5. Супатаев М.А. К проблематике цивилизационного подхода к праву (очерки общей теории и практики). М.: «Юрлитинформ», 2012. 143 с.
6. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005.
7. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Новое поколение прав человека: соматические права // Московский журнал международного права. 2009. № 1 (73). 69-82.
8. Денисенко В.В. Легитимность как характеристика сущности права. М., 2014.
9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
10. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб., 1993.
11. Костомаров Н.И. Обычаи и нравы народов государства Российского. М., 2018.
12. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М.: НИМП, 2001.
References and Sources
1. Mordovcev A.Yu., Apol'skij E.A., Ivanova S.E. Politiko-pravovoj rezhim: znachenie i osobennosti issledovaniya v zarubezhnom i otechestvennom gumanitarnom diskurse // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2020. N° 12 (127). S. 58-62.
2. Mordovcev A.Yu., Mordovceva T.V., Apol'skij E.A. YUridicheskaya nauka i praktika v zapadno-evropej skom kul'turnom prostranstve: poisk osnovanij // Pravo i praktika. 2020. №> 1. S. 4-9.
3. Mordovcev A.Yu., Apol'skij E.A., Pozdnyakov I.P. Pravovoj progress v sushchnostnom izmerenii // Pravo i politika. 2018. N° 7. S. 1-10.
4. Mordovcev A.Yu., Popov V.V. Rossijskij pravovoj mentalitet. Rostov n/D, 2007.
5. Supataev M.A. K problematike civilizacionnogo podhoda k pravu (ocherki obshchej teorii i praktiki). M.: «Yurlitinform», 2012. 143 s.
6. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek. M., 2005.
7. Abashidze A.H., Solncev A.M. Novoe pokolenie prav cheloveka: somaticheskie prava // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2009. № 1 (73). 69-82.
8. Denisenko V.V. Legitimnost' kak harakteristika sushchnosti prava. M., 2014.
9. Hajek F.A. Doroga k rabstvu. M., 1992.
10. Kozlihin I.Yu. Ideya pravovogo gosudarstva: Istoriya i sovremennost'. SPb., 1993.
11. Kostomarov N.I. Obychai i nravy narodov gosudarstva Rossijskogo. M., 2018.
12. Gorshkova S.A. Standarty Soveta Evropy po pravam cheloveka i rossijskoe zakonodatel'stvo. M.: NIMP, 2001.
НАСХУЛИЯН ОЛЬГА СУРЕНОВНА - аспирант кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики ([email protected]).
NASKHULIYAN, OLGA S. - Ph.D. student, Department of the Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management and Economy ([email protected]).
УДК 342.4 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-35-40
КОЛЕСНИКОВ Ю.А., ЦАП М.П. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: социальное государство, конституционные принципы, конституционная модель, финансовая деятельность, реализация, особенности.
В статье, на основе анализа Конституции РФ 1993 г., а также ряда поправок, внесенных в нее в ходе масштабной конституционной реформы 2020 г., раскрывается конституционная модель социально ориентированной финансовой деятельности государства. При этом отмечается не только высокий интерес руководства страны к проблемам реализации конституционных прав граждан в социальной сфере, но и стремление выполнить социальные обязательства перед гражданами в полном объеме посредством адекватных мер и конкретных действий как правотворческого, организационного, так и финансового характера.
KOLESNIKOV, Yu.A., TSAP, M.P. FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL MODEL OF SOCIALLY ORIENTED FINANCIAL ACTIVITY IN MODERN RUSSIA
Key words: social state, constitutional principles, constitutional model, financial activity, implementation, features.
Based on the analysis of the Constitution of the Russian Federation of 1993, as well as a number of amendments made to it during the large-scale constitutional reform of 2020, it reveals the constitutional model of socially oriented financial activity of the state. At the same time, it is noted not only the high interest of the country's leadership in the problems of implementing the constitutional rights of citizens in the social sphere, but also the desire to fulfill social obligations to citizens in full through adequate measures and concrete actions of both law-making, organizational and financial character.
Советская модель социального государства подверглась существенной трансформации в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. [1], в которой, наряду с созданием нового, не существовавшего ранее государства, были зафиксированы принципиально новые основные конституционные принципы, среди которых важнейшее значение приобрели: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), социальный характер государства (часть 1 ст. 7) и закрепление блока социальных гарантий (ст. 38, 39, 40, 41, 43, 48).
В результате «социализации» текста Основного закона, на Российскую Федерацию были возложены функции по реализации конкретных конституционных предписаний, которые сегодня отнесены к социальным функциям. Их выполнение сводится к достижению двух главных целей социального государства, закрепленных в части 1 ст. 7 Конституции РФ:
1) создание условий для достойного уровня жизни всех граждан;
2) создание условий для свободного развития каждого человека.
Иными словами, государство и его органы должны стремиться не только к достижению общественного благополучия, но и к созданию благоприятной среды для формирования и развития индивидуальных творческих особенностей отдельной личности. С позиции конституционной аксиологии социальные права становятся равными по значимости с личными и политическими правами граждан и, в соответствии со статьей 18 Конституции РФ, определяют смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Социальный характер государства, положенный в основу построения демократического и правового государства, требует от него проведения эффективной политики, в том числе и в финансовой сфере. Отсюда и вытекает конституционная модель социально ориентированной финансовой деятельности государства, в основе которой лежит высокий уровень конвергенции целей, задач, функций в социальной сфере с необходимым финансовым обеспечением (сосредоточением значительных ресурсов для претворения в жизнь конституционных императивов). Как следствие, такое государство достигнет существенных результатов в повышении социального благополучия народа, выравнивании экономических различий и создании социального равновесия на всей его территории и станет для каждого человека гарантом осуществления его прав, причем как для лица, оказавшегося в трудной жизненной обстановке, лишенного возможности трудиться и обеспечивать себя и своих близких необходимыми благами, так и для трудоспособного гражданина, желающего достичь финансовой стабильности, раскрывая свои таланты в конкретной области.
Тем не менее уже в начале реализации данной конституционной модели Россия столкнулась с множеством проблем, главной из которых выступило существенное расхождение между объемом конституционно закрепленных обязательств государства перед гражданами и его финансовыми возможностями. В частности, это явилось следствием вытеснения государства из экономики (переход от социализма с плановой экономикой к капитализму с рыночной экономикой), безработицы, масштабной приватизации, инфляции, банкротства финансовых пирамид и банков, затянувшегося экономического кризиса. Это лишило некогда мощную державу источников долгосрочных инвестиций и привело страну к трудной экономической ситуации, а ее граждан - фактически к обнищанию. И спустя несколько десятков лет негативные последствия 90-х гг. - падение рождаемости, рост смертности, появление большого числа безработных (в большей части среди молодежи), снижение жизненного уровня населения (особенно семей с детьми, не достигших совершеннолетия), уменьшение доли семей, имеющих двух и более детей, увеличение малоимущих семей - заставляют-таки государство коренным образом изменить отношение к социальной сфере.
Это наблюдается в майских указах Президента РФ 2012 г., а затем в майских указах Президента РФ 2018 г., в целом нашедших позитивный отклик у россиян. В последнее время устремления высших федеральных органов государственной власти исполнить конституционные обязанности в социальном секторе обусловлены ежегодными посланиями Президента РФ к Федеральному Собранию РФ, в которых глава государства, определяя основные направления политики государства, ставит во главу угла выполнение социально-экономических задач.
Так, в период 2018-2020 гг. по поручению главы государства были разработаны, приняты и исполнены нормативные правовые акты, направленные как точечно (адресно), так и комплексно решать главные социальные проблемы. Многие из них обрели форму национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 г. и стали основой для утверждения государственных программ и национальных проектов разной социальной направленности. На их реализацию Правительство РФ при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в приоритетном порядке предусматривает бюджетные ассигнования, что характеризует бюджет как социально направленный и требует от государства не только аккумуляции необходимых финансовых средств, но и справедливого распределения их на соответствующие цели.
В конце 2020 г. Правительство России завершило работу над «Единым планом по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года», преимущественно основанным на Указе Президента от 7 мая 2018 г. №№ 204 [2]. При этом, как обозначил Председатель
Правительства РФ, реализация Единого плана предполагает переориентировать бюджетную систему на достижение конкретных национальных целей развития, а финансирование будет жестко увязано с конечными результатами и превысит 12 трлн рублей ежегодно, что составит свыше половины планируемого бюджета на 2021 год [3]. Таким образом, концепт социального государства, ставший результатом решения острых социальных разногласий XIX столетия, и сегодня, в условиях формирующейся конституционной модели социально ориентированного государства, остается доминирующим для Российской Федерации. Об этом свидетельствует также прошедшая в России в 2020 г. конституционная реформа, которая по праву считается историческим событием, вызвавшим интерес научного сообщества.
Важной особенностью конституционных преобразований 2020 г. стало закрепление в Конституции РФ основных норм-принципов, усиливающих социальную направленность государственной политики во взаимоотношениях между государством и человеком в силу гарантирования: минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (п. 5 ст. 75); создания эффективно функционирующей системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений (п. 6 ст. 75); обязательной индексации пенсий (не реже одного раза в год), социальных пособий и иных социальных выплат (п. 6, 7 ст. 75); обязательного социального страхования и адресной социальной поддержки российских граждан (п. 7 ст. 75); создания условий для достойного воспитания детей в семье («ж.1» п. 1 ст. 72); ведения здорового образа жизни и укрепления общественного здоровья («ж» п. 1 ст. 72); всестороннего развития детей (п. 4 ст. 671); организации доступной среды для инвалидов, улучшения качества их жизни, обеспечения должной работы системы социальной защиты инвалидов, содействующей их социальной интеграции без признаков дискриминаций («в.2» п. 1 ст. 114).
В результате в соответствии с обновленной редакцией ст. 114 Конституции РФ на Правительство возлагаются функции по проведению в государстве единой социально ориентированной государственной политики в различных сферах (социального обеспечения, культуры, науки, образования, здравоохранения); по созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения; по осуществлению мер, направленных на поддержку институтов гражданского общества, развитие волонтерской деятельности, предпринимательства и частной инициативы, что наряду с прогрессивными идеями, заложенными в основу ст. 751 Конституции РФ, требуют от органов публичной власти, в частности Правительства РФ, выработки и проведения социально-экономических мероприятий, управленческих решений, концентрации серьезных финансовых ресурсов и значительных корректировок параметров федерального бюджета с сохранением бюджетной устойчивости, что, бесспорно, делает финансовую деятельность государства еще более социально направленной.
В то же время в указанных конституционных поправках звучит востребованность новых организационных форм созидательного участия граждан и их объединений в дальнейшем развитии страны. А ускорение темпов экономического роста связано напрямую с повышением экономической активности граждан и увеличением численности рабочей силы. Иными словами, уточняется не только роль государства в жизни каждого (от детей до лиц пожилого возраста), но и роль самих граждан в реализации своих прав. В этой цепи гражданин выступает уже не только в роли пользователя (объекта социальной политики государства), но и в качестве производителя услуг, вкладывающего результаты своего труда в развитие общества и способного изменить свой социальный статус. При этом целью государства, ответственного за достойный уровень жизни и свободное развитие в нем человека, признается организация условий, содействующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию человека, поддержание его социальной мобильности, создание рабочих мест (снижении уровня безработицы), обеспечение реализации принципов социального партнёрства и условий для стимулирования трудоспособного населения к самообеспеченности и финансовой стабильности, повышению своего уровня квалификации и готовности к переобучению. В результате гражданин, вполне удовлетворенный жизненным уровнем, имеющий достаточно знаний, потенциал и возможность свободно развиваться, будет стремиться к приумножению своего капитала или как минимум его сохранению на прежнем уровне. При этом изменения его социального статуса
непосредственно зависят от таланта, личной работоспособности, деловых и моральных качеств, вожделения карьерного роста, отвечающего профессиональному уровню подготовки.
Однако события 2020 г., связанные с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19, стали трудным испытанием для государства. Сложилась ситуация, при которой несоответствие уровня доходов многих граждан по независящим от них причинам стало основанием для предоставления граждан со стороны государства адресной финансовой помощи. Были приняты соответствующие правовые акты, регулирующие сложившиеся правоотношения в социальной сфере, направленные на сохранение доходов граждан и оказания социальной поддержки различным категориям граждан, что, безусловно, соответствует конституционным предписаниям, так как финансовые проблемы государства (в том числе носящие затяжной характер) и снижение уровня поступлений в государственный бюджет не могут стать причиной для невыполнения государством социальных задач или сокращения финансирования социальных обязательств государства. Это обстоятельство всецело подтверждает намерение и демонстрирует готовность руководства страны оказывать посильную финансовую помощь россиянам в условиях, в которых они оказались по объективным причинам, и выполнить ранее поставленные задачи по реализации национальной стратегии развития России.
Так, все дни в период с 30 марта по 30 апреля в соответствии с указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 были объявлены нерабочими днями с сохранением заработной платы. Вместе с тем граждане, имеющие детей в возрасте до 3 лет, получили из федерального бюджета в апреле-июне ежемесячную выплату по 5 тыс. рублей, а семьи, имеющие детей в возрасте от 3 до 16 лет, получили единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей (Указ Президента от 7 апреля 2020 г. № 249). В дополнение к указанным социальным выплатам все семьи, в которых есть дети до 16 лет, дополнительно получили еще по 10 тыс. рублей на каждого ребенка (Указ Президента от 23 июня 2020 г. № 412), а безработные родители в апреле-августе получили дополнительные выплаты в размере 3 тыс. рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка путем увеличения пособия по безработице на эту сумму (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 485).
Вместе с этим в период пандемии были введены меры государственной поддержки безработным путем увеличения размера пособия по безработице и выплаты его в апреле-августе в максимальном размере (12 130 рублей) гражданам, уволенным и признанным безработными начиная с 1 марта 2020 г., а также индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законом порядке после 1 марта 2020 г. и признанным безработными - в размере 12 130 рублей на срок не более 3 месяцев (Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346).
Согласно нормам Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ [4] подвергся изменению порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности в период с 1 апреля до 31 декабря 2020 г. (в случаях, когда размер пособия по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, - без учета общего стажа минимальный размер оплаты больничных составил 12 130 руб.). В соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ [5] были предоставлены кредитные и ипотечные каникулы для заёмщиков, которые оказались в трудной жизненной ситуации. А целью принятия Постановления Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. № 566 [6] явилось установление в период до 1 ноября 2020 г. льготной ипотеки, направленной на улучшение жилищных условий посредством приобретения недвижимости на первичном рынке по ставке 6,5% годовых на весь срок кредитования. К тому же был наложен запрет на начисление неустойки за коммунальные услуги в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 424), введены доплаты медицинским работникам, которые участвовали в борьбе с СОУГО-19 (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415), обеспечены бесплатными лекарствами лица, находящиеся на излечении от новой коронавирусной инфекции в домашних условиях (Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2020 г. № 2805-р) и др.
При этом многие из перечисленных мер поддержки россиян продлены в настоящее время уже не в качестве временной меры в период распространения коронавируса. Например, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. [7] принято решение сохранить в 2021 г. максимальную планку величины пособия по безработице в размере 12 130 руб., а Постановлением
Правительства РФ от 24 октября 2020 г. [8] была продлена программа льготной ипотеки под 6,5% годовых до 1 июля 2021 г.
Очевидно, подобный вызов, вставший перед всем мировым сообществом, объективно потребовал консолидации граждан и публично-правовых образований для поддержания социальной стабильности конкретного государства и прорывного развития экономики, открывающего возможности формирования резервных фондов с целью финансирования в подобных ситуациях всех обязательств любого социально ориентированного государства, в том числе России. Таким образом, реализация современной конституционной модели социально ориентированной финансовой деятельности государства в России требует соблюдения ряда ее особенностей.
Во-первых, осуществление финансовой деятельности государством невозможно без учета базовых принципов социального государства. Они позволяют определить правовые рамки для государственных органов, других участников финансовых правоотношений, а также способствуют повышению легитимности функционирования финансового механизма, одновременно образуя неотъемлемые конституционные начала для его формирования и исполнения. Среди аксиологически значимых можно выделить такие конституционные принципы, как: всеобщность, равенство прав человека и гражданина, солидарность, социальная справедливость, свободное развитие человека, адресность, нуждаемость, многообразие форм социальной поддержки и социальной защиты граждан, социальное партнерство.
Финансовая деятельность, основанная на перечисленных принципах, будет способствовать осуществлению основных социальных прав граждан; созданию условий для достойной жизни и свободного развития творческой личности, социальной мобильности граждан; обеспечению гражданина в зависимости от его имущественного положения необходимыми социальными гарантиями; выполнению государственных социальных программ и национальных проектов; созданию равных стартовых условий для предпринимателей и, следовательно, снижению социальной поляризации и нивелированию иждивенческих настроений в обществе.
Во-вторых, финансовая деятельность в социальном государстве должна быть, как следует из конституционных норм, основана на упрочении усилий компетентных органов, входящих в систему публичной власти и на четком распределении полномочий между ними. За неисполнение, ненадлежащее осуществление финансовой деятельности, за качество и организацию производства, распределение публичных финансов, за бездействие в части создания условий для реализации социальных прав граждан федеральные и региональные органы государственной власти должны нести ответственность.
В-третьих, финансовая деятельность должна быть связана с систематическим сосредоточением необходимых ресурсов и справедливым (с учетом существенных различий в степени благосостояния и развития субъектов РФ) распределением (перераспределением) национального дохода между публично-правовыми образованиями, отраслями экономики и сферами публичного управления, содействующими укреплению социальной стабильности в обществе.
Безусловно, данная характеристика согласуется с конституционными принципами, поскольку такие направления работы не могут носить ацикличный характер. Это работа непрерывного цикла. Качество жизни в России напрямую зависит от того, каким образом распределяются публичные финансы; с какой периодичностью проводится индексация пенсий, социальных пособий, других социальных выплат; какие цели, задачи выступают господствующими в государственной финансовой политике; как текущие параметры федерального бюджета соотносятся с фактическим финансовым потенциалом на конкретном историческом этапе развития государства. Поэтому в стране, где источником социальной напряженности долгое время выступает нерешенность социально-экономических проблем, где экономический рост последнее десятилетие не достигал высоких показателей, где большая часть граждан живет от зарплаты до зарплаты, постоянно увеличивается налоговая нагрузка на граждан (НДС, тарифы ЖКХ), проведена непопулярная пенсионная реформа, растет имущественное неравенство, такие проблемы должны априори включаться в повестку совместного обсуждения Президента РФ, Правительства РФ, Центрального банка РФ, Федерального Собрания РФ и других
органов государственной власти. Именно скоординированная, систематическая, планомерная работа всей системы публичной власти вызывает самые позитивные ожидания у граждан.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета 1993. № 237
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.
3. Держать руку на пульсе // Российская газета (выпуск от 29 октября 2020 г. № 8299) [https://rg.ru/2020/10/28/putin-ocenil-edinyj-plan-pravitelstva-po-dostizheniiu-nacionalnyh-celej.html]. - Дата обращения: 11.01.2020.
4. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» // Российская газета. 2020. № 72
5. Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» // Российская газета. 2020. № 73.
6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2020 года № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году» // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2805
7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» // Российская газета. 2021. № 5.
8. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2020 года № 1732 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6990.
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyataya vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993g. // Rossijskaya gazeta 1993. № 237
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Rossijskaya gazeta. 2018. № 97.
3. Derzhat' ruku na pul'se // Rossijskaya gazeta (vypusk ot 29 oktyabrya 2020 g. № 8299) [https://rg.ru/2020/10/28/putin-ocenil-edinyj-plan-pravitelstva-po-dostizheniiu-nacionalnyh-celej .html]. - Data obrashcheniya: 11.01.2020.
4. Federal'nyj zakon ot 1 aprelya 2020 g. № 104-FZ «Ob osobennostyah ischisleniya posobij po vremennoj netrudosposobnosti i osushchestvleniya ezhemesyachnyh vyplat v svyazi s rozhdeniem (usynovleniem) pervogo ili vtorogo rebenka» // Rossijskaya gazeta. 2020. № 72
5. Federal'nyj zakon ot 3 aprelya 2020 g. № 106-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti osobennostej izmeneniya uslovij kreditnogo dogovora, dogovora zajma» // Rossijskaya gazeta. 2020. № 73.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 aprelya 2020 goda № 566 «Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii v 2020 godu» // SZ RF. 2020. № 17. St. 2805
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2020 g. № 2393 «O razmerah minimal'noj i maksimal'noj velichin posobiya po bezrabotice na 2021 god» // Rossijskaya gazeta. 2021. № 5.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 oktyabrya 2020 goda № 1732 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 44. St. 6990.
КОЛЕСНИКОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент, кафедра финансового права, Южный федеральный университет ([email protected]).
ЦАП МАРИНА ПАВЛОВНА - аспирант кафедры государственного (конституционного) права, юридический факультет, Южный федеральный университет» ([email protected]).
KOLESNIKOV, YURIY A. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of Financial Law, Southern Federal University. TSAP, MARINA P. - Ph.D. student of the Department of State (Constitutional) Law, Faculty of Law, Southern Federal University.
УДК 342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-40-44
БАТИЩЕВА Н.А.
ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Ключевые слова: коррупционные преступления, борьба с коррупцией, информация о преступлениях, денунциация, заявители о коррупции.
В качестве одной из действенных мер противодействия коррупции, общепризнанной для многих международных организаций является работа по созданию и укреплению каналов подачи информации о коррупционных преступлениях, а также по защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются как «Whistleblower» (информатор/заявитель), а подача ими информации о преступлениях определяется как whistleblowing. «Whistleblower» - это не общепризнанный термин, используемый в разных странах и языках. Тем не менее, данный термин закреплен рядом международных неправительственных организаций как наиболее часто употребляемый. В статье проанализировано понятие Whistleblowers в европейской правовой культуре. Показано, что отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.
BATISHCHEVA, N.A. THE CONCEPT OF «WHISTLEBLOWERS» AND PROBLEM OF PROTECTION OF CRIME INFORMANTS IN THE EUROPEAN LEGAL CULTURE