УДК 339.9
З.В. Вдовенко, Н.В. Харченко
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Механизм регулирования деятельности промышленных предприятий можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, при помощи которых осуществляется воздействие государственного управления через промышленную политику. Региональная промышленная политика является частью государственной и определяется конкурентной средой, направлением социально-экономического развития, ресурсным потенциалом, размером бюджета и т.д.
Формирование и реализация промышленной политики на региональном уровне тесно взаимосвязаны с вопросами эффективного развития отраслей, составляющих промышленность региона. Определяющим элементом региональной промышленной политики на современном этапе реформирования эко-
номики становится инвестиционная политика, важнейшая составляющая формирования устойчивого развития. Вместе с тем, устойчивое развитие региона напрямую связано с процессами, происходящими в
стране и, в целом, в мировом пространстве и естественно, должно учитывать эти процессы. Таким образом, логика нашего исследования предполагает более подробное рассмотрение этих процессов на уровнях страны и региона с учетом развития химической отрасли.
Государственное регулирование в области научно-
технической и промышленной политики является неотъемлемой составной частью устойчивого развития. При этом используются различные подходы и методы регулирования: институциональные преобразования; формирование нормативно-
правовой среды и условий для развития инновационно ориентированных изменений в промышленности; реформирование налоговой системы; таможенное регулирование; стимулирование инновационной деятельности; содействие расширению спроса российских товаров; стимулирование частных инвестиций; целенаправленное применение государственных инвестиций; совершенствование системы управления и т.д.
Необходимо отметить, что в России имеется немало препятствий для инновационной активности, имеющих различную степень влияния и на развитие химического комплекса, связанных с отсутствием необходимых законодательных, политических, экономических, моральных и иных инструментов регулирования данного процесса. Значительное место в про-
Таблица 1
Факторы, препятствующие инновациям в организациях промышленности в 2000 г.
Факторы Число организаций, оценивших факторы, препятствующие инновациям
основные значительные незначительные
Экономические факторы:
Недостаток собственных денежных средств 5931 2820 779
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства 2499 2896 1524
Низкий платежеспособный спрос на новые продукты 842 2243 3069
Высокая стоимость нововведений 2388 3281 1407
Высокий экономический риск 980 2514 2819
Длительный срок окупаемости нововведений 894 2677 2603
Производственные факторы:
Низкий производственный потенциал организации 1469 2082 2947
Недостаток квалифицированного персонала 576 1950 3914
Недостаток информации о новых технологиях 385 1681 4121
Недостаток информации о рынках сбыта 425 1746 3929
Невосприимчивость организации к нововведениям 262 895 4392
Невозможно кооперирование с другими организациями 370 1415 3761
Другие факторы:
Низкий спрос на инновационную продукцию 627 1598 3336
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность 718 1922 2979
Неопределенность сроков инновационного процесса 338 1506 3322
Неразвитость инновационной структуры 560 1888 2893
Неразвитость рынка технологий 612 2072 2792
* Источник: Российский статистический ежегодник 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.- 690 с.
цессе торможения развития инновационно активной среды является несовершенство налогового законодательства, негативные взаимоотношения чиновников и производителей, чиновников и инвесторов и т. д. К факторам, препятствующим инновационной активности в организациях промышленности в 2000 г., были отнесены факторы, обобщенные в табл. 1.
По мнению авторов [1], Россия не обладает достаточными предпосылками успешной модернизации ни на макро-, ни на микроуровнях. Количество и качество инновационных процессов не соответствует требованиям рыночной экономики. Так, в России из 384 тыс. предприятий промышленности к инновационно активным относится всего 5,2%. В 2000 г. доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила около 3%, в том числе, в черной металлургии - 2,5, цветной - 0,4, химической и нефтехимической - 5,5, машиностроении и металлообработке
- 6,3%. Наибольшая доля инновационных затрат предприятий направлена на приобретение основных фондов, проектирование, технологическую подготовку, испытания (около 70% от затрат на инновации).
В то же время, на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития, включая патенты и лицензии, приходится лишь 8 % затрат на инновации, а на обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования - около 1%. Неэффективная структура затрат на инновации напрямую связана с ограниченностью ресурсов, что значимо влияет на качество, новизну и конкурентоспособность производимой продукции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России на сегодняшний день отсутствует государственный протекционизм в области научных исследований, нацеленных на повы-
шение инновационной активности промышленных предприятий.
Перейдем к рассмотрению влияния инновационно ориентированной политики на развитие химического комплекса России и исследуемого региона. К наиболее существенным проблемам химических предприятий, тормозящих инновационную активность, можно отнести: дефицит оборотных
средств, убыточность и неплатежеспособность, неликвидность, финансовую неустойчивость, отсталость информационных и управленческих структур, отсутствие развитой инновационной среды и т. д.
Решение проблем внедрения инновационных процессов в производство и выход на качественно новый техникотехнологический уровень предполагает иные подходы к организации управленческих структур в исследуемой отрасли. Необходим комплексный, системный подход к управлению, переход от традиционных к прогрессивным принципам управления, создание благоприятной для внедрения инноваций законодательной базы. Однако, в политически нестабильных условиях, главная цель для бизнесменов - получение сверхдоходов в короткий срок, тогда как фундаментальная наука, обеспечивающая технический прогресс, требует больших затрат и длительного времени. На сегодняшний день в России фундаментальные исследования не поддерживаются никакими методами - ни политическими, ни экономически, ни конъюнктурными и потому еще долго отечественная наука не будет в должной мере востребована.
По нашему мнению, проведение активной инновационнотехнологической политики в химической отрасли невозможно без приоритетного развития прикладной химической науки, которая должна стать важнейшим фактором стратегического развития химического комплек-
са, направленного на:
- выпуск прогрессивной и конкурентоспособной продукции для всех отраслей народного хозяйства;
- обновление и расширение ассортимента выпускаемых товаров на основе научно обоснованного улучшения потребительских свойств химической продукции для промышленности, населения и сферы услуг;
- развитие импортозамещающих производств на базе освоения передовых химических технологий и наукоемких продуктов;
- формирование экспортного химического потенциала за счет научно обоснованного углубления переработки сырья, расширения ассортимента продукции, удовлетворяющей международным требованиям качества;
- углубление интеграционных процессов в химическом комплексе ближнего и дальнего зарубежья на базе научнотехнической кооперации и восстановления утерянных взаимосвязей и совместных разработок специалистов;
- диверсификацию и реструктуризацию экономики отрасли в целом.
По мнению ряда авторов, промышленной политики в нашей стране не существует. Попытки создать инструменты структурной промышленной политики приводят пока лишь к формированию механизмов, которые отраслевые лоббисты могут использовать в своих интересах. По их мнению, не нужно бороться за то, чтобы правительство и государство в целом проводило эффективную структурную промышленную политику, «подразумевая при этом, что государство должно особо полюбить именно химическую промышленность и создать ей льготы и субсидирование за счет налогоплательщиков и других нелюбимых отраслей, можно серьезно наступить на грабли». И далее, «лучше бы этой политики и не было, а вме-
сто нее создавались нормальные, здоровые (но не тепличные) условия для развития всех отраслей». Они считают, что стратегия развития, основанная на дешевизне ресурсов, - подход позавчерашнего дня. Отрасль нуждается в пересмотре общей стратегии развития [2] .
Восстановить в полном объеме выбывающие мощности производства советских времен, на что потребовалось бы несколько десятков миллиардов долларов, абсолютно нереально. Для стабилизации и развития химической отрасли необходимо выделение перспективных направлений развития, обеспечивающих достаточно высокую прибыльность и конкурентоспособность с учетом внешних факторов (в частности, процесс глобализации). Для привлечения инвестиций в отрасль, независимо от форм и источников этих инвестиций, необходима корпоративная реструктуризация: образование компаний с эффективной производственной стратегией. Государство должно создать работающую инновационную среду для инвестиций, Промышленная политика должна строиться так, чтобы было выгодно инвестировать в промышленность. Только в этом случае отрасль может стать конкурентоспособной на международном рынке.
Источником денежных средств для реализации промышленной, научно-технологической и технической политики в химическом комплексе должна стать система возвратного финансирования инновацион-
ных проектов и прикладных разработок, выполняемых с участием средств государственного бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастает необходимость привлечения дополнительных средств из бюджетных и внебюджетных фондов, а также привлечение средств компаний, организаций, специальных фондов, в том числе и венчурных, средств частного капитала, а также средств граждан. Одним из направлений является привлечение банковского капитала, для чего необходима система государственных гарантий.
Необходимо обратить внимание на то, что иностранные фирмы не рискуют вкладывать средства в российские химические предприятия. Основными причинами такого положения, по нашему мнению, являются: политическая и экономическая нестабильность, отсутствие инвестиций банковского капитала, невостребованность отраслевых научно-исследовательских институтов; отечественные биз-
несмены не вкладывают имеющиеся денежные средства в отечественную химическую промышленность из-за длительности возврата инвестированных средств; низкая покупательская способность населения тормозит развитие промышленного производства; руководство многих химических предприятий не смогло или не захотело по субъективным причинам (отсутствие опыта, знаний, специального образования) вписаться в рыночную экономику; жесткая конкуренция на мировом рынке химической продукции.
По данным, полученным в результате исследований на региональном уровне., проведенных специалистами рейтингового агентства «Эксперт РА» доля Кемеровской области в общероссийском потенциале составляет около 2%. Кемеровская область входит в двадцатку лучших регионов страны и занимает 14 место в России из 89 субъектов. На первом месте в стране г. Москва - 18,3, на втором г. Санкт-Петербург - 5,6, на третьем Московская область -4,4%. Для сравнения: Иркутская область в России - на 16 месте, Новосибирская - на 19, Томская
- на 40. Инвестиционный потенциал определяется на основании макроэкономических характеристик, таких как насыщенность территории фактора-
Таблица 2
Наличие основных фондов по отраслям промышленности в Кемеровской области за период 1998-2002 гг., млн. руб.
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002
Вся промышленность 103823 102918 115411 119871 141998
В том числе:
Электроэнергетика 18188 19160 28981 35706 52533
Топливная 34494 32383 35940 34241 40375
Черная металлургия 23779 23332 24134 24764 24850
Цветная металлургия 2279 2086 2187 2284 2908
Химическая и нефтехимическая 10415 10382 9043 8718 8158
Машиностроение 8018 8011 7539 7285 6731
Лесная, деревообрабатывающая 759 531 401 345 256
Строительных материалов 3186 2595 2885 1799 1328
Легкая 879 677 632 584 417
Пищевая 2023 1741 1792 1971 2032
Мукомольно-крупяная 800 576 589 641 552
медицинская 547 554 571 549 531
Таблица 3
Степень износа основных фондов по отраслям промышленности в Кемеровской области
за период 1998-2002 гг., %
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002
Вся промышленность 52,4 53,3 52,2 53,5 56,0
В том числе:
Электроэнергетика 56,8 55,6 55,5 58,9 63,9
Топливная 43,8 45,4 42,1 42,4 44,7
Черная металлургия 55,6 55,6 55,5 56,3 57,1
Цветная металлургия 70,8 68,5 70,4 70,0 64,3
Химическая и нефтехимическая 65,4 66,5 67,7 67,3 65,2
Машиностроение 52,8 54,4 54,7 54,9 54,6
Лесная, деревообрабатывающая 45,5 46,7 42,0 41,4 40,2
Строительных материалов 54,9 57,2 58,9 52,0 48,3
Легкая 47,9 51,6 51,9 54,1 54,1
Пищевая 44,4 44,2 41,4 38,6 35,1
Мукомольно-крупяная 34,2 41,6 49,3 46,4 54,9
медицинская 49,2 47,8 47,2 45,8 46,9
ми производства, потребительский спрос населения, инновации, финансы и инвестиции, инфраструктура, природные ресурсы и др.
Состояние инновационной активности в Кемеровской области напрямую зависит от условий, созданных в целом по стране. Одним из важнейших показателей инновационной активности, как мы ранее выявили, являются инвестиции в основной капитал. По статистическим данным в Кемеровской области инвестиции в основной капитал ежегодно снижаются и сокращаются по всем источникам финансирования. Так в 1997
г. объем инвестиций за счет средств федерального бюджета снизился более чем на 72 % по сравнению с 1992-м, областного и местного бюджета - на 50%, за счет собственных средств предприятий - на 75%. В то же время в 1997 г. 77% всех инвестиций производились за счет собственных средств предприятий. Инвестиции в основной капитал, в целом по промышленности, в 2002 г. составили 12,067 млрд. рублей, а в химической отрасли этот показатель составил 187 млн. руб - 1,5% к общей сумме инвестиций по промышленности.
Причины такого положения
известны. Во-первых, отсталость научно-технического потенциала химических предприятий, созданного еще при социалистическом хозяйствова-
нии. Во-вторых, неустойчивое состояние большинства предприятий, что в определенной мере препятствует вложению средств в усовершенствование технологий производства, внедрению новейшей техники и технологий. В-третьих, в качестве основных источников экономического развития предприятия продолжают использовать инвестиции на капитальный ремонт и замену устаревшего оборудования. В-четвертых, в
Таблица 4
Коэффициенты обновления основных фондов по отраслям промышленности в Кемеровской области
за период 1998-2002 гг., %
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002
Вся промышленность 3,6 5,6 7,6 7,5 5,5
В том числе:
Электроэнергетика 2,1 6,1 3,5 2,5 1,4
Топливная 7,1 9,5 16,3 15,2 12,3
Черная металлургия 1,6 4,2 4,7 7,2 4,4
Цветная металлургия 2,6 7,3 5,8 5,2 7,7
Химическая и нефтехимическая 0,7 0,9 1,4 3,6 1,8
Машиностроение 1,1 1,1 2,2 2,1 1,7
Лесная, деревообрабатывающая 1,2 1,0 3,4 1,3 0,9
Строительных материалов 0,7 1,5 1,9 4,8 5,7
Легкая 1,2 0,5 0,9 1,7 1,4
Пищевая 7,1 5,9 10,6 14,6 17,0
Мукомольно-крупяная 12,4 1,2 2,4 4,2 2,4
медицинская 1,0 4,9 3,8 0,7 0,2
химической отрасли основными источниками внедрения инноваций являются собственные средства предприятий. Большинство предприятий для финансирования используют прибыль, остающуюся после налогообложения. Скромные масштабы инновационных проектов обусловлены тем, что они финансируются, в основном, за счет средств предприятий путем отвлечения оборотного капитала и составляют в химической промышленности 99,4% всех инвестиций. В целом по стране отсутствует механизм привлечения инвестиций в предприятия химического комплекса.
Одним из тормозов инновационной активности химических предприятий является ограниченность денежных ресурсов, что диктует необходимость развития своих конструкторских бюро, инструментальных производств, котельных и т.д., что противоречит общим принципам научно-технического
прогресса. Это сыграло определенную роль в разрушении отраслевого института химической промышленности на территории области - Кемеровского филиала ГИАП.
С 1995 г. филиал ГИАП перестал получать заказы на проектирование и финансирование на разработку новых проектов и к 1998 г. институт оказался в сложном положении. Основные работники перешли в КБ «Азота», остальные отправлены на пенсию. Но, как известно, конструкторские бюро менее опытны и квалифицированны, нежели отраслевые.
По данным комитета госстатистики Кемеровской области (табл. 2) наличие основных фондов в химической отрасли постоянно снижается, хотя в целом по промышленности иная тенденция - идет увеличение основных фондов. В тоже время износ основных фондов по отрасли (табл.3) значителен, достигает 65,2% и является самым высоким по промышленности.
По данным табл. 4, обнов-
ление основных фондов в химической отрасли значительно ниже, чем по промышленности области. В то же время выбытие основных фондов, (табл. 5) не отстает от темпов по промышленности области в целом.
Таким образом, химическая промышленность области по основным фондам является аутсайдером среди промышленных предприятий области, хотя, если сравнивать средний срок смены химических технологий в развитых странах, который по данным специалистов составляет 7 лет, то в России 14-21 год.[3] Как следствие, на внутреннем рынке появляется импортная продукция, которая ранее проходила по разряду экспортной.
Рассмотрим региональную инновационную политику в Кемеровской области, основой которой является законодательная база. Так, 08.07.1999 г. принят закон Кемеровской области № 56-ОЗ «О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области». В законе определены правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области. Закон регулирует вопросы взаимодействия органов государственной власти области с субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиции в приобретение, создание и модернизацию средств производства для изготовления товаров и оказания услуг. 19.11.2001 принят закон № 105-ОЗ «Об установлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в Кемеровской области», уста-
навливающий налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории области. Законом также предполагаются льготы при реализации проектов категории «А» по налогам на прибыль и на имущество. Департаментом внешнеэкономических связей Администрации Кемеровской области создан каталог инвестиционных проектов об-
ласти, включающий в себя свыше 140 инвестиционных предложений предприятий региона. Подготовлен вариант каталога на английском языке.
В Кемеровской области, как и в целом в России существуют проблемы, связанные с необходимостью выработки структурной политики инновационного развития в условиях дефицита финансовых ресурсов. В рамках концепции стратегического развития Кемеровской области на период до 2010 г. определены основные положения инновационной политики в области. В концепцию вошли и предложения по химической и химикофармацевтической отраслей промышленности, а также специальной химии.
Целью инновационной политики в Кемеровской области является создание условий для стабильного экономического развития и роста за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции. В этой связи для дальнейшего устойчивого развития региона актуально решение проблем глубокой переработки углей. Для реализации данного направления инновационного развития области постановлением Администрации Кемеровской области от 30.07.99 № 53 создан на базе ФГУП «Завод полукоксования» научно-
производственный центр глубокой переработки углей. Учредителями центра стали Президиум СО РАН, КемНЦ СО РАН, институты СО РАН: катализа, органической химии, химии и химической технологий, теплофизики, угля и углехимии. Кроме того, для обеспечения комплексного и рационального использования природных ресурсов разработана и внедряется программа переработки подземного газа - метана.
С учетом принятых Постановлений Администрации области от 30.03.1998 №14 «О программе организации добычи углеводородного сырья на тер-
Таблица 5
Коэффициенты выбытия фондов по отраслям промышленности в Кемеровской области
за период 1998-2002 гг., %
Наименование показателя 1998 1999 2000 2001 2002
Вся промышленность 2,8 2,4 2,3 1,5 1,4
В том числе:
Электроэнергетика 0,5 0,5 0,4 0,3 0,4
Топливная 7,1 5,6 5,6 2,8 2,8
Черная металлургия 0,6 0,6 0,5 1,2 1,1
Цветная металлургия 1,2 1,1 1,4 0,9 1,9
Химическая и нефтехимическая 0,5 0,8 2,6 0,8 1,0
Машиностроение 0,8 1,0 1,4 1,5 2,8
Лесная, деревообрабатывающая 1,0 10,3 3,6 3,8 8,5
Строительных материалов 1,1 1,6 0,6 1,8 1,2
Легкая 1,9 2,2 1,2 1,3 3,9
Пищевая 2,0 0,9 2,3 2,4 1,4
Мукомольно-крупяная 2,4 0,5 0,3 0,7 0,3
медицинская 1,0 0,8 0,8 1,6 3,0
ритории Кемеровской области» и от 09.11.2000 № 86 «О разработке программы опытнопромышленной добычи метана из угольных пластов в Кемеровской области», разработана целевая программа «Опытнопромышленная добыча метана из угольных пластов Кузнецкого бассейна» на период 20012003 гг. Для реализации программы создано предприятие ОАО «Кузбассгазпром».
Инновационный подход к производству обусловливает эффективность производства,
что является основой создания современной технологической базы для освоения конкурентоспособных видов продукции и переход в фазу экономически устойчивого развития и дальнейшего роста.
С целью стабилизации и дальнейшего развития предприятий химического комплекса области, повышения конкурентоспособности продукции, создания новых рабочих мест, увеличения вклада этих предприятий в доходную часть бюджетов всех уровней было принято распоряжение Администрации области от 02.03.2000 № 190-р «О разработке подпрограммы развития химического комплекса Кемеровской области на 2000-2005 годы».
Для расширения информи-
рованности предприятий по вопросам внедрения инновационных проектов Распоряжением Администрации области от 12.07.2002 № 487-р принято решение Администрации о проведении ежегодного регионального конкурса «Инновация и изобретение года». В конкурсе принимают участие предприятия, создающие или потребляющие результаты инновационной деятельности, обслуживающие инновационные процессы, содействующие освоению и развитию инноваций. Кроме того, на базе ЦНТИ создан инновационный научнопроизводственный центр и сформирована информационная база системы управления инновационной деятельностью в Кемеровской области, входящей в сеть Росинформресурс.
Вместе с тем необходимо отметить, что участие органов власти всех уровней не является фактором развития инновационной активности промышленных предприятий. В основном , существует практика распределения средств, приводящая с одной стороны к неэффективному использованию денежных средств, а с другой - порождает так называемые «иждивенческие» ожидания предприятий. К отрицательным моментам во взаимоотношении предприятий
и властей при проведении инновационной промышленной политики можно отнести: отсутствие законодательных процедур для оценки, отбора, возврата денежных средств, контроля за реализацией инновационных проектов и т.д; выбор инновационных проектов, не связанных со стратегией развития региона; «непрозрачные» отношения предприятий и местных властей; недостаток опыта в организации конкурсов инновационных проектов.
В условиях недостатка финансовых ресурсов большое значение в осуществлении инновационной промышленной политики приобретают привлеченные средства различных финансовых структур, бюджетных средств, инвесторов и средств предприятий.
Приоритетами инновационной политики в регионе должны стать:
- создание благоприятного инновационно ориентированного климата;
- помощь в поиске инвесторов, как отечественных, так и зарубежных;
- информационно-координационная работа;
- привлечение отраслевых НИИ для разработки стратегических проектов развития отраслей промышленности.
Для создания благоприятного инновационно ориентированного климата, в Кемеровской области должны быть проработаны вопросы первоочередной поддержки промышленных предприятий:
- стратегически значимых для экономики региона;
- создающих рабочие места;
- обладающих высоким инновационным потенциалом;
- производящих импортозамещаемую конкурентоспособную продукцию.
Повышение эффективности инновационных процессов возможно путем разработки организационных механизмов,
включающих:
- создание организаций, объединений, каких-либо других организационных структур, предназначенных обеспечивать комплексное обслуживание при внедрении инновационных проектов, учитывающих экономические интересы предприятий-партнеров, включая консультации специалистов;
- привлечение отраслевых НИИ для научной разработки и сопровождения нововведений;
- привлечение банков, заинтересованных в инвестировании производителей;
- привлечение иностранных инвесторов, заинтересованных в акциях российских производителей.
Применяя данные методы, можно сконцентрировать необходимый капитал для технического перевооружения предпри-
ятий и выхода на инновационные процессы технологического характера, непосредственно способствующих модернизации производства. Создание условий для внедрения инновационно ориентированных технологий позволит создать современную технологическую базу для освоения новых видов продукции. Предприятия химического комплекса смогут перейти в фазу устойчивого развития.
В настоящее время химические предприятия характеризуются наличием научно-технического потенциала, созданного при социализме, в качестве основных источников развития продолжают использовать инвестиции на капитальный ремонт и замену устаревшего оборудования. Вместе с тем, несмотря на сложность создания инновационной среды, повышения инновационной активности предприятий, наметилась положительная тенденция развития инновационного процесса - на ОАО «Азот», ОАО «Химволок-но Амтел-Кузбасс», ЗАО «То-кем», ОАО «Органика», ОАО «Знамя» перспективными планами технического развития предполагаются инвестиционные вложения в обновление и модернизацию производств (инновационные программы разработаны и на других химических предприятиях). Внедрение инновационных проектов позволит изменить ассортиментную политику, перейти от сырьевой направленности к
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
продуктовой, снизить издержки производства, увеличить глубину переработки сырья и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Таким образом, в результате исследования влияния региональной промышленной политики на предприятия химического комплекса Кемеровской области пришли к следующим выводам. Без модернизации
производственно-технической базы невозможны экономический рост и финансовая стабилизация. Важнейшим направлением развития химического комплекса в ближайшей перспективе должно стать инновационное развитие, а важнейшим фактором в развитии инновационной среды государственная политика в области развития инновационных процессов,
учитывающая современные мировые инвестиционные процессы и тенденции, международные нормы и правила. Основные усилия и государственные ресурсы должны быть направлены, прежде всего, на создание инфраструктуры инноваций,
формирование их современного рынка, а также нормативно -правовой базы инновационной деятельности. Одновременно
необходимо предусматривать меры по ослаблению негативных последствий глобализации мировой экономики и рынков технологий.
1. Любимцев Ю., Каллагов Э. Модернизация предприятий (сущность, направления) // Экономист.-2001 № 8.- С.35-36.
2. Елисеев Г. ВТО и новая стратегия для химической и нефтехимической промышленности // Химия и бизнес, 2002.- № 4.- с.52.
3. Химическая промышленность на рубеже веков: Итоги и перспективы// Химия и жизнь.-1999.-№4-5, с.21.
□ Авторы статьи:
Вдовенко Харченко
Зинаида Владимировна Наталья Вениаминовна
- канд.экон. наук, доц. каф экономиче- - ассистент каф. бухгал-
ского анализа и статистики РГТЭУ терского учета и аудита