Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации'

Особенности правового регулирования режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2417
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ПРАВИЛА / RULES / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN CITIZENS / ПРЕБЫВАНИЕ / STAY / ПРОЖИВАНИЕ / ПЕРЕДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT / РЕГИСТРАЦИЯ / REGISTRATION / МИРНЫЙ ПРОХОД / INNOCENT PASSAGE / ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЛЕТ / TRANSIT FLIGHT / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ / TERRITORIAL SEA / ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ / INTERNAL SEA WATERS / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО / AIRSPACE / ИНОСТРАННОЕ МОРСКОЕ СУДНО / FOREIGN SHIP / ИНОСТРАННОЕ ВОЕННОЕ СУДНО / FOREIGN WARSHIP / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / AIRCRAFT / RESIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Ю.В.

Представлен правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Даны обоснования тому, что данный правовой режим распространяется не только на сухопутную территорию РФ, но и на морскую территорию и воздушное пространство РФ. Рассматриваются основные элементы режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE STAY OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

We consider the legal regime for the stay of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. The author presents the grounds of the fact that the legal regime applies not only to the land territory of the Russian Federation, but also to the maritime territory and airspace of the Russian Federation. The main elements of the regime are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3, с. 173-179

173

УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2015 г. Ю.В. Морозов

Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Восточному арктическому району, Петропавловск-Камчатский

тог^оу-) -v@mail.ru

Посоупила в редакцию 05.06.2015

Представлен правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Даны обоснования тому, что данный правовой режим распространяется не только на сухопутную территорию РФ, но и на морскую территорию и воздушное пространство РФ. Рассматриваются основные элементы режима.

Ключевые слова: правовой режим, правила, иностранные граждане, пребывание, проживание, передвижение, регистрация, мирный проход, транзитный пролет, территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство, иностранное морское судно, иностранное военное судно, воздушное судно.

Современный этап социально-экономических преобразований способствовал увеличению численности иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) на территории Российской Федерации. Возросли угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей, торговлей людьми и с другими формами транснациональной организованной преступности [1]. Несмотря на принимаемые меры со стороны контролирующих органов по пресечению противоправных действий, продолжают иметь место правонарушения, совершенные иностранными гражданами. Так, за 3 месяца 2015 года привлечено к административной ответственности (составлено протоколов) - 541 399 граждан (аналогичный период прошлого года (далее -АППГ) - 571 804), наложено административных штрафов (тыс. руб.) - 1 867 114.9 (АППГ -2 293 218.1), выдворено и депортировано -26 092 чел. (АППГ - 27 983) [2].

В целях противодействия незаконной миграции, уменьшения числа правонарушений, регулирования порядка нахождения иностранных граждан на территории РФ государство установило правовые режимы в отношении данной категории лиц. Одним из таких режимов является режим пребывания иностранных граждан в РФ.

В современной научной литературе уделяется достаточно внимания правовому режиму пребывания иностранных граждан. Между тем проведенное автором исследование юридической литературы показало, что ученые [3, 4, 2], рассматри-

вая данный режим, раскрывают только порядок нахождения иностранных граждан на сухопутной территории РФ и не берут во внимание то обстоятельство, что территория РФ также включает в себя внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство РФ (см. рисунок).

Учитывая то, что некоторые аспекты режима пребывания иностранных граждан на сухопутной территории РФ нашли свое отражение в научных трудах и юридической литературе, в настоящей работе основное внимание нами будет уделено исследованию порядка пребывания иностранных граждан во внутренних водах, территориальном море и воздушном пространстве РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ [5] являются неотъемлемой частью территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6] иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, подразделяются на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Кроме того, данный закон предусматривает и четвертую категорию лиц, к которой относятся иностранные граждане, находящиеся на территории РФ незаконно.

Следует отметить, что иностранные граждане, пребывая во внутренних водах, территориальном море и воздушном пространстве РФ, могут находиться в составе экипажа либо являться пассажирами иностранных судов (морских, воздушных).

гг

гт

гг

иностранные граждане н лица без гражданства, находящиеся на территории РФ. подразделяются на:

Правовой режим пребываний иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

территория, на которую распространяется правовой режим

и

о

о

сухопутная территория РФ

водная территория РФ

V

внутренние воды РФ

€1

V

территориальное море РФ

V

временно пребывающие иностранные граждане

могут находиться в территориальном пространстве РФ в качестве:

* членов экипажа иностранного судна (морского, воздушного) * пассажиров иностранного судна (морского, воздушного)

воздушное пространство РФ

иностранные граждане могут находиться (пребывать) в территориальном пространстве РФ

\

после прохождения

пограничного контроля

-

без прохождения пограничного

контроля, но при наличии соответствующего разрешения

Рис. Правовой режим пребывания иностранных граждан в РФ

Иностранные суда могут пребывать во внутренних водах, территориальном море РФ с целью осуществления торгового мореплавания, мирного прохода через территорию РФ, круизов, при заходе и пребывании во внутренних морских водах на военно-морских базах, пунктах базирования военных кораблей, морских портах РФ, а также с целью осуществления изыскательских, строительных, ремонтных, аварийно-восстановительных и ликвидационных работ и т.д.

Основанием для плавания (пребывания) иностранных судов по внутренним водным путям РФ является разрешение, выданное уполномоченным органом исполнительной власти. Так, решение о выдаче разрешения на плавание судна под флагом иностранного государства, в том числе в целях транзита по внутренним водным путям РФ, принимается Правительством РФ в форме распоряжения. Основанием для подготовки данного распоряжения является обращение компетентного органа иностранного

государства в Минтранс России о получении соответствующего разрешения на право плавания, в том числе в целях транзита по внутренним водным путям. Минтранс России, получив запрос, в установленном порядке готовит проект распоряжения и направляет его в Правительство РФ. Проект распоряжения согласуется с ФСБ России и другими уполномоченными органами исполнительной власти. О принятом решении Минтранс России уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший обращение [7].

Плавание (пребывание) иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по внутренним водным путям РФ осуществляется после получения разового разрешения, выданного Минтрансом России.

Находясь на территории РФ, капитаны иностранных судов должны иметь соответствующие документы, к которым относятся: разовое разрешение на право пребывания судна на внут-

ренних водных путях РФ; заграничные (национальные) паспорта лиц, находящихся на судне; российскую визу, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями РФ; судовую роль, в которой должны быть записаны лица, находящиеся на судне; копию маршрута с указанием пунктов отстоя.

Режим пребывания экипажей иностранных судов в пунктах отстоя, их взаимоотношения с представителями контролирующих и надзорных органов, а также местных администраций регулируется нормативными правовыми актами РФ [8].

Иностранные суда могут плавать (пребывать) во внутренних водах РФ после прохождения пограничного контроля [9].

Плавание (пребывание) иностранных судов в территориальном море РФ может осуществляться с целью мирного прохода, но при условии, если ими не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность РФ [10, ч. 1 ст. 11]. Проход через территориальное море РФ с целью захода во внутренние морские воды осуществляется с использованием морских коридоров и схем разделения движения по предварительно согласованному маршруту, при этом он должен быть непрерывным и быстрым. Проход может включать в себя остановку и стоянку на якоре по причине чрезвычайных обстоятельств либо в целях оказания помощи.

Право мирного прохода иностранным судам через определенные районы территориального моря РФ по решению Минобороны России и ФСБ России может быть временно запрещено. Информация о данном запрете заблаговременно публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Заход иностранных военных кораблей и судов во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты РФ осуществляется на основании решения руководителя Минобороны России, согласованного с ФСБ России. Решение о визитах и деловых заходах иностранных пограничных кораблей принимается руководителем ФСБ России.

Для получения разрешения на заход уполномоченным органом иностранного государства подается запрос, в котором предоставляется соответствующая информация, в том числе: государственная принадлежность, цель и характер захода; предполагаемая дата захода и планируемая продолжительность пребывания кораблей и судов в РФ; воинские звания и фамилии командира отряда кораблей и командира каждого корабля (капитана судна); общая числен-

ность офицеров, старшинского и рядового состава, членов экипажа из числа гражданского персонала и пассажиров на каждом корабле или судне; наличие на борту иностранных граждан, их фамилии, гражданство, занимаемые должности и наличие въездных виз.

Не требуется предварительного разрешения на корабли и суда, на борту которых находятся главы государств или правительств, на корабли и суда, их сопровождающие, а также корабли и суда, совершающие вынужденный заход [11].

Что касается прогулочных и спортивных парусных судов, ходящих под флагом иностранного государства, то они после прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ могут осуществлять плавание и стоянку во внутренних морских водах и в территориальном море за пределами пункта пропуска через государственную границу РФ. При этом плавание данных судов запрещено в запретных и временно опасных для плавания районах [10, ст. 14.1].

Капитаны иностранных судов, осуществляющих плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также убывающих из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море РФ в целях торгового мореплавания с последующим прибытием в морские порты РФ, после получения соответствующего разрешения могут находиться в водах РФ, неоднократно пересекая государственную границу РФ.

Для получения соответствующего разрешения капитан судна за 24 часа до выхода из порта обязан подать заявку в пограничный орган по месту нахождения судна. К заявлению прилагаются план перехода иностранного судна, судовая роль и список пассажиров (при их наличии). В случае изменения численного состава экипажа судна или пассажиров капитан судна обязан уведомить об этом пограничный орган. В случае изменения заявленного маршрута плавания, а также даты, времени и географических координат места пересечения государственной границы РФ капитан иностранного судна обязан сообщить об этом в пограничный орган [12].

Пассажиры круизных судов, стоянка которых в российском порту не превышает 72 часов, могут пребывать на территории РФ без визы в случае проживания на борту круизного судна. При этом капитан круизного судна через судового агента представляет властям порта списки прибывающих пассажиров за 72 часа до прихода судна в первый российский порт [13].

Ранее нами отмечалось, что воздушное пространство, находящееся над территорией РФ, в соответствии с Конституцией РФ является неотъемлемой частью РФ. В связи с чем законодательство РФ также установило порядок пребывания иностранных граждан в данном территориальном пространстве РФ. Отметим, что иностранные граждане, пребывая в данном территориальном пространстве на воздушных судах, могут являться как членами экипажа, так и пассажирами.

В воздушном пространстве РФ иностранные воздушные суда могут находиться с целью транзитного пролета, при следовании в РФ и из РФ, при осуществлении поисковых и аварийно-спасательных работ и иной деятельности на территории РФ.

Разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международных полетов выдается уполномоченным органом. В зависимости от обстоятельств разрешение может быть выдано Правительством РФ, МИД России, Минпромторгом России, Рос-авиацией, Минобороны России, ФСБ России [14].

Разрешение на осуществление транзитного пролета воздушных судов иностранных государств, осуществляющих транзит вооружения, военной техники, военного имущества, выдает ФТС России по согласованию с ФСБ России и с другими органами исполнительной власти. Данные воздушные суда подлежат пограничному, таможенному, а при необходимости и другим видам контроля. Транзитный пролет воздушных судов без посадки на территории РФ запрещен [15].

В отношении иностранных граждан, следующих транзитным путем с посадкой на территории РФ, осуществляются пограничный, таможенный и при необходимости иные виды контроля. Кроме этого, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах [16].

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в качестве членов экипажей самолетов регулярных и чартерных авиарейсов, поездных бригад и экипажей судов, обязаны иметь обыкновенную деловую визу, которая может быть однократной (двукратной), выдаваемой на срок до 3 месяцев, и многократной - до 12 месяцев.

Ранее нами отмечалось, что иностранные суда могут заходить и находиться на территории РФ при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Так, при вынужденном заходе (влете) в

территориальное пространство РФ капитаны иностранных морских судов обязаны немедленно сообщить о случившемся в администрацию ближайшего российского порта, капитаны военных судов - командованию ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей, капитану морского порта, командиры воздушных судов - соответствующему органу единой системы организации воздушного движения. В дальнейшем капитан судна, находящийся в пределах РФ, обязан действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана невоенного судна или командира воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося [17, ст. 9]. После того как отпала необходимость нахождения судна на территории РФ и выяснения компетентными органами обстоятельств вынужденного захода, капитан иностранного судна, получив разрешение, обязан покинуть территорию РФ.

Как мы видим, пребывание иностранных граждан в составе экипажа судна (пассажиров) в территориальном пространстве РФ возможно только при наличии соответствующего разрешения, полученного от компетентного органа. Пребывание на территории РФ носит исключительно разрешительный характер и регулируется нормативными правовыми актами РФ и международными договорами.

Между тем исключение составляет пребывание иностранных граждан на территории РФ после пересечения государственной границы РФ, связанного с чрезвычайными обстоятельствами, но при наличии соответствующего уведомления компетентных органов РФ.

Существует определенный порядок регистрации иностранных граждан, являющихся членами экипажей иностранных судов (воздушных, морских). Так, Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [18] определяет, что моряки, являющиеся членами экипажей невоенных иностранных судов, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более 24 часов на территории порта РФ, открытого для захода невоенных иностранных судов, или портового города РФ ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии отметки пограничного органа ФСБ России о въезде указанных лиц в РФ.

При вынужденной или иной остановке на территории РФ на срок более 3 дней вне основ-

ного состава экипажей иностранные граждане -моряки, а также члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств ставятся на учет по месту пребывания территориальным органом ФМС России на основании удостоверения личности моряка либо иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде на территорию РФ [19].

При этом не подлежат учету по месту пребывания иностранные граждане из числа лиц, являющихся членами экипажей: военных кораблей, прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо членов экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; невоенных иностранных судов, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более 24 часов на территории порта РФ, открытого для захода невоенных иностранных судов, или портового города РФ, либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более 24 часов; воздушных судов гражданской авиации, участвующих в международном движении, при нахождении на территории РФ в аэропортах, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств.

Следует отметить, что за нарушение режимных правил иностранные граждане несут уголовную либо административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, проведенное исследование нормативных правовых актов показало, что рассматриваемый нами правовой режим определяет: порядок пребывания; порядок проживания; порядок передвижения по территории РФ; порядок регистрации и учета; порядок транзитного проезда через территорию РФ; порядок транзитного, мирного прохода и транзитного пролета через территорию РФ; порядок пребывания во внутренних водах и территориальном море РФ; деятельность органов исполнительной власти по реализации правового режима; порядок осуществления контроля (надзора) за иностранными гражданами, находящимися на территории РФ; ответственность за нарушение режимных правил.

Учитывая то, что правовой режим представляет собой самостоятельное правовое явление, обладающее определенными правовыми средствами, присущими конкретному режиму, указанные нами правила, а именно: пребывания, проживания, передвижения, регистрации, транзитного проезда, транзитного и мирного прохо-

да, транзитного пролета - в юридической литературе рассматриваются как самостоятельные правовые режимы.

В связи с чем можно утверждать, что исследуемый нами правовой режим пребывания иностранных граждан является комплексным, то есть собирательным правовым режимом и предназначен для регулирования миграционных процессов, порядка нахождения иностранных граждан на территории страны, а также для обеспечения национальной безопасности РФ.

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 12 мая.

2. Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006. 219 с.

3. Истратов А.А. Административно-правовой механизм обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Дис... к.ю.н. Москва, 2007. 218 с.

4. Степенко А.В. Административно-правовые средства обеспечения специального режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Дис... к.ю.н. Хабаровск, 2006. 275 с.

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Рос. газ. 2002. 31 июля.

7. Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 16 февр. 2008 г. № 85 // Соб. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 8. Ст. 742.

8. Об утверждении Порядка прохода иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по внутренним водным путям СевероЗападного и Беломорско-Онежского бассейнов Российской Федерации: Приказ Минтранса России от 24 авг. 1998 г. № 110 // Рос. газ. 1999. 14 апр.

9. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 26 фев. 1998 г. № 280-р // Рос. газ. 1998. 12 марта.

10. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // Рос. газ. 1998. 06 авг.

11. О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 02 окт. 1999 г. № 1102 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5030.

12. Об утверждении Правил неоднократного пересечения иностранными судами государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 авг. 2014 г. № 813 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 34.

13. Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 авг. 2003 г. № 532 // Рос. газ. 2003. 03 сент.

14. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 14. Ст. 1649.

15. Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

через территорию Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 8 апр. 2000 г. № 306 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 16. Ст. 1702.

16. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Рос. газ. 1997. 26 марта.

17. О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 01 апр. 1993 г. № 4730-1 // Рос. газ. 1993. 04 мая.

18. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Фе-дер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Рос. газ. 2006. 20 июля.

19. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 января 2007 г. № 9 // Рос. газ. 2007. 27 янв.

20. URL: http: //www.fms.gov.ru (дата обращения: 07 мая 2015 г.).

SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE STAY OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Yu. V. Morozov

We consider the legal regime for the stay of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. The author presents the grounds of the fact that the legal regime applies not only to the land territory of the Russian Federation, but also to the maritime territory and airspace of the Russian Federation. The main elements of the regime are discussed.

Keywords: legal regime, rules, foreign citizens, stay, residence, movement, registration, innocent passage, transit flight, territorial sea, internal sea waters, airspace, foreign ship, foreign warship, aircraft.

References

1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Fe-deracii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 12 maya 2009 g. № 537 // Ros. gaz. 2009. 12 maya.

2. Habibulina O.V. Administrativno-pravovoj rezhim prebyvaniya inostrancev v Rossijskoj Federacii: Dis... kand. yurid. nauk. Vladivostok, 2006. 219 s.

3. Istratov A.A. Administrativno-pravovoj mekhanizm obespecheniya rezhima prebyvaniya v Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva: Dis... k.yu.n. Moskva, 2007. 218 s.

4. Stepenko A.V. Administrativno-pravovye sredstva obespecheniya special'nogo rezhima prebyvaniya v Rossijs-koj Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva: Dis... k.yu.n. Habarovsk, 2006. 275 s.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarod-nym golosovaniem 12 dek. 1993 g. // Ros. gaz. 1993. 25 dek.

6. O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Ros-sijskoj Federacii: Feder. zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 115-FZ // Ros. gaz. 2002. 31 iyulya.

7. Ob utverzhdenii Polozheniya o poluchenii razreshe-niya na pravo plavaniya sudov pod flagom inostrannogo gosudarstva po vnutrennim vodnym putyam Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 16 fevr. 2008 g. № 85 // Sob. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2008. № 8. St. 742.

8. Ob utverzhdenii Poryadka prohoda inostrannyh ne-kommercheskih progulochnyh i sportivnyh sudov po vnu-trennim vodnym putyam Severo-Zapadnogo i Belomorsko-

Onezhskogo bassejnov Rossijskoj Federacii: Prikaz Min-transa Rossii ot 24 avg. 1998 g. № 110 // Ros. gaz. 1999. 14 apr.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 26 fev. 1998 g. № 280-r // Ros. gaz. 1998. 12 marta.

10. O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 155-FZ // Ros. gaz. 1998. 06 avg.

11. O Pravilah plavaniya i prebyvaniya inostrannyh voennyh korablej i drugih gosudarstvennyh sudov, ehksplu-atiruemyh v nekommercheskih celyah, v territorial'nom more, vo vnutrennih morskih vodah, na voenno-morskih bazah, v punkah bazirovaniya voennyh korablej i morskih portah Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 02 okt. 1999 g. № 1102 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1999. № 42. St. 5030.

12. Ob utverzhdenii Pravil neodnokratnogo pereseche-niya inostrannymi sudami gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii bez prohozhdeniya pogranichnogo, tamoz-hennogo (v chasti soversheniya tamozhennyh operacij, svyazannyh s pribytiem (ubytiem) sudov) i inyh vidov kon-trolya: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 avg. 2014 g. № 813 // Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2014. № 34.

13. Ob utverzhdenii Polozheniya o prebyvanii na terri-torii Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan - passazhi-rov kruiznyh sudov: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Fede-racii ot 28 avg. 2003 g. № 532 // Ros. gaz. 2003. 03 sent.

14. Ob utverzhdenii Federal'nyh pravil ispol'zovaniya vozdushnogo prostranstva Rossijskoj Federacii: Postanovle-

nie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 11 marta 2010 g. № 138 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2010. № 14. St. 1649.

15. Ob utverzhdenii Polozheniya o tranzite vooruzhe-niya, voennoj tekhniki i voennogo imushchestva cherez territoriyu Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 8 apr. 2000 g. № 306 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996. № 16. St. 1702.

16. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19 marta 1997 g. № 60-FZ // Ros. gaz. 1997. 26 marta.

17. O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii: Za-

kon ot 01 apr. 1993 g. № 4730-1 // Ros. gaz. 1993. 04 maya.

18. O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 18 iyulya 2006 g. № 109-FZ // Ros. gaz. 2006. 20 iyulya.

19. O poryadke osushchestvleniya migracionnogo uche-ta inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 yanvarya 2007 g. № 9 // Ros. gaz. 2007. 27 yanv.

20. URL: http: //www.ims.gov.ru (data obrashcheniya: 07 maya 2015 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.