DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-119-125 УДК 342.7; 342.1
и
. особенности;
на
территории Российской прав человека, как
. прав и свобод человека и через призму огрт права на свободу
р
ереовижения и п-рша. собственности.. Обосновывается, что некоторые основополагающие подзаконные нормативно-правовые акты в данной сфере вышли за рамки предписаний Федерального закона «О Государственной границе РФ», поскольку истолковали обозначенные в Законе нормы расширительно. Также на основе анализа норм федерального законодательства, преследующего цель защиты суверенитета России от ности формирования на приграничных территориях анклавов,
выьявлена возможность их «обхода» со <
яр
Ключевые слова:: свобода ность, закон.
при.граничная территория, °граничение,
Российской
человека, его
высшУю Ценность.
соблюдение и защита прав и свобод человека и занность государства [16]. Но вместе с тем существуют территории, имеютт^ие определенные особенности их реализации. Особый исследовательский интерес вызывают особенности в части ограничений прав и свобод, которые зачастую установлены для лиц, проживающих на приграничной территории и обусловлены свойствами ее правовог° реж^^ а также наличием или отсутствием гражданства Российской Федерации.
На фоне р°сга угр°з международног° терроризма и миградионного коллапса в ряде Европейских ма ограничения прав
особенно в б
еще
более актуальной.
Анализируя особенности реализации прав и свобод человека и гражданина на приграничной территории в Российской Федерации, сначала чение такого
го конституционного свободу на РФ «О Г
пРава
В ст. 17
границе Рос-
Рыбак Александр
сточный юридически
Скрипко Павел Бо
ционного и техничес сточный
ладимирович - канд. техн. наук, доцент, институт МВД России (г. Хабаровск).
■ канд. техн. наук, доцент, начальник кафедры : (перативно-разыскнои деятельности, . институт МВД России (г. Хабаровск). Email:: [email protected]
Нежинская Ксения Сергеевна
ный юридический институт МВД России (г. Хабаровск). ЕтаИ: [email protected]
канд. юрид. наук
Рыбак Алексей
институт МВД России (г.
ь, Да
Email:
сийской Федерации» [4] це) устанавливаются
(Закон о грани-пр°х°да, и пере-
въезда, временного движения лиц и транспортн^1х средств в пограничной зоне. Вместе с тем из содержания этой статьи HеЯсHо, какими государственными органами может быть
зе ФСБ не были установлены основания для отказа выдачи пропуска для прохода, въезда лиц и транспортных средств в пограничную зону, как это имело место в Приказе ФСБ [10], действовавш
установлен порядок проходa, проездa, продолжительность и прочие условия
пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств [15].
от
ствовавшем ранее. В нем, в отличие от Закона о грaнице, был установлен перечень оснований для отказа в выдаче пропуска или выдачи пропуска на более поздний срок для прохода въезда лиц и транспортн^1х средств в пограничную зону. Однако значение понятия «более поздний срок» в Приказе фСБ также не раскрывалось.
основания для отказа ся Административным
в
права на свободу передвижения в пограничной зоне.
Анализ Закона о Государственной границе РФ и Приказа ФСБ дает основания сделать следующие выводы:
1. В Приказе ФСБ, помимо тельно установленного перечня тов, удостоверяющих личность, а также документов для прохода, въезда в пограничную зоHy, требуется наличие персональных или коллективных пропусков для прохода, въезда лиц и транспортных
средств в пограничную зону
мых пограничными управлениями лами) ФСБ России по субъектам РФ или подразделениями пограничн^1х органов.
2. Приказ ФСБ устанавливает чень граждан Российской также иностранных лиц и данства, которые по докум« веряющим личность, обладают правом прохода, въезда в пограничную зону, временного пребывания и передвижения в ней. Отметим, что перечень граждан Российской Федерации, обладающих данным правом, шире по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства. В его основу положены как принцип должностного положения, так и места проживания, в то время как для
иностранн^1х граждан предусматривается возможность передвижения без специальных пропусков только в случае постоянного или временного проживания на приграничной территории. Данный факт объясняется тем, что определенные
должности госуДарственной гражДанской и правоохранительной службы могут занимать только граждане России.
В Законе о границе, а также в
ментом ФСБ России при оказании дарственной услуги по выдаче пропусков
для прохода, въезда лиц и тр,
средств в пограничную зону;
ний на
и других мероприятий; содержание и выпас скота в пограничной зоне; промысловую, исследовaтеЛЬсKую, изыскательскую
и иную деятельность в российской части
вод пограничн^1х рек, озер и иных во-
режим [8] и содержат в себе:
а) указание в заявлении, ходатайстве или именном списке неполной или ложной информации;
б) несоблюдение требований,
п. 20
регламента;
в) запрет территориальн^1х органов
на проход) въезд иностран
ных граждан, лиц без гражданства в пограничную зону;
г) отсутствие документов, перечисленных в п. 17 Административного ред) наличие у заявителя действующего
пропуска в пределах местности, в границах которой располагается муниципальное образование, где установлена
пограничная зона, на период времени, в который заявитель планирует совершить
свой проход или въезд.
Представляется, что Административный регламент и Приказ ФСБ вышли за рамки предписаний Закона о границе, поскольку истолковал обозначенные в Законе нормы расширительно. Так, Закон не предполагает принятия подзаконных актов, содержащих какие-либо
правоустанавливающие нормы в части увеличения перечня необходим^1х документов, определения оснований для отказа в проходе, въезде лиц и транспортных средств в пограничную зону, а
также условий, оказывающих влияние на срок пребывания на территории по-
мер
Общий анализ ограничительных относительно права на свободу жения в пограничной зоне, ных Приказом ФСБ, позволяет чить, что данные ограничительные меры не соответствуют следующим критериям допустим^1х ограничений:
- установление ограничения права на свободу передвижения подзаконным нормативным правовым актом (в части отказа в выдаче пропуска);
ях, когда присутствие граждан димо», «при необходимости
зоне» позволяют расширительное вание, т. к. в приказе ФСБ не сказано, что ограничения прав на свободу движения, установленные в нем,
и являются необходимыми для защиты безопасности госуда.рства;
- несоответствие критерию димости в демократическом т. к. ограничение права человека на с
боду передвижения в пограничн^1х
нах не обусловлено неотложными со: альными потребностями;
: принципу Pавенствa, гжения и пребывания
т. к. право передвиже1 в пограничной зоне разных категорий граждан зависит от их регистрации по месту жительства или пребывания;
- несоответствие принципу сораз-
Обратимся к еще одному онному праву, ограничиваемому в связи с особым статусом пограничной территории - праву собственности.
В соответствии с Указом Президента РФ о перечне приграничн^1х территорий [7] утвержден перечень приграничных теPPитоPий, на котор^1х иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут иметь землю на праве собственности. Этот документ принят в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ [2].
Да
Суда
рассмотрения Конституционного РФ. Так, в Постановлении онного Суда РФ № 8-П [11] от 23.04. г. отмечено следующее. Как таковая возможность предоставления гражданам, юридическим липам иностранн^1х государств и лицам без гражданства права приобретать на определенных условиях в собственность и пользоваться (распоряжаться, владеть) земельными участками поскольку земля не ограни-и не исключена из него на законном основании (п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ [1]). При этом данная возможность вполне соответствует Kонститудионно-прaвовому статусу земли, являющейся публичным достоянием всего многонационального народа Рос-
ог°нaционaльного народа сийского государства, и вытекает из ч. ст. 9 и ч.ч.1, 2 ст. 35 Конституции РФ.
Вместе с тем _ ние данных отношений, федер
2
в
с ч. 3 ст.
интересам;
- несоответствие принципу
55 Конституции РФ, должно обеспечить
конституционно значим^1Х цен-
соблюдая основные конституционные права. Законодателю, при этом, нужно учитывать вытекающий из статей 9 и 36 Конституции приоритет права граждан Российской Федерации иметь в
фсжгаишю 1т ргщшша^ыгое; ее иcпoлI>зо-вание и охрану; защиту экономического
суверенитета Российского г°судaрCтвa,
Законе о границе нет четкого
власти по реализации ограничений права на свободу передвижения людей в
ничной зоне. К тому же наличие ] ленности в некоторых отдельных
и целостность
ритории страны (ч.ч. 1, 3 ст. 4 ции РФ) [13, с. 41-45].
Конституционный Суд РФ отмечает,
что ^дер^ньга законодатель,
зуя возложенную на него
его предсказуемость и доступность.
и
лиц без гражданства в реализации права землепользования, установив, таким образом, изъятие права частной ности на землю из национального ма регулирования. В частности, в ст. 15 Земельного кодекса РФ для указанных лиц установлен запрет на обладание (на
цам участков земли, располаг на отдельных территориях, не речат Конституции. Эти положения, на-
против, конкретизируют ее положения
о конституционно-правовом статусе и предназначении земли [12, с. 21].
Отметим возникающую в свете вы-
угасжами которые находятся на пр] граничн^1х и других территориях РФ соответствии с действующим ным законодательством. Помимо
в
и лиц без гражданства ются некоторые ограничения
эбс
категорий. Так, исходя из № 137-ФЗ от
.10.2001 г. «О введении в действие
[3]»,
лица и лица без гражданства могут зоваться и владеть только сельскох
Схожая норма, которая также юпространяется и на юридических лиц, складочном (уставном) капитале кото-
аренды. р
в
рых доля лиц без гражданства, ных граждан или
3
24.07.2002 г.
№ 101-
«Об обороте земель назначения» [6].
Суд РФ
также от-;нные в п.
метил, что положения,
3 ст. 15 Земельного кодекса РФ о запрете предоставления в соб без гражданства, нам и иностранным юр:
[гр
риях проблему.
Как оценить данное положение закона с правовой точки зрения, когда ный участок приобретается в ность российск
ляется следовать
:ским юридическим лицом,
>енным уЧредитеЛем которого яв-
иностранный гражданин? Если букве закона, то сделка по 1ию такого земельного участка
Как определил Конституционный Суд Российской Федерации, целями такого правового регулирования являются: защита интересов экономики страны; обеспечение суверенного права РФ на все ее природные ресурсы и боГaтствa, а также гарантирование российским гражданам относительно равных условий конкуренции с зарубежным капиталом и, таким гёрдеод реализация ими онного права на свободное ние и использование своего имущества и
и другой не ством, э
Конс
зретен
вполне соответствует всем требованиям закона и подлежит государственной регистрации. Если же исходить из смыслового анализа закона, то вполне понятно, что норма п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ преследовала цель защитить суверенитет от возможности формирования на приграничных территориях а^ав^ контролируемых иностранными лицами. И, исходя из смысла указанного законоположения, не имеет значения, кто приобретает земельный участок - иностранный гражданин или российское юридическое лицо, полностью контролируемое иностранным г-ражда™^^
который вправе принимать решени^ имеющие ключевое значение для деятельности юридического лица [14, с. 24].
Стоит полагать, что законодатель не-
15 ЗeмелФно]MУкоДексa рФ, но такой! недочет легко устраняется смысловым (це-
конструкцию юридического лицa,
позднее Земельного кодекса РФ, со, жат более удачные формулировки т. 5 Федерального закона о апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке
стратегическое Значение для
ния обороны страны и безопасности
сударства» [5]). ли- нормативно-правовая база России, ре
лирующа° статус иностранных граждан и лиц без гражданства, свидетельствует о равенстве прав и обязанностей как для
ключением случaев, прямо устаНовЛеНН^1х федеральными законами или международными договорами) в части абсолютных прав. Общий правовой статус ных граждан и лиц без
равнен к аналогичному статусу россиян
но вместе с тем содержит правовые
гламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для &ъез°а (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений ш хозяйственную, промысловую и и.ную деятельность, проведение массовых общественно-политических,
и других мероприятий, ние и выпас скота в пограничной зоне, ловую исследoвameльскую, изшжател
иную деятельность в российской части вод по-граничн^1Х рек озер и иных водных объектов где установлен пограничный режим : приказ ФСБ России от 13 ноября 2012 г. № 572 // Российская газета. 2013. 3 апреля.
9. Об утверждении Правил пограничного ре-
1. Гражданский кодекс Российской ции (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 октября.
3. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 октября.
4. О Государственной границе Российской Федерации: закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Российская газета. 1993. 4 мая.
5. О порядке осуществления инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // Российская газета. 2008. 7мая.
6. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федеральный закон от 24 июля
2002 г. № 101-ФЗ //
. газета. 2002.
7. Об утверждении ^рри^ри^ на котор^1Х иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками : указ
2011. 11 января.
8. Об утверждении Административного ре-
ф
1 описание статьи
№ 515 // Российская газета. 2012. 21 декабря.
10. Имеется в виду Приказ ФСБ РФ от 1С сентября 2007 г. № 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» // та. 2007. 24 ноября. В настоящее , тил силу.
11. По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы : Постановление Конституционного суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П // Российская газета. 2004. 28 апреля.
12. Бобряшова М А. Права на земельные участки инюстртяых. фшических и юридиче-
■ автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М, 2007.
13. Волков Г\ А. Проблемы , ния земельного законодательства // ческое право. 2012. № 1.
14. Ильичева О. А. Конституционное право частной собственности гражданина на землю. Проблемы теории и судебной защиты : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
15. Миролюбова С. Ю. Право на свободу пев пределах Российской Федерации
: конституционно-правовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // официальный интернет-портал правовой информации. URL: gov.ru (дата обращения: 28.04.2017).
Рыбак А. В, Скрипко П. Б., Нежинская К. С., Рыбак А. А. Особенности ции прав и свобод человека и гражданина на приграничной территории Российской
БО! 1022394/1818-4049-2017-80-3-119-125
июля.
124
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №3 (80)
A. V. Rybak P. B. Skripko K. S. Nezhinskaya A. A. Rybak
of realization of the territory of the Russian Federation
It is
beyond the instructions of the Federal law «About Frontier of the as they have interpreted the norms designated in the Law broad. Also on the basis of the analysis of standards of the federal legislation pursuing the
Keywords: f
References:
restriction, property, law.
g. № 57-FZ // Rossijskaya gazeta. 2008. 7 maya.
kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ // Rossijskaya gazeta. 1994. 8 dekabrya.
2. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25 oktyabrya 2001 g. № 136-FZ// Rossijskaya gazeta. 2001. 30 oktyabrya.
3. O vvedenii v dejstvie Zemel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 25 oktyabrya 2001 g. № 137-FZ // Rossijskaya gazeta. 2001. 30 oktyabrya.
4. O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii : zakon ot 1 aprelya 1993 g. № 4730-1 // Rossijskaya gazeta. 1993. 4 maya.
5. O poryadke osushchestvleniya investicij v hozyajstvennye obshchestva, imeyushchie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony strany i bezopasnosti
; 29 (
2002 g. № 27 iyulya.
7. Ob utverzhdenii perechnya territory, na kotoryh inostrannye grazhdane, lica bez grazhdanstva i inostrannye yuridicheskie lica ne mogut obladat' na prave sobstvennosti zemel'nymi uchastkami : ukaz Prezidenta RF ot 9 yanvarya 2011 g. № 26 // Rossijskaya gazeta. 2011. 11 yanvarya.
8. Ob utverzhdemiAdministrativnogo reglamenta Federal'noj sluzhby bezopasnosti Federacii po predostavleniyu
lic i
razreshenij na hozyajstvennuyu, i inuyu deyatel'nost', obshchestvenno politiches^ih,.
the
Vladimirovich
legal institute of M
idate of Technics, associate i (Khabarovsk). Emnik
, professor,
Skripko Pavel Borisovich - Candidate of Technics, associate professor, chief of the department of information and technical support of investigation and search operations, the Far-Eastern legal institute of MIA of RF (Khabarovsk). Email: [email protected]
Kseniya
institute
- Candidate of Jurisprudence, lecturer, the (Khabarovsk). Email: [email protected]
Rybak Aleksey Aleksandrovich - lecturer, the Far-Eastern legal institute of MIA of RF (Khabarovsk). Email: [email protected]
i drugih meropriyatij, skota v issledovatel'skuyu,
soderzhanie i vypas zone, promyslovuyu, izyskatel'skuyu i inuyu chasti vod pogranichnyh rek, ozer i inyh vodnyh obektov, gde ustanovlen pogranichnyj rezhim : prikaz FSB Rossii ot 13 noyabrya 2012 g. № 572 // Rossijskaya gazeta. 2013. 3 aprelya.
9..
pogranichnogo 2007. 24 noyabrya. utratil silu.
11. Po delu o Zemel'nogo kodeksa zi s
// Rossijskaya gazeta. V nastoyashchee vremya
M. A.
2004. 28 aprelya.
12. Bobryashova uchastki
v Rossii : avtoref. diss. 2007.
13. Volkov G. A. Problemy zemel'nogo zakonodatel'stva pravo. 2012. № 1.
Prava na zemel'nye kand. yurid. nauk. M.,
// EHkologicheskoe
Tic
: prikaz FSB Rossii ot 15 oktyabrya 2012 g. № 515 // Rossijskaya gazeta. 2012. 21 dekabrya.
10. Imeetsya v vidu Prikaz FSB RF ot 10 sentyabrya 2007 g. № 458 «Ob utverzhdenii Pravil
sobstvennosti grazhdanina na zemlyu. Problemy teorii i sudebnoj zashchity : avtoref". diss. ... kand. yurid. nauk.. M., 2007.
15. Mirolyubova S. YU. Pravo na svobodu
Federacii
aspekt: diss. ... kand. yurid. nauk.. M., 2013.
16. Konstituciya RF: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. [EHlektronnyj
informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 28.04.2017).
Reference to the article
Rybak A. V of the
//
P. B.,
of the
A. A.
in the in the East с
(80).PP. 129-135. DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-119-125
territory of the sia. 2017. No. 3