) 'яо1гяийохом 'Hxaï/ada xi4HxdoH3HBdxoxaB uioivod îkit -aoxdox itciiiiiinrod и ивяохно 2 0, 4,79 3,79
oax34iraxHodx3 0,07 5,58 ОО ,5 4,
NÏ/ОЯ и BtBj 'HHjdaHGodxMaire эинэ1т -aïfodmed и oaxaï/oatHodjj 0,04 3,48 2,48
BaadaïZ ш HHiraï/tH ояхэСояш -odn и NHHaaaadï/ eMxoçjedçjo 0,02 3,67 2,67
ояхэСоя -oiodn эонжвм^д-онЕоиоиягэ'П 0,02 3,02 2,02
(NHHoaaadC jfoixoçjedçjo и 1 ig'n иньоптмэи) вяхэСоя -oiodn 3HfliMBHi4XB<)Bd<)o 0,03 3,59 2,59
XI4W -ЭВПОЯЭИ XI4H£3IfOH BbNCJoJ/ 1 1,26 0,26
oaxaï/oaoçjNd 'oaxaaoïroçjNj 1 1,68 0,68
HMaoxojBtoaajf 1 1,43 0,43
(ИМЯОХОХВ£ОЭЭ1Г ИВЬОПГЯЭИ) ОЯХЭИИЕОХ ЭОНЭЭ1Т И ВХОХО 'ОЯХЭИИЕОХ ЭОЯЭЧ1ГЭЭ 1 1,37 0,37
г-е виды экономической деятельности Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Сумма КИИ Интегральный коэффициент инвестиционной индукции
тов, осуществленная по специально разработанной шкале, включающей три уровня.
Результаты интерпретации, представленные в табл. 3, позволили разделить виды экономической деятельности на три группы.
К первой группе отнесены виды экономической деятельности, интегральный коэффициент инвестиционной самоиндукции которых превышает 1,30, так называемые «ключевые точки инвестиционного роста», позволяющие получить высокий эффект инвестиционной самоиндукции. Региональная инвестиционная политика относительно данных видов экономической деятельности должна быть направлена на их сохранение и развитие.
Вторую группу составляют виды экономической деятельности, для которых интегральный коэффициент инвестиционной самоиндукции находится в интервале 1,00-1,30, в соответствии с предложенной методикой имеют средний уровень самоиндукции.
В третью, самую многочисленную, группу вошли виды экономической деятельности, для которых интегральный коэффициент инвестиционной самоиндукции менее 1,00. Низкий уровень самоиндуцированных инвестиций, соответствующий данному значению коэффициента, не позволяет отнести эти виды экономической деятельности к группе перспективных в плане повышения инвестиционной привлекательности региона.
Результаты расчетов интегральных коэффициентов инвестиционной самоиндукции по данным межотраслевого баланса Архангельской области за 2010 г. представлены в табл. 4.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, для повышения инвестиционной ак-
Таблица 3 Интерпретация результатов оценки инвестиционного потенциала видов экономической деятельности
Значение интегрального коэффициента Уровень инвестиционной самоиндукции
1,30 < I. ] Высокий уровень
1,00 < I. < 1,30 ] Средний уровень
0,00 <1. < 1,00 ] Низкий уровень
I. = 0,00 ] Отсутствие значимой инвестиционной связи
Примечание: I. = 1,30 соответствует среднему значению интегрального коэффициента для всех видов экономической деятельности.
Источник: авторская разработка.
* Объем инвестиций в основные фонды /-го вида экономической деятельности, необходимый для получения дополнительной единицы конечной продукции /-го вида, руб.
** Объем инвестиций в основные фонды всех видов экономической деятельности (кроме/-го вида), необходимый для получения дополнительной единицы конечной продукции /-го вида, руб.
*** Сумма коэффициентов инвестиционной индукции I.. для каждого вида деятельности за вычетом первичных инвестиций в /-й вид деятельности.
Источник: авторская разработка.
Таблица 4
Результаты расчетов интегральных коэффициентов инвестиционной самоиндукции по данным межотраслевого баланса Архангельской области за 2010 г.
Сфера экономической деятельности ь : л ь .** л I *** j
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (исключая лесозаготовки) 2,77 1,01 0,37
Лесозаготовки 2,57 1,11 0,43
Рыболовство, рыбоводство 1,62 1,10 0,68
Добыча полезных ископаемых 1,92 0,51 0,26
Обрабатывающие производства (исключая ЦБП и обработку древесины) 0,58 1,50 2,59
Целлюлозно-бумажное производство 0,69 1,40 2,02
Обработка древесины и производство изделий из дерева 0,58 1,55 2,67
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,82 2,02 2,48
Строительство 0,31 1,41 4,58
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 0,33 1,26 3,79
Гостиницы и рестораны 0,91 1,13 1,24
Транспорт и связь 4,21 0,56 0,13
Финансовая деятельность 3,77 1,60 0,42
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,32 0,51 0,07
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 2,29 0,67 0,29
Образование 2,51 0,62 0,25
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,02 0,85 0,83
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,90 0,97 0,34
тивности Архангельской области необходимо стимулировать поток инвестиций в следующие виды экономической деятельности:
- строительство (I. = 4,58);
- обрабатывающие производства (I. = 2,59), в том числе целлюлозно-бумажное производство (I . = 2,02), обработка древесины и производство изделий из дерева (I . = 2,67);
- производство и распределение электроэнергии (I. = 2,48);
- оптовая и розничная торговля (I . = 3,79). Выявленные в результате расчетов потребности
в продукции (услугах) должны быть сопоставлены с наличием (отсутствием) необходимых производственных факторов, т.е. ключевыми точками роста должны стать те отрасли, которые используют региональные преимущества. В частности, одними из ключевых инвестиционно значимых факторов Архангельской области являются природные ресурсы. По объему лесных ресурсов область находится на 8-м месте в России и на 2-м в СЗФО. Общая пло-
щадь эксплуатационных лесов региона составляет 22 млн га, запас древесины — 2,8 млрд м3. При этом в структуре запасов древесины 82% приходится на хвойную древесину. Поэтому из обрабатывающих производств, развитых в Архангельской области, наиболее важное значение имеет лесопромышленный комплекс (ЛПК) [6].
Следует отметить, что в российском лесопромышленном комплексе роль Архангельской области выше, чем в национальной добывающей промышленности. Общий запас древесины составляет 3,2%, объем лесозаготовительного производства - 7,5%, производство целлюлозы (по варке) - более 25% в общероссийских объемах производства, при этом доля добычи полезных ископаемых составляет 1,53% соответствующего общероссийского показателя.
Механизм повышения эффективности функционирования лесопромышленного комплекса представляет интерес не только с точки зрения его долгосрочного устойчивого развития, но и с позиций возможного инициирования инвестиционной
активности в смежных отраслях экономики, и тем самым превращения ЛПК в основной сектор роста экономики региона в целом.
Оценка инвестиционного потенциала основных производств лесопромышленного комплекса на основе интегральных коэффициентов инвестиционной самоиндукции позволяет рассматривать деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производства как точки инвестиционного роста (значение коэффициентов составляют соответственно 2,67 и 2,02) (см. табл. 3). Повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса посредством активизации механизма инвестиционной индукции позволит получить дополнительные источники ресурсного обеспечения других приоритетных направлений структурных преобразований -развития топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры.
Отнесение к ключевым точкам такого вида экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, отражает потребности населения региона.
Для повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области разработан следующий алгоритм активизации механизма инвестиционной самоиндукции:
1) исчисление интегральных коэффициентов инвестиционной самоиндукции на основе МОБ;
2) определение всех потенциальных точек инвестиционного роста на основе исчисленных значений интегральных коэффициентов инвестиционной самоиндукции (I . > 1);
3) исследование экономического поля смежных видов экономической деятельности с целью определения потребности в самоиндуцированных инвестициях;
4) отбор ключевых точек инвестиционного роста, имеющих наибольший эффект инвестиционной самоиндукции (I . > 1,30);
5) активизация точек инвестиционного роста с помощью системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью;
6) возникновение дополнительной потребности в самоиндуцированных инвестициях в смежных видах экономической деятельности, взаимосвязанных с приоритетными (определенными как ключевые точки инвестиционного роста), обусловленное дополнительным инвестиционным спросом;
7) формирование рыночного сигнала, информирующего инвесторов о росте потребности в инвестициях в смежных видах экономической деятельности [7].
При исследовании действия механизма инвестиционной самоиндукции следует учитывать возможность повышенных альтернативных затрат, связанных с тем, что некое производство, которое может дать в будущем революционное преобразование, оказалось не определено как точка инвестиционного роста (в силу отсутствия такой информации на данный момент, потому что она еще не создана). Однако эти возможные негативные явления будут автоматически ликвидированы рыночными механизмами саморегуляции. В силу действия, например, такого рыночного механизма, как конкуренция, всякое производство, где была открыта информация, ведущая к революционным преобразованиям, неизбежно будет включено в единый рыночный процесс, окажет влияние на смежные виды деятельности. И на следующем этапе развития экономической системы данный вид деятельности будет определен как точка инвестиционного роста.
Недостаточное развитие рыночных институтов, обусловленное непоследовательностью и бессистемностью институциональных реформ в России, не позволяет в полной мере использовать для повышения инвестиционной привлекательности региона рыночные механизмы саморегулирования экономики, что обусловливает необходимость поиска новых подходов к государственному регулированию инвестиционного процесса [8, 9].
Регулирование структурных преобразований в экономике Архангельской области происходит в условиях достаточно высокой степени неопределенности инвестиционных процессов в России, вызванной в первую очередь институциональными факторами.
Незавершенность структурных и институциональных преобразований создает дефицит экономических инструментов для регулирования регионального экономического развития [10].
Проведенный анализ тенденций экономического развития Архангельской области позволяет сделать выводы о том, что на современном этапе без активной регулирующей роли государства невозможно добиться стабильного роста инвестиционной активности даже в условиях благоприятного инвестиционного климата страны в целом.
Основным негативным последствием нерегулируемых процессов изменения инвестиционной
привлекательности является увеличение структурных диспропорций, препятствующих сбалансированности экономического развития как основы экономического роста [5].
В рамках данного исследования под реструктуризацией понимается процесс структурных изменений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона. Реструктуризация экономики включает структурные преобразования как подмножество: реструктуризация осуществляется государственными органами управления в форме структурных преобразований экономических систем различных уровней [11].
Реструктуризация экономики возможна лишь при наличии инвестиционных ресурсов, достаточных для модернизации производственного потенциала. Одной из причин недостаточности средств для модернизации экономики является низкокачественный инвестиционный менеджмент - управление инвестиционными потоками на уровне региона [12].
На данном этапе экономического развития исключительно рыночные механизмы, направленные на достижение наибольшей прибыли, не могут обеспечить сбалансированность экономического развития региона, поэтому необходимо государственное регулирование региональной инвестиционной деятельности, которое позволит достичь сбалансированности всех инвестиционных потоков для ресурсного обеспечения структурных преобразований [13].
Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал Архангельской области по источникам финансирования составила 24% (из них доля инвестиций из федерального бюджета - 17,8%, из регионального - 5,3%), что свидетельствует о росте государственного участия в инвестировании экономического развития области.
Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что рыночные механизмы (структуры, институциональная среда, мораль) не развиты или отсутствуют [7, 14]. Органы государственной власти могут компенсировать эту проблему на коротком отрезке времени. Участие государства в регулировании экономики должно быть постепенно заменено рыночным саморегулированием по мере развития институтов рынка [6].
Доминирующая роль частного инвестирования предполагает смещение акцента в государственном регулировании региональной инвестиционной деятельности с распределительной функции го-
сударственных капиталовложений на повышение инвестиционной привлекательности региона для частных инвесторов [15].
Для реализации стратегии реструктуризации экономики региона необходимы разработка и проведение активной инвестиционной политики. Выбор приоритетов экономического развития и механизмов инвестиционной поддержки их реализации является первостепенной проблемой региональной инвестиционной политики, решение которой предполагает концентрацию ограниченных ресурсов на осуществлении приоритетных инвестиционных проектов. Постановка целей привлечения инвестиций в приоритетные отрасли должна подчиняться общим задачам развития экономики региона и устранения структурных диспропорций [16].
Инвестиционная политика Архангельской области должна формироваться с учетом следующих принципов:
1) определение «точек инвестиционного роста» на основе исчисленных с применением метода межотраслевого баланса коэффициентов инвестиционной самоиндукции, характеризующих способность приоритетных видов экономической деятельности инициировать инвестиционную активность в смежных отраслях экономики региона;
2) активизация механизма инвестиционной самоиндукции посредством повышения инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей или за счет маневренности бюджетных финансовых ресурсов;
3) повышение сбалансированности экономического развития региона посредством формирования секторов экономического роста, способствующих устранению структурных диспропорций.
При наличии жестких финансовых ограничений возможна, по мнению автора, лишь точечная поддержка инновационных разработок в рамках приоритетных направлений, что подчеркивает необходимость более четкого ранжирования соответствующих приоритетов [17].
Главная задача государственного регулирования заключается в том, чтобы проводить региональную инвестиционную политику, формирующую и стимулирующую такие виды экономической деятельности, которые будут иметь широкие потребительские последствия в будущем, приводящие к положительной динамике социальных показателей [18].
Концентрация капитала в видах экономической деятельности, имеющих наибольшее значение коэффициента инвестиционной самоиндукции, является основным направлением оптимизации отраслевой структуры Архангельской области.
Идея состоит в том, чтобы, используя природные ресурсы региона, создать механизм, стимулирующий капиталообразование. Осознание долгосрочных национальных интересов, подкрепляемое наличием сырьевой базы, должно стать основой концентрации капитала региона и государства на превращении указанных видов экономической деятельности в двигатель структурных преобразований [19].
Выход очевиден - необходим межотраслевой перелив капиталов на основе механизма инвестиционной самоиндукции с учетом сбалансированности развития взаимосвязанных отраслей.
Развитие приоритетных отраслей не только позволит значительно увеличить экономическую эффективность, но существенно повысит отдачу в фонд социально-экономического развития, за счет которого могут быть решены остальные задачи инвестиционной программы (совершенствование инфраструктуры, а также другие мероприятия некоммерческого характера, направленные на изменение производственных отношений и демографической ситуации в регионе) [20].
Список литературы
1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2005. 270 с.
2. Кикери С., Кэньон Т., Палмад В. Совершенствование инвестиционного климата: уроки для практиков. М.: Весь Мир, 2007. 123 с.
3. Анализ инвестиционной привлекательности организации: доверие инвесторов, кредитоспособность, оценка капиталовложений, эффективность лизинга. М.: КноРус, 2010. 374 с.
4. Пахтусова М.Ю., Пластинин А.В. Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография. Архангельск: САФУ, 2012. 148 с.
5. Волков А.С., Куликов М.М., Марченко А.А. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности. М.: Вершина, 2007. 302 с.
6. Котлер Ф., Картаджайя Х., ЯнгД. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 193 с.
7. Приоритеты и модернизация экономики России: монография. СПб.: Алетейя, 2011. 207 с.
8. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. 510 с.
9. Бард В. С., Бузулуков С.Н., Дорогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: Экзамен, 2003. 320 с.
10. Безрукова Т.Л. Борисов Б.С., Попов А.В. Инструменты обеспечения инвестиционной привлекательности экономики регионов // Инновационный Вестник Регион. 2007. № 2. С. 41-42.
11. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: ИЭЩПП СО РАН, 2007. 371 с.
12. Коссов В.В. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции экономического района. М.: Наука, 1964. 211 с.
13. Кузнецов С.В., Кузнецов А.С. Инвестиционный потенциал региона: оценка и механизмы реализации: монография. СПб.: Институт проблем региональной экономики. 2003. 186 с.
14. Бринк Л. Глобализация: повторение пройденного. Неопределенное будущее глобального капитализма. М.: Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам, 2006. 415 с.
15. Гришина И.В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России. М.: СОПС, 2005. 255 с.
16. Песьякова Т.Н. Классификация показателей эффективности промышленных комплексов // Молодой ученый. 2012. № 1-1. С. 139-141.
17. ПластининА.В., СилуановаЛ.С. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как механизм привлечения инвестиций // Экономика и управление. 2012. № 7. С. 109-114.
18. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье: выбор посткризисного пространства, кризис дал шанс: удалось ли его использовать, новый обвал или медленный подъем? Когда экономика страны оправится от кризиса? Прогнозы, версии, уроки. М., Владимир: АСТ, 2010. 379 с.
19. Сухарев О.С. Структурный анализ экономики. М.: Финансы и статистика, 2012. 210 с.
20. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и госрегулирования. М.: УРСС, 2003. 207 с.
Regional Economics: Theory and Practice Spatial Economics
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE CONCEPTUAL APPROACH TO THE MANAGEMENT OF STRUCTURAL CHANGE IN THE ECONOMY OF THE REGION THROUGH THE IDENTIFICATION OF KEY POINTS OF INVESTMENT GROWTH
Vladimir N. MYAKSHIN
Abstract
Importance The article considers a new conceptual approach to the management of economic systems in the regions of the Russian Federation, reviews economic relations arising in the process of investment, and selects the priority economic activities over the medium term.
Objectives I aim to develop methodologies for determining the priority directions of investments to optimize industrial structures based on identification of key points of investment growth, which will increase the investment attractiveness of related industries and balance in the economic development of the region. Methods I used a system analysis and economic-mathematical methods of research: synthesis, comparison, systematization, and the input-output balance method.
Results I am offering a conceptual approach to the management of structural change in the economy of the region through the provision of priority economic activities over the medium term. In addition, I have developed a methodology of determining the priorities for investment in order to optimize the industry structure. I give certain recommendations on strategic priorities for the regional investment policy. The analysis of the distribution of investments by type of economic activity in the Arkhangelsk region made me conclude on the imbalance in investment flows and deformation of the sectoral structure of the economy. Modernization of the economy of the Arkhangelsk region based on the optimization of branch structures is possible through the implementation of large-scale investments in fixed assets as a basis for the resource support for structural reforms.
Conclusions and Relevance The developed methodology is quite a versatile tool for public administration of structural change in the economy of Russian regions through the identification of key points of investment growth. The conclusion is that the restructuring of the region's economy with limited investment resources
needs essential priorities, the development of which could set in motion a mechanism of investment induction and thus contribute to increasing the investment activity in related industries.
Keywords: key points, investment, growth, mechanism, self-induction, coefficient, input-output balance
References
1. Aganbegyan A.G. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii [The social and economic development of Russia]. Moscow, Delo Publ., 2005, 270 p.
2. Kikeri S., Kenyon Th., Palmade V. Sovershen-stvovanie investitsionnogo klimata: uroki dlyapraktikov [Reforming the Investment Climate: Lessons for Practitioners]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2007, 123 p.
3. Analiz investitsionnoi privlekatel'nosti organi-zatsii: doverie investorov, kreditosposobnost', otsenka kapitalovlozhenii, effektivnost'lizinga [Analysis of the investment appeal of the organization: trust of investors, solvency, assessment of capital investment, efficiency of leasing]. Moscow, KnoRus Publ., 2010, 374 p.
4. Pakhtusova M.Yu., Plastinin A.V. Investitsion-naya privlekatel'nost' lesnogo sektora ekonomiki: sod-erzhanie, otsenka, upravlenie: monografiya [Investment appeal of the forest sector of economy: content, assessment, management: a monograph]. Arkhangelsk, Northern (Arctic) Federal University Publ., 2012, 148 p.
5. Volkov A.S., Kulikov M.M., Marchenko A.A. Sozdanie rynochnoi stoimosti i investitsionnoi privle-katel'nosti [Creation of market value and investment appeal]. Moscow, Vershina Publ., 2007, 302 p.
6. Kotler F., Kartadzhaiya Kh., Yang D. Priv-lechenie investorov: marketingovyi podkhod k poisku istochnikov finansirovaniya [Attracting investors]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2009, 193 p.
7. Prioritety i modernizatsiya ekonomiki Rossii: monografiya [Priorities and modernization of the economy of Russia: a monograph]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2011, 207 p.
8. Fisher P. Pryamye inostrannye investitsii dlya Rossii: strategiya vozrozhdeniya promyshlennosti [Direct Foreign Investment for Russia: A strategy for the revival of industry]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1999, 510 p.
9. Bard V.S., Buzulukov S.N., Dorogobytskii I.N., Shchepetova S.E. Investitsionnyi potentsial Rossiiskoi ekonomiki [The investment potential of the Russian economy]. Moscow, Ekzamen Publ., 2003, 320 p.
10. Bezrukova T.L., Borisov B.S., Popov A.V. Instrumenty obespecheniya investitsionnoi privleka-tel'nosti ekonomiki regionov [Instruments of ensuring the investment appeal of economy of regions]. Innovat-sionnyi Vestnik Region = Innovative Bulletin Region, 2007, no. 2, pp. 41-42.
11. Granberg A.G., Suslov V.I., Suspitsyn S.A. Mnogoregional 'nye sistemy: ekonomiko-matemat-icheskoe issledovanie [Multiregional systems: economic-mathematical research]. Novosibirsk, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2007, 371 p.
12. Kossov V.V. Mezhotraslevoi balans proizvodst-va i raspredeleniyaproduktsii ekonomicheskogo raiona [Interindustry balance of production and distribution of production of an economic region]. Moscow, Nauka Publ., 1964, 211 p.
13. Kuznetsov S.V., Kuznetsov A.S. Investitsionnyi potentsial regiona: otsenka i mekhanizmy realizatsii: monografiya [Investment potential of the region: an assessment and mechanisms of realization: a monograph]. St. Petersburg, Institute of Regional Economy of RAS Publ., 2003, 186 p.
14. Brink L. Globalizatsiya: povtorenie proi-dennogo. Neopredelennoe budushchee global'nogo kapitalizma [Against the Dead Hand: The Uncertain Struggle for Global Capitalism]. Moscow, Institute of Distribution of Information on Social and Economic Sciences Publ., 2006, 415 p.
15. Grishina I.V. Analiz i prognozirovanie inves-titsionnykh protsessov v regionakh Rossii [Analysis
and forecasting of the investment processes in regions of Russia]. Moscow, Council for Study of Productive Forces Publ., 2005, 255 p.
16. Pes'yakova T.N. Klassifikatsiya pokazatelei effektivnosti promyshlennykh kompleksov [Classification of indicators of the efficiency of industrial complexes]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2012, no. 1-1, pp. 139-141.
17. Plastinin A.V., Siluanova L.S. Prioritetnye in-vestitsionnye proekty v oblasti osvoeniya lesov kak me-khanizm privlecheniya investitsii [Priority Investment Projects in Russia's Forest Sector as a Mechanism for Attracting Investment]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2012, no. 7, pp. 99-103.
18. Aganbegyan A.G. Ekonomika Rossii na rasput'e: vybor postkrizisnogo prostranstva, krizis dal shans: udalos' li ego ispol'zovat', novyi obval ili medlennyi pod"em? Kogda ekonomika strany oprav-itsya ot krizisa? Prognozy, versii, uroki [The economy of Russia at the cross-roads: the choice of post-crisis space, the crisis gave a chance: whether we succeeded to use it, a new collapse or a slow rise? When will the national economy recover from crisis? Forecast, versions, lessons.]. Moscow, Vladimir, ACT Publ., 2010, 379 p.
19. Sukharev O.S. Strukturnyi analiz ekonomiki [A structural analysis of the economy]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2012, 210 p.
20. Polynev A.O. Mezhregional'naya ekonom-icheskaya differentsiatsiya: metodologiya analiza i gosregulirovaniya [Interregional economic differentiation: a methodology of analysis and State regulation]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003, 207 p.
Vladimir N. MYAKSHIN
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Arkhangelsk Region, Russian Federation [email protected]