Научная статья на тему 'Роль международной экономической интеграции в развитии ювелирной индустрии Казахстана'

Роль международной экономической интеграции в развитии ювелирной индустрии Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE ECONOMIC SPACE / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / PRECIOUS METALS / ЮВЕЛИРНАЯ ИНДУСТРИЯ / JEWELRY INDUSTRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рапиев Абдула Абдулхаликович

Рассмотрено состояние рынка драгоценных металлов Республики Казахстан. Последствия единого экономического пространства на рынке ювелирных индустрий Казахстана. Автор предлагает ряд предложений по улучшению состояния национального ювелирного производства, а также по повышению конкурентоспособности ювелирного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of international economic integration in the jewelry industry of Kazakhstan

The article discusses the state of the precious metals market of Republic Kazakhstan. Aftermaths of single economic space in the jewelry industry of Kazakhstan. The author offers a number of suggestions to improve domestic jewelry production. Also have a suggestions to improve competitiveness of jewelry market.

Текст научной работы на тему «Роль международной экономической интеграции в развитии ювелирной индустрии Казахстана»

© A.A. Рапиев, 2014

УДК 339.9.012.23 А.А. Рапиев

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЮВЕЛИРНОЙ ИНДУСТРИИ КАЗАХСТАНА

Рассмотрено состояние рынка драгоценных металлов Республики Казахстан. Последствия единого экономического пространства на рынке ювелирных индустрии Казахстана. Автор предлагает ряд предложений по улучшению состояния национального ювелирного производства, а также по повышению конкурентоспособности ювелирного рынка.

Ключевые слова: единое экономическое пространство, драгоценные металлы, ювелирная индустрия, конкурентоспособность.

Международная экономическая интеграция играет все более значительную роль в социально-экономическом развитии стран-участниц Таможенного союза - Российской Федерации, Казахстана, Белоруссии [1]. При этом можно отметить развитие несырьевого направления национальных экономик в результате такого сотрудничества [2]. Это происходит в результате поддержки государствами не только национальных производственных систем, но и систем стран-партнеров по Таможенному союзу [3].

В соответствии со ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г., при экспорте товаров с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.

Таким образом, будет упрошена процедура оформления документов при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан ювелирных изделий, произведенных

в Российской Федерации и обратно. Вступление в силу Таможенного Кодекса и отменой таможенного декларирования на таможенной границе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан экспорт из Российской Федерации ювелирных изделий с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, произведенных на территории Российской Федерации, будет осушествляться без таможенного декларирования и представление таможенным органам каких-либо документов не потребуется. Более подготовленная и многочисленная ювелирная промышленность Российской Федерации рада этим событиям. Ювелиры же Казахстана обеспокоены тем, что они не готовы конкурировать с российскими и белорусскими коллегами за свой рынок. Состояние отечественной отрасли сегодня не дает стране преимушеств перед крупными компаниями государств-участников таможенного союза.

Всем известно, что после либерализации законодательства драгоценным металлам и драгоценным камням 1998 г. в страну хлынул поток низкокачественных ювелирных изделий, заполнив весь наш рынок и поглошая неокрепший рынок сбыта ювелирной

отрасли Казахстана. Результатом этого явилось полная зависимость нашего рынка от продукции таких стран, как Турция, Россия и страны ближнего зарубежья.

По мнению экспертов полагается, что для исправления ситуации и создания конкурентоспособной отрасли нам необходимо срочно реанимировать всю ювелирную отрасль Казахстана, перенимая опыт стран лидеров по переработке и экспорту золота, на примере той же Турции. Так, до 1983 г. законодательство Турции было схожим с казахскими. В Турции налоги и НДС на золото доходили до 20%, а также как у нас в ювелирной отрасли было занято малое количество компаний. Руководство Турции, изучив ситуацию в ювелирной отрасли, пошло на такой шаг как отмена налогов на золото и отмена НДС. Эффект от отмены налогов и НДС превзошел все ожидания. Количество производителей с 1000 чел. достигло 500 тыс., ювелирная промышленность стала легальной, исчезла контрабанда. В результате сегодня Турция, экспортируя 200 т в год готовой продукции, занимает 2-е место в мире по производству золотых изделий и добывая при этом всего 2,5 т в год

[4]. Как вывод - исключив налог на золото, взимая налог с реализованной продукции, государство выигрывает за счет увеличения производства более чем на 20%, возрастет товарооборот в целом ювелирными изделиями.

Другим немаловажным фактором, тормозящим развитие отрасли, являются пошлины на вставки и компоненты производства ювелирных изделий1

[5], на которые необходимо вести нулевую ставку и это создаст отечественным производителям равные условия с иностранными производителями, хотя бы на начальной стадии производства. На сегодняшний день мы не имеем в стране современного про-

изводства, которое обеспечивало бы потребность рынка страны и выпуск продукцией для экспорта. Дополнительно для развития производства необходимо отменить также таможенные пошлины на импорт станков, оборудований ювелирных изделий и это будет благоприятными условиями для открытия новых ювелирных предприятий, ограночных заводов.

Производство ювелирных изделий подобно турецкой, итальянской, российской и другой ювелирной промышленности требует наличия собственного доступного отечественным производителям сырья. В настоящее же время Казахстаном поощряется экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней в сырье путем возврата НДС (в размере 12%) экспортерам, а не его переработка внутри страны. Тем самым произведенное драгоценных металлов, в том числе золото вывозится за границу. Введение пошлин и отмена возврата НДС экспортерам приведет к насыщению сырьем нашего рынка и росту его переработки в ювелирной отраслью страны, будет сопутствовать созданию дополнительных высококвалифицированных рабочих мест, способствующих увеличению налогооблагаемый базы и экспорту ювелирных изделий с высокой добавленной стоимостью, что и будет является вкладом ювелирной отрасли в развитие экспорто-ориентирован-ной экономики Казахстана.

16 и 19 мая 2011 г. состоялось 27-е заседание Комиссии Таможенного союза.Члены Комиссии рассмотрели ряд вопросов таможенного регулирования и контроля: об отмене согласованных видов государственного контроля на казахстанско-российской и белорусско-российской границе; о выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза; о внесении из-

менений и дополнений в Порядок декларирования таможенной стоимости товаров; о формах свидетельства о допушении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядке их выдачи и использования; о внесении изменения в решение КТС от 18.06.2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»; о внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденную Решением КТС от 20 мая 2010 г. № 255; о внесении дополнений в Решение КТС от 18 ноября 2010 г. № 450 «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей»; о внесении дополнений в Решение КТС от 14 октября 2010 г. № 421 «Об утверждении структур и форматов электронных копий таможенных деклараций» [6].

С 1 июля 2011 г. вступило в силу новое Положение Таможенного союза по ввозу и вывозу изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в Республику Казахстан.

Однако, до принятия Положения ювелирные изделия которые ввозились и вывозились в Республику Казахстан согласно Таможенному кодексу, проверялись и клеймились национальными пробирными клеймами, после претерпев сильные изменения привели к уменьшению оборот изделии, что негативно отразилось на рынке ювелирных изделий РК.

В настояшее время положение не функционирует, так как практически таможенными службами оно не используется, нет импорта из стран дальнего зарубежья на территорию Республики Казахстан. По последним

данным в декабре 2011 г. на выставочном проекте «Ару» 80% участников выставки - это были компании из России и их торговые представители из Казахстана [7]. Страны дальнего зарубежья прекратили завоз ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней не только в постоянное обрашение, но и для временного ввоза. Ювелирный рынок Республики Казахстан перестал интересовать оптовых и розничных покупателей из дальнего зарубежья, а у имеюшихся компании появилась заинтересованность только к изделиям, проклейменным российским клеймом, которые в большинстве случаев - поддельные.

Другой причиной спада ввоза явились очень высокие таможенные пошлины РК, приведшие к большим сокрашениям ввоза на таможенную территорию нашей страны ювелирной продукции из стран дальнего зарубежья. Рыночная цена ювелирной продукции из золота России составляет 6 500 000 тенге (43 500 долл.) за один килограмм, что одинаково со стоимостью импортных изделий с Российским клеймом из дальнего зарубежья при ввозе в таможенную зону Республики Казахстан. Таможенные пошлины на ввозимые из Турции изделия из драгоценных металлов составляют 32% (20% пошлина по Положению + НДС по налоговому кодексу РК) от стоимости продукции, в результате складывается цена 7 800 414 тенге (52 000 долл.) за килограмм изделий. Таким образом, данный товар становиться не конкурентным на рынке ювелирной продукции Республики Казахстан, так как изначально он рас-тамаживается по условным ценам.

С другой стороны, развитие отечественного производства, в том числе мелких ювелирных мастерских сейчас не выгодно ввиду отсутствия правовой зашиты их деятельности и нет сво-

бодного доступа к сырью из драгоценных металлов и драгоценных камней для отечественного производителя.

В связи с этим, по нашему мнению, настало время принятия активных шагов для рынка ювелирной продукции, привлечению инвесторов, открытию новых предприятии и к созданию новых рабочих мест, а также для оказания помощи в урегулировании данных вопросов и для развития инвестиционного климата страны в данной отрасли необходимо:

1. Установить оценку согласно по цене купли-продажи (сделка) основным методом определения таможенной стоимости. Сотрудники таможенной службы не рискуют использовать этот метод и на ювелирную продукцию начисляют по максимальным пошлинам с корректировкой цен. (Согласно раздела 2 ст., 2.1., метода-1 инструкции по применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан утвержденной приказом Председателя Таможенного Комитета от 06.02.2001 г.).

2. Проработать механизм свободного доступа к местному сырью драгоценных металлов для зарегистрированных отечественных производителей.

3. Исключить НДС на сырье из драгоценных металлов. Производить начисление налогов только за работу ювелиров, а не на все изделие. В европейских странах за исключением

Италии (26%) применяются от 17% начисление пошлин на работу и 2,5% на всю стоимость изделии.

4. Отменить таможенные пошлины, налоги и другие платежи на компоненты, материалы и составные ювелирных изделий, на станки и оборудование для производства ювелирных изделий в Республике Казахстан, тем самым помочь развитию отечественного ювелирного производства.

Принятие вышеуказанных мер кардинально изменит имидж республики на мировом ювелирном рынке, увеличится доход в республиканский бюджет от налоговых пошлин за счет ввоза и производства ювелирной продукции, приведет к искоренению контрабанды как странах Европы. Этот опыт был применен в странах Азии и Европы (Турция, Индия, Таиланд, ОАЭ, Италии и т.д.), где нет природных ресурсов и сейчас сильно развит ювелирная промышленность.

Промедление же по этим мерам, делает бессмысленным со здание уполномоченного органа по контролю ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней, как результат ввоз и вывоз ювелирной продукции будет производиться исключительно через территорию Российской Федерации, со всеми вытекающими последствиями. На территорию Республики Казахстан будут поставляться не качественные ювелирные изделия, второго сорта и отпадет необходимость в контроле.

1. Шкваря Л.В. Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности // Проблемы современной экономики. - 2009. -№ 4.- С. 296-299.

2. Шкваря Л.В. Инновационное сотрудничество России со странами ЕврАзЭС // Инновации. - 2009. - № 11. - С. 20-24.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Шкваря Л.В. Инновационное развитие Российской Федерации в контексте участия в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года // Инновации. - 2010. - № 11 (145). - С. 11-14.

4. http://www.kamkob.org.tr/component/ со^е^/аг^с1е/50-ЬаЬег1ег/131-аШп-

Шгасай^а^ипуаЧктазНигЫуе-догипи-ис-pazara-dikti.html

5. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации (ЕТТ ТС). Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года № 850.

6. О 27-м заседании комиссии таможенного союза Ы^рУ/шшш^зош.ш/пешз/Радез/ 6-05-11.аэрх

7. «Ару-Астана 2011» 8-ая Международная ювелирная выставка 17-20 декабря 2011 г. Ы1р://]еше11егу.рау-у^/^ех^р? зЬэ^:орю=2465

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Рапиев Абдула Абдулхаликович - аспирант,

Российский университет дружбы народов, e-mail: rector@rudn.ru.

UDC 339.9.012.23

ROLE OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION IN THE JEWELRY INDUSTRY OF KAZAKHSTAN

Rapiev A.A., Graduate Student,

Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: rector@rudn.ru.

The article discusses the state of the precious metals market of Republic Kazakhstan.Aftermaths of single economic space in the jewelry industry of Kazakhstan.The author offers a number of suggestions to improve domestic jewelry production. Also have a suggestions to improve competitiveness of jewelry market.

Key words: Single economic space, precious metals, jewelry industry, competitiveness.

REFERENCES

1. Shkvarja L.V. Problemy sovremennoj jekonomiki, 2009, no 4, pp. 296-299.

2. Shkvarja L.V. Innovacii. 2009, no 11, pp. 20-24.

3. Shkvarja L.V. Innovacii. 2010, no 11 (145), pp. 11-14.

4. http://www. kamkob .org .tr/component/content/article/50-haberler/131 -altin-ihracatinda-dunya-ikincisi-turkiye-gozunu-uc-pazara-dikti.html

5. Edinyj tamozhennyj tarif tamozhennogo sojuza Respubliki Belarus', Respubliki Kazahstana i Rossijskoj Federacii (ETT TS). Utverzhden Resheniem Komissii Tamozhennogo sojuza ot 18 nojabrja 2011 goda № 850 (Uniform Duty Rate of the Customs Union of the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan and Russian Federation (ETT TS). Approved by the Customs Union Resolution as of November 18, 2011 no 850).

6. Available at: http://www.tsouz.ru/news/Pages/6-05-11.aspx

7. «Aru-Astana 2011» 8-aja Mezhdunarodnaja juvelirnaja vystavka 17-20 dekabrja 2011 g. (The 8th International Jewelry Expo Aru-Astana-2011, 17-20 December 2011) Available at: http://jewellery.pav-v. kz/index.php?showtopic=2465

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.