Научная статья на тему 'Индивидуальное предпринимательство в России: конституционные, гражданско-правовые и социальные гарантии деятельности'

Индивидуальное предпринимательство в России: конституционные, гражданско-правовые и социальные гарантии деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное предпринимательство в России: конституционные, гражданско-правовые и социальные гарантии деятельности»

Теоретические и прикладные проблемы

Каширина Ю.П.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Российское предпринимательство имеет многовековую историю и его развитие тесно связано с историей отечества. Как пишет Н.Д. Эриашвили «Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, Российское государство за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы» [19. С.5].

Возрождение предпринимательства в Советском Союзе связано с принятием в конце 80-х - начале 90-х годов XX века законов СССР: «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986г. [2], «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988г. [3], «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» от 2 апреля 1991г. [4].

В начале 90-х годов Россия выбирает курс на развитие рыночных отношений, в этих условиях происходит подчас трудное и противоречивое развитие индивидуального предпринимательства. По статистике на 1 января 1990г. в Советском Союзе было немногим более 90 тысяч человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, а спустя 10 лет, на 1 января 2001г., только в Российской Федерации - более 3 миллионов человек.[15] Эти данные говорят о том, что в постсоветской России индивидуальное предпринимательство становится все более популярной формой занятия бизнесом.

Правовой основой становления предпринимательства в России в зарождающихся рыночных условиях стали законы Российской Федерации: «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г.

[5], «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991г.

[6], «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г. [7].

В Конституции РФ 1993 г. установлено, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч.2 ст.8). В соответствии с ч.2. ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в ст.34 Конституции РФ, в которой говорится что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». [1] В ст.35 Основного закона провозглашена охрана права частной собственности. Как отмечает Г.А. Гаджиев, в ст.35 Конституции РФ содержатся три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: 1) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; 2) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется [14. С. 153].

Определение предпринимательской деятельности дает ст. 2 Гражданского Кодекса РФ, вступившего в действие с января 1995 г.: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [12].

В соответствии с ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 23). Однако, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

В настоящее время процедура государственной регистрации урегулирована Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями [8, 9].

В соответствии с п.2 ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ. В связи с этим необходимо отметить, что Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 № 74-ФЗ [10] установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1) и считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 5), а государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей [13. п.2].

Правовую основу социального обеспечения граждан России определяют ст. 7, 39 Конституции РФ. Прежде всего Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В стране должна развиваться система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях, установленных законом [1. Ст. 39].

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

С 1 января 2002 г. в России введена в действие пенсионная реформа. С этого времени вступили в действие сразу несколько Федеральных законов, устанавливающих новые правила исчисления пенсионного обеспечения граждан России и его финансирования.

По данным Министерства по налогам и сборам РФ, на 1 июля 2002 г. в России было зарегистрировано 4,6 млн. частных предпринимателей, что почти в 1,5 р. больше, чем юридических лиц (3,2 млн.). Такой пласт населения России, безусловно нуждается как в правовом регулировании своей деятельности, так и в правовой определенности того, что их ждет при наступлении пенсионного возраста.

Введенный в действие с 1 января 2002 г. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 3).

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подп. 2 п. 1 ст. 6; п. 1 ст. 7; п. 2 ст. 14).

В соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять, таким образом, не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).

Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в

статье 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подп. 3 п. 1). Этот период согласно п. 2 данной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона. Причем для зачета в страховой стаж застрахованному лицу периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Закон не требует, чтобы этот период непосредственно предшествовал либо сразу следовал за периодом работы и (или) иной деятельности.

Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 года №182-О, предписания статьи 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории граждан данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду РФ за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.

Как уже отмечалось, обязанность уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, установлена с 1 января 2002 г. Сумма подлежащего уплате страхового взноса в виде фиксированного платежа определена Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ [11] в размере 150 рублей в месяц, при этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Тем же законом статья 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» была дополнена пунктом 3, согласно которому физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

Как было отмечено в определении Конституционного суда РФ от 12 апреля 2005 г. №164-О «предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны госу-

дарственных органов. Именно с особенностями индивидуальной предпринимательской деятельности, которая существенно отличается от экономической деятельности организаций, связано, в частности, установление для индивидуальных предпринимателей возможности применения специальных налоговых режимов (например, переход на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности - глава 26.3 НК РФ). Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода».

Таким образом, индивидуальные предприниматели в течение трех лет с начала пенсионной реформы, а именно в 2002-2004 годах, уплачивали страховые пенсионные взносы в виде фиксированного платежа в размере 100 рублей на страховую часть пенсии и 50 рублей на накопительную часть пенсии ежемесячно.

Однако уже с 1 января 2005 г. произошли изменения. 20 июля 2004 г. Президентом был подписан Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». В соответствии с данным законом с 1 января 2005 г. изменены тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование, снижена ставка единого социального налога и изменена шкала налогообложения ЕСН. В общем ставка единого социального налога для предприятий снижена до 26 % против 35,6 % от фонда оплаты труда наемных работников. Основную часть в этом налоге составляют отчисления в федеральный бюджет на пенсионные цели - 20 % (против 28 % до 1 января 2005г.).

Начиная с 1 января 2005 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в соответствии с ФЗ №167 в пределах тех же 14 % на страховую и накопительную части пенсии, изменены не в пользу накопительной системы. Теперь работодатели, в том числе и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 10 % от выплат работнику, а на финансирование накопительной части 4 % от выплат работнику, не превышающих в год 280 тыс. руб.; плюс 5,5 % с каждого рубля, превышающего 280 тыс. руб. (до 600 тыс. руб.); максимальный размер взносов не превосходит 56800 рублей в год. В соответствии со ст. 243 Налогового кодекса РФ на сумму этих страховых взносов уменьшаются отчисления единого социального налога, исчисленного предприни-

мателями, в федеральный бюджет.

Упомянутым законом № 70-ФЗ от зарплаты россиян, старше 1967 года рождения, с 1 января 2005г. не предусмотрены отчисления на накопительную часть пенсии. Таким образом, законодатель ограничил круг застрахованных лиц, участвующих в системе обязательного пенсионного накопления, теми, кто родился в 1967 году и позже. Это касается и наемных работников, и непосредственно самих индивидуальных предпринимателей. В результате, с 1 января 2005г. индивидуальные предприниматели уплачивают обязательный фиксированный платеж за себя только на страховую часть пенсии в размере 100 рублей. Предприниматели, старше 1967 года рождения, а это люди начиная примерно с сорокалетнего возраста, т.е. вполне работоспособные и которым еще далеко до пенсии, в полном соответствии с законом исключены из накопительной системы.

Очевидно, что к частичному отказу от накопительной пенсионной системы привел образовавшийся в Пенсионном фонде РФ дефицит. Как известно, по итогам 2005 года в Пенсионном фонде РФ впервые за время реформы образовался дефицит около 90 миллиардов рублей, предполагается, что за 2006 году дефицит Пенсионного фонда достигнет 100 миллиардов рублей и далее будет расти. По оценкам специалистов, введение единого социального налога себя не оправдало, так же как и значительное снижение ставки ЕСН в общем с 35,6 % до 26 % фонда оплаты труда. Средств получаемых Пенсионным Фондом от взносов на страховую часть пенсии недостаточно для текущих выплат.

В связи с проводимой налоговой и пенсионной реформой, непредвиденными результатами которых пока стали и дефицит Пенсионного фонда, и недостатки налогового администрирования, и невыход значительной части бизнеса из тени, в обществе опять развернулась дискуссия по поводу снижения налоговой нагрузки на предпринимателей.

По мнению И. Юргенса, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, наша социальная система в связи с ухудшением демографической ситуации уже не выдерживает единый социальный налог в том виде, в котором он существует. Он предлагает этот налог дифференцировать по социальным фондам - на пенсии, социальное и медицинское страхование - не снижая общих сборов.

Идею очередного значительного, но постепенного за 3-5 лет, снижения единого социального налога до 13-14 % фактически поддержал А. Дворкович, глава экспертного управления Президента РФ. По мнению Дворковича, ЕСН надо снизить до пределов, обеспечивающих базовые пенсионные выплаты и гарантии базового медицинского страхования. Кроме того, он также предлагает освободить от налогообложения взносы на добровольное пенсионное страхование [17. С.5].

Против снижения налога выступает Министерство финансов и Пенсионный фонд. Минфин возражает, поскольку нет никаких гарантий, что после очередного снижения социальных платежей бизнес легализует все выплаты

работникам и начнет платить налоги в полном объеме.

Глава ПФР Г. Батанов убежден, что в условиях растущего дефицита пенсионного фонда снижение единого социального налога только усугубит ситуацию. Он считает, что лучше вовсе отказаться от единого социального налога и вернуться к страховому принципу формирования Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования [18. С.4]. В результате продолжающейся дискуссии оптимального варианта, сочетающего удовлетворение интересов бизнеса и выполнение социальных обязательств государства, пока не просматривается.

Понятно, что как ни назови этот платеж: налог или страховой сбор, само по себе это еще не значит, что нагрузка на работодателей снизится. В конечном итоге, все зависит от его объема. По нашему мнению, абсолютно необходимо продолжать снижать нагрузку на работодателя. Сейчас, когда мировая нефтяная конъюнктура благоприятна, федеральный бюджет мог бы принять и компенсировать недостачу в социальных фондах. При этом не пришлось бы отказываться от самой идеи пенсионной реформы, выражающейся в формировании накопительной системы, обязательной и добровольной.

В настоящее время можно констатировать, что бурный рост частного предпринимательства в нашей стране практически завершился: по данным Министерства по налогам и сборам число индивидуальных предпринимателей на конец 2003 г. составляло 4,8 млн. человек, а в результате проведенной в 2004 г. перерегистрации их количество сократилось и на 1 июня 2006 г. в Едином государственном реестре было учтено только 2,8 млн. предпринимателей. Большая часть утративших право на ведение предпринимательской деятельности не возобновили свидетельство о регистрации. Из числа перерегистрировавшихся предпринимателей 622 тысячи потом прекратили деятельность.

Исследования последних лет показывают, что молодые люди не хотят становиться предпринимателями. Сейчас престижно быть чиновником, государственным или муниципальным служащим, но не предпринимателем.

Такое положение дел вызвано, по нашему мнению, недостаточным вниманием к малому предпринимательству со стороны государства. Давно назрела необходимость принятия в нашей стране закона о малом бизнесе и о правовых гарантиях индивидуальной предпринимательской деятельности.

Список использованных источников

1. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.,

1999.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964

3.Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. Ст. 442.

5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

6. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 360.

7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

8. СЗ РФ. 2001. №33 (ч.1). Ст.3431,

9. СЗ РФ. 2003. №26. Ст.2565.

10. СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

11. СЗ РФ. № 22. ст. 2026.

12. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

13. Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630 (в ред. Постановления Правительства от 26.02.04 №110 и от 13.12.05 №760) «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 19.06.02 № 438 и 439».

14. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., Манускрипт. 1995.

15. Жукова М. С. Налогообложение индивидуальных предпринимателей // Налоговый вестник. 2001. № 12.

16. Новое пенсионное законодательство. М. Юрайт-М. 2002.

17. Российская газета 18 октября 2006г.

18. Российская газета 19 сентября 2006 г.

19.Предпринимательское право/ Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. П.В. Алексия. М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

Кирилов А.Г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-

ИОСИФА

Поморский государственный университет, г.Архангельск

Земля Франца-Иосифа была открыта в 1873 году, австро-венгерской полярной экспедицией под руководством Ю. Пайера и К. Вайпрехта. Снаряженной на средства графа Вильчека, графа Зичи и фон Хохштеттера [4].

С тех пор по методике съемок карты Земли Франца-Иосифа (далее ЗФИ) можно разделить на два этапа:

1. 1873-1931 гг. когда картографирование архипелага производилось методами маршрутных съемок.

2. 1931-1955 гг. и позднее, когда карты составлялись на основе дистанционных методов в основном - аэрофотосъемки.

Достижением первого этапа стала карта Фиала-Портера (1907), остававшиеся основой карт советского времени вплоть до 50-х годов прошлого века.

В настоящей работе анализируются материалы первого картографирования ЗФИ, причем участки съемок разных экспедиций представлены на рис. 1.

Первые сведения о Земле Франца-Иосифа

Не исключено, что у Пайера были предшественники.

Так, на карте Герхарда Меркатора изданной в 1595 году, изображены два участка суши на севере Мурманского (Баренцева) моря, расположенные с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.