изводства и реализации зерна. При этом, в Жуковском районе, имеющем лучшие почвенные условия, но средний балл экономических условий, эффективность отрасли находилась на среднем уровне, а достаточно высокий балл экономических условий в Дятьковском и Жирятинском районах не способствовал высокоэффективному ведению отрасли.
Анализ себестоимости зерна показал, что ее минимальный уровень складывается в районах с лучшими экономическими условиями производства (табл. 1). Следовательно, эксплуатация одного природного потенциала не обеспечивает минимизации затрат на производство единицы продукции. Несмотря на то, что размер удельной прибыли в районах с лучшими почвами максимален, как и уровень рентабельности продукции, тем не менее, достижение устойчивых экономических результатов на длительную перспективу возможно только при обеспечении необходимого уровня интенсивности ведения отрасли.
Обобщая все выше сказанное следует отметить, что основной зерновой пояс Брянской области сконцентрирован в Брасовском, Комаричском, Севском и Стародубском районах, имеющих преимущества в качестве почв, или в ресурсном обеспечении. Эти районы имеют максимальный уровень насыщения площади пашни зерновыми культурами, который составляет по среднемноголетним данным 61%. Здесь производится более половины всего валового сбора пшеницы и гречихи, 47 % ячменя и около трети прочих видов зерновых культур и здесь же отмечен максимальный уровень эффективности ведения отрасли. При этом, существенные размеры отрасли в районах, не имеющих оптимальных условий производства, определяют относительно низкий уровень ее эффективности в целом по Брянской области.
Однако, благоприятность природных условий не может являться основополагающим фактором при размещении зер-нопроизводства в том числе и в Брянской области. Чрезмерное углубление специализации в зерновых районах неизбежно приведет к падению эффективности производства. Кроме того, повышение культуры земледелия и интенсивности производства зерна в районах с более низким качеством почв позволит снизить затраты на единицу продукции при увеличении объемов ее производства.
Учет качества сложившихся условий ведения зернопроизводства может служить основойдля экономического обоснования направлений и форм государственной поддержки отрасли [1].
This article discusses the basic principles of the location of production in agriculture, describes the features of placing grain in the Bryansk region, taking into account regional differences in production conditions, assessing the impact of natural and economic conditions for the sector on the performance efficiency.
Keywords: grain production, arrangement, production efficiency.
Список литературы
1. Аленичева, Е.А. Обоснование гарантированных объемов производства зерна на региональном уровне //EuropeanAppliedSciences. - 2014. - № 8. С. 78-79.
2. Прудников П.В. Агрохимическое и агроэкономическое состояние почв Брянской области / С.В. Карпеченко, А.А.Новиков, Н.Г.Поликарпов, П.В. Прудников //Брянск: Изд-во ГУП «Клинцовская городская типография». - 2007. - 608 с.
3. Брянская область.2014: Статистический сборник/Брянскстат. - Брянск, 2014. - 428 с.
Об авторе
Аленичева Е.А. - старший преподаватель кафедры экономики Брянского государственного аграрного университета,
УДК 336.714
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ
О.В. Бабич, А.Л. Будникова
В статье представлен анализ подходов к определению понятия «адаптация», уточнено определение рассматриваемого понятия. Представлена авторская классификация видов адаптации деятельности предприятия современным условиям.
Ключевые слова: адаптация деятельности, направления адаптации, классификация типов адаптации, система управления.
На современном этапе развития рыночных отношений при изменяющихся факторах внешнего окружения и воздействии на промышленное предприятие, объект хозяйственной деятельности должен не только эффективно функционировать в различных ситуациях, но и иметь возможности и потенциал для планирования своих действий и тенденций развития самой ситуации. Промышленное предприятие должно прогнозировать изменения, своевременно реагировать на предпочтения покупателей и перестраиваться под них, то есть «адаптироваться» с помощью применения методов, приемов и принципов управленческой деятельности, связанной с постоянным мониторингом происходящих вокруг изменений.
Развитие управленческой мысли вело к изменению и усовершенствованию понятия «адаптация поведения» предприятий от рассмотрения самого поведения предприятия до понимания адаптации как реакции на изменения факторов внешней среды, что привело к формулировке адаптации как изменения хозяйственной деятельности предприятия и использования новых подходов к управлению на основе анализа факторов внешней среды.
До настоящего времени в экономической литературе не сложилось единой точки зрения по определению понятия «адаптация», известны трактовки:
«Адаптация - это процесс приспособления социально-экономической системы к новым условиям функционирования» [3].
«Адаптация - это деятельность по преобразованию параметров, свойств, структуры какой-либо системы для приспособления к характеристикам среды, в которой действует данная система» [1].
«Адаптация системы характеризуется как ее способность сохранять свои основные функции при изменении факторов внешней среды» [7].
Адаптация предполагает такое изменение факторов внутренней среды предприятия, при котором происходит не только количественное, но и качественное изменение его производственной и организационной структур с целью обеспечения эффективной деятельности предприятия в условиях изменения факторов внешней среды.
Понятие «адаптация» логично анализировать с трех сторон:
- характеристика системы управления - подстраиваться под происходящие процедуры изменений в деятельности, т.е. рассматривается свойство адаптивности управленческих систем;
- процедура реформирования системы управления - адаптация рассматривается как процесс управленческой деятельности;
- способ определенной информации, предполагающий совершенствование деятельности предприятия, т.е. введено понятие метода адаптации или принципа адаптации, которые основываются на использовании адаптивного подхода и которые можно назвать адаптированными.
Процессы адаптации - это форма поведения, которая постоянно совершенствуется в процессе функционирования предприятия с целью наиболее адекватных и эффективных действий, в ответ на воздействие извне.
Управленческие системы можно рассматривать в качестве адаптивных, если при негативных изменениях, происходящих во внутренней и внешней среде, влияющих на ухудшение положения, осуществляются некоторые корректировки деятельности, путем совершенствования среды, с целью повышения эффективности работы [5].
Ситуационное управление позволяет быстро реагировать на изменение среды путем принятия управленческих решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность продукции и эффективность работы предприятия в целом.
При этом каждое предприятие должно рассматриваться как некоторая часть «целого» (отрасли, общества, пространства), в котором реализуются процессы существования, что ведет к постоянному мониторингу внешней и внутренней среды предприятия и как результат совершенствованию деятельности. Тем самым адаптация оказывает постоянное эволюционное воздействие на предприятие, общество и окружающее их пространство [2].
Адаптация совершенствует промышленное предприятие, создавая определенный уровень защиты от негативных воздействий факторов внутренней и внешней среды в будущем, предупреждая о происходящих изменениях вокруг и позволяя сохранить или стабилизировать некоторое состояние.
Направления адаптации могут быть различными, А.Г. Балаганская выделяет два основных направления проведения адаптации предприятия:
1) изменение внутренних характеристик предприятия в зависимости от состояния внешнего окружения - это внутренняя сторона адаптации;
2) управленческое воздействие системы на внешнюю среду для сокращения степени влияния негативных явлений и усиления воздействия благоприятных (внешняя сторона адаптации) [4].
Представленное выделение двух направлений адаптации условно, поскольку в современных экономических условиях происходящие изменения во внешней и внутренней среде предприятия взаимосвязаны.
Выбор направления адаптации деятельности предприятия зависит от объема информации, которую получает предприятие о внешнем окружении (доля рынка основных конкурентов, цены на сырье у поставщиков, появление новых инвесторов и т.д.).
Таким образом, адаптация - это процесс изменения факторов внутренней среды предприятия с целью реализации стратегии развития и повышения эффективности работы, в условиях количественного и качественного изменения факторов внешней среды функционирования предприятия [2].
В современных условиях работы предприятий возможно выделение классификации различных типов адаптации, способствующей выбору и реализации мер по совершенствованию деятельности объектов исследования. Выделяются следующие критерии оценки адаптации[2]:
1. По области применения:
- политическая - ориентация на действующий политический строй;
- экономическая - модернизация предприятия в соответствии с изменяющимися производительными силами и производственными отношениями;
- духовная - направленность корпоративной культуры предприятия на сохранение традиционных ценностей;
- экологическая - совершенствование методов и принципов взаимодействия предприятия с окружающей средой, направленное на минимизацию негативного влияния;
- технологическая - изменение технологии производства товаров и услуг в соответствии с требованиями качества;
- социальная - ориентация предприятия на общественные отношения, присущие пространству в котором оно функционирует.
2. По воздействию на предприятие:
- прогрессивная - благоприятно воздействующая;
- регрессивная - неблагоприятно воздействующая.
Оценить мероприятия по адаптации деятельности предприятия по данным признакам классификации возможно только через несколько лет, когда точно будет известен результат внедренных изменений.
3. По размеру предприятия, подлежащего адаптации:
- малая - изменения осуществляются малым предприятием;
- средняя - изменения осуществляются средним предприятием;
- крупная - изменения осуществляются крупным предприятием.
4. По направлению:
- производственная адаптация - изменение производственного процесса;
- непроизводственная - изменение непроизводственной составляющей деятельности предприятия.
5. По причинам:
- внешняя - деятельность предприятия зависит от изменения внешних факторов (высокие риски участия в крупных
проектах, государственные лицензии, чрезмерное налоговое бремя, коррупция, высокая цена банковских кредитов, неполнота законодательной базы и др.);
- внутренняя - адаптация связана с возникшими недостатками во внутренней среде предприятия (нехватка собственных финансовых ресурсов, низкий уровень квалификации персонала, неквалифицированный менеджмент рассматриваемого предприятия, недостаток и недостоверность внутренней информации, высокие инвестиционные риски и др.).
6. По характеру изменений:
- активная - изменение окружающей среды (внешних факторов);
- пассивная - корректировка внутренних составляющих предприятия (производство, персонал, финансы, технология, маркетинг, менеджмент).
7. По охвату:
- системная - действия по адаптации направлены на изменение всей деятельности предприятия;
- локальная - корректировкой функционирования некоторого подразделения или определенного объекта предприятия.
8. По содержанию:
- маркетинговая;
- производственная;
- мотивационная (кадровая);
- организационная - адаптация стратегии и структуры управления.
Адаптивность деятельности предприятий определяется возможностью поддержания в динамике соответствия между внутренним потенциалом и внешней средой, которая достигается путем соответствия мобильности предприятия, быстротой реагирования на изменения хозяйственной ситуации [2].
В современных условиях поведение предприятия в процессе адаптации деятельности зависит от целого ряда факторов: предшествующее развитие, асимметрия информации, масштаб изменений и др. Адаптирующиеся предприятия заведомо обладают различными способностями, возможностями и уровнем развития.
Наибольшее развитие в России получила адаптация деятельности промышленных предприятий к изменениям факторов внешней среды, основная задача которой заключается в минимизации негативного влияния со стороны окружающих сил путем совершенствования или расширения деятельности существующего предприятия или создания крупного диверсифицированного комплекса, занимающего главенствующее положение на рынке.
Процесс совершенствования деятельности современных российских предприятий ставит своей целью повышение конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности с помощью модернизации технологических процессов, но сдерживающим фактором является недостаточное качество инфраструктуры, нестабильность экономических показателей [6].
Некоторые негативные явления, с которыми сталкиваются российские предприятия в современных условиях, связаны с изменением факторов внешней среды, но встречаются ситуации, когда все проблемы скрываются на самом предприятии.
Говоря об адаптации, следует отметить, что нет единого механизма осуществления этого процесса. Любое предприятие, принимая решение о том, какие изменения необходимы и какое направление выбрать, на первом этапе должно произвести оценку имеющегося потенциала, проанализировать не только финансовые показатели деятельности, но и свой производственный, кадровый, технический, организационный потенциал. Такой потенциал по отношению к конкретному предприятию характеризует как производственные возможности, так и возможности исследуемого предприятия повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности путем оптимального использования ресурсов, инноваций, а главное, адекватной и своевременной реакции на факторы внешней среды. Важным шагом является анализ внешней среды функционирования предприятия.
Следующим этапом процедуры адаптации является формирование целей адаптации: фиксирование текущего положения или же совершенствование деятельности предприятия.
В зависимости от выбранной цели процедуры адаптации определяется тип адаптации в соответствии с предложенной ранее классификацией, затем определяются инструменты (изменение структуры, стратегии, продукции, технологии и др.) и методы (правовые, организационные, информационные, финансовые и др.) адаптации деятельности предприятия [2].
Заключительным этапом адаптации является непосредственное осуществление действий.
Развитие рыночных отношений и постоянное изменение условий внешней и внутренней среды предприятий выдвигает проблему их адаптации в число первоочередных. Процесс адаптации проходит как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне отрасли.
Современное состояние экономики России требует от руководителей высшего и среднего звена управления применение именно адаптивного поведения, т.е. поведения, основанного на своевременной реакции на неожиданные изменения конъюнктуры рынка.
Адаптивное управление - это процесс изменения объекта управления и (или) его деятельности, обеспечивающий эффективное функционирование и способствующий адекватной и своевременной реакции на изменения во внешней и внутренней среде и ставящий своей целью слаженное взаимодействие.
Адаптивное управление основано на постоянном мониторинге среды функционирования объекта исследования. Адаптация предприятий и повышение эффективности производства во многом зависит от способности определять первостепенные проблемы и успешно их решать [2].
В настоящее время известны многие направления адаптации предприятий к сложившимся условиям:
- реорганизация предприятий, которая может проходить в виде слияний и поглощений, организации совместных предприятий и т.д.;
- изменение системы управления предприятием;
- совершенствование управленческих технологий, таких, как: внедрение бюджетного управления, стратегическое управление на основе системы сбалансированных показателей, процессно-ориентированное управление и др.;
- внедрение технологических инноваций, направленных на ресурсосбережение и повышение энергоэффективности
работы предприятия;
- совершенствование маркетинговой и сбытовой политики предприятия;
- формирование устойчивой сырьевой базы;
- техническое переоснащение предприятия;
- разработка новых технологий использования традиционных и новых видов сырья;
- разработка форм взаимодействия предприятия с контактными аудиториями;
- стабилизация финансового состояния предприятия за счет привлечения инвесторов и другие способы.
Процедура изменения управленческой системы относится к самым важным, поскольку связана с приспособлением
промышленных предприятий к современным условиям рынка. В случае ее отсутствия никакая сфера деятельности предприятия, ни финансовая, ни маркетинговая, ни тем более производственная не могут быть высоко результативными. Важность осуществления преобразований системы управления основана на следующих факторах: жесткая централизация власти; недостаток подразделений предприятий, отвечающий за формирование стратегии развития или совершенствование деятельности; отсутствие подразделений по управлению рисками, с которыми может в своей деятельности столкнуться предприятие; не реализуется постоянный мониторинг деятельности предприятия.
Преобразования в управленческой системе осуществляются по двум важным направлениям [4]:
- совершенствование задач управления, важнейшей из которых является достижение высокой стабильности деятельности и повышение конкурентоспособности на рынке, или разработка и реализация стратегии развития предприятия;
- совершенствование структуры управления предприятием.
Экономическая сущность адаптации деятельности предприятия характеризуется комплексом структурированных управленческих решений направленных на сохранение или развитие имеющегося потенциала предприятия в условиях изменения внешнего окружения путем применения современных механизмов и алгоритмов работы.
Адаптация предприятия предполагает трансформацию его деятельности, повышение гибкости и приспособляемости.
Эффективная управленческая деятельность предприятий в значительной мере зависит от осознания проблемы адаптации, как основной функции управления в современных изменяющихся условиях рынка с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Чем ниже адаптивность предприятия, тем больше возможность оказаться под влиянием негативных факторов внешней среды.
Главная задача предприятия как управленческой системы заключается в достижении устойчивого развития (соблюдение определенного баланса в деятельности при постоянных изменениях внешних факторов) и финансовой эффективности деятельности [5].
Адаптивность предполагает наличие у предприятия возможностей для изучения и приспособления ко всем изменениям происходящим как внутри его, так и вокруг. Данное понятие имеет взаимосвязь с определением «саморегулирования», характеризующего совершенствование деятельности предприятия на основе данных анализа внешнего окружения. Это самое главное свойство промышленных предприятий как систем, поскольку они должны производить товары необходимые потребителю, а для этого необходимо постоянно изучать предпочтения потребителей и удовлетворять их [2].
Экономические изменения предполагают прохождение несколько стадий, чем раньше предприятие сможет выявить негативные тенденции и перестроить свою деятельность, тем эффективнее будет его работа. Систему можно назвать адаптированной, если она в состоянии выявлять и определять изменения на ранних стадиях. Следовательно, чем выше уровень адаптивности, тем эффективнее предприятие, тем больше у него возможностей для реализации имеющегося потенциала. Важным фактором является сам процесс выявления негативных тенденций и определения способов их устранения или сокращения их влияния на деятельность предприятия [2].
Способность к адаптации основывается на уровне точности определения негативных тенденций и эффективности принимаемых управленческих решений для устранения этих явлений. Данные характеристики предприятия основываются на способностях и уровне квалификации менеджеров и сотрудников рассматриваемого предприятия.
Другое понятие, связанное с адаптивностью деятельности предприятия является понятие управляемости, которое предполагает наличие на предприятии системы своевременного оповещения сотрудников о происходящих изменениях в деятельности, таким образом, может быть достигнута слаженная работа менеджеров и всех уровней сотрудников предприятия. Работа будет являться эффективной, только если она будет согласованной и слаженной. Данное свойство позволяет обеспечить целостность системы управления предприятием.
Перед выбором стратегии, связанной с адаптацией деятельности промышленного предприятия, необходимо провести подробный анализ и выявить все положительные и отрицательные моменты в деятельности рассматриваемого предприятия.
Достижение свойства адаптированности системы управления подкреплено реализацией всей взаимосвязанной системы стратегий предприятия: маркетинговой, финансовой, технологической, инновационной и др. Данный комплекс стратегий позволяет быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.
Таким образом, основной задачей группы функциональных стратегий является адаптация потенциала промышленного предприятия к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. Различные сочетания функциональных стратегий создают возможность реализации определенных конкурентных и базовых стратегий развития.
Стратегическое управление появилось в результате эволюции теоретической мысли в последовательной смене систем управления и в соответствии с практическими запросами предприятий. Изменения в условиях ведения бизнеса, вызванные растущей нестабильностью, непредсказуемостью и динамизмом деловой среды, ужесточением конкуренции, поставили предприятия перед необходимостью предвидения возможных ситуаций, быстрого реагирования и адаптации к изменениям в окружении. Под влиянием двух главных сил - конкуренции и неустойчивости, формирующих сегодня окружающую среду, поиски источников и механизмов создания конкурентных преимуществ становятся исключительно важными для предприятия [6].
Однако, применение механизмов стратегического управления в практической деятельности сталкивается со сложностями, вызванными не только разнообразием используемых принципов, подходов и методов в этой области управления, но и множеством различных теоретических концепций. Сложность заключается в том, что, ставшие классическими, исходные концепции стратегического управления не сменяются, а дополняются новыми, современными концепциями, основными
практическими предпосылками, появления которых является изменение факторов, условий и границ конкуренции.
Стратегическое управление охватывает различные научные подходы для решения проблемы поиска источников и механизмов конкурентных преимуществ в неустойчивой внешней среде, обеспечивающих предприятию экономический рост. Для понимания движущих сил экономического роста в тех или иных условиях конкуренции предприятиям следует иметь представление о развитии и накоплении соответствующих теоретических концепций стратегического управления. Для овладения передовыми механизмами повышения конкурентоспособности в современной экономике необходимо знать, прежде всего, о современных тенденциях в развитии стратегического управления [2].
Основными объектами стратегического анализа окружающей среды являются производимые товары и рынки сбыта продукции. На основе такого анализа принимаются решения относительно деятельности предприятия в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, результатом которых является переход к комбинации новых продуктов, рынков и технологий производства.
Таким образом, обеспечивается соответствие стратегии предприятия внешней конкурентной среде, осуществляется адаптация деятельности предприятия к меняющимся условиям. Вместо логики долгосрочного планирования - оценка из прошлого на будущее, осуществляется логика - от анализа будущего к настоящему. В результате внедрения адаптационных механизмов наблюдается совершенствование деятельности конкретных предприятий, отраслей и системы хозяйствования в целом.
The article presents an analysis of approaches to the definition of «adaptation», to clarify the definition of the concept. Presents the author's classification of adaptation activity of the enterprise to modern conditions.
Keywords: adaptation activities, areas of adaptation, classification of types of adaptation, control system.
Список литературы
1. Аксенов П.В. Реструктуризация как способ обеспечения устойчивости развития / П.В. Аксенов // Эффективное антикризисное управление. - 2012. - №4. - С. 74-77.
2. Бабич, О.В. Адаптация деятельности промышленного предприятия путем формирования эффективной стратегии / О. В. Бабич - Брянск: изд-во БГТУ 2014. -186 с.
3. Бекетова О.Н. Реструктуризация предприятий пищевой промышленности на основе эталонной бизнес-модели: автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.05 / О.Н. Бекетова. - Саратов, 2013. - 42 с.
4. Гармашов А.В. Основные этапы процесса реструктуризации промышленного предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Economics/19485.doc.htm
5. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
6. Лифшиц А.С. Управленческие решения / А. С. Лифшиц. - М.: КНОРУС, 2011. - 248 с.
7. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.
Об авторах
Бабич О.В. - доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
Будникова А.Л. - магистр первого курса обучения направления подготовки «Менеджмент» Брянского государственного технического университета.
УДК 620.2(075)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ СО ВСТАВКАМИ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Р.А. Бандурин
Представлена методика проведения товароведческой экспертизы ювелирных изделий со вставками из драгоценных металлов. Исследованы особенности оценки ювелирных изделий с учетом имеющихся дефектов, размера, огранки и вида драгоценных камней, вида драгоценного металла. Представлены рекомендации по выбору ювелирных изделий в организациях розничной торговли. Ключевые слова: товароведческая экспертиза, оценка, ювелирное изделие, драгоценный металл, драгоценный камень, вставка, бриллиант, сапфир, золото, пробирное клеймо, качество товара.
Ювелирные изделия относятся к особой группе потребительских товаров из-за своей высокой стоимости, редкости и эстетических свойств их компонентов, применения изделий населением в качестве средства тезаврации (сбережения), специфических нормативных правовых и нормативно-технических требований к изготовлению, продаже и оценке.
На потребительском рынке России представлены десятки тысяч наименований ювелирных изделий из благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, добытых как на национальных месторождениях, так и за рубежом. Однако для всех без исключения товаров данной группы действует предписанное законом правило - ювелирные изделия, предназначенные для реализации на потребительском рынке России, должны иметь оттиск государственного пробирного клейма Государственной пробирной палаты, а также оттиск-именник (отличительный символ завода-изготовителя) для изделий отечественного производства [1].
Зачастую в розничной торговле появляются ювелирные изделия, в которых за те или иные благородные металлы выдаются их сплавы в различных пропорциях с другими металлами. То же относится к вставкам из драгоценных и полудрагоценных каменей. Сегодня за бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры могут выдаваться качественные фианиты, бе-