Научная статья на тему 'Особенности реализации правоохранительной функции прокуратуры на современном этапе'

Особенности реализации правоохранительной функции прокуратуры на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1684
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОННОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PROSECUTORS / LAW-ENFORCEMENT FUNCTION / THE STATE / LAW / AND PUBLIC INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курцер Кирилл Михайлович

В статье рассматриваются особенности правоохранительной функции прокуратуры. Показана ее тесная взаимосвязь с правозащитной функцией. Раскрыто значение правоохранительной функции для инновационного развития российской экономики. Сформулированы выводы об особенностях реализации правоохранительной функции прокуратуры на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular qualities of law enforcement functions of prosecution under current conditions

The article discusses the features of the law enforcement functions of the Prosecutor's Office. Shows its close relationship with the human rights function. Disclosed the value of law-enforcement function for the innovative development of the Russian economy. Formulated conclusions about the specific law enforcement functions of prosecution at this stage.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации правоохранительной функции прокуратуры на современном этапе»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К.М. Курцер

Кафедра судебной власти, правозащитной и правоохранительной деятельности Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности правоохранительной функции прокуратуры. Показана ее тесная взаимосвязь с правозащитной функцией. Раскрыто значение правоохранительной функции для инновационного развития российской экономики. Сформулированы выводы об особенностях реализации правоохранительной функции прокуратуры на современном этапе.

Ключевые слова: прокуратура, правоохранительная функция, государство, законность, публичные интересы.

Одним из важных элементов государственного механизма Российской Федерации является прокуратура, которая функционирует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Особенности деятельности прокуратуры по реализации ее функций на каждом конкретном этапе развития российской государственности определяются совокупностью факторов: политических, экономических, социальных.

В современных условиях основными факторами, определяющими модели реализации правоохранительной функции прокуратуры в России, являются:

1) продолжающееся реформирование системы государственного управления, связанное с модификацией системы и структуры органов государственной власти и перераспределением их полномочий;

2) процессом развития судебной системы, ее реформированием, слиянием системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

3) совершенствование законодательства, в том числе внесение масштабных и принципиальных изменений в гражданское законодательство России;

4) модернизация экономики страны и ее инновационное развитие.

Особенности реализации правоохранительной функции прокуратуры не в

последнюю очередь зависят от состояния дел в экономике и основного вектора ее развития.

Сегодня, когда все российское общество ощущает необходимость экономического рывка, руководство страны провозгласило курс на модернизацию экономики и ее инновационное развитие. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, пре-

дусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций [4].

Развитие инновационной экономики невозможно без активного участия государства в данном процессе. Важную роль играет деятельность государства «по формированию правовых основ жизни общества, способствующих появлению и внедрению инноваций. Речь идет о развитии законодательства, защищающего частную собственность, охраняющего интеллектуальную собственность, регулирующего создание и деятельность юридических лиц» [7. С. 82].

Право представляется важным фактором модернизации экономики, а также инструментом государственного воздействия на общественные отношения в экономической сфере. Успех инновационного развития экономики во многом определяется успехом развития права. При этом важное значение имеет не только принятие новых, более совершенных законов, но и обеспечение их неукоснительного соблюдения. «Работающий», эффективный закон — это «живое» право, проявляющееся и действующее в общественных отношениях, а не мертвая буква, бесконечно далекая от жизни с ее сложностями и разнообразием.

Прокуратура выступает как один из государственных органов, на который возложена задача стоять на страже закона, обеспечивать неуклонное исполнение и соблюдение законодательства всеми субъектами общественных отношений. Деятельность прокуратуры играет важную роль для обеспечения правовой модернизации государства и общества, для инновационного развития экономики. Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокуратура обеспечивает гарантии реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц в экономической сфере. Она выступает как связующее звено между государством и обществом, обеспечивая необходимый баланс во взаимоотношениях между ними, основанный на соблюдении правовых норм. В связи с этим важной задачей является совершенствование форм и методов правоохранительной деятельности прокуратуры.

Важность правоохранительной деятельности прокуратуры для развития экономики определяется тем обстоятельством, что, несмотря на принимаемые меры, несмотря на ежедневный кропотливый труд сотрудников правоохранительных органов, уровень экономической преступности остается высоким. Несмотря на принимаемые меры, остается высоким и уровень коррупции. В течение 2012 г. органами прокуратуры выявлено 349 099 случаев коррупции, по инициативе прокуроров возбуждено 4567 уголовных дел по фактам коррупционных преступлений. Всего в сфере экономики в 2012 г. выявлено 1 167 599 нарушений закона [5].

Выявляя значительные нарушения в сфере экономической и предпринимательской деятельности, прокурор в рамках правоохранительной функции имеет возможность принять реальные меры для их устранения и восстановления нарушенных интересов государства и общества.

На сегодняшний день легальное определение понятия «правоохранительная деятельность» отсутствует, как в целом, так и применительно прокуратуре.

Само понятие «деятельность» означает целенаправленную регулярную активность. Отсюда следует, что деятельность, во-первых, предполагает целеполагание, во-вторых, представляет собой не разовый акт, а постоянную активность.

Правоохранительная деятельность осуществляется в рамках правоохранительной функции государства. Одна из важнейших задач государства — поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, с нарушениями норм права. Эта задача находит свое воплощение в деятельности тех органов государства, которые получили название правоохранительных органов. К их числу относится и прокуратура.

По нашему мнению, правоохранительная деятельность прокуратуры — это самостоятельный вид деятельности, выполняемый органами прокуратуры на основании законодательства о прокуратуре и заключающийся в охране правовыми средствами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, охраняемых законом общественных и государственных интересов, интересов органов местного самоуправления.

В современных условиях формируется представление о том, что конечной целью правоохранительной деятельности является защита прав и свобод граждан [2. С. 8]. Действительно, в современных условиях степень защищенности прав и свобод человека, наличие гарантий их полной реализации могут рассматриваться как важнейший признак демократического государства. С международно-правовой точки зрения необходимость соблюдения прав человека рассматривается в условиях западной цивилизации как аксиома [6. С. 122].

В то же время приоритет прав человека не умаляет значимость прав и законных интересов иных субъектов общественных отношений. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Из этого можно сделать вывод, что предметом правоохранительной деятельности являются как права и свободы граждан, так и права и законные интересы юридических лиц.

В то же время нельзя забывать и про исторически первую и не менее важную функцию прокуратуры — стоять на страже законности, защищать интересы государства, в том числе в сфере экономики.

Являясь правоохранительным органом, прокуратура не может быть лишена своей правоохранительной функции, присущей ей генетически. К тому же правоохранительная и правозащитная функции прокуратуры тесным образом взаимосвязаны: защищая законность во всех сферах, прокуратура тем самым способствует более полной защите прав и свобод граждан, реализации интересов всего общества. Единство правоохранительной и правозащитной функции вытекает, в частности, из п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где говорится об обеспечении «верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» [9].

Не вызывает сомнений тесная связь правоохранительной деятельности прокуратуры с деятельностью по обеспечению законности и правопорядка.

Именно на поддержание правопорядка и укрепление законности направлены ежедневные действия правоохранительных органов и их сотрудников.

Роль и значение прокуратуры Российской Федерации, которая является уникальным государственно-правовым институтом, связаны с укреплением законности и правопорядка в стране. Из этого следует, что прокуратура, бесспорно, относится к числу правоохранительных органов, обладающим наиболее крупным правозащитным потенциалом, последовательно реализующим в своей деятельности правозащитную функцию в обеспечении режима оптимального функционирования всех сфер жизни общества и государства, в том числе, конечно же, и в сфере экономики.

Правоохранительная деятельность прокуратуры представляет собой одну из форм защиты публичных интересов. Выявляя значительные нарушения в сфере экономической и предпринимательской деятельности, прокурор в рамках правоохранительной функции имеет возможность принять реальные меры для их устранения и восстановления нарушенных интересов государства и общества.

Публичные интересы — это соответствующие праву осознанные потребности социальной общности, обусловленные конкретным положением общества, объективно представляющие внутреннюю жизнь государства, всего населения через общественные отношения, регулируемые нормами права [3]. Публичные интересы отражают внутреннюю жизнь общества, существующую систему общественных связей [8. С. 31].

Важнейшее направление правоохранительной деятельности прокуратуры, непосредственно связанное с защитой публичных интересов — надзор за соблюдением законности в сфере экономики, в том числе непосредственно в гражданском обороте. Только на основе законности возможна эффективная экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, уполномоченных органов власти и муниципальных образований.

Повышение роли законности должно стать закономерным и реальным отражением влияния права на общественную жизнь. Но для этого необходим непрерывный и неослабный контроль со стороны органов прокуратуры за соблюдением законов на всей территории страны.

Реагирование на выявленные нарушения законности должно быть, во-первых, своевременным, во-вторых, адекватным, в-третьих, эффективным. Только в этом случае можно говорить об успешной реализации органами прокуратуры ее правоохранительной деятельности. Неотвратимость ответственности для всех нарушителей закона, независимо от сферы совершенного правонарушения и от должностного положения нарушителя, представляет собой важнейшую гарантию законности.

Законность в гражданском обороте неразрывно связана с нашей общей задачей, провозглашенной в Конституции — с построением правового государства.

На этом пути удалось продвинуться пока не слишком далеко. Сохраняют свою актуальность слова В.Г. Бессарабова, написанные более десяти лет назад:

«Провозгласив идею правового государства, мы не подкрепили ее работой по реальному претворению в жизнь... Общественная практика продолжает идти по пути разбалансирования действия разных юридических рычагов, отступления от многих требования закона, принижения роли правовой культуры. Вот почему прокуратура призвана стать одним из гарантов проводимых в стране преобразований цивилизованными средствами.» [1. С. 181].

В целом необходимо отметить, что правоохранительная деятельность прокуратуры на современном этапе развития общества и государства в России обладает, по нашему мнению, следующими признаками:

1) правоохранительная деятельность представляет собой неотъемлемую составную часть целостного единства, представленного также правозащитной и надзорной деятельностью;

2) правоохранительная деятельность направлена на достижение главной цели прокуратуры, которой является режим законности;

3) правоохранительная деятельность, обеспечивая соблюдение действующего законодательства всеми субъектами общественных отношений, ориентирована на защиту права как универсального регулятора данных отношений;

4) правоохранительная деятельность, в конечном счете, направлена на защиту прав и свобод человека, а также прав и законных интересов юридических лиц, так как полнота реализации этих прав во многом зависит от состояния законности;

5) правоохранительная деятельность прокуратуры ориентирована на защиту публичных интересов, которые следует понимать шире, чем просто интересы государства;

6) эффективная правоохранительная деятельность прокуратуры — залог успешного инновационного развития экономики современной России;

7) правоохранительная деятельность прокуратуры представляет собой важный фактор формирования гражданского общества и правового государства в современной России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бессарабов В.Г. Прокуратура и контрольные органы России. — М., 1999.

[2] Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. — 2011. — № 6. — С. 7-9.

[3] Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. — 2013. — № 6.

[4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.

[5] Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://www.genproc.gov.ru/ stat/data/80780.

[6] Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». — 2011. — № 1. — С. 121-123.

[7] Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 7 (50). — С. 8183.

[8] Рогачева Л.И. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. — 2013. — № 2. — С. 31-32.

[9] Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07. 2013) // СЗ РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

PARTICULAR QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF PROSECUTION UNDER CURRENT CONDITIONS

K.M. Kurtser

The Department of Judicial Authority, Law Enforcement and Human Rights Activity Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article discusses the features of the law enforcement functions of the Prosecutor's Office. Shows its close relationship with the human rights function. Disclosed the value of law-enforcement function for the innovative development of the Russian economy. Formulated conclusions about the specific law enforcement functions of prosecution at this stage.

Key words: prosecutors, law-enforcement function, the state, law, and public interest.

REFERENCES

[1] Bessarabov V.G. Prokyuratyura i kontrol'nye organy Rossii. — M., 1999.

[2] Gyulyagin A.Yu. Pravookhranitel'naya deyatel'nost': osnovnye pravovye kharakteristiki // Administrativnoe pravo i protsess. — 2011. — № 6. — S. 7-9.

[3] Gyuseva T.A., Ignatova Yu.N. Rol' prokyurora v zaschite pyublichnykh interesov // Zakono-datel'stvo i ekonomika. — 2013. — № 6.

[4] Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federa-tsii na period do 2020 g. (Yutv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2008. — № 47. — St. 5489.

[5] Ofitsial'nyy sayt General'noy prokyuratyury RF. URL: http://www.genproc.gov.ru/ stat/data/80780.

[6] Pashentsev D.A. Neskol'ko tezisov o pravakh cheloveka // Vestnik MGPYu. Seriya «Yuri-dicheskie nayuki». — 2011. — № 1. — S. 121-123.

[7] Pashentsev D.A. Pravovye osnovy innovatsiy i innovatsionnoy deyatel'nosti v Rossiy-skoy Federatsii // Evraziyskiy yuridicheskiy zhyurnal. — 2012. — № 7 (50). — S. 81-83.

[8] Rogacheva L.I. Vzaimodeystvie gosyudarstva i obschestva v yusloviyakh evraziyskoy inte-gratsii // Evraziyskiy yuridicheskiy zhyurnal. — 2013. — № 2. — S. 31-32.

[9] Federal'nyy zakon «O prokyuratyure Rossiyskoy Federatsii» (v red. Federal'nogo za-kona ot 23.07. 2013) // SZ RF. — 1995. — № 47. — St. 4472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.