Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / ДЕНУНЦИАЦИЯ / ЗАЯВИТЕЛИ О КОРРУПЦИИ / CORRUPTION CRIMES / FIGHT AGAINST CORRUPTION / INFORMATION ON CRIMES / DENUNCIATIONS / WHISTLEBLOWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батищева Наталья Анатольевна

В качестве одной из действенных мер противодействия коррупции, общепризнанной для многих международных организаций является работа по созданию и укреплению каналов подачи информации о коррупционных преступлениях, а также по защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются как «Whistleblower» (информатор/заявитель), а подача ими информации о преступлениях определяется как whistleblowing. «Whistleblower» - это не общепризнанный термин, используемый в разных странах и языках. Тем не менее, данный термин закреплен рядом международных неправительственных организаций как наиболее часто употребляемый. В статье проанализировано понятие Whistleblowers в европейской правовой культуре. Показано, что отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF «WHISTLEBLOWERS» AND PROBLEM OF PROTECTION OF CRIME INFORMANTS IN THE EUROPEAN LEGAL CULTURE

As one of the most effective anti-corruption measures, generally recognized by many international organizations, is the work to create and strengthen channels for reporting corruption crimes, as well as to protect people who report these crimes through these channels. These individuals are referred to as "Whistleblower" (whistle-blower / informant) and their reporting of crimes is defined as whistleblowing. "Whistleblower" is not a universally accepted term used in different countries and languages. Nevertheless, this term is fixed by a number of international non-governmental organizations as the most frequently used. In the article analyzes the concept of Whistleblowers in the European legal culture. It is shown that the lack of a generally accepted legal term creates problems in the development of national legislation on the protection of informants/whistleblowers.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

органов государственной власти. Именно скоординированная, систематическая, планомерная работа всей системы публичной власти вызывает самые позитивные ожидания у граждан.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета 1993. № 237

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.

3. Держать руку на пульсе // Российская газета (выпуск от 29 октября 2020 г. № 8299) [https://rg.ru/2020/10/28/putin-ocenil-edinyj-plan-pravitelstva-po-dostizheniiu-nacionalnyh-celej.html]. - Дата обращения: 11.01.2020.

4. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» // Российская газета. 2020. № 72

5. Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» // Российская газета. 2020. № 73.

6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2020 года № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году» // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2805

7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» // Российская газета. 2021. № 5.

8. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2020 года № 1732 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6990.

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyataya vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993g. // Rossijskaya gazeta 1993. № 237

2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Rossijskaya gazeta. 2018. № 97.

3. Derzhat' ruku na pul'se // Rossijskaya gazeta (vypusk ot 29 oktyabrya 2020 g. № 8299) [https://rg.ru/2020/10/28/putin-ocenil-edinyj-plan-pravitelstva-po-dostizheniiu-nacionalnyh-celej .html]. - Data obrashcheniya: 11.01.2020.

4. Federal'nyj zakon ot 1 aprelya 2020 g. № 104-FZ «Ob osobennostyah ischisleniya posobij po vremennoj netrudosposobnosti i osushchestvleniya ezhemesyachnyh vyplat v svyazi s rozhdeniem (usynovleniem) pervogo ili vtorogo rebenka» // Rossijskaya gazeta. 2020. № 72

5. Federal'nyj zakon ot 3 aprelya 2020 g. № 106-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti osobennostej izmeneniya uslovij kreditnogo dogovora, dogovora zajma» // Rossijskaya gazeta. 2020. № 73.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 aprelya 2020 goda № 566 «Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii v 2020 godu» // SZ RF. 2020. № 17. St. 2805

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2020 g. № 2393 «O razmerah minimal'noj i maksimal'noj velichin posobiya po bezrabotice na 2021 god» // Rossijskaya gazeta. 2021. № 5.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 oktyabrya 2020 goda № 1732 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 44. St. 6990.

КОЛЕСНИКОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент, кафедра финансового права, Южный федеральный университет (yakolesnikov@sfedu.ru).

ЦАП МАРИНА ПАВЛОВНА - аспирант кафедры государственного (конституционного) права, юридический факультет, Южный федеральный университет» (masya-25552@mail.ru).

KOLESNIKOV, YURIY A. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of Financial Law, Southern Federal University. TSAP, MARINA P. - Ph.D. student of the Department of State (Constitutional) Law, Faculty of Law, Southern Federal University.

УДК 342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-40-44

БАТИЩЕВА Н.А.

ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: коррупционные преступления, борьба с коррупцией, информация о преступлениях, денунциация, заявители о коррупции.

В качестве одной из действенных мер противодействия коррупции, общепризнанной для многих международных организаций является работа по созданию и укреплению каналов подачи информации о коррупционных преступлениях, а также по защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются как «Whistleblower» (информатор/заявитель), а подача ими информации о преступлениях определяется как whistleblowing. «Whistleblower» - это не общепризнанный термин, используемый в разных странах и языках. Тем не менее, данный термин закреплен рядом международных неправительственных организаций как наиболее часто употребляемый. В статье проанализировано понятие Whistleblowers в европейской правовой культуре. Показано, что отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

BATISHCHEVA, N.A. THE CONCEPT OF «WHISTLEBLOWERS» AND PROBLEM OF PROTECTION OF CRIME INFORMANTS IN THE EUROPEAN LEGAL CULTURE

Key words: corruption crimes, fight against corruption, information on crimes, denunciations, whistleblowers.

As one of the most effective anti-corruption measures, generally recognized by many international organizations, is the work to create and strengthen channels for reporting corruption crimes, as well as to protect people who report these crimes through these channels. These individuals are referred to as "Whistleblower" (whistle-blower / informant) and their reporting of crimes is defined as whistleblowing. "Whistleblower" is not a universally accepted term used in different countries and languages. Nevertheless, this term is fixed by a number of international non-governmental organizations as the most frequently used. In the article analyzes the concept of Whistleblowers in the European legal culture. It is shown that the lack of a generally accepted legal term creates problems in the development of national legislation on the protection of informants/whistleblowers.

В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «State-Owned Enterprises and Corruption. What Are the Risks and What Can Be Done?», основанный на анализе практики антикоррупционного регулирования в 34 странах. По мнению авторов доклада, коррупции и внешним финансовым подкупам наиболее подвержены государственные компании или компании с государственным участием. Согласно проведенному исследованию, должностным лицам в компаниях с государственным участием чаще обещали или давали взятки из-за рубежа в период с 1999 по 2014 год (OECD, 2014) [1, р.23]. И именно государственные компании, в отличие от частных компаний, менее склонны принимать действия, направленные на недопущение или минимизацию коррупционных преступлений. В качестве одной из мер противодействия коррупционным преступлениям авторы доклада особо выделили необходимость укрепления существующих и создания новых каналов подачи информации о коррупционных преступлениях сотрудниками предприятий. Также они акцентировали внимание на защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются в докладе как «Whistleblower» (информатор/заявитель/осведомитель), а подача ими информации о преступлениях - whistleblowing. Идея создания и внедрения механизмов защиты лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях и преступлениях, нашла свое отражение во многих международных документах.

«Whistleblower» - это не общепризнанное определение, используемое в разных странах и языках. В европейской правовой культуре оно появилось сравнительное недавно, однако уже закреплено в ряде международных неправительственных организаций, как наиболее часто употребляемое. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции лица, добросовестно сообщающие компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с Конвенцией, обозначались как «reporting persons» [2]. Понятие «Whistleblower» в Конвенции не использовалось. Однако данное понятие, очевидно пришедшее из американского правового поля, постепенно становится универсальным в ряде документов международных организаций по борьбе с коррупцией.

Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International определяет whistleblowing (информирование) как раскрытие или сообщение о нарушениях, таких как, коррупция, уголовные преступления, судебные ошибки, угрозы здоровью населения, безопасности или окружающей среде, злоупотребление властью, несанкционированное использование государственных средств или имущества, грубые растраты или бесхозяйственность, конфликт интересов и действия по сокрытию любого из вышеперечисленных. Whistleblower - это любой сотрудник государственного или частного сектора, или работник, который раскрывает информацию об этих видах правонарушений и который подвергается риску возмездия [3].

В Рекомендациях Совета Европы от 2014 г. «O защите информаторов», принятых на 1198 заседании Комитета министров СЕ, прямо указывается, что «сообщающие или раскрывающие информацию об угрозах или вреде общественным интересам Whistleblower (информаторы), могут способствовать укреплению прозрачности и демократической подотчетности» [4]. В Рекомендациях предполагается не только развитие каналов подачи и сбора информации о коррупционных преступлениях, но и необходимость защиты информатора, даже в случае неподтверждения информации о преступлении или правонарушении. Государствам-членам Совета Европы рекомендуется создать правовую и институциональную базу признания и защиты информаторов/заявителей в рамках собственных национальных законодательств, а также обеспечить действующие каналы подачи информации. Однако, как указанные Рекомендации, так и Резолюция ПАСЕ от 2015 года № 2060 «Improving the protection of whistle-blowers» [5] предполагают более широкое толкование понятия «Whistleblowers», распространяя их защиту и на

сотрудников служб национальной безопасности или разведки, а также частных фирм, работающих в этой области. А под подачей информации понимается любое заявление о нарушениях, представляющих угрозу или вред общественным интересам в целом.

В Руководящих принципах Группы 20 (G20) по обеспечению эффективной защиты осведомителей, принятых 28-29 июня 2019 г. в Осаке (Япония) подчеркивается, что термин «whistleblower» эквивалентен термину «reporting persons», упоминаемому в Статье 33 Конвенции ООН [6].

Европейский Союз на основании вышеупомянутых докладов принял «Директиву о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза» [7], в которой дано определение понятия «whistleblowers» и изложены минимальные стандарты их правовой защиты, обеспечивая при этом гарантии и средства защиты для тех, кому вредят неточные или злонамеренные сообщения. Директива была принята 23 октября 2019 г. и вступила в силу 16 декабря 2019 г. Государства-члены ЕС должны до 17 декабря 2021 года включить основные положения Директивы в свое национальное законодательство.

В указанном документе под «whistleblowers», понимаются лица, информирующие о любых нарушениях законодательства Европейского Союза, наносящих ущерб общественным интересам, и, таким образом, играющие ключевую роль в выявлении и предотвращении правонарушений и в защите благосостояния общества. Директива охватывает многие области законодательства, такие как сфера государственных закупок, сфера финансовых услуг, внутреннего и внешнего рынка, производства и сбыта продукции, связанной с обороной, транспортная безопасность и прочее, кроме национальной безопасности (п.24 Директивы).

Можно сказать, что данная Директива Европейского Союза - это шаг к закреплению понятия «whistleblowers» в европейской правовой культуре, введению его в повседневный лексический оборот. Конечно, наряду с ним, существует множество аналогичных, эмоционально окрашенных понятий, как в национальных языках, так и общеевропейской практике. Например, альтернативное употребление понятия «whistleblowers» в европейских СМИ и обществе - это «informer» и «snitch», «denunciator» и пр. Отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

Принятие Директивы - это шаг как в признание данного понятия в общеевропейской правовой культуре, так и в разработке общеевропейского нормативно-правового законодательства, регулирующего права данной категории лиц. Предполагается продолжение работы с целью изменения общественного мнения о том, что роль информаторов/заявителей важна, а раскрытие информации должным образом защищается и даже поощряется. По мнению независимого бизнес-журналиста Нейла Ходжа, вполне вероятно, что Европейскому Союзу будет достаточно сложно убедить широкую общественность в том, что действия информаторов/заявителей действительно поощряются национальным государством и должным образом защищены правовой системой.

Европейская правовая культура не едина, и то, что приемлемо в одной стране Европейского Союза, зачастую осуждается обществом в другой. Так исследования, проведенные Европейской Комиссией, показали, что только 15 процентов граждан ЕС знают о существующих правовых нормах защиты осведомителей. В 2017 году 85% респондентов заявили, что не сообщают о должностных преступлениях, свидетелями которых они были, потому что не верят в защиту и боятся последующих репрессий в отношении них [8]. Так, в том же 2017 году 36% работников, сообщивших о правонарушениях, испытали негативные последствия в своей карьере - от увольнений, репутационных издержек и вплоть до причинения вреда здоровью [9].

Анализ международной практики показал, что во многих странах установлены и действуют специальные механизмы законодательного регулирования сообщений о коррупции, мер защиты информатора и его вознаграждения [10, с.204]. За исключением нескольких стран, таких как Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Литва, Мальта, Нидерланды, Швеция, Словакия, обеспечивающих полную защиту информаторов/заявителей, в большинстве других стран ЕС существует лишь фрагментарная правовая база по определению и защите «whistleblowers». Некоторые из правовых положений специально разработаны для защиты информаторов/заявителей, в то время как другие могут применяться только случайно или

косвенно [11, р.9]. И все же ценность данной категории лиц в европейской политической культуре неоспорима, документально подтверждена, а важность их защиты провозглашена многими нормативными актами.

В русскоязычной литературе понятие «whistleblowers» переводится в большинстве случаев, как заявитель или информатор о коррупционных правонарушениях и рассматривается преимущественно в контексте мер борьбы с коррупцией [12-18]. Основным пояснением для такого рода сужения данного понятия, авторами представляется отсутствие нормативно-правовой базы в России, относящейся непосредственно к данной категории лиц. И это при том, что данное понятие намного шире, нежели просто лицо, сообщающее о коррупционных преступлениях.

Возможно, наиболее удачный термин в русскоязычной литературе, описывающий понятие информатор или заявитель именно коррупционных преступлений, и ряд мер по созданию каналов подачи информации и защите заявителей - это денунциация и институт денунциации. Институт денунциации - предоставление информации о фактах коррупции, согласно установленному регламенту, уполномоченному для рассмотрения и расследования факта коррупции должностному лицу (комиссии и органу), предполагающее комплекс мер защиты указанного сотрудника от дискриминации и репрессивных мер со стороны руководства компании. Возрастает необходимость установления в российском правовом поле института денунциации в качестве меры борьбы с коррупционным правонарушениям.

Литература и источники

1. OECD (2018). State-Owned Enterprises and Corruption: What Are the Risks and What Can Be Done? OECD Publishing, Paris, 2018 // https://www.oecd-ilibrary.org/governance/state-ownedenterprises-and-corruption_9789264303058-en

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

3. International Principles for Whistleblower Legislation Best Practices for Laws to Protect Whistleblowers and Support Whistleblowing in the Public Interest // https://images.transparencycdn.org/images/2013_WhistleblowerPrinciples_EN.pdf

4. Recommendation CM/Rec (2014) of the Committee of Ministers to member States on the protection of whistleblowers. (Adopted by the Committee of Ministers on 30 April 2014, at the 1198-th meeting of the Ministers Deputies) // https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=09000016805c5ea5

5. Резолюция ПАСЕ 2060 (2015) «Improving the protection of Whistleblowers». http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTMLen. asp?fileid=21931 &lang=en

6. G20 High-Level Principles for the Effective Protection of Whistleblowers. https://anticor.hse.ru/assets/upload/ 42_g_highlevelprinciples_whistleblowers.pdf

7. Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law PE/78/2019/REV/1. // https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=CELEX:32019L1937

8. Neil Hodge. EU whistleblower protection law gets go-ahead. Complianceweek Oct 8, 2019 // https://www.complianceweek.com/whistleblowers/eu-whistleblower-protection-law-gets-go-ahead/27845.article

9. Press release «Whistleblower protection: Commission sets new, EU-wide rules». 23 April 2018. Brussels // https://eur-lex. europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018DC0214

10. Трофимов Е.В., Алексенко А.А., Трофимова Н.П. Институт денунциации в антикоррупционном регулировании // Противодействие коррупции и теневым процессам: избранные материалы науч. конф. (Санкт-Петербург, 8-11 дек. 2020 г.) / редкол.: Д. В. Рыбин (пред.) [и др.]. СПб.: С.-Петерб. ин-т (фил.) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020.

11. Mark Worth. Whistleblowing in Europe legal protections for whistleblowers in the EU. 2013 Transparency International. // https://images.transparencycdn.org/images/2013_WhistleblowingInEurope_EN.pdf

12. Балог М.М. Противодействие коррупции в России: защита заявителей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2018. № 8. С. 39-44.

13. Волосова Н.Ю., Журкина О.В. К вопросу о программе защиты разоблачителей (информаторов) по делам коррупционной направленности // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5.

14. Спектор Е.И., Севальнев В.В. Вопросы правовой защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 4.

15. Артамонова И. Вопросы правового статуса и защиты заявителей о коррупции («whistleblowers») // [Электронный ресурс]: URL: https://lap.hse.ru.

16. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 97-105.

17. Цирин А. М. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы/ Под ред А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015.

18. Шевердяев С.Н. Концептуальные пробелы в системе Российского антикоррупционного законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1. С. 121-131.

References and Sources

1. OECD (2018). State-Owned Enterprises and Corruption: What Are the Risks and What Can Be Done? OECD Publishing, Paris, 2018 // https://www.oecd-ilibrary.org/governance/state-ownedenterprises-and-corruption_9789264303058-en

2. Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv korrupcii (prinyata v g. N'yu-Jorke 31.10.2003 Rezolyuciej 58/4 na 51-om plenarnom zasedanii 58-oj sessii General'noj Assamblei OON). // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

3. International Principles for Whistleblower Legislation Best Practices for Laws to Protect Whistleblowers and Support Whistleblowing in the Public Interest // https://images.transparencycdn.org/images/2013_WhistleblowerPrinciples_EN.pdf

4. Recommendation CM/Rec (2014) of the Committee of Ministers to member States on the protection of whistleblowers. (Adopted by the Committee of Ministers on 30 April 2014, at the 1198-th meeting of the Ministers Deputies) // https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx7ObjectID =09000016805c5ea5

5. Rezolyuciya PASE 2060 (2015) «Improving the protection of Whistleblowers». http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTMLen.asp?fileid=21931&lang=en

6. G20 High-Level Principles for the Effective Protection of Whistleblowers. https://anticor.hse.ru/assets/upload/42_g_highlevelprinciples_

whistleblowers.pdf

7. Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law PE/78/2019/REV/1. // https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=CELEX:32019L1937

8. Neil Hodge. EU whistleblower protection law gets go-ahead. Complianceweek Oct 8, 2019 // https://www.complianceweek.com/whistleblowers/eu-whistleblower-protection-law-gets-go-ahead/27845 .article

9. Press release «Whistleblower protection: Commission sets new, EU-wide rules». 23 April 2018. Brussels // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018DC0214

10. Trofimov E.V., Aleksenko A.A., Trofimova N.P. Institut denunciacii v antikorrupcionnom regulirovanii // Protivodej stvie korrupcii i tenevym processam: izbrannye materialy nauch. konf. (Sankt-Peterburg, 8-11 dek. 2020 g.) / redkol.: D. V. Rybin (pred.) [i dr.]. SPb.: S.-Peterb. in-t (fil.) VGUYU (RPA Minyusta Rossii), 2020.

11. Mark Worth. Whistleblowing in Europe legal protections for whistleblowers in the EU. 2013 Transparency International. // https://images.transparencycdn.org/images/2013_WhistleblowingInEurope_EN.pdf

12. Balog M.M. Protivodejstvie korrupcii v Rossii: zashchita zayavitelej // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Pravo. Upravlenie. 2018. № 8. S. 39-44.

13. Volosova N.Yu., Zhurkina O.V. K voprosu o programme zashchity razoblachitelej (informatorov) po delam korrupcionnoj napravlennosti // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. N° 5.

14. Spektor E.I., Seval'nev V.V. Voprosy pravovoj zashchity lic, soobshchayushchih o faktah korrupcii // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2015. № 4.

15. Artamonova I. Voprosy pravovogo statusa i zashchity zayavitelej o korrupcii («whistleblowers») // [Elektronnyj resurs]: URL: https://lap.hse.ru.

16. Makarova O.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sposobstvuyushchih preduprezhdeniyu i raskrytiyu korrupcionnyh prestuplenij // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 7. S. 97-105.

17. Cirin A.M. Pravovaya zashchita lic, soobshchayushchih o faktah korrupcii // Korrupciya: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii bor'by/ Pod red A.I. Dolgovoj. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya, 2015.

18. Sheverdyaev S.N. Konceptual'nye probely v sisteme Rossijskogo antikorrupcionnogo zakonodatel'stva // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 1. S. 121-131.

БАТИЩЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», заместитель директора по научной работе.

BATISHCHEVA, NATALIA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, St. Petersburg Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Deputy Director for Research (nbatisheva@yandex.ru).

УДК 937(092) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-44-49

ФАРИКОВА Е.А. ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: государственная служба, трудовая мотивация, стимулирование, поощрение, поощрительная политика.

В статье рассмотрены основы поощрительной политики в сфере государственной службы, нормативное регулирование государственно-служебных отношений в области применения мер поощрения к государственным служащим. Дана оценка эффективности и преимуществам морального поощрения в сфере государственной службы. Отмечается, что стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения выступает одним из важных методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы. Рассмотрены основные проблемы реализации поощрительной политики в сфере государственной службы. В частности, отмечено, что одной из проблем применения мер поощрения в сфере государственной службы выступает необъективная оценка руководителем деятельности государственного служащего, в отношении которого применяется мера поощрения.

FARIKOVA, E.A. PROMOTION IN THE PUBLIC SERVICE SPHERE

Key words: public service, labor motivation, incentives, promotion, incentive policy.

In the article considers the basics of incentive policy in the sphere of public service, the normative regulation of public-service relations in the sphere of the application of incentive measures to civil servants. It given an assessment of the effectiveness and benefits of moral incentives in the sphere of public service. It is noted that the stimulation of civil servants through the application of material incentives to them is one of the important methods of anti-corruption policy in the field of public service. The main problems of the implementation of incentive policy in the field of public service are considered. In particular, it was noted that one of the problems of applying incentive measures in the field of civil service is the biased assessment by the head of the activities of a civil servant in relation to whom the incentive measure is applied.

В условиях меняющейся государственной правовой политики, которая должна соответствовать современным тенденциям развития государственной и общественной жизни, трансформируется подход к основам организации государственной службы. Организационные вопросы государственной службы имеют прикладное значение для практики реализации государственными служащими возложенных на них задач и полномочий.

В последние годы наблюдается постепенное возрастание роли поощрительной политики, которая предполагает ранее не развитый в России подход к регулированию общественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.