Налогообложение
УДК 336.233.2
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
С.В. КАРПЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования E-mail: [email protected]
Т.А. СИЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования E-mail: [email protected]
М.Е. ОРДЫНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования E-mail: [email protected] Адыгейский государственный университет
В статье представлен исторический обзор изменения размеров платежей индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями, во внебюджетные фонды РФ с момента их введения и по 2014 г.
Работа посвящена истории развития обязательных взносов предпринимателей как самостоятельных субъектов налоговых отношений, в частности - изменению размера взносов и их влиянию на малый предпринимательский бизнес.
Выяснено, что изначально размер единого социального налога для предпринимателей в социальные фонды определялся величиной валовой прибыли, т.е. доходами за вычетом расходов, связанных с извлечением этих доходов. Показано, как на протяжении изучаемого периода фиксированный платеж стал обязательным для всех индивидуальных предпринимателей вне зависимости от их вида деятельности,
доходности (убыточности) или территориальной принадлежности бизнеса.
Произведена оценка изменения налоговой нагрузки на предпринимателей в части уплаты страховых взносов и ее влияния на развитие малого бизнеса.
Авторы предприняли попытку показать, как произошла трансформация идеи единых налогов при использовании упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.
Обоснован тезис о том, что нововведения в системе налогообложения индивидуальных предпринимателей, имея зачастую радикальный характер, со временем внесли некоторый элемент справедливости в систему оплаты взносов во внебюджетные фонды.
Доказано существование негативного фактора, не устраненного за всю историю частного бизнеса в России: при выходе на пенсию предприниматель
в соответствии с существующим законодательством получает минимальную пенсию независимо от величины платежей в пенсионный фонд. Это искажает изначальный смысл пенсионных взносов как системы накопления средств человека для обеспеченной старости.
Определены необходимые направления реформирования отечественного законодательства о страховых взносах для индивидуальных предпринимателей.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, страховой взнос, внебюджетный фонд, фиксированный платеж, налоговая нагрузка, единый социальный налог
История взаимоотношений индивидуальных предпринимателей (ИП) и внебюджетных фондов насчитывает два десятка лет. За этот промежуток времени система исчисления взносов менялась многократно, то делая послабления бизнесу, то увеличивая налоговую нагрузку на предпринимателей до такой степени, что мелкий бизнес становился невыгодным.
Статья посвящена истории развития обязательных взносов предпринимателей как самостоятельных субъектов налоговых отношений, в частности -изменению размера взносов и их влиянию на малый предпринимательский бизнес.
Необходимо отметить, что авторами используется понятие «прибыль» исключительно как экономическая категория. Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. Таков один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности как предприятия, так и предпринимателя [11].
Впервые в нашей стране предпринимательский бизнес был разрешен в 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 25.12.1990 № 446-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [8]. С тех пор взносы предпринимателей во внебюджетные фонды определялись ежегодными постановлениями Правительства РФ, которые устанавливали обязанность предпринимателей оплачивать взносы как в качестве работодателей, так и в качестве самостоятельных субъектов налоговых отношений.
Предприниматели в 1991-1996 гг. оплачивали взносы во внебюджетные фонды в размере 5% от доходов. С 1997 г. налоговой базой для исчисления взносов стала разница между доходами и расходами
(прибыль предпринимателей). Ставка взносов составила 20,6%. Она сохранялась вплоть до 2000 г., исключая 1998 г., когда повышалась до 28% (25.08.1998 повышение было отменено).
Напомним, что в 2001 г. была введена в действие II часть Налогового кодекса РФ [2], отдельная глава которой была посвящена единому социальному налогу (ЕСН).
Изначально размер ЕСН для предпринимателей в социальные фонды определялся величиной валовой прибыли, т.е. доходами от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением этих доходов. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения ЕСН являлся доход, определяемый из стоимости патента.
Как для работодателей, так и для предпринимателей, оплачивающих ЕСН из суммы своей прибыли, была введена сложная регрессивная шкала налога. В нее включались взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).
При этом ставки ЕСН, которые облагали прибыль предпринимателей, были гораздо ниже, чем ставки по обложению выплат, производимых работодателями в пользу работников. Ставка налога выравнивалась лишь с получением дохода свыше 600 000 руб., но при этом общая сумма налога, начисленная с равной величины дохода, для предпринимателей все равно оказывалась чуть ли не в два раза меньше, чем для работодателей.
Последние, стараясь уменьшить свои расходы, в тот период зачастую не нанимали работников, а предлагали им оформиться в качестве индивидуальных предпринимателей и оплачивать взносы на получаемые доходы самостоятельно. Таким образом, фактическая зарплата работников заменялась их мнимыми доходами предпринимателя.
Ряд переломных изменений в истории социальных взносов ИП принес 2002 г.
Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [3] изменил принцип расчета ЕСН для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Начиная с 01.01.2002 сумма налога для них определялась как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1.
Также с 2002 г. существенно снизилась ставка ЕСН для предпринимателей, просуществовавшая до 2004 г. включительно (табл. 1).
Таким образом, произошло существенное снижение налогового бремени предпринимателей в части ЕСН, особенно это было заметно для предпринимателей с высокими доходами.
Самым значительным изменением в истории социальных платежей всех ИП стало появление понятия фиксированных платежей во внебюджетные фонды (ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») [10]. Размер фиксированных платежей ежегодно устанавливался Правительством РФ. Но одновременно в п. 3 ст. 28 указанного закона был установлен минимальный размер фиксированного платежа. До 2006 г. размеры платежей, устанавливаемые Правительством РФ, были меньше минимального размера, поэтому в 2002-2006 гг. предприниматели делали минимальные платежи.
Для индивидуальных предпринимателей 1967 г. рождения и младше была установлена ежемесячная плата в размере 150 руб., которая делилась на 2 части: 100 руб. оплачивались в страховую часть пенсии, а 50 руб. - в накопительную. Для ИП 1966 г. рождения и старше предписывалось оплачивать только страховую часть пенсии, т.е. 100 руб. ежемесячно. Таким образом, старшее поколение предпринимателей оплачивало взносов на треть меньше молодого (1 200 и 1 800 руб. в год соответственно).
Фиксированный платеж стал обязательным для всех индивидуальных предпринимателей вне зависимости от их вида деятельности, доходности (убыточности) или территориальной принадлежности бизнеса. При любых условиях каждый предприниматель наряду с ЕСН должен был внести во внебюджетные фонды определенную законом сумму.
Ставки ЕСН для работод
Забегая вперед, отметим, что к 2010 г. такая система платежей полностью вытеснила единый социальный налог (ЕСН) и стала единственной обязательной формой платежей ИП во внебюджетные фонды, о чем подробнее будет сказано. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть преимущества и недостатки этой системы по сравнению с ЕСН.
Фиксированный размер платежа упрощает:
— механизм взимания взноса;
— контроль государства за оплатой;
— планирование предпринимателем годовых расходов на взносы.
Главным же недостатком этой системы является то, что фиксированный платеж не учитывает особенностей бизнеса, в частности размера, рентабельности и территориальных особенностей, что приводит к чрезмерной нагрузке на ИП с невысокими доходами.
Все преимущества и недостатки системы фиксированных платежей к 2013 г. проявились в полной мере и вызвали немало негативных процессов в экономике, вплоть до заметного сокращения численности предпринимателей в России. Но в 2002 г. это не имело существенного значения, так как сумма фиксированного платежа была невысокой по сравнению с суммами ЕСН, которые предприниматели продолжали оплачивать в этот период.
С 2002 г. было введено понятие «стоимость страхового года». Под ним понималась «...сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации» [10, ст. 3].
Также были установлены следующие категории страхователей — индивидуальных предпринимателей:
Таблица 1
елей и ИП в 2001-2004 гг.
Доход работника или ИП в течение года (накопительно), руб. Ставки для работодателей Ставки для ИП
2001-2004 2001 2002-2004
До 100 000 35,5% 22,8% 13,2%
От 100 001 до 300 000 36 600 руб. + 20% с доходов свыше 100 000 руб. 22 800 руб. + 12,8% с доходов свыше 100 000 руб. 13 200 руб. + 7,4% с доходов свыше 100 000 руб.
От 300 001 до 600 000 75 900 руб. + 10% с доходов свыше 300 000 руб. 48 400 руб. + 6,4% с доходов свыше 300 000 руб. 28 000 руб. + 3,65% с доходов свыше 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 105 600 руб. + 2% с доходов свыше 600 000 руб. 67 600 руб. + 2% с доходов свыше 600 000 руб. 38 950 руб. + 2% с доходов свыше 600 000 руб.
— индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, т.е. предприниматели-работодатели;
— индивидуальные предприниматели как самостоятельная единица страхователей [10, ст. 6].
На первый взгляд, эти категории страхователей аналогичны категориям налогоплательщиков ЕСН. Но при более внимательном рассмотрении оказалось, что различия невелики только для работодателей. А вот в отношении платежей предпринимателя как самостоятельной единицы страхователя произошли принципиальные изменения по сравнению с ЕСН.
Оплачивая этот налог, предприниматель рассчитывал его из размеров своих доходов и расходов, т.е. сумма платежа была расчетная. А предприниматель в качестве страхователя должен был оплачивать фиксированную сумму взносов, которая никаким образом не связана с доходностью бизнеса, а зависит лишь от факта наличия регистрации человека в качестве индивидуального предпринимателя.
Очевидно, что ставка ЕСН относилась к категории процентных ставок, а фиксированного платежа - к равным ставкам налога, которые устанавливаются в одинаковом размере для каждого плательщика.
Такое «незаметное» различие привело к тому, что предприниматель, который только что зарегистрировался и еще не имеет никаких доходов, сразу же становится обязанным платить взносы в качестве страхователя. В случае же ЕСН начисление налога шло лишь с момента получения доходов и соответственно - возникновения финансовой возможности у предпринимателя оплачивать налог.
Таким образом, в 2002 г. предприниматели платили одновременно и фиксированные платежи, и ЕСН из сумм доходов и тарифных ставок, приведенных в Налоговом кодексе РФ. При этом, перечисляя взносы в одни и те же фонды, ИП обязан был руководствоваться сразу двумя законами:
Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С тех пор правила расчета сумм взносов и их оплаты динамично менялись, делая положение индивидуальных предпринимателей все более неустойчивым.
Вступившие в силу в 2003 г. очередные поправки в Налоговый кодекс РФ коснулись и взносов индивидуальных предпринимателей [7]. С этого момента изменилась упрощенная система налогообложения (УСН) в связи с введением в действие гл. 26.2, а также новой специальной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Единый налог, уплачиваемый при применении УСН и ЕНВД, заменял собой ряд налогов, в том числе и ЕСН. Таким образом, предприниматель, обязанный уплачивать ЕНВД или добровольно перешедший на УСН, должен был вносить исключительно фиксированные платежи в Пенсионный фонд РФ в размере 150 (100) руб. в месяц. Это положение явилось существенной льготой для малого бизнеса, а также стало мощным стимулом для отказа от общего режима налогообложения и выхода малого бизнеса из тени.
Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ в гл. 24 Налогового кодекса РФ [4] были внесены значительные изменения, уточняющие порядок исчисления, уплаты ЕСН предпринимателями, а также изменяющие размер налогового бремени на бизнес.
В частности, изменились ставки ЕСН и границы регрессивной шкалы. Эти поправки вступили в действие с 01.01.2005 и действовали до 31.12.2009 (табл. 2).
При этом с 2007 г. стоимость страхового года, утверждаемая Правительством РФ, превысила минимальную стоимость страхового года, установленную Федеральным законом от 15.12.2001
Таблица 2
Ставки ЕСН для работодателей и ИП, применяющих общий режим налогообложения, в 2005-2009 гг.
Доход работника или ИП в течение года (накопительно), руб. Ставки для работодателей Ставки для ИП
До 280 000 26,0% 10,0%
От 280 001 до 600 000 72 800 руб. + 10% с доходов свыше 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с доходов свыше 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 104 800 руб. + 2% с доходов свыше 600 000 руб. 39 520 руб. + 2% с доходов свыше 600 000 руб.
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [10], и с этих пор фиксированные платежи предпринимателей стали увеличиваться в разы (табл. 3).
Анализ данных табл. 3 показывает, что фиксированные платежи за три года выросли в четыре раза, сумма взносов стала довольно ощутимой для многих ИП, особенно в отдаленных сельских местностях и небольших городах. Кроме того, для предпринимателей, использовавших общий режим налогообложения, по-прежнему добавлялась обязанность уплачивать ЕСН.
Авторы оценили изменения налогового бремени предпринимателей, для чего использовали фактические и экономические ставки взноса (налога).
Фактические налоговые ставки - это отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы. Экономические ставки - отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода [1]. 25
Для изучения динамики налогового бремени за 2001-2009 гг. были рассчитаны фактические ставки взносов для ИП с различным уровнем прибыли в интервале от 100 тыс. до 10 млн руб. (рис. 1).
Пример расчета фактической ставки страховых взносов для ИП представлен в табл. 4.
Таким образом, налоговое бремя предпринимателей за рассматриваемый период сначала довольно заметно снизилось (2002 г.), но с резким ростом фиксированных платежей опять стало увеличиваться. Причем фактические ставки налога для ИП с различным уровнем прибыльности бизнеса существенно различались.
Как видно из анализа данных рис. 1, наиболее низкая фактическая ставка (приблизительно 2%) за весь период была у пред-
Таблица 3
Динамика роста размера фиксированных платежей ИП в 2002-2009 гг.
Период, год Стоимость страхового года, руб. Темп роста размера фиксированных платежей относительно 2002 г., %
2002-2006 1 800,00 -
2007 1 848,00 102,67
2008 3 864,00 214,67
2009 7 274,40 404,13
принимателей с самым высоким уровнем прибыльности бизнеса. У предпринимателей с невысоким размером прибыли в 100 тыс. руб. фактическая ставка оказалась наиболее высокой и колебалась в диапазоне от 22,8 до 11,8%. Причем наименьшая величина приходится на 2005-2007 гг., рост фиксированных платежей к 2009 г. оказал немалое влияние на налоговое бремя этой категории ИП, и фактическая ставка взносов составила 17,3%.
■100 ■150 •300 •600 ■1000 ■10000
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Динамика фактических ставок социальных взносов ИП с различным уровнем прибыли (тыс. руб.) за 2001-2009 гг., %
Таблица 4
Пример расчета фактической ставки взносов для ИП, использующих общий режим налогообложения, с размером дохода 100 тыс. руб., руб.
Год Ставка ЕСН, % Сумма фиксированного платежа Итоговая сумма взноса Фактическая ставка взноса,%
2001 22,8 - 22 800 22,8
2002 13,2 1 800 15 000 15,0
2003 13,2 1 800 15 000 15,0
2004 13,2 1 800 15 000 15,0
2005 10,0 1 800 11 800 11,8
2006 10,0 1 800 11 800 11,8
2007 10,0 1 848 11 848 11,8
2008 10,0 3 864 13 864 13,9
2009 10,0 7 274 17 274 17,3
Однако с 01.01.2010 гл. 24 Налогового кодекса РФ утратила силу [5]. Взамен нее был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [9].
С этого времени радикально изменился принцип уплаты взносов во внебюджетные фонды индивидуальными предпринимателями. Теперь размер взносов полностью перестал быть привязанным к доходам предпринимателя, а зависел исключительно от минимального размера оплаты труда (МРОТ), устанавливаемого государством. В результате сумма взносов стала одинаковой абсолютно для всех ИП, независимо от доходности, прибыльности и местоположения бизнеса. Развивать бизнес мелким предпринимателям в глубинке стало невыгодно, так как доля их доходов, направляемых на погашение взносов во внебюджетные фонды, зачастую «съедала» полученную прибыль.
Так незаметно произошла трансформация идеи единых налогов при применении УСН и ЕНВД, заменявших в том числе и ЕСН. Без широкого объявления сути своих действий, просто переименовав взносы, государство существенно уменьшило льготу малому бизнесу: с заменой ЕСН на взносы во внебюджетные фонды предприниматели вновь стали плательщиками взносов в ФФОМС и ТФОМС.
Предприниматели старшего возраста, которые по закону не обязаны оплачивать накопительную часть взносов в Пенсионный фонд РФ, утратили свое преимущество перед более молодым поколением. Теперь сумма фиксированных взносов стала одинаковой для всех. Только для молодых предпринимателей эта сумма делится на две части -страховую и накопительную, а для старших - исключительно на страховую часть.
С одной стороны, учитывая кратный рост суммы фиксированных платежей, старшее поколение
оказалось в худшем положении, чем младшее, так как суммы платежей возросли, а прибавки к пенсии в виде накопленных сумм не предполагается.
С другой стороны, если сравнивать систему оплаты социальных взносов работодателей за работников, которые изначально платили взносы за старшее поколение в полном объеме, произошло некоторое выравнивание обязательств ИП и работодателей.
Прежде все ИП независимо от применяемого режима налогообложения проводили фиксированные платежи. И лишь предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения, в дополнение к фиксированным платежам оплачивали и ЕСН, исчисленный из суммы прибыли. Поэтому только эта категория ИП, применяющих общий режим налогообложения, ощутила преимущества отмены ЕСН, что подтверждает и заметно снизившаяся фактическая ставка взносов. Что же касается ИП, находящихся на специальных налоговых режимах, то их фактическая ставка увеличилась пропорционально ежегодному росту фиксированных платежей.
Но в 2013 г. законодательство было изменено таким образом, что размер годового платежа увеличился более чем в два раза, поскольку базой для расчета фиксированных платежей индивидуальных предпринимателей стал двукратный размер минимальной оплаты труда [6].
Из анализа данных табл. 5 видно, что налоговое бремя индивидуальных предпринимателей в части фиксированных платежей возросло практически в 20 раз: в 2002 г. годовая сумма фиксированных платежей составляла 1 800 руб., в 2013 г. -35 664,66 руб. в год.
Такой рост платежей далек от средней динамики цен изучаемого периода. Например, за это же время стоимость минимального набора продуктов питания, по данным Росстата, увеличилась менее чем в три раза: в январе 2002 г. стоимость этого набора составляла 936,71 руб., а в январе 2013 г. -2 662,15 руб. [12].
Таблица 5
Суммы фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей
в 2010-2013 гг., руб.
Год Сумма взносов Итого стоимость страхового года Темп роста размера фиксированных платежей относительно 2002 г., %
ПФ ФФОМС ТФОМС
2010 9 352,80 1 610,76 1 039,20 12 002,76 667
2011 13 509,60 1 610,76 1 039,20 16 159,56 898
2012 14 386,32 2 821,93 - 17 208,25 956
2013 32 479,20 3 185,46 - 35 664,66 1 981
При этом положение с пенсией у индивидуальных предпринимателей нисколько не изменилось: по-прежнему при достижении пенсионного возраста ИП имеют право лишь на пенсию в минимальном размере наравне с безработными, которые в трудоспособном возрасте не перечисляют в бюджет и внебюджетные фонды ни рубля.
Новые фиксированные платежи также не учитывали ни места реализации бизнеса, ни его доходности. В малонаселенных, сельских или удаленных районах платежи стали неподъемными для предпринимателей. Неудивительно, что результатом стало массовое прекращение деятельности ИП, которые оказались в убытке.
Основная цель законодательных изменений -увеличение собираемости взносов - не была достигнута. Кроме того, ликвидация бизнеса многими предпринимателями привела к росту количества безработных и снижению собираемости других налогов с предпринимателей.
Отрицательная динамика поступления взносов и количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 г. позволила сделать выводы, что такой рост налогового бремени привел к плачевным результатам, поэтому к 2014 г. была принята новая редакция закона [9]. Нововведения опять носили радикальный характер, но внесли некоторый элемент справедливости в систему оплаты взносов во внебюджетные фонды.
Во-первых, были установлены минимальный и максимальный размеры фиксированного платежа. В 2014 г. они составили соответственно 20 727,53 и 142 026,89 руб.
Во-вторых, в какой-то мере вернулась практика увязки суммы взносов предпринимателя и его доходов, что в том числе учитывает и территориальные особенности ведения бизнеса.
В-третьих, по новой редакции закона при расчете взносов вновь применяется один минимальный размер оплаты труда, что практически в два раза
снизило налоговое бремя для предпринимателей, имеющих небольшие доходы, т.е. суммы взносов вернулись к уровню 2012 г.
Шкала взносов, с 2014 г. введенная подп. 2 п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [9], сложна и имеет три ступени. Она распространяется на взносы в Пенсионный фонд РФ, в то время как взносы в ФФОМС -фиксированные для ИП с любым уровнем доходов.
Первая ступень является минимальным фиксированным платежом, распространяется на ИП, имеющих годовой доход до 300 000 руб., и составляет 26% от МРОТ, установленного на начало финансового года, увеличенного в 12 раз.
Вторая ступень - изменяемая. Приращение размера взноса происходит за счет тарифа в 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Третья ступень является максимальным фиксированным платежом и составляет 26% от восьмикратного МРОТ, установленного на начало финансового года, увеличенного в 12 раз.
Таким образом, обязательные платежи индивидуальных предпринимателей, связанные с взносами во внебюджетные фонды, приняли нынешний вид (табл. 6).
Рост суммы взносов в диапазоне доходов 300 000-12 429 936 руб. осуществляется по линейной зависимости. Величина дохода, при котором достигается максимальный размер фиксированного платежа в 2014 г., определена авторами расчетным путем:
— минимальный размер фиксированного платежа в 2014 г. составил 17 328,48 руб. (5 554 руб. ■ 26% ■ 12 мес.);
— максимальный размер фиксированного платежа в 2014 г. составил 138 627,84 руб. (5 554 руб. ■ 8 ■ 26% ■ 12 мес.).
Таблица 6
Размер обязательного платежа ИП во внебюджетные фонды в 2014 г.
Годовой доход ИП, руб. ПФ ФФОМС Итого платежей Темп роста относительно 2002 г., % Темп роста относительно 2013 г., %
До 300 000 17 328,48 3 399,05 20 727,53 1 152 58
300 001— 12 429 935 17 328,48 + 1% с доходов свыше 300 000 руб. 3 399,05 20 727,53 + 1% с доходов свыше 300 000 руб. 1 152—7 890 58-398
Свыше 12 429 936 138 627,84 3 399,05 142 026,89 7 890 398
Таким образом, в 2014 г. приращение платежа за счет начисления 1% от дохода составляет 121 299,36 руб. (138 627,84 руб. - 17 328,48 руб.).
Соответственно данное приращение обеспечивается доходом 12 129 936 руб. (121 299,36 руб. • 100% / 1%).
Итого предельная величина дохода, облагаемая взносами во внебюджетные фонды, в 2014 г. составляет 12 429 936 руб. (12 129 936 + 300 000).
Динамика изменения размера обязательных взносов для ИП с различным уровнем доходов за период 2010—2014 гг. представлена на рис. 2.
Для оценки налогового бремени ИП за этот период авторами применялись экономические ставки налога.
Проведенные расчеты показали, что налоговое бремя всех индивидуальных предпринимателей, получающих невысокие доходы, стали достаточно умеренными: минимальная экономическая ставка взносов составляет 6,9% (при доходе 300 000 руб.). Чем ниже доход, тем выше доля взносов в годовом доходе ИП.
При высоких доходах максимальная экономическая ставка начинает приближаться к 1% от доходов (при доходе, равном 12 429 936 руб., такая ставка взносов составляет 1,14%). Чем больше растет доход предпринимателя относительно этой границы, тем меньше становится экономическая ставка взносов.
Для сравнения возьмем границы доходности микро- и малого бизнеса. Например, при доходах 60 млн руб., ограничивающих размеры микропредприятий, экономическая ставка взносов ИП состав-
Рис. 2. Размер фиксированных взносов ИП в зависимости от размеров доходов
в 2010—2014 гг., тыс. руб.
ляет 0,24%. А при доходах 400 млн руб., ограничивающих размеры малых предприятий, такая ставка стремится к нулю и составляет лишь 0,04%.
Если рассматривать размеры взносов в абсолютном рублевом выражении, то в выигрыше оказываются предприниматели с доходами до 1 793 713,20 руб., а превышение этого рубежа приводит к существенному увеличению суммы платежей ИП относительно уровня 2013 г.
Также следует отметить, что ИП в разной степени почувствовали влияние сильного роста фиксированных платежей. Авторы провели расчеты экономических ставок фиксированных платежей для ИП с уровнем дохода от 100 тыс. руб. до 10 млн руб. за 2010—2014 гг. (рис. 3).
Из анализа данных рис. 3 следует, что фиксированные взносы, как и прежде, оказывают самое существенное влияние на налоговое бремя ИП с низким уровнем доходов, а предприниматели с высоким уровнем доходов практически не почувствовали резкого роста платежей.
Необходимо отметить, что приведенные расчеты, учитывающие только валовой доход предпринимателя, к сожалению, не могут в полной мере отразить реальной налоговой нагрузки конкретных предпринимателей. Доходы бизнеса способны быть многомиллионными, но при низкой рентабельности доля платежей в доходе предпринимателя является существенной.
Подход, который был реализован в ЕСН, в большей степени учитывал влияние размера социальных взносов на налоговую нагрузку предпринимателей, поскольку налог исчислялся именно от суммы дохода ИП. Но от этой практики, как уже было отмечено, отказались в 2010 г.
Очевидно, что в 2014 г. суммы фиксированных взносов для ИП с низкими доходами существенно снижаются по сравнению с 2013 г., а вот для предпринимателей с доходами выше 12 429 936 руб. они возрастают в десятки раз.
Динамика темпа роста сумм фиксированных взносов представлена на рис. 4.
За основу взят 2002 г., когда впервые было введено понятие «фиксированный взнос» и его
Рис. 3. Динамика изменения в 2010-2014 гг. экономических ставок фиксированных взносов ИП с различным уровнем доходов, тыс. руб.
Рис. 4. Динамика темпа роста сумм фиксированных взносов ИП с 2002 по 2014 г., во сколько раз
сумма составляла 1 800 руб./г. Она не менялась вплоть до 2006 г. Из анализа данных рис. 4 видно, что с 2006 по 2011 г. сумма выросла практически в 10 раз, а к 2013 г. - в 20 раз. Сумма минимального взноса в 2014 г. снизилась до уровня 2012 г., но величина максимального взноса выросла почти в 80 раз.
Подводя итоги, можно сказать, что законодательство в отношении социальных взносов ИП формировалось бессистемно, влияние вводимых размеров взносов на экономику малого бизнеса недостаточно просчитывалось, что приводило к скорым изменениям правовых норм и вносило дополнительную нестабильность в деятельность предпринимателей.
Изначально, на взгляд авторов, система обложения ИП взносами во внебюджетные фонды носила
довольно справедливый характер, так как суммы взносов были привязаны к доходности и успешности бизнеса. Но она имела и существенный недостаток - сложную схему расчета сумм взносов для каждого ИП. Налоговым органам приходилось наращивать штат сотрудников, которые должны были проверять правильность расчетов взносов и своевременность их оплаты.
Введение фиксированных платежей, а также их 20-кратный рост радикально изменили ситуацию. С одной стороны, сократились финансовые и трудовые затраты государства на контроль за исчислением и поступлением в бюджет взносов. С другой стороны, исчезла справедливость в размерах взносов, так как предприниматели, имеющие мизерный доход или временно не получающие никаких доходов, оплачивают такие же взносы, как и ИП с доходом 300 тыс. руб., — в размере 20 727,53 руб.
Такая ситуация для низкодоходного бизнеса воспринимается как несправедливая. Если ИП получал годовой доход чуть больше 20 тыс. руб., то направлял его на оплату взносов практически в полном объеме, и при этом бизнес полностью утратит какой-либо смысл.
Более того, в незавидное положение попадают ИП, которые не работают по причине болезни или других временных ситуаций, когда бизнес ликвидировать неразумно, а оплачивать взносы становится невозможным.
Поэтому авторы считают целесообразным ввести для ИП, еще не получающих или имеющих подтвержденные низкие доходы, а также временно приостановивших деятельность, законодательную норму, которая полностью освободит их от уплаты взносов до того времени, когда бизнес вновь нала-
дится и станет приносить доходы. К определению предела низких доходов следует подойти научно и провести предварительное многофакторное исследование.
В то же время предприниматели, получающие доходы, существенно превышающие уровень, при котором достигается максимальный размер фиксированного платежа, не получают дальнейшего увеличения платежа при росте доходов.
По мнению авторов, имеет смысл при достижении максимальной планки не полностью останавливать рост суммы взносов, а использовать сложно-регрессивную ставку и установить некоторую величину отчислений с доходов, превышающих предельный облагаемый размер.
С одной стороны, это позволит компенсировать выпадающие доходы ПФ в связи с освобождением от платежей низкодоходных ИП, с другой стороны, внесет определенный элемент справедливости в систему обложения предпринимателей социальными платежами. Следует отметить, что полностью справедливыми такие платежи станут только при установлении зависимости между размерами взносов и дохода, который получат ИП при выходе на пенсию.
Негативным фактором, который не устранен за всю историю существования индивидуального частного предпринимательства в России, является то, что при выходе на пенсию ИП в соответствии с законодательством получит минимальную пенсию независимо от сумм платежей в Пенсионный фонд РФ. Это искажает изначальный смысл пенсионных взносов как системы накопления средств человека для обеспеченной старости.
В частности, предприниматели, оплачивающие сейчас минимальные фиксированные платежи (в 2014 г. - 17 328,48 руб., или 1 444 руб./мес.), в будущем получат такую же пенсию, как и ИП, оплачивающие максимальную сумму фиксированных платежей. Предприниматель, уплачивающий страховые взносы в размере 138 627,84 руб. в год, или 11 552 руб. в мес., в будущем получит пенсию размером 5—6 тыс. руб. в мес., т.е. в 2 раза меньше, чем он отдает в виде взносов в Пенсионный фонд РФ. В то же время наемные работники, за которых работодатель перечисляет сопоставимые взносы, получат пенсию, в 2-3 раза превышающую минимальную.
Все эти рассуждения относятся к предпринимателям старшего поколения, которые не платят
накопительных взносов. Более молодое поколение начнет выходить на пенсию в 2022 г. (женщины) и в 2027 г. (мужчины). Возможно, к тому времени законодательство изменится в сторону более справедливых расчетов.
Нынешнее неравноправие может привести к использованию предпринимателями «черных» и «серых» схем ведения бизнеса и укрывательству доходов для снижения сумм фиксированных платежей.
Итак, определим необходимые направления реформирования законодательства о страховых взносах для ИП:
1) создание более справедливой системы расчета сумм взносов, когда ИП с небольшими доходами делал бы небольшие взносы, а прибыльный и довольно крупный бизнес был бы обязан платить взносы в размере, пропорциональном доходам, а именно:
а) освобождение от взносов ИП, не получающих доходов или получающих низкие доходы;
б) введение для ИП, получающих доходы выше размера, при котором достигается максимальный размер фиксированного платежа, дальнейшего роста суммы взносов, но с более низкой ставкой;
2) получение предпринимателями пенсионных прав пропорционально оплаченным в ПФ взносам.
Только после таких изменений интересы индивидуальных предпринимателей и государства, в первую очередь в лице Пенсионного фонда РФ, начнут совпадать, отчего выиграют все стороны этих отношений.
Список литературы
1. КрамаренкоЛ.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. 576 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2000).
3. О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ.
4. О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законода-
тельных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.
6. О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ.
7. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ.
8. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25.12.1990 № 446-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/9005390 (дата обращения: 17.04.2014).
9. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
10. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
11. Райзберг Б.А. Популярный финансово-экономический словарь. М.: Маросейка. 2011. 310 с.
12. Стоимость и изменение стоимости минимального набора продуктов питания. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1923003 (дата обращения: 11.03.2014).
Finance and credit Taxation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
OBLIGATORY CONTRIBUTIONS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS TO EXTRA-BUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION:
PAST AND PRESENT
Svetlana V. KARPENKO, Tat'yana A. SILINA, Marina E. ORDYNSKAYA
Abstract
The article provides a historical overview of resizing payments of non-employer individual entrepreneurs to extra-budgetary funds of Russia since their introduction in 2014. The study deals with the evolution of mandatory contributions of entrepreneurs as independent subjects of tax relations, in particular with the change in the size of contributions and their impact on small business. The authors have found out that initially the gross profit, i.e. income less expense related to income generation, determined the size of the unified social tax for entrepreneurs, which is payable to social funds. The study shows how throughout history a fixed payment
became compulsory for all entrepreneurs regardless of type of business, profitability (loss) or business location. The study also provides an assessment of changes in the tax burden on entrepreneurs in terms of paying insurance premiums and its influence on the development of small business. The authors attempted to show how the transformation of the idea of harmonized taxes occurred under a asimplified system of taxation, and of uniform tax on imputed income, when these taxes substituted, without limitation, the unified social tax. There is a substantiation of the thesis that the innovations in the system of taxation of individual entrepreneurs, which are often of radical
nature, eventually have introduced a certain element of fairness to the system of contributions payment to extra-budgetary funds. The authors proved the existence of a negative factor, which has not been eliminated throughout the history of the Russian private business: under current laws a retired businessman receives a minimum pension regardless of the size of payments to the Pension Fund. This fact distorts the original meaning of pension contributions as a system of accumulation of funds to provide for old age. The authors identified the areas of reform of the national laws on insurance payments for individual entrepreneurs.
Keywords: individual entrepreneur, insurance, fee, non-budgetary foundation, fixed payment, tax, unified social tax
References
1. Kramarenko L.A. Nalogi i nalogooblozhenie: ucheb. posobie [Taxes and taxation: a manual]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 576 p.
2. RF Tax Code of August 05, 2000 № 117-FZ as revised of December 29, 2000, chapter 24 "Unified Social Tax (contribution)". Available at: http://base.garant. ru/10900200. (accessed on 17.04.2014) (In Russ.)
3. RF Federal Law "On Amendments and addenda to the RF Tax Code and some Russian laws on taxes and charges" of December 31, 2001 № 198-FZ. (In Russ.)
4. RF Federal Law "On Amendments to Chapter 24 Part 2 of the Tax Code of the Russian Federation, RF Federal Law "On compulsory pension insurance in the Russian Federation" and invalidation of some legal acts of the Russian Federation" of July 20, 2004 № 70-FZ. Available at: http://base.garant.ru/12136317/. (accessed on 17.04.2014) (In Russ.)
5. RF Federal Law "On Amendments to and invalidation of some legal acts of the Russian Federation (provisions of legal acts) of the Russian Federation due to enactment of RF Federal Law "On insurance fees to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund and territorial compulsory medical insurance funds" of July 24, 2009 № 213-FZ. Available at: http://base.garant. ru/12168560/. (accessed 17.04.2014) (In Russ.)
6. RF Federal Law "On Amendments to Article 22 of the RF Federal Law "On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation" and Article 14
and 16 of the RF Federal Law "On insurance fees to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund" of July 23, 2013 № 237-FZ. (In Russ.)
7. RF Federal Law "On Amendments and addenda to Part 2 of the Russian Tax Code and other legal acts of the Russian Federation, and invalidation of some Russian legal acts on taxes and charges" of July 24, 2002 № 104-FZ. Available at: http://base.garant.ru/12127544. (accessed on 17.04.2014) (In Russ.)
8. RSFSR Law "On Enterprises and entrepreneurial activity" of December 25, 1990 № 446-1. Available at: http://docs.cntd.ru/document/9005390. (accessed 17.04.2014) (In Russ.)
9. RF Federal Law "On Insurance fees to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund" of July 24, 2009 № 212- FZ. Available at: http://base.garant.ru/12168559. (accessed on 17.04.2014) (In Russ.)
10. RF Federal Law "On Compulsory pension insurance in the Russian Federation" of December 15, 2001 № 167-FZ. Available at: http://base.garant. ru/12125143. (accessed on 17.04.2014) (In Russ.)
11. Raizberg B.A. Populyarnyi finansovo-eko-nomicheskii slovar' [Popular dictionary of finance and economics]. Moscow, Maroseika Publ., 2011, 310 p.
12. Stoimost' i izmenenie stoimosti minimal'nogo nabora produktov pitaniya [Cost and cost variation of the minimum set of food products]. Available at: http:// www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1923003. (accessed 11.03.2014) (In Russ.)
Svetlana V. KARPENKO
Adyghe State University, Maykop, Republic of Adygea, Russian Federation [email protected]
Tat'yana A. SILINA
Adyghe State University, Maykop, Republic of Adygea, Russian Federation [email protected]
Marina E. ORDYNSKAYA
Adyghe State University, Maykop, Republic of Adygea, Russian Federation [email protected]