Экономика
257
практическими предпосылками, появления которых является изменение факторов, условий и границ конкуренции.
Стратегическое управление охватывает различные научные подходы для решения проблемы поиска источников и механизмов конкурентных преимуществ в неустойчивой внешней среде, обеспечивающих предприятию экономический рост. Для понимания движущих сил экономического роста в тех или иных условиях конкуренции предприятиям следует иметь представление о развитии и накоплении соответствующих теоретических концепций стратегического управления. Для овладения передовыми механизмами повышения конкурентоспособности в современной экономике необходимо знать, прежде всего, о современных тенденциях в развитии стратегического управления [2].
Основными объектами стратегического анализа окружающей среды являются производимые товары и рынки сбыта продукции. На основе такого анализа принимаются решения относительно деятельности предприятия в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, результатом которых является переход к комбинации новых продуктов, рынков и технологий производства.
Таким образом, обеспечивается соответствие стратегии предприятия внешней конкурентной среде, осуществляется адаптация деятельности предприятия к меняющимся условиям. Вместо логики долгосрочного планирования - оценка из прошлого на будущее, осуществляется логика - от анализа будущего к настоящему. В результате внедрения адаптационных механизмов наблюдается совершенствование деятельности конкретных предприятий, отраслей и системы хозяйствования в целом.
The article presents an analysis of approaches to the definition of «adaptation», to clarify the definition of the concept. Presents the author's classification of adaptation activity of the enterprise to modern conditions.
Keywords: adaptation activities, areas of adaptation, classification of types of adaptation, control system.
Список литературы
1. Аксенов П.В. Реструктуризация как способ обеспечения устойчивости развития / П.В. Аксенов // Эффективное антикризисное управление. - 2012. - №4. - С. 74-77.
2. Бабич, О.В. Адаптация деятельности промышленного предприятия путем формирования эффективной стратегии / О. В. Бабич - Брянск: изд-во БГТУ 2014. -186 с.
3. Бекетова О.Н. Реструктуризация предприятий пищевой промышленности на основе эталонной бизнес-модели: автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.05 / О.Н. Бекетова. - Саратов, 2013. - 42 с.
4. Гармашов А.В. Основные этапы процесса реструктуризации промышленного предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Economics/19485.doc.htm
5. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
6. Лифшиц А.С. Управленческие решения / А. С. Лифшиц. - М.: КНОРУС, 2011. - 248 с.
7. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.
Об авторах
Бабич О.В. - доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
Будникова А.Л. - магистр первого курса обучения направления подготовки «Менеджмент» Брянского государственного технического университета.
УДК 620.2(075)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ СО ВСТАВКАМИ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Р.А. Бандурин
Представлена методика проведения товароведческой экспертизы ювелирных изделий со вставками из драгоценных металлов. Исследованы особенности оценки ювелирных изделий с учетом имеющихся дефектов, размера, огранки и вида драгоценных камней, вида драгоценного металла. Представлены рекомендации по выбору ювелирных изделий в организациях розничной торговли. Ключевые слова: товароведческая экспертиза, оценка, ювелирное изделие, драгоценный металл, драгоценный камень, вставка, бриллиант, сапфир, золото, пробирное клеймо, качество товара.
Ювелирные изделия относятся к особой группе потребительских товаров из-за своей высокой стоимости, редкости и эстетических свойств их компонентов, применения изделий населением в качестве средства тезаврации (сбережения), специфических нормативных правовых и нормативно-технических требований к изготовлению, продаже и оценке.
На потребительском рынке России представлены десятки тысяч наименований ювелирных изделий из благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, добытых как на национальных месторождениях, так и за рубежом. Однако для всех без исключения товаров данной группы действует предписанное законом правило - ювелирные изделия, предназначенные для реализации на потребительском рынке России, должны иметь оттиск государственного пробирного клейма Государственной пробирной палаты, а также оттиск-именник (отличительный символ завода-изготовителя) для изделий отечественного производства [1].
Зачастую в розничной торговле появляются ювелирные изделия, в которых за те или иные благородные металлы выдаются их сплавы в различных пропорциях с другими металлами. То же относится к вставкам из драгоценных и полудрагоценных каменей. Сегодня за бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры могут выдаваться качественные фианиты, бе-
258
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)
рилл, корунд. В этой связи задача экспертизы и оценки ювелирных изделий приобретает актуальность не только для конечных потребителей, но и для розничных торговых сетей.
Практика товароведческой экспертизы подтвердила, что методика ее проведения должна базироваться на всестороннем исследовании основных, родовых характеристик (потребительских свойств) ювелирных изделий, отличающих их от прочих групп товаров, и включать следующие этапы:
1. геммологическая экспертиза, которая идентифицирует драгоценный камень; проверяет соответствие параметров камня техническим условиям; составляет описание камня с указанием его названия, свойств и параметров;
2. пробирная экспертиза, которая определяет наличие пробирного клейма, именника, их подлинности и соответствия пробного клейма фактическому содержанию драгоценного метала в изделии;
3.технологическая экспертиза, которая проводится с целью определения соответствия ювелирного изделия требованиям нормативно-технической документации;
4.художественная экспертиза, проводимая, когда ювелирное изделие не только представляет коммерческий интерес, но и является авторским, эксклюзивным или антикварным.
Для оценки рыночной стоимости ювелирного изделия целесообразно применять метод аналогии. В каталогах специализированных ювелирных интернет-порталов можно найти однородные или идентичные изделия, розничная цена которых может послужить базисом для последующих расчетов. Наиболее полную и актуальную информацию предоставляют официальные ювелирные интернет-порталы inZoloto для определения рыночной цены золота, GemSelect для определения рыночной цены сапфиров. Кроме того, эффективным инструментом для экспертизы и оценки рыночной стоимости ювелирных изделий служит онлайн-калькулятор стоимости бриллиантов.
После определения стоимостной базы оценки необходимо оценить величину морального и физического износа (если таковой имеется), нанесенного ювелирному изделию в процессе носки, с учетом наиболее характерных дефектов (табл. 1) [2].
Таблица 1
Некоторые дефекты ювелирных изделий и вставок из драгоценных камней_
Вид дефекта Причины возникновения дефекта
Качание вставок Вставка не плотно обжата крапанами, корнерами, кастом.
Скол вставки 1.Ударное воздействие на вставку при закрепке. 2.Ударное воздействие на вставку при раскрепке. 3. Трение вставок друг о друга. 4. Тонкий рундист.
Царапины, точки на вставках 1 .Вставка задета острым предметом. 2.Трение вставок друг о друга.
Трение вставок друг о друга 1.Неровно подрезан каст крапана, либо косо просверлено отверстие под вставку 2.Ассиметрично расположены крапаны. 3.Косо посажена вставка. 4.Ассиметричная огранка вставки.
Скол эмали Удар по изделию при закрепке вставки.
Срыв резьбы на изделиях с винтовым замком Некачественное разрезание резьбы.
В результате органолептического анализа, учитывая характер износа и обнаруженных дефектов определяется понижающий коэффициент, который целесообразно применить для оценки процента и стоимости ущерба, нанесенного исследуемому изделию.
При выборе ювелирного изделия в торговой сети следует обратить особое внимание на наличие и правильность маркировки и клеймения, внешний вид изделия, качество оформления ценников и ярлыков, известность бренда ювелирной сети и предприятия-изготовителя, наличие у них официального интернет-сайта.
In given article the methodology of the jewelry merchandising expertise is presented. The features of the jewelry's appraisal taking into account the existing defects, size, cut and kinds of precious stones, kind of precious metal is studied. Recommendations on selection of jewelry in retail organizations is presented.
Keywords: merchandising expertise, assessment, jewelry, precious metal, precious stone, box, diamond, sapphire, gold, purity mark, the quality of the product.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 г. «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации».
2. Айлова Г.Н., Васильева, М.П., Петренко, И.А., Рыженко, Г.Н. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.: ил.
Об авторе
Бандурин Р. А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и маркетинга, начальник отдела инновационного развития Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, эксперт-товаровед ООО «Независимая экспертиза», [email protected]