Р. Д. Бекмуратов, руководитель подразделения, отдел по научной работе, Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево», г. Москва, Россия, [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ на примере кондитерской отрасли
В статье рассматриваются вопросы формирования адаптивной системы управления предприятиями кондитерской отрасли. Показана необходимость формирования на предприятии адаптивной стратегии управления, определены ее основные отличия от других стратегий. В организационной структуре предприятий предлагается создавать службу адаптивного управления. Приведены ее основные цели, функции и алгоритм деятельности. Ключевые слова: адаптация предприятия, система управления, стратегия развития, развитие предприятий кондитерской отрасли, внешняя и внутренняя среда, адаптация к изменяющимся условиям.
Кондитерская отрасль пищевой промышленности является одной из динамично развивающихся, высокорентабельных отраслей народного хозяйства с повышенным интересом к ней отечественных и зарубежных инвесторов. Однако выход российских перерабатывающих предприятий этой отрасли на мировой рынок в условиях членства России в ВТО предполагает острую конкурентную борьбу с западными компаниями и диктует новые требования к конкурентоспособности выпускаемой продукции. В том числе необходимость соответствия высоким стандартам качества, надежности и безопасности, а для пищевой промышленности — требованиям ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки).
По мнению автора, для выживания и устойчивого развития предприятиям пи-
щевой отрасли необходимо непрерывно взаимодействовать с динамично развивающейся внешней средой и использовать методы адаптивного управления, которые позволяют повысить оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений.
В рыночных условиях управление предприятиями, как правило, основано на стратегиях, учитывающих влияние внешней и внутренней среды. Адаптивная стратегия предприятия должна сочетать несколько вариантов развития, учитывать особенности отечественной макроэкономической ситуации, состояние отрасли, региональное окружение предприятия и внутренний потенциал.
В целом, выбор правильной стратегии уже сам по себе представляет форму адаптации предприятия к возможным негативным факторам внешней среды. «Форми-
Необходимо, чтобы адаптивная стратегия предприятия сочетала несколько вариантов развития, учитывала особенности отечественной макроэкономической ситуации, состояние отрасли, региональное окружение предприятия и внутренний потенциал.
ДИСКУССИЯ ЯГ)
журнал научных публикаций V
руемая таким образом стратегия выступает не функцией времени, а, в первую очередь, функцией направления»1, то есть должна быть сосредоточена не на определенном периоде времени, а включать в себя совокупность основополагающих для развития предприятия идей.
В общем виде сущность адаптационной стратегии, как правило, состоит в проведении частичных, незначительных изменений в рамках предприятия, что позволяет усовершенствовать ранее освоенные продукты и технологические процессы и рынки.
Реализация адаптивной стратегии как комплекса технических, организационных, информационных, правовых и управленческих структурных мер управления позволяет удерживать организацию на пути устойчивого развития, адекватно и быстро реагируя на состояние и изменения внешней среды, обеспечивая оперативную перестройку деятельности всех структурных единиц.
Стоит также отметить, что основное принципиальное отличие адаптивной стратегии от других заключается в ее готовности к изменениям внутренней и внешней среды в виде готового набора возможных вариантов поведения.
В адаптивной стратегии развития предприятия кондитерской отрасли также должны быть предусмотрены мероприятия по созданию организационно-экономических условий по повышению эффективности производства продукции. Причем «адаптивная стратегия должна быть гибкой и предусматривать необходимые резервы и возможности перераспределения ресурсов в случае отклонений фактических объемов производства от намеченного уровня удовлетворения потребительского спроса»2.
В адаптивной стратегии управления для конкретного предприятия, по мнению автора, необходимо предусмотреть и рассмотреть подробно все варианты решения возможных проблем и впоследствии применять
Миссия определяет ту сферу, где предприятие будет функционировать и развиваться, отражает сегмент потребителей, дает информацию о принципах работы компании.
Эффективная стратегия должна иметь качественную и количественную оценку и отражать экономический рост предприятия.
их по отдельности или комплексно. Такими вариантами, как думается, могут быть следующие: модернизация производства, включающая внедрение новых технологий, техническое перевооружение производства и объектов производственной инфраструктуры; разработка новой продукции, расширение ассортимента; повышение качества производимой продукции; проведение мониторинга рынков сбыта; расширение системы сбыта, продвижение на новые рынки; повышение эффективности производства; снижение затрат на производство; повышение качественного уровня технико-технологической базы производства; увеличение эффективности использования информационного и кадрового потенциала (включая мотивацию персонала); совершенствование организационной структуры предприятия.
В стратегии должны также быть определены миссия, цель и задачи, которые, по мнению автора, должны сводиться к созданию и поддержанию конкурентного преимущества предприятия.
Для примера основные элементы адаптивной стратегии управления кондитерским предприятием показаны на рисунке 1.
Миссия определяет ту сферу, где предприятие будет функционировать и развиваться, отражает сегмент потребителей, дает информацию о принципах работы компании.
Цель направляет деятельность предприятия, определяя ее развитие. Может выражаться в стоимостных, физических, количественных показателях.
- Цели стратегического плана определяются как с помощью качественных характеристик, задающих направления социально-экономического развития, так и в виде масштаба и уровня, который должен быть достигнут предприятием в развитии и удовлетворении потребительского спроса. Желательно, чтобы цели стратегии были привязаны к конкрет-
ным срокам. Эффективная стратегия должна иметь качественную и количественную оценку и отражать экономический рост предприятия.
Так, например, в стратегии деятельности кондитерского предприятия необходимо определить приоритетные направления его деятельности, к которым можно отнести: расширение ассортимента производимых кондитерских изделий; развитие транс-портно-логистической системы; увеличение объемов продаж на экспорт; совершенствование системы продаж; повышение уровня производительности труда; совершенствование системы управления качеством.
В качестве механизмов разработки стратегий организации рассматривают3:
1) механизмы пассивной адаптации к внешней среде;
2) механизмы активной адаптации к внешней среде;
3) механизмы, направленные на формирование внешней среды.
Выбор механизма стратегии предопределяет ее внутренне содержание. На наш взгляд, для кондитерских предприятий следует использовать механизмы с активной адаптацией.
Как известно, адаптивная стратегия управления может быть реализована на практике с использованием организационных, экономических и мотивационных механиз-
Рисунок 1. Основные элементы адаптивной стратегии управления кондитерским предприятием
мов4.
№ 2 (43) ФЕВРАЛЬ 2014
В целях формирования адаптивной системы управления предприятиями пищевой промышленности, в том числе кондитерской отрасли, автором предлагается в организационной структуре предприятий создавать службу адаптивного управления, основными целями которой должны стать 1) выработка направлений и принципов развития предприятия, 2) формирование механизма управления изменениями, 3) осуществление мероприятий перспек-
тивного развития, 4) изучение правил и условий работы на мировых кондитерских рынках.
Весьма значимой функцией предлагаемой структуры в настоящее время представляется изучение правил и условий работы на международных рынках кондитерской продукции с учетом членства России в ВТО. Деятельность предлагаемой службы, по мнению автора, должна осуществляться по следующему алгоритму (рисунок 2).
Рисунок 2. Алгоритм деятельности службы адаптивного управления предприятия
В зависимости от предполагаемого уровня адаптивности предприятия принимается решение о дальнейшей деятельности. Это может быть или выход на новые рынки, или повышение уровня адаптивности.
Во втором случае проводится анализ внешней и внутренней среды, определяются благоприятные и неблагоприятные для развития предприятия факторы внешней среды, а также сильные и слабые стороны его внутренней среды. =
Следует отметить, что при анализе внешней среды важным является выявление не только благоприятных и неблагоприятных факторов, но и специфики новых условий внешней среды и «правил игры», то есть полное устранение информационной неопределенности.
Всё это должно способствовать определению основных принципов стратегического развития и формированию так называемого «идеального образа» предприятия, который будет соответствовать новой среде и являться основой для определения уровня нормативной адаптивности предприятия.
Еще одним важным моментом в этой системе является формирование адаптивной стратегии управления предприятием, поскольку здесь необходимо одновременно решать задачи обеспечения дееспособности предприятия на краткосрочный период и восстановления эффективного функционирования предприятия в новых условиях внешней среды.
В процессе адаптации особое значение приобретает системность функций управле-
При анализе внешней среды важным является выявление не только благоприятных и неблагоприятных факторов, но и специфики новых условий внешней среды и «правил игры», то есть полное устранение информационной неопределенности.
ния, под которой стоит понимать не только взаимосогласованность таких функций, как планирование, организация, контроль и мотивация, но и соответствие оперативной реализации данных функций стратегическому плану развития предприятия.
Таким образом, создание службы адаптивного управления в рамках предприятия обеспечит наиболее полный учет всех факторов сложившейся ситуации = и позволит ускорить процесс его адаптации в изменяющейся среде.
А достижение приоритетов адаптивной стратегии обеспечит не только дееспособность предприятия на краткосрочный период, но и будет способствовать движению вперед и выходу на новый качественный уровень развития. 4
Литература
1. Александров А.Г. Оптимальные и адаптивные системы / А.Г. Александров. М.: Высшая школа, 1989. 263 с.
2. Халимбекова Э.А. Адаптивное управление социально-экономическим развитием предприятия сферы услуг автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет». Махачкала, 2006. 24 с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
4. Шумилова А.В. Механизмы реализации стратегии организации / А.В. Шумилова [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2006. № 1—2. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. рИр?пАПИ=965
ENTERPRISES' ADAPTIVE MANAGEMENT SYSTEM IMPROVEMENT by examples of confectionery branch
R. D. Bekmuratov, Center of social and labor adaptation and professional orientation «Yasenevo»
This article considers the formation of confectionery enterprises adaptive management system. It shows the necessity of adaptive management strategy formation at enterprises, defines its main differences from other strategies. The article suggests creation of adaptive management service in enterprises' organizational structure. The author provides the main aims, functions and algorithm of activity.
Key words: adaptation enterprise, management system, development strategy, the development of the confectionery industry, external and internal environment, adaptation to changing conditions.