Научная статья на тему 'Актуальные вопросы пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза'

Актуальные вопросы пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДОГОВОР / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ БАЗА / РАЗВИТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / STATE / TREATY / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTEGRATION / PENSION SYSTEM / LEGAL FRAMEWORK / DEVELOPMENT / REGULATION / LABOUR MARKET / LABOUR ACTIVITIES / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Самат Бикитаевич

Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования действующих систем пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза. Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов Евразийского экономического союза из одной страны в другую. Обосновывается необходимость разработки международного Договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PENSION PROVISION FOR ACTIVE AND RETIRED EMPLOYEES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION MEMBER STATES

The paper is devoted to topical issues of legal regulation of existing systems of pension provision for active and retired employees in the Eurasian Economic Union (EEU) member states. Problematic issues arising due to the transfer and preservation of pension rights for the EEU member states citizens who carry out their labour activities and migrate between EEU member states are considered. A justification for the need to develop an international treaty regulating the issues of pension provision for active and retired employees in the EEU member states is presented.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Алиев С. Б.*

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования действующих систем пенсионного обеспечения трудящихся в государствах-членах Евразийского экономического союза. Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов Евразийского экономического союза из одной страны в другую. Обосновывается необходимость разработки международного Договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: государство, договор, Евразийский экономический союз, интеграция, пенсионная система, правовая база, развитие, регулирование, рынок труда, трудовая деятельность, экономика.

В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточное правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения при осуществлении трудовой деятельности в других государствах-членах является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда. В этой связи вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является крайне актуальным.

На сегодняшний день в государствах-членах действуют разные пенсионные системы. Основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: по пенсионному возрасту, размерам, источникам пенсионных отчислений и другим параметрам.

Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов из одной страны в другую.

В Республике Армения1 [1] пенсионная система включает в себя государственное пенсионное

1 По материалам Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения.

обеспечение (по солидарному принципу), обязательную накопительную пенсионную составляющую, добровольную накопительную пенсионную составляющую.

Государственное пенсионное обеспечение (государственная пенсионная система) обеспечивает граждан государственной пенсией из средств государственного бюджета в случаях и порядке, установленных законом [1].

Пенсионные права на первом уровне формируются: по достижении 63 лет, если у лица имеется не менее 10 календарных лет трудового стажа, если

а) периоды до 1-го января 2013 года лицо подлежало обязательному пенсионному социальному страхованию и получало заработную плату или им были внесены платежи обязательного социального обеспечения (до 1 января 2008 года - платежи обязательного социального страхования).

б) Периоды после 1-го января 2013 года, лицо уплачивало единый подоходный налог.

При наличии необходимого для назначения пенсии трудового стажа (10 лет), в трудовом стаже учитываются также периоды иной деятельности.

Размер трудовой пенсии - это сумма размера основной пенсии и трудовой части пенсии. Трудовая часть пенсии исчисляется исходя из годов трудового стажа, стоимости одного года трудового стажа и личного коэффициента пенсионера.

* Алиев Самат Бикитаевич, доктор технических наук, профессор, академик Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: aliev@eecommission.org

Размер основной пенсии и стоимость одного года трудового стажа устанавливаются Правительством Республики Армения.

Пенсии выплачиваются (расходы на выплату пенсий производятся) из средств государственного бюджета.

В обязательной накопительной составляющей в обязательном порядке участвуют (социальные взносы уплачивают):

1) наемные работники, нотариусы, индивидуальные предприниматели, родившиеся 1 -го января 1974 года и позднее;

2) родившиеся до 1974 года наемные работники, нотариусы, индивидуальные предприниматели, если в добровольно присоединились к обязательной накопительной составляющей;

3) самозанятые лица - кто независимо от возраста представили заявление о выборе пенсионного фонда в установленном настоящим Законом порядке либо когда-нибудь уплатили социальный взнос.

Объектами исчисления социальных взносов являются:

1) заработная плата;

2) предпринимательский доход;

3) доходы, полученные в качестве самозанятого лица;

Законом определен максимальный месячный (годовой) порог объекта исчисления социального взноса: для месячного (годового) валового дохода - 15-кратный (180-кратный) размер минимальной месячной заработной платы. Эти максимальные пороги объекта исчисления социального взноса применяются с 1 июля 2020 года. До 1 июля 2020 года:

1) максимальный месячный порог объекта исчисления социального взноса устанавливается в 500 000 драмов;

2) максимальный годовой порог объекта исчисления социального взноса устанавливается в 6 000 000 драмов.

Работодатели в качестве налогового агента исчисляют и перечисляют социальный взнос участника в государственный бюджет. На основе персонифицированную учета из государственного бюджета накопительные отчисления (до 2020 года- в 2-х кратном размере суммы социального взноса для лиц родившиеся 1 -го января 1974 года и позднее, а также для лиц родившееся после 1 января 1964 года, представляющие заявление о выборе пенсионного фонда до 1 июля 2017 года) в установленном законом порядке и размере через держателя реестра участников министерство

финансов отчисляет на счет держателя реестра участников. Держатель реестра участников: а) перечисляет на открытый на имя участника пенсионный счет паи выбранного пенсионного фонда в количестве, эквивалентном накопительному отчислению, принимая за основу цену размещения пая данного фонда. б) перечисляет сумму, эквивалентную цене размещения паев, перечисленных на пенсионные счета, на указанный депозитарием соответствующего пенсионного фонда счет.

Обязательными накопительными пенсионными фондами являются:

1) сбалансированный фонд, согласно правилам которого вес долевых ценных бумаг и приобретенных с целью их хеджирования производных инструментов в активах фонда не может превышать 50 процентов;

2) консервативный фонд, согласно правилам которого вес долевых ценных бумаг и приобретенных с целью их хеджирования производных инструментов в активах фонда не может превышать 25 процентов;

3) стабильный доходный фонд, согласно правилам которого активы не могут быть инвестированы в долевые ценные бумаги и основанные на них производные инструменты.

Размер накопительных пенсий определяется на основании стоимости имеющихся на пенсионном счете участника паев пенсионного фонда и периода получения накопительных пенсий.

В зависимости от суммарной расчетной стоимости имеющихся на пенсионном счете участника паев обязательного пенсионного фонда (фондов) участник может получать свою обязательную накопительную пенсию в следующем виде:

1) если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесячные платежи меньше 75 процентов или равна основной пенсии, участник вправе получить накопительную пенсию в виде программных выплат либо единовременной выплаты;

2) если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесячные платежи больше 75 процентов основной пенсии, но меньше пятикратного размера этой пенсии или равна пятикратному размеру этой пенсии, то участник обязан заключить договор аннуитета в размере суммы, полученной в результате погашения своих паев обязательного пенсионного фонда;

3) если месячная сумма в случае равномерного распределения средств участника на помесяч-

ные платежи превышает пятикратный размер основной пенсии, то участник обязан за счет средств, полученных в результате погашения части своих паев обязательного пенсионного фонда, заключить договор аннуитета в размере суммы, которая при равномерном распределении на помесячные платежи составит пятикратный размер основной пенсии, а остальную часть участник вправе получить в виде аннуитета или программных выплат, либо единовременной выплаты. Паи пенсионных фондов и остаточная сумма аннуитета могут передаваться в порядке наследования только физическим лицам. Наследоваться могут как паи пенсионных фондов, имеющиеся на пенсионном счете умершего участника до получения накопительной пенсии, так и подлежащие наследованию паи и аннуитет пенсионера, умершего в период получения накопительной пенсии.

Лицо имеет право на период между вступлением 1 июля 2014 года и до 1 июля 2017 года отказаться от обязанности по уплате социального взноса по представлению соответствующего заявления в налоговый орган до 25 декабря 2014 года. Заявления, представленные после 25 декабря 2014 года, более не действительны.

От уплаты социальных взносов не могут отказаться:

1) рожденные после 1 января 1974 года общественные служащие, наемные работники государственных управленческих учреждений и общинных управленческих учреждений, их структурных и обособленных подразделений, Центрального банка, государственных некоммерческих и общинных некоммерческих организаций;

2) родившееся после 1 января 1974 года лицо, получившее статус наемного работника после 1 июля 2014 года, назначенное на должность нотариуса, ставшее индивидуальным предпринимателем, которое по состоянию на 1 июля 2014 года не являлось наемным работником, нотариусом или индивидуальным предпринимателем. Таким образом, в полном объеме обязательная

накопительная пенсионная составляющая вступит силу начиная с 1 июля 2017 года.

Добровольные пенсионные схемы бывают следующих видов:

1) установленные пенсии;

2) накопительные пенсионные вклады;

3) установленные пенсионные взносы.

В Республике Беларусь начисляются следующие виды пенсий: а) трудовые пенсии: по возра-

сту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой; б) социальные пенсии [2].

Право на пенсию по возрасту в Республике Беларусь имеют: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. С 1 января 2015 года право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии не менее 15 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [3].

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения, достигшим возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет [4].

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.

В стаж работы засчитываются, в том числе, периоды: военной службы в вооруженных силах и правоохранительных органах Республики Беларусь; получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию; отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности; ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего

возраста, нуждающимся в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом; получения в дневной форме образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых, повышения квалификации руководящих работников и специалистов; получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности.

В заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы в бюджет фонда, на которые согласно законодательству о государственном социальном страховании начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в указанный бюджет.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Пенсионное обеспечение производится районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите.

Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан2 осуществляется согласно национальному законодательству, в соответствии с которым, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами [5].

С 1 января 1998 года в республике начался переход к накопительной пенсионной системе с:

1) обязательным участием в ней всего работающего населения;

2) сохранением права на получение солидарных пенсий из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 года (начало реформы).

Таким образом, солидарная пенсионная система «сворачивается», а накопительная система раз-

2 По материалам Министерства здравоохранения и соци-

ального развития Республики Казахстан.

вивается, набирая обороты.

Государственную базовую пенсионную выплату (52% прожиточного минимума) получают лица пенсионного возраста при условии постоянного проживания в стране.

Накопительная пенсионная система Республики Казахстан характеризуется такими особенностями, как:

• внесение агентом по уплате обязательных пенсионных взносов в размере 10 % от ежемесячного дохода работника (не более 75-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в Едином накопительном пенсионном фонде;

• обеспечение права собственности вкладчика на пенсионные накопления, включая право их наследования;

• рост пенсионных накоплений за счет их инвестирования;

• прямая зависимость пенсионных выплат из Единого накопительного пенсионного фонда от объема пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков.

Вместе с тем, законодательно предусмотрено право на перечисление вкладчиками добровольных пенсионных взносов по своей инициативе в пользу получателя пенсионных накоплений.

Пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда осуществляется по графику (ежемесячно), либо через компании по страхованию жизни в соответствии с договором пенсионного аннуитета.

Право на пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов имеют лица:

• при достижении пенсионного возраста (мужчины 63 года, женщины 58 лет);

• мужчины (при достижении пятидесятипятилетнего возраста), женщины (при достижении пятидесятилетнего возраста) и достаточности пенсионных накоплений на заключение договора пенсионного аннуитета со страховой организацией для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии;

• инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

• выезжающие или выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются, и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

С 1 января 2014 года дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников (в размере 10% от заработной платы) работодателями перечисляются обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда, которые относятся на вычеты по корпоративному подоходному налогу.

Обязательные профессиональные пенсионные взносы перечисляются в соответствии с Перечнем производств, работ, профессий работников, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан [6].

В Кыргызской Республике3 пенсионная система состоит из двух уровней:

1. Государственная обязательная солидарная пенсионная система с накопительным компонентом;

2. Добровольная индивидуальная накопительная

система.

Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает базовую часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсий.

Второй, добровольный накопительный компонент включает в себя добровольную индивидуальную накопительную схему.

Основой пенсионной системы Кыргызской Республики является обязательное государственное пенсионное страхование, которое представлено в виде условно-накопительной пенсионной системы: учитываются средства граждан, заработанные до введения персонифицированного учета в 1996 году, а также накопленные средства на индивидуальных страховых счетах, после введения персонифицированного учета, с 1996 года.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики назначаются следующие виды пенсий:

• по возрасту;

• по инвалидности;

• по случаю потери кормильца.

Общая пенсия, выплачиваемая из средств государственного пенсионного социального страхования, состоит из солидарной (базовой и страховых частей пенсии) и накопительной частей, кро-

3 По материалам Социального фонда Кыргызской Республики.

ме пенсии по случаю потери кормильца, которая состоит из базовой и страховых частей пенсий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в системе предусматриваются государственные гарантии в виде финансовой поддержки пенсионеров (выплата базовой части пенсии, компенсаций и надбавок к пенсиям), а также различные виды льгот для отдельных категорий граждан за счет средств республиканского бюджета.

С 1 января 2010 года в Кыргызской Республике в систему с условно-накопительными пенсионными счетами был введен накопительный компонент в размере 2% от взноса работника.

В формировании накопительной части пенсии участвуют работники организованного сектора экономики Кыргызской Республики, за исключением работающих пенсионеров, мужчин, рожденных до 1 января 1964 года, и женщин, рожденных до 1 января 1969 года, поскольку у данных категорий граждан до выхода на пенсию остается недостаточно времени, чтобы сформировать необходимый уровень накопительной части пенсии в рамках обязательного накопительного компонента.

Инвестирование пенсионных накоплений регулируется отдельным законом [7], которым определены правовой статус субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений.

В соответствии с законодательством [8] гражданам Кыргызской Республики, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающих в Кыргызской Республике ежемесячно от всех видов выплат установлен общий тариф страховых взносов в размере 27,25%, из них 17,25% - для работодателей и 10% -для работников.

Законом предусмотрено, что работодателем за временно пребывающих иностранных граждан Кыргызской Республики установлен тариф страховых взносов в размере 3% в солидарную часть Пенсионного фонда. Уплата страховых взносов в солидарную часть за временно пребывающих не дает право на пенсионное обеспечение по государственному социальному страхованию [8].

В Российской Федерации4 с 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования [9,

4 По материалам Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

10]. Ключевым моментом в реформировании пенсионной системы стал переход на новую пенсионную формулу. Это позволило убрать ожидаемый период выплаты пенсии и предусмотреть более высокие стимулирующие коэффициенты при отложенном выходе на пенсию.

Сохранена без изменений формула в части накопительной составляющей. В формуле расчета пенсий инвалидам и по потере кормильца сохранены мультипликационные коэффициенты, увеличивающие размеры, что также позволяет говорить о сохранении механизма без изменений. При этом остался институт фиксированной выплаты, отражающий солидарный характер пенсионной выплаты.

В формуле расчета страховой пенсии учет в условных рублях заменен индивидуальным пенсионным коэффициентом, стоимость которого зафиксирована в законе.

Необходимость перехода к новой пенсионной формуле вызвана тем, что действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводил к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих незначительный стаж, примерно равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

В соответствии с новым порядком на размер пенсии в первую очередь будут влиять:

• размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» заработной платы), этот заработок в формировании пенсионных прав не участвует;

• длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем

больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов; • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое - достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.

Второе - наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

Третье - необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 году -6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы - это 5 баллов и так далее.

Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов, равна 350 баллам.

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом, определяется размер страховой пенсии. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер с 1 февраля 2015 года - 4 383,59 руб.).

Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты феде-

рального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены всеми пенсионерами. Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно устанавливается законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Стоимость коэффициента следующего года не может быть ниже стоимости коэффициента предыдущего года, а только выше - поскольку учитывается инфляция и доходы Пенсионного фонда Российской Федерации [9].

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться.

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 1 января 2015 года), пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достиг размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остались прежними.

Законодательством предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тысяч рублей) [9]. Тем самым обеспечиваются права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.

В страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком - 3,6, а за третьим и четвертым - 5,4) [9].

Если ранее действующим законодательством было предусмотрено возмещение средств за «нестраховые периоды» исходя из одного минимального размера оплаты труда, то в Законе «О страховых пенсиях» соответствующие суммы возмещения увеличены, в том числе кратно [9].

Поэтому, если у мамы «нестраховые периоды» ухода за четырьмя детьми совокупно составляют

6 лет, то за эти периоды она получит 24,3 балла.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а страховая пенсия - в 2,32 раза.

Законом сохранен действующий порядок, который предусматривает, что для определенных категорий граждан: инвалидов I группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов к данной выплате.

Законом сохранены все льготы в части досрочных пенсий, в том числе для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [9]. В соответствии с новой пенсионной формулой, размер страховой пенсии по старости, назначаемой ранее общеустановленного возраста, будет выше, чем по действующей, в связи с отменой ежегодно растущего в настоящее время показателя ожидаемого периода выплаты пенсии.

Накопительная пенсия

Законом «О накопительной пенсии» [10] предусматривается, что накопительная пенсия устанавливается при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, а также застрахованным лицам, являющимся получателями страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии. Размер накопительной пенсии будет ежегодно с 1 августа подлежать корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва.

Принципы формирования накопительной пенсии остались прежними: размер пенсии, будет определяться, исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. До 2016 года пери-

од выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев), а после этой даты будет ежегодно определяться Федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии. С 1 января 2015 года накопительные части трудовых пенсий по старости считаются накопительными пенсиями без истребования соответствующего заявления от граждан.

Также Законом «О накопительной пенсии» предусмотрен порядок выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии.

Кроме того, в Законе «О накопительной пенсии» определяется орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по установлению накопительной пенсии: либо Пенсионный фонд Российской Федерации либо негосударственный пенсионный фонд, в которых соответственно застрахованное лицо формирует свои пенсионные накопления.

Необходимость разработки отдельного международного Договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов их семей, предусмотрена Договором о Союзе.

Комиссии и государствам-членам поручено руководствоваться Концепцией [11] при разработке проекта Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (далее - проект Договора о пенсионном обеспечении) [11]. Комиссией совместно с государствами-членами разработан проект Договора о пенсионном обеспечении. В настоящее время проект проходит процедуры согласования.

В рамках разработки этого документа Комиссия проводит консультации с представителями бизнес-сообщества и общественными организациями государств-членов; проведено первое заседание Консультативного комитета по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, осуществлен ряд мероприятий по обсуждению редакции проекта.

Проект Договора о пенсионном обеспечении разрабатывается таким образом, что пенсионные системы государств-членов не будут подвергнуты существенным изменениям. Это связано, прежде всего, с тем, что основными нормами проекта

Договора о пенсионном обеспечении являются вопросы участия трудящихся-мигрантов в пенсионной системе (формирование прав), сохранения и перевода пенсионных прав граждан в случае переезда из одной страны в другую.

Основная цель разработки проекта Договора -обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств-членов, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами-членами.

В соответствии с Договором о Союзе трудящийся государства-члена - лицо, являющееся гражданином страны Союза, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

Для получения пенсионного обеспечения гражданам государств-членов в соответствии с национальным законодательством в большинстве случаев необходимо иметь статус постоянного проживания или гражданство в государстве трудоустройства, отработать на его территории требуемое количество лет, достигнуть пенсионного возраста, а также соответствовать другим критериям, установленным законодательством государства. То есть назначение пенсии и пособий зависит от выполнения конкретных обязательных требований к стажу, месту жительства, возрасту, уплате взносов и другим. При этом в случае отсутствия соответствующего договора между странами периоды осуществления трудовой деятельности, приобретенные трудящимися в нескольких государствах-членах, не суммируются.

Таким образом, у трудящихся могут отсутствовать основания для назначения пенсии и участия в системе пенсионного обеспечения в соответствии с национальным законодательством, что делает практически невозможной задачей реализацию пенсионных прав трудящихся в полном объеме, который сформирован ими за годы работы на территориях нескольких государств-членов.

Разработка проекта Договора между государствами-членами о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения предполагает решение следующих основных задач: • пенсионное обеспечение граждан государств-членов должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взно-

сов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав;

• учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав на территории государств-членов при определении права на пенсионное обеспечение, назначении пенсий в соответствии с положениями проекта Договора о пенсионном обеспечении и законодательства государства-члена;

• развитие сотрудничества между государствами-членами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов, включая обмен в электронном виде.

В отношении видов пенсий, согласованных государствами-членами в рамках проекта Договора о пенсионном обеспечении, государство-член должно гарантировать гражданам других государств-членов объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, который предоставляется гражданам этого государства-члена при аналогичных условиях.

Государство-член должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства-члена, приобретенных на его территории.

Договор о пенсионном обеспечении не будет распространяться на отношения по пенсионному обеспечению сотрудников силовых структур, военнослужащих вооруженных сил, членов их семей, других лиц, приравненных к данным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также на государственных служащих (в Российской Федерации - государственных гражданских служащих).

В проекте Договора о пенсионном обеспечении предполагается решить вопросы, связанные с экспортом пенсионных прав: каждое государство будет выплачивать гражданину часть пенсии за период работы и отчисления взносов.

Пенсии будут выплачиваться государством-членом, их назначившим, в том числе в случае проживания трудящегося на территории другого государства-члена. Трудящийся будет иметь право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию.

Предусмотрено, что размеры пенсий не могут быть уменьшены; их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося на территории другого государства-члена.

При определении права на пенсии будет учитываться стаж работы, приобретенный на территориях государств-членов как до, так и после вступления в силу проекта Договора о пенсионном обеспечении, а также стаж, приобретенный на территории бывшего СССР.

Формирование и реализация пенсионных прав трудящихся будет происходить на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Таким образом, проектом Договора учитываются все особенности национальных законодательств государств-членов.

В целях практического применения норм проекта Договора о пенсионном обеспечении планируется подготовить административное соглашение, в котором будут правила, детализирующие процедуры по администрированию назначения пенсии, а также по разработке и использованию типовых форм документов.

В частности, соглашение будет детализировать:

• процедуры подачи заявлений лиц о назначении пенсии, пересмотре, перерасчете и переводе назначенной пенсии на территорию другого государства-члена;

• порядок обмена документами и унифицированными уведомлениями о правильности подтверждения стажа работы, приобретенного на территории государств-членов;

• условия и порядок полного и своевременного перечисления пенсий, а также приостановления, прекращения и изменения размера пенсии;

• форму обмена информацией об обстоятельствах, имеющих значение для пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов.

Также будут разработаны общие формуляры, используемые пенсионными фондами при взаимодействии по вопросам, связанным с обращением за пенсией, подтверждением сведений о стаже работы, медицинском освидетельствовании (обследовании), назначением и выплатой пенсии.

Основными отличиями положений проекта Договора о пенсионном обеспечении от норм национального законодательства являются следующие:

• принцип сохранения пенсионных прав, независимо от формирования прав застрахованными лицами статуса нахождения на территории государств-членов (принцип следования пенсионных прав за гражданами);

• учет и суммирование стажа, приобретенного в период осуществления трудовой деятельности на территории государств-членов;

• создание специального информационного ресурса, на базе которого будет осуществляться обмен информацией и документами в электронном виде с использованием современных технологий и защиты персональных данных;

• распределение расходов на выплату пенсий осуществляется в зависимости от объема пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государств-членов;

• взаимодействие заявителя только с одним основным учреждением.

• Привлекательность пенсионного обеспечения трудящихся граждан государств-членов повышается благодаря следующим преимуществам:

• доступность пенсионного обеспечения для трудящихся государств-членов;

• расширение охвата пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов;

• предоставление равных прав гражданам государств-членов на пенсионное обеспечение;

• формирование пенсионных прав в государстве-члене, на территории которого выполняется работа вне зависимости от статуса нахождения (проживания) на этой территории;

• распределение обязательств государств-членов за сформированные гражданами пенсионные права;

• установление единых подходов (принципов) формирования пенсионных прав трудящихся государств-членов и членов их семей.

• Предполагается распространить действие

Литература

1. Закон Республики Армения «О государственных пенсиях» от 22 декабря 2010 года.

2. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-Х11.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 03 сентября 2013 г. № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 08 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

5. Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»от 21 июня 2013 года № 105.

6. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечня производств, работ, профессий работников, в пользу которых вкладчиками обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные

проекта Договора о пенсионном обеспечении на пенсии, предусмотренные законодательством государств-членов. При этом экспорт накопительной части пенсии осуществляется в полном объеме, базовая часть пенсии выплачивается государством проживания.

Проектом Договора предусматривается назначение и выплата пенсий в следующем порядке:

• за стаж работы, приобретенный до вступления в силу проекта Договора о пенсионном обеспечении, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государств-членов и международными договорами, в том числе Соглашением о гарантиях прав граждан [12] в области пенсионного обеспечения;

• за стаж работы, приобретенный после вступления в силу проекта Договора о пенсионном обеспечении, пенсии назначает и выплачивает государство-член, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Таким образом, вступление в силу Договора о пенсионном обеспечении обеспечит гражданам государств-членов реализацию и защиту пенсионных прав, приобретенных ими при осуществлении трудовой деятельности натерриториях государств-членов. Кроме того, принятие Договора о пенсионном обеспечении будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества уполномоченных и компетентных органов государств-членов в сфере пенсионного обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пенсионные взносы»от 31 декабря 2013 г. № 1562.

7. Закон Кыргызской Республики «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике» от 4 июля 2011 г. № 78.

8. Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» от 24 января 2004 года № 8.

9. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

10. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ.

11. Решение Совета Комиссии «Концепция проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» от 12 ноября 2014 г. №103.

12. Соглашение государств-участников СНГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.