ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ЮВЕЛИРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
НИКУЛАЕВА М.И., СТЕПАНОВА М.Е., ЧЕБОКСАРОВА С.О.
При формировании интегрированного учебного плана профессии «Ювелир» и специальности «Дизайн по (отраслям)» научнометодическим обеспечением послужили матрица траектории интеграции профессий и специальностей, научно-методическое обеспечение разработки интегрированных образовательных программ НПО-СПО, рекомендации по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий.
At formation of the integrated curriculum of a trade "Jeweller" and specialities «Design on (branches)» have served as scientifically-methodical maintenance a matrix of a trajectory of integration of trades and specialities, scientifically-methodical maintenance of working out of integrated educational programs, recommendations about working out of the integrated programs of the initial and average vocational training providing preparation of highly skilled workers and working especially difficult trades.
Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем - поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего, каким будет человечество третьего тысячелетия, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал.
Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования в связи с тем, что на современном этапе состояния экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Механизмом такого развития является инновационная деятельность, которую, согласно статье 1 Закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» [1], можно понимать как особый процесс, реализующий смену одного вида деятельности другим.
Повышение интереса к интеграции программ начального и среднего профессионального образования в средних профессиональных образовательных учреждениях не случайно, интегрирование позволяет сформировать конкурентоспособного специалиста - рабочего. Говоря об интеграции в системе профессионального образования, первоначально следует провести анализ профессионального обучения в данных системах.
В настоящее время, в странах, входящих в Европейский союз, интенсивно развиваются процессы интеграции в области науки и образования, включающие и систему профессионального образования и обучения (ПОО). Понятие «интеграция» очень широкое, в научных и философских трудах оно интерпретируется как процесс и результат становления целостности. В качестве такой целостности выступает система профессионального образования, в которой педагогические и профессиональные факторы, дополняющие и взаимообусловливающие друг друга, образуют внутреннее единство. В европейском понимании всякий объединительный процесс в образовании объясняется понятием интеграция. Интеграция позволяет преодоле-
вать дезинтеграционные явления, возникшие в современном мире между профессиональным образованием и сферой труда.
Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х -
90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования. При этом или другом подходе можно утверждать, что в образовании накоплен достаточный опыт, позволяющий педагогике подняться до системного, концептуального, мыслящего рассмотрения интегративных процессов. С другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.
Сегодня интеграция образования является одной из ведущих тенденций и перспектив его развития. Принцип интеграции заявлен и обусловлен как один из ведущих в образовании. Для теории и практики образования важно обоснование целостности воплощения принципа интеграции, оптимальности соотношения разных видов, форм и способов интеграции, фиксация и интерпретация эффекта интеграции.
Актуализация проблемы интеграции образовательного процесса связана со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, обновлением содержания, поиском эффективных методов, форм и средств обучения, что предполагает интеграцию всех компонентов образовательного процесса.
Разработка интегрированной профессиональной образовательной программы требует соответствующего научно-методического обеспечения. При формировании интегрированного учебного плана профессии 35.11 «Ювелир» и специальности 070602 «Дизайн по (отраслям)» научно-методическим обеспечением служили матрица траектории интеграции профессий и специальностей [2], научно - методическое обеспечение разработки интегрированных образовательных программ НПО - СПО [3], рекомендации по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий [4].
Экспериментальный интегрированный учебный план составлен на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн» (по отраслям)» (базовый уровень СПО), утвержденных Минобразованием России 16 апреля 2004 года, регистрационный № 04 - 0514 - Б, Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 35.11 «Ювелир», (4-ой ступени квалификации), приложения к письму Минобразования России от 19.03.2002 №18-52-857 ин/18-28 «по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, Приказ Минобразования России от 14.11.2001 №3654 «Об учреждении порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования», Письма Минобразования России от 06.01.2001 № 16-52-01
ин/16-13 «О рекомендациях по разработке программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования», Рекомендации по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий, от 28.03.2008 г. № 03-568.
Экспериментальный интегрированный учебный план предназначен для реализации образовательной траектории НПО-СПО. Структура учебного плана соответствует структуре учебного плана СПО. Основной принцип составления третьего раздела плана (план учебного процесса) заключается в непрерывном изучении родственных дисциплин и предметов.
Сравнительный анализ распределения учебной нагрузки СПО и НПО показывает, что предметы НПО, которые относятся к профессиональной подготовке, имеют родственные дисциплины и на уровне СПО. К таким предметам относятся «Рисунок», «Живопись», «Основы художественного проектирования», «Художественное проектирование», «Экономика отросли предприятия». Выше перечисленные предметы не вошли в содержание учебного плана, т.к. их содержание соответствуют содержанию родственных дисциплин СПО. Предметные области НПО, не вошедшие в интеграцию («Охрана труда», «Черчение», «Технология ювелирных изделий», «Скульптура»), реализуются в рамках блока национально-регионального (регионального) компонента.
Производственная (профессиональная) практика состоит из трех блоков. Практика по получению первичных профессиональных навыков СПО соответствует производственному обучению и производственной практике НПО (федеральному компоненту стандарта).
В учебном плане производственное обучение (1-111 курсы) предусматривает следующие цели и задачи: I и II курсы обучения - базисная профессиональная подготовка, в основу которой положены тарифно-квалификационные требования к профессии "ювелир" 2-3 разряда ЕТКС, III курс — базисная профессиональная подготовка, в основу которой положены тарифноквалификационные требования к профессии "ювелир" 3-4 разряда ЕТКС.
Практика по профилю специальности (технологическая) и практика преддипломная (квалификационная) полностью соответствуют стандарту СПО.
На протяжении практического обучения в условиях производственной (профессиональной) практики большое внимание уделяется вопросам охраны труда, так как ювелиру приходится работать с электрооборудованием, колющим и режущим инструментами, химическими реактивами, газовыми и паяльными аппаратами.
По окончании полного курса обучения образовательной траектории НПО-СПО выпускникам выдается диплом Государственного образца СПО и свидетельство о получении соответствующего уровня квалификации по профессии.
Сформированный интегрированный учебный план был рассмотрен в Ассоциации Гильдии ювелиров России и был согласован генеральным директором Ассоциации В.Б. Радашевичем. Основным недостатком интегрированного учебного плана является отсутствие академической свободы обучающегося, а именно свободного входа и выхода в интегрированный образовательный процесс.
В настоящее время проблемы интеграции вышли на другой уровень развития. Мы говорим уже о создании интегрированных модульных программ подготовки высококвалифицированных специалистов, об интеграции среднего и начального профессионального образования в ходе подготовки специалистов по родственным профессиям НПО и специальностям СПО.
Анализ пособия «Разработка модульных программ, основанных на компетенциях»[5] позволил сделать следующие выводы:
- подход к составлению модулей на основе единого тарифно-квалификационного справочника не возможно, т.к. характеристика тарифных разрядов не соответствует современным требованиям работодателей;
- профессиональные компетенции работника, требующиеся в разных ювелирных фирмах, не одинаковы, т.к. каждая фирма ставит перед работником различные задачи;
- соединение профессиональных компетенций различных фирм возможно лишь в профессиональном стандарте.
Вместе с тем, наши попытки перевести квалификационные характеристики в компетенции прошли успешно, с учетом определения понятия «компетенция» - как способности применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [5].
Формирование компетенций происходит средствами содержания интегрированной образовательной программы. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции при подготовке ювелиров - дизайнеров включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.
В заключение приведём пример перевода квалификационных характеристик профессии «Ювелир» 1-го разряда в компетенции.
Характеристика работ ювелира 1 разряда. [6] Выполнение подготовительных операций перед сборкой ювелирных изделий. Обезжиривание, снятие проволоки после пайки, промывка изделия в собранном виде. Приготовление состава для отбела. Закрепление вставок из стекла поделочных камней и корунда круглой и овальной формы размером свыше 0,5 см в штампованные крапановые касты изделий из цветных металлов и серебра с последующим устранением заусенцев. Опиловка, шабровка и ручная полировка ювелирных изделий посудной группы из цветных металлов и серебра.
Должен знать: технологическую последовательность и способы выполнения подготовительных операций перед сборкой ювелирных изделий; приемы обезжиривания и промывки изделий в собранном виде; способы приготовления отбеливающих составов; приемы крапа-новой закрепки вставок; правила заправки применяемого при закрепке инструмента, виды огранки вставок; физико-механические свойства корунда, цветных и драгоценных металлов; технологический процесс и способы ручной обработки изделий посудной группы и правила пользования применяемым инструментом.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 года.
2. Читаева О.Б., Володарская А.А. и др. Матрица траекторий интеграции профессий и специальностей. /Под науч. Редакцией д.ф.н., профессора, чл.-корреспондента РАО И.П. Смирнов.
- М.: типографический отдел НП «АПО», 2008.-48 с.
3. Авторский коллектив: О.Б. Читаева, д.п.н. (руководитель проекта), А.А. Володарская, к.п.н., О.Ю. Гордеева, с.н.с. А.А. Полумордвина, с.нс. Научно - методическое обеспечение разработки интегрированных образовательных программ НПО - СПО Под научной редакцией д.ф.н., профессора, чл.-корр. РАЛ И.П. Смирнов. - М.:НИИРПО, 2007. -96 с.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации №03-568 от 28 марта 2008 г.
5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2005. - 288 с.: ил.
6. Единый тарифно - квалификационный справочник.