СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, РАБОТАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Л.С. Тарасова,
доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Гродненского государственного университета им. Янки Купалы,
кандидат экономических наук, [email protected]
В статье исследован действующий порядок исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выявлены особенности и представлена методика расчетов по социальному страхованию трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, работающих на территории Республики Беларусь.
Ключевые слова: социальное страхование, страховые взносы, трудящиеся государств — членов ЕАЭС, бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию.
УДК 657.1 ББК 65.052
Вступивший в силу с 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014 года (далее — Договор о ЕАЭС), участниками которого являются Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения (со 2 января 2015 года) и Кыргызская Республика (с 14 мая 2015 года), позволяет обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
Вопросы осуществления трудящимися государств-членов ЕАЭС трудовой деятельности, права и обязанности трудящихся государств-членов регулируются статьями 97 и 98 (раздел XXVI «Трудовая миграция») Договора о ЕАЭС.
В частности, в п.3 ст. 98 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование), (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в связи с чем, представляется актуальным исследование организации государственного социального страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Беларусь.
Согласно абз. 9 п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) понимается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Государственное социальное страхование в Республике Беларусь — это система пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 1). Однако, если международным договором определены иные правила, чем те, которые предусмотрены 144
законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3) [1].
Необходимо отметить, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, законодательством Республики Беларусь предоставлено право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию (ст. 7) [1]. При этом, они вправе пользоваться как всей системой государственного социального страхования (в которую включаются социальное, пенсионное и профессиональное пенсионное страхование), так и какой-либо ее частью.
Законом Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХШ «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установлены плательщики, объект и размеры обязательных страховых взносов в Республике Беларусь.
Категории плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет ФСЗН РБ) (ст. 1) [2], а также объект для начисления обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН РБ в зависимости от категорий плательщиков представлены в таблице 1.
Обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН РБ не начисляются на выплаты, включенные в Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного ФСЗН РБ и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень № 115) [3]. В соответствии с Перечнем № 115 взносы в ФСЗН РБ не начисляются, в частности: на выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта); государственные пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, премии, стипендии, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств
© ПСЭ, 2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ДД
— максимальный размер дохода, на который начисляются обязательные страховые взносы, с 1 января 2015 года увеличен и составляет пятикратную величину средней заработной платы работников в республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2) [2]; (подп. 1.5 п. 1) [5].
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов (ст. 3) [2].
Учитывая вышеизложенное, следует, что уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование за граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики, работающих в Республике Беларусь по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, производится плательщиком взносов в размере 6% в обязательном порядке (изъявление желания работников об участии в системе государственного социального страхования не требуется). При этом взносы на пенсионное страхование работодателями — плательщиками взносов в размере 28% не начисляются, как и не начисляются ими взносы в размере 1% за счет средств самого работающего гражданина.
Работники — иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь, желающие участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, подают работодателю заявление (п. 6) и в этом случае пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке (п. 4) [4].
Учет отчислений на социальные нужды, расчетов с ФСЗН РБ по социальному страхованию и обеспечению, в т.ч. пенсионному, в бухгалтерском учете ведется на счете 69 «Расчеты по соци-
Таблица 2
Порядок отражения в бухгалтерском учете организации начисления взносов в ФСЗН РБ на выплаты
работникам-иностранцам
Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание операции
20 (25, 26, 44) 70 / Кингисепп 5 000 000 Начислена заработная плата работнику Кингисепп Д. за сентябрь 2015 г.
70 / Кингисепп 68 650 000 Начислен подоходный налог (5 000 000 Ч 13%)
20 (25, 26, 44) 70 / Иванов 5 000 000 Начислена заработная плата работнику Иванову И.И. за сентябрь 2015 г.
70 / Иванов 68 650 000 Удержан из заработной платы работника подоходный налог (5 000 000 х 13%)
20 (25, 26, 44) 69 300 000 Начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН РБ на социальное обеспечение (5 000 000 х 6%)
20 (25, 26, 44) 70 / Бойко 5 000 000 Начислена заработная плата работнику Бойко А.В. за сентябрь 2015 г.
20 (25, 26, 44) 69 1 700 000 Начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН РБ на социальное и пенсионное обеспечение (5 000 000 х 34%), где 34% = 28% (пенсионное страхование) + 6% (социальное страхование)
70 /Бойко 69 50 000 Удержан из заработной платы работника взнос на пенсионное обеспечение (5 000 000 х 1%)
70 / Бойко 68 650 000 Удержан из заработной платы работника подоходный налог (5 000 000 х 13%)
70 / Кингисепп 50 (51) 4 350 000 Выплачена заработная плата (5 000 000 - 650 000)
70 / Иванов 50 (51) 4 350 000 Выплачена заработная плата (5 000 000 - 650 000)
70 /Бойко 50 (51) 4 300 000 Выплачена заработная плата (5 000 000 - 650 000 - 50 000)
Источник: собственная разработка автора
республиканского бюджета и государственного социального страхования; материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников и др.
Таблица 1
Плательщики и объект для начисления обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН
Республики Беларусь
Категории плательщиков Объект для начисления обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН РБ
Работодатели и работающие граждане Выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее — выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь
Физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы Определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» А) В отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата — минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; Б) В отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности — начисленные указанные доплата или пособие.
Источник: собственная разработка автора
Следует отметить, что объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН РБ имеет минимальное и максимальное ограничение:
— минимальный размер дохода, на который начисляются обязательные страховые взносы, установлен не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством РБ (п. 5) [4];
11
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
альному страхованию и обеспечению» [6]. Организация вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета (п. 3) [6]. По нашему мнению, к счету 69 могут быть открыты дополнительные субсчета, такие, как «Расчеты по социальному страхованию»; «Расчеты по пенсионному обеспечению»; «Расчеты по профессиональному пенсионному страхованию»; «Экономические санкции и пени».
Пример. В организации Республики Беларусь работают иностранные граждане: гражданин Эстонии — Кингисепп Д., гражданин Российской Федерации (государство — член ЕАЭС) — Иванов И.И., гражданин Украины — Бойко А.В., который в своем заявлении изъявил желание пользоваться действую-
щей в Республике Беларусь системой государственного социального страхования. В целях наглядности методики расчетов по социальному страхованию исчисление подоходного налога из доходов работников ведется упрощенно (без применения налоговых вычетов). В таблице 2 представлен порядок отражения в бухгалтерском учете организации начисления взносов в ФСЗН РБ на выплаты работникам-иностранцам.
Полагаем, что разработанные автором рекомендации позволят объективно и достоверно отражать в бухгалтерском учете организации Республики Беларусь расчеты по социальному страхованию трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, работающих на территории Республики Беларусь.
Литература
1. Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31 янв. 1995 г., № 3563-Х11 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
2. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь страхования: Закон Респ. Беларусь, 29 февр. 1996 г., № 138-ХШ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
3. Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 янв. 1999 г., № 115 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
4. Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
5. О совершенствовании пенсионного обеспечения: Указ Президента Респ. Беларусь, 08 дек. 2014 г., № 570 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
6. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕРМАНИИ
Н.Н. Цветков,
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
Статья посвящена вопросам развития европейской интеграции и е3 влиянию на торгово-экономические показатели Германии. Рассмотрен период создания ЕОУС и ЕЭС, проанализированы все семь расширений интеграционного объединения. Сделан вывод, что, в целом, только раннее развитие европейской интеграции влияло на увеличение торгово-экономических показателей Германии в европейской и мировой торговле.
Ключевые слова: Европейский Союз, европейская интеграция, торговля Германии, Германия
УДК 339.9 БКК 65.5
Главная цель любого интеграционного объединения заключается в усилении экономического потенциала участвующих в организации государств, в повышении долей друг друга во взаимной торговле и увеличении показателей в мировой торговле.
При создании Европейского объединения угля и стали в 1952 г. из шести государств ФРГ однозначно выиграла и политически, и экономически. Данный Союз исключал возможность будущих европейских войн и фактически способствовал передаче Саара, находившегося по итогам войны под французским протекторатом, через проведённый референдум о самоопределении, в состав Германии.
В экономическом плане у Германии также имелись значительные успехи. Добыча каменного угля за период с 1952 по
1957 гг. выросла на 6,5% (в среднем по ЕОУС на 1,7%), добыча бурого угля выросла на 18,4% (в среднем по ЕОУС — 17,6%), добыча железной руды в Германии увеличилась на 17,8% (в среднем по ЕОУС — 40,9%, благодаря добыче из месторождений во Франции), каменноугольного и металлургического кокса — на 21,6% (в среднем по ЕОУС на 24%), производство стали на 55,1% (в среднем по ЕОУС на 43,4%), производство чугуна на 42,6% (в среднем по ЕОУС на 30,3%). Данные показатели рассчитаны автором на основе статистических справочников ФРГ [1].
Успешное функционирование ЕОУС дало толчок для дальнейшего развития экономической интеграции. 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества.
1 46