ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ЧЕБОКСАРОВА С.О.
В статье рассмотрена технология сопряжения и интегрирования учебных планов.
In article the technology of interface and integration of curricula is considered.
Современное общество требует нового специалиста соответствующего современным требованиям работодателей. Но как определить требования работодателей? На наш взгляд наиболее полно требования работодателей могут и должны быть отражены в профессиональных стандартах, но в настоящее время профессиональная образовательная среда имеет только один профессиональный стандарт индустрии питания, который представляет деятельность гостиниц и ресторанов в оказании услуг в области питания различных групп потребителей.
Отсутствие профессиональных стандартов в других областях производства заставляет образовательные учреждения искать пути выхода из сложившейся ситуации через анализ требований работодателей путем анкетирования, интервьюирования, анализ пожеланий работодателей показал, что требования у всех различны и едино лишь то, что рабочий должен быть мобилен в профессиональном плане в рамках своей профессии, данное положении соответствует и тенденциям европейского развития, так называемый КОПЕНГАГЕНСКИЙ ПРОЦЕСС, который направлен на развитие профессиональной мобильности и трудовых кадров. На наш взгляд мобильность трудового резерва может осуществить интеграция развивать профессиональную мобильность через интеграцию учебных систем ДПО, НПО, СПО и ВПО.
Как перейти к многоуровневому многопрофильному образованию, необходимо изучение механизма интеграции и сопряжения учебных планов разных уровней обучения. Технология сопряжения и интегрирования учебных планов разработанная в лаборатории НИИРПО под руководством д.п.н. О.Б. Читаевой наиболее полно раскрывает механизм преемственности уровней НПО и СПО. Многие учебные заведения, разрабатывающие сквозные образовательные программы сталкиваются с такими трудностями как различие в уровнях усвоения учебных элементов в образовательных программах СПО и НПО. И в этой ситуации при изучении дидактических единиц и разработке сквозной рабочей программы необходимо особое внимание уделить анализу сопряжения практических занятий и лабораторных работ.
Однако выше представленный путь трудовой мобильности является лишь переходным этапом к европейским принципам профессионального образования, и это подтверждают результаты экспериментальных данных полученных на экспериментальных площадках II уровня по теме: «Разработка и внедрение модели интегрированных учебных планов НПО и СПО для сложных наукоёмких производств», где участники инновационной сети столкнулись с рядом трудностей, основной из которой является отсутствие профессиональных стандартов, разработанных работодателями и их ассоциации, выходом их которых явились модульные программы, основанные на компетенциях и состоящих из функциональных модулей. Формированием содержания функциональных модулей в настоящее время занимаются в лаборатории «Профессионального образования» в НИИРПО, в колледже декоративно - прикладного искусства в
рамках экспериментальной деятельности по теме «Разработка и внедрение модульных программ и технологий профессиональной подготовки обучающихся колледжа в сфере декоративно - прикладного искусства», была сформировании профессиональная характеристика по профессии ювелир для 1 (разряда) образовательный уровень - профессиональная подготовка. На основании профессиональной характеристики была сформирована структура функциональной карты по выше представленной профессии (схема 1). Функциональная карта профессии ОК 016-94 19959 Ювелир, состоит из 5 основных функциональных модулей, которые имеют понятное и законченное интегрированное описание действий, сформулированных в форме требований, которым должен соответствовать обучающейся по окончании освоения модуля, т.е. описания подлежащих освоению компетенций.
Разработка модульных программ основанных на компетенциях, является частью более длительного цикла, который позволит адаптировать европейские принципы в развитии профессионального образования и обучения в России.
Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление несложных ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов, различного назначения.
Объекты профессиональной деятельности выпускников: ювелирное оборудование, инструменты, приспособления, отбеливающие составы, составы для пайки. Детали и элементы ювелирных изделий для сборки. Глухие и крапановые касты для закрепки вставок.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Ювелир»
(1 разряд)
Обобщенная профессия Ювелир
Профессия/занятие Ювелир
Квалификационный уровень 1
Требования к уровню обучения Профессиональная подготовка
Оценка профессиональных качеств Аттестация
№№ Вид профессиональной деятельности Умения Знания
1 2 3 4
1 Выполнение слесарно-заготовительные операции для изготовления ювелирных изделий Выполнять сле-сарно- заготовительные операции Понятие о черных металлах. Металл (железо); его назначение и свойства. Сплавы железа; их классификация, состав, свойства и применение. Требования к качеству. Цветные металлы; их группы, свойства, применение. Сплавы цветных металлов: состав, свойства, применение. Требования к качеству. Заготовительные операции ювелирного производства.
2 Монтировка ювелирных изделий из цветных и драгоценных ме- Монтировать ювелирные изделия из цвет- Монтировочные операции ювелирного производства
таллов. ных и драгоценных металлов
3 Выполнение отделочных операций. Выполнять отделочные операции Основные и вспомогательные материалы ювелирного производства. Технология изготовления припоев и флюсов, применяемых в ювелирном производстве; Технология шлифования и полирования ювелирных изделий.
4 Закрепка драгоценных и полудрагоценных вставок в ювелирные изделия. Крепить камни Ювелирные камни и вставки, применяемые в ювелирном производстве. Специфику закрепки различных видов вставок.
Схема 1. Функциональная карта профессии «Ювелир» первого уровня квалификации
Выполнять несложные виды
монтировки ювелирных изделий и закреплять в них вставки
Производить заготовительные операции Подготовить оборудование и инструменты к работе
Прокатать металл для шинок и кас-тов с периодическим отжигом
Проволочить проволоку для шинок и замков для серёг с периодическим отжигом
Производить монтировочные операции изделий при индивидуальном производстве Согнуть заготовку в соответствии с её назначением
Спаять заготовку в соответствии с её назначением
Выровнять заготовку с применением необходимого оборудования
Спасовать все элементы изделия для подготовке к пайке
Смонтировать все элементы для получения ювелирного изделия
Производить закрепку в ювелирное изделие Закрепить вставку в глухой каст
Закрепить вставку в крапановый каст
Приклеивать жемчуг к ювелирным изделиям
Производить окончательную доводку ювелирного изделия Полировать готовое изделие для придания ему блеска
Промыть изделие для удаления остатков пасты
Просушить промытые изделия для удаления остатков влаги
Производить отделочные операции ювелирных изделий Удалить следы припоя и окислов абразивными средствами
Отшлифовать ювелирное изделие при помощи бормашины и шлиф-мотора
Отполировать ювелирное изделие при помощи шлифмотора
Производить монтировочные операции литьевых , мелкосерийных изделий Удалить и запилить летники у отлитого изделия или детали
Удалить смещения, опилить литьевое изделие по форме
Вскрыть и запаять поры в заготовке
Спассовать и снять детали изделия в соответствии с моделью
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Вставки из поделочных и синтетических камней. Несложные кольца, серьги, кулоны, броши, изделия посудной группы.
Основные виды профессиональной деятельности:
1. Выполнение слесарно-заготовительные операции для изготовления ювелирных изделий.
2. Монтировка ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов.
3. Выполнение отделочных операций.
4. Закрепка драгоценных и полудрагоценных вставок в ювелирные изделия.
Ключевые слова: модульная программа, компетенция, образовательный уровень, профессиональный стандарт.
Профессиональное образование. Столица | № 1 2010
5