Научная статья на тему 'Финансирование инвестиционных процессов на региональном уровне'

Финансирование инвестиционных процессов на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FIXED CAPITAL / SOURCES OF FINANCING / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дударева А.Б., Полякова А.А., Сидорин А.А.

Своевременное воспроизводство капитала, осуществляемое посредством инвестиций, является одним из фундаментальных условий благополучного развития любой отрасли экономики. Решения, принимаемые о величине и направлениях инвестиций, способность к обеспечению непрерывности и эффективности инвестиционной деятельности с каждым годом приобретают все большую экономическую и социальную значимость и становятся важнейшей микромакроэкономической проблемой. В каждом регионе целесообразно проводить определенные мероприятия, способствующие созданию благоприятных условий для бизнеса. Но не стоит забывать, что важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти на региональном уровне, которое осуществляется по трём основным направлениям. Первое это изучение и оценка успешных и неудачных практик других областей. Привлекаемые дополнительные доходы регионов и муниципалитетов должны в первую очередь направляться на благоустройство территорий, развитие инфраструктуры, инвестироваться в человеческий потенциал, в здравоохранение и образование. Ведь если регион привлекателен для жизни он становится привлекательным и для инвесторов. Второе повышение уровня квалификации должностных лиц, непосредственно ответственных за привлечение инвестиций. Целесообразно организовать федеральный центр компетенций с соответствующими образовательными программами, который будет заниматься обучением рядовых сотрудников исполнительной власти. Организацию данного мероприятия нужно начинать именно в разрезе регионального уровня. Третье анализ полномочий федеральных ведомств в регионах, влияние их на условия ведения предпринимательской деятельности. В процессе такого анализа следует подготовить предложения по передаче некоторых полномочий в субъекты, а также по совершенствованию реализации этих полномочий. При всех положительных качествах инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF INVESTMENT PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL

The timely reproduction of the equity performed by means of investments is one of fundamental conditions of safe development of any industry of economy. The decisions made on the size and the directions of investments a capability to provide a continuity and efficiency of investing activities purchase the increasing economic and social importance every year and become the major micro macroeconomic problem. In each region it is reasonable to hold the certain events promoting creating favorable conditions for business. But you shouldn't forget that an important element is increase in efficiency of activities of authorities at the regional level which is performed in three main directions. The first is a studying and assessment of successful and unsuccessful practices of other areas. The attracted additional incomes of regions and municipalities shall go first of all for improvement of the territories, development of infrastructure, to be invested in human potential, in health care and education. If the region is attractive to life it becomes attractive and for investors. The second is the increase in skill level of the officials directly responsible for investment attraction. It is reasonable to organize the federal center of competences with the appropriate educational programs which will be engaged in training of non-management employees of the executive authority. The organization of this action needs to be begun by the regional level. The third is the analysis of powers of federal departments in regions, their influence on conditions of conducting business activity. In the course of such analysis it is necessary to prepare offers on transfer of some powers in subjects, and also on enhancement of implementation of these powers. In case of all merits of investments they aren't able to provide all the needs of economy for investment resources owing to insufficiency of their amount.

Текст научной работы на тему «Финансирование инвестиционных процессов на региональном уровне»

УДК / UDC 332.1:330.322.1.003.2

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

FINANCING OF INVESTMENT PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL

Дударева А.Б., кандидат экономических наук, доцент Dudareva A.B., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Полякова А.А., кандидат экономических наук, доцент Polyakova A.A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Сидорин А.А., кандидат экономических наук, старший преподаватель

Sidorin А. А., Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина» Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin" E-mail: dudareffa@mail.ru

Своевременное воспроизводство капитала, осуществляемое посредством инвестиций, является одним из фундаментальных условий благополучного развития любой отрасли экономики. Решения, принимаемые о величине и направлениях инвестиций, способность к обеспечению непрерывности и эффективности инвестиционной деятельности с каждым годом приобретают все большую экономическую и социальную значимость и становятся важнейшей микро- макроэкономической проблемой. В каждом регионе целесообразно проводить определенные мероприятия, способствующие созданию благоприятных условий для бизнеса. Но не стоит забывать, что важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти на региональном уровне, которое осуществляется по трём основным направлениям. Первое - это изучение и оценка успешных и неудачных практик других областей. Привлекаемые дополнительные доходы регионов и муниципалитетов должны в первую очередь направляться на благоустройство территорий, развитие инфраструктуры, инвестироваться в человеческий потенциал, в здравоохранение и образование. Ведь если регион привлекателен для жизни - он становится привлекательным и для инвесторов. Второе - повышение уровня квалификации должностных лиц, непосредственно ответственных за привлечение инвестиций. Целесообразно организовать федеральный центр компетенций с соответствующими образовательными программами, который будет заниматься обучением рядовых сотрудников исполнительной власти. Организацию данного мероприятия нужно начинать именно в разрезе регионального уровня. Третье - анализ полномочий федеральных ведомств в регионах, влияние их на условия ведения предпринимательской деятельности. В процессе такого анализа следует подготовить предложения по передаче некоторых полномочий в субъекты, а также по совершенствованию реализации этих полномочий. При всех положительных качествах инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, основной капитал, источники финансирования, особые экономические зоны.

The timely reproduction of the equity performed by means of investments is one of fundamental conditions of safe development of any industry of economy. The decisions made on the size and the directions of investments a capability to provide a continuity and efficiency of investing activities purchase the increasing economic and social importance every year and become the major micro macroeconomic problem. In each region it is reasonable to hold the certain events promoting creating favorable conditions for business. But you shouldn't forget that an important element is increase in efficiency of activities of authorities at the regional level which is performed in three main directions. The first is a studying and assessment of successful and unsuccessful practices of

other areas. The attracted additional incomes of regions and municipalities shall go first of all for improvement of the territories, development of infrastructure, to be invested in human potential, in health care and education. If the region is attractive to life - it becomes attractive and for investors. The second is the increase in skill level of the officials directly responsible for investment attraction. It is reasonable to organize the federal center of competences with the appropriate educational programs which will be engaged in training of non-management employees of the executive authority. The organization of this action needs to be begun by the regional level. The third is the analysis of powers of federal departments in regions, their influence on conditions of conducting business activity. In the course of such analysis it is necessary to prepare offers on transfer of some powers in subjects, and also on enhancement of implementation of these powers. In case of all merits of investments they aren't able to provide all the needs of economy for investment resources owing to insufficiency of their amount.

Key words: investments, investment attractiveness, fixed capital, sources of financing, special economic zones.

В настоящее время практически любое направление экономического развития страны характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства необходимо постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях можно с уверенностью утверждать, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. И уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что одним из основных направлений экономического развития России является повышение ее инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Потенциальным инвесторам необходима соответствующая информационная база. Они должны иметь четкое представление об экономической стратегии государства и грядущих нормативно-правовых изменениях.

Согласно данным Всемирного экономического форума, наша страна по индексу глобальной конкурентоспособности 2015-2016 (Global Competitiveness Index, GCI) занимает 45-е место из 140 обследованных стран (если сравнивать с предыдущим периодом, то в 2014 году наша страна занимала 53 место) [4].

Вместе с тем, как показывает мировой опыт развитых стран, развитие и повышение конкурентоспособности хозяйственной системы (предпринимательской, региональной и национальной) во многом определяется активностью инвестиционной деятельности, наличием и возможностями привлечения инвестиций в реальный сектор. По мнению инвесторов, основным фактором привлекательности российской экономики является растущий внутренний рынок. Из 205 руководителей международных компаний, принявших участие в исследовании «Эрнст энд Янг», 30% оценили его как очень привлекательный. При этом 75% считают его привлекательным, что является исключительно высоким показателем. Несмотря на значительную дифференциацию доходов населения России, перспектива производить в стране товары широкого потребления и продавать их растущему российскому среднему классу кажется заманчивой как иностранным, так и российским инвесторам [4].

Своевременное воспроизводство капитала, осуществляемое посредством инвестиций, является одним из фундаментальных условий благополучного развития любой отрасли экономики. Решения, принимаемые о величине и направлениях инвестиций, способность к обеспечению непрерывности и эффективности инвестиционной деятельности с каждым годом приобретают все большую экономическую и социальную значимость и становятся важнейшей микро-и макроэкономической проблемой. От количественного и качественного состава вложений напрямую зависит характер и скорость восполнения экономических ресурсов, необходимых для потребления в процессе производства общественных

благ. Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиции являются фактором экономического роста и основой повышения благосостояния населения.

Сегодня в России идет процесс модернизации экономики областей, краев, республик, автономных образований, вырабатываются новая региональная политика и инвестиционная стратегия хозяйственного комплекса региона.

В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем агропромышленных регионов является совершенствование инвестиционной политики, а именно создание благоприятного инвестиционного климата, активизация инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов на основе разработки комплексной программы привлечения инвестиций в экономику субъектов.

Повышение инвестиционной активности является наиболее эффективным инструментом обеспечения устойчивого роста региональной экономики. Именно инвестиции дают импульс её реструктуризации, преодолению научно-технического отставания, созданию новых производственных фондов, формированию современных организационно-экономических институтов и рыночной инфраструктуры.

Орловская область является одним из потенциально перспективных регионов для инвестирования. Привлечение инвестиций - это приоритетная задача, стоящая перед всеми уровнями власти. Рост инвестиций приводит к созданию новых рабочих мест, инфраструктуры, напрямую влияет на уровень и качество жизни граждан.

Посредством оценки инвестиционной привлекательности региона было выявлено наличие четырёх ключевых проблем в области инвестиционного климата. Это сохраняющиеся административные барьеры, низкая эффективность региональных органов власти и местного самоуправления, ограниченный кадровый потенциал, нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса.

Основными составляющими инвестиционной привлекательности являются два весьма значимых критерия - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Опираясь на методику, разработанную рейтинговым агентством «Эксперт-РА», можно утверждать, что определенный уровень инвестиционного потенциала обуславливается следующими его составляющими: производственным, потребительским, ресурсно-сырьевым, инфраструктурным, инновационным, трудовым, институциональным, финансовым и туристическим. В свою очередь, совокупный риск региона складывается из политических, экономических, социальных, криминальных, финансовых, законодательных, экологических рисков [1].

Развитие хозяйственной системы регионов в значительной мере определяется наличием инвестиций и их использованием.

На развитие экономики и социальной сферы области за январь-декабрь 2014 г. за счёт всех источников финансирования было использовано 44,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что к соответствующему периоду 2013 г. составило 102,7% в действующих ценах и 99,1 % - в сопоставимых (рис.1).

Объём инвестиций в основной капитал в пересчёте на душу населения в 2014 г. составил 58,5 тыс. рублей (56,6 тыс. рублей в 2013 г.).

Крупными и средними организациями области за 2014 г. было освоено 21 700 млн рублей инвестиций в основной капитал, или 88,5% к 2013 г. в сопоставимой оценке (рис. 2).

Наиболее крупные поступления инвестиций в основной капитал были отмечены в следующих отраслях: обрабатывающие производства (5,0 млрд рублей); операции с недвижимым имуществом (4,1 млрд рублей); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (3,5 млрд рублей); транспорт и связь (2,4 млрд рублей); оптовая и розничная торговля (1,2 млрд рублей).

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал, млн. руб. [3]

В соответствии с Программой развития Орловской области 2014-2024 гг. планируется достичь к 2020 г. годового уровня объемов инвестиций в основной капитал в размере 100 млрд. рублей. Первоочередными задачами в этой связи являются:

- повышение инвестиционной привлекательности региона;

- обеспечение интегрального индекса Орловской Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата;

- развитие инфраструктуры привлечения инвестиций;

- развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;

- апгрейд финансовых инструментов поддержки инвестиционной деятельности.

Государственное

области в

Здравоохранение

3,20%

Образование 5,10%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,00%

Обрабатывающие производства 23,30%

Операции с недвижимым имуществом 18,80%

Строительство 1,20%

Транспорт и связь 10,80%

Производство и распределение энергии, газа и воды 7,10%

Рисунок 2 - Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2014 г. (по крупным и средним организациям, % [3]

Немаловажная роль в развитии инвестиционного процесса отводится участию в презентационных и выставочных мероприятиях. Орловская область является ежегодным участником Петербургского международного экономического форума, Международного инвестиционного форума «PROEstate», Международного инвестиционного форума «Сочи».

По результатам Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» Правительство Орловской области заключило 6 стратегически важных соглашений:

ООО «Инженерная корпорация Самсонова» по восстановлению и организации деятельности аэропорта «Орел-Южный»;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по взаимодействию в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности;

ООО «Агропромышленная компания «Кумир» по созданию производственного комплекса на площади не менее 10 га по выращиванию овощей в закрытом грунте стоимостью;

ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» по строительству многофункционального торгового комплекса с приобъектной автостоянкой и сопутствующей инфраструктурой;

ОАО «Сбербанк России» о сотрудничестве в финансово-кредитной сфере;

Правительство Свердловской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах.

Постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 г. № 353 утверждена государственная программа Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», включающая в себя подпрограмму «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года».

Объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 гг. составляет 3,5 млрд рублей. Подпрограмма позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на решении самых важных конкретных задач в целях развития инвестиционной деятельности в Орловской области.

Как уже отмечалось, необходимость повышения инвестиционной привлекательности региональных хозяйственных систем вызвана состоянием инвестиционного процесса в России (табл. 1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах, миллионов рублей [5]____

Регионы 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Российская Федерация 125860090 13450238 13557515

Центральный федеральный округ 2961584 3331629 3435974

Белгородская область 136820 129405 120391

Брянская область 46551 60864 66825

Владимирская область 61013 65354 75667

Воронежская область 182334 216983 243260

Ивановская область 28762 33938 29803

Калужская область 95970 98084 99786

Костромская область 21169 22264 27513

Курская область 66639 71546 71743

Липецкая область 93327 101093 110101

Московская область 516872 587645 594495

Орловская область 40429 43741 44931

Рязанская область 66705 75531 58210

Смоленская область 56435 55931 56747

Тамбовская область 82921 98227 112713

Тверская область 80464 80536 74491

Тульская область 84059 91046 95435

Ярославская область 81019 86348 76492

г. Москва 1220097 1413094 1477372

Инвестиции в основной капитал в России в декабре 2015 г. сократились на 8,7% по сравнению с декабрем 2014 г. - до 2 трлн 460,3 млрд руб., сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Падение показателя ускорилось после снижения на 4,9% в ноябре, на 5,2% в октябре, 5,6% в сентябре, 6,8% в августе. В целом за 2015 г. инвестиции уменьшились на 8,4% и составили 14 трлн 5,4 млрд руб. В 2014 г. инвестиции снизились на 2,5%, в 2013 г. - на 0,2%. Снижение инвестиций в декабре оказалось хуже ожиданий - консенсус-прогноз «Интерфакса», подготовленный в конце декабря, предполагал сокращение показателя на 5,4%. Тоже самое касается показателя по году - консенсус-прогноз предполагал падение на 5,7%, передает Финмаркет. Падение инвестиций в октябре оказалось чуть лучше ожиданий экономистов: консенсус-прогноз аналитиков по

динамике инвестиций (опрошенных «Интерфаксом» в начале декабря) предполагал снижение на 5,3%. Промышленное производство в декабре снизилось на 4,5%. За год - на 3,4%. Грузооборот транспорта в прошлом месяце увеличился на 3,6% - до 458,6 млрд тонно-километров. За прошлый год грузооборот подрос на 0,2% и составил 5 трлн 089,6 млрд руб. Объем производства продукции сельского хозяйства в декабре составил 211,4 млрд руб., что на 3,6% больше, чем в декабре 2014 г. В 2015 г. показатель вырос на 3% - до 5 трлн 37,2 млрд руб.

В структуре финансирования инвестиционной деятельности по источникам финансирования за последние три года повышалась доля собственных средств предприятий и сокращалась доля бюджетных средств и кредитов банков (табл. 2).

Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) [2]_

Показатели Млрд руб. В % к итогу

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012г. 2013г. 2014г.

Инвестиции в основной капитал - всего 9595,7 10065,7 10376,8 100 100 100

в том числе: собственные средства 4274,6 4549,9 4749,2 44 ,5 45 ,2 45 ,8

привлеченные средства 5321,1 5515,8 5627,6 55,5 54,8 54,2

из них кредиты банков 806,3 1003,6 1098,3 8,4 10,0 10,6

в том числе кредиты иностранных банков 113,7 107,7 266,4 1,2 1,1 2,6

заемные средства других организаций 588,2 626,1 658,5 6,1 6,2 6,4

инвестиции из-за рубежа - 76,4 87,8 - 0,8 0,8

бюджетные средства 1712,9 1916,3 1764,5 17,9 19,0 17,0

в том числе из: федерального бюджета 926,6 1009,9 945,2 9, 7 10 ,0 9, 1

бюджетов субъектов РФ 677,0 753,3 668,1 7,1 7,5 6,4

средства местных бюджетов 109,3 153,1 151,2 1,1 1,5 1,5

средства внебюджетных фондов 33,3 27,9 23,9 0,4 0,3 0,2

средства организаций и населения, привлеченные из долевого строительства 259,5 294,9 366,5 2,7 2,9 3,5

По сравнению с 2013 г. объем финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств сократился при примерно равном участии средств федерального бюджета и бюджетов других уровней. В целом за период стабильно повышается участие банковского сектора в финансировании инвестиций. В 2014 г. доля банковских кредитов в структуре источников финансирования составила 10,6% при 8,4% двумя годами ранее.

В каждом регионе целесообразно проводить определенные мероприятия, способствующие созданию благоприятных условий для бизнеса. Эти действия условно можно разделить на две группы. Первая группа - это мероприятия по усовершенствованию инвестиционного климата, вторая - выявление и создание стимулов для всех участников инвестиционного процесса. Но не стоит забывать, что важным элементом является повышение эффективности деятельности органов власти на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из первостепенных условий повышения мотивации к инвестированию является обеспечение возможности дополнительного стимулирования регионов, усиленно работающих над привлечением инвестиций.

В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 31 января 2013 г. № Пр-144ГС на территории Орловской области внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В 2015 г. под эгидой АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Орловская область принимает участие в мероприятиях Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась презентация результатов Национального рейтинга. По результатам рейтинга Орловская область вошла в число регионов с комфортными условиями для бизнеса (группа II). В группу вошли 24 региона, включая ближайших соседей по ЦФО: Тульская, Курская, Московская, Воронежская области.

По результатам рейтингового агентства Эксперт РА инвестиционный рейтинг Орловской области в 2015 г. - 3B2, что означает незначительный потенциал -умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 26-ое место, по инвестиционному потенциалу - 60-ое место. Наименьший риск - экологический, наибольший - управленческий. Регион имеет повышенный инфраструктурный потенциал.

2015 год стал вторым годом снижения уровня инвестиционной привлекательности российский регионов. В течение всего года среднее значение индекса инвестиционной привлекательности снижалось вместе с падением ключевых социально-экономических показателей, используемых в рейтинге. Из 80 субъектов Российской Федерации, включенных в рейтинг 2015 г., 19 регионов ухудшили за год свои позиции в рейтинге, 10 регионов - улучшили, рейтинговые позиции остальных 51 региона сохранились на прежнем уровне.

Наиболее устойчивыми к экономическому кризису оказались столичные регионы (Москва и Санкт-Петербург вошли в группу IC1 и остались лидерами рейтинга), а также промышленно развитые регионы со значительным инвестиционным потенциалом и накопленным опытом привлечения частных инвестиций - в частности, Республика Татарстан, Московская, Белгородская, Ленинградская, Самарская области, Краснодарский край.

Наиболее значимым фактором экономического развития ресурсных регионов остается динамика цен на сырье, прежде всего - на нефть. Низкие мировые цены на энергоносители приводят к сворачиванию и заморозке инвестиционных проектов крупных нефтегазовых компаний, что уже находит отражение в рейтинговых оценках ряда «сырьевых» регионов.

В целом низкая отраслевая диверсификация оказывает негативное воздействие на инвестиционную привлекательность регионов и существенно снижает их устойчивость к кризису. Регионы, находящиеся в высокой зависимости от состояния ведущей отрасли, показали негативную динамику в рейтинге.

В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 26 сентября 2014 г. № 371 о реализации «Программы развития Орловской области 2014-2024» и решением годового общего собрания акционеров ОАО «Дирекция индустриальных парков Орловской области» от 27 мая 2015 г. было создано Акционерное общество «Корпорация развития Орловской области».

АО «Корпорация развития Орловской области», ранее ОАО «Дирекция индустриальных парков Орловской области», осуществляет деятельность по созданию и развитию индустриальных парков, технопарков, промышленных зон на территории Орловской области, реализует комплекс мер по привлечению инвестиций, взаимодействию с инвесторами и формированию инвестиционного потенциала Орловского региона. В функционал АО «Корпорация развития Орловской области» входит представительская, маркетинговая и консалтинговая деятельность.

Среди средств стимулирования инвестиций особое место занимают свободные экономические зоны, которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) на сегодняшний день прочно вошли в международную хозяйственную практику и успешно действуют в различных странах. По различным данным в мире от 400 до 4000 таких образований. Однако, к этому перечню стопроцентно нельзя отнести ни одну российскую, поскольку те

образования, которые в России называются «свободными экономическими зонами», не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к территориям такого рода.

В России неоднократно возникали попытки создания реально функционирующих СЭЗ. Но до сих пор они остаются в отечественной экономике явлением неординарным, порождающим скорее дискуссии, нежели реальные экономические преимущества для Российской Федерации. По этой причине на текущий момент времени требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, а также в полной мере оценить реальные возможности и будущие ожидания от создания и становления свободных экономических зон в российской экономике [6].

В июне 2015 г. губернатор Орловской области дал первое поручение для создания в регионе свободной экономической зоны. Эта инициатива Вадима Потомского получила поддержку президента Владимира Путина, после чего губернатор провел рабочее совещание в Представительстве Орловской области при Правительстве РФ. На нем было решено, что это направление работы ляжет на плечи заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области - руководителя Представительства Орловской области при Правительстве РФ, заслуженного экономиста Республики Ингушетия Бекхана Оздоева. Документ о создании свободной экономической зоны в нашем регионе, проходит согласование в министерстве экономического развития.

Как подчеркнул Вадим Потомский, успешное достижение поставленных целей будет содействовать активному социальному и экономическому развитию региона, позволит сделать значительный рывок вперед, привлечет новых ответственных партнеров и стратегических инвесторов, а также послужит сильным стимулом для работы делового сообщества.

Немаловажны также и другие факторы, способствующие увеличению региональной инвестиционной привлекательности. Учитывая значимость развития инвестиционной инфраструктуры, представляется необходимым принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, задающего стандарты деятельности индустриальных парков, механизмы и инструменты государственной поддержки их создания и развития. Средства на возведение инфраструктурных инвестиционных объектов, в том числе индустриальных парков, следует выделять из федерального бюджета, ориентируясь на результат.

Не возникает сомнения в том, что подобного рода денежные операции нуждаются в строжайшем контроле. Выделение соответствующей субсидии субъекту Российской Федерации должно осуществляться только после того, как он самостоятельно за счёт средств местного бюджета либо же за счет привлечённых средств создал такой объект и привлёк в него инвесторов. Расчет компенсации расходов на объект инвестиционной инфраструктуры напрямую должен зависеть от размера поступающих налоговых платежей.

Помимо развития инфраструктуры целесообразно в целом повысить доступность финансовых ресурсов. В связи с этим следует кардинально снизить стоимость кредитных ресурсов, что не представляется возможным без изменения Центробанком ставки рефинансирования. Одновременно в целом деятельность Центрального банка должна быть направлена на формирование условий, стимулирующих развитие экономики, а не только на сохранение существующей ситуации и стабильного курса национальной валюты. Безусловно, это может повлечь за собой внесение изменений в закон о Центральном банке.

Улучшение инвестиционного климата отечественной экономики напрямую зависит от повышения производительности действующих российских предприятий и доступности рабочей силы.

Инвесторы настроены очень оптимистично в отношении будущей инвестиционной привлекательности России. Необычайно велика (более 70%) доля тех, кто уверен, что Россия в ближайшие три года станет более открытой для финансовых вложений. Вкладчики, несомненно, одобряют те действия правительства, которые направлены на повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие внутреннего рынка и образование населения. Также приветствуются меры, направленные на стимулирование конкуренции, снижение коррупции и повышение стабильности. Эти факторы вызывают особое беспокойство инвесторов при планировании вложений в российскую экономику. В случае эффективного решения этих проблем Россия может рассчитывать на рост количества проектов, финансируемых за счет прямых иностранных инвестиций [7].

По мнению 21% инвесторов, уровень стабильности политической, законодательной и административной сферы является непривлекательным фактором. У них вызывает беспокойство то, что изменения в законодательстве, административной системе или государственной политике могут нанести ущерб их инвестиционным проектам или привести к потере прав собственности. У инвесторов нет единого мнения относительно возможностей развития предпринимательства и ведения НИОКР в России. Почти половина из них - 47% опрошенных - не считают, что в России созданы благоприятные условия деятельности для предпринимателей. При этом 44% не находят привлекательными имеющие в России возможности в области НИОКР. Данная точка зрения отражает ощущение инвесторов по поводу того, что российской экономике не хватает динамики из-за значительного влияния государственных предприятий.

При всех положительных качествах инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема. Не все инвестиции одинаково полезны. Значительная доля предприятий, в том числе естественных монополий, даже при нынешних жалких объемах остаются «советскими» по показателям эффективности. И нередко инвестиции, вкладываемые в эти субъекты хозяйствования, так и остаются неоправданными. Конечно, чем больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Также необходимо разрабатывать концепции страхования и гарантий иностранных инвестиций в России.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дударева А.Б. Условия повышения инвестиционной привлекательности в России // Проблемы и перспективы аграрного сектора экономики: матер. науч.-практ. конф. молодых ученых. Орел: Изд-во: Орел гАу, 2015. С. 143-148.

2. Инвестиции в России. 2015. Стат.сб. / Росстат. М., И58, 2015. 190 с.

3. Инвестиционный портал Орловской области // иРЬ: http://invest-orel.ru.

4. «Обзор динамики и структуры прямых иностранных инвестиций в Россию» // иРЬ: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.

6. Сапронова А.Б. Соглашение о разделе продукции как перспективное направление политики стимулирования иностранных инвестиций в России // Экономические науки. 2009. № 10 (59). С. 259.

7. Сапронова А.Б. Опыт и инновационные перспективы реализации агропромышленной политики Орловской области // Вестник СГАУ. 2010. № 5. С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.