Научная статья на тему 'Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение индивидуальными предпринимателями'

Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение индивидуальными предпринимателями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1206
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Т. С.

Статья посвящена одной из актуальных проблем правовому регулированию социального обеспечения индивидуальных предпринимателей, количество которых в России ежегодно увеличивается. Автор подробно анализирует права самозанятых граждан на отдельные виды социального обеспечения (пенсии, пособия, медицинскую помощь) и выявляет взаимосвязь этих прав и обязанности уплачивать страховые взносы на социальное страхование как обязательно, так и добровольно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение индивидуальными предпринимателями»

юридические науки

УДК 342.734

особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение индивидуальными предпринимателями

Т. С. ГУСЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра гражданского права и гражданского процесса

Статья посвящена одной из актуальных проблем - правовому регулированию социального обеспечения индивидуальных предпринимателей, количество которых в России ежегодно увеличивается. Автор подробно анализирует права самозанятых граждан на отдельные виды социального обеспечения (пенсии, пособия, медицинскую помощь) и выявляет взаимосвязь этих прав и обязанности уплачивать страховые взносы на социальное страхование как обязательно, так и добровольно.

В Российской Федерации индивидуальное предпринимательство стало распространенной формой хозяйствования. В соответствии с российским законодательством индивидуальный предприниматель -дееспособный гражданин, самостоятельно осуществляющий предпринимательскую деятельность на свой риск и под личную имущественную ответственность и зарегистрированный в установленном законом порядке. А поскольку эти граждане самостоятельно обеспечивают себя работой, традиционно их называют «самозанятые лица».

Целью настоящей статьи является исследование особенностей реализации индивидуальными предпринимателями права на социальное обеспечение, что представляется актуальным в силу недостаточной разработанности этой проблематики в науке и противоречивой правовой регламентации.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Смысл социального страхования заключается в распределении социального риска потери или уменьшения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работников, которые обязаны отчислять страховые взносы в целевые фонды социального страхования, то есть социальное страхование призвано обеспечить самофинансирование социального обеспечения.

С 2001 года взносы на социальное страхование уплачиваются в рамках единого социального налога (далее ЕСН). М. Ю. Федорова отмечает двойственную природу ЕСН. С одной стороны, его можно рассматривать как форму сбора страховых взносов, а с другой -он приобретает характер целевого налога, за счет которого финансируются не только страховые выплаты, но и выплаты по системе государственного социального обеспечения, не имеющие социального характера [11].

Обязанность уплаты ЕСН предусмотрена главой 24 НК РФ. Причем ст. 235 НК РФ делит самозанятое население на индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд (производящих выплаты наемным работникам), и индивидуальных предпринимателей, не являющихся таковыми. Для первой груп-

пы налогоплательщиков объектом налогообложения выступают выплаты, начисляемые работникам, а для второй - доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, минимальная ставка ЕСН составляет 26 %, из которых 20 % направляются в федеральный бюджет, 3,2 % -в Фонд социального страхования, 2,8 % - в Фонды обязательного медицинского страхования. Предприниматели, не использующие наемный труд, должны уплачивать ЕСН по минимальной ставке 10 %, из которых 7,3 % направляются в федеральный бюджет, а 2,7 % -в фонды обязательного медицинского страхования.

В отличие от наемных работников, за которых страховые взносы уплачивает работодатель, гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, самостоятельно несет все бремя социального страхования.

какие права в сфере социального обеспечения дает самозанятому лицу уплата ЕСН?

1) отчисления, направляемые в федеральный бюджет, идут на финансирование обязательного пенсионного страхования и порождают право застрахованного лица на получение трудовой пенсии при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности или потере кормильца, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» [3].

Однако ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [2] устанавливает, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии -за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Статья 28 указанного закона обязывает индивидуальных предпринимателей и адвокатов уплачивать суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ. На наш взгляд, фиксированный платеж приводит к уравнительным размерам трудовых пенсий индивидуальных предпринимателей и не отражает сути трудовой пенсии.

Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 52 определена стоимость страхового года на 20022004 гг. в следующем размере: на 2002 г. - 504 руб.; на 2003 г. - 756 руб.; на 2004 г. - 1008 руб. [6].

необходимо отметить, что статус самозанятых граждан как субъектов обязательного пенсионного страхования неоднократно корректировался Конституционным Судом РФ.

Так, с 24 мая 2005 года индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые являются получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии [9]. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» устанавливает, что наряду с индивидуальными предпринимателями и адвокатами частные нотариусы и частные детективы также не уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии [7].

Определения Конституционного Суда РФ №164-0, № 165-0 от 12 апреля 2005 года закрепили, что индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) перестают уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 12 апреля 2005 года [8].

Положения Определения Конституционного Суда Российской Федераций от 12 мая 2005 года № 182-0 освободили индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием ведения предпринимательской деятельности в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет [10].

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 213-О содер-

жит положения, освобождающие индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иные периоды, перечисленные в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 210-0, № 212-0 освобождают от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа лиц, не осуществлявших предпринимательскую деятельность, в случае представления доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, не позволивших своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

2) уплата в рамках ЕСН взносов в фонды обязательного медицинского страхования порождает право самозанятых граждан на получение медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» [1].

3) поскольку в рамках ЕСн для самозанятых граждан не предусмотрены страховые платежи в Фонд социального страхования РФ, отношения этих лиц с указанным фондом урегулированы ФЗ от 31 декабря

2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категориях граждан» [4]. В соответствии со ст. 3 указанного закона адвокаты и индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию.

Постановление Правительства РФ от 5 марта

2003 г. № 1444 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает, что адвокаты и индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособий лишь при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования в течение 6 месяцев в размере 3,5 % налоговой базы, определяемой по ЕСН [5]. Думается, данная норма ограничивает указанные категории граждан в праве на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, поскольку для наемных работников длительности уплаты страховых взносов закон для назначения пособий не предусматривает. Само название постановления Правительства РФ нуждается в корректировке потому, что система обязательного социального страхования не может предусматривать добровольную уплату взносов, обязательный характер социального страхования обеспечивается определенным механизмом принужде-

ния. На наш взгляд, необходимо использование термина «добровольное социальное страхование».

Статус индивидуального предпринимателя позволяет применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), предусмотренную главой 26.3 НК. Применение указанных специальных режимов налогообложения заменяет уплату налога доходы физических лиц, налога с имущества, налога на добавленную стоимость и единого социального налога. При этом индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на свое обязательное пенсионное страхование (в виде фиксированного платежа) и уменьшают на сумму страховых взносов сумму налога.

Возникает вопрос, если закон освобождает предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения или платящего Енвд, от уплаты есн, то какие права в области социального обеспечения гарантированы этой группе лиц?

Обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование корреспондирует право на получение трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Что касается прав самозанятого гражданина на пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет), то в силу Федерального закона № 190-ФЗ они возникают только при условии уплаты страховых взносов в ФСС РФ в течение шести месяцев в порядке добровольного социального страхования. Применение ЕНВД, который предусматривает уплату налога вне зависимости от фактического дохода предпринимателя, порождает проблему определения величины пособия по временной нетрудоспособности. По общему правилу размер этого пособия определяется в процентах от среднего заработка лица в зависимости от его непрерывного трудового стажа, а в случае с предпринимателем, уплачивающим ЕНВД, определить его реальный доход от предпринимательской деятельности практически невозможно. Данный вопрос требует правового регулирования.

Право на медицинскую и лекарственную помощь для указанной группы предпринимателей в настоящее время специально не урегулировано. Нормы действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что эти лица могут самостоятельно вступать в отношения по добровольному медицинскому страхованию. Однако если рассматривать упрощенную систему налогообложения и ЕНВД как льготные налоговые режимы, предназначенные для стимулирования малого и среднего бизнеса, логично было бы, если функции страхователей выполняли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, как в настоящее время в отношении неработающего населения.

Необходимо отметить, что действующее российское законодательство не наделяет самозанятое

население правом на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для устранения указанного пробела в законодательстве предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Итак, правовое положение индивидуального предпринимателя в сфере социального обеспечения предполагает одновременное сочетание статуса застрахованного лица и страхователя; обязанность самостоятельной уплаты страховых взносов, право на добровольное участие в отдельных видах социального страхования.

Анализ действующего российского законодательства в данной области свидетельствует о том, что оно нуждается в доработке.

список

нормативных Актов и литературы

1. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» // РГ. № 247. 20 декабря 2001 г.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» // РГ. № 247. 20 декабря 2001 г.

4. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категориях граждан» // СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 5.

5. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 1444 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 906.

6. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 52 «О стоимости страхового года на 2002-2004 годы» // РГ. № 24. 10 февраля 2004 г.

7. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» // СЗ РФ. 2005. № 40. Ст. 4035.

8. Определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 164-О, № 165-О // Вестник КС РФ. 2005. № 5.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 184-О // РГ. № 138. 29 июня 2005 г.

10. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. № 182-О // СЗ РФ. 2005. № 28. Ст. 2905.

11. Федорова М. Ю. Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.